бюджетные инвестиции и субсидии на капвложения в чем разница
Бюджетные инвестиции и субсидии на капвложения в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В чем принципиальная разница между бюджетными инвестициями по ст. 79 БК РФ и субсидией по ст. 78.2 БК РФ? Заключается ли разница только в том, что одной из сторон по государственному контракту выступает бюджетная организация как представитель публично-правового образования (ст. 79 БК РФ), а при предоставлении целевой субсидии бюджетная организация выступает от своего имени?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Статья 12. Субсидии и бюджетные инвестиции
В бюджете города предусматриваются субсидии муниципальным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). Из бюджета города могут предоставляться субсидии муниципальным бюджетным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий устанавливается администрацией города.
В решении о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается администрацией города.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению решением Совета народных депутатов о бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Предоставление бюджетных инвестиций муниципальному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличение его уставного фонда. Предоставление бюджетных инвестиций муниципальному унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, муниципальному автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, и осуществляется в порядке, установленном администрацией города. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
Осуществление бюджетных инвестиций из бюджета города в объекты капитального строительства муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) к муниципальной собственности, не допускается.
3. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием муниципального образования город Собинка в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Данные бюджетные инвестиции утверждаются решением о бюджете путем включения в решение о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.
Договор между администрацией города и юридическим лицом об участии муниципального образования город Собинка в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу решения о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для не предоставления бюджетных инвестиций.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений
Отличие инвестиций от капитальных вложений
Закон «Об инвестиционной деятельности. » от 25.02.1999 № 39-ФЗ (далее — закон № 39-ФЗ) в преамбуле дает определение инвестиций и капитальных вложений. Согласно определению, понятие «инвестиции» является более широким. Под инвестициями подразумеваются вложения денежных средств или активов, которые приравнены к денежным средствам, включая имущественные права и права, имеющие денежную оценку, в объекты предпринимательства или иной деятельности. Инвестиции совершаются в целях получения прибыли или полезного эффекта (абз. 2 ст. 1 закона № 39-ФЗ).
Капвложения — это один из видов инвестиций. В этом случае вложение денег (или иных активов) производится в основные средства (основной капитал), включая проектно-изыскательские работы (абз. 4 ст. 1 закона № 39-ФЗ).
Таким образом, отличие капвложений от инвестиций состоит в том, что капитальные вложения — это частный случай инвестиций, ограничивающийся вложениями в основные средства.
Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н утверждены ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которые распространяются на подрядные организации. При этом договоры подряда должны иметь срок исполнения более года либо срок исполнения, затрагивающий разные отчетные периоды. В то же время «строительство объектов» (чему посвящены ПБУ 2/2008) напрямую связано с капитальными вложениями. То, что для подрядной организации является «объектом строительства», для заказчика — объект капитальных вложений.
В бухгалтерском учете инвестиций в форме капитальных вложений у заказчиков строительства (до момента введения основных средств в эксплуатацию) необходимо руководствоваться положениями, регулирующими формирование внеоборотных активов (сч. 08). После ввода актива в эксплуатацию руководствуются положениями по учету основных средств (ПБУ 6/01).
ВАЖНО! С 01.01.2022 года обязательны к применению 2 новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Применять положения новых стандартов можно и раньше, закрепив такое решение в учетной политике предприятия. ПБУ 6/01 утратит силу.
Подробнее об изменениях, которые нужно учесть при применении новых стандартов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите беплатный демо-доступ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все нюансы нововведений.
На практике довольно много ошибок бухгалтеры совершают при оценке стоимости основных средств. Изучить этот вопрос вам поможет статья «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».
Инвестиционная деятельность в форме капвложений
Закон № 39-ФЗ устанавливает, что объектом инвестиций в форме капитальных вложений может быть вновь создаваемое имущество, а также имущество, модернизирующееся и относящееся к любому виду собственности: государственной, муниципальной, частной, общественной.
Субъектами инвестиций в форме капвложений являются:
Закон не запрещает совмещать роли субъектам инвестиционных отношений. Так, предприятие может быть одновременно и инвестором, и заказчиком, и подрядчиком. На практике очень часто встречается совмещение роли инвестора и заказчика. В случае договора генерального подряда генподрядчик выступает в роли заказчика (для подрядчиков, которых он привлекает) и в роли подрядной организации — перед заказчиком и инвестором строительства.
Сегодня государство влияет на инвестиционную деятельность в форме капвложений косвенно, изменяя налоги, вводя льготирование или, наоборот, дополнительное обложение, снижая или повышая уровень технического контроля в отдельных отраслях строительства.
Участники строительного рынка, а именно там осуществляются инвестиции в форме капитальных вложений, выступающие в роли подрядчиков, организовывают самостоятельный контроль качества строительства. Ответственность за возводимые здания, сооружения, за их соответствие техническим требованиям и стандартам сегодня полностью лежит на подрядных организациях, если не доказано, что вина за нарушение технических требований лежит на другой стороне (инвесторе, заказчике).
О том, как правильно в учете отразить капитальные вложения во внеоборотные активы, можно узнать подробнее из статьи «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Капитальные вложения в балансе
При составлении баланса предприятия, как правило, не выделяют в отдельную строку незавершенное строительство, которое в большей мере отражает состояние капвложений в процессе инвестиционного строительства. Но при условии, что незавершенное строительство составляет существенную часть активов, предприятие может показать этот актив отдельной строкой баланса (п. 6 ПБУ 4/99).
Строка 1150 «Основные средства» суммирует данные о земельных участках, объектах природопользования, зданиях, машинах и оборудовании, прочих ОС и о незавершенном строительстве. Состояние капвложений можно рассчитать, сравнив сумму по строке 1150 на начало периода с суммой по этой строке на конец периода.
Как заполнить строку 1150 «Основные средства» в бухгалтерском балансе, читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
О правилах составления баланса предприятиями на УСН можно подробнее узнать из статьи «Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?».
Итоги
Капитальные вложения — такой вид инвестиций, при котором создаются материальные ценности в форме зданий, сооружений, иных объектов основных средств, включая результаты проектно-изыскательских работ. В бухучете капвложения отражают по сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». В балансе капвложения включаются в строку 1150 в составе основных средств предприятия, а при существенности суммы — выделяются отдельной строкой.
Бюджетные инвестиции и субсидии на капвложения в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 июня 2018 г. N 03-07-11/38236 О применении НДС при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ, а также начислении в целях налога на прибыль организаций амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Однако при получении Обществом денежных средств через АО Корпорация увеличение стоимости государственного имущества происходит непосредственно у Корпорации за счет проведения дополнительной эмиссии акций в пользу Российской Федерации. Договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций непосредственно с АО не заключаются. Пакет акций АО, принадлежащий Российской Федерации, в ходе дополнительной эмиссии не увеличивается, т.к. эмиссия акций Общества осуществляется в пользу АО Корпорация. Соответствующее решение о дополнительном выпуске акций Общества зарегистрировано Центральным Банком Российской Федерации 22.01.2014 года.
Таким образом, АО не выступает прямым получателем денежных средств для реализации ФЦП.
Кроме того, бюджетным законодательством (ст. 80 БК РФ) определен порядок получения бюджетных инвестиций только в отношении прямых получателей.
На вышеуказанные денежные средства Обществом заключены договоры на закупку товаров, работ, услуг, поставщики и подрядчики являются плательщиками НДС.
Прошу предоставить письменные разъяснения на следующие вопросы:
1. Имеет ли право Общество принимать к вычету НДС по приобретенным товарам, работам (услугам) за счет указанных денежных средств?
2. Имеет ли право Общество начислять амортизационную премию по имуществу, приобретенному за счет вышеуказанных денежных средств?
3. Имеет ли право Общество, в случае предварительной оплаты покупки за счет указанных денежных средств брать НДС к вычету по авансам выданным с 01.07.2017 (ДТ68.02 Кт 76ВА)?
4. В каком периоде нужно восстановить НДС, если по покупкам, указанным в вопросе N 4 НДС взят к вычету в 3-м квартале 2017 года?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также начисления в целях налога на прибыль организаций амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Положения вышеуказанного пункта 2.1 статьи 170 Кодекса применяются также в случае, если после 1 января 2018 года налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до указанной даты.
В случае, если до 1 января 2018 года налогоплательщиком была перечислена предварительная оплата (частичная оплата) за товары (работы, услуги, имущественные права), принимаемые к учету после указанной даты, и источником указанной оплаты (частичной оплаты) являлись субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по такой предварительной оплате (частичной оплате), следует восстановить для уплаты в бюджет, поскольку на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса у налогоплательщика отсутствует право на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При этом восстановление сумм налога производится в первом налоговом периоде 2018 года.
