былина начинается с чего
Былина начинается с чего
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
То старина, то и дёянье,
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой.
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Русские народные былины
В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.
Что такое былины?
Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».
Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.
Особенности построения былины
Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.
Зачин
Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.
Запев
Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.
Повествование
Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:
В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.
Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.
Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.
Исход
Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».
Сказители былин
Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.
Сюжеты былин. Образы былин
Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.
Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.
Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.
Значение былин как жанра русского фольклора
Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.
Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Что это такое былины.
Былина представляет собой эпическую песню, посвященную какому-нибудь важному событию. Этот жанр считается классикой русского фольклора.
В сюжет произведений, написанных в формате былин, ложится рассказ о каком-либо событии, в котором принимали участие герои древности. Также, в некоторых произведениях освещаются и другие, менее эпические истории, которые происходили в России в старые времена. Например, войны между странами.
Раньше произведения из жанра былины называли «старинами». Истории, которые освещались в них, происходили в древности. Отсюда и пошло такое название.
Сам термин «былина» появился в 1839 году. Его «создал» авторитетный русский фольклорист по имени И. Сахаров. Он упомянул термин «былина» в собственном произведении под названием «Песни русского народа».
Также, аналогичный термин применялся в произведении «Слово о полку Игореве». Там его использовали в том смысле, что «по былинам» = «по фактам».
За всю историю нашего фольклора, творцам удалось придумать, как рассказывать былины в жизни. Русские мастера разговорного жанра даже создали технологию, по которой их можно сочинять. А также научились играть произведения на различных инструментах.
В дальнейшем, жанр немного видоизменился. Произведения начали «пропевать» речитативом.
Мастера слова, создававшие былины, разобрались в технологии создания произведений этого жанра. Правило написания былины было только одно:
Если добиться этого при написании произведения, то оно получится красивым и ритмичным.
Примечательно, что все былины накладывались на одну и ту же музыку. Разнообразить произведение можно было только особой подачей. Авторы, воспроизводящие былины, никогда не использовали один и тот же стиль пения. Они каждый раз по-новому подстраивали тембр голоса, делали разные интонации, использовали другие приемы. За счет этого, каждая былина звучала оригинально. И не была похожа ни на какое другое произведение с аналогичным музыкальным сопровождением.
Былины подавали в торжественном стиле
Былины всегда пропевали с нотками торжественности в голосе. Причем, не важно, о каком конкретно событии в них шла речь. О героическом, с хорошей концовкой. Или о трагическом, когда герой умирает.
Чтобы было легче петь, фольклористы пришли к выводу, что процесс подачи произведений нужно немного замедлить. Для этого они прибегли к многочисленным повторением одних и тех же (или похожих по звучанию) слов. Например:
Также, в былинах авторы могут намеренно ставить рядом друг с другом синонимы. К примеру, писать «биться-ратиться». Либо, говорить «дани-пошлины».
Интересно, что в былинах могут повторяться не только слова. Часто бывает и такое, что авторы могут несколько раз описывать один и тот же эпизод в одном произведении. И повторный рассказ про то же событие каждый раз будет подаваться более рьяно, и динамично. С разными интонациями, и тембром голоса. Чтобы былина звучала интереснее.
В былинах действия описываются общими словами
В этом жанре принято не говорить напрямую о том, что персонаж собирается сделать (например, «он залез на коня, и поехал»), а расписывать его текущие деяния. И плавно подводить к основному действию. Причем, делать это в максимальных деталях.
К примеру, в произведении про Добрыню Никитича не говорится напрямую о том, что он «сядет на коня». Все действия персонажа расписываются в стихах. Описывается, что он подходит к коню. Закидывает на него ногу. И залазит на него. При этом, указывается множество деталей.
В старину в подобном формате авторы былин могли описывать какие угодно действия. У них была возможность рассказывать в аналогичном ключе о пире царей, о походе героев куда-либо, и о других событиях. Ограничений не было, и многие сказители пользовались этой особенностью жанра. Активно эксплуатировали ее.
Какие выразительные средства используются в былинах?
Часто в былинах используются гиперболы. С помощью них, автор раскрывает характер одного из героев. А также более подробно описывает его внешность.
Также, в былинах применяются и эпитеты. Их часто используют для того, чтобы сформировать у читателя определенное мнение по тому или иному вопросу. Если эпитеты применяются по отношению к богатырям, то используются прилагательные «могучий, злой». Также, встречаются и более интересные выражения. К примеру, «кровь горячая, ноги резвые». Они помогают лучше описать тех или иных персонажей. И сформировать в голове у читателя/слушателя представление о том, какой герой описывается в произведении.
В былинах применяются и суффиксы. С помощью них, авторы показывали свое уважение по отношению к богатырям. Все слова, которые адресовались им, были произнесены в уменьшительно-ласкательной форме. Например, «думушка, Добрынюшка, шапочка», и так далее. Это свидетельствовало о том, что автор уважает наших богатырей. И относится к ним положительно.
По отношению к отрицательным персонажам тоже применялись суффиксы. Однако, они были направлены на то, что показать негативное отношение автора к подобным героям.
Злых персонажей сказители называли «Угрюмищем, Угарищем поганым», и так далее.
Часто применяются так называемые «ассонансы». Это художественный прием, в рамках которого автор несколько раз повторяет гласные.
Также, сказители используют и аллитерацию. Это художественный прием, в рамках которого автор повторяет согласные звуки.
Два вышеназванных элемента помогают сделать былину красивее. И добиться того, чтобы ее было легко петь.
Былины всегда состоят из трех частей:
Учитывайте, что вышеперечисленные приемы нельзя использовать в абсолютно любом произведении. Все зависит от темы, на которую была написана былина.
К примеру, если автор создает произведение про богатырей, то он может использовать исключительно антитезу. Другие приемы применять запрещено.
Наиболее популярные сюжеты былин
Главных сюжетов в былинах относительно немного. Всего за историю русского фольклора их было создано сто штук.
Однако, каждый из этих 100 сюжетов многократно переписывался другими авторами. Они немного меняли историю, и выразительные средства. Однако, по сути, смысл оставался такой же.
Большинство былин написано про то, что дочь одного царя выходит замуж за сына другого. Или наоборот: один государь сватает свое чадо с дочкой другого. Либо, в произведении описывается то, как несколько мужей борются за одну женщину. И один из них впоследствии берет ее в жены. Речь идет о культовых былинах про Садко, Дуная, Козырина, и других произведениях русского фольклора.
Также, в былинах освещаются события, в рамках которых одно государство борется с вторжением другого. Отбивается от врагов, и отвоевывает свои земли.
В частности, в некоторых произведения описывается борьба русского государства с татарами. Войско России в произведениях с подобным сюжетом отражает набеги врага, и побеждает. Об этом написано в произведениях про ссору Владимира с Ильей, былине про Василия и Добрыню Казимировича, и так далее.
Также, есть былины, в которых рассказывается про борьбу Руси с литовцами. Прочитать об этом можно в произведении «Былина о наезде литовцев».
На полках книжных магазинов представлено множество книг, в которых рассказывается про былины. Рекомендуем приобрести сборник рассказов. В нем будет представлено множество интересных произведений, которые определенно понравятся ребенку любого возраста.
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Былинный сюжет обычно концентрируется вокруг биографии главного героя. А поскольку сказители оперируют ограниченным числом сюжетных ситуаций и характеристик, то и герои русского эпоса обладают определенным набором сходных «биографических» коллизий: они рождаются (иногда от змея); быстро или медленно растут и учатся; получают силу, выпив воды, пива, слюны великана; совершают первый подвиг, потом еще и еще; защищают Киев от врагов; освобождают пространство от разбойников; женятся и убивают жен; сидят в погребах князя; бьются с родственниками; редко умирают; окаменевают.
Почти все сюжеты русского классического эпоса укладываются в схему из восьми пунктов, которая, конечно, остается открытой для включения новых сюжетных элементов.
1. Героическое детство
Герой-сидень: Илья Муромец
Герой до совершения подвигов болен / немощен, сидит на печи; благодаря встрече со странниками чудесным образом исцеляется и обретает богатырскую силу; пробует свою силу, выезжает из дома.
Отец героя умирает, герой калечит окружающих, набирает дружину: Василий Буслаев
Герой остается без отца, воспитывается матерью, мирный характер отца противопоставляется буйному характеру сына; герой выходит на улицу, в играх с соседскими детьми / сверстниками калечит их; мать закрывает героя в погребе; герой выходит из погреба и набирает дружину.
Герой рождается от змея, природа реагирует на его рождение, герой обучается хитростям-мудростям: Вольга, Саур
Герой рождается у родителей богатырского рода / рождается от того, что мать, спускаясь с камня, неосторожно наступает на змея, змей обвивается вокруг ее ноги, и мать героя «понос понесла»; герой рождается с восходом солнца или луны, при его рождении гремит гром, колеблются земля и море, все живое в страхе прячется; герой просит не пеленать его, а надеть на него латы и вооружить богатырскими доспехами; герой быстро учится грамоте и «хитрой науке» — оборотничеству; далее он собирает дружину, про него идет слава по всей земле и доходит до Индеи.
Рожденный чудесным образом богатырь отправляется на поиски своего отца: Саур Леванидович
Отец героя — царь — выезжает за данью, царица при прощании говорит, что беременна, царь отвечает: если сын родится — за отцом послать, если дочь — замуж отдать и зятя за ним послать; поп дает герою имя; герой очень быстро растет, учится грамоте, калечит окружающих / учится оборотничеству, калечит более старших по возрасту; отправляется после разговора с матерью на поиски отца.
После смерти престарелого отца у вдовы остается дитя; герой быстро учится / не проявляет способностей в обучении; герой выходит из дома на охоту: Добрыня Никитич
После смерти престарелого отца у вдовы остается ребенок; ему дают имя; герой либо «дитятко малешенько-глупешенько», либо удивительно быстро обучаемый грамоте; герой побеждает в играх всех ребят старше него; герой выходит из дома на охоту — испробовать оружие; мать указывает на возможную встречу со змеем.
Герой рождается от внебрачной связи героя и богатырки, выезжает искать отца: Сокольник
У богатырки (бабы Латыгорки) от старшего богатыря рождается внебрачный сын; отец уезжает; сын очень быстро растет, его дразнят «заугольником» (незаконнорожденным); он калечит окружающих и выезжает на поиски отца.
Героя «испортили» при родах, он воспитывается вне дома, ищет коня и едет искать родителей: Михайло Козарин
Героя «испортили» на родинах, выгнали из дома; его воспитывает бабушка-задворенка / сестра; называет его в честь козы, чьим молоком питался герой; герой калечит окружающих, ищет коня и едет искать родителей.
2. Получение силы / богатства и собирание войска
Герой получает города в наследство от дяди: Вольга
Герой получает несколько городов в наследство от дяди; герой набирает дружину и едет проверять будущие владения.
Герой получает богатство от чудесных персонажей (Волги-реки, Ильмень-озера, водяного, царицы Белорыбицы): Садко
Озеро / брат водяной девки / царица Белорыбица / Морской царь / Водяник указывает герою (каменщику / гусляру / волжскому суру), как выловить обычную рыбу / щепки и мусор / дубья колодинки, которые затем превращаются в золото / рыбу с золотой чешуей; герой выигрывает спор с новгородцами и богатеет / устраивает в своих палатах «все по-небесному» / женится.
Герой получает богатство, поднимая камень, лежащий на распутье: Илья Муромец
Герой выбирает дорожку, где богату быть; едет, видит камень, под которым лежит богатство, поднимает его; становится богатым / умирает / окаменевает.
Герой получает силу от великана-богатыря через питье / пену / пот: Илья Муромец и Святогор
Герой подходит к гробу, в котором лежит великан / старший богатырь; великан / старший богатырь просит приникнуть к щели в гробу и слизать пот / слюну / вдохнуть дыхание; герой делает это; великан просит наклониться второй раз — герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы.
Герой получает силу от чудесных персонажей (ангелов, калик), которые просят принести напиться: Илья Муромец
Герой набирает дружину: Волх, Василий Буслаев, князь Роман
Герой, получив от дяди наследство, набирает дружину, устраивая воинам испытания (проверяются способность пить алкоголь, сила в поединках, воинские качества: герой смотрит, как будущие дружинники зачерпывают воду из реки — рукой, шеломом и т. п.).
3. Воинские коллизии
Борьба героя с чудесным противником
Герой побеждает Соловья-разбойника, стреляя ему в глаз: Илья Муромец и Соловей-разбойник
Герой выезжает из дома; по пути в Киев побеждает Соловья-разбойника, сидящего на дубу / дубах, стреляя ему в «правый глаз»; привозит врага в Киев и там убивает.
Герой побеждает противника / чудовище в княжеских палатах: Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Герой выезжает из дома, пирует в Киеве, ссорится с противником на пиру, побеждает его в княжеских палатах.
Герой, переодевшись в платье калики, побеждает чудовище в княжеских палатах: Илья Муромец и Идолище поганое
Герой узнает, что в Киеве царит противник, меняется одеждой с каликой перехожим, приезжает неузнанным в Киев, бранится с противником и изгоняет его.
Герой обманом побеждает чудовище в поле: Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Герой, увидев летающего Змеевича, просит его повернуться, убеждая, что за его спиной стоит войско; противник оборачивается, теряет бдительность; герой его побеждает.
Герой побеждает чудовище у реки / горы: Добрыня Никитич и Змей
Герой отправляется из дома / из Киева, встречает Змея на реке, побеждает его шапкой земли Греческой / заключает с ним мирный договор.
Герой побеждает змею в могиле своей жены: Михайло Потык
Жена умирает, герой идет вслед за ней в могилу, побеждает змею / жену, которая превратилась в змею, выходит из могилы.
Герой побеждает богатырку: Дунай Иванович, Добрыня Никитич
Герой встречает в поле богатырку / великаншу, борется с ней, побеждает, пиная под зад / она сдается, когда узнает, что перед ней ее суженый.
Отражение вражеского нашествия
Герой приносит весть о нападении и этим спасает Киев: Калика-богатырь
Калика узнает о готовящемся нападении на Киев и предупреждает князя и киевских богатырей; вместе с киевскими богатырями побеждает «силу неверную».
Герой-малолетка вместе с отцом, ушедшим в монастырь, спасают Киев от врагов: Михайло Данилович
Отец уходит в монастырь и оставляет защиту государства на малолетнего сына (ему двенадцать лет); князь выражает недовольство уходом старшего богатыря; на Киев наступает войско противника; герой-малолетка отправляется в бой, перед этим заезжает в монастырь к отцу; отец дает совет быть осторожным и не давать воли сердцу; герой нарушает завет, попадает вместе с конем в плен, но продолжает биться. Конь без седока прибегает в монастырь; отец выходит на бой, принимает своего сына за татарина; сын называет себя, и битвы между ними не происходит. Герой вместе с отцом побеждают врага, князь награждает героя.
Герой-малолетка спасает Киев от врага, но погибает в бою: Ермак Тимофеевич
Противник отправляет гонца в Киев, угрожая князю разорением города, но киевские богатыри отказываются выступить на его защиту, объясняя это тем, что устали от сражений. На битву просится молодой герой Ермак (племянник князя или старшего богатыря); юноше семнадцать, а чаще двенадцать лет. На богатырской заставе богатыри посылают героя разведать численность войск противника, он ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.
Герой-запечник спасает Киев от врага: Васька Захаров
Герой-пьяница (запечник) спасает Киев от врага, побивая его метлой, отказывается от награды за победу и просит вместо нее «пить вина безденежно».
Герой-пьяница спасает Киев путем мнимого предательства: Василий Игнатьевич
Киеву угрожает войско противника. Князь просит помощи у героя-пьяницы, ради чего сам идет в кабак. Герой-пьяница похмеляется и стреляет в противника / поднимается на городскую стену и тремя стрелами убивает сына, зятя и дьяка противника (имя дьяка часто Батыга). Вражеский царь требует выдать убийцу. Герой-пьяница добивается доверия противника, обещает провести войско в Киев, сам же заводит войско противника в глухое место и там уничтожает его, после чего противник бежит, говоря, что он больше никогда не придет на Русь. С героем не делятся добычей, герой гневается и угрожает разрушить Киев. Князь приносит ему подарки, однако герой отказывается и просит в качестве награды бесплатную выпивку в кабаках.
Герой побивает врагов, попадает в плен, но вырывается из него: Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец и Бадан, Илья Муромец и Батый, Суровец-Суздалец, Потап Артамонович
Безногий на безглазом; герой и его окружение побеждает силу литовскую: князь Роман и братья Ливики
На один из русских городов, нарушая данную ранее заповедь, нападают литовцы и разоряют город; князь-оборотень узнает об этом от разговаривающих между собой воронов и, приехав, расправляется с литовцами, отправляя домой одного брата без ног, другого — без глаз.
Герой, путешествуя на корабле, убивает выстрелом турецкого хана: Илья Муромец с Добрыней Никитичем
Кораблю с героями угрожает турецкий хан. Герой обещает пустить стрелу «в турецкий град, в зелен сад, в бел шатер, самому Салтану в белу грудь» / герой пугает врага ревом изображенных на пуговках костюма зверей (рев пуговиц на костюме героя является сигналом, подымающим команду корабля против турок). Противник запрещает туркам когда-либо вступать в столкновение с героем.
Герой помогает реке не пустить вражескую силу на свою землю: Сухман Одихмантьевич
Князь посылает героя на охоту за лебедями; во время поездки герой видит, что Непра-река борется с татарской силой, которая мостит мосты, чтобы перебраться через реку и пойти походом на Киев; герой дерется с татарами, его ранят.
Военный поход в чужую землю
Герой едет отвозить дани-выходы: Добрыня Никитич с Василием Казимировичем
По приказу князя герой отправляется отвезти дань иноземному царю; герой набирает дружину на корабль и едет по морю; иноземный царь заставляет героев под угрозой смерти пройти испытания — борьбу, стрельбу из богатырского лука, игру в шахматы; герои справляются с испытаниями, побивают врагов и увозят дань в Киев / испуганный царь отказывается от дани и сам начинает платить дань Киеву.
Герой совершает набег на врага и побеждает с помощью колдовства и оборотничества: Волх Всеславьевич
Преодоление застав-препятствий
Застава — заброшенная из-за разбойника дорога: Илья Муромец
Герой очищает прямую дорогу к эпическому центру от засевшего на ней чудовища.
Застава — разбойники: Илья Муромец
Герой разгоняет или убивает разбойников, которые пытаются его ограбить.
Застава — быстрое течение и «сорочина долгополая»: Добрыня Никитич, Дюк Степанович
Герой переплывает реку с быстрым течением, побеждает противника — сорочину долгополую.
Застава — войско, обступившее город: Илья Муромец и черниговцы
Герой освобождает осажденный вражеским войском город по пути в эпический центр; отказывается от воеводства, спрашивает дорогу к Киеву.
Застава — семья Соловья-разбойника: Илья Муромец и Соловей-разбойник
Герой по пути в Киев побеждает членов семьи противника, которые хитростью пытаются погубить героя.
Застава — коварная королевична: Илья Муромец
Герой побеждает коварную королевичну, которая хитростью (с помощью переворачивающейся кровати) пытается погубить героя.
4. Конфликты
Конфликты между одноэтническими персонажами
Столкновение героев в результате ссоры: Добрыня Никитич и Дунай Иванович, Добрыня Никитич и Илья Муромец
Герой выезжает из дома на поиски поединщика, видит стоянку другого богатыря, цвет шатра которого — черный, читает предупреждающую надпись и поступает вопреки предупреждению; далее следует бой богатырей, принадлежащих одному этносу; старший богатырь примиряет дерущихся / наказывает одного из них.
Столкновение великана-богатыря и героя: Илья Муромец и Святогор
Герой встречает великана / жену великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; конь великана начинает хромать, так как не может выдержать двоих богатырей; герой и великан братаются.
Столкновение героя с неузнанными родственниками
Герой борется с неузнанным братом, похищенным татарами: Михайло Козарин и братья Дородовичи
У героя похищают брата; герой встречает брата в поле, не узнает его, начинается бой; после узнавания герои мирятся.
Герой борется с неузнанным сыном / дочерью: Илья Муромец и сын /дочь, Саур Леванидович
Герой побеждает в поединке неузнанного сына, дочь / отец попадает в плен и побеждает в поединке неузнанного сына.
Герой борется с неузнанным племянником: королевичи из Крякова, братья Дородовичи
Молодой герой едет на службу в Киев к князю и встречает в поле поляницу удалую («дикого» богатыря, который полякует в поле). Происходит богатырский поединок, во время которого герой узнает в противнике своего родного брата, увезенного в плен маленьким ребеночком / герой видит в шатре раненого, выспрашивает его и узнает в нем своего брата; брат умирает, и герой отвозит его тело родителям.
Герой бьется с неузнанной невестой-воином: Дунай Иванович и Настасья Микулична
Герой борется с девушкой-богатыркой / привозит девушку из чужого царства, затем женится на богатырке / на сестре княжеской невесты.
Конфликты между героем и князем
Князь заключает героя в погреб / тюрьму: Илья Муромец и Владимир Красное Солнышко, Сухман Одихмантьевич, Ставр Годинович
Герой поднимает бунт против князя, поит вином городских нищих — голей кабацких: Илья Муромец и голи кабацкие, Василий Игнатьевич
Конфликт героя и города
Герой, поссорившийся с городскими жителями, в драке побеждает их: Василий Буслаев
Отец Василия Буслаева, никогда не ссорившийся с Новгородом, умирает, оставляя вдову Амельфу Тимофеевну и малолетнего героя. В семь лет мать отдает его учить грамоте. С какого-то времени Васька принимается с удалыми добрыми молодцами допьяна напиваться и уродовать сверстников / новгородских мужиков. Купцы приносят жалобу; мать Ваську начинает «журить-бранить, на ум учить»; Ваське журьба не нравится, он созывает дружину, проверяет ударом палицы по голове силу богатырей. На «братщине» происходит свара героя и его дружины с новгородцами. Васька спорит с Новгородом, что если он в драке победит, то Новгород будет выплачивать ему дани по три тысячи, и наоборот. Василий побеждает, но мужики новгородские идут с подарками к его матери, та принимает подарки, посылает девушку Чернавушку привести Василия; мать его садит под замок. Чернавушка идет по воду на Волх-реку, дружина ей и говорит: «Не подай нас у дела у ратного, у того часу смертного». Девушка бросает ведро, хватает коромысло и побивает некоторое количество людей, затем будит Ваську, тот берет ось тележную и идет на помощь дружине, встречается со старцем-пилигримищем / крестным дядей героя и убивает его, затем расправляется с новгородцами. Мужики новгородские приносят Василию подарочки, и свара на этом заканчивается.
5. Соперничество
Соперничество между одноэтническими героями
Состязание на поднятие тяжелого предмета: Вольга Святославич и Микула Селянинович
Герой на пути в города, подаренные дядей, встречает пахаря; герой и его дружина не могут поднять сошку пахаря, затем вместе едут в подаренные герою города.
Состязание на быстроту / ловкость коней: Вольга Святославич и Микула Селянинович, Чурило Плёнкович и Дюк Степанович
Герои соревнуются, чей конь быстрее и ловчее.
Состязание, чья одежда богаче: Чурило Плёнкович и Дюк Степанович
Герои (в церкви / перед князем) соревнуются, кто красивее, чья одежда богаче.
Состязание, кто лучше стреляет: Дунай Иванович и его жена
Соперничество между героем и князем
Cостязание, чей конь лучше/быстрее: Иван Гостиный сын
Князь ищет супротивника в состязании, герой принимает условия спора; княжеские кони пугаются свирепого вида и грозного ржания бурушки богатыря и разбегаются / герой выигрывает спор.
Cостязание, кто богаче: Дюк Степанович, Ставр Годинович, Чурило Плёнкович
Герой приезжает в Киев, где хвастается, что у него дома все гораздо лучше: вещи более красивые и дорогие, еда вкуснее; князь посылает послов описывать имущество героя, им не хватает на это бумаги.
Состязание — сравнение богатства: Чурило Плёнкович
Герой и его люди разоряют владения князя, воруют урожай, нарушают охотничьи угодья; князь ищет обидчика, им оказывается герой. Герой приносит князю богатые дары и поступает к нему на службу.
Состязание — игра с правителем в шахматы: Добрыня Никитич
Герой выигрывает у князя (вражеского царя) в шахматы.
Соперничество героя и города
Герой соперничает с городом в богатстве: Садко
Герой просит помощи у сверхъестественного персонажа, тот учит героя поспорить с купцами, что в озере есть «рыба — золоты перья», которую герой поймает; герой спорит на чужом пиру и выигрывает; герой начинает торговать, получать барыши великие; устраивает в своих палатах «все по-небесному» (солнце, месяц, звезды); зазывает на пир настоятелей новгородских; настоятели провоцируют героя похвастать, что он выкупит все товары новгородские; бьются; три дня герой покупает и выкупает все / не может выкупить ничего.
Соперничество героя и силы небесной
Неподъемная тяжесть: Святогор
Герой думает, что может поднять всю землю / треть земли; находит переметную суму / сошку Микулы Селяниновича; ее роняет старик-странник; герой, напрягая все силы, поднимает ее до колен, одновременно увязая в земле; иногда умирает.
Лестница до неба: «Камское побоище»
В результате неразумного хвастовства героев победить «силу небесную» мертвые враги воскресают и / или при разрубании удваиваются; бой заканчивается гибелью / окаменением всех богатырей / хвалившихся богатырей / реже — счастливым возвращением героев в эпический центр.
Мертвая голова: Василий Буслаев
Герой ругает кости мертвеца (мертвую голову), голова пророчит гибель герою.
6. Брачные коллизии
Сватовство и женитьба
Герой сватает невесту-лебедь, заключая посмертный договор: Михайло Потык
Князь отправляет героя из Киева с каким-нибудь поручением; герой в лесу встречает белую лебедь, оборачивающуюся девушкой, и хочет на ней жениться; она ставит условие: если один из супругов умрет, другой должен быть заживо погребен с умершим.
Герой сватает невесту для себя: Иван Годинович
Иван Годинович выезжает (с помощниками) в Золотую Орду сватать Настасью Митриевну, уже засватанную иноземным царем (Вахрамеем Вахрамеевичем / Кощеем и т. п.); она соглашается выйти за него (иногда вопреки воле отца). Герой увозит невесту / неудачно женится, так как невеста уже просватана; иноэтнический соперник похищает жену / невесту; герой побеждает врага-соперника и убивает неверную жену тремя науками молодецкими (отрезает руки, ноги, губы).
Герой сватает невесту для князя: Дунай Иванович
Герой едет в иноземное царство, сватает невесту для князя; ему отказывают; он добивается своего.
Герой силой женится на девушке, которую ему неудачно сватала мать: Хотен Блудович
Мать сватает для сына девушку, ей отказывают; герой вне себя: убивает братьев невесты, просит выкупить их тела; затем смягчается, добывает с помощью вороны мертвой и живой воды, оживляет их и спокойно женится на просватанной невесте.
Самопросватывание
Иноземный герой сватается к племяннице князя: Соловей Будимирович
Корабль следует в Киев с героем на борту; богатый купец Соловей одаривает князя Владимира и получает взамен разрешение строить в Киеве терем; строит с дружиной его за одну ночь; девушка пленяется богатством богатыря и предлагает себя в жены; Соловей осуждает ее и женится / не женится.
Девушка-колдунья сватает сама себя, наносит ущерб герою за отказ жениться на ней: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна
Мать предупреждает героя не ходить в город; герой идет и стреляет по голубям, но попадает в терем колдуньи; герой ранит / пугает любовника-змеевича колдуньи; колдунья требует, чтобы герой женился на ней; колдунья привораживает героя, подрезая его следы; колдунья угрожает превратить героя в животное; родственники героя угрожают превратить колдунью в животное; колдунья превращает героя в тура / камень; герой, превращенный в тура, топчет стада своей тетки — гусиное, лебединое, овечье, коровье, конное; пастухи рассказывают о заколдованном герое его тетке; тетка героя превращается в сороку.
Разрушенный брак
Герой женится на девушке-богатырке, затем убивает ее: Дунай Иванович
Герой спускается в могилу к умершей жене-колдунье: Михайло Потык
Князь отправляет героя с поручением в другую землю. Во время отсутствия героя его жена-лебедь умирает. Он об этом узнает, возвращается в Киев и дает себя похоронить вместе с женой. В склепе появляется змей. Потык с ним бьется и получает от него снадобье, при помощи которого оживляет жену / жена сама превращается в змею, герой ее убивает; жена уходит к иноземному королю; превращает героя в камень; калика / святой возвращает герою человеческий облик; герой убивает свою жену и женится на дочери иноземного короля.
Похищенная героем девушка / жена предает его сопернику во время боя: Иван Годинович
Герой находит похищенную жену, которая предает его сопернику: царь Соломан и Василий Окулович
Жену царя увозят на корабле, прельщая подарками; царь едет за ней, его хотят казнить (повесить), он просит протрубить в рог; к нему на помощь прибегает дружина; герой убивает похитителей жены / жену / жена выдает своего любовника, который прячется под периной / в сундуке.
Разрушенный и восстановленный брак
Герой, возвращаясь домой, попадает на свадьбу своей жены: Добрыня Никитич, Алеша Попович
Герой разлучен с женой / невестой; приходит к ней или в ее селение под видом старого и / или больного незнакомца, которого никто не может узнать; на пиру роняет в кубок кольцо / играет на гуслях, жена его узнает. Затем он разгоняет женихов / выгоняет жениха.
Жена освобождает плененного мужа: Ставр Годинович и Василиса Микулична
Муж хвастает своей женой, его заточают в тюрьму князя; жена героя освобождает мужа с помощью хитрости: переодевается татарским послом, сватается к дочери / племяннице князя, проходит испытания — доказывает, что она воин, а не женщина; освобождает героя.
Предотвращенный инцест
Герой возвращает из плена сестру и предотвращает инцест: Михайло Козарин
Герой и его сестра разлучены с детства, так как родители знают, что им угрожает инцест; богатырь вырастает вдали от дома и, достигнув определенного возраста, отправляется на поиски родных. По пути он получает предсказание, что ему предстоит встреча с невестой-суженой. Он освобождает пленную девушку, намеревается вступить с ней в брак, но узнает, что это его сестра.
7. Приключения героя
Любовные приключения
Отвергнутая героем княгиня подкладывает ему в сумку княжескую чашу и обвиняет его в воровстве: калика
Калики по пути в Иерусалим проходят через Киев, где правит эпический князь Владимир, а ему прислуживают богатыри Добрыня и Алеша Попович. Оказывается, что калики тоже были воинами и не утратили богатырских качеств: их пение потрясает землю, они играючи наказывают Алешу Поповича. Княгиня Апраксия пытается соблазнить калику, это ей не удается, тогда она подкладывает серебряную чашу ему в сумку, чем навлекает на него гнев князя, который хочет расправиться с каликами. Через некоторое время случается чудо и калика воскресает / калику убивают его товарищи, затем каются.
Герой вступает в любовную связь с богатыркой: Илья Муромец и Сокольник, Святогор и неверная жена
Богатырь-исполин Святогор возит жену с собой в хрустальном ларце; она изменяет мужу с Ильей Муромцем; Святогор убивает жену и братается с Ильей.
Братья не позволяют сестре любить героя: Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей
Герой, имеющий любовную связь с девушкой, опровергает хвастовство братьев, уверенных, что их сестра невинна, и женится на ней / братья убивают сестру.
Муж убивает / замечает героя — любовника жены: Чурило Плёнкович
Пока муж в церкви / на охоте, к его жене приходит герой; служанка, несмотря на обещанные подарки, рассказывает все мужу; муж приходит, видит одежду героя и убивает его.
Княгиня вступает в любовную связь с противником героя / чудовищем: племянница князя Владимира и Идолище
Противник сидит на пиру у князя, хвастается, выражает свои сексуальные намерения по отношению к племяннице князя; герой это видит, гневается.
Другие приключения
Герой у отца великана: Илья Муромец и отец Святогора
После смерти великана герой отправляется к его слепому отцу, вместо приветствия протягивает палицу — палица после рукопожатия разлетается в щепки.
Предсказание мертвого богатыря: Василий Буслаев
Превращение в тура: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна
Колдунья превращает героя в животное (тура) из-за отказа жениться на ней; тетка героя грозит колдунье, и она делает его человеком.
Колдунья задерживает корабли героя: Глеб Володьевич
Колдунья задерживает в порту корабли героя, требует пошлины, чтобы освободить корабли; герой отгадывает три загадки колдуньи; она хочет его отравить; конь предупреждает героя; колдунье отсекают голову.
Превращение в камень: Михайло Потык
Жена опаивает героя ядом / зельем и зарывает в яму / превращает его в камень; Святитель Николай оживляет его, превращая из камня в человека.
Герой разгадывает загадки на морском дне: Садко
Герой в гостях у морского царя разрешает спор между ним и царицей, разгадывая загадку.
Герой — оживший мертвец — останавливает посреди реки лодку со своей дружиной, угрожает съесть бывших товарищей: Данило Борисович, Данило Денисьевич
Разбойники во главе с атаманом Данилой Борисовичем плывут на струге и грабят купцов; те просят Бога о помощи; грозовая стрела убивает атамана; его товарищи хоронят предводителя. Он оживает, каждую ночь догоняет разбойников и магическими способами останавливает лодку посреди реки. Чтобы прекратить это, дружинники перезахоранивают его лицом вниз и для верности вбивают в тело осиновый кол.
Герой-малолетка гибнет в битве: Ермак Тимофеевич
Герой ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.
Окаменение героя / героев: Илья Муромец
Герой раздает богатство, строит церковь, уходит в каменные горы и окаменевает.
Гроб по мерке: Святогор
Герой встречает великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; его конь начинает хромать, так как не может выдержать двух богатырей; великан вынимает героя, они приезжают к гробу; герой ложится, гроб для него велик; великан ложится, гроб впору; по просьбе великана герой кладет сверху крышку, она прирастает; великан просит взять его меч, расколоть обручи; герой не может поднять меч; наклоняется к гробу, великан вдыхает в него свою силу; великан просит наклониться во второй раз, герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы; великан велит привязать к гробу его коня.
Прыжок через камень: Василий Буслаев
Герой по пути в святой город находит мертвую голову, пинает ее, она предвещает герою смерть; герой купается в Иордани; на пути домой герой прыгает через камень задом наперед и разбивается насмерть.
Самоубийство героя, из его крови протекает река: Сухман Одихмантьевич, Дунай Иванович
Самоубийство героя и его жены; на их могиле вырастают сплетающиеся растения: Данило Ловчанин
Князь хочет отнять у героя жену, посылает героя выполнить трудное задание (укротить дикого вепря); герой узнает про хитрость князя / жена помогает герою узнать про хитрость князя; после этого герой заканчивает жизнь самоубийством.