быстрокат что это такое
Первый русский прототип автомобиля проехался по Петербургу 23 июля 1863-го года
Человек всегда стремился к скорости. Речь сегодня пойдет о паромобилях. Безусловно, рассказывая о первых паромобилях бессмысленно говорить о скорости. В России первые «автомобили» были сконструированы на паровых двигателях, которые не позволяли развивать высоких скоростей.
Умельцу Авксентию Врадию в 1863-м году удалось таки создать паровой самоход повышенной проходимости не только на бумаге, но и практически. Первый русский прототип автомобиля получил название «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам». Этот самоход имел все четыре ведущих колеса и его можно было бы с успехом назвать прототипом современного полноприводного автотранспорта. Первый опытный образец «авто» проехался по Питеру 23 июля 1863-го года. Однако производство таких самоходов налажено не было.
Первая попытка практического использования автомобилей в России состоялась в Стрельне под Санкт-Петербургом, в имении графа Суворова-Рымникского в 1872 году. Однако успехом она опять же не увенчалась. Доставленная из Шотландии паровая повозка была конструктивно несовершенна, дребезжала и в конце концов развалилась на российских дорогах, которыми с давних времен «славилась» Россия.
Вначале двадцатого века по России уже многие ездили на первых автомашинах. А в 1913-м году в Санкт-Петербурге был создан первый автопрокат. Второй через год открылся в Москве. Тогда сдавали в аренду Руссо-Балты, выпускавшиеся на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Оба автопроката просуществовали до февральской революции. А потом настали другие времена. Уже было не до услуг.
Первое российское авто.
Содержание материала
Глава первая
XIX век по праву называют «веком пара». Паровая машина получила тогда самое широкое распространение и считалась универсальным двигателем, который использовался во всех областях техники. Не составил исключения и транспорт. Железные дороги сделали доступными самые отдаленные окраины, пароходные линии связали материки. Расстояния перестали препятствовать общению людей. Исключением было, пожалуй, передвижение не по железным, а по обычным дорогам, где основной тягловой силой были лошади.
Конструкторы и изобретатели XIX века предложили первые паромобили — экипажи, передвигавшиеся силой пара. К 30-м годам XIX столетия только в Англии по дорогам передвигалось до сотни таких машин самой различной конструкции. Когда речь заходит о паромобилях, то говорят обычно о проектах и экипажах, создававшихся за границей. Чаще всего умалчивают об отечественных достижениях в этой области.
Иногда можно встретить название этих машин как паромобиль или рутьер.
На протяжении XIX века более 50 изобретателей обращались в России в различные государственные инстанции с проектами использования паромобилей. Были изготовлены и опытные образцы, на многие из них были взяты «привилегии», т. е., говоря современным языком, патенты. Одним из первых разработчиков идеи парового сухопутного экипажа был петербургский лафетный мастер Казимир Янкевич. В сентябре 1830 года он вместе со своими коллегами подал заявку на выдачу ему привилегии на введение в стране «быстрокатов». Янкевич считал возможым наладить регулярное сообщение между крупнейшими экономическими центрами страны. Его экипаж имел оригинальную конструкцию и был снабжен трубчатым котлом. Котел состоял более чем из сотни «кованых прочных трубок». По мнению автора, такая конструкция обеспечивала должную безопасность экипажа. Некоторые исследователи считают, что Янкевичу принадлежит приоритет в использовании трубчатых котлов на транспорте.
«Быстрокат». примерно такой был предложен Казимиром Янкевичем.
Быстрокат должен был развивать неслыханную по тем временам скорость — 30 верст в час. Пассажиры должны были располагаться в прицепных «крытых повозках». Учитывалась и суровость русских зим: для отопления пассажирских помещений предлагалось использовать подвод тепла непосредственно от котла по специальным трубопроводам. Проект Янкевича рассматривался на Комиссии проектов и смет Главного Управления путей сообщения, он был признан удачным во многих отношениях и. отклонен.
«Сухопутный пароход» В.П. Гурьева
Тягловой силой служили паровые тягачи, построенные по типу известного английского паровика «Интерпрайз» Хэнкока.
«Интерпрайз» Хэнкока управлялся тремя мужчинами.
Гурьев, правда, специально оговаривал, что «наши пароходы будут иметь большой диаметр колес и широкие шины. Этот диаметр может быть в задних колесах до 3-х аршин. а в передних — до 1 аршина 6 вершков, и они будут вращаться свободно по кругу, передней оси, как в обыкновенных каретах».
Для обеспечения безопасности пассажиров и сохранности грузов автор считал необходимым снабдить свои «пароходы» пневматическими сцепками и тормозами. Будучи человеком богатым и влиятельным, Гурьев добился рассмотрения своего проекта на заседании Комитета Министров, которое состоялось 19 марта 1835 года. Но ему удалось лишь добиться ссуды на издание книги с изложением своих идей. Она вышла в Петербурге в 1836—1837 годах. В ней, в частности, говорилось: «Мы основываем все наши виды будущего процветания России в машинах. «
Получив отказ и отчаявшись привести в исполнение свой проект, Гурьев все-таки не оставил мысль о механизации русского транспорта и на протяжении последующих лет в ряде журналов продолжал развивать свои идеи, но уже без прежнего энтузиазма, с горечью констатируя: «Сухопутное пароходство. по-видимому, будет еще некоторое время встречать у нас важные затруднения». Наиболее значительным из них Василий Петрович считал отсутствие необходимых кадров для эксплуатации: «Мы еще не имеем и управляющих сухопутными пароходами, их надо обучать в особых школах и приготовить не менее тысячи человек». Идеи В.П. Гурьева намного опередили свое время, только в конце XIX — начале XX века европейские страны начали постройку сети шоссейных дорог, соединивших наиболее важные экономические центры. Их сразу оценили во всех странах.
В 1839 году в Париже инженер Жерри опубликовал работу под названием «Деревянные дороги, заменяющие железные дороги». Подобно Гурьеву, который считал возможным в ряде мест строить не каменные торцевые мостовые, а деревянные, Жерри предлагал делать деревянные торцевые дороги с торцами той же формы, что и у Гурьева, правда, он еще собирался заливать их асфальтом. Тягой в его проекте служили лошади или паровые кареты. Не исключено, что идентичность формы торцов является простым совпадением, но в любом случае приоритет за нашим соотечественником. Почти сразу же после появления этой книги ее перевел на немецкий язык и издал в Веймаре некто по фамилии Шмидт. Таким образом, Европа узнала о новинке не от непосредственного изобретателя, а от других людей. Любопытно, что в одной из своих статей за 1838 год Гурьев писал и об «асфальтовых предприятиях».
Так или иначе, торцевые мостовые в России оставались делом нескорого будущего, а реальностью все же были расхлябанные грунтовые дороги. Поэтому многие изобретатели предлагали средства для их преодоления. Д. Загряжский, например, предложил экипаж «с подвижными колеями», а попросту говоря — с гусеницами.
Экипаж имел вид обычной крестьянской телеги с шестигранными колесами, на которые и натягивалась «подвижная колея». В 1837 году автор получил привилегию на свое изобретение. Но экипаж Загряжского не имел двигателя и не мог считаться самоходным. Идея же использования гусениц оказалась живучей.
Экипаж Д. Загряжского с подвижными колеями.
Фонд Алтай 21 век
Архив
Мне радостно обнять чеканкой строк,
Как влагу жизни — кубком пира,
Единство цели, множество дорог
В живом многообразье мира.
Лента новостей
Творцы транспорта. Предки автомобиля
«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники.
На Западе автомобиль считают немецким изобретением. Свою, американскую, версию происхождения автомобиля шумно поддерживала американская реклама. История же говорит о том, что в большой цепи изобретении, на основе которых был создан современный автомобиль, многое принадлежит русским техникам.
Первым шагом от кареты к автомобилю была попытка построить так называемую «самоходную коляску», которая двигалась бы с помощью мускульной энергии человека.
Следующий этап в изобретении автомобиля — замена мускульной силы двигателем, вначале паровым, а затем двигателем внутреннего сгорания.
Исторические документы неопровержимо свидетельствуют о том, что первый предок автомобиля родился в России в XVIII веке. Почти за сто лет до Дреза, которого считали первым создателем самоходного экипажа, «коляску самоходную» изобрел и построил крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков.
Немногое известно нам о его жизни и творчестве, но те сведения, которыми мы располагаем, рисуют нам человека огромного таланта и самоотверженной преданности своей идее.
В 1741 году Шамшуренков подал в губернскую Нижегородскую канцелярию заявление о «сделании коляски самобеглой». В этой бумаге писалось: «Такую коляску он, Леонтий, сделать может подлинно, так что она будет бегать без лошади, только правима будет чрез инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет, хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место… Тому искусству нигде он, Леонтий, не учивался, но может то сделать своею догадкою, чему он и пробу в доме своем, таясь от других, делывал...».
Можно представить себе, какой тернистый путь должно было проделать это заявление по бесчисленным бюрократическим канцеляриям, если только через девять лет после подачи заявления Московская сенатская контора обратилась в Санкт-Петербург с запросом «Но повелено ли будет показанную куриозную коляску реченному крестьянину Шамшуренкову для апробации делать».
В 1752 году вызвали изобретателя в Сенат и велели начать работу над коляской. Всего шесть месяцев потребовалось Шамшуренкову на претворение в жизнь своего изобретения.
Но не слава ждала изобретателя. Как только он окончил постройку коляски, ему перестали платить «кормовые», но уехать из Петербурга домой не разрешали. Долго бедствовал и голодал изобретатель, пока, наконец, не возвратился в родной Яранск, куда ему выслали вслед награду — 50 рублей.
«Куриезная, без лошадей самобеглая коляска» действовала исправно. О последнем можно судить по более позднему письму Шамшуренкова в Сенат: «А хотя прежде сделанная мною коляска находится в действии, но токмо не так в скором ходу, и ежели еще повелено будет, то могу сделать той прежней уборнее и на ходу скорее и прочнее мастерством». Так же он предлагал построить «часы-верстомеры» — первый в мире спидометр — прибор, который замеряет скорость и пройденный автомобилем путь.
Сделал ли Шамшурепков то, за что брался, мы не знаем. Известно лишь по отрывочным сведениям, что неутомимый изобретатель предлагал еще построить «подземную колесную дорогу», а также прорыть канал между реками Волгой и Москвой.
Шамшуренков на многие годы опередил свое время. Современники его не смогли найти практического применения чудесному изобретению — «самобеглой коляске». Она служила лишь средством развлечения придворной знати и была, видимо, со временем забыта.
Несколько позже идея создания самоходной кареты увлекла другого замечательного русского изобретателя — Ивана Петровича Кулибина. Гению Кулибина принадлежит 37 весьма интересных изобретений, сделанных им в самых различных областях техники. Среди них почетное место занимает знаменитая «самокатка», построенная в 1791 году. Первые же проекты «самокатов» были созданы Кулибиным еще в 1781 году. «Самокатка» представляла собой трехколесную карету с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, двигавший карету с помощью педалей, связанных остроумным механизмом с задними колесами.
Немало важных технических новшеств было в конструкции кулибинской «самокатки». Так, например, для того чтобы карета катилась равномерно, легко преодолевала бы неровности пути, изобретатель снабдил ее массивным маховиком, расположенным под сидением. Маховик этот служил как бы аккумулятором энергии. Соединенный с приводными педалями, он разгонялся на ровном пути, а на подъеме, в трудный для человека-двигателя момент, отдавал запасенную энергию колесам кареты. Для уменьшения трения Кулибин впервые применил на своей коляске остроумно сконструированные подшипники скольжения, весьма близкие к подшипникам современных машин. Оригинальным было и тормозное устройство: в нужный момент колеса коляски соединялись со спиральными пружинами и, закручивая их, теряли скорость.
«Самобеглая коляска» Шамшуренкова, «самокатка» Кулибина — первые самоходные экипажи, первый шаг техники к автомобилю.
Однако заслуги русских новаторов транспорта этим отнюдь не ограничиваются. Свое слово сказали они и тогда, когда настала пора снабдить механический экипаж механическим же двигателем.
Первые попытки русских изобретателей отказаться от мускульной силы и применить для движения повозки паровую тягу были совершены еще в начале XIX века.
Весьма интересно сообщение об одном из первых русских автомобилей, или, как их тогда называли, «быстрокатов», проект которого разработал в 1830 году лафетный мастер К. Янкевич совместно с двумя своими товарищами-механиками. «Введение и потребление сухопутного летнего и зимнего парового экипажа без сомнения принести может государству немаловажною пользу поспешнейшим доставлением всех сведений и необходимых потребностей во все места, а равно и сообщением со всеми городами», — писали механики в своей заявке на привилегию.
«Быстрокат» Янкевича должен был делать до 30 верст в час. Очень смело была решена изобретателями конструкция парового котла «быстроката». Котел должен был иметь до ста дымогарных трубок, что способствовало бы наиболее эффективному использованию тепловой энергии, и мог сравниться по совершенству с котлом паровоза русских изобретателей Черепановых. Интересно отметить, что стефенсоновский паровоз «Ракета», созданный в те же годы в Англии, имел котел с 25 дымогарными трубками. Еще меньше дымогарных трубок имел котел американского конструктора Купера, работавшего в одни годы с Янкевичем.
В проекте «быстроката» было предусмотрено обогревание пассажирского отделения посредством системы труб с горячим паром. Однако этому замечательному проекту не суждено было осуществиться. Стоявший во главе управления путей сообщения герцог Вюртембергский Карл Толь да французские советники Лестрем и Барен не захотели поднять значения русского «быстроката» и похоронили его проект.
Удачнее сложилась судьба «парового слона» — изобретения Аммоса Черепанова, уральского техника, племянника знаменитого паровозостроителя Ефима Черепанова.
Аммос Черепанов учился в Выйском училище, где постиг начатки техники. Когда Ефим и Мирон Черепановы начали строить свой паровоз, Аммос Черепанов принял деятельное участие в их работе. Тогда же, наверное, у него и зародилась мысль построить паровой экипаж другого типа, не нуждающийся в рельсовом пути.
Через несколько лет Аммос осуществил свой замысел — построил паровой автомобиль. «Паровой слон», как назвал свое детище изобретатель, был снабжен колесами с очень широкими ободьями. Это позволяло ему, несмотря на большой вес, ходить по плохим грунтовым дорогам.
История сохранила нам сведения о том, что «паровой слон» одно время успешно курсировал неподалеку от Тагила между Верхней и Нижней Салдой, он применялся в качестве тягача на перевозке руды.
Однако, как и многие другие изобретения, сделанные на Урале и Алтае, там, где растущая горнорудная промышленность толкала вперед развитие техники, это изобретение не было замечено в далеком Петербурге.
Поддержки изобретатель не получил, и его важное начинание заглохло. Паровых автомобилей, подобных черепановскому «слону», не появилось.
В начале прошлого века, почти одновременно с Аммосом Черепанопым, над созданием парового автомобиля трудился изобретатель Василий Петрович Гурьев. Его замыслы были шире, чем у Янкевича и Черепанова. Он предложил не только проект «сухопутного парохода», но и проект устройства деревянных торцовых дорог, которые, по мысли изобретателя, должны были прийти на смену плохим грунтовым дорогам и содействовать широкому развитию безрельсового парового транспорта. Для большей долговечности своих дорог Гурьев предполагал, кроме того, покрыть проезжие колеи широкими железными полосами, предохраняющими деревянные шашки от быстрого износа.
Торцовые мостовые, изобретенные Гурьевым, строились на лучших улицах Москвы и Петербурга. Из России это изобретение было заимствовано для благоустройства улиц крупнейших городов Европы.
Сам «сухопутный пароход» представлял собой, как можно судить по опубликованной Гурьевым в 1837 году книге, паровую тележку, тянущую на прицепе грузовые и пассажирские вагончики.
Те же силы, которые помешали родиться «быстрокату», не дали разрастись другим замечательному начинаниям, встали непроходимой стеной и перед выдающимся проектом Гурьева. «Сухопутный пароход» так и не получил распространения. Однако идея безрельсовых поездов, выдвинутая Гурьевым, не была утопией. В наши дни она возродилась на новой основе. Появились настоящие автопоезда, способные двигаться как по бетону шоссе, так и по стали рельсов.
Для многих русских изобретателей было ясно, что победу одержит тот самоходный экипаж, которому не страшно будет отчаянное бездорожье страны.
Еще в 1830 году Дмитрий Загряжский построил невиданную повозку не на колесном, а на гусеничном ходу, которую он назвал «экипажем с подвижными колеями».
Две шарнирные цепи, переброшенные с передних колес на задние, намного увеличивали площадь опоры экипажа на грунт. Поэтому повозка Загряжского могла проходить по самой топкой дороге.
Изобретение Загряжского имеет многочисленных потомков — это гусеницы танков, тракторов, автомобилей-вездеходов и даже вездеходных мотоциклов. Конечно, конструктивно современные гусеничные движители во многом отличаются от шарнирных цепей Загряжского, но принцип устройства и действия у них один.
Через несколько десятилетий после Загряжского Федор Блинов построил и с успехом испытывал повозку, установленную на гусеничных движителях. Вслед за этим Блинов в 1880 году начал строить в селе Балаково первый в мире паровой гусеничный трактор. Это величайшее изобретение в области транспортной техники на многие годы опередило постройку аналогичных зарубежных машин. Трактор Блинова был предшественником и современных гусеничных боевых машин — танков.
После смерти Федора Блинова, паровой трактор которого так и не получил широкого признания, работой над созданием самоходной машины занялся ученик изобретателя Яков Мамин.
Мамин конструировал самоходную тележку с необычайным в то время двигателем — «нефтянкой».
На окраине города Балакова в 1893 году Яковом Маминым совместно с братьями была построена самоходная тележка с нефтяным двигателем внутреннего сгорания собственной, маминской, конструкции.
Самоходная тележка Мамина, оборудованная одноцилиндровым мотором, представляла собой нечто среднее между трактором и локомобилем. Она передвигалась сама, могла служить тягачом и могла приводить в действие сельскохозяйственные машины.
Скорость тележки была незначительной — всего несколько верст в час.
Успех в создании нового двигателя помог Мамину организовать мастерские, впоследствии превратившиеся в «Специальный завод нефтяных двигателей «Русский дизель» и нефтяных тракторов «Русский трактор».
В 1910 году появились тракторы Мамина с двигателями его конструкции, работавшими на нефти. Эти тракторы отличались значительными преимуществами перед иностранными образцами. Однако царская Россия не могла создать мощной отечественной автомобильной и тракторной промышленности и покупала машины за границей.
Дело изменилось после Октябрьской революции. В первые же годы советской власти была поставлена задача создания отечественной тракторной промышленности, как
техническую основу будущего коллективного сельского хозяйства.
Так был создан завод «Возрождение». Он выпускал в день пять тракторов «Карлик» и такое же количество двигателей «Русский дизель».
Эти тракторы были самыми легкими в мире и самыми простыми по конструкции. Они состояли всего лишь из 300 деталей, в отличие от машин иностранных образцов, которые имели более тысячи деталей в каждой.
В 1919—1921 годах на заводе в Запорожье и на Коломенском заводе также начали выпускаться отечественные тракторы.
Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С. 226-232.
Поле чудес за 9 июля 2021 года – ответы на вопросы
Сегодняшний выпуск капитал-шоу Поле чудес посвящен рыбалке. На календаре 9 июля 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.
Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!
Осенью 1930 года лафетный мастер Казимир Янкевич подал заявку на выдачу ему привилегии на введение в России… Чего?
Ответы Поле чудес 9.07.2021. Вот задание на первый тур. Одним из первых разработчиков идеи парового сухопутного экипажа был петербургский лафетный мастер Казимир Янкевич. Осенью 1930 года лафетный мастер Казимир Янкевич подал заявку на выдачу ему привилегии на введение в России… Чего? (Слово из 9 букв)
Паровой быстрокат — гениальное, для того времени, изобретение Казимира Янкевича. Именно благодаря этому изобретению Янкевич прославился на всю Россию и вошел в историю.
Ответ: Быстрокат (9 букв).
Как назывался желоб для паровых экипажей, который изобрел Василий Гурьев?
Ответы Поле чудес 9.07.2021. Вот задание на второй тур. В 19 веке русский изобретатель Василий Гурьев создал проект сети мощеных дорог, посреди которых устраивались желоба из металла. По ним должны были ходить паровые экипажи. Как такой желоб назывался? (Слово из 12 букв)
В 1835 году меценат и изобретатель Гурьев представил на рассмотрение правительственной комиссии свой собственный проект, который наименовался «Об устройстве торцовых дорог из сухопутных пароходов в России». В нем он изложил обширный план строительства усовершенствованных дорог с железными «колесопроводами» и поездами из парового тягача с прицепами.
Ответ: Колесопровод (12 букв).
Кто входил в комитет Российского автомобильного общества, кроме председателя, заместителей и секретаря?
Ответы Поле чудес 9.07.2021. Вот задание на третий тур. В 1903 году появилось Российское автомобильное общество. Выполнение решений собрания его членов обеспечивал особый комитет. В него входили: председатель, два его заместителя и секретарь. А кто еще? (Слово из 8 букв)
Главным в определении политики Российского автомобильного общества было общее собрание его членов, а выполнение решений собрания обеспечивал особый комитет, выбиравшийся этим собранием. В комитет входили председатель, два его заместителя, секретарь и казначей. Ежегодно они отчитывались перед общим собранием о своей деятельности.
Ответ: Казначей (8 букв).
Кто пользовался автомобилями с правым рулем в СССР?
Ответы Поле чудес 9.07.2021. Вот задание на финальный тур. В СССР выпускались автомобили для экспорта, у которых руль находился справа. Нашли они применение и в самом Советском Союзе. Кто ими пользовался? (Слово из 9 букв)
С правым рулём в СССР производились специализированные автомобили Министерства связи. К примеру, одна из таких машин ЗАЗ-965С, в простонародье называлась горбатый запорожец. Или Москвич-434П, который так же имел вариант с правым рулем. Эти модификации были двухместными, не имели задних дверей и задних сидений. Вместо заднего сиденья был установлен большой короб для посылок, писем и бандеролей. Такими автомобилями пользовались почтальоны.
Ответ: Почтальон (9 букв).
Ответы в Суперигре на Поле чудес за 9.07.21
Слово по горизонтали (12 букв). В журнале «Автомобиль» в 1910 году сообщалось о просьбе в городскую управу Таганрога разрешить дворянину Бокову ездить по городу на автомобиле. Кто направил в управу эту просьбу?
Ответ: Полицмейстер (12 букв).
Слово слева по вертикали (5 букв). Как на сленге автомобилистов иногда называют автоматическую коробку передач?
Ответ: Тяпка (5 букв).
Слово справа по вертикали (5 букв). В 1903 году появилось Российское автомобильное общество. Кому нельзя было в него вступить?