буткемп что это такое
Университет или буткемп? Разбираемся, что лучше
Совсем недавно мы запустили буткемпы по Data Science и Data Analytics и хотели бы поделиться с хабражителями материалом, в котором автор сравнивает этот популярный на Западе формат образования с классическим университетским. Приятного чтения.
От автора оригинала.
Я поступил в Корнельский университет на бакалавра информатики и инженера в области компьютерных наук. Я уже довольно давно работаю инженером-программистом в таких компаниях, как Salesforce, Amazon и Twitter. Кроме того, я обучаю людей, подготавливаю их к собеседованиям по разработке ПО. Фрилансером я работал с более чем 100 клиентами, включая тех, кто пошел в буткемпы, и тех, кто учился в колледжах. Я видел обе стороны, так что мое мнение не предвзято.
Программная инженерия сегодня востребована. Есть около 1,5 миллионов рабочих мест для инженеров-программистов. По прогнозам вакансий станет больше на астрономические 22% с 2019 по 2029 год [1]. Это означает, что к 2029 году появится около 33 миллионов рабочих мест. Работа инженера-программиста и вакансия может включать солидные социальные гарантии. Вы можете получить оплачиваемый отпуск, компенсацию за телефонные счета, счета за Wi-Fi и т.д. Вполне понятно, почему все больше и больше людей делают карьеру в этой сфере.
В последнее время появились буткемпы. Они привлекательны благодаря доступности и гибкости. С 2013 года количество буткемпов выросло в 11 раз, и к концу 2019 года их число достигло около 23 тысяч [2]. Все больше и больше людей посещают их, чтобы начать карьеру разработчика программного обеспечения. Но эффективнее ли буткемпы, чем академические институты? Могут ли они действительно получить работу инженера-программиста?
Если денег не хватает, я предлагаю пойти в буткемп или на онлайн-программу, связанную с аккредитованным университетом. В противном случае отправляйтесь в университет, чтобы получить формальное обучение, потому что это даст глубокое понимание компьютерных наук. Это окупится в долгосрочной перспективе. Вы научитесь думать самостоятельно при решении сложных задач в различных приложениях компьютерных наук. Эти навыки полезны при продвижении по службе. Если вы все же решитесь на буткемп, пожалуйста, дополните его материалом для чтения, который фокусируется на структурах данных и алгоритмах. Кроме того, я бы рекомендовал пройти дополнительные курсы на таких платформах, как Coursera, которые специализируются на темах машинного обучение, баз данных, потоков и т.д.
Целую подборку дополнительных курсов можно найти в этих статях:
1. Университет — традиционный, старомодный путь
Преимущество университетов номер один — это ресурсы и широта предлагаемых курсов. Вы можете поговорить с профессорами о том, как университет использует компьютерные науки для решения реальных проблем. Многие профессора занимаются передовыми исследованиями. Вы можете получить практический опыт в таких исследованиях, если присоединитесь к его/ее лаборатории повсеместных вычислений. Когда я учился в бакалавриате и аспирантуре, я присоединился к исследовательской лаборатории. Было здорово увидеть, как компьютерные науки работают для смягчения проблем в здравоохранении. Я получил ценный опыт, который не мог получить больше нигде.
Информатика — это не изучение синтаксиса языков. Синтаксис — самая легкая часть. Самое трудное — понять фундаментальные концепции и теории и научиться применять их. Широта курсов, предлагаемых в университетах, позволяет вам получить всестороннее представление о компьютерных науках, поскольку вы можете глубоко погрузиться в некоторые их аспекты. В университете вы можете посещать занятия, посвящённые самым разным областям — от машинного обучения до проектирования баз данных, робототехники до системной безопасности. Нет никакого буткемпа, в котором такое возможно. Буткемпы созданы, чтобы дать вам практическую подготовку, помочь вам получить работу. Они не созданы, чтобы учить теорию и высокоуровневые концепции.
Второе преимущество университета: вы получаете степень. Это важно при отборе резюме на собеседовании. Ощутимая часть разработки программного обеспечения требует степени бакалавра. Однако все больше и больше компаний отходят от этого требования и обращают внимание на проекты и опыт работы.
Третье преимущество — карьерные контакты. У многих университетов налажены связи с компаниями. Эти компании, как правило, активно набирают сотрудников в этом университете. Workday, Google и Facebook активно набирали сотрудников из моего университета. Сотни компаний приходят в университет, чтобы нанять сотрудников. Иногда собеседования проводятся уже на следующий день.
Звучит потрясающе. А в чем подвох?
Поступление в такие университеты — это большие инвестиции. Если вы собираетесь учиться на бакалавра 4 года, то вот, сколько нужно заплатить за всё время:
Данные из EducationData.org [3]. Диапазон составляет от 87 800 до 199 500 долларов США. Могут понадобиться кредиты на несколько лет. Может быть трудно быстро увеличить сбережения и собственный капитал, пытаясь погасить кредит.
А как насчет аспирантуры?
Есть люди со степенью бакалавра не в области технологий, которые хотят разрабатывать ПО. Для тех, кто рассматривают аспирантуру: у вас может не быть степени кандидата. Будет достаточно степени магистра. И вот, сколько стоит год обучения.
Данные из книги Петерсона [5]. Нужно учесть, что есть некоторые университеты, где степень магистра можно получить за год или два года. Таким образом, в зависимости от программы стоимость обучения может варьироваться от 30 000 до 60 000 долларов США для государственного университета и от 40 000 до 80 000 долларов США для частного университета. Разница между программами в том, что программа на два года уделяет больше внимания исследовательскому проекту Кроме того, расписание у двухлетней программы не такое плотное, как у однолетней.
Но это все равно дорого. Есть альтернативы?
MOOC (Massive Open Online Course) крайне популярны на Udacity или Coursera. Некоторые университеты сотрудничают с этими платформами. Известный пример — онлайн-программа Georgia Tech для магистра в области компьютерных наук. Эта программа стоит в общей сложности 7000 долларов США. Если вы не находитесь в кампусе и не можете работать с профессорами лицом к лицу, такой вариант может подойти.
2. Буткемп — нетрадиционный способ обучения
Буткемпы дешевы по сравнению с программой университетов на 4 года, поэтому так популярны. Они, как правило, стоят от 5000 до 20 000 долларов США [4] (примечание: цена таких буткемпов в России — в 5 раз ниже). Если вы не можете заплатить эту сумму сразу или нервничаете из-за того, что не сможете получить работу после буткемпа, есть другой план оплаты: отложенное обучение. Оно позволяет вам не платить. Но как только вы получите работу, фиксированная сумма из зарплаты пойдет на оплату буткемпа.
Второе преимущество — буткемпы короче, они могут длиться от 8 до 12 недель. Вместо того, чтобы учиться в университетах годами, вы заканчиваете буткемп за несколько недель.
Дешево и быстро! А в чем проблема?
Получить работу сразу после букемпа — задача не из простых. Исследование StackOverflow показало, что около 9% выпускников никогда не находили работу инженера-программиста [2]. 22% выпускников сказали, что им потребовалось около месяца или больше. 7% сказали, что это заняло полгода и больше.
Почему так происходит?
В центре внимания буткемпов обучение студентов навыкам работы с программным обеспечением на начальном уровне. Вы будете учить HTML, CSS, Javascript и языка бэкенда — Python, Java, а также базы данных. Из-за сосредоточенности на этих языках студенты, как правило, имеют слабые фундаментальные знания. Бесчисленне множество раз я замечал это. Студенты буткемпов плохо понимают алгоритмы и структуры данных. Им трудно дается оценка временной сложности в программировании. Они не знают, как выполнять рекурсию или обход графа. Им некомфортно, когда они решают задачи на программирование. К сожалению, Facebook, Google, Amazon, Twitter и другие задают вопросы о программировании на телефонных интервью и интервью на месте. Для этих конкурентоспособных компаний уровень технических вопросов по этим темам варьируется от среднего до сложного.
Я был свидетелем того, как многие клиенты, которые заканчивали буткемп, затем проваливали собеседования в части программирования. Я бы сказал, что более 70% моих клиентов, окончивших буткемп, провалили или могли бы провалить собеседование в Facebook. Печально, что некоторые из этих людей проходят трудный путь через постоянные отказы в этих очень конкурентных компаниях. Затем они записываются на другой учебный курс по программированию, предназначенный для подготовки к собеседованию, который может стоить около 5000 долларов. Так 10 000 долларов на образование превращаются в 15 000. Но не все собеседования по разработке так же сложны, как в Facebook. У стартапов и небольших компаний, как правило, планка ниже. Но если вы нацелились конкурентоспособные компании, я рекомендую найти тексты и видео, которые фокусируются на алгоритмах и структурах данных.
Заключение
Правильного способа стать инженером-программистом нет. У каждого человека есть разные потребности. Имеет значение то, каким именно инженером-программистом вы хотите стать. Хочется во фронтенд? Это требует меньшего внимания к концепциям разработки программного обеспечения более высокого уровня, но больше внимания к веб-фреймворкам и технологиям.
Становление инженера-программиста — это путешествие. Я изучаю новые концепции по сей день. Обучение не заканчивается на университете или буткемпе.
[1] “Software Developers: Occupational Outlook Handbook.” U.S. Bureau of Labor Statistics, 1 Sept. 2020, www.bls.gov/ooh/computer-and-information-technology/software-developers.htm.
[2] Swanner, Nate. “Coding Bootcamps Enjoying Massive Growth, but at What Cost?” Dice Insights, 26 Aug. 2019, insights.dice.com/2019/08/26/coding-bootcamp-popularity-growth-2019/.
[3] Bustamante, Jaleesa. “Average Cost of College & Tuition.” EducationData, 7 June 2019, educationdata.org/average-cost-of-college/.
[4] Crispe, Imogen. “Coding Bootcamp Cost Comparison: Full Stack Immersives.” Course Report, Course Report, 21 Nov. 2019, www.coursereport.com/blog/coding-bootcamp-cost-comparison-full-stack-immersives.
Прокачать себя можно в наших буткемпах по Data Analytics и Data Science, которые включают в себя несколько недель интенсивного обучения, реальные проекты в портфолио, а в буткемпе по аналитике еще есть шанс получить оплачиваемую стажировку для лучшего выпускника. Учеба рассчитана на фултайм и обеспечивает полное погружение в профессию. Дерзайте!
Получить востребованную профессию с нуля или Level Up по навыкам и зарплате, можно, пройдя онлайн-курсы SkillFactory:
Что такое буткамп и как выжать максимум из этой активности?
Основатель школы стартапов RUSSOL
Юрий Ярцев, основатель школы стартапов RUSSOL, в колонке рассказал о своем опыте участия в Startup Bootcamp в Кремниевой долине и поделился лайфхаками о том, как сделать такое мероприятие для себя еще более полезным.
Что такое буткамп?
Меня зовут Юрий, я основатель школы стартапов RUSSOL и координатор по волонтерскому переводу лекций основателей компаний вроде Facebook, Dropbox или WhatsApp. Пару месяцев назад мне удалось пройти Startup Bootcamp — интенсивную образовательную программу в Кремниевой долине, организованную Pulsar VC. Делюсь опытом и хаками.
Буткамп — это сконцентрированные в одном месте и времени встречи с инвесторами и экспертами, посещение офисов ИТ-компаний, кампусов топовых университетов. Цель — погрузиться в местную экосистему и прочувствовать, как она работает в другой стране.
Обычно такие программы проводят инвестфонды для портфельных компаний и частные компании за деньги для внешних. Полезны они и для инвесторов, когда можно перенять зарубежный опыт. Эффективность участия измеряется количеством налаженных связей, качеством достигнутых договоренностей, а успех — их исполнением
Без разговорного английского можно ее проходить, только если с вами едет кто-то, кто его знает, или этот кто-то будет найден на месте. Если ваш уровень ниже среднего, прокачайте его заранее.
Из чего он состоит?
Конкурсы стартапов. Стартапы разных тематик и стадий за несколько минут рассказывают о своем продукте и получают обратную связь. Обычно это закрытое мероприятие, проводимое на площадках партнеров где-нибудь в бизнес-центрах или коворкингах.
По ощущениям, больше половины аудитории участников конкурсов — это стартапы и им сочувствующие. Все остальные — это организаторы, представители площадки, экспертное жюри, продавцы всех мастей, блогеры и люди с деньгами, которые пришли в надежде найти «единорога».
Отраслевые встречи, выставки и конференции. Это микс лекций, дискуссий, конкурсов питчей, быстрых экспертных сессий, а также экспозиция стендов. Некоторые государства помогают бизнесу, предоставляя поддержку, компенсируя часть расходов на экспозицию стендов на крупных выставках
Я не знаю, нормально это или нет, просить подобное у государства крупному бизнесу, а вот стартапам нужно помогать. На мелких региональных конференциях, с моей точки зрения, стенды не нужны. Вы сможете обойти и пообщаться со всеми участниками и гостями за один день.
Экспертные сессии. Идентичны конкурсу стартапов за тем исключением, что эксперты и инвесторы задают больше вопросов и есть больше времени на ответ, чем на конкурсе. На сессиях также меньше левых людей, которые не несут какой-либо ценности.
После выступлений формируются небольшие группы из трех-четырех стартапов и одного эксперта, и снова происходит более тесное общение. Из-за ограниченности времени и ограничений площадки минимальную пользу в группе получают один-два стартапа. Остальные мотают на ус.
Экскурсии в офисы и штаб-квартиры крупных компаний вроде Google или Facebook. Преследуют цель познакомить с культурой компаний, начинавших как стартапы. Узнаете, как организованы офисы, как питаются и отдыхают сотрудники и как выстроена работа в командах и между отделами.
Такие «туры» проводят обычные сотрудники, а иногда и не обычные. Бомбардируйте их вопросами о том, как скажем, устроены наем сотрудников, внедрение технологий или покупка стартапов. Беседу постарайтесь свести к теме ваших продуктов и как они могут быть полезны этим компаниям.
Посещения университетских стартап-экосистем. Здесь покажут факультеты и отделения, где разрабатываются новые технологии и смешиваются уже существующие. В нашем случае в Беркли провели экскурсию по одной из открытых лабораторий, рассказали, как она работает, почему и для кого.
А еще расскажут и покажут на реальных примерах, как наработки ученых и студентов коммерциализируются с помощью вузовских акселераторов, фондов, курсов и связей.
Зачем участвовать?
Чего ожидать?
Придется много работать, вставать рано, проводить встречи с самого утра до самого вечера. В перерывах перемещаться между локациями и городами.
Кушать будете на самих мероприятиях и по утрам в гостинице. Иначе не будете успевать на встречи.
Понимания, что пятиминутный питч не принесет успеха. Успех — это про:
Будете преодолевать большие расстояния, если речь о США. Много компаний находятся на больших расстояниях друг от друга.
Лекций и дискуссий. Часть из них может показаться банальщиной. Лучше потратьте время на нетворкинг с теми, кто, как и вы, готовы общаться.
Какую домашнюю работу проделать?
Подружитесь с теми, кто с вами едет. Окажите им услугу, предложите послушать их питч и дать обратную связь. Они ответят вам взаимностью, и до момента первого общения с экспертами и инвесторами у вас уже будет слегка отрепетированный текст. Список коллег узнавайте у организаторов.
Практикуйте питч на английском. Наймите репетиторов, которые помогут структурировать вашу речь так, чтобы вас хотя бы понимали. А лучше найдите и попробуйте пообщаться с теми, кто проходил подобные буткампы. Они дадут обратную связь и при взаимном интересе сильно прокачают вас.
Прошерстите био участников мероприятий. Определите тех, с которыми вам нужно пообщаться. Напишите в линкед и попробуйте договориться о встрече. В идеале ваше расписание должно быть забито ими. Это повышает шансы найти партнеров, инвесторов и сделать первые продажи на чужом рынке.
Позаботьтесь об опрятной одежде. Это миф, что стартаперы выступают в толстовках и мятых джинсах, после чего к ним наперегонки бегут толстые пачки мятых банкнот. Запаситесь несколькими рубашками. Одной из них вы, вероятно, спасете коллегу, как это было в моем случае.
Держите наготове визитки и свои цифровые профили. Цифровой век на дворе, а бумажные версии ваших контактов все еще в почете. Онлайн-сервисы по печати визиток с доставкой выручат, если не успели взять с собой. Само собой убедитесь, что в ваш профиль LinkedIn содержит актуальные данные
Узнайте о других целевых мероприятиях на meetup.com. Скорее всего, вам повезет, и вы попадете на встречи с потенциальными клиентами и партнерами вне буткампа. Обычно можно пожертвовать непрофильными мероприятиями, вроде лекций или экскурсий, предварительно обсудив с организаторами.
Что делать во время буткампа?
Вы обязаны общаться и наладить связи с как можно большим количеством людей на мероприятиях. Я участвовал в подобных мероприятиях в нескольких странах, и мне всегда безумно жалко видеть, когда люди кучкуются и очень мало с кем общаются. Одни и те же люди каждый день.
Получите максимум обратной связи о вашем продукте от местных экспертов в плане вывода его на рынок, потребления. Помните, в каждой стране свои особенности потребления. Такие беседы еще помогут определить, насколько собеседники компетентны и могут ли они стать частью команды.
Постарайтесь получать обратную связь и о людях на событии, с которыми уже успели пообщаться ваши коллеги. Вы минуете этап выяснения, чем же он или она занимается. Будете удивлены, но из некоторых людей нужно почти что щипцами вытаскивать данные об их компетенциях, навыках и умениях.
Не помечайте как спам всех, кто пытается что-то продать вам. Расскажите им о своем продукте. Попросите ознакомиться с деятельностью, подготовить и прислать описание той ценности, которую они могут привнести своими компетенциями. Единицы ответят, но это будут хорошие предложения. Мягко напомните им, если ничего не получили.
Будьте полезны другим. Успешно продавать — это не только про впаривать, а и про приносить пользу другим. Слушайте питчи других стартапов, слушайте экспертов, узнавайте потребности всех, с кем общаетесь, и предлагайте в разумных пределах свою помощь или связи. Pay forward.
Делайте совместное селфи, чтобы вы могли вспомнить друг друга. Я делал фото и сразу же отправлял через мессенджер собеседникам. Обязательно добавляйте конкретное описание, вроде имен друг друга вкупе с названиями мероприятий, компаний и обещаний что-то сделать, если таковые были даны.
Будьте осторожны с менторами-кочевниками. Существует люди, чья работа — кочевать с одного мероприятия на другое с целью впарить ненужные услуги доверчивому стартапу. Кочевники всегда требуют предоплату и работают на почасовом тарифе, при этом ценность может быть крайне низка.
Посещайте мероприятия вне основной программы. Мне в каком-то смысле повезло. В дни ее проведения проходила лекция для резидентов школы стартапов Y Combinator. Пожертвовал офисом Facebook ради возможности пообщаться с директором школы, а также основателем Yahoo Mail.
Что делать после?
Сформируйте таблицу с контактами. Необходимо заставить себя переносить собранные за день контакты в единую таблицу. Далее определить степень взаимной полезности. Таблицу рассортируйте по степени потенциального сотрудничества:
После встречи напишите каждому сообщение, что рады знакомству и напоминаете о себе. Это должны быть несколько абзацев о сути изначальной беседы и о готовности предоставить больше данных о вашем продукте. Обязательно добавьте, если можете быть полезными чем-то конкретным.
Ну а дальше, взвесьте свои силы и выходите на международный рынок. Удачи. Будут вопросы, пишите.
Благодарности Антону Трантину и Павлу Королеву.
Где брать программистов: почему компании приходят в буткемпы
Об эксперте: Георгий Бабаян, основатель первого российского буткемпа для программистов Elbrus.
Для чего айтишникам буткемпы
Слово «буткемп» (от англ. bootcamp) изначально использовали американские военные — так назывались тренинги по интенсивной подготовке новобранцев. Сегодня этот термин стал гораздо шире, и в первую очередь ассоциируется с учебными ИТ-лагерями. Первые ИТ-буткемпы появились в начале 2010-х годов, и сейчас приобрели уже большую популярность. Они помогают всем желающим прокачать свои навыки в ИТ и быстро приобрести ключевые умения, необходимые для программирования, и в итоге изменить свою карьеру и получить работу в компании.
ИТ-буткемп — это центр интенсивного обучения программированию, в котором 50% обучающихся — взрослые люди, которые могут без опыта и образования в сфере ИТ пройти переквалификацию и стать разработчиками.
В России формат буткемпов впервые появился всего три года назад, и обучение в них сильно отличалось от, например, американского: студенты не становились частью команды единомышленников, компании не уделяли внимания развитию их гибких навыков, а программа не была так интенсивна. По сути, организаторы просто использовали для маркетинга модное слово, чтобы привлечь больше людей на краткосрочные интенсивы по программированию.
Да и сейчас формат буткемпа пока нельзя назвать массовым ни у нас, ни в Европе. Однако это не мешает ему быть востребованным как студентами, так и ИТ-компаниями. Развитие института буткемпов в России — ключ к усилению кадрового ресурса ИТ-отрасли. Ключевая задача образования — обеспечить выпускнику эффективное существование в обществе и карьерные перспективы. В этом смысле вузы — просто привычка, стереотип поведения, который пора пересмотреть.
Буткемпы вместо вузов
Буткемпы готовят разработчиков в иной парадигме, нежели классические университеты или дистанционные курсы. От вузовских программ обучение в буткемпах отличается длительностью и акцентом на решении практических задач. Кроме того, буткемпинг включает в себя карьерные тренинги, а также занятия спортом и тимбилдинг — это большая разница с полностью дистанционными онлайн-курсами.
Такое экспресс-обучение реализуется за счет интенсивности программы и глубокого погружения в работу над реальными проектами. Коллективная работа, плотное общение с экспертами и отсутствие общеобразовательных блоков делают буткемпинг эффективным инструментом по подготовке ИТ-специалистов. На базе созданных во время обучения проектов можно сделать сильное портфолио, улучшить soft skills, создать актуальное и привлекательное резюме и потренироваться в собеседованиях с топовыми ИТ-компаниями.
Если мы говорим о бакалавриате, полная академическая программа рассчитана минимум на четыре года. Государственные образовательные стандарты проходят огромное количество согласований, разрабатываются годами, и потому не успевают за быстро меняющимся ИТ-рынком. За время подготовки специалиста в вузе могут появиться несколько новых языков программирования и полностью измениться подходы к разработке. Кроме того, количество выпускников государственных вузов в России по ИТ-специальностям далеко от того, чтобы закрыть потребности работодателей хотя бы на половину.
Программа буткемпа строится как правило таким образом, чтобы охватить знания, необходимые для применения в ИТ-компаниях в конкретной стране. Например, мы в «Эльбрусе», приняв во внимание американский опыт, убрали лишние компоненты, иначе расставили акценты, адаптировав программу под современный российский рынок. Например, сначала в буткемпе учили инструменту jQuery (библиотека JavaScript) и делали большой упор на базы данных. Сейчас активнее стали изучать React (JavaScript-библиотека с открытым исходным кодом для разработки пользовательских интерфейсов) и MongoDB (система управления базами данных, не требующая описания схемы таблиц). Если в jQuery чаще нужно программировать самому, то React использует больше готового кода. В ближайшее время планируем открыть направления Data Science и UX Design.
Среднестатистическому выпускнику буткемпа около 30 лет, он обычно имеет опыт и образование в смежной или кардинально иной сфере. Такие студенты закономерно более мотивированы к обучению и достигают высоких результатов.
Буткемпы — рынку труда
В ближайшие семь лет на российском рынке труда возникнет потребность в 2 млн новых ИТ-специалистов. Причем это будут не только разработчики ПО, но и работники смежных профессий. Российская высшая школа не в состоянии закрыть кадровые потребности ИТ-отрасли: ежегодно рынку не хватает около 40 тыс. новых айтишников.
Выпускники отечественных буткемпов помогут компаниям закрыть брешь, связанную с дефицитом ИТ-специалистов. Во-первых, буткемпы позволяют сократить на несколько порядков цикл обучения. Во-вторых, снабжают своих выпускников практическими навыками и заметно прокачивают их soft skills. В США 72% работодателей считают, что выпускники буткемпов подготовлены так же хорошо, как и выпускники вузов.
Выпускники буткемпа могут претендовать на позицию junior- и иногда даже middle-разработчика. Многие компании готовы брать специалистов такого уровня и растить их внутри. Западные стартапы охотно нанимают выпускников буткемпа, потому что их профессиональные навыки наиболее приближены к актуальным требованиям рынка.
Экспресс-подготовка программистов и других специалистов из смежных профессий идет навстречу потребностям компаний максимально оперативно закрывать вакансии. Бизнес тратит на хантинговые компании и HR-специалистов большие бюджеты, но при этом на их поиск может уходить до нескольких месяцев. Сложнее всего маленьким компаниям, которые не могут использовать известность своего бренда или предлагать уникальные условия для привлечения программистов-звезд. Поэтому стремительное развитие ИТ-образования в России с помощью буткемпинга — это восходящий тренд ближайшего будущего.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.