чехов что читать в 6 классе
Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра)
Разделы: Литература
В 6-м классе предусмотрено изучение рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Чтобы расширить представление учащихся о ранних юмористических рассказах писателя, предлагаю провести литературную игру сразу по нескольким произведениям: рассказам “Пересолил”, “Мальчики”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”.
Вступительное слово учителя:
Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, подписанные псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего Брата, но чаще всего – Антоша Чехонте.
Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.
Как ни труден был быт в семье Чехова (семья жила достаточно бедно), братья и сестры росли веселыми, Антон вовлекал их в веселые забавы, выдумывал смешные игры, шутки. Антон Чехов был невероятно гостеприимным, хлебосольными человеком, ему всегда были интересны люди. Он обожал розыгрыши, любил дурачиться в компании, обожал рыбалку, лес, трепетно относился ко всему живому- цветам, зверям, людям.
Сегодня мы с вами постараемся понять, над чем смеется Чехов и мы вместе с ним, а что в рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках.
Основная часть урока:
Работаем по командам, 3 ряда – 3 команды(ребята заранее могут распределиться по командам), вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает на свой вопрос, то помогают другие команды, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рассказ “Лошадиная фамилия”
Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”. Как вы понимаете слова Чуковского: в чем секрет вечности юмористических рассказов Чехова?
Актуальны ли рассказы Чехова в наше время? (Можем ли мы встретить чеховских героев в наше время?)
Заключительный этап урока
Подведение итогов литературной игры, определение команды-победителя, вручение призов, выставление оценок.
Антон Чехов: Рассказы
Список сказок и рассказов:
Отзывы: 17
Я очень люблю читать рассказы Антона Чехова. Всегда поражаюсь, как можно было написать так, что спустя многие годы всё описанное им остаётся таким же актуальным и злободневным.
эти сказки и рассказы Антона Чехова очень красивые кода я их читаю я поражаюсь, когда читаю это.
я только увидела сказки Чехова. Вот я сейчас сижу и читаю сказку «О любви», какая она красивая.
У Чехова рассказы интересно читать
Мой любимый писатель. Будучий образованным, интеллигентным и при этом не надменным человеком он очень тонко чувствовал душу простого человека. Все его произведения, жизни героев настолько доступны пониманию и осознанию что порой складывается ощущение что написано про знакомого тебе человека. Одним словом его работы всегда актуальны, интересны и очень душевны.
У Чехова удивительный язык. Совершенно современный. Сколько раз читаю и каждый раз удивляюсь!
Мой любимый писатель юности. С возрастом перечитала, и удивилась тому, что в рассказах больше грусти, чем радости
Иногда думаю: Как здорово было бы быть современником Чехова! Вот сейчас, сегодня подружиться с этим человеком, пообщаться, подержать за руку… Посмотреть в его умные глаза.
Помочь победить эту ужасную болезнь..
44 года — это так мало, но сделать Чехов успел так много, на две жизни хватит!
Мой любимый писатель! Он потрясающий и неповторимый! А ещё я горжусь тем, что родилась в Таганроге, в том же городе, что и этот великий человек.
Чехов гениален. Его мудрые произведения проникают в самую душу. Я уверена, что это один из величайших писателей все времен.
очень интересно мог бы вечность читать
Антон Чехов: Рассказы: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Все рассказы Чехова для детей в одной подборке
Автор: Guru · 20.07.2018
Антон Павлович Чехов – один из самых популярных российских авторов за рубежом. Наибольшую известность он получил как драматург. Его пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», бесспорно, являются классикой мировой литературы. Однако это далеко не единственная грань его таланта. С его рассказами мы знакомы с самого детства, иногда даже не догадываясь, кто их автор. Антон Павлович много писал для детей, а ведь они — самые строгие критики.
Каштанка
Пожалуй, наиболее популярный детский рассказ Чехова, который даже был экранизирован студией «Союзмультфильм» в 1952 году. Собака теряет своих хозяев и оказывается на улице. Вскоре она попадает в дом к незнакомцу, который оказывается клоуном. Каштанка становится Теткой, знакомится с котом, свиньей и гусем, готовится к своему цирковому дебюту. Но на арене она узнает в зрительном зале своих прежних хозяев и возвращается домой.
Такая же ситуация произошла в реальной жизни с дрессировщиком Владимиром Дуровым, который и рассказал о ней Чехову. Вот, что он писал об этом:
Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать.
Белолобый
Ещё одна история о щенке, прозванном Белолобым за белый треугольник на лбу. Как-то ночью его утащила волчица, по ошибке приняв за ягненка. Он увязался за ней, попал в логово к волчатам и играл с ними. Несколько раз волчица хотела съесть щенка, но терпеть не могла собачьего запаха. Побежав за ней на охоту, Белолобый поднял лай возле человеческого жилья, оставив волчицу снова ни с чем.
Рассказ был опубликован Чеховым в сборнике «Детское чтение» в 1895 году. А в 2010-м был экранизирован режиссером Сергеем Серегиным в одноименном мультфильме.
Хамелеон
Многие детские писатели изображают мир взрослых с помощью животного мира, и Антон Павлович, в этом случае, не исключение. В его рассказах, как правило, в названии содержится отсылка к тому или иному представителю животного мира, помогающая понять, что же хотел сказать нам автор.
Рассказ «Хамелеон» повествует о полицейском надзирателе Очумелове, который пытается разобраться в шумихе на базарной площади. Какая-то собака нанесла «тяжелые увечья» пальцу Хрюкина, и Очумелову необходимо принять соответствующие меры. Но беда в том, что толпа не может определить бродячая это собака или генеральская, а бедный мужчина в точности как хамелеон, меняет свои указания, не обращая никакого внимания на объективные доводы.
Детвора
Один из лучших рассказов Чехова, по мнению Льва Толстого. Написан был в 1886 году, после встречи с полковником Б.И. Маевским и его очаровательными детьми – Аней, Соней и Алешей.
Рассказ представляет собой скорее наблюдение-зарисовку. Оставшись поздним вечером дома без взрослых, дети играют в лото. По-взрослому азартно, шумно, задорно. Чехову очень точно удается передать тонкости черт детских характеров.
Мальчики
Володя Королев – гимназист 2-го класса приезжает домой на рождественские каникулы. С ним вместе приехал и его приятель Чечевицын, но для сестер Володи он Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. Мальчики все время о чем-то перешептывались и вели себя скрытно. Подслушав их разговор, девочки узнают, что те задумали побег в Америку. Но осуществить план не удается; их возвращают домой из Гостиного двора ближайшего города.
Ещё один рассказ-напоминание о мире детства, где все возможно, если пожелать. Друзья всегда такие, что с ними хоть на край света. Побег в Америку легко осуществим, а девчонки портят мальчишкам все планы. Все горизонты открыты детскому воображению, и Чехов напоминает нам об утерянной способности безгранично мечтать.
Ванька
Ещё одна история, приключившаяся на Рождество. Девятилетний Ванька Жуков пишет письмо, в котором жалуется деду на несносную жизнь у сапожника Аляхина, у которого он живет учеником. Хозяева обижают мальчика, а подмастерья относятся к деревенскому новичку с ехидством. В письме он вспоминает жизнь с дедом в деревне и барышню, которая учила парнишку грамоте. Ванька просит деда приехать и забрать его, и подписывает конверт «на деревню дедушке».
Рассказ не похож на другие произведения Антона Павловича отсутствием юмора и ноткой грусти. Судьба несчастного мальчика, для которого новогоднее чудо не произойдет, глубоко трогает каждого читателя, заставляет переживать и сочувствовать.
Из подборки следует один простой вывод: Чехов пишет для всех. Про больших и маленьких, про людей и животных, про радость и грусть. Для детей его рассказы – своеобразная неустаревающая энциклопедия о мире взрослых. А для взрослых – путеводитель по забытым тропам детства.
Урок литературы в 6 классе «Юмористические рассказы Чехова»
МКОУ Коршевская СОШ
Муниципальный конкурс педагогических разработок по литературе
Урок внеклассного чтения по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А.П.Чехова»
Учитель русского языка и
литературы Саженина В. Е.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказам Антона Павловича Чехова
Тема: «Юмористические рассказы А. П. Чехова»
Тип урока: интегрированный урок
Выставка книг писателя
Презентация к уроку
Повторить и обобщить сведения о Чехове как человеке и писателе; знать содержание и героев рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, ирония
Понимать позицию автора и его отношение к героям, сатирический пафос произведений;
уметь пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских произведений; характеризовать героев и их поступки; точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос; развивать творческое воображение учащихся;
Воспитывать нравственные качества личности (доброту, сострадание, честность, искренность).
Мои рассказы смешные, но не веселые.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, этот год особенный: он объявлен Годом литературы, так как в 2015 году мы отмечаем юбилеи многих великих писателей и поэтов, в том числе и наших земляков. Своим земляком мы считаем и Антона Павловича Чехова, так как его отец и дед были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Вместе с Алексеем Сергеевичем Сувориным Антон Павлович приезжал к нам в село в 1892 году по голодному делу. В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. (слайд 2)
Мы подведем итог изучения творчества писателя в 6 классе, проверим, насколько хорошо вы запомнили произведения Чехова. На дом было задано прочитать как можно больше рассказов писателя.
Итак, мы начинаем урок внеклассного чтения, а проводить его будем вместе со Светланой Викторовной, библиотекарем из сельского Дома культуры.
II. Слово библиотекаря
-Здравствуйте, ребята. Мне хочется вместе с вами ещё раз прикоснуться к тонкому юмору великого писателя, вспомнить основные моменты его жизни и творчества, а итогом работы будет небольшая викторина.
III. Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге ( слайд 3 ) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, которая всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». (слайд 4)
В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую гимназию ( слайд5 ).
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру.(слайд 6) Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. (слайд7) В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета ( слайд 8 ) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). (слайд 9)
IV. Рассказ библиотекаря о первых произведениях Чехова и знакомство с различными изданиями книг писателя
Чехов студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических московских журналах: «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте ( слайды 10, 11 ).
VI. Беседа по содержанию рассказа «Смерть чиновника»
1. Пересказать, цитируя наиболее яркие моменты повествования. (слайд 14)
2. Проблемный вопрос: «Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
Дети говорят о чинопочитании, о том, что унижает человека.
3. Как Чехов борется с этими уродливыми явлениями в человеческой жизни?
Конечно же, он их высмеивает.
5. Унижал ли чиновника генерал?
Нет, он даже его успокаивал.
6. Почему же Червяков никак не может успокоиться после своего поступка? Чего он боится?
7. Отчего умирает чиновник?
Конечно же, от страха.
VII. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия»
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
VIII. Индивидуальные задания
1. Найти в словаре или в Интернете объяснение понятий «юмор» и «сатира». Что сближает, а что различает эти понятия?
2. Исходя из содержания термина «сатира», найти в рассказе «Смерть чиновника» изображение отрицательных сторон жизни в нелепом, карикатурном виде.
3. Кроссворд «А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»
1.2.3.4. Чем лечили зуб больному? 5. Фамилия, которую отгадывали. 6. Генерал. 7. Что говорил генерал о заговорах боли? 8. Одна из фамилий, которую называли домочадцы.
Ребята показывают домашнее задание. Им требовалось нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А.П. Чехова. Выступления учащихся по защите своих рисунков.
X. Слово учителя о сотрудничестве Суворина и Чехова
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу ( слайд 20 ). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 21 ). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» ( слайд 22 ).
XI. Слово библиотекаря Светланы Викторовны
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой ( слайд 23 ), где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей, открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
В 1898 году Чехов переехал в Ялту ( слайд 24 ), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан.
В 1904 году А.П. Чехов после продолжительной болезни умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве ( слайды 25,26,27 ).
XII. Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 28)
1. В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 29)
2. Какие учебные заведения окончил А.П. Чехов? (слайд 30)
3. Кем был по профессии Чехов? (слайд 31) (Врачом).
4. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (слайд 32) (Антоша Чехонте).
5. Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 33)
6. С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 34)
7. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 35)
8. С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 36)
9.Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 37)
10.Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 38)
Подведение итогов викторины. Отмечаются самые активные учащиеся.
Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе