чехов говорил что краткость сестра таланта
Краткость — сестра таланта
Краткость — сестра таланта
Из письма от 11 апреля 1889 г. Антона Павловича Чехова (I860—1904) к своему брату Александру: «Ты написал пьесу? (. ) Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта» (Полн. собр. соч.Т. XIV. М., 1949).
Цитируется: как совет «(пишущему, говорящему) быть кратким, излагать только суть дела (шутл.-ирон.).
Смотреть что такое «Краткость — сестра таланта» в других словарях:
Краткость — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов
сестра — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? сестры, кому? сестре, (вижу) кого? сестру, кем? сестрой, о ком? о сестре; мн. кто? сёстры, (нет) кого? сестёр, кому? сёстрам, (вижу) кого? сестёр, кем? сёстрами, о ком? о сёстрах 1. Сестрой… … Толковый словарь Дмитриева
Краткость — Лаконичность (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного,… … Википедия
сестра — ы/; мн. сёстры, сестёр, сёстрам; ж. см. тж. сестрёнка, сестрица, сестричка, сеструха, сеструшка, сеструхин … Словарь многих выражений
сестра́ — ы, мн. сёстры, сестёр, сёстрам, ж. 1. Каждая из дочерей в отношении к другим детям этих же родителей. Когда я достиг двенадцатилетнего возраста, у меня уже было пять сестер, все моложе меня, а затем родился брат. Морозов, Повести моей жизни. 2.… … Малый академический словарь
сестра — ы; мн. сёстры, сестёр, сёстрам; ж. 1. Каждая из дочерей в отношении к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. брат). Старшая, младшая с. Родная с. Иметь брата и двух сестёр. С. мужа, жены. Доводиться сестрой кому л. Лишиться… … Энциклопедический словарь
Лаконичность — (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное (по качеству) от… … Википедия
Лаконизм — Лаконичность (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного,… … Википедия
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ — Стиль это человек. Дионисий Галикарнасский, а за ним Жорж Луи Бюффон Удивительна сила сопротивления, которое оказывает человеку бумага. Ян Мыслэк Фразы сочиняют за неимением мыслей. Жан Кондорсе Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых… … Сводная энциклопедия афоризмов
Лапидарность — Исаакиевский собор в Санкт Петербурге; северный фронтон «Воскресение Христа» (XIX … Википедия
Краткость — сестра таланта
Слова русского писателя Антона Павловича Чехова (1860 – 1904) из письма к своему брату Александру Чехову 11 апреля 1889 года, Москва :
Близкую мысль писатель высказывал неоднократно:
В письме брату Александру Чехову 4 января 1886 г. Москва :
«Не позволяй также сокращать и переделывать своих рассказов. Ведь гнусно, если в каждой строке видна лейкинская длань. Не позволить трудно; легче употребить средство, имеющееся под рукой: самому сокращать до nec plus ultra <до крайней степени (лат.).>и самому переделывать. Чем больше сокращаешь, тем чаще тебя печатают. Но самое главное: по возможности бди, блюди и пыхти, по пяти раз переписывая, сокращая и проч., памятуя, что весь Питер следит за работой братьев Чеховых. «.
В письме M. В. Киселевой 29 сентября 1886 г. Москва :
В письме М. В. КИСЕЛЕВОЙ 14 января 1887 г. Москва :
«Вообще маленькие вещи гораздо лучше писать, чем большие: претензий мало, а успех есть. что же еще нужно? «.
В Письме И. Л. ЛЕОНТЬЕВУ (ЩЕГЛОВУ) 22 января 1888 г. Москва :
Цитаты с близким значением
— Цитата из трагедии «Гамлет, принц датский» (пер.М.Лозинский, 1933) английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Слова Полония, обращенные к Королю и Королеве.
— Цитата из сочинения «Искусство поэзии» французского поэта и теоретика классицизма Никола Буало (1636 – 1711) (песнь 2, стих 94).
— Цитата из заметки «О русской прозе» (1822 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).
— Слова французского ученого, философа и писателя Блеза Паскаля (1623 – 1662) из книги «Письма к провинциалу, или Письма Людовика Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике иезуитов» (1657 г.).
Краткость — сестра таланта?
Все мы знакомы с фразой А.П. Чехова «краткость — сестра таланта».
Фраза – «крылатая», пользуются ею часто. Взята она из письма к старшему брату Александру Чехову, тоже писателю и драматургу. Это профессиональный разговор двух людей, создающих пьесы. Именно относительно драматургии уместна фраза «краткость – сестра таланта».
Кто сказал, что ею можно руководствоваться при описании чувств, природы, портрета героя? А как же тогда «Война и мир» Льва Толстого?
И совсем неудивительно, что подобную мысль высказывал задолго до Чехова еще один гениальный драматург – Вильям Шекспир, он назвал краткость душой ума.
Легенды рассказывают о спартанцах, славившихся в веках умением излагать мысли кратко, как никто другой. Так, отец Александра Македонского, Филипп II, тоже известный завоеватель, подойдя к стенам Спарты, стал, красуясь, призывать защитников города открыть ворота. Речь его пестрила союзом «если». Он говорил о том, что если горожане не подчинятся ему, если он будет вынужден брать город силой, если он пробьет проход войскам тараном и так далее… Он угрожал, любуясь собой. Спартанцы передали ему ответ, в котором было всего одно слово «Если».
Многие люди замечают в текстах, рассказах собеседника, да, и за собой одну очень интересную, но не очень приятную особенность построения этого самого текста или повествования. Она часто встречается у людей, которые много говорят или пишут ввиду своей профессии — это могут быть политики, журналисты, писатели, телеведущие и представители других специальностей, связанных с частым и разнообразным общением.
Правда, не всем эта особенность играет на руку — иногда слушателям просто надоедает переваривать этот витиеватый набор многочисленных слов, не несущих в себе глубокого смысла.
Как правильно выстраивать линию беседы, презентации или рассказа, чтобы не запутать себя и всех остальных? Вот несколько основных правил:
У тех, кто не умеет справиться с собственными словами, в голове, обычно, такая же каша. Если человек не умеет правильно выразить мысль, то велика вероятность того, что его мысль такая же недодуманная и сырая. Человек с четким логическим мышлением умеет разложить все по полочкам быстро и аккуратно. А значит, прежде чем начинать, нужно додумать до конца мысль, причесать ее, отщипнуть все ненужное и потом уже приносить в материальный мир.
2. Строгая композиция
У каждого хорошо продуманного текста или речи всегда существует четкая структура, следуя которой, автор не отклоняется от главной идеи. Если есть возможность заранее продумать все, что хотите сказать — продумывайте, обозначайте тезисы, пишите план. Со временем вы научитесь структурировать текст в уме, быстро и без подготовки.
3. Не бойтесь резать!
Таков совет начинающим писателям, который подойдет всем. Конечно, жалко уничтожать плоды своей работы — вы же ведь старайтесь. Но не бойтесь — научитесь безжалостно выбрасывать и вычеркивать все, что вызывает сомнения и кажется не самым важным. Больно, но надо.
Действительно, краткость — сестра таланта, но всегда ли? И правда, этой крылатой фразой часто прикрываются люди ленивые, которые сделают дело лишь бы как, а свои недоделки объясняют «краткостью». Краткости тоже должно быть в меру — убирая все несущественное, нужно учиться оставлять важное, а не обрезать палец вместе с ногтем.
Краткость — это труд, заставляющий выверять каждый шаг и проверять важность каждой детали. И вот тогда, когда остается только самое необходимое — это и есть идеал.