буряты и казахи что общего
В Казахстане вычислили процент генетического родства с монголами, бурятами и калмыками
Автор: Александр Каминский
Древний предок казахов, назовем его Адамом, жил в Африке и имел Y-хромосому, пишет «Экспресс К». И по сей день около 30-40% казахов являются носителями очень древней Y-хромосомной гаплогруппы С, представители которой заселили практически весь мир, за исключением Африки.
Отмечается, что Y-хромосомный Адам является общим предком всех ныне живущих людей по мужской линии. Его половая Y-хромосома передается исключительно от отца к сыну, поскольку у женщин присутствует комбинация не XY, а XX. Спонтанно появляющиеся в хромосоме мутации служат молекулярными часами.
Зная количество нуклеотидов и среднюю частоту возникновения мутаций, можно определить, сколько прошло времени с момента появления той или иной из них. Каждая случайная мутация в Y-хромосоме может произойти только у одного человека и передаться только его потомкам мужского пола.
Итак, Адам – наш общий предок, который жил 59 тысяч лет назад (Томсон, 2000 год), или 142 000 лет назад (Круциани, 2011 год), а скорее всего – 338 000 лет назад (American Journal of Human Genetics).
Несмотря на то, что каждый из нас может насчитать несчетное количество пра-пра-бабушек и дедушек, население Земли было малочисленно. Собственно говоря, только один из многих существовавших видов Homo sapiens и выжил.
Несколько раз человечество проходило через так называемое «бутылочное горлышко», когда его численность критически сокращалась – 70 000 лет назад до двух тысяч человек! Понятно, что потом, когда популяция восстанавливалась, она уже была генетически гораздо более однообразной.
Итак, праотцу Адаму была присвоена исконная гаплогруппа А00 (группа генов, имеющих мутацию-метку, доставшуюся им от общего предка, у которого она и произошла).
Носители гаплогруппы А отделились от общего ствола человечества 70 тысяч лет назад. Их потомки — бушмены, готтентоты, зулусы.
Типичные представители гаплогруппы В – экваториальные пигмеи.
Представители человечества с гаплогруппой С были первыми представителями ныне живущей гуманоидной цивилизации, покинувшими мать-Африку. Определяющая гаплогруппу C мутация M130 произошла, скорее всего, 60 тысяч лет назад.
Сапиенсы шли из Африки двумя путями: через Ближний Восток и Баб-эль-Мандебский пролив, тогда он был страусу по колено. Выйдя на просторы Азии, племена-носители гаплогруппы С продолжали расселение широким веером – до самой Америки на севере, до Новой Зеландии на юге.
Самым популярным – во всяком случае среди генетиков – считается южный маршрут. Люди шли на восток по берегу Индийского океана. Уже 45–50 тысяч лет назад они достигли Индокитая.
Там их пути разошлись: одни подались на юг – на острова, в Австралию и Новую Зеландию, другие пошли на север по побережью современного Китая. Дойдя до Манчжурии, часть путешественников остановилась. Это и были древние предки казахов.
Но был и другой, северный маршрут. Люди с гаплогруппой С прошли территорию современного Казахстана транзитом, дошли до Южной Сибири и Байкала и вышли к Дальнему Востоку. Были ли среди них праказахи? Неясно.
При таком широком распространении, естественно, у гаплогруппы С образовались свои субклады (разновидности), отличающие близких родственников казахов от тех, с кем родство уходит на десятки тысяч лет назад, вплоть до единого евразийского Адама.
Носителями субскладов гаплогруппы С являются население островов Японского архипелага (5-8% в гаплотипе), Полинезии, Восточной Индонезии, Меланезии, австралийские аборигены и папуасы, а также высшая каста индийских брахманов (большинство).
Брахманы — высшая каста Индии
Все перечисленные народы — потомки путешественников первой волны человечества, заселявшего Евразию. С тех времен устояла популяция людей с гаплогруппой C3-M217, к которой относится и относительное большинство казахов.
Родоначальник гаплогруппы C3 родился 20 000 лет назад в Восточной Азии. Его рода более 10 тысяч лет назад распался на племена, начал расселяться на территории современной Монголии и в прилегающих районах Китая и Сибири.
Наиболее преуспевающая среди всех С гаплогруппа С3 продолжилась и дальше. В американском субкладе C3b распространена у коренных жителей Америки: апасков, апачей, навахо, сиу, чайенов.
Далее отпочковался субклад С3d, который встречается у монголов (15,2%), бурят (53,9%), калмыков (12,1%). По мнению российского исследователя В. Н. Харькова, C3d «…маркирует демографическую экспансию монголоязычных популяций Центральной Азии».
Самые старшие из них – буряты, у которых компонент C3d прослеживается на глубину 3,36 ± 1,17 тысяч лет. Они младшие братья (но ни в коем случае не сестры) очень близкого субклада С3с, который нас интересует больше всего. Но о нем – в следующий раз.
Буряты и казахи что общего
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», TOY, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Никакого праздника!
Понты
Буряты уже свои видеоряд сделали
Неловкий момент для каждого азиата
Быть бурятом? С радостью!
Есть у меня знакомая. Казашка. Вся родня у неё в Казахстане, а она после института осела в Новосибирске. А лет через 5 перебралась в Иркутск.
Как же мне нравится жить в Иркутске! В Новосибе на меня часто обращали внимание, только что пальцем не показывали. Ох, как это напрягало. Вечно в компании приставали с распросами:»А ты кто? А ты откуда понаехала?». А здесь есть буряты! И их много. Меня просто все считают одной из них. Я не заметна! Я бурятка! Ура! Меня и буряты за свою принимают..
Эх, хорошо быть бурятом в Иркутске, даже если ты казах!
Какими бурят видят казахстанцы?
Представительницы бурятского культурного центра «Саяны» в Казахстане на празднике «1 Мая День Единства Народов Казахстана», 2010 г.
Этот пост распространяет в соцсети организация «Кочевники Великой степи», известная своей деятельностью по популяризации ценностей кочевых народов Центральной Азии (Алматы, Казахстан). Они обозначили несколько культурных маркеров, свойственных, по их мнению, бурятам. Вероятно, в этом описании монголоязычный народ у Байкала становится более понятным и во многом близким казахстанцам. Проверим?
Бурятская культура: вековые традиции и обычаи
Духовная культура бурят многогранна – наследие империй и государств кочевников, союзов племен охотников. Видение о происхождении мира наполнено глубочайшим смыслом и символикой. Согласно ему, сначала существовал хаос. Из хаоса образовалась вода – колыбель мира, что соответствует современным научным версиям. Из воды появился цветок, а из цветка – девушка. От нее исходило сияние, которое превратилось в солнце и луну, рассеяло мрак. Эта божественная девушка – символ созидательной энергии – создала землю и первых людей: мужчину и женщину.
Высшим божеством стало Хухэ Мунхэ Тенгри – Вечно Синее Небо, воплощение мужского начала. Земля – женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных, добрых и 44 восточных, злых. Между ними продолжает идти борьба.
Эпические сказания
В памяти бурятского народа сохранилось более двухсот эпических сказаний. Главным из них является эпос «Абай Гэсэр» – «Илиада Центральной Азии». Эпос «Гэсэр» известен в Монголии, Китае и Тибете. Считается, что наиболее древний и аутентичный вариант эпоса бытовал у западных бурят: эхирит и булагат. Эхиритские и булагатские сказители – улегершины – наизусть помнили эпосы в сотни тысяч строк о небожителях и героях и могли рассказывать в течение трех дней и ночей, а иногда и больше.
Дверь юрты всегда была на южной стороне. Решетчатый остов юрты покрывался войлоком, пропитанным смесью кислого молока, табака и соли для дезинфекции. Сидели на стеганом войлоке – шэрдэг – вокруг очага. Среди бурят, живущих на западной стороне Байкала, использовались деревянные юрты с восемью стенами.
Игры трех мужей
Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое – «сурхарбан» с бурятского языка означает стрельба из лука. И второе, собственно, «Эрын Гурбаан Надаан» – Игры Трех Мужей.
На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта – это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на сурхарбане – это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов.
Танец, объединяющий сердца – Ёхор
Ёхор – древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. У остальных тюрко-монгольских народов такого танца нет. Перед охотой или после нее по вечерам буряты выходили на поляну, разжигали большой костер и, взявшись за руки, танцевали всю ночь ёхор с веселыми ритмичными песнопениями. В родовом танце забывали все обиды и разногласия, радуя предков этим танцем единения.
Бурятский национальный театр “Бакал”.
В Улан-Удэ в Этнографическом музее народов Забайкалья проводится летний фестиваль Ночь Ёхора. Представители разных районов Бурятии и Иркутской области соревнуются в конкурсе на лучший ёхор. В конце праздника все желающие могут окунуться в этот древний танец. Сотни людей разных национальностей, взявшись за руки, весело кружатся вокруг костра.
Буддийские трактаты и летописи
До середины 30-х годов XX века восточные и южные буряты использовали старомонгольскую письменность – наследие эпохи Чингисхана. Буряты – единственный сибирский народ, который создал собственные исторические письменные источники. Это так называемые «бурятские летописи», созданные преимущественно в XIX веке, где описываются основные вехи истории и культуры бурятских племен и родов.
Буддийские священнослужители и наставники тех времен оставили после себя богатейшее духовное наследие собственных трудов и переводов по буддийской философии, истории, тантрическим практикам и медицине. В большинстве дацанов Бурятии существовали типографии, печатавшие книги ксилографическим способом.
Черные и белые кузнецы
Если в Тибете кузнецы считались нечистыми и селились вдали от селений, то у бурят кузнецы или «дарханы» были посланы самим Небом. Их почитали и боялись не меньше шаманов.
Дар дархана должен был передаваться из поколения в поколение. Преемственность родов дарханов исходила от небесного кузнеца по имени Божинтой, который отправил на землю своих детей. Они и даровали это божественное ремесло бурятским племенам и стали покровителями того или иного кузнечного инструмента. При этом кузнецы разделились на черных и белых.
Черные дарханы ковали изделия из железа, белые работали с цветными и благородными металлами, в основном с серебром. Поэтому их часто называли мунгэн дархан – серебряный мастер.
Черные кузнецы покупали сырье в Монголии или сами добывали и плавили железо в небольших горнах. После принятия российского подданства черный металл стали брать у русских промышленников.
Искусство бурятских кузнецов считалось более совершенным, чем у тунгусских мастеров. Хотя и их работы ценились высоко. Железные изделия бурятов с серебряной насечкой были известны в России как «братская работа». И ценились наряду с дагестанскими и дамасскими работами.
Белые кузнецы создавали настоящие декоративные работы. Серебром украшали большинство железных изделий. Серебро с железом особым методом сваривали так крепко, что оно никогда не отваливалось. Серебряные и золотые украшениям мастера нередко декорировали разноцветными кораллами.
В Сибири и Монголии всегда был высокий спрос на эти вещи. Признанными мастерами были дарханы Закаменского, Джидинского, Тункинского, Окинского районов Бурятии. Дарханы Еравнинского района были известны техникой серебрения железных изделий. Кижинга