бюджетная кампания что это
Проведение бюджетной кампании при формировании бюджета
После создания бюджетной модели в процессе формирования бюджета на будущий год следующим этапом становится проведение бюджетной кампании. К нему можно приступать после актуализации бюджетной модели, выявления участников процесса, определения целевых и макроэкономических показателей и составления календарного плана. Продолжительность бюджетной кампании обычно составляет от 1-го до 4-х месяцев и зависит от масштабов организации.
При ведении бюджета компании в системе бюджетирования 1С необходимо создать его версию на предстоящий год. При формировании бюджета с помощью MS Excel все необходимые для работы файлы должны быть предоставлены сотрудникам.
Участие подразделений в формировании бюджета на следующий год
Каждое подразделение формирует бюджет в пределах своей зоны ответственности, основываясь на целевых показателях и созданной бюджетной модели. Как правило, подразделения принимают участие в создании своих бюджетов, а также функциональных бюджетов для маркетинга, IT-службы, персонала и других.
Показатели будущего бюджета должны быть согласованы с руководством и переданы финансово-экономическому отделу, который проверит полученный бюджет на соответствии целевым параметрам и актуальность данных. Если будут выявлены отклонения, он может запросить разъяснения у компетентных лиц и обоснование причин их возникновения. Когда все подразделения предоставят необходимые для формирования бюджета сведения, должны быть созданы сводные бюджеты, а именно, бюджеты доходов, расходов и ДДС. Их также нужно сверить с целевыми параметрами. Облегчить рутинные задачи позволит внедрение системы бюджетирования с помощью программного решения от компании «ИТАН».
В подразделения должны быть направлены запросы об изменении показателей бюджета. В случае, когда готовится несколько вариантов бюджета компании, в системе бюджетирования 1С необходимо создать сценарные условия для каждого из них и подготовить план мероприятий при реализации негативного сценария.
На основании второго этапа формирования бюджета финансово-экономический отдел должен сформировать сводный бюджет и сверить его с целевыми показателями. Если они не будут достигнуты, может быть принято решение о новой редакции бюджета либо об оставлении его текущей версии.
Процесс утверждения и доведения показателей бюджета на следующий год до подразделений
С целью защиты будущего бюджета должен быть собран специальный бюджетный комитет или комиссия, в состав которой могут входить представители акционеров, руководитель предприятия и его заместители по некоторым направлениям. На защиту выносится как сам бюджет, так и способы его реализации, и планы мероприятий в случае развития пессимистического сценария.
Также необходимо предоставить материалы, обосновывающие возможность исполнения подготовленного бюджета, данные о том, как бюджет был исполнен в прошлом году, и другую информацию. Бюджетная комиссия должна рассмотреть подготовленный бюджет, принять решение о величинах целевых показателей и об их корректировке, если это необходимо. Далее должна быть проведена в 1С актуализация бюджета.
Факторы, которые необходимо учитывать при формировании годового бюджета
Уже сегодня наши специалисты
бесплатно проконсультируют
вас по теме:
Компания или кампания?
Слова «кОмпания» и «кАмпания» произносятся одинаково, хотя имеют разные значения. Гласные «О» и «А» — безударные, и их невозможно проверить, подобрав родственное проверочное слово. Из-за этого происходит путаница при выборе верного варианта написания: кАмпания или кОмпания. Чтобы запомнить, как правильно писать эти слова, нужно разобраться, в каких случаях употребляется слово «компания», а в каких – «кампания».
Как правильно пишется
Оба варианта написания верны, только употребляются в разных смыслах. Чтобы не сомневаться в том, как правильно в конкретном случае пишется это слово, нужно запомнить краткое правило соответствия смыслу: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
В чем разница
Оба этих слова пришли в русский язык из иностранных языков. Слово «кОмпания» происходит от латинского «companionem», поэтому пишется буква «О». Слово «кАмпания» происходит от французского слова «campagne», поэтому имеет букву «А».
Значение слова «компания»
В словаре русского языка Ожегова современного издания приводится два значения слова «компания»:
— группа лиц, проводящих вместе время;
— торговое или промышленное предприятие.
В значении «группа лиц» слово «компания» часто используется с эпитетом, конкретизирующим черты этой группы, например: дурная компания, компания подростков. Употребляя слово «компания» в значении «предприятие» или «организация», всегда указывают ее название или специфику: клининговая компания, транспортная компания.
Иногда в названии фирмы или организации используется фамилия ее главы или основателя, например «Петров и компания». В этом случае слово «компания» принято сокращать, используя знак К°. Значок К° произносится «ко». Примером организации с таким названием является издательство «Дашков и К°». Чтобы получить на компьютере символ °, нужно, удерживая клавишу Alt, набрать на малой (правой) клавиатуре цифры 0176, а затем отпустить Alt.
Обобщая, можно сказать, что компания – это группа людей, объединенных общей чертой, например:
— строительная компания – группа людей, которая занимается строительством объектов;
— молодежная компания – группа молодых людей, которые проводят вместе время.
Аналогичным образом, с гласной «О» пишутся родственные слова «кОмпаньон» и «кОмпанейский», а также сложное слово «кают-компания», образованное из двух слов. Кают-компанией называют общее помещение на судне для еды, отдыха, собраний.
Примеры предложений
Значение слова «кампания»
Слово «кАмпания» первоначально употреблялось применительно к военным действиям. Словарь русского языка Ожегова современного издания объясняет, что «кампания» в этом смысле – это совокупность военных операций, проходящих в одном месте (театр военных действий) в определенное время.
В дальнейшем слово «кАмпания» стали использовать в более широком смысле, подразумевая ряд действий, производимых для достижения определенной цели, например:
— предвыборная кАмпания – действия по подготовке выборов;
— рекламная кАмпания – действия с целью прорекламировать продукцию;
— уборочная кАмпания – действия с целью убрать урожай.
В настоящее время довольно часто встречается производное слово — «пиар-кАмпания». Оно происходит от английской аббревиатуры PR (Public Relations), которая произносится как «пи-ар». Public Relations в переводе — это «связи с общественностью».
Пиар-кампания – это комплекс мероприятий с привлечением СМИ, нацеленный на формирование положительного общественного мнения о ком-либо или о чем-либо, возбуждение интереса, роста популярности и т. п.
Поскольку пиар-кампания – это действия, то написание «пиар-кОмпания» будет неверным.
Примеры предложений
Заключение
Итак, правописание слов ко/ампания определяется их значением в контексте высказывания. Выбрать правильный вариант поможет краткое правило: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
К а мпания- это комплекс мероприятий, событий или совокупность военных операций.
Рекламная кампания.
Предвыборная кампания.
Военная кампания 1812 года.
Итак, проверочного слова в русском языке нет, но вы можете придумать и запомнить подходящее предложение:
К о мпания « О рбит» проводит рекламную к а мпанию в А нглии.
Рекламная к а мпания
Предвыборная к а мпания
Избирательная к а мпания
Приемная к а мпания в вузах
Посевная к а мпания
К а мпания в защиту животных
Аносов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской.
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)
Началась широкая кампания по разоблачению космополитов во всех областях искусства и науки, и Мандельштама объявили антипатриотом.
Василий Гроссман. «Все течет» (1955-1963)
Delivery Club уже не первый раз проводит громкие рекламные кампании.
Delivery Club перешел на личности // «Коммерсант» (2019)
Коммерческая к о мпания
Консалтинговая к о мпания
Страховая к о мпания
К о мпания приятелей
К о мпания девушек
Веселая к о мпания
За к о мпанию с кем-то
В 1867 году пароходная компания владела двенадцатью судами, из которых восемь было колесных и четыре винтовых.
Жюль Верн. «Двадцать тысяч лье под водой» (1869-1870)
Надя рассказала ей о компании, где она познакомилась с этим Ломовым.
Василий Гроссман. «Жизнь и судьба» (1960)
Гендиректор PSA Карлос Таварес с гордостью заявил, что его компания стала второй среди автогигантов по рентабельности.
«Кто встанет у руля нового автогиганта» // «Ведомости» (2019)
Что надо учесть при формировании бюджета предприятия на следующий год
Статья Елены Митрофановой в «Финансовом директоре»
Формирование бюджета предприятия на следующий год – важное событие, которое часто оборачивается серьезным стрессом для сотрудников финансово-экономических служб и производственных подразделений. Как организовать бюджетную кампанию максимально эффективно и с минимальным стрессом?
Процесс формирования бюджета состоит из следующих этапов:
Рисунок 1. Этапы формирования бюджета
Остановимся подробно на каждом этапе формирования бюджета.
Подготовка к бюджетной кампании
Подготовка к бюджетной кампании начинается, как правило, за 1-3 месяца до начала процесса планирования. В этот период необходимо:
I. Актуализировать бюджетную модель:
При формировании бюджета все изменения в бюджетной модели необходимо зафиксировать и внести во внутренние документы: положение о бюджетировании компании, альбом форм и т.д. Соответствующие изменения должны быть внесены в информационных системы и Excel-модели. Для этого необходимо подготовить задание на доработку ИТ-службе.
II. Актуализировать регламент бюджетного процесса.
Актуализация регламента необходима, если в компании произошли организационно-функциональные изменения: созданы новые подразделения, упразднены действующие, произведены операции слияния-поглощения. Возможно, произошло переименование подразделений, смена руководителей и перераспределение функций. Вся информация об изменениях должна быть учтена при формировании бюджета, подготовке приказов, распоряжений и других документов. Если в компании внедрена автоматизированная система согласования бюджета, то, как и в случае с бюджетной моделью, должна быть подготовлена заявка в ИТ-службу на внесение соответствующих изменений. Основанием для актуализации регламента могут служить внутренние распоряжения и приказы компании о проведении соответствующих изменений.
Если компания использует финансовую структуру и структуру места МВЗ (место возникновения затрат), они также должны быть актуализированы.
III. Актуализировать нормативно-справочную информацию.
К нормативно-справочной информации (НСИ) относятся статьи бюджетного классификатора, справочник структурных подразделений, перечень регионов, объектов, номенклатурные справочники товаров, услуг, нормы потребления и расходов ресурсов и другая информация, используемая в процессе бюджетирования. Также к этой категории относится другая нормативно-справочная информация, свойственная бизнесу вашей компании.
При актуализации НСИ часто требуются усилия не только финансово-экономических, но и других подразделений. Финансово-экономические службы должны играть в этом процессе инициирующую и координирующую функцию.
Об изменениях в бюджетном процессе необходимо проинформировать всех его участников. Для этих целей можно подготовить и разослать по электронной почте информационное письмо.
В зависимости от величины и степени проработанности методологии бюджетного процесса, подготовительный этап формирования бюджета может занять от 1 месяца до полугода. Необходимо соотносить объем предполагаемых изменений в бюджетном процессе и время на их проработку. Возможно, при нехватке времени часть вопросов по совершенствованию бюджетного процесса можно отложить на следующий период.
После того, как актуализирована бюджетная модель и сопутствующая информация, необходимо определить параметры (целевые показатели) бюджета на планируемый период.
IV. Целевые показатели.
Целевыми показателями бюджета обычно являются:
Перечень целевых показателей может отличаться в зависимости от типа компании и ее отраслевой принадлежности. Целевые показатели должны быть определены до начала бюджетной кампании и доведены до участников в качестве ориентира.
Целевые показатели определяются, с одной стороны, на основе пожеланий менеджмента компании, с другой стороны, на основе анализа результатов работы компании за предшествующий период. Финансово-экономическому отделу перед началом бюджетной кампании рекомендуется сформировать укрупненный прогноз на планируемый период, чтобы оценить достижимость целевых показателей. Учитывая нестабильность текущей экономической ситуации, целесообразно разработать несколько вариантов бюджета организации – оптимистический, пессимистический, реалистичный.
V. Макроэкономические показатели
На стадии подготовки бюджета также необходимо определиться с макроэкономическими показателями, которые будут использованы в расчетах. К ним относятся курсы валют, уровень инфляции, стоимость привлечения финансирования. Значения макроэкономических показателей могут быть установлены на основе прогнозов Минэкономразвития, ЦБ РФ, валютных бирж. Учитываются изменения в налоговом законодательстве – уточняются налоги, подлежащие планированию, а также их ставки.
VI. Календарный план бюджетной кампании
Обратите внимание: регламент носит общий характер, определяет общую схему взаимоотношений подразделений в бюджетном процессе и может не содержать конкретных дат. В связи с этим, помимо регламента целесообразно составить календарный план бюджетной кампании, в котором конкретизируются этапы и сроки подготовки бюджета в соответствии с календарем и особенностями кампании этого года (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Календарь формирования бюджета
Бюджетная кампания
Следующий этап формирования бюджета. После того, как актуализирована бюджетная модель, участники процесса, НСИ, определены целевые и макроэкономические показатели, составлен календарный план, можно начинать бюджетную кампанию. В зависимости от масштабов бизнеса бюджетная кампания может длиться 1–4 месяца.
Если бюджет организации ведется в информационной системе, то создается версия бюджета для нового года. Если бюджет ведется в Excel, то актуальные для работы файлы доводятся для всех участников процесса.
Подразделения компании формируют бюджеты в своих зонах ответственности, в соответствии с целевыми показателями и бюджетной моделью. Обычно подразделения участвуют в формировании бюджетов подразделений и функциональных бюджетов (ИТ, маркетинга, персонала и т.д.). Бюджетные показатели согласовываются с линейными и функциональными руководителями и затем передаются в финансово-экономические службы.
Финансово-экономические службы проверяют полученные бюджеты на соответствие целевым параметрам и на полноту информации. В случае выявления отклонений от целевых значений службы могут запросить разъяснения и обоснования их причин. После того, как все подразделения предоставили информацию для формирования бюджета, формируются сводные бюджеты – бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Они также сверяются с целевыми параметрами.
Если целевые показатели не достигнуты, то финансово-экономические службы проводят анализ причин отклонений. По результатам анализа вырабатываются рекомендации по оптимизации бюджетных показателей. Это могут быть указания о сокращении величины затрат на определенный процент или изменении входных расчетных параметров (курса валют, цен на готовую продукцию, объемов производства/продаж и др.).
В подразделения направляются запросы об изменении бюджетных показателей. Если принято решение подготовить несколько версий бюджета предприятия, то создаются сценарные условия для каждого варианта. Также готовится план мероприятий на случай перехода к бюджету по наихудшему варианту.
По результатам 2-й итерации формирования бюджета финансово-экономические службы формируют сводные бюджеты и сверяют их с целевыми показателями. Если целевые показатели не достигаются, то может быть принято решение о 3-й итерации секвестирования, либо принимается решение оставить текущую версию бюджета.
Утверждение и доведение бюджетных показателей до заинтересованных подразделений
Для защиты бюджета собирается бюджетный комитет. В его состав входят представители акционеров, генеральный директор, заместители генерального директора по функциональным направлениям.
На защиту выносится бюджет, варианты его реализации, план мероприятий на случай реализации пессимистического сценария. Также предоставляются обосновывающие материалы, результаты исполнения бюджета прошлого года и другая необходимая информация.
Бюджетный комитет рассматривает бюджет предприятия, принимает решения о значениях целевых показателей и вырабатывает решение по корректировке показателей.
Что необходимо учесть при формировании нового бюджета.
Что надо учесть при формировании бюджета предприятия на следующий год
Формирование бюджета предприятия на следующий год — важное событие, которое часто оборачивается серьезным стрессом для сотрудников финансово-экономических служб и производственных подразделений. Как организовать бюджетную кампанию максимально эффективно и с минимальным стрессом?
Процесс формирования бюджета состоит из следующих этапов:
Остановимся подробно на каждом этапе формирования бюджета.
ПОДГОТОВКА К БЮДЖЕТНОЙ КАМПАНИИ
Подготовка к бюджетной кампании начинается, как правило, за 1-3 месяца до начала процесса планирования. В этот период необходимо:
1. Актуализировать бюджетную модель:
При формировании бюджета все изменения в бюджетной модели необходимо зафиксировать и внести во внутренние документы: положение о бюджетировании компании, альбом форм и т.д. Соответствующие изменения должны быть внесены в информационных системы и Excel-модели. Для этого необходимо подготовить задание на доработку ИТ-службе.
2. Актуализировать регламент бюджетного процесса.
Актуализация регламента необходима, если в компании произошли организационно-функциональные изменения: созданы новые подразделения, упразднены действующие, произведены операции слияния-поглощения. Возможно, произошло переименование подразделений, смена руководителей и перераспределение функций. Вся информация об изменениях должна быть учтена при формировании бюджета, подготовке приказов, распоряжений и других документов. Если в компании внедрена автоматизированная система согласования бюджета, то, как и в случае с бюджетной моделью, должна быть подготовлена заявка в ИТ-службу на внесение соответствующих изменений. Основанием для актуализации регламента могут служить внутренние распоряжения и приказы компании о проведении соответствующих изменений.
Если компания использует финансовую структуру и структуру места МВЗ (место возникновения затрат), они также должны быть актуализированы.
3. Актуализировать нормативно-справочную информацию.
К нормативно-справочной информации (НСИ) относятся статьи бюджетного классификатора, справочник структурных подразделений, перечень регионов, объектов, номенклатурные справочники товаров, услуг, нормы потребления и расходов ресурсов и другая информация, используемая в процессе бюджетирования. Также к этой категории относится другая нормативно-справочная информация, свойственная бизнесу вашей компании.
При актуализации НСИ часто требуются усилия не только финансово-экономических, но и других подразделений. Финансово-экономические службы должны играть в этом процессе инициирующую и координирующую функцию.
Об изменениях в бюджетном процессе необходимо проинформировать всех его участников. Для этих целей можно подготовить и разослать по электронной почте информационное письмо.
В зависимости от величины и степени проработанности методологии бюджетного процесса, подготовительный этап формирования бюджета может занять от 1 месяца до полугода. Необходимо соотносить объем предполагаемых изменений в бюджетном процессе и время на их проработку. Возможно, при нехватке времени часть вопросов по совершенствованию бюджетного процесса можно отложить на следующий период.
После того, как актуализирована бюджетная модель и сопутствующая информация, необходимо определить параметры (целевые показатели) бюджета на планируемый период.
4. Целевые показатели.
Целевыми показателями бюджета обычно являются:
Перечень целевых показателей может отличаться в зависимости от типа компании и ее отраслевой принадлежности. Целевые показатели должны быть определены до начала бюджетной кампании и доведены до участников в качестве ориентира.
Целевые показатели определяются, с одной стороны, на основе пожеланий менеджмента компании, с другой стороны, на основе анализа результатов работы компании за предшествующий период. Финансово-экономическому отделу перед началом бюджетной кампании рекомендуется сформировать укрупненный прогноз на планируемый период, чтобы оценить достижимость целевых показателей. Учитывая нестабильность текущей экономической ситуации, целесообразно разработать несколько вариантов бюджета организации – оптимистический, пессимистический, реалистичный.
5. Макроэкономические показатели.
На стадии подготовки бюджета также необходимо определиться с макроэкономическими показателями, которые будут использованы в расчетах. К ним относятся курсы валют, уровень инфляции, стоимость привлечения финансирования. Значения макроэкономических показателей могут быть установлены на основе прогнозов Минэкономразвития, ЦБ РФ, валютных бирж. Учитываются изменения в налоговом законодательстве — уточняются налоги, подлежащие планированию, а также их ставки.
6. Календарный план бюджетной кампании.
Обратите внимание: регламент носит общий характер, определяет общую схему взаимоотношений подразделений в бюджетном процессе и может не содержать конкретных дат. В связи с этим, помимо регламента целесообразно составить календарный план бюджетной кампании, в котором конкретизируются этапы и сроки подготовки бюджета в соответствии с календарем и особенностями кампании этого года (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Календарь формирования бюджета
БЮДЖЕТНАЯ КАМПАНИЯ
Следующий этап формирования бюджета. После того, как актуализирована бюджетная модель, участники процесса, НСИ, определены целевые и макроэкономические показатели, составлен календарный план, можно начинать бюджетную кампанию. В зависимости от масштабов бизнеса бюджетная кампания может длиться 1–4 месяца.
Если бюджет организации ведется в информационной системе, то создается версия бюджета для нового года. Если бюджет ведется в Excel, то актуальные для работы файлы доводятся для всех участников процесса.
Подразделения компании формируют бюджеты в своих зонах ответственности, в соответствии с целевыми показателями и бюджетной моделью. Обычно подразделения участвуют в формировании бюджетов подразделений и функциональных бюджетов (ИТ, маркетинга, персонала и т.д.). Бюджетные показатели согласовываются с линейными и функциональными руководителями и затем передаются в финансово-экономические службы.
Финансово-экономические службы проверяют полученные бюджеты на соответствие целевым параметрам и на полноту информации. В случае выявления отклонений от целевых значений службы могут запросить разъяснения и обоснования их причин. После того, как все подразделения предоставили информацию для формирования бюджета, формируются сводные бюджеты — бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Они также сверяются с целевыми параметрами.
Если целевые показатели не достигнуты, то финансово-экономические службы проводят анализ причин отклонений. По результатам анализа вырабатываются рекомендации по оптимизации бюджетных показателей. Это могут быть указания о сокращении величины затрат на определенный процент или изменении входных расчетных параметров (курса валют, цен на готовую продукцию, объемов производства/продаж и др.).
В подразделения направляются запросы об изменении бюджетных показателей. Если принято решение подготовить несколько версий бюджета предприятия, то создаются сценарные условия для каждого варианта. Также готовится план мероприятий на случай перехода к бюджету по наихудшему варианту.
По результатам 2-й итерации формирования бюджета финансово-экономические службы формируют сводные бюджеты и сверяют их с целевыми показателями. Если целевые показатели не достигаются, то может быть принято решение о 3-й итерации секвестрования, либо принимается решение оставить текущую версию бюджета.
УТВЕРЖДЕНИЕ И ДОВЕДЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Для защиты бюджета собирается бюджетный комитет. В его состав входят представители акционеров, генеральный директор, заместители генерального директора по функциональным направлениям.
На защиту выносится бюджет, варианты его реализации, план мероприятий на случай реализации пессимистического сценария. Также предоставляются обосновывающие материалы, результаты исполнения бюджета прошлого года и другая необходимая информация.
Бюджетный комитет рассматривает бюджет предприятия, принимает решения о значениях целевых показателей и вырабатывает решение по корректировке показателей.