былина начинается с чего

Былина начинается с чего

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

То старина, то и дёянье,

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

Источник

Былина

теория по литературе 📖 формы произведений

Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.

История возникновения (зарождения) былины как жанра

Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.

Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.

К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.

Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.

До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.

В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.

Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».

К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.

Характерные особенности былин

Былина имеет ряд характерных особенностей:

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Картина В. Васнецова «Богатыри»

Особенности построения сюжета и композиции в былинах

Художественные приемы в былинах

В былинах используется множество художественных приёмов и средств:

«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация

«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».

«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».

«Добрыня Никитич в отъезде»

Циклы былин

Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).

В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.

Источник

Русские народные былины

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.

Что такое былины?

Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».

Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.

Особенности построения былины

Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.

Зачин

Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.

Запев

Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.

Повествование

Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:

В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.

Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.

Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.

Исход

Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».

Сказители былин

Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.

Сюжеты былин. Образы былин

Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.

Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.

Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.

Значение былин как жанра русского фольклора

Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.

Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.

Источник

Что это такое былины.

Былина представляет собой эпическую песню, посвященную какому-нибудь важному событию. Этот жанр считается классикой русского фольклора.

В сюжет произведений, написанных в формате былин, ложится рассказ о каком-либо событии, в котором принимали участие герои древности. Также, в некоторых произведениях освещаются и другие, менее эпические истории, которые происходили в России в старые времена. Например, войны между странами.

Раньше произведения из жанра былины называли «старинами». Истории, которые освещались в них, происходили в древности. Отсюда и пошло такое название.

Сам термин «былина» появился в 1839 году. Его «создал» авторитетный русский фольклорист по имени И. Сахаров. Он упомянул термин «былина» в собственном произведении под названием «Песни русского народа».

Также, аналогичный термин применялся в произведении «Слово о полку Игореве». Там его использовали в том смысле, что «по былинам» = «по фактам».

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

За всю историю нашего фольклора, творцам удалось придумать, как рассказывать былины в жизни. Русские мастера разговорного жанра даже создали технологию, по которой их можно сочинять. А также научились играть произведения на различных инструментах.

В дальнейшем, жанр немного видоизменился. Произведения начали «пропевать» речитативом.

Мастера слова, создававшие былины, разобрались в технологии создания произведений этого жанра. Правило написания былины было только одно:

Если добиться этого при написании произведения, то оно получится красивым и ритмичным.

Примечательно, что все былины накладывались на одну и ту же музыку. Разнообразить произведение можно было только особой подачей. Авторы, воспроизводящие былины, никогда не использовали один и тот же стиль пения. Они каждый раз по-новому подстраивали тембр голоса, делали разные интонации, использовали другие приемы. За счет этого, каждая былина звучала оригинально. И не была похожа ни на какое другое произведение с аналогичным музыкальным сопровождением.

Былины подавали в торжественном стиле

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Былины всегда пропевали с нотками торжественности в голосе. Причем, не важно, о каком конкретно событии в них шла речь. О героическом, с хорошей концовкой. Или о трагическом, когда герой умирает.

Чтобы было легче петь, фольклористы пришли к выводу, что процесс подачи произведений нужно немного замедлить. Для этого они прибегли к многочисленным повторением одних и тех же (или похожих по звучанию) слов. Например:

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Также, в былинах авторы могут намеренно ставить рядом друг с другом синонимы. К примеру, писать «биться-ратиться». Либо, говорить «дани-пошлины».

Интересно, что в былинах могут повторяться не только слова. Часто бывает и такое, что авторы могут несколько раз описывать один и тот же эпизод в одном произведении. И повторный рассказ про то же событие каждый раз будет подаваться более рьяно, и динамично. С разными интонациями, и тембром голоса. Чтобы былина звучала интереснее.

В былинах действия описываются общими словами

В этом жанре принято не говорить напрямую о том, что персонаж собирается сделать (например, «он залез на коня, и поехал»), а расписывать его текущие деяния. И плавно подводить к основному действию. Причем, делать это в максимальных деталях.

К примеру, в произведении про Добрыню Никитича не говорится напрямую о том, что он «сядет на коня». Все действия персонажа расписываются в стихах. Описывается, что он подходит к коню. Закидывает на него ногу. И залазит на него. При этом, указывается множество деталей.

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

В старину в подобном формате авторы былин могли описывать какие угодно действия. У них была возможность рассказывать в аналогичном ключе о пире царей, о походе героев куда-либо, и о других событиях. Ограничений не было, и многие сказители пользовались этой особенностью жанра. Активно эксплуатировали ее.

Какие выразительные средства используются в былинах?

былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Часто в былинах используются гиперболы. С помощью них, автор раскрывает характер одного из героев. А также более подробно описывает его внешность.

Также, в былинах применяются и эпитеты. Их часто используют для того, чтобы сформировать у читателя определенное мнение по тому или иному вопросу. Если эпитеты применяются по отношению к богатырям, то используются прилагательные «могучий, злой». Также, встречаются и более интересные выражения. К примеру, «кровь горячая, ноги резвые». Они помогают лучше описать тех или иных персонажей. И сформировать в голове у читателя/слушателя представление о том, какой герой описывается в произведении.

В былинах применяются и суффиксы. С помощью них, авторы показывали свое уважение по отношению к богатырям. Все слова, которые адресовались им, были произнесены в уменьшительно-ласкательной форме. Например, «думушка, Добрынюшка, шапочка», и так далее. Это свидетельствовало о том, что автор уважает наших богатырей. И относится к ним положительно.

По отношению к отрицательным персонажам тоже применялись суффиксы. Однако, они были направлены на то, что показать негативное отношение автора к подобным героям.

Злых персонажей сказители называли «Угрюмищем, Угарищем поганым», и так далее.

Часто применяются так называемые «ассонансы». Это художественный прием, в рамках которого автор несколько раз повторяет гласные.

Также, сказители используют и аллитерацию. Это художественный прием, в рамках которого автор повторяет согласные звуки.

Два вышеназванных элемента помогают сделать былину красивее. И добиться того, чтобы ее было легко петь.

Былины всегда состоят из трех частей:

Учитывайте, что вышеперечисленные приемы нельзя использовать в абсолютно любом произведении. Все зависит от темы, на которую была написана былина.

К примеру, если автор создает произведение про богатырей, то он может использовать исключительно антитезу. Другие приемы применять запрещено.

Наиболее популярные сюжеты былин
былина начинается с чего. Смотреть фото былина начинается с чего. Смотреть картинку былина начинается с чего. Картинка про былина начинается с чего. Фото былина начинается с чего

Главных сюжетов в былинах относительно немного. Всего за историю русского фольклора их было создано сто штук.

Однако, каждый из этих 100 сюжетов многократно переписывался другими авторами. Они немного меняли историю, и выразительные средства. Однако, по сути, смысл оставался такой же.

Большинство былин написано про то, что дочь одного царя выходит замуж за сына другого. Или наоборот: один государь сватает свое чадо с дочкой другого. Либо, в произведении описывается то, как несколько мужей борются за одну женщину. И один из них впоследствии берет ее в жены. Речь идет о культовых былинах про Садко, Дуная, Козырина, и других произведениях русского фольклора.

Также, в былинах освещаются события, в рамках которых одно государство борется с вторжением другого. Отбивается от врагов, и отвоевывает свои земли.

В частности, в некоторых произведения описывается борьба русского государства с татарами. Войско России в произведениях с подобным сюжетом отражает набеги врага, и побеждает. Об этом написано в произведениях про ссору Владимира с Ильей, былине про Василия и Добрыню Казимировича, и так далее.

Также, есть былины, в которых рассказывается про борьбу Руси с литовцами. Прочитать об этом можно в произведении «Былина о наезде литовцев».

На полках книжных магазинов представлено множество книг, в которых рассказывается про былины. Рекомендуем приобрести сборник рассказов. В нем будет представлено множество интересных произведений, которые определенно понравятся ребенку любого возраста.

Источник

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Былинный сюжет обычно концентрируется вокруг биографии главного героя. А поскольку сказители оперируют ограниченным числом сюжетных ситуаций и характеристик, то и герои русского эпоса обладают определенным набором сходных «биографических» коллизий: они рождаются (иногда от змея); быстро или медленно растут и учатся; получают силу, выпив воды, пива, слюны великана; совершают первый подвиг, потом еще и еще; защищают Киев от врагов; освобождают пространство от разбойников; женятся и убивают жен; сидят в погребах князя; бьются с родственниками; редко умирают; окаменевают.

Почти все сюжеты русского классического эпоса укладываются в схему из восьми пунктов, которая, конечно, остается открытой для включения новых сюжетных элементов.

1. Героическое детство

Герой-сидень: Илья Муромец

Герой до совершения подвигов болен / немощен, сидит на печи; благодаря встрече со странниками чудесным образом исцеляется и обретает богатырскую силу; пробует свою силу, выезжает из дома.

Отец героя умирает, герой калечит окружающих, набирает дружину: Василий Буслаев

Герой остается без отца, воспитывается матерью, мирный характер отца противопоставляется буйному характеру сына; герой выходит на улицу, в играх с соседскими детьми / сверстниками калечит их; мать закрывает героя в погребе; герой выходит из погреба и набирает дружину.

Герой рождается от змея, природа реагирует на его рождение, герой обучается хитростям-мудростям: Вольга, Саур

Герой рождается у родителей богатырского рода / рождается от того, что мать, спускаясь с камня, неосторожно наступает на змея, змей обвивается вокруг ее ноги, и мать героя «понос понесла»; герой рождается с восходом солнца или луны, при его рождении гремит гром, колеблются земля и море, все живое в страхе прячется; герой просит не пеленать его, а надеть на него латы и вооружить богатырскими доспехами; герой быстро учится грамоте и «хитрой науке» — оборотничеству; далее он собирает дружину, про него идет слава по всей земле и доходит до Индеи.

Рожденный чудесным образом богатырь отправляется на поиски своего отца: Саур Леванидович

Отец героя — царь — выезжает за данью, царица при прощании говорит, что беременна, царь отвечает: если сын родится — за отцом послать, если дочь — замуж отдать и зятя за ним послать; поп дает герою имя; герой очень быстро растет, учится грамоте, калечит окружающих / учится оборотничеству, калечит более старших по возрасту; отправляется после разговора с матерью на поиски отца.

После смерти престарелого отца у вдовы остается дитя; герой быстро учится / не проявляет способностей в обучении; герой выходит из дома на охоту: Добрыня Никитич

После смерти престарелого отца у вдовы остается ребенок; ему дают имя; герой либо «дитятко малешенько-глупешенько», либо удивительно быстро обучаемый грамоте; герой побеждает в играх всех ребят старше него; герой выходит из дома на охоту — испробовать оружие; мать указывает на возможную встречу со змеем.

Герой рождается от внебрачной связи героя и богатырки, выезжает искать отца: Сокольник

У богатырки (бабы Латыгорки) от старшего богатыря рождается внебрачный сын; отец уезжает; сын очень быстро растет, его дразнят «заугольником» (незаконнорожденным); он калечит окружающих и выезжает на поиски отца.

Героя «испортили» при родах, он воспитывается вне дома, ищет коня и едет искать родителей: Михайло Козарин

Героя «испортили» на родинах, выгнали из дома; его воспитывает бабушка-задворенка / сестра; называет его в честь козы, чьим молоком питался герой; герой калечит окружающих, ищет коня и едет искать родителей.

2. Получение силы / богатства и собирание войска

Герой получает города в наследство от дяди: Вольга

Герой получает несколько городов в наследство от дяди; герой набирает дружину и едет проверять будущие владения.

Герой получает богатство от чудесных персонажей (Волги-реки, Ильмень-озера, водяного, царицы Белорыбицы): Садко

Озеро / брат водяной девки / царица Белорыбица / Морской царь / Водяник указывает герою (каменщику / гусляру / волжскому суру), как выловить обычную рыбу / щепки и мусор / дубья колодинки, которые затем превращаются в золото / рыбу с золотой чешуей; герой выигрывает спор с новгородцами и богатеет / устраивает в своих палатах «все по-небесному» / женится.

Герой получает богатство, поднимая камень, лежащий на распутье: Илья Муромец

Герой выбирает дорожку, где богату быть; едет, видит камень, под которым лежит богатство, поднимает его; становится богатым / умирает / окаменевает.

Герой получает силу от великана-богатыря через питье / пену / пот: Илья Муромец и Святогор

Герой подходит к гробу, в котором лежит великан / старший богатырь; великан / старший богатырь просит приникнуть к щели в гробу и слизать пот / слюну / вдохнуть дыхание; герой делает это; великан просит наклониться второй раз — герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы.

Герой получает силу от чудесных персонажей (ангелов, калик), которые просят принести напиться: Илья Муромец
Герой набирает дружину: Волх, Василий Буслаев, князь Роман

Герой, получив от дяди наследство, набирает дружину, устраивая воинам испытания (проверяются способность пить алкоголь, сила в поединках, воинские качества: герой смотрит, как будущие дружинники зачерпывают воду из реки — рукой, шеломом и т. п.).

3. Воинские коллизии

Борьба героя с чудесным противником

Герой побеждает Соловья-разбойника, стреляя ему в глаз: Илья Муромец и Соловей-разбойник

Герой выезжает из дома; по пути в Киев побеждает Соловья-разбойника, сидящего на дубу / дубах, стреляя ему в «правый глаз»; привозит врага в Киев и там убивает.

Герой побеждает противника / чудовище в княжеских палатах: Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Герой выезжает из дома, пирует в Киеве, ссорится с противником на пиру, побеждает его в княжеских палатах.

Герой, переодевшись в платье калики, побеждает чудовище в княжеских палатах: Илья Муромец и Идолище поганое

Герой узнает, что в Киеве царит противник, меняется одеждой с каликой пере­хожим, приезжает неузнанным в Киев, бранится с противником и изгоняет его.

Герой обманом побеждает чудовище в поле: Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Герой, увидев летающего Змеевича, просит его повернуться, убеждая, что за его спиной стоит войско; противник оборачивается, теряет бдительность; герой его побеждает.

Герой побеждает чудовище у реки / горы: Добрыня Никитич и Змей

Герой отправляется из дома / из Киева, встречает Змея на реке, побеждает его шапкой земли Греческой / заключает с ним мирный договор.

Герой побеждает змею в могиле своей жены: Михайло Потык

Жена умирает, герой идет вслед за ней в могилу, побеждает змею / жену, которая превратилась в змею, выходит из могилы.

Герой побеждает богатырку: Дунай Иванович, Добрыня Никитич

Герой встречает в поле богатырку / великаншу, борется с ней, побеждает, пиная под зад / она сдается, когда узнает, что перед ней ее суженый.

Отражение вражеского нашествия

Герой приносит весть о нападении и этим спасает Киев: Калика-богатырь

Калика узнает о готовящемся нападении на Киев и предупреждает князя и киевских богатырей; вместе с киевскими богатырями побеждает «силу неверную».

Герой-малолетка вместе с отцом, ушедшим в монастырь, спасают Киев от врагов: Михайло Данилович

Отец уходит в монастырь и оставляет защиту государства на малолетнего сына (ему двенадцать лет); князь выражает недовольство уходом старшего богатыря; на Киев наступает войско противника; герой-малолетка отправляется в бой, перед этим заезжает в монастырь к отцу; отец дает совет быть осторожным и не давать воли сердцу; герой нарушает завет, попадает вместе с конем в плен, но продолжает биться. Конь без седока прибегает в монастырь; отец выходит на бой, принимает своего сына за татарина; сын называет себя, и битвы между ними не происходит. Герой вместе с отцом побеждают врага, князь награждает героя.

Герой-малолетка спасает Киев от врага, но погибает в бою: Ермак Тимофеевич

Противник отправляет гонца в Киев, угрожая князю разорением города, но киевские богатыри отказываются выступить на его защиту, объясняя это тем, что устали от сражений. На битву просится молодой герой Ермак (племянник князя или старшего богатыря); юноше семнадцать, а чаще двенадцать лет. На богатырской заставе богатыри посылают героя разведать численность войск противника, он ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.

Герой-запечник спасает Киев от врага: Васька Захаров

Герой-пьяница (запечник) спасает Киев от врага, побивая его метлой, отказывается от награды за победу и просит вместо нее «пить вина безденежно».

Герой-пьяница спасает Киев путем мнимого предательства: Василий Игнатьевич

Киеву угрожает войско противника. Князь просит помощи у героя-пьяницы, ради чего сам идет в кабак. Герой-пьяница похмеляется и стреляет в против­ника / поднимается на городскую стену и тремя стрелами убивает сына, зятя и дьяка противника (имя дьяка часто Батыга). Вражеский царь требует выдать убийцу. Герой-пьяница добивается доверия противника, обещает провести войско в Киев, сам же заводит войско противника в глухое место и там уничтожает его, после чего противник бежит, говоря, что он больше никогда не придет на Русь. С героем не делятся добычей, герой гневается и угрожает разрушить Киев. Князь приносит ему подарки, однако герой отказывается и просит в качестве награды бесплатную выпивку в кабаках.

Герой побивает врагов, попадает в плен, но вырывается из него: Илья Муромец и Калин-царь, Илья Муромец и Бадан, Илья Муромец и Батый, Суровец-Суздалец, Потап Артамонович
Безногий на безглазом; герой и его окружение побеждает силу литовскую: князь Роман и братья Ливики

На один из русских городов, нарушая данную ранее заповедь, нападают литовцы и разоряют город; князь-оборотень узнает об этом от разговаривающих между собой воронов и, приехав, расправляется с литовцами, отправляя домой одного брата без ног, другого — без глаз.

Герой, путешествуя на корабле, убивает выстрелом турецкого хана: Илья Муромец с Добрыней Никитичем

Кораблю с героями угрожает турецкий хан. Герой обещает пустить стрелу «в турецкий град, в зелен сад, в бел шатер, самому Салтану в белу грудь» / герой пугает врага ревом изображенных на пуговках костюма зверей (рев пуговиц на костюме героя является сигналом, подымающим команду корабля против турок). Противник запрещает туркам когда-либо вступать в столкновение с героем.

Герой помогает реке не пустить вражескую силу на свою землю: Сухман Одихмантьевич

Князь посылает героя на охоту за лебедями; во время поездки герой видит, что Непра-река борется с татарской силой, которая мостит мосты, чтобы перебраться через реку и пойти походом на Киев; герой дерется с татарами, его ранят.

Военный поход в чужую землю

Герой едет отвозить дани-выходы: Добрыня Никитич с Василием Казимировичем

По приказу князя герой отправляется отвезти дань иноземному царю; герой набирает дружину на корабль и едет по морю; иноземный царь заставляет героев под угрозой смерти пройти испытания — борьбу, стрельбу из богатырского лука, игру в шахматы; герои справляются с испытаниями, побивают врагов и увозят дань в Киев / испуганный царь отказывается от дани и сам начинает платить дань Киеву.

Герой совершает набег на врага и побеждает с помощью колдовства и оборотничества: Волх Всеславьевич

Преодоление застав-препятствий

Застава — заброшенная из-за разбойника дорога: Илья Муромец

Герой очищает прямую дорогу к эпическому центру от засевшего на ней чудовища.

Застава — разбойники: Илья Муромец

Герой разгоняет или убивает разбойников, которые пытаются его ограбить.

Застава — быстрое течение и «сорочина долгополая»: Добрыня Никитич, Дюк Степанович

Герой переплывает реку с быстрым течением, побеждает противника — сорочину долгополую.

Застава — войско, обступившее город: Илья Муромец и черниговцы

Герой освобождает осажденный вражеским войском город по пути в эпический центр; отказывается от воеводства, спрашивает дорогу к Киеву.

Застава — семья Соловья-разбойника: Илья Муромец и Соловей-разбойник

Герой по пути в Киев побеждает членов семьи противника, которые хитростью пытаются погубить героя.

Застава — коварная королевична: Илья Муромец

Герой побеждает коварную королевичну, которая хитростью (с помощью переворачивающейся кровати) пытается погубить героя.

4. Конфликты

Конфликты между одноэтническими персонажами

Столкновение героев в результате ссоры: Добрыня Никитич и Дунай Иванович, Добрыня Никитич и Илья Муромец

Герой выезжает из дома на поиски поединщика, видит стоянку другого богатыря, цвет шатра которого — черный, читает предупреждающую надпись и поступает вопреки предупреждению; далее следует бой богатырей, принадлежащих одному этносу; старший богатырь примиряет дерущихся / наказывает одного из них.

Столкновение великана-богатыря и героя: Илья Муромец и Святогор

Герой встречает великана / жену великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; конь великана начинает хромать, так как не может выдержать двоих богатырей; герой и великан братаются.

Столкновение героя с неузнанными родственниками

Герой борется с неузнанным братом, похищенным татарами: Михайло Козарин и братья Дородовичи

У героя похищают брата; герой встречает брата в поле, не узнает его, начинается бой; после узнавания герои мирятся.

Герой борется с неузнанным сыном / дочерью: Илья Муромец и сын /дочь, Саур Леванидович

Герой побеждает в поединке неузнанного сына, дочь / отец попадает в плен и побеждает в поединке неузнанного сына.

Герой борется с неузнанным племянником: королевичи из Крякова, братья Дородовичи

Молодой герой едет на службу в Киев к князю и встречает в поле поляницу удалую («дикого» богатыря, который полякует в поле). Происходит богатырский поединок, во время которого герой узнает в противнике своего родного брата, увезенного в плен маленьким ребеночком / герой видит в шатре раненого, выспрашивает его и узнает в нем своего брата; брат умирает, и герой отвозит его тело родителям.

Герой бьется с неузнанной невестой-воином: Дунай Иванович и Настасья Микулична

Герой борется с девушкой-богатыркой / привозит девушку из чужого царства, затем женится на богатырке / на сестре княжеской невесты.

Конфликты между героем и князем

Князь заключает героя в погреб / тюрьму: Илья Муромец и Владимир Красное Солнышко, Сухман Одихмантьевич, Ставр Годинович
Герой поднимает бунт против князя, поит вином городских нищих — голей кабацких: Илья Муромец и голи кабацкие, Василий Игнатьевич

Конфликт героя и города

Герой, поссорившийся с городскими жителями, в драке побеждает их: Василий Буслаев

Отец Василия Буслаева, никогда не ссорившийся с Новгородом, умирает, оставляя вдову Амельфу Тимофеевну и малолетнего героя. В семь лет мать отдает его учить грамоте. С какого-то времени Васька принимается с удалыми добрыми молодцами допьяна напиваться и уродовать сверстников / новгородских мужиков. Купцы приносят жалобу; мать Ваську начинает «журить-бранить, на ум учить»; Ваське журьба не нравится, он созывает дружину, проверяет ударом палицы по голове силу богатырей. На «братщине» происходит свара героя и его дружины с новгородцами. Васька спорит с Новгородом, что если он в драке победит, то Новгород будет выплачивать ему дани по три тысячи, и наоборот. Василий побеждает, но мужики новгородские идут с подарками к его матери, та принимает подарки, посылает девушку Чернавушку привести Василия; мать его садит под замок. Чернавушка идет по воду на Волх-реку, дружина ей и говорит: «Не подай нас у дела у ратного, у того часу смертного». Девушка бросает ведро, хватает коромысло и побивает некоторое количество людей, затем будит Ваську, тот берет ось тележную и идет на помощь дружине, встречается со старцем-пилигримищем / крестным дядей героя и убивает его, затем расправляется с новгородцами. Мужики новгородские приносят Василию подарочки, и свара на этом заканчивается.

5. Соперничество

Соперничество между одноэтническими героями

Состязание на поднятие тяжелого предмета: Вольга Святославич и Микула Селянинович

Герой на пути в города, подаренные дядей, встречает пахаря; герой и его дружина не могут поднять сошку пахаря, затем вместе едут в подаренные герою города.

Состязание на быстроту / ловкость коней: Вольга Святославич и Микула Селянинович, Чурило Плёнкович и Дюк Степанович

Герои соревнуются, чей конь быстрее и ловчее.

Состязание, чья одежда богаче: Чурило Плёнкович и Дюк Степанович

Герои (в церкви / перед князем) соревнуются, кто красивее, чья одежда богаче.

Состязание, кто лучше стреляет: Дунай Иванович и его жена

Соперничество между героем и князем

Cостязание, чей конь лучше/быстрее: Иван Гостиный сын

Князь ищет супротивника в состязании, герой принимает условия спора; княжеские кони пугаются свирепого вида и грозного ржания бурушки богатыря и разбегаются / герой выигрывает спор.

Cостязание, кто богаче: Дюк Степанович, Ставр Годинович, Чурило Плёнкович

Герой приезжает в Киев, где хвастается, что у него дома все гораздо лучше: вещи более красивые и дорогие, еда вкуснее; князь посылает послов описывать имущество героя, им не хватает на это бумаги.

Состязание — сравнение богатства: Чурило Плёнкович

Герой и его люди разоряют владения князя, воруют урожай, нарушают охотничьи угодья; князь ищет обидчика, им оказывается герой. Герой приносит князю богатые дары и поступает к нему на службу.

Состязание — игра с правителем в шахматы: Добрыня Никитич

Герой выигрывает у князя (вражеского царя) в шахматы.

Соперничество героя и города

Герой соперничает с городом в богатстве: Садко

Герой просит помощи у сверхъестественного персонажа, тот учит героя поспорить с купцами, что в озере есть «рыба — золоты перья», которую герой поймает; герой спорит на чужом пиру и выигрывает; герой начинает торговать, получать барыши великие; устраивает в своих палатах «все по-небесному» (солнце, месяц, звезды); зазывает на пир настоятелей новгородских; настоятели провоцируют героя похвастать, что он выкупит все товары новгородские; бьются; три дня герой покупает и выкупает все / не может выкупить ничего.

Соперничество героя и силы небесной

Неподъемная тяжесть: Святогор

Герой думает, что может поднять всю землю / треть земли; находит переметную суму / сошку Микулы Селяниновича; ее роняет старик-странник; герой, напрягая все силы, поднимает ее до колен, одновременно увязая в земле; иногда умирает.

Лестница до неба: «Камское побоище»

В результате неразумного хвастовства героев победить «силу небесную» мертвые враги воскресают и / или при разрубании удваиваются; бой заканчивается гибелью / окаменением всех богатырей / хвалившихся богатырей / реже — счастливым возвращением героев в эпический центр.

Мертвая голова: Василий Буслаев

Герой ругает кости мертвеца (мертвую голову), голова пророчит гибель герою.

6. Брачные коллизии

Сватовство и женитьба

Герой сватает невесту-лебедь, заключая посмертный договор: Михайло Потык

Князь отправляет героя из Киева с каким-нибудь поручением; герой в лесу встречает белую лебедь, оборачивающуюся девушкой, и хочет на ней жениться; она ставит условие: если один из супругов умрет, другой должен быть заживо погребен с умершим.

Герой сватает невесту для себя: Иван Годинович

Иван Годинович выезжает (с помощниками) в Золотую Орду сватать Настасью Митриевну, уже засватанную иноземным царем (Вахрамеем Вахрамеевичем / Кощеем и т. п.); она соглашается выйти за него (иногда вопреки воле отца). Герой увозит невесту / неудачно женится, так как невеста уже просватана; иноэтнический соперник похищает жену / невесту; герой побеждает врага-соперника и убивает неверную жену тремя науками молодецкими (отрезает руки, ноги, губы).

Герой сватает невесту для князя: Дунай Иванович

Герой едет в иноземное царство, сватает невесту для князя; ему отказывают; он добивается своего.

Герой силой женится на девушке, которую ему неудачно сватала мать: Хотен Блудович

Мать сватает для сына девушку, ей отказывают; герой вне себя: убивает братьев невесты, просит выкупить их тела; затем смягчается, добывает с помощью вороны мертвой и живой воды, оживляет их и спокойно женится на просватанной невесте.

Самопросватывание

Иноземный герой сватается к племяннице князя: Соловей Будимирович

Корабль следует в Киев с героем на борту; богатый купец Соловей одаривает князя Владимира и получает взамен разрешение строить в Киеве терем; строит с дружиной его за одну ночь; девушка пленяется богатством богатыря и предлагает себя в жены; Соловей осуждает ее и женится / не женится.

Девушка-колдунья сватает сама себя, наносит ущерб герою за отказ жениться на ней: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна

Мать предупреждает героя не ходить в город; герой идет и стреляет по голубям, но попадает в терем колдуньи; герой ранит / пугает любовника-змеевича колдуньи; колдунья требует, чтобы герой женился на ней; колдунья привораживает героя, подрезая его следы; колдунья угрожает превратить героя в животное; родственники героя угрожают превратить колдунью в животное; колдунья превращает героя в тура / камень; герой, превращенный в тура, топчет стада своей тетки — гусиное, лебединое, овечье, коровье, конное; пастухи рассказывают о заколдованном герое его тетке; тетка героя превращается в сороку.

Разрушенный брак

Герой женится на девушке-богатырке, затем убивает ее: Дунай Иванович
Герой спускается в могилу к умершей жене-колдунье: Михайло Потык

Князь отправляет героя с поручением в другую землю. Во время отсутствия героя его жена-лебедь умирает. Он об этом узнает, возвращается в Киев и дает себя похоронить вместе с женой. В склепе появляется змей. Потык с ним бьется и получает от него снадобье, при помощи которого оживляет жену / жена сама превращается в змею, герой ее убивает; жена уходит к иноземному королю; превращает героя в камень; калика / святой возвращает герою человеческий облик; герой убивает свою жену и женится на дочери иноземного короля.

Похищенная героем девушка / жена предает его сопернику во время боя: Иван Годинович
Герой находит похищенную жену, которая предает его сопернику: царь Соломан и Василий Окулович

Жену царя увозят на корабле, прельщая подарками; царь едет за ней, его хотят казнить (повесить), он просит протрубить в рог; к нему на помощь прибегает дружина; герой убивает похитителей жены / жену / жена выдает своего любовника, который прячется под периной / в сундуке.

Разрушенный и восстановленный брак

Герой, возвращаясь домой, попадает на свадьбу своей жены: Добрыня Никитич, Алеша Попович

Герой разлучен с женой / невестой; приходит к ней или в ее селение под видом старого и / или больного незнакомца, которого никто не может узнать; на пиру роняет в кубок кольцо / играет на гуслях, жена его узнает. Затем он разгоняет женихов / выгоняет жениха.

Жена освобождает плененного мужа: Ставр Годинович и Василиса Микулична

Муж хвастает своей женой, его заточают в тюрьму князя; жена героя освобождает мужа с помощью хитрости: переодевается татарским послом, сватается к дочери / племяннице князя, проходит испытания — доказывает, что она воин, а не женщина; освобождает героя.

Предотвращенный инцест

Герой возвращает из плена сестру и предотвращает инцест: Михайло Козарин

Герой и его сестра разлучены с детства, так как родители знают, что им угрожает инцест; богатырь вырастает вдали от дома и, достигнув определен­ного возраста, отправляется на поиски родных. По пути он получает предсказа­ние, что ему предстоит встреча с невестой-суженой. Он освобождает пленную девушку, намеревается вступить с ней в брак, но узнает, что это его сестра.

7. Приключения героя

Любовные приключения

Отвергнутая героем княгиня подкладывает ему в сумку княжескую чашу и обвиняет его в воровстве: калика

Калики по пути в Иерусалим проходят через Киев, где правит эпический князь Владимир, а ему прислуживают богатыри Добрыня и Алеша Попович. Оказывается, что калики тоже были воинами и не утратили богатырских качеств: их пение потрясает землю, они играючи наказывают Алешу Поповича. Княгиня Апраксия пытается соблазнить калику, это ей не удается, тогда она подкладывает серебряную чашу ему в сумку, чем навлекает на него гнев князя, который хочет расправиться с каликами. Через некоторое время случается чудо и калика воскресает / калику убивают его товарищи, затем каются.

Герой вступает в любовную связь с богатыркой: Илья Муромец и Сокольник, Святогор и неверная жена

Богатырь-исполин Святогор возит жену с собой в хрустальном ларце; она изменяет мужу с Ильей Муромцем; Святогор убивает жену и братается с Ильей.

Братья не позволяют сестре любить героя: Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей

Герой, имеющий любовную связь с девушкой, опровергает хвастовство братьев, уверенных, что их сестра невинна, и женится на ней / братья убивают сестру.

Муж убивает / замечает героя — любовника жены: Чурило Плёнкович

Пока муж в церкви / на охоте, к его жене приходит герой; служанка, несмотря на обещанные подарки, рассказывает все мужу; муж приходит, видит одежду героя и убивает его.

Княгиня вступает в любовную связь с противником героя / чудовищем: племянница князя Владимира и Идолище

Противник сидит на пиру у князя, хвастается, выражает свои сексуальные намерения по отношению к племяннице князя; герой это видит, гневается.

Другие приключения

Герой у отца великана: Илья Муромец и отец Святогора

После смерти великана герой отправляется к его слепому отцу, вместо приветствия протягивает палицу — палица после рукопожатия разлетается в щепки.

Предсказание мертвого богатыря: Василий Буслаев
Превращение в тура: Добрыня Никитич и Маринка Кайдаловна

Колдунья превращает героя в животное (тура) из-за отказа жениться на ней; тетка героя грозит колдунье, и она делает его человеком.

Колдунья задерживает корабли героя: Глеб Володьевич

Колдунья задерживает в порту корабли героя, требует пошлины, чтобы освободить корабли; герой отгадывает три загадки колдуньи; она хочет его отравить; конь предупреждает героя; колдунье отсекают голову.

Превращение в камень: Михайло Потык

Жена опаивает героя ядом / зельем и зарывает в яму / превращает его в камень; Святитель Николай оживляет его, превращая из камня в человека.

Герой разгадывает загадки на морском дне: Садко

Герой в гостях у морского царя разрешает спор между ним и царицей, разгадывая загадку.

Герой — оживший мертвец — останавливает посреди реки лодку со своей дружиной, угрожает съесть бывших товарищей: Данило Борисович, Данило Денисьевич

Разбойники во главе с атаманом Данилой Борисовичем плывут на струге и грабят купцов; те просят Бога о помощи; грозовая стрела убивает атамана; его товарищи хоронят предводителя. Он оживает, каждую ночь догоняет разбойников и магическими способами останавливает лодку посреди реки. Чтобы прекратить это, дружинники перезахоранивают его лицом вниз и для верности вбивают в тело осиновый кол.

Герой-малолетка гибнет в битве: Ермак Тимофеевич

Герой ради собственной чести вступает в бой с врагом и неистовствует, побивая противника. Через некоторое время старший богатырь решает остановить героя. Старший богатырь связывает героя, причем подходит к нему сзади, иначе герой примет его за татарина и убьет. Герой умирает от разрыва сердца / не умирает, а успокаивается.

Окаменение героя / героев: Илья Муромец

Герой раздает богатство, строит церковь, уходит в каменные горы и окаменевает.

Гроб по мерке: Святогор

Герой встречает великана, дважды бьет его палицей, тот даже не замечает; той же палицей в щепки разносит дуб; на третий раз великан кладет героя в карман; его конь начинает хромать, так как не может выдержать двух богатырей; великан вынимает героя, они приезжают к гробу; герой ложится, гроб для него велик; великан ложится, гроб впору; по просьбе великана герой кладет сверху крышку, она прирастает; великан просит взять его меч, расколоть обручи; герой не может поднять меч; наклоняется к гробу, великан вдыхает в него свою силу; великан просит наклониться во второй раз, герой отказывается; великан говорит, что если бы герой наклонился снова за его силой, то умер бы; великан велит привязать к гробу его коня.

Прыжок через камень: Василий Буслаев

Герой по пути в святой город находит мертвую голову, пинает ее, она предвещает герою смерть; герой купается в Иордани; на пути домой герой прыгает через камень задом наперед и разбивается насмерть.

Самоубийство героя, из его крови протекает река: Сухман Одихмантьевич, Дунай Иванович
Самоубийство героя и его жены; на их могиле вырастают сплетающиеся растения: Данило Ловчанин

Князь хочет отнять у героя жену, посылает героя выполнить трудное задание (укротить дикого вепря); герой узнает про хитрость князя / жена помогает герою узнать про хитрость князя; после этого герой заканчивает жизнь самоубийством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *