буратино что означает его имя
Значение слова «буратино»
Прототипом Буратино является Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди. Подзаголовок сказки Коллоди — «История деревянной куклы», и в её тексте Пиноккио часто называется не по имени, а просто нарицательным именем «бураттино» (итал. il burattino, «кукла»). В комедии дель артэ имя Бураттино является одним из имён Пьеро.
Бурати́но
1. имя персонажа, главного героя сказки Алексея Николаевича Толсто́го «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по мотивам сказки Карло Лоренцини (Коллоди) «Пиноккио» ◆ Вокруг него [Буратино] собрались обитатели пруда: всем известные своей глупостью чёрные пузатые головастики, водяные жуки с задними лапками, похожими на вёсла, пиявки, личинки, которые кушали всё, что попадалось, вплоть до самих себя, и, наконец, разные мелкие инфузории. А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обмениться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пиноккио и Буратино: в чем похожи и чем различаются герои сказки
Несчастный карлик
Алексей Толстой посвятил книгу Миле Крестинской: она устроилась к нему секретарем в период работы над сказкой, а позже стала четвертой женой писателя. Фото Владимира Малышева/ТАСС
Гроза марионеток
Кто читал, знает: похождения Пиноккио авторства Коллоди лишь отчасти пересекаются с приключениями нашего родного Буратино, созданного Алексеем Толстым. Кстати, вот еще одна знаменательная дата: 85 лет назад книжка о приключениях Буратино вышла отдельным изданием.
Страдалец или лоботряс?
«Пиноккио» VS «Буратино»
Кадры: Youtube.com
П: Джепетто постоянно переживает за деревянного «сына», ищет его и старается ему помочь. Воспитывает упреками, назиданиями и наказаниями, а также надеется на чудо.
Б: Папа Карло дает своему детищу свободу, поощряет добрые поступки. Хочет, чтобы ребенок вырос самостоятельным. Верит, что тот справится с трудностями сам или при помощи друзей.
П: Говорящий Сверчок пытался вразумить Пиноккио после того, как тот объявил, что намерен только есть, пить, спать, разорять птичьи гнезда и бродяжничать, за что получил молотком по голове. После чего «остался висеть на стене как мертвый».
П: Кукольник Манджафоко. Хозяин кукольного театра в принципе положительный персонаж. Узнав о бедственном положении Джепетто, дает Пиноккио пять золотых монет.
П: Фея с лазоревыми волосами предстает то девочкой, то девушкой, то женщиной, то старухой. То живой, то мертвой: Пиноккио впервые видит ее, когда та ждет собственный гроб. В конце сказки оборачивается козочкой с лазурной шерстью. Превращает деревянного мальчика в человека.
Фото: Legion-media.ru и кадр из фильма
Фото: Legion-media.ru и кадр из фильма
Кстати
Сделан на радость людям
Буратино, пожалуй, чаще других сказочных героев вдохновляет художников: они придумывают собственные сюжеты, представляя деревянного мальчика в разных, порой нелепых или неловких ситуациях. В архиве нашего любимого карикатуриста Валентина Дружинина тоже нашлось множество забавных сюжетов.
Почему Буратино назвали именно так, если на самом деле его зовут Пинокио?
Прекрасный вопрос! Тут длинная и сложная история-предистория, поэтому я просто приведу большой, но очень интересный отрывок из книги: «Кеслер Я.А. Русская цивилизация. Вчера и завтра. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.»
«Для укрепления своей власти Романовы остро нуждались в деньгах на содержание наемного войска. Но когда, пользуясь своим монопольным правом назначать цены, они в четыре раза повысили цену на важнейший стратегический продукт — соль, то тут же последовала резкая антимонопольная реакция, которая вошла в историю под названием «соляной бунт». Бунт подавили, цены не снизили, но экономика неумолима: объем контрабанды соли немедленно возрос.
Вот характерное свидетельство иностранного визитера, бывшего в Москве в середине XVII в.: «У царя чрезвычайно много золота и серебра в его казне; но большая часть его подданных не отличит жестянки от кроны, золота от меди; они так угнетены, что имеющий 2—4 гроша уже богат» (Московское государство XV—XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев. Составитель Н.В. Бочкарев. М.: Крафт+, 2000. С.54).
Для печатания «нового золота» в Москве был обустроен по образцу английских государственных фальшивомонетчиков и новый монетный двор, названный Английским. 12 июня 1654 г. московский воевода князь М.Пронский доносил Алексею Михайловичу, что по указу от 7 июня медные алтынники чеканятся «наспех днем и ночью» (Труды ГИМ. Вып.98. Новейшие исследования в области нумизматики. Нумизматический сборник. Ч. XIII. М.:Стрелец, 1998).
Практически одновременно аналогичные медные шеляги-солиды были запущены в обращение на территории Великороссии, Украины и Прибалтики и с польской стороны: так называемые боратинки — от фамилии Т.Л. Боратини. Боратинки, как и медные алтыны, были кредитными деньгами, реальная стоимость которых никогда не превышала 15% от номинала.
Денежная «латунная» война между «тремя коронами» — Московской, Польской и Шведской на территории от Прибалтики до Причерноморья привела к общему краху денежного обращения. Пришлось восстанавливать чеканку серебряной монеты. Добавим, что даже в начале XVIII в. никакого собственного золота ни у Петра I, ни у шведа Карла XII, ни у польского короля Августа II не было: настоящие золотые монеты этой троице присылал один-единственный правитель: султан Ахмет III.
Лукавый А.Н. Толстой, по-видимому, знавший истинную подоплеку «латунной» аферы, далеко не случайно назвал героя своего варианта итальянской сказки про Пиноккио именем Буратино и весьма колоритно описал Поле Чудес в Стране Дураков, на котором золотые монеты (т.е.«боратинки») растут на деревьях.»
Образ и характеристика Буратино — героя повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Портрет: внешность, речь
У деревянного человечка были круглые глазки и острый, длинный, любопытный нос. Карло вырезал сначала обыкновенный нос, но он начал расти, вытягиваться и стал длинным-предлинным.
Из лучинок папа Карло сделал человечку длинные ноги с большими ступнями. Одежду для него шарманщик смастерил из цветной бумаги: курточку — из коричневой, а штанишки — из ярко-зелёной. Шапочку — колпачок с кисточкой — он сделал из носка, а туфли — из голенища старого сапога.
Говорил деревянный человечек очень тоненьким голоском. Несмотря на то, что он только что появился на свет, Буратино сразу стал очень хорошо говорить, хотя мысли у него пока ещё были коротенькие и пустяковые.
Характер
Полицейский схватил его, и подоспевший Карло хотел засунуть Буратино в карман куртки. Но плутишка вывернулся и притворился мёртвым. Полицейский решил, что шарманщик заколотил бедного мальчика до смерти, и потащил Карло в полицию. А Буратино вприпрыжку помчался домой.
Когда деревянному человечку шёл от рождения только первый день, он был ещё очень глупеньким, и мысли у него были пустяковые. Буратино не понравились советы умного говорящего Сверчка взяться за ум, не проказничать и не убегать из дома без дела. Он обозвал его столетней букашкой-таракашкой и дерзко заявил, что завтра с утра убежит из дома, чтобы дразнить мальчишек, лазить по заборам, таскать за хвосты кошек и собак, разорять птичьи гнёзда.
После того, как папа Карло спас сынишку от злой крысы Шушеры, деревянный человечек решил стать «умненьким-благоразумненьким» и начать ходить в школу.
Но до школы легкомысленный мальчик не дошёл. Он продал свою азбуку, чтобы купить билет в кукольный театр. С этого момента начались с ним страшные приключения, о которых предупреждал его старый Сверчок.
Во время приключений у Буратино проявились следующие черты характера:
Отношение Буратино к папе Карло и к друзьям
Деревянный человечек очень любит старого бедного шарманщика. Он мечтает купить ему куртку, потому что папа Карло продал свою куртку, чтобы купить сынку азбуку.
Буратино — верный друг. Он любит своих друзей — кукол из театра Карабаса Барабаса. Он помог им уйти от злого хозяина кукольного театра и привёл в театр, который находился за дверкой, скрытой за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло. В новом кукольном театре, название которого было «Молния», Буратино с друзьями стали давать для жителей города интересные и весёлые представления.
Вывод
Буратино — настоящий друг, он не бросает друзей в беде. Его смелость и находчивость помогли куклам уйти от жестокого Карабаса Барабаса и жить весело и счастливо, играя в новом театре, носящем название «Молния». Во время своих приключений деревянный человечек поумнел, но продолжал оставаться озорным, весёлым и неунывающим.
Характеристика образа Буратино, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
8 фактов, которые вы не знали о Буратино
Что мы не знали о деревянном мальчике?
Вы многое знаете о Буратино? Откуда взялся этот герой, что связывает его с Пиноккио, и почему это две разные сказки? Почему российский писатель-сказочник начал «Буратино» как простой перевод, а закончил самостоятельным произведением со своим смыслом и посылом? Как «Золотой Ключик» превращали в экранизацию и искали актёров для таких непростых ролей? Давайте узнаем!