бюджет или контракт что это
Что выбрать: бюджет или контракт? Обзор разных ситуаций
«Быть или не быть?» — вот в чем вопрос. Но подобных вопросов у абитуриентов и студентов возникает масса: колледж или вуз, очно или заочно, бюджет или контракт и пр. Притом заметьте, каждый из них по-своему важен и уникален, а ответ на, казалось бы, однотипный вопрос будет зависеть от множества обстоятельств и факторов. Сегодня мы решили обсудить с Вами ситуации, которые разъяснят, когда и почему абитуриенты выбирают бюджетную и коммерческую основу обучения или почему некоторые студенты переводятся с бюджета на контракт и наоборот.
Условия поступления и обучения на бюджетной основе
Поступление на бюджет – более чем престижно, и невероятно сложно. Именно так считают поступающие и их родители, но на самом деле все не так громоздко и сложно.
Основные моменты при поступлении и обучении на бюджетной основе
Когда целесообразно подавать документы на бюджетное место? Давайте порассуждаем:
Если проанализировать статистические данные, то можно заметить следующую тенденцию:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди явных достоинств бюджетного профессионального образования можно выделить следующие моменты:
Несмотря на существенные достоинства, обучение на бюджетной основе не обходится без недостатков:
Условия поступления и обучения на коммерческой основе
Второй и наиболее доступной к освоению считается коммерческая программа при колледже или вузе. Здесь предполагается, что студент будет лично оплачивать образовательные услуги.
Изначально работодатели критиковали данный формат, полагая, что она негативно сказывается на качестве подготовки дипломированных специалистов: доступное образование не всегда оказывается приемлемым и достаточным для оказания качественных услуг.
Что следует учитывать при поступлении и обучении на платной основе?
К специфическим чертам коммерческого профессионального образования можно отнести:
Обратите внимание, что в дипломе об образовании не указывается вариант подготовки. Поэтому работодатель может уточнить данный момент только у владельца или непосредственно в вузе.
В каких случаях выбирают бюджетное обучение?
Чтобы понять, когда целесообразно и нужно (или можно) подавать документы на бюджетное обучение при колледже или вузе, достаточно сопоставить три основных элемента: желание абитуриента, его возможности, финансы.
Желание студента предполагает его стремление освоить конкретную специальность. Далее его траектория захватит выбор вуза, но уже на данном этапе важно учитывать уровень текущей подготовки. Решающую роль в выборе основы профессионального становления играют возможности и финансы. К первой категории относят уровень текущей интеллектуальной, физической моральной подготовки. Ко второй – наличие свободных денег, которые можно направить на обучение.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
По статистике, бюджетное обучение выбирают сильнейшие ученики, имеющие за плечами успехи (призовые места на олимпиадах), высокие баллы ЕГЭ, льготники и целевики.
Подавать документы на бюджетное обучение целесообразно в следующих случаях:
Если желания и возможности совпадают, то вероятность поступления на бюджет высока. В случае, когда одна из «чаш» уменьшается, шансы на зачисление таят на глазах. Притом финансы могут помочь студенту поступить на бюджет (если дать взятку, но сейчас все строго контролируется и жестко наказывается).
Варианты обучения в колледже или вузе
В каких случаях целесообразно подавать документы на коммерческое становление при колледже или вузе?
«В народе» считается, что платное обучение в вузе – удел слабых или неудачников. Но на самом деле не все так плохо и безнадежно.
Платное обучение делает получение профессионального образования более доступным, стараясь не ухудшать при этом качество подготовки дипломированных специалистов.
Поступать на контрактное обучение целесообразно, если возможности поступающего находятся на минимуме: уровень подготовки хороший, но полученные баллы ЕГЭ «не дотягивают» до средней «бюджетной планки», количество бюджетных мест мало (а платных наоборот велико), специальность доступна только в рамках платного обучения, финансовое положение абитуриента хорошее и позволяет спокойно (без затруднений) оплачивать услуги по воспитанию профессионала.
В данном случае акцент делается именно на желании и финансовом положении поступающего, минуя возможности (подготовка, результаты вступительных испытаний).
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.
Особенности работы с государственным контрактом
В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.
Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ
Понятие государственного контракта
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.
Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.
Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:
В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Законодательный регламент государственных контрактов
Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.
Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:
Заключение госконтракта
Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:
ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Исполнение госконтракта
ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Расторжение госконтракта
Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:
Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.
Контракт разрывает заказчик
Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:
Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).
Контракт разрывает поставщик
Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:
Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.