былины это что для детей

Русские народные былины

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей

В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.

Что такое былины?

Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».

Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.

Особенности построения былины

Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.

Зачин

Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.

Запев

Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.

Повествование

Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:

В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.

Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.

Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.

Исход

Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».

Сказители былин

Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.

Сюжеты былин. Образы былин

Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.

Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.

Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.

Значение былин как жанра русского фольклора

Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.

Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.

Источник

Знакомство с произведениями русского народного творчества. Конспект занятия «Былины» (подготовительная группа)

Цель: способствовать формированию интереса к произведениям русского народного творчества через былины.

познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

— воспитывать интерес к фольклорным жанрам;

— расширять словарный запас детей;

— формировать и воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, палица, щит, лук, меч, стремена, сказитель, гусли, гусляр, палаты белокаменные.

Аудиозапись: «Богатырская симфония» Бородина.

Ход занятия

— Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями русского народного творчества. Назовите произведения, которые относятся к русскому народному творчеству (сказки, прибаутки, песни, потешки и тд.)

— Верно, молодцы. Есть еще один вид народного творчества (былина). Что такое былина? (ответы детей)

3. Рассматривание и анализ картины «Богатыри»

Самыми известными богатырями были: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. На картине Добрыня Никитич готов к бою.

— Посмотрите, что нам подсказывает готовность к сражению? (ответы детей)

— Илья Муромец (посередине) старший из богатырей. К нему прислушивались остальные богатыри. Каким вы видите образ Ильи Муромца? (сильный, мужественный, храбрый).

— Его образ пронизан огромной мощной силой. Его глаза всматриваются вдаль. Сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает тяжелую палицу. Алеша Попович – младший богатырь. Его глаза смекалки. Он внимательно смотрит и как будто прислушивается к звукам природы. Что может подсказать ему о приближении опасности? (крик птиц, топот лошадей, шелест листьев). Молодцы! Холмы символизируют границу Русской Земли, которую и защищают Богатыри.

— Какой образ богатыря вам ближе? Почему? (ответы детей)

4. Физкультминутка (русская народная игра «золотые ворота»

Два игрока становятся друг напротив друга, и соединяют руки, чтобы получились ворота. Остальные берутся за руки и по очереди проходят через них.Игроки в воротах напевают:

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

Попавшийся стает в ворота. Игра ведется до последнего попавшегося.

5. Былины в музыке (прослушивание отрывка «Богатырская симфония»)

— Какие чувства у вас вызывает музыка? Что слышится в ней? (ответы детей)

— А сейчас мы продолжим знакомство с былинами «Илья Муромец и Соловей разбойник»

6. Чтение былины

По ходу чтения словарная работа

— Каким предстает Илья Муромец в былине?

— Какой он подвиг совершил?

— Как к нему отнеслись другие богатыри?

— Каким показался вам характер Ильи Муромца?

8. Словарная работа

Закрепление значений устаревших слов (архаизмов)

— Что запомнилось больше всего?

— Какие былины запомнили?

— Чем они вам нравятся или не нравятся?

— хотели бы еще читать былины?

Ребята, вы молодцы! Спасибо за внимание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Конспект занятия «Знакомство с животными севера и жарких стран» (подготовительная группа) Цель: Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников. Задачи: Расширить.

Сценарий театрализованного развлечения для малышей на основе русского народного творчества «Кто живёт в избушке?» Кто живёт в избушке? Театрализованное развлечение для малышей на основе русского народного творчества к празднику дню России. Цель: Вызвать.

Мастер-класс для воспитателей ДОО «Методы работы с произведениями устного народного творчества» Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества. Задачи: 1. Передача опыта путём прямого и комментированного.

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детейФотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись». Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Проект «Знакомство детей раннего возраста с произведениями А. Л. Барто «Игрушки» Проект «Знакомство детей раннего возраста с произведениями А. Л,Барто «Игрушки» Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой Срок реализации.

Сценарий русского народного праздника «Масленица» (младшая группа) ВЫполнила Логачева Светлана Сценарий русского народного праздника «Масленица» (младшая группа) Задачи: 1. Познакомить с русским праздником.

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детейСпортивный праздник ко Дню народного единства «Вместе мы сильны» (подготовительная группа) «Вместе мы сильны» Подготовительная группа (с применением здоровьесберегающих, ИКТ и ТРИЗ технологий) Подготовила инструктор по физической.

Знакомство детей с произведениями МФФ «Волшебный сундучок» Задачи: 1. Познакомить детей с произведениями МФФ. 2. Формировать представление о жанровых особенностях загадок, скороговорок, считалок,.

Занятие в старшей коррекционной группе «Знакомство с произведениями К. И. Чуковского» Занятие в старшей коррекционной группе «Волшебники» Тема: Знакомство с произведениями К. И. Чуковского Коррекционно-образовательные цели:.

Источник

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

Несколько секунд недоумённого молчания.

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

былины это что для детей. Смотреть фото былины это что для детей. Смотреть картинку былины это что для детей. Картинка про былины это что для детей. Фото былины это что для детей Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *