бытовая химия что к ней относится список
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Товары бытовой химии
Товары бытовой химии
Товары бытовой химии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Рекламные ролики предлагают такой широкий выбор средств, что потребителю порой бывает сложно разобраться с этим многообразием.
Так что же такое товары бытовой химии, каковы особенности их производства и реализации.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции к товарам бытовой химии относятся средства:
Особенности продажи товаров бытовой химии регулируются главой X Правил продажи отдельных видов товаров, утверждены[ постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 № 55 (в послед. ред.).
В соответствии с данными Правилами товары бытовой химии до подачи их в торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, которая включает:
Предлагаемые для продажи товары бытовой химии должны быть сгруппированы по видам в зависимости от назначения изделий, с тем, чтобы обеспечить удобство их выбора.
При передаче покупателю товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке проверка функционирования упаковки в торговом помещении не производится.
Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товара.
Информация о товарах бытовой химии должна содержать:
В соответствии с ОСТ 6-15-90.3-90 «Товары бытовой химии. Маркировка»на потребительской таредолжна быть нанесена следующаямаркировка (требования ОСТ не распространяются на товары бытовой химии в аэрозольной упаковке за исключением беспропеллентной аэрозольной упаковки):
В Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, (утверждена постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 № 64), включены следующие товары бытовой химии:
Особое внимание необходимо обращать на спиртосодержащие товары бытовой химии.
Как отмечается в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.07.2007 № 47 «О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом», в последнее время участились случаи использования метилового спирта (метанола) для изготовления технических жидкостей, используемых в средствах по уходу за автотранспортом, в том числе в составе стеклоомывающих средств. При этом этикетки и сопроводительные документы бытовых технических жидкостей не содержат информацию о наличии в их составе метанола.
Метиловый спирт (метанол, древесный спирт) – это сырье, используемое в производстве формальдегида, сложных эфиров и других продуктов, растворитель.
При приеме метанола опьянение выражено слабо, отмечаются такие симптомы, как тошнота, рвота, мелькание «мушек» перед глазами. На 2-3 сутки появляются неясность видения, слепота, боли в ногах, голове, нарастание жажды. Кожа и слизистые оболочки сухие, с синюшным оттенком, язык обложен серым налетом, зрачки расширены.
Прием метилового спирта внутрь чаще всего заканчивается смертельным исходом.
Поступление токсичного вещества в организм человека возможно не только через рот, но и через дыхательные пути, через незащищенные кожные покровы.
Кроме того, «Общими санитарными правилами при работе с метанолом» от 18.07.86 № 4132086 использование метилового спирта в бытовых целях запрещается.
Таким образом, запрещено:
Используемый в ряде случаев в производстве стеклоомывающих жидкостей декарбонил фактически является метанолом, придающим спиртосодержащей жидкости сильную горечь.
Товары бытовой химии, изготовленные с использованием других видов спирта (например, этанол, изоприловый, изопропиловый спирты) могут быть использованы в бытовых целях.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации постановил организациям, осуществляющим деятельность по производству и реализации средств по уходу за автотранспортом, в том числе стеклоомывающих жидкостей, прекратить практику использования метанола при их производстве, а также продажу населению средств, содержащих метанол.
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю предупреждает:
Бытовая химия: какие товары относятся к этой группе?
Много вопросов у потребителей связано с тем, что же относится к бытовой химии.
Содержание
Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, нельзя возвращать обратно продавцу качественные товары бытовой химии (моющие средства, стиральные порошки, пятновыводители и прочее), пестициды и агрохимикаты.
Что же скрывается за таинственным «и прочее»?
Мнений на этот счет немало, но юридическая (судебная) практика показывает, что при расшифровке подобных терминов используется систематический товарный словарь в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 06.02.2002 № 81.
– Систематический товарный словарь представляет собой номенклатуру товаров, учитываемых в розничном товарообороте. Этот словарь не имеет юридической силы. Все взаимоотношения между продавцом и потребителем в равной степени защищаются Гражданским кодексом РФ и законом «О защите прав потребителей». Тем не менее, к словарю можно обращаться в спорных вопросах, для уточнения, к какой именно категории относится тот или иной товар.
Согласно пункту 94 Систематического товарного словаря, к товарам бытовой химии относятся:
Задавайте ваши вопросы в комментариях к материалу.
Подробнее о невозвратных товарах читайте ЗДЕСЬ.
Товары бытовой химии – основные виды и назначение (ликбез)
Товары бытовой химии, их основные виды и назначение – тема данного материала, подготовленного нами при участии сотрудников одной из профильных белорусских компаний, поставляющей данную категорию товаров на местный рынок. Вот, что нам удалось узнать.
Товары бытовой химии – это средства, используемые для ухода за одеждой, автотранспортными средствами, мебелью, стенами, полами, потолками, кухонной утварью и другой собственностью. Также в группу этих товаров входят дезинфицирующие составы, репелленты и клея.
Особенности товаров бытовой химии
Около 50% современного рынка приходится на средства для стирки, представленные порошками, гелями, кондиционерами и прочими жидкими или сыпучими составами.
25% сегмента рынка занимают различные составы для мытья посуды и вещества для бытовой техники. Затем идут отбеливающие средства и составы для дезинфекции, а заключают группу стеклоомыватели. Хозяйственное мыло также относится к этой категории средств.
При этом количество товаров, предлагаемых современным рынком, все время уменьшается, так как уровень спроса на данную продукцию постоянно снижается.
Наши собеседники, на сайте которых можно купить бытовую химию, обращают внимание на то, что данная категория товаров относится к повседневным – это продукция, которой люди пользуются практически каждый день. Поэтому необходимо соблюдать правила ее хранения, рекомендуемые производителями, иначе она может нанести вред здоровью человека. Перед использованием того или иного средства следует внимательно прочитать инструкцию и четко следовать ее указаниям. Все химические бытовые средства необходимо хранить как можно дальше от пищевых продуктов, а также их нельзя переливать в другие емкости.
Бытовая химия – основные группы товаров
Благодаря использованию различных бытовых средств, можно существенно сократить время на мытье автотранспортных средств, полов, стен и общую уборку квартиры или дома. Они дают возможность максимально быстро избавиться от различных пятен, не прилагая особых усилий. При этом вещи, мебель и прочие предметы обихода сохраняют свой первоначальный внешний вид.
Бытовая химия и ее классификация
Все бытовые химические вещества делятся на несколько основных видов, которые представлены на рынке:
В каждую категорию входит большое количество товаров, которые продаются во всех хозяйственных или универсальных магазинах. Стоимость таких средств зависит от их назначения.
Сырье, используемое для производства бытовой химии и его виды
Для изготовления товаров бытовой химии используется большое количество различных компонентов. Основными из них являются:
Все товары бытовой химии должны изготавливаться с соблюдением разработанных и утвержденных технологий в полном соответствии с установленными государственными нормами и стандартами.
Товары бытовой химии
К товарам бытовой химии относят клеи, абразивные изделия, лакокрасочные товары, моющие средства, средства для чистки и по уходу за изделиями из кожи, осветительные и смазочные материалы, удобрения минеральные, химические средства защиты растений, средства для борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами, дезинфицирующие средства, инструменты для малярных работ и др.
— по назначению (одноцелевые и универсальные);
— по консистенции (твердые, жидкие, порошкообразные);
— по способу сушки (холодного и горячего отвердевания);
— по характеру склеивания (обратимые, необратимые);
— по природе клеящего материала (растительного, животного, минерального происхождения, синтетические).
Клеи растительного происхождения. Обойный — смесь декстрина и крахмала с добавлением медного купороса и антисептика.
Клеи животного происхождения: мездровый клей, костный и казеиновый.
Казеиновый клей представляет собой смесь казеина (белок обезжиренного молока), гашеной извести, соды, медного купороса и других компонентов.
Клеи минерального происхождения. Водный раствор силикатов натрия и калия (жидкое стекло) используется в качестве канцелярского клея.
Клеи синтетические получают растворением термопластичных и термореактивных смол в органических растворителях. Синтетические клеи универсальны, обладают высокой клеящей способностью, водоустойчивостью и устойчивостью к действию микроорганизмов.
Абразивные изделия применяют для шлифования и полирования поверхностей разных материалов, а также для правки и заточки инструментов.
Абразивные изделия классифицируют по применяемому материалу: искусственные абразивные материалы (карбид кремния, техническое стекло дробленое и просеянное и др.), синтетические материалы (синтетические кристаллы алмаза, получаемые из графита с никелем), природные абразивные материалы (пемза, наждак, кварц).
Абразивные материалы различают по твердости по минералогической шкале (шкала Мооса). Шкала состоит из 10 минералов: самый твердый — алмаз (10 баллов), самый мягкий — тальк (1 балл).
По зернистости различают абразивные материалы крупнозернистые, шлифпорошки и микропорошки.
Абразивные материалы закрепляют на жесткой или гибкой основе.
Абразивные материалы выпускают в виде кругов, брусков, шлифовальных шкурок и паст.
Сырьем для производства лакокрасочных товаров являются продукты переработки нефти, каменного угля и газов.
Лакокрасочные товары — это олифы, красочные составы, лаки, эмали, пигменты и вспомогательные материалы — шпатлевки, грунтовки, замазки, сиккативы, растворители и др.
Лакокрасочные товары при высыхании образуют пленки, которые защищают поверхности от воздействий окружающей среды и улучшают их эстетические свойства.
Олифы — пленкообразующие и связующие материалы на основе природных и синтетических масел. Олифы подразделяются по сырью на натуральные, полунатуральные и искусственные.
Лаки — растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях. При высыхании лаки образуют прозрачные, твердые, блестящие пленки. Пленкообразующим веществом в лаках служат синтетические и естественные смолы, олифы, битумы. В качестве растворителей применяют спирт, ацетон, скипидар; разбавители — уайт-спирит, бензол. Лаки выпускают в широком ассортименте — различные по природе пленкообразующего вещества, по назначению, по цвету, по условиям применения.
Пигменты, или сухие краски, — органические или минеральные красящие вещества, не растворимые в воде, в маслах, в лаках. Основные свойства пигментов: цвет, укрывистость (кроющая способность), красящая способность (интенсивность), светостойкость, маслоемкость, дисперсность (степень измельчения частиц), токсичность, химическая устойчивость. Пигменты бывают ахроматические (белые, черные, серые) и хроматические (желтые, красные, синие, коричневые, зеленые).
Масляные краски представляют собой перетертую смесь пигментов, олифы, наполнителей. Большинство масляных красок высыхает не позднее чем через 24 ч. Масляные краски различают по назначению (для внутренних и наружных работ), по виду связующего вещества, по цвету, по консистенции (густотертые, жидкотертые — готовые к употреблению).
Эмалевые краски получают растиранием пигментов или их смеси с наполнителями пластификаторов в лаках. Эмали подразделяют по виду применяемого лака (масляные, глифталевые, пентафталевые, нитроэмали и др.).
Водные краски представляют собой суспензии пигментов в водных растворах связующих веществ. Водные краски подразделяют по виду связующего вещества на клеевые, казеиновые, силикатные, известковые.
Вспомогательные лакокрасочные материалы.
Сиккативы — вещества, которые добавляют в состав маслосо-держащих лакокрасочных материалов для ускорения высыхания.
Растворители, разбавители — ацетон, уайт-спирит, скипидар, разбавители для масляных красок и др.
Материалы для отделочных работ — грунтовки, шпатлевки, замазки.
Моющие средства подразделяют на мыло хозяйственное и туалетное, синтетические моющие средства, вспомогательные средства для стирки.
Хозяйственное мыло — натриевые соли жирных кислот, часто с добавками других веществ, обладающие моющим действием.
Основное сырье для производства хозяйственного мыла — продукты переработки жиров. Хозяйственное мыло классифицируют по содержанию жирных кислот (72, 70 и 65 %), наиболее высококачественное — 72 %-е.
Синтетические моющие средства (CMC) содержат от 20 до 40 % поверхностно-активных веществ, а также другие полезные добавки (оптические отбеливатели, антистатики, дезинфицирующие вещества, различные биодобавки для удаления белковых загрязнений и др.).
Особенность порошков с биодобавками заключается в том, что их можно использовать при температуре до 60°С, при рН от 7 до Пед.
CMC классифицируют по консистенции — порошкообразные, жидкие, пасты; по назначению — для изделий из хлопка и льна, для изделий из шерсти, шелка, искусственных и синтетических волокон, универсальные.
Универсальные CMC пригодны для стирки тканей всех видов, содержат ПАВ до 10 %, водородный показатель — рН 9,5, в них обычно добавляют оптический отбеливатель.
Вспомогательные средства для стирки: отбеливающие, подсинивающие, антистатики, для подкрахмаливания, водосмягчающие средства.
Средства для чистки классифицируют по назначению:
— для чистки кухонной посуды, ванн, раковин, плиток керамических;
— для удаления пятен и чистки одежды;
— для ухода за мебелью;
— для ухода за автомобилями, велосипедами, мотоциклами;
— средства для ухода за полами.
Ассортимент средств представляет обширную группу товаров, их также можно подразделить на абразивные и безабразивные, Кроме поверхностно-активных веществ, в состав средств для чистки входят щелочные соли, растворители, дезинфицирующие средства. По консистенции чистящие средства бывают порошкообразными, в виде паст и жидкие.
Служат для увеличения роста растений и урожайности. Основные химические элементы, применяемые в качестве удобрений, — азот, калий, фосфор. Минеральные удобрения выпускаются одно-компонентные и смешанные комплексные; обыкновенные и концентрированные; жидкие, гранулированные и порошкообразные.
Кроме минеральных в продажу поступают органические и бактериальные удобрения (торф, азотобактерин и др.).
Микроудобрения — химические элементы (марганец, бор, медь, цинк и др.), необходимые растениям в небольшом количестве.
Средства для борьбы с вредителями (инсектициды) — к ним относят энтобактерин, децис, карате и др.
Средства для борьбы с сорными растениями (гербициды) — раундап, ленацил и др.
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми, грызунами, дезинфицирующие средства, дезодоранты
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми — для уничтожения тараканов, летающих насекомых, моли, мебельного жука-точильщика, мышей и крыс — боракс, бура, дихлофос, древотокс, зоокумарин.
Дезинфицирующие средства — монохлорамин, хлорная известь, жидкость «Белизна» и др.
Дезодоранты — средства для очистки и освежения воздуха в жилых и общественных помещениях. Выпускают в виде таблеток, в аэрозолях.
Разные товары бытовой химии
Средства для ухода за одеждой, обувью и предметами домашнего обихода. Данная подгруппа изделий включает чистящие средства и пятновыводители для одежды и предметов домашнего обихода; средства для ухода за обувью (кремы защитные, красящие составы и др.)
Автокосметика. Товары данного назначения объединяют средства для мытья и полировки кузовов автомобилей; средства для очистки и ухода за отдельными агрегатами автомобиля; средства для защиты от коррозии элементов автомобиля; средства прочего назначения (средства для удаления ржавчины, средства для подготовки автомобиля к покраске и др.).
Средства для ухода за растениями и животными. В настоящую группу входят минеральные и органические удобрения, активаторы и стимуляторы роста, средства защиты растений и животных и т. д.
Средства для борьбы с насекомыми, грызунами и другими вредителями: средства для уничтожения ползающих насекомых; средства для уничтожения летающих насекомых; средства для отпугивания и уничтожения моли; средства для уничтожения древесных паразитов; средства для борьбы с грызунами; средства для уничтожения паразитов домашних животных; средства комплексного действия.
Абразивные материалы. К абразивным материалам относят: круги, бруски, шкурки, пасты, используемые для обработки различных поверхностей меньшей твердости (заточка, шлифовка, полировка, притирка и др.). В качестве абразивных частиц применяются природные минеральные материалы (алмаз, корунд, песчаник), а также искусственные и синтетические материалы высокой твердости.
Идентификация товаров бытовой химии
Важной проблемой современного потребительского рынка товаров является их фальсификация — обман потребителя введением в оборот товаров, умышленно измененных или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. В число фальсификатов часто попадают ТБХ.
Фальсификация товаров бытовой химии может быть ассортиментной, качественной и количественной.
Ассортиментная фальсификация проявляется в умышленном изменении наименований, назначения, типа, марки товара. Особенно часто встречается незаконное использование известных марок продукции. Так, выявлены подделки китайского производства фумигаторов известных фирм «Райд» и «Раптор», не только не выполняющие свою функцию, но и отрицательно влияющие на здоровье потребителя. Усугубляет ситуацию то, что большинство товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия. Довольно часто реализуются моторные масла в канистрах, не имеющих защиты, без указания производителя, с маркировкой, применяемой до начала 90-х годов прошлого века.
Качественная фальсификация особенно распространена. Основные ее способы: разбавление (выявлены случаи, когда чистящее средство Fairy разбавляли водопроводной водой, а затем повторно фасовали в фальсифицированную упаковку); недовложение или отсутствие отдельных компонентов (моющее средство «Тайд», состоящее из измельченного мела, отбеливающее средство «Белизна» вместо 5 % активного хлора содержало его не более 1 %).
Мелкие производители ТБХ фальсифицируют продукцию, используя менее качественное сырье (например, в производстве ЛKM), нарушая технологию изготовления или вводя компоненты, имитирующие органолептические характеристики товаров.
Предприятия, выпускающие продукцию крупными сериями, как правило, осуществляют количественную фальсификацию — фасуют продукцию со значительным отклонением от нормативной массы или объема. В ГОСТ Р 8.579—2001 впервые употреблено понятие «фальшивая упаковка». Оно означает, что упаковка не заполнена содержимым более чем на 30 %, но своим внешним видом создает ложное представление о количестве товара. Такой способ фальсификации отмечается в аэрозольных препаратах и порошкообразных средствах.
Среди фальсификаторов встречаются копии, имитации и версии (аналоги).
Наиболее распространенным способом подделки ТБХ является копирование. При этом незаконный производитель представляет свой товар как подлинный, выпуская его под тем же наименованием и в упаковке аналогичного дизайна. Например, фальсифицированный клей «Момент» отличается от подлинного, как предупреждает ОАО «Эра» (г. Тосно Ленинградской обл.) — его законный производитель, более насыщенным желтым цветом упаковки; надписью «Сделано в России» без указания конкретного изготовителя; датой изготовления, проставленной арабскими цифрами (на подлиннике римскими); нормативной массой упаковки 40 и 100 мл вместо 30, 50, 125 мл; колпачком тубы белого цвета (у подлинного клея он черного цвета с ребрами жесткости и длинным незапаянным концом).
Идентифицировать подделку достаточно-сложно, тем более рядовому потребителю. Для защиты своей продукции от фальсификации многие производители наносят специальной код, защищают упаковку от вскрытия (несанкционированного повреждения), патентуют наименование, марку, дизайн, логотип, фирменный стиль.
Фальсифицировать товар и в то же время избежать правовой ответственности позволяет такой способ, как имитация. При этом имитируется образ товара в целом, его фирменный стиль, но несколько изменяется его наименование, например: «Пемолюкс» — «Пемалюкс».
И наконец — версия (аналог), когда используется чужой имидж и об этом изготовитель информирует потребителя. Аналоги, как правило, значительно дешевле качественного товара.
По месту осуществления можно говорить о технологической и перефасовочной фальсификации.
Чаще всего ТБХ фальсифицируют в процессе изготовления. Например, типовая рецептура водно-дисперсионных красок должна содержать 40 —50 % связующего вещества, 18 —22 % пигмента и 10 — 20% наполнителя. Есть фирмы, которые выпускают краски, в которых содержание связующего вещества и пигмента в 5 — 10 раз меньше, а наполнителя в 2 —4 раза больше. При этом за счет введения специальных добавок технологические характеристики, стабильность при хранении, легкость нанесения обеспечиваются, а долговечность покрытия резко снижается.
Перефасовкой фальсифицируют в основном продукцию промышленного назначения, поставляемую в транспортной таре (мешки, бочки и т.д.) для строительных нужд (ЛKM, клеи), прачечных (CMC), медицинских нужд (дезинфицирующие средства). При этом фальсификатор фасует продукцию в мелкую тару, изменяя ее состав в целях удешевления.
Проблему фальсификации товаров, в том числе ТБХ, приходится рассматривать в международном аспекте. Транснациональные корпорации условием своей деятельности в России ставят защиту авторских прав на выпускаемую ими продукцию. Проблема требует скорейшего решения в связи с предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Экономический аспект проблемы заключается в тех финансовых потерях, которые несут производители подлинной продукции, потребители, приобретающие фальсифицированные товары, и государство в виде уменьшения налоговых и таможенных платежей.
Социальный аспект проявляется в необходимости защиты здоровья потребителя от фальсифицированной и зачастую небезопасной продукции. И так как процедуре обязательной сертификации подвержены не все ТБХ, рассмотрим особенности их идентификации.
Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации, и основным требованиям, предъявляемым к данному виду (наименованию) товара (ГОСТ Р 51293—99 «Идентификация продукции. Общие положения»). Идентификация ТБХ может проводиться при отборе проб, проведении испытаний разными способами. Если при отборе проб в основном используют анализ сопроводительных документов, реквизитов маркировки, количества продукции, то при проведении лабораторных испытаний набор методов более широк. Для описания внешнего вида применяются органолептические, экспертные методы, идентификация состава, назначения, потребительских свойств требует комплекса инструментальных, экспертных и других методов.
Идентификация лакокрасочных материалов, предложенная С. А. Вилковой, может рассматриваться как пример работы эксперта (см. далее табличный материал).
Критерий | Средство | Показатель | Метод |
Наименование ЛKM | Маркировка, ТСД, НД, товар | Внешний вид, вязкость, массовая доля нелетучих веществ | Аналитический, экспертный (апробирование), измерительный (в соответствии с НД) |
Марка (тип | Маркировка, ТСД, НД, товар | Тип | Экспертный, экспресс-методы (действие растворителей и др.), измерительный (ИК-спектроскопия) |
Фирма-изготовитель | Маркировка, ТСД, товар, образец-эталон, код изготовителя, товарный знак | Внешний вид упаковки, маркировки, ЛКМ и покрытия | Экспертный, органолептический |
Полнота маркировки | Маркировка по ГОСТ | Требования к маркировке | Аналитический |
Назначение | Инструкция по | Внешний вид, тип пленкообразователя, пигмента, растворителя | Экспертный (апробирование), экспресс-методы, измерительный (рентгеноструктурный анализ) |
Дата изготовления | Маркировка, ТСД | — | Аналитический |
Соответствие требованиям | НД, товар, | Показатели НТД | Аналитический, органолептический, измерительный (в НД на продукцию) |
Цена | Прайс-листы, средние розничные цены | Аналитический, регистрационный |
Будем помнить, что номенклатура показателей аутентичности (подлинности) товара и методы их оценки разработаны не для всех товарных групп бытовой химии, а это затрудняет выявление фальсификаций. В нормативной документации (например, ГОСТ на однородные товарные группы) не прописаны состав и свойства отдельных наименований товаров, а образцы для сравнения (эталоны) чаще всего отсутствуют. Ситуация упрощается для товаров с узким ассортиментом. Например, в ГОСТ Р 51692— 2000 «Олифы. Общие технические условия» даны значения показателей качества для пяти олиф с указанием методов их определения.