чехов о любви о чем суть рассказа
В чем смысл рассказа «О любви» Чехова
Произведение «О любви» было написано А.П. Чеховым в 1898 году. Именно этот рассказ стал завершающим в «Маленькой трилогии». Автор в своей книге вынес приговор всему общественному укладу, который отодвигает на второй план истинные желания людей. Персонажи лишены права на счастье. О чем же заставляет задуматься А.П. Чехов после прочтения произведения «О любви»?
Смысл названия книги «О любви» А.П. Чехова
В небольшом произведении затронуты темы, которые можно отнести к вечным. Недостижимость счастья, влияние общественного мнения, осуждение окружающих. Почему же А.П. Чехов назвал свой рассказ «О любви»? Для автора большое светлое чувство являлось показателем счастья. Нельзя противится своим желаниям. Любовь — это стимул для новых свершений. Это чувство словно глоток свежего воздуха.
Смысл названия книги А.П. Чехова в том, что именно благодаря любви человек чувствует, что живет. Серое тоскливое существование никого еще не сделало счастливым. Однако важно помнить, что любовь не подчиняется никаким законам. Человек либо испытывает влечение к другому, когда его сердце начинает биться быстро-быстро, либо нет.
Смысл произведения «О любви» А.П. Чехова
Центральной темой книги «О любви» драматурга и писателя А.П. Чехова является тема настоящего человеческого счастья и о невозможности его достижения. Персонажи автора живут в привычном для них ритме. Их существование можно назвать комфортным. Никаких ярких событий, взлётов и падений. Все тихо, спокойно, однообразно. Даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не смогло выбить героев из привычной колеи. Никто из действующих лиц даже не собирается покидать зону комфорта. Их все устраивает. Только можно ли назвать такую жизнь насыщенной и счастливой?
Какую же основную мысль хотел передать А.П. Чехов своим читателям? Смысл произведения «О любви» заключается в том, чтобы каждый из нас осознал, что человек должен прислушиваться к зову своего сердца. Однако иногда наши сомнения, слабости не позволяют нам сделать этого. Писатель показал, насколько сильно люди зависят от общественного мнения. Воля героев подчиняется внешним обстоятельствам. Но автор также говорит о том, что все люди разные. Сильная, уверенная в себе личность не будет прислушиваться к окружающим, а будет принимать решения, руководствуясь исключительно внутренними убеждениями.
Алехин и Анна Алексеевна не смогли переступить через свои принципы, они проявили душевную слабость. Герои последовали за общепринятой моралью. Персонажи пожертвовали своим счастьем. Действующие лица убили в себе искреннее глубокое чувство. Они чётко знали и понимали рамки, которые нельзя переступать. Порядочность, ответственность за свою семью, доброта ещё не являются залогом счастья. Персонажам предстоит жить с призрачным ощущением счастья. Они самостоятельно лишили себя светлого высокого чувства, ради которого хотелось бы просыпаться по утрам и с надеждой смотреть в завтрашний день.
Смысл финала произведения «О любви» А.П. Чехова
Главные герои произведения «О любви» так и не познали истинного счастья. Алехин и Анна Алексеевна обрекли свою жизнь на страдания. Они упустили свой шанс стать счастливыми. Персонажи посчитали, что они не имеют права испытывать сильные чувства друг к другу. Анна Алексеевна была замужем за порядочным человеком, в их семье росло двое очаровательных детей. Несмотря на отсутствие любви в паре, супруги сохраняли доброе отношение друг к другу. Алехин же считал, что влюбиться в замужнюю женщину — это постыдно и неправильно.
Спустя время персонажи осознали, что между ними вспыхнула искра. Всеобъемлющее яркое чувство нельзя погасить, забыть о нем. Любовь не подчиняется законам и логике. Ее невозможно вписать в моральные рамки. Смысл финала произведения «О любви» заключается в том, что у каждого человека есть свои слабости. Нужно ли сопротивляться сильному чувству, или счастье нельзя рассматривать с позиции греха или морали? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если долго думать, анализировать, рассуждать, то мимо тебя пройдёт вся твоя жизнь. Когда человек настроен решительно, он не сомневается в своих поступков. Каждый из нас должен обладать стойкостью, мужеством и уверенностью в своих действиях, чтобы стать по-настоящему счастливым.
Анализ рассказа «О любви» (А.П. Чехов)
Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.
История создания
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Анализ рассказа Чехова «О любви»
Автор: Guru · 26.02.2018
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Вывод
О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».
«О любви»: краткое содержание рассказа Чехова. Что писать в сочинении
А.П. Чехов, «О любви». Краткое содержание рассказа, кратчайший пересказ. Анализ: герои и суть произведения. Тема рассказа, главное. Что писать в сочинении? 8 класс. Слушать аудиокнигу, читать полный текст.
«О любви» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».
Содержание
Кратчайшее изложение
Помещик Алёхин рассказывает, как был влюблён в замужнюю женщину, Анну Алексеевну. Ей он тоже нравился. Алёхин часто бывал у них с мужем в гостях и считался другом семьи. Но признаться друг другу в чувствах влюблённые не решались: было понятно, что ничего хорошего из их романа не выйдет. Годы шли, они молчали. Лишь когда Анна Алексеевна навсегда уезжала из города, Алёхин в поезде признался ей в любви и поцеловал. Со слезами они расстались навсегда.
Читать полный текст, слушать аудиокнигу
Аудиоверсия доступна на YouTube.
«О любви». Краткое содержание
Учитель Буркин и ветеринар Иван Иваныч гостят у помещика Алёхина. Он рассуждает о том, что любовь несправедлива: вот зачем горничная Пелагея влюблена в пьяницу-повара Никанора, который её бьёт? Затем Алёхин рассказывает, как сам был влюблён в замужнюю женщину. Дождливый день располагает к такого рода историям.
Павел Константиныч Алёхин приехал жить в имение после университета. Чтобы отработать долги, он стал трудиться с утра до ночи, сам вместе с крестьянами пахал и сеял. Быстро стало понятно, что времени и сил на чтение и прочие «культурные» привычки у него не остаётся.
Из деревни в город он выбирался лишь раз в пару месяцев, на заседание суда, потому что был выбран в почётные мировые судьи. В гостях у товарища председателя суда Лугановича Алёхин познакомился с его женой Анной Алексеевной. Ей было не больше 22 лет, и Алёхину сразу понравилась эта женщина — «молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная».
Павел Константиныч начал часто бывать у Лугановичей, стал другом семьи. Но сам Алёхин хорошо понимал, что это не дружба, а любовь. Он думал об Анне Алексеевне и мучился размышлениями: почему эта молодая и умная красавица вышла замуж за такого скучного мужчину и родила ему детей?
«Я всё старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка».
Было видно, что Алёхин тоже нравится Анне Алексеевне. Однако оба понимали, что эта запретная любовь не приведёт ни к чему хорошему. Они много разговаривали, но не признавались друг другу в чувствах; боялись признаться даже себе самим. Ведь что мог бедный помещик дать этой обеспеченной женщине? А она разве принесла бы ему счастье, бросив семью?
Время шло. У Анны Алексеевны было уже двое детей. Временами они с Павлом Константинычем ходили в театр. В последние годы знакомства её характер несколько испортился. Она стала раздражительна, не хотела видеть ни мужа, ни детей. С Алёхиным они в основном молчали, а при других людях она злилась на него и спорила с ним… Казалось, она была недовольна своей неудавшейся жизнью.
Всё закончилось, когда её мужа назначили председателем суда в другую губернию. Нужно было уезжать. В августе друзья провожали Анну Алексеевну в Крым, откуда она должна была вернуться уже в новый дом. Попрощаться с ней на вокзал пришёл и Павел Константиныч.
Алёхин последним зашёл в купе к Анне Алексеевне. Взгляды их встретились. Он обнял её, стал целовать и впервые признался в любви. Они простились навсегда. Поезд уже тронулся, и Павел Константиныч до ближайшей станции проплакал в соседнем купе. Домой он вернулся пешком.
Рассказ Алёхина окончен. Дождь перестал, выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч выходят на балкон. Обоим жаль этого умного и доброго человека. А ещё они думают, каким печальным должно было быть лицо Анны Алексеевны в минуту прощания.
Герои рассказа
Павел Константиныч Алёхин
Рассказчик и главный герой истории, провинциальный помещик. Человек с хорошим образованием, он добровольно занимается тяжёлым деревенским трудом. Сам Алёхин называет себя «кабинетным человеком», но объясняет так: «На имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на моё образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга».
Окружающим жаль, что такой образованный человек живёт в деревне, постоянно работая и нуждаясь в деньгах, а не занимается наукой или литературой, которые могли бы сделать его гораздо счастливее. Но такова, видимо, судьба порядочных людей вроде Алёхина: отвергать собственные желания и жить так, как велит совесть.
Алёхин — человек думающий и честный. Полюбив чужую жену, он не позволяет себе ни признаний, ни объятий, ни поцелуя. Он страдает от несчастной любви, но в то же время это его единственная отрада, и потому он всё равно регулярно бывает в доме у Лугановичей. Так он живёт годами, довольствуясь малым.
Лишь после расставания с Анной Алексеевной влюблённый Алёхин думает, что вёл себя глупо: в рассуждениях о любви нужно исходить не из приземлённых соображений вроде «счастья» и «несчастья», а из чего-то более важного. Может быть, стоило перестать размышлять и просто отдаться своему чувству? В любом случае, теперь это уже невозможно, и ему остаётся только вспоминать.
Анна Алексеевна Луганович
Возлюбленная Алёхина, жена товарища (то есть заместителя) председателя суда Лугановича. На начало истории ей около 22 лет, у них с мужем есть ребёнок. Супруг заметно старше Анны Алексеевны, ему уже за 40.
Алёхин описывает её как женщину красивую, умную, добрую и обаятельную. Каждый раз Анна Алексеевна производит на него «впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного».
Анна Алексеевна тоже полюбила Алёхина, ждала встреч с ним. Но понимала, что не может уйти к нему от мужа: «Ей казалось, что она уже недостаточно молода. недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь».
В последние годы их знакомства Анну Алексеевну явно что-то мучило: у неё часто бывало дурное настроение, она лечилась от расстройства нервов, «являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни». О чём она думала во время последней встречи с Алёхиным, неизвестно. Ясно лишь, что ей было очень горько.
Анализ. Что писать в сочинении по рассказу «О любви»?
«О любви» — самый лиричный рассказ из «Маленькой трилогии» Чехова.
Тема произведения — несчастная любовь. Помещик Алёхин задаётся вопросом: почему люди влюбляются в тех, с кем не могут быть счастливы? Он не находит ответа и считает, что нужно, «как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай».
Павел Константиныч и Анна Алексеевна нравятся друг другу. Но она замужем, и у неё ребёнок. Она не думает бросать мужа, а Алёхин, будучи честным человеком, не собирается уводить её из семьи. Поэтому их чувство обречено быть бесплодным.
Странные отношения Алёхина с Анной Алексеевной продолжаются несколько лет. Они и не друзья, и не любовники. Никаких перспектив у этого романа нет. Но именно эта любовь годами согревает и Павла Константиныча, и Анну Алексеевну. Без этого чувства и его, и её жизнь была бы пуста.
Перед расставанием мужчина и женщина задумываются о том, что всё могло бы быть иначе. Они могли бы забыть о долге и отдаться своей любви. Но стали бы они от этого счастливы? Они сами всегда понимали, что не станут. Однако человек устроен так, что неизбежно жалеет и о сделанном, и о не сделанном выборе. Из этого тупика нет простого выхода.
Зачем же вообще нужна такая любовь, которая не дает счастья? Ни у Чехова, ни у его героев нет ответа на этот вопрос. Любовь просто есть, и далеко не всегда легко отличить, чего в ней больше: блаженства или страданий. Не зря Алёхин говорит: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что “тайна сия велика есть”».