На основании пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ этих юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, то таким обществам следует применять вышеизложенный порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль организаций, то в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, налогоплательщик вправе в отношении расходов по приобретению имущества, признанного согласно статье 256 Кодекса амортизируемым, применить амортизационную премию в порядке, установленном пунктом 9 статьи 258 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Обзор документа
Рассмотрен вопрос о применении НДС при получении налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а также о начислении в целях налога на прибыль амортизационной премии по имуществу, приобретенному за счет этих средств.
В частности, Минфин пояснил, что с 1 января 2018 г. при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а также при проведении капстроительства и (или) приобретении недвижимости за их счет с последующим увеличением уставного фонда унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юрлиц суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, вычету не подлежат. При этом НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров.
Данный порядок применяется также в случае, если после 1 января 2018 г. налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов до указанной даты.
О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС
Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Комментарий к Письму Минфина России от 26.04.2018 № 03-07-11/28474.
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация.
Налогоплательщик (АО) ведет строительство и реконструкцию объектов, в том числе реставрационные работы, подрядным способом. Инвестирует работы департамент городского имущества. Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой за акции дополнительного выпуска, переданные в собственность города).
Налогоплательщику (АО) потребовалось уточнение:
применяются ли требования п. 2.1 ст. 170 НК РФ, если бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а выполнение работ подрядчиками будет осуществлено в 2018 году;
можно ли включить НДС в первоначальную стоимость объекта ОС в целях исчисления налога на прибыль организаций?
Четкого ответа (как, к сожалению, это часто бывает) Минфин не дал. Так что будем разбираться вместе.
О вычете НДС
Начнем с вычетов НДС и для полноты картины число возможных ситуаций увеличим.
Итак, норма п. 2.1 ст. 170 НК РФ начала действовать 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяют с 01.01.2019 (п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). В соответствии с ней (абз. 1) суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ по приобретениям (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам) за счет бюджетных средств (субсидий и/или бюджетных инвестиций), вычету не подлежат.Это правилоприменяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда ГУП (МУП) или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абз. 2).
До введения в ст. 170 НК РФ обозначенного пункта (2.1), а также корректив в пп. 6 п. 3 (упоминаний о бюджетных инвестициях до 01.01.2018 здесь не было) налогоплательщик вправе заявить к вычету «подрядный» НДС по работам, принятым к учету в 2017 году, при наличии первичных документов и счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ). Во всяком случае, такой подход не противоречит позиции ФНС (см., например, письма от 13.06.2017 № СД-4-3/11120@, от 30.07.2014 № ГД-4-3/14870@) и Минфина (письма от 23.05.2013 № 03-07-11/18427, от 12.01.2012 № 03-07-11/05)
Но налогоплательщика интересовал иной случай: он обозначил, что бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а работы будут приняты в 2018 году.
К сведению: подход финансового ведомства к схожей ситуации изложен в Письме от 20.07.2017 № 03-07-11/46139. Здесь Минфин подчеркнул, что если заранее известно, что товары (работы, услуги), приобретаемые с 01.07.2017 (начало действия очередных правок в гл. 21 НК РФ, касающихся субсидий. С 01.07.2017 на основании пп. 6 п. 6 ст. 170 НК РФ обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, распространяется на случаи получения из бюджетов всех уровней (и субъектов РФ, и местных бюджетов) субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, будут оплачены за счет бюджетных средств, то НДС к вычету не принимается.
Заявить вычет НДС, предъявленного подрядчиками по работам, принятым в 2018 году, налогоплательщик не вправе, и основанием тому является п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Кстати, с начала текущего года специалисты финансового ведомства акцентировали внимание на действии этой нормы уже не раз (см. письма от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 19.04.2018 № 03-07-10/26407, № 03-07-10/26413).
Обратите внимание: положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ в полной мере распространяются на дочерние общества юридического лица, являющегося прямым получателем бюджетных средств, если такие средства внесены им в уставный капитал «дочек». Например, в Письме от 19.04.2018 № 03-07-10/26420 подчеркнуто:поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет данных средств, к вычету у данного дочернего общества не принимаются.
В этом же письме акцент сделан и на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ неприменяют. А вот на их «дочек» (застройщиков, не имеющих указанного статуса) это положение не распространяется.
И наконец, третья ситуация (именно на ней Минфин счел нужным остановиться в комментируемом письме): если организация в 2018 году получает бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных до 2018 года работ по строительству и реконструкции объектов ОС, суммы НДС по таким работам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 6 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Итог рассуждений (по возможным ситуациям) представим в таблице ниже.
Год, когда получены бюджетные инвестиции
Год, когда приняты к учету работы
Правила для исчисления НДС