бык символ чего у славян

Бык символ чего у славян

В народной традиции бык — особо почитаемое животное. Из древних письменных источников и этнографических материалов XIX — начала XX веков известно, что восточные славяне, и в частности русские, использовали его как жертвенное животное. Наиболее древние сведения о жертвоприношении быков принадлежат Прокопию Кесарийскому (VI в. н. э.), который писал, что славяне жертвовали быков богу — «творцу молний». Проведя параллели с архаичными культурными традициями других народов, исследователи пришли к выводу, что связь быка с богом грозы, возможно, восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.

Как это ни удивительно, но обряд жертвоприношения быка или других рогатых животных, сохранялся, хотя и в трансформированном виде, спустя много столетий, и в некоторых местах у русских совершался еще до середины 1920-х годов. С приходом христианства обычай заклания быка стал приурочиваться к дню Ильи Пророка, заменившего бога-громовержца. Собирая в Ильин день, а в некоторых местных традициях в другой большой праздник, мужскую братчину, закалывали быка, которого, как правило, вскармливали всей общиной. После заклания мясо готовили и съедали сообща, а остатки раздавали всем желающим.

Кости жертвенного быка сохраняли в уверенности, что они приносят удачу. Так, промысловики Олонецкой губернии — охотники и рыболовы — были убеждены, что кость «ильинского» быка утраивает добычу. Во время ритуальной трапезы мужчины старались ухватить кусок мяса с костью — считалось, что вместе с ним «захватывается счастье». Это объясняли так: «с тем, кто имеет ильинскую кость, всегда пророк Илья». Здесь также верили, что если принесенный в жертву бык «красного цвета», то во время сенокоса и жатвы Илья Пророк обеспечит ясную погоду.

В XIX — начале XX веков бык как жертвенное животное был известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях. В Новгородской губернии обряд жертвоприношения, называвшийся «мольбой», «жертвой» или «братчиной», приурочивался к первому воскресенью после Петрова дня. Ежегодно в этот день до 30 голов скота — быков и баранов — пригоняли в особое место около церкви. С благословения священника в одну ночь, с субботы на воскресенье, скот убивал один мужик, и мясо тут же варили в специальных котлах. Часть мяса поступала в пользу причта, остальное же — складывали в пустой амбар, а навар, как негодный, выливали на землю. В воскресенье после обедни мясо выкладывали на столах около церкви, священник освящал пищу, которую затем раздавали желающим по кусочку. У верховьев реки Ваги, также в первое воскресенье после Петрова дня, быка, купленного на общий счет целой волостью, убивали непосредственно перед обедней, варили мясо и по окончании обедни съедали всем миром. В этой трапезе принимал участие и местный священник. В Вологодской губернии, в селениях близ Кирилло-Белозерского монастыря, «обещанного» быка приносили в жертву на храмовый праздник Рождества Богородицы (8 сентября). У церковной паперти закалывали быка, готовили мясо и раздавали нищим, а остальной «обещанный» скот, приведенный крестьянами, продавали мясникам. Деньги от продажи шли в пользу церкви.

Обряды принесения в жертву «обещанного» животного осмыслялись как действия, обеспечивающие благополучие скота. Поэтому понятно, что в Костромском крае, например, братчину устраивали при болезнях и падеже скота. Здесь братчина назвалась «Микольщиной», так как «обещанного» бычка растили три года и закалывали на зимнего Николу (6 декабря), после чего устраивали обед на всю деревню. В Нижегородской губернии такой обед-«Никольщину» приурочивали к периоду мясоеда поздней осенью или ранней весной. На Орловщине кости «оброчного», то есть «обещанного», быка после братчины закапывали в хлеву, чтобы в хозяйстве не переводился скот.

Со скотоводческими братчинами в разных местах Русского Севера связаны легенды, объясняющие принесение в жертву домашнего скота как продолжение обычая заклания диких животных, посылаемых, согласно народным представлениям, самим Богом или местночтимыми святыми специально для совершения обряда. По каргопольскому преданию, в старое время в Ильин день из леса выбегал олень, и именно это животное убивали для праздничного пира, но однажды крестьяне, не дождавшись оленя, закололи быка, и с той поры олень больше не показывался. В Белозерье Вологодской бернии легенда гласила, что в день Рождества Богородицы самка оленя ежегодно приводила с собой детеныша, которого закалывали и варили, а мать отпускали. Согласно другому местному преданию, в день праздника в давние времена к церкви приходили олени, а из озера выходили быки особой породы. По новгородской легенде, в прежние времена в праздник из леса выходили два оленя; «и было сказано, что брать для убоя только одного, а другого отпускать на волю. Вот по один год и удумали заколоть обоих оленей. Как только сделали против заповеди, олени и перестали ходить».

По мнению исследователей, эти легенды уходят своими корнями в охотничьи магические обряды, относящиеся к временам, когда общество находилось на общинно-родовой стадии развития. Этот вывод сделан на основе близости некоторых мотивов русской легенды и лопарского мифа о златорогом олене. Эпическое сказание лопарей, соседствующих с русским северным населением, еще в I тысячелетии н. э. было известно среди племен Беломорского Севера и Приуралья и повествует об олене — полубоге-получеловеке. Согласно мифу, златорогий олень был первопредком и покровителем лопарей: он дал жизнь человеку, научил его охотиться и многому другому. Но человек стал хитер и жаден, стал убивать много диких животных, и священный олень дал великий завет: не убивать оленей, а только одну важенку — на прокорм семье, но не более того. В мифе присутствует также мотив соотнесения священного животного и бога грозы: согласно повествованию, жизнь на земле закончится, когда бог-громо-вик, вечно преследующий оленя, вопьется в него стрелой.

Приведенные выше севернорусские легенды и довольно широкий ряд фольклорных произведений разных жанров свидетельствуют о том, что в мифопоэтическом сознании сближаются и наделяются одинаковыми характеристиками образы быка и оленя, а также вола и тура; причем под образом тура в одних случаях может пониматься дикий бык, а в других — олень. Иногда в вариантах одного и того же текста эти образы могут замещать друг друга, выполняя одну и ту же роль.

Посмотрим, какие же признаки этих рогатых животных наделялись мифологическими чертами. В обрядовых и игровых песнях, сказках, былинах образы оленя и тура отличаются необычными золотыми рогами. В мифологическом сознании золото, или «золото-серебро», является принадлежностью потустороннего мира и, шире, — космоса. Так, в былине о Василии Игнатьевиче необычные туры изображены так:

Как из далеча было чиста поля,

Из-под белыя березки кудревастыи,

Из-под того ли с под кустичка ракитова,

А й выходила-то турица златорогая,

И выходила-то турица со турятами,

А й расходились туры да во чистом поли.

Потусторонняя природа туров определяется здесь не только отмеченностью золотом, но и их появлением из-под дерева, которое в мифологической картине мирового пространства выступает как граница между «этим» и «иным» мирами. Еще более это очевидно из другого варианта текста:

из-под того креста Леванидова

Причастность образа тура к космосу подкрепляется материалом загадок, в которых он, как и вол, символизирует природные явления:

Тур ходит по горам,

Тур свистнет, турица мигнет.

Отгадка — «гроза». Аналогична загадка о громе, где в качестве символа природной стихии выступает образ вола:

Потусторонняя природа образов рогатых животных обусловливает их посредническую функцию. Так, в легендах о жертвенных оленях они являются посредниками между посылающим их Богом, или святыми, и людьми. В упоминаемой былине о Василии Игнатьевиче посредничество туров раскрывается иначе: туры-дети оказываются свидетелями чудесного явления Богородицы около Киева, а мать-турица дает истолкование этого явления в связи с событиями, которые должны произойти: плач Богородицы предвещает нападение на Киев несметной силы Баты-ги. Необычность златорогой турицы состоит в том, что она оказывается толкователем, который обладает особым знанием и все-веденьем, позволяющим только ей, единственной, узнать в чудесном явлении образа Богородицы.

Мифопоэтические представления о причастности рогатых животных к «иному» миру объясняют их негативную символику в некоторых случаях. Так, у восточных славян в толкованиях снов черный бык обычно означает неминуемую опасность, а белый бык — болезнь.

Образы тура, быка, вола, оленя в мифопоэтических представлениях славян наделялись признаком большой силы. Так, тур, частым эпитетом которого является слово «буй», в русской народной поэзии — излюбленный образ, воплощающий силу и храбрость, применительно к князьям и полководцам. В славянских заговорах нередко рисуется картина, как сила рогатого животного направляется против той или иной болезни и уничтожает ее. Вот некоторые сюжеты подобных заговорных текстов:

Приходит «красный» человек с волами и телегой, отвозит болезнь на море, раскидывает ее по морю.

Девица или баба идет по берегу реки или моря, ведет за нитку быка; нитка рвется, и болезнь уходит.

Вол укалывает больного рогом, и болезнь проходит. С гор идут буйволы, буйволицы; они съедают, сметают, бодают болезни.

Олениха лижет больного человека; она слизывает и проглатывает все болезни. В некоторых заговорах особенно хорошо видно, что сила животного связана с наличием у него рогов как показателя биологической зрелости; например: у теленка выросли рожки; он идет искать болезни, загоняет их в угол и натыкает на рога.

В традиционной культуре в образах рогатых животных ярко выражена мужская символика. Так, образ быка или вола нередко появляется в любовных заговорах, выступая как символ мужского начала. В «присушке на девицу», например, используется соответствующее сравнение:

Как символ мужского начала образ рогатого животного выступает не только в заговорных текстах и лечебной практике, но и в других сферах традиционной культуры. Мотив пробуждения мужского начала через образ оленя присутствует в молодежной игре «Олень». У русских широко было распространено использование маски быка или тура в играх ряженых с ярко выраженным эротическим содержанием. Костромская игра «Говядина» заключалась в следующем:

Вносят в избу совершенно нагого мужчину на стяге (шесте), пропущенном через связанные руки и ноги, наподобие говяжьей туши. К туше зовут девок или если которая прячется, то силом вытаскивают и предлагают кусочки говядины, по большей части срамные. Во многих местностях у русских была известна святочная игра «в быка»: парень с горшком на ухвате и в тканой накидке приходил в избу, где происходили игрища, мычал около девок и махал головой. Его продавали, и после торга кто-нибудь из толпы «убивал» «быка» — бил по горшку, разбивал его, а исполнитель роли убегал из избы. Остальные же парни начинали «бить» девушек заранее приготовленными жгутами и соломы со словами: «С кем быка ела?»

Нарочито скабрезно-смеховое изображение сексуальных качеств быка присутствует в так называемых загадках «с картинками», загадывание которых практиковалось ряжеными на святочных игрищах: «Бык корову тык. Корова: «Мык! Спасибо, бык!»»

Эротическое содержание прослеживается в обрядовой песне троицкого цикла, в которой молодец называется «туром», а отношения мужского и женского персонажей рисуются как их противоборство:

Ой, Тур, молодец удалой!

Он из города большого,

Вызывал красну девицу

С ним на травке побороться,

Ой, Дид-Ладо! побороться

Соответственно отмеченной символике образы рогатых животных в традиционной культуре соотносились с темой брака. Действительно, их брачную символику можно увидеть как в подблюдных, молодежных игровых и хороводных песнях, содержащих свадебные или брачные мотивы, так и непосредственно в свадебных текстах. Например, сопровождающая подблюдное гадание песня: «Бык-дристун / Далеко свистнул!» — предвещала девушке, что она выйдет замуж не в свою деревню, а далеко.

В качестве хороводной и свадебной у русских бытовала песня с образом «оленя-золотые рога», веселящего свадьбу:

Мимо ольня, мимо ольня

«Я тебя ольня, я тебя ольня,

«Не стреляй, добрый молодец

Будешь жениться, будешь жениться,

Золотыми рогами, золотыми рогами

Песню спою, песню спою —

Всех гостей взвеселю,

Пуще того, пуще того — я невесту твою».

Непосредственно в свадебном обряде образ бычка используется как метафорическое обозначение жениха. Так, в Ярославской бернии во время сватовства сват заводил иносказательную речь: «Да нет ли у вас продажной телушки? У меня есть бычок».

Образы необычных златорогих животных — оленя и тура — встречаются в эпических жанрах русского фольклора. В сказках олень-золотые рога обычно оказывается связан с изменениями в судьбе сказочного героя и приносит ему удачу.

Восприятие образа рогатого животного в мифопоэтической традиции как символа мужской силы, мужского начала, а также наделение его в народном сознании признаками физической и магической силы, причастности к «иному» миру и космосу объясняет подчас непонятные для современного человека события в фольклорных произведениях, сохранивших древние мифологические представления. Так, например, в былине о «Добрыне и Маринке» богатырь-подросток — ему двенадцать лет — перед тем как прибыть на службу к князю Владимиру, идет к известной в Киеве колдунье Маринке. Героиня предлагает Добрыне жениться на ней, но, получая отказ, превращает его в златорогого тура или оленя:

Рожки у тура да в золоти,

Ножки у тура да в серебри,

Шерсть на туру да рыта бархату.

Это превращение характеризуется рядом особенностей. Перевоплощение богатыря — временное: в разных вариантах былины — это три дня, шесть месяцев или один год. Оборачивание в тура сопровождается отсылкой его пастись в чистом поле или на берегу синего моря, которые в системе былинного пространства имеют значение границы между «мирами». Пребывание богатыря в облике «гнедого тура» связано с вкушением «нечеловеческой» пищи: «муравой травы» или «ковыль травы» и «во-душки болотной».

По мнению исследователей, обращение Добрыни в тура соотносится с комплексом древних обрядов возрастных испытаний, отголоски которого нашли отражение в сказках и былинах. Испытание молодого богатыря необходимо для обретения им статуса взрослого. Особенности его превращения в тура — отмеченность животного золотом-серебром как знаками космоса, отсылка в «чужое» пространство и вкушение «чужой» пищи — связаны с идеей приобщения героя к «иному» миру. Это приобщение необходимо для получения героем знаний о мироустройстве, а также для познания не знакомой ему силы — «хитрости-мудрости», которой наделена колдунья Марина. Именно эту силу, отличную от физической, Добрыня должен победить, чтобы преодолеть испытание и подтвердить статус взрослого, способного совершать богатырские подвиги.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Корова и бык в славянской мифологии. Корова Земун

Корова – буренка, боденушка, кравица.

В пастушескую эпоху у славян корова – одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти.

Рубрики:в мире интересного
в мире животных
история славян
мифы, легенды, сказки
видео
Родные Боги
археология
славянские традиции
детям
родноверие
Наши русские мультфильмы

Метки: славянская мифология животные в мифологии корова бык корова Земун

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Славянский Языческий Портал

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

Бык в славянской языческой мифологии

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славянБык — вол, вил, бугай.

Если корова — это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык — олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Наши предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощению земного блага, богатства.

Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озерами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка — середина весны. Цвета — рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:

— Хвать быка за рога — ан вилы в руках

— Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Источник

Бог Велес в Славянской мифологии

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славянбык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славянбык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славянбык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

Велес (Волось, Волос) – древнейший культ славянского пантеона. Славянский Бог Велес относится и к добрым и к злым божествам одновременно, так как он входит в циклическое движение, приносящее в мир и зло, и добро, сменяющие друг друга. У славян Волос – покровитель путешествующих и попутного ветра, а также он Бог, дарующий богатство и благополучную жизнь. Велес проводит души умерших через реку забвения, а души новорожденных в рай.

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

Бог Велес в Славянской мифологии

Внешний вид Бога Велеса

Образ Велеса связан с двумя представителями животного мира: медведем и быком.

История гласит, что славяне содержали именно медведя, которого использовали во время проведения обрядов. Людям славянский покровитель Волос также чаще всего являлся в облике большого медведя, в лапах которого большой посох.

У древних славян внешне Волос выглядит как мужчина старшего возраста, имеет длинную до земли седую бороду и глаза черного цвета. Бог Велес одет одежду черно-белого цвета. Велес может считаться не воином, а магом, так как только магия дает возможность влиять и получать защиту.

Подношения

Велес всегда отделялся от всех других богов, его идолы-скульптуры никогда не устанавливали на священных территориях, где размещали изображение основных божеств древних славян. Славянским народом древние Боги почитались во все времена, их идолы устанавливали на вершинах холмов, а образ Волоса в низменных территориях или на берегах рек.

Известно, что в процессе объединения Руси князь Владимир устанавливал пантеон, где были изображены славянские Боги, а образ Велеса отсутствовал вообще. Знак Бога Велеса был расположен на речном берегу отдельно от общего пантеона.

В качестве подношения Волосу приносили такие дары:

В некоторых случаях жертвой приношения становился бык, ему перерезали горло прямо на капище, после чего туша животного забиралась на мясо, а голова оставалась возле идола, и организовывался праздник, где почитались и другие древние Боги. Такие обряды проводились часто, и со временем на берегах рек скапливалось много черепов рогатых животных, что, по мнению славян, задабривало божества, и Боги становились добродушными к людям.

Для того, чтобы задобрить Волоса люди приносили свое добро, монеты из меди, дорогие меха, шерсть, квас и разные виды пива. В пору сенокосов на полях оставляли для Бога несколько нескошенных колосков.

Символы

Все славянские Боги имеют свои символы, они использовались в обрядах, про это сказано много в священных рунах. Наиболее распространенный славянский знак Волоса – голова быка. Именно этот знак у славян означает то, что Бог является покровителем скотоводства. Символы бычьей головы, какой бы она не была, большой или маленькой, означают, что Бог Велес отличается особой мудростью, его магия священна и могущественна.

бык символ чего у славян. Смотреть фото бык символ чего у славян. Смотреть картинку бык символ чего у славян. Картинка про бык символ чего у славян. Фото бык символ чего у славян

Голова быка является самым распространённым знаком бога

Руна Волоса – это знак Воина, выносливого физически и одухотворенного. Также эта руна – символика высшей цели, какой бы она не была, человек готов принести большую жертву, чтобы добиться успеха. Все, кто носят такие символы, имеют ряд преимуществ:

Влияние

Волось несет ответственность за циклическое развитие, поэтому основными сферами его влияния являются экономическая и животноводческая отрасли, а также земледелие. Поэтому Велеса считали самым популярным Богом второго круга у славянских народностях.

В древнем славянском мире Волос покровительствовал также над поэтами и учеными, так как он являлся божеством мудрости и рассудительности. Считалось, что люди, имеющие творческие способности, находятся под покровом Велеса, и он всегда помогает им в развитии своего таланта.

Покровительство

Славянский Бог Велес — покровитель не только путешественников и ветра, но и тех, кто имеет схожие с ним черты характера. Это люди, имеющие гибкий ум, особый нрав, а также отменные организаторские черты. Велес оберегает тех, кто имеет такие особенности характера:

Эти люди имеют способность стремиться ко всему новому, приспосабливаются к частым жизненным переменам, склонны к спонтанным решениям и действиям. Покровитель Велес обладает также такими личностными особенностями, поэтому и помогает всем с таким характером.

Способности

Волось дает возможность приводить в движение, все, что окружает его, и остановить такое запущенное циклическое действие он не может. Божество может превращаться в разных представителей животного мира, но наиболее часто он предстает перед людьми в образе медведя, который гораздо больше обычного.

Несмотря на то, что все божества имели магическую силу, у Волоса магические способности особенные. Он способен сотворить разнообразную иллюзию и поменять что-либо в окружающем пространстве по своему усмотрению, но такие изменения не смогли долго продержаться (один цикл), так как божественная сила привязывается к движению в цикле.

Враги

Волось всегда в открыто противостоял Богу Перуну. В исторических записках есть немало легенд и мифический историй о том, как они с неприязнью относятся друг к другу. Однако такое отношение нельзя назвать открытой враждой, это, скорее всего, похоже на отношения двух братьев, которые досаждают друг друга для привлечения к своей персоне особого внимания.

Атрибутика

Славянский покровитель Волос имеет не только символы животных, но и другие символы:

Популярными в древнем славянском мире были амулеты божества. Амулет Волоса давал возможность приумножить материальное состояние, поэтому торговцы почитали этот атрибут и свято верили в его силу. Для того чтобы обнаружить у себя улучшение хватки к торговле, обрести уверенность в принятии своих решений и приумножить свое благосостояние, предприниматели носили амулет на своем теле круглосуточно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *