был бы обед а ложка сыщется что значит
Смысл пословицы «Дорога ложка к обеду»
В живой речи к народным афоризмам обращаются чаще всего не из-за их эстетической функции, а в качестве прагматичной составляющей, как бы подкрепляя свою мысль авторитетом народной мудрости. Прибегая к подобному приему, очень важно использовать пословицу к месту и точно понимать её значение.
Известно, что некоторые народные выражение сегодня намного короче своих оригинальных версий. Как правило, без изменений остаётся основная часть пословицы, и оба варианта, полный и краткий, имеют одинаковое значение. Вместе с тем «утерянное» продолжение пословиц иногда настолько неожиданно, что может служить контраргументом на более современную версию.
Руководствуясь извечным стремлением вместить как можно больше информации в как можно меньший объём, в живой речи со временем предпочтение чаще всего отдаётся усечённым выражениям, что, в свою очередь, не является поводом для забвения исходных вариантов народных изречений. Они представляют интерес не только в качестве объекта лингвистических исследований, но и как неотъемлемая часть культурно-исторического наследия.
Например, выражение «Дорога ложка к обеду», часто употребляемое сегодня в виде одночленной композиции, имеет продолжение: «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку». В чём же смысл пословицы?
Выражение появилось в то время, когда ложка была, по сути, единственным столовым прибором, используемым простым народом при каждом приёме горячей пищи — еда подавалась к столу в одной большой посуде (котелке, горшке или на деревянном блюде), а вилки и персональные тарелки оставались пока привилегией богатых людей. Естественно, что без ложки получить свою порцию и не обжечься было довольно проблематично. Прямое значение первой части языкового афоризма понятно, а что же значит «а там хоть под лавку»?
В русских избах габаритную посуду (горшки, чугунки) хранили в специальной судной лавке, шедшей от печи вдоль боковой стены. От остальных лавок в доме «посудная» лавка отличалась высотой и наличием полок, прикрываемых дверцами или занавеской.
Более мелкую кухонную утварь, в основном ту, которой пользовались каждый день, в том числе ложки, складывали в посуднике — полках, расположенных над судной лавкой. Пространство под лавками в избе называлось подлавником или подлавочьем. И хотя полезная функция у подлавника была, например, под «мужской» лавкой, так называемым «коником», хозяин хранил инструменты (пилы, топоры и т.п), но в силу своего расположения, подлавочье, естественно, не могло считаться престижным местом в доме — там скапливался весь мусор. О статусе подлавника в избе можно судить по следующей пословице: «Новая ложа с полочки на полочку, а состареется — по подлавочью наваляется».
Примечательно, что на Руси, подметая пол, весь мусор сметали под лавку в «печной угол», он же «бабий кут» — пространство в доме возле печи, где женщины проводили большую часть времени, занимаясь домашним хозяйством. После того как мусор был собран, его сжигали в печи. Интересно, что из традиции оставлять сор в доме для того, чтобы после сжечь его, родилась пословица-указание — «Из избы сор не выноси, а под лавкой копи», что означает: «не сплетничай!». Возвращаясь к выражению «Дорога ложка…», вторая часть афоризма в нарочито утрировано-грубоватой форме выражает бытовое наблюдение – надобность в ложках после обеда невелика, выполнив свою функцию, они становятся бесполезны, следовательно, их можно бросить под лавку, то есть забыть о них.
Переносное значение пословицы следующее – ценность чего-либо, не только вещи, но также идеи, действия, осознаётся в момент, когда в них (вещь, услуга, мысль и т.п) нуждаются и заинтересованы. Иными словами – ценно то, что получено вовремя.
Афоризм употребляется не только в отношении людей, но также предметов, явлений. Сверхценность своевременной помощи особенно остро осознаётся, когда речь идёт о здоровье и жизни человека. Довольно часто изречение употребляется в осуждение запоздалых действий или бездействия кого-либо. Например, когда человек, к которому обратились за помощью, отказал, а затем всё-же изъявил желание помочь, но его услуги уже не понадобились. У известного изречения есть как русские, так и иностранные аналоги. В частности, у англичан популярно выражение, которое в переводе на русский язык звучит так: «Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти».
Пословицы – это прекрасные специи к речи. Но, как излишек приправ заглушает вкус основного блюда, так и чрезмерно пересыпанная пословицами речь вызывает только раздражение. В таких случаях создаётся впечатление, что собеседник не в силах выразить своё личное отношение к предмету разговора, прячась за готовые жизненные формулы.
Убедить при помощи народной мудрости можно лишь тогда, когда она отображает не только типичную ситуацию, но и собственные мысли и чувства говорящего.
*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено
На этой странице: смысл (значение) пословицы «Дорога ложка к обеду».
_______________________________ Уважаемые посетители, окажите сайту материальную поддержку.
Помогите сайту выжить!
_____________________________
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»
Светлана Большакова
Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки»
Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень благодарна!
Чудо-ложки
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи: 1. Познакомить детей с историей ложки;
2. Воспитывать интерес к народным ремеслам;
3. Развивать речь, пополнять активный словарь;
Словарная работа: ложкари, ложечники, баклуши, артель, резчики, красильщики, лачилы, ложки (лжица, межеумок, бутырка, баская, носатая, черенок, ярко-алая киноварь, черная сажа, золотое узорочье;
Предварительная работа: Чтение сказки Т. Кирюшатовой «Лошкарь Прошка и козья ножка», чтение рассказа М. Бартенева «Как трудно бить баклуши», выполнение граттажа «Хохлома» и «Гжель», дидактическая игра о ремеслах «Дело мастера боится», создание в группе мини-музея «Народные ремесла», рассматривание картины «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель (вносит сундучок): Отгадайте загадку:
Круглое лицо вытянуто, как яйцо,
Длинная ножка. Чем щи хлебают? (Н. Майданик)
Воспитатель: Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку. (достает ложку из сундучка). Вот она, ложка. Она о себе может сказать «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Ребята, что интересного вы знаете о ложках?
Дети: (рассказывают о том, что мы читали о ложках)
Воспитатель: Я приглашаю вас поближе познакомиться с историей ложки, садитесь.
2 слайд: Стоит в глубине керженских лесов Нижегородского края город Семенов, который называют «ложкарной столицей». Здесь поставлен памятник мастеру Семёну-ложкарю.
3 слайд: Ложку человек придумал еще в древности. Сначала ее пытались сделать из костей животных, из камня, но есть такой ложкой было неудобно, а позже ложки стали вырезать из дерева.
5 слайд: Мастера-ложечники или ложкари работали коллективно, такой коллектив назывался «артель».
6 слайд: Артельщики работали дружно, слаженно, очень производительно.
7 слайд: У каждого артельщика была своя специализация: резчики, красильщики, лачилы. Как вы думаете, чем занимались резчики, (красильщики, лачилы? (Ответы детей).
8 слайд: Готовые изделия везли продавать на ярмарку. Что такое ярмарка?
(Ответы детей). Скупщики торговали ложками даже за границей.
9 слайд: У каждого мастера был свой почерк. В городе Семенове помнят и чтут резчика Н. С. Мерзлова, он оставлял свои изделия неокрашенными, делал ложки из разных пород деревьев. Мастер любил изобретать различные формы черенков ложек.
10 слайд: Всякая ложка на Руси имела свое название. Например, ложечку для святого причастия с крестом на конце черенка называли «лжицей», простую широкую ложку средней величины называли «межеумок», бурлацкая ложка «бутырка» считалась самой крупной. Ложка «баская» (красивая) была долговатой и тупоносой. «Носатой» называли всякую остроносую ложку.
11 слайд: До того, как попасть в руки художника (красильщика, деревянная посуда проходила сложный путь подготовки. Сначала резное «бельё» натирали жидким раствором глины, после сушки смазывали льняным маслом, затем покрывали олифой, сушили, расписывали, покрывали лаком и сажали на противнях в жарочные шкафы с температурой 250 градусов.
12 слайд: Для хохломы характерны своеобразные сочетания красок – ярко-алой «киновари», чёрной «сажи», золотой и зеленой. Именно эти цвета выдерживают закалку при высокой температуре.
13 слайд: Семеновские чудо-ложки, золотое узорочье, которое так греет душу – лучший сувенир из России и, как встарь, они могут многое рассказать о русских умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.
Воспитатель: Мы с вами выучили пословицы и поговорки о ложке. Наши гости хотели бы узнать, какой смысл скрыт в них.
Дети говорят выученные заранее пословицы и поговорки и объясняют их смысл
-Запасливый гость без ложки не ходит;
-Ложка дегтя испортит бочку меда;
-Наш Мирошка ест и без ложки;
-Один с сошкой, а семеро с ложкой;
-Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись;
-Был бы обед, а ложка сыщется;
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;
Воспитатель: Ребята, а как еще использовались деревянные ложки? (Ответы)
Правильно, как музыкальный инструмент. (Звучит песня «А я чайничала, самоварничала»
Дети берут ложки и идут по кругу, постукивая ложками.
Воспитатель: Мы с вами сделали заготовки, чтобы выполнить граттаж. Возьмите шаблоны ложек, наложите их на черные заготовки, аккуратно обведите и проскребите шпажками. Вспомните, какие элементы используют художники, когда расписывают хохломскую посуду. Во время работы воспитатель включает аудио-запись «Наша хохлома» Ю. Чичкова.
После окончания занятия рассматривают работы, обсуждают.
Картотека пословиц и поговорок о хлебосольстве и гостеприимстве
Аппетит приходит во время еды.
Беда бедой, а еда едой.
Без блина — не масленица, без пирога — не именины.
Без капусты щи не густы.
Без обеда не красна беседа.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без ужина подушка в головах вертится.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Блин не клин, брюха не расколет.
Больному помогает врач, а голодному — калач.
Большому куску рот радуется.
Борщ без каши вдовец, каша без борща — вдова.
Брюхо болит: на краюху глядит.
Брюхо — глухо,словом не уймешь: что ни говори, а корми.
Брюхо не лукошко: под лавку не сунешь.
Будет день — будет и пища.
Будуг голодные — съедят и холодное.
Был бы пирог, найдется и едок.
Был бы обед, а ложка сыщется.
Были бы быки, а говядина будет.
В день на год не наешься.
В дороге хлеб не помеха.
В лесу дров много, да хлеба мало.
В меду и подметку съешь.
Вари не вари, а масло поверху.
Воздух сколько ни глотай, сыт не будешь.
Возьмет голод, явится и голос.
Воду жалеть — и каши не сварить.
Все полезно, что в рот полезло.
Всякому нужен и обед, и ужин.
Выпей чайку — забудешь тоску.
Глаза страшатся, а рот радуется.
Гляденьем сыт не будешь.
Голой кости и собака не гложет.
Горе наше —гречневая каша: есть не хочется, а оставить — жаль.
Горе наше —гречневая каша: поел бы такой, да нет никакой.
Горох да репа — животу не укрепа.
Горох — не рябина, а все едино.
Горького не едать — и сладкого не видать.
Дешева рыба на чужом блюде.
Если ложкой не наелся, языком не налижешься.
Если много съешь, то и мед горьким покажется.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Ест и пьет — так и поет.
Ехать бы обедать, да не зовут.
Жирок да сахарок сделают пирожок.
Изба красна углами, обед — пирогами.
Иной пирожок и корова не ест.
К обеду —не к делу: все готовы.
Как медведь, лапы сосать не станешь.
Как пирог с крупою,так всяк с рукою: а как плеть с узлом, так и прочь с кузовом.
Как сел да поел, так и ужин не нужен.
Каков корм, такова и работа.
Каково испечешь, таково и съешь.
Каша-то густа, да чаша-то пуста.
Кашу маслом не испортишь.
Киселем брюха не испортить.
Кисель зубам не порча.
Кисель ноги подъел.
Киселю да царю всегда место есть.
Когда я ем, я глух и нем.
Красиво — да животу тоскливо.
Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой.
Кто каков ни есть, хочет также есть.
Кто кормит, тот и кормилец.
Кто по горькому скучает, тому сладкое нипочем.
Лакомый кусочек скорее в роточек.
Любимая весть, как скажут, что пора есть.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Мило не мило — купил, так ешь.
Много ерша и на деньгу, да столько не съешь, сколько расплюешь.
Много есть — не велика честь, не велика стать — и не евши спать.
Мы люди не гордые: нету хлеба — подавай пироги.
На всякую рыбину едок есть.
Наварила, ровно на маланьину свадьбу.
Наелся как бык — не знаю, как и быть.
Нам хлебушка подай, а разжуем мы и сами.
Напой, накорми, а потом спрашивай.
Наш Мирошка ест и без ложки.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Не дорог квас, дорога изюминка к квасу.
Не ел — не мог, поел — ни рук, ни ног.
Не красен обед пирогами, красен едоками.
Не наша еда лимоны, есть их иному.
Не обычай дегтем щи белить: на то сметана.
Не пилось бы, не елось, куда б и добро делось.
Не суйся к капусте, пока не припустят.
Не поглядев на пирог, не говори, что сыт.
Не терши, не мявши — не будет и калач.
Недосол на столе, пересол на спине.
Ни маковой росинки во рту не было.
От воды навару не будет.
От доброго обеда и к ужину останется.
От чая лиха не бывает.
Первый блин, да и тот комом, а второй — с маслом, а третий — с квасом.
Пилось бы да елось да еще хотелось!
Плохая память: где обедал, туда и ужинать идет.
Повар с голода не умрет.
Поел бы редьки, да зубы редки.
Попросту, без луку, на крестьянскую руку.
Порою — и хлеб с водою.
Пошел проведать да и остался обедать.
Рад Яков, что пирог с маком.
Репу есть — невеликая честь.
Сытого гостя легко потчевать.
Сытый голодного не разумеет.
Так сладко, что того и гляди язык проглотишь.
Так солоно, что в пот бросает.
Твое дело телячье: поел да и в хлев.
Тех же щей, да пожиже влей.
Тот дурак, кто пирогу не рад.
Тощий живот ни в пляску, ни в работу.
Тощий на печи — сытый на току.
У голодного волка из зубов кости не вырвешь.
У пустого корыта и кони грызутся.
У сытого на уме гулянье, а у голодного — обед.
Хлеба край, так и под елью рай.
Хороша кашка, да мала чашка.
Картотека физкультминуток Для художественно эстетического развития Мы лепили Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.) Наши пальцы.
Картотека физминуток 1. Буратино. Дети декламируют стихотворение, выполняя движения. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Руки в сторону развел,.
Картотека «Конструирование» Карточка № 1 «Дострой дом» Дидактическая задача: Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия.
Картотека наблюдений ВЕСНА Карточка № 1 Наблюдение Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать,.
Картотека загадок. Картотека загадок по лексическим темам: овощи, фрукты, осень, деревья, ягоды, одежда, обувь, посуда, продукты питания, дикие и домашние.
Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка.
Картотека пословиц и поговорок о семье Пословицы и поговорки о семье Где любовь и совет, там и горя нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье и каша гуще При солнышке.
Был бы обед а ложка сыщется что значит
ШКОЛА СЛАВЯНСКОГО ВЕДОВСТВА «ВЕЛЕСОВ ЖРЕБИЙ» запись закреплена
И потому на Руси с древности принято было дарить ложки. Их преподносили «на зубок» в подарок ребёнку на крестины, свадьбы, новоселья. Подарок в виде ложки является традиционным пожеланием достатка и счастливой жизни.
В старину серебряная ложка была на Руси знаком высокого социального статуса, символом богатства и успеха. Известен летописный рассказ X века, как на пирах, которые устраивал князь Владимир, его дружинники начали роптать, что дал им князь ложки деревянные, а не серебряные. Услышав это, Владимир повелел сделать для своих ратников ложки из серебра. Кроме того, из текста понятно, что воин получал ложку не на каждом пиру, а единожды. Ложка в старину была предметом личным, сугубо индивидуального пользования.
Ее носили с собой в особом футляре, или просто за поясом, либо за голенищем сапога. У человека побогаче могло быть несколько ложек, у бедняка – деревянная личная ложка. Даже одежду можно было взять с чужого плеча, но ложка должна была быть собственной. Ложку помечали и избегали пользоваться чужой даже среди близких. Среди дворян этот обычай стал исчезать лишь с приходом европейской культуры. Но еще Петр I, когда путешествовал по Европе, удивлял принимавших его хозяев тем, что пользовался только своими приборами, которые постоянно носил с собой. В деревнях обычай есть личной ложкой сохранялся до начала XX века.
Разные названия имела ложка на Руси: БУТЫРКА, ВЕСЁЛОЧКА, ВОЗИЛКА, ДОЛГО-НОСКА, ДОЛГОЧЕРЕНКА, ЗАГИБКА, КАРОБКА, КЕРЖАНКА, КОКОВКА, КОПАЛКА, КОРЕНУШКА, КРЕСТОВКА, хлебалка, шевырка, едалка, ЛАПЁШКА, ЛОЖКА БАСКАЯ, ЛОЖКА БЕЛАЯ, ЛОЖКА БУРЛАЦКАЯ, ЛОЖКА ВОСТРОНОСАЯ, ЛОЖКА ГЛАДКАЯ, ЛОЖКА КОРНЕВАЯ, ЛОЖКА ПИСАНАЯ.
Перед едой ложки клали обычно выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после же трапезы ложки переворачивали. Вместе с тем в Орловской губ. не разрешалось класть ложку «вверх лицом» перед трапезой, иначе умрешь с раскрытым ртом и глазами. По поверью белорусов, во время поминальной трапезы ложку после каждого приема пищи нужно класть на стол, чтобы ею ели «деды», а класть ложку нужно непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз.
Во время поминок ставили лишний прибор (в том числе и ложку) для умершего. В Польше и в Белоруссии во время ужина под Рождество и Новый год не разрешалось поднимать ложку, так как она упала из-за вмешательства умерших, незримо присутствующих за столом.
Белорусы после поминок складывали ложки в кучу и оставляли до утра на столе, чтобы быть всем вместе на «том свете». Там же на «деды» ложки складывали на ночь вокруг миски с поминальным блюдом, а утром по положению ложек судили о том, приходили ли ночью предки; если утром ложка оказывалась перевернутой, значит, ею пользовался умерший.
Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей.
Считалось, что оставлять ложку, опирающуюся одним концом о миску, другим о стол – нельзя, так как она может стать мостиком, по которому в пищу проникнет нечисть.
Ложка обычно символизирует того члена семьи, которому она принадлежит, а также человека вообще. В Вятской губ. на свадьбе связывали вместе ложки жениха и невесты, говоря:
«Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были».
Мужской ложкой не разрешали мешать пищу, чтобы муж не ввязывался в женские дела и не ссорился с женой.
Украинцы следили, чтобы на столе не оказалась лишняя ложка, иначе ею будут есть «злыдни».
Нельзя было оставлять ложку на ночь в горшке, так как нечистый будет перебирать ими и тарахтеть, отчего дети не смогут заснуть.
Нельзя было пользоваться чужой ложкой, от этого в углах рта появятся «заеды» или на человека нападет обжорство.
Ложку использовали в народной медицине, любовной магии. Например, чтобы узнать, в какую сторону и замуж идти, бросали в кадку с водой, раскручивали мутовкой и наблюдали, куда ложка пристанет черенком. Подобное гадание было и в Костромской губернии. Здесь в Семик девушки варили кашу, а потом кидали ложки через завитую березку и смотрели, в какую сторону черенком упадет ложка, оттуда будет и суженый.
Также деревянная ложка использовалась для гадания на Святках, в новогоднюю ночь. В праздничный вечер все члены семьи кидали по ложке, а утром смотрели на их расположение. Так, если ложки лежали рядом, это означало что семья весь год будет дружной, а если одна или несколько ложек оказывались отдельно от остальных – те члены семьи в ближайший год могли уехать или рассориться с родными.
Ложку парня или девушки использовали в любовной магии: ее прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека.
В различных обрядовых ситуациях ложки подбрасывали, воровали и даже ломали. В Калужской губ. на Вознесение женщины шли в рожь, готовили там яичницу и после еды бросали ложки вверх, приговаривая:
«Как высоко ложка летает, так бы высока рожь была».
В Вятской губ. ребенка перед купанием окатывали водой, полученной с трех ложек, вилок и ножей, и приговаривали:
«Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так, раба божья (имя), будь тиха и спокойна».
На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадет кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».
За свадебным столом жениху и невесте запрещено было участвовать в пире, перед ними ставили пустое блюдо и клали ложки черенками к краю стола или связанные ручками в разные стороны. При разрешении же им принимать пищу, молодые должны были есть одной ложкой из одного блюда.
Старинные ложки на Руси украшались искусной резьбой. Большинство ложек покрывали лаком, кроме изделий, предназначенных для растирания пищи. Расписные деревянные ложки отличались использовались только во время праздничных застолий. В крестьянском быту чаще всего встречались «белые», неокрашенные ложки из осины и березы. Самыми дорогостоящими были ложки с резной ручкой, расписные, вырезанные из фруктовых деревьев.
Деревянные ложки были и народным музыкальным инструментом. Первые документы, в которых упоминалась игра на ложках, датированы восемнадцатым столетием. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек, порой снабжавшихся «гремушками».
С ложкой на Руси было связано множество пословиц и поверий.
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.
Был бы обед, а ложка сыщется.
В ложке Волги не переедешь.
Весной ведро воды — ложка грязи; осенью ложка воды — ведро грязи.
Вилкой — что удой, а ложкой — что неводом.
Всей и удали у него — что за ложкой потеть.
Голова с пивной котел, а ума ни ложки.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Дурака пошли по ложку, а он тащит кошку.
Если ложкой не наелся, языком не налижешься.
Запасливый гость без ложки не ходит.
Коли мед, так и ложкой.
Ложка дегтя испортит бочку меда.
Ложкой кормит, а стеблем глаз колет.
Мастер — из чашки ложкой.
На незваного гостя не припасена и ложка.
Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись.
Наш Мирошка ест и без ложки.
Не по две морошки в ложку.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Сладок мед, да не по две ложки в рот.
Сухая ложка рот дерет.
Хоть ложки мыть, да в миру быть.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
Автор-составитель статьи по материалам этнографии Рада Бычкова