чехов что почитать взрослому человеку
Самые интересные произведения Чехова
Антон Павлович Чехов очень уважаемый человек в литературных кругах своего и нашего времени. Его биография впечатляет, а когда немного больше узнаешь о жизни писателя, отношение к нему меняется в лучшую сторону. Мы на нашем сайте боремся с невежеством, поэтому сейчас будет экскурс в жизнь Чехова и рассказ о его главных достижениях в литературе.
Все вы знаете, что Антон Павлович писал короткие поучительные рассказы; если вы не прогуливали уроки зарубежки, то, может, и слышали о них краем уха. Мало кто знает, что Чехов был еще и драматургом, именно он стоял в строю тех, кто создал современную трагикомедию, а его пьесы стали визитной карточной российской драматургии.
Новаторский взгляд, направленный в будущее, привел к тому, что Чехов активно развивал русскую литературу. Прием «поток сознания» уже был придуман зарубежными писателями, но использоваться начал в произведениях Чехова. Что это такое?
Ну, это когда ты думаешь мысли, они прыгают хаотично в голове и ты их быстро записываешь на бумагу. Звучит не очень, но в произведениях такой прием позволяет лучше понять действия главных героев. Думаю, пока что вам достаточно информации для одного раза, а то так и голова взорваться может. 🙂 Так что перейдем к основной теме статьи.
Лучшее из творчества Чехова
10. «Каштанка»
Всегда учитесь ценить то, что у вас есть и то, что вы любите. Всегда бывает лучше, интересней, ярче, забавней, но эйфория быстро проходит и вещи перестают быть такими идеальными, как мы представляли. А потом начинает просыпаться память и стукать в сознание; мол, помнишь, там было не сахар, но тебя любили и ты любил. Наверное, сейчас ничего не понятно, но обещаю объяснить ситуацию.
Жила-была Каштанка, собачка, смесь таксы с дворнягой. Это ведь и не обязательно быть идеальным, чтобы быть любимым. Так вот, ее хозяин не так хорошо к ней относился, как мог бы, но она была предана ему и любила его.
И как-то Каштанка потерялась, но ее нашел и подобрал добрый человек, циркач. Он ее приютил, кормил и начал дрессировать, в надежде сделать собаченку звездой цирка. Все было отлично, пока собака на самом ответственном моменте выступления не заметила старых хозяев и не побежала к любимому человеку.
Может, это история о собачьей верности, которой не хватает людям, а может, о том, что те люди, которые делают нам добро, часто просто хотят на нас нажиться и использовать?
9. «Толстый и тонкий»
Кто не ходит на встречи выпускников — поднимите руку. Ох, какие молодцы! А почему вы этого не делаете? Да потому, что подобные «сборища» — это способ показать, кто круче, успешнее, выглядит моложе, зарабатывает больше, а кто уже успел родить троих детей и развестись два раза.
Обходить подобные «сборища» — отличный способ сохранить много нервов, уже потраченных на ненавистную работу, но все же бывают случаи, когда ты встречаешь давнего знакомого прямо посреди улицы. Тут уже не отвертишься. Толстый и тонкий тоже не разминулись на железнодорожном вокзале и у них получился забавный диалог…
8. «Три сестры»
Кто-нибудь хоть когда-нибудь встречал в своей жизни женщину, которую всё бы устраивало и она себе сидела счастливая да помалкивала? Нет таких. Даже, если Вам покажется, что Вы такую знаете, подождите еще немного и поймете, что я права. Много психологов, мыслителей и учёных людей пытались объяснить это, но психология женщины настолько сложная, что проще нас любить и не пытаться понять, это невозможно. (Секрет: женщина сама себя не понимает)
Так к чему я это все говорю? «Три сестры» — это история о целых ТРЕХ женщинах, которые не знают, чего хотят. Они до ужаса скучают за столицей, ибо провинциальная жизнь им наскучила: одну достала работа в гимназии (видно, детки уже тогда были не сахар), вторую не устраивает супружеская жизнь, а третья вообще мечтает о супермужчине, который ворвется в ее жизнь и сведёт ее с ума.
Время идет, а человек не меняется, желания всё те же. Здесь-то Антон Павлович с его острым умом решает показать, что скучная обыденность — не самое худшее, что может случиться. Прекрасные дамы встречают нескольких людей, которые вносят изменения в их жизнь. Насколько хороши эти перемены и принесут ли они радость.
7. «Вишневый сад»
«Вишневый сад» — это пьеса, которую поистине считают одной из лучших произведений Чехова в драме, а с филологами лучше не спорить, эти люди готовы Вам горлянку перегрызть за орфографические ошибки, оставьте им немного радости в жестоком мире «свободных касс» Макдональдса…
Так вот, люди, работающие не по специальности, любят знаете ли ковыряться в произведениях и восхищаться ими. И Чехов правда заслужил всю эту похвалу. У произведения много образов-символов.
Вишневый сад — это дворянская Россия до смены правительства, и этот сад вырубают, а дворянские гнезда распадаются. Можно смело сказать, что этот сад и есть главный герой. Такая себе фишка Чехова, главный персонаж — не человек, а целая страна и ее порядки.
Достаточно оригинально построены диалоги. На поставленный вопрос следует совсем другой, не логичный ответ, с целью показать, что герои не слушают друг друга и не понимают. Пьеса с глубоким психологизмом, подтекстом, смыслом между строк, написанная действительно в чеховском реалистичном стиле. Сюжет узнаете сами, наслаждайтесь.
6. «Хамелеон»
Хотите получше понять ментальные особенности русского народа — читайте Чехова. Его герои не идеальны, в отличии от персонажей других писателей, они настоящие, со своими бзиками и странностями, именно поэтому произведения Антона Павловича так полюбились.
Все знают, кто такой хамелеон — животное, которое меняет свой цвет и маскируется под цвет среды, к которой находится в надежде спасти свою жизнь от хищников. Достаточно полезный навык, скажете Вы и будете правы. Так поступают, к сожалению, не только животные, но и люди.
Желание всегда выглядеть выгодно и хорошо на фоне других, так, чтобы и мнение твое всем нравилось и за слова/действия твои тебя хвалили. Кто окажется в подобной ситуации в рассказе Чехова, как человек с суперспособностью «хамелеон» выкрутится из ситуации и ждут ли его какие-то последствия.
5. «Лошадиная фамилия»
Антон Павлович в своих произведениях оставлял место и для доброго, жизненного юмора. Ведь жизнь — процесс сложный и часом у каждого из нас случались курьезы. Например, выпадет слово из головы и никак уж не вспомнишь, то тебе надо вернуться в какое-то место, что напоминает, то у мамы спросить элементарное слово, а тебе уже лет так 40. В общем, ситуации бывают всякие. А прибавьте к тугой памяти еще и сильную боль в зубе, а фамилию чудо-доктора не помните. Ну вот забыли, хоть ты тресни, но точно помните, что фамилия какая-то лошадиная…
4. «Дядя Ваня»
Как я ранее упомянула, Чехов многое внес и в российскую драматургию. Выбирал он истории достаточно жизненные и реалистичные. Почему их можно читать и сегодня? Потому что Чехов писал про браки по расчету раньше, чем это стало мейнстримом. 🙂
Сначала Серебряков Александр Владимирович женится на женщине с хорошим приданым, а потом получает дорогую усадьбу в наследство после кончины жены. Будучи уже профессором в отставке, он женится на молодой 27-летней женщине, утверждающей, что она его любит без ума и памяти. С этой семейкой и заведующим усадьбой, братом покойной жены Серебрякового — дядей Ваней познакомитесь на страницах книги.
3. «Дама с собачкой»
Иногда в отношениях между мужчиной и женщиной проходит трещина. Причин может быть много и с годами совместной жизни они накапливаются, превращаясь в огромную такую гирю, которая душит одного из них. Понятное дело, он или она чувствуют себя несчастными и появляется желание сбежать от обыденной рутинной жизни.
Главные герои рассказа так и поступили. Дальше все было, как в песне Бумбокса — «За буйки»: «Это было как сон, только наяву…» Двое женатых человека наплевали на свадебные клятвы и обещания, влюбились друг в друга по уши, считая, будто это и есть та настоящая любовь, которой так не хватало в их жизни…
2. «Человек в футляре»
Вот знаете есть такие люди, которые вечно чего-то боятся, как ошпаренные? И не важно, будет это паук в углу комнаты, разрисованный клоун в стиле Джокера или выплата по ипотеке. 🙂 Как говорится, у каждого свои тараканы в голове, но иногда, человек слишком запуган внешним миром, что существование в нем становится для него сплошным ужасом.
Главный герой рассказа пытался как можно сильней оградить себя от внешних раздражителей, слегка походит на Шелдона Купера из «Теории большого взрыва», но даже Шелдон не прятал все свои вещи в своеобразные чехлы, чтобы защитить их.
Есть ли смысл говорить, что у человека пошел конкретный нездоровый сдвиг в голове? Думаю, это и так понятно, но автор хочет, чтобы мы поняли, насколько глубокий психологизм поднимается в рассказе, плюс, Чехов точно не поднимает на смех эту привычку человека, а дает нам возможность понять логику героя.
Насколько хорошо Беликову удалось достичь цели и защитить себя от внешнего мира, было ли это хорошо, а, может, плохо — узнаете сами.
1. «Палата №6»
Помните себя в первый день на новой работе, которая по идее должна была вам очень нравиться? Ну, этот момент, когда ты на столе тридцать раз поправляешь стаканчик с карандашиками и раскладываешь красиво принадлежности, чтобы все посмотрели и подумали, какой вы аккуратный человек, ну или педантичный идиот с замашками перфекциониста…
Так вот, главный герой повести пришел работать доктором в психиатрическую больницу. Звучит, как начало американского триллера, но все слегка лучше. Больница рассыпается в буквальном смысле слова, пациенты подхватывают болезни, ведь кругом царит антисанитария, а самое обидное, что никому до этого нет никакого дела.
В конечном итоге, доктор опускает руки и сдается, а в это время ему встречается очень интересный собеседник из душевнобольных пациентов, который втягивает и отвлекает долгими разговорами. Читатель тоже становится частью разговоров, оценивает ситуацию, узнает тайны и решает загадки.
5 самых трогательных рассказов Чехова
Выходец из народа, потомок родовых крестьян, что выкупили себя и стали купцами, Антон Павлович Чехов закончил медицинский университет, занимался врачебной практикой и параллельно писал рассказы. Вроде бы ничего особенного, в тот период времени тысячи людей тяжело трудились, а в свободное от работы время тратили чернила на свою прозу — однако к концу 1880-годов Чехову соблаговолил успех, за ним пришла известность, а уже спустя пятнадцать лет, буквально после его смерти, он был причислен к знаменитым писателям, а произведения его открыто причисляли к одним из лучших шедевров русской литературы.
О том, что он выделился из тысяч других заурядных писателей коротких рассказов, говорит и его непростое отношение с «коллегами по цеху». Многие фельетонисты его просто ненавидели; они завидовали ему и не могли понять, как из под его руки с такой лёгкостью один за одним выходили шедевры — ведь написать ничего подобного они не могли, даже потратив на это всю свою жизнь. Однажды после публикации знаменитого рассказа«Палата №6» Чехову пришло одно язвительное письмо: «Ваш рассказ есть уже на каждой полке книжных магазинов», — писал его автор, а дальше намекал, что рассказ — просто хамство и плевок на достоинство всех менее талантливых писателей.
Но что же позволило Чехову выделиться и без особого образования писать в коротком жанре прозы лучше сотен тысяч писателей, которые жили до и после него и тратили на своё творчество столько же времени? Конечно, не секрет — его особенностью была предельная лапидарность: в свои лаконичные тексты он вкладывал столько смысла, сколько у иных не умещалось в целые романы, а уникальная плотность его художественных описаний впечатлила далеко ни одну сотню миллионов читателей. Но это было присуще не ему одному, — однако множество таких же лаконичных писателей не получило подобной известности и затерялось под песками истории.
По мнению некоторых литературоведов, основная черта гениальности Чехова состоит в уникальной психологичности его творений. Именно она, в сочетании оглашёнными выше особенностями его стиля, даёт незабываемый художественный, литературный эффект. В его рассказах нет материальных предметов, нет действий — есть только люди, их отношение к ним, их эмоциональная жизнь. Охранник консерватории уходит из парикмахерской с наполовину бритой головой, потому что в голове парикмахера разыгралась чувственная драма; наследник знаменитых купцов хочет убежать от своих миллионов, потому что с детства ненавидел алчную купеческую жизнь; вдова плачет от рассказа студента семинарии: она ощутила на себе тоску отрекшегося от Иисуса Петра.
Поистине, Чехов писал не просто рассказы, а самые настоящие картины из букв; некоторые его творения можно перечитывать десятки раз — и всегда возникает ощущение, как после созерцания полотен талантливого художника или после прослушивания трогательных нот фортепьяно, — ведь его проза звучит. Рассказы этого автора раскрываются через мелочи, и он описывал эти мелочи настолько живо и нежно — так, что читателю они представляются, словно наяву. Каждая из мелочей имеет эмоциональную взаимосвязь с чувствами описываемых героев; дотрагиваясь до струн души читателя, она даёт свой, особый звук и заставляет читателя почувствовать всю атмосферу рассказа уже не просто разумом, а всем сердцем.
1.«Анна на шее». Рассказ начинается со свадьбы молодой бедной девушки, которая вышла замуж за чиновника. Свадьба была дешёвая и скромная, несмотря на то, что чиновник очень богат. Отец девушки, обнищалый учитель, бежит за поездом и, расплёскивая вино из стакана, кричит: «Горька! Горька! Счастья невесте!», — но сам он пьян и растерян, ведь он понимает, что дочка его из-за своей бедности «продалась», продалась человеку жадному и алчному, пузатому чиновнику, и всё это только лишь ради того, чтобы прокормить своих маленьких братьев; и всё, что он может сделать в своём бессилии перед жизнью — это только наигранно кричать поздравления, а затем напиться ещё больше, забыться и упасть. Но жизнь идёт своим чередом: молоденькая девушка живёт с чиновником, она запугана и почти что забита, она носит своим маленьким братьям объедки со стола и в свободное от досуга время занимается мелкой благотворительностью. Однако на одном бале её замечает светская публика, чуть позже сам губернатор начинает приглашать её на обеды, и она понемногу привыкает чувствовать свой общественный вес. Скоро она становится настоящей светской дамой, львицей в хрупком девичьем теле; её муж теряет перед ней авторитет, она тратит все его сбережения «направо и налево»; теперь она его даже не боится. Один из коллег чиновника как-то шутит: «У Вас не награда(прим.: Орден Святой Анны) — у Вас жена, Анна, на шее».
2.«Дама с собачкой». Усталый от жизни гуляка по фамилии Гуров приезжает в Ялту отдыхать. Он часто видит на берегу молоденькую даму с собачкой, — а ему и не прочь бы завести курортный роман. Ведь жене он уже давно изменяет, да и жена у него совсем не та, чтобы её нельзя было обманывать — гордая, глупая женщина с несимпатичной физиономией, она сама давно уже знает об его изменах и намёками позволяет ему «гулять». Роман этот закончился быстро, но почему-то Гуров всё продолжает о ней вспоминать, — об этой маленькой даме, с собачкой. Влюблённость? Неужели? В его-то сорок с лишним лет. У него были десятки других девушек, но ни с одной такого не было. Однако это чувство никак не хочет его покидать. Страдания и внезапная любовь заставляют его по-другому взглянуть на жизнь: он видит, что прожил её бессмысленно, потратил на пьянство, игры, пустые разговоры ни о чём. Жизнь среди людей начинает удручать его, он не может больше видеть «свиные» и безучастные ко всему лица своих друзей и коллег; он сам себе он признаётся: » И чувствуешь себя, словно в психиатрических палатах или арестантских ротах, ни никуда отсюда нельзя деваться и уйти.» Только любовь уже на склоне лет приносит в его жизнь хоть толику смысла.
3.«Шампанское. Рассказ проходимца.». Зима, степь, железнодорожный полустанок, — и ничего более. Главный герой несколько лет назад поставлен начальником этой маленькой станции, и вот всё это время его окружение — это некрасивая занудная жена и ещё пару подчинённых ему человек; даже его заместитель — и тот уехал в город из-за болезни. Он смотрит на поезда, какая-нибудь миленькая дамская головка, что промелькнёт в пролетающем окне, напоминает ему о большой жизни, о городе; а заснеженная белая степь «давит» его и видится ему не лучше, чем колорит заброшенного татарского кладбища. Жизнь потрачена ни на что, какое положение могло бы быть ещё хуже? Проезжие евреи травят его палёной водкой, жена постоянно плачет по пустякам — и он хотел бы куда-то бежать, но только бежать некуда. И вот перед праздником к нему приезжает его малознакомая молодая тётка. По одному её взгляду он видит, что она не из числа скромных девушек, — она из тех, кто не любит оставаться без любовного приключения. Стоило только его плаксивой жене выйти из комнаты — как он вспомнил романс «Как люблю я вас, Очи чёрные» и «опьянел»; всё полетело верхним боком к чёрту, жизнь подняла его безумных вихрем и понесла неизвестно куда. Так он очутился в «этом тёмном грязном переулке». Что могло бы быть хуже? — спрашивает он.
4.«Тоска». Старый извозчик работает в вечернем городе. Он, как и обычно, хмур, суров и молчалив, делает своё дело и не задаёт лишних вопросов; пассажиры смотрят на него, и не видят в нём ничего особенного — он для них простой русский мужик, крестьянин, выполняющий свои обязанности, для них он — всего-навсего простой извозчик, и даже не человек. Но на душе у извозчика тоска. Вдруг, пытаясь найти в своих пассажирах хоть каплю сочувствия и понимания, он обращается к ним, стыдливо и боясь резкого ответа, говорит: «Знаете, а у меня на этой неделе того. сын умер. «. Но люди не хотят его слушать. Вместо этого они кричат ему: «Быстрее, быстрее! Пррава держи! Чума старая, ты совсем не умеешь держать лошадь!» — однако ему совсем не до этого, всем нутром он пытается избежать переживаний и тоски, он хочет поведать кому-нибудь своё горе и не оставаться в одиночестве. Но людям его тоска не интересна: военный спешит по срочному делу, молодые гуляки летят к своим девушкам — и даже дают ему оплеуху, чтобы он ехал быстрее, — им важны лишь собственные мелкие дела, и совершенно никому не нет дела до трагедии чьей-то жизни. Люди не умеют обращать внимания друг на друга, им не важно ничего, кроме собственных мимолётных проблем сытого счастья, — намекает Чехов, — в этом и основная проблема морали всего человечества. В итоге извозчик обращается к своей лошади, только она может его понять, — и он видит это по её глазам. На этом недвусмысленно и проницательно заканчивается весь небольшой рассказ; возможность додумать его автор предоставляет самому читателю.
5.«Устрицы». Маленький мальчик и его чудаковатый отец стоят на одной из городских улиц. Отец борется со своими чувствами, никак не может преодолеть в себе скромность; он притрагивается до одежды проходящих мимо господ, хочет им что-то сказать, но когда они оборачиваются, он лишь сконфуженно говорит: «Извиняюсь. Это случайно». Дело в том, что отец переехал в этот город на службу — писцом, — но был уволен; и вот у них не осталось денег, несколько дней им совсем нечего есть. Мальчик из последних сил сопротивляется голоду, он с радостью съел бы свои ботинки и рваное пальто, если бы это было возможно. На вывеске какого-то трактира он видит надпись:«Устрицы», и задаёт отцу вопросы: «А что это такое? А этих устриц можно попробовать или съесть?» Они видятся ему какими-то сказочными жареными животными, похожими по вкусу на говядину или жареных куриц; потом, после описаний отца, ему представляется, что это страшная жаба — но в своих фантазиях он всё равно её ест. Вот отец не выдерживает и с криком кидается наземь: «Люди добрые, помогите! Нищие мы! Ребёнок три дня ничего не ел! Ну что же вы?!», а сынишка видит это и кричит: «Устрицы, устрицы! Дайте мне устриц!» Два серьёзных джентльмена замечают слова мальчика: «Ты серьёзно хочешь попробовать устриц?», — и ведут его в трактир. Под внимание пьяной толпы они ставят ему тарелку и. он начинает грызть ракушки. Толпа неистово гогочет.
Лучшие рассказы Антона Чехова
Каждый рассказ Антона Павловича Чехова – это шедевр. Он так красочно описывает истории из жизни России, высмеивая такие черты человека, как подхалимство, тщеславие, мздоимство, и с любовью рассказывает о простых бедных людях, зарабатывающих свои копейки потом и кровью. На нашем сайте вы можете читать онлайн произведения А.П. Чехова, а также другие шедевры русской классики.
«Каштанка»
Каштанка – это собака, которая потеряла своего хозяина Луку Александровича, столяра. Она бегает по улицам и никак не может его найти. Собачонка засыпает возле парадного, из которого выходит человек и ласково зовет ее к себе домой.
Он кормит Каштанку, и собака засыпает на матрасике у нового хозяина. У него, помимо Каштанки, есть еще гусь и кот, которые при виде незнакомки устраивают потасовку. А потом приводят еще и свинью, и начинается невообразимое цирковое представление. Собаке дают имя Тетка и начинают дрессировать, потому что человек работает в цирке клоуном под именем Мистер Жорж…
«Человек в футляре»
Рассказ этот об учителе греческого языка Беликове, который преподает в гимназии и выглядит более чем странно – он всегда ходит в калошах, пальто и с зонтом, даже если на улице во всю светит солнце. У него все вещи в чехлах, на носу темные очки, и дома он закрывается на все замки. Он живет как в футляре, боясь из него высунуть нос.
Но вот однажды с ним случается удивительная история. В гимназию приходит работать Коваленко — учитель географии и истории. У него красивая сестра Варенька, в которую влюбился даже Беликов.
«Дама с собачкой»
Дмитрий Дмитриевич Гуров, который отдыхает в городе Ялта уже месяц, на набережной встречает молодую симпатичную женщину с собакой породы шпиц. Он думает, что было бы неплохо завязать с ней курортный роман. Гуров знакомится с женщиной, зовут ее Анна Сергеевна, она замужем.
Их многое объединяет – несчастливый брак и отсутствие любви. Однако, вернувшись в Москву, Гуров понимает, что полюбил прекрасную даму из Ялты. Он решает поехать в город, где живет Анна Сергеевна, и видя отвратительную обстановку вокруг, понимает почему ей так плохо. Они начинают встречаться в Москве, тайком от своих семей, веря, что когда-нибудь все наладится.
«Хамелеон»
Россия, XIX век, маленький городишко, базарная площадь, толпа людей. К полицейскому Очумелову обращается Хрюкин, который занимается изготовлением золотых изделий, с окровавленным пальцем, который укусил щенок борзой.
За время выяснения обстоятельств инцидента, Очумелов выслушивает объяснения толпы по поводу происхождения борзой, и каждую минуту меняет мнение по ее наказанию, в зависимости от того, кому она принадлежит. Если генералу, то Хрюкин окажется сам виноват, если нет, то истребить собаку и немедленно.
«Толстый и тонкий»
Действие происходит на вокзале, где встречаются друзья детства. Один — тонкий по имени Порфирий, другой – толстый Миша. На лицах написано умиление и изумление, радость не знает границ. Порфирий вдруг вспоминает детство, гимназию, знакомит Мишу с женой Луизой и сыном Нафанаилом, и плавно переходит к сегодняшнему дню, где все неплохо. Он коллежский асессор, имеет «Станислава» и занимается вырезкой портсигаров из дерева.
И тут Миша начинает рассказывать о своей жизни, чем приводит в уныние Порфирия – у него должность тайного советника, две звезды и все прекрасно, отчего коллежский асессор уменьшается на глазах, начинает лебезить перед бывшим другом и называть превосходительством, чуть ли не согнувшись вполовину. Толстому неприятно, ведь они встретились как друзья, но Порфирия уже не остановить. Он сгибается в поклоне, жена слащаво улыбается, а сын расшаркивается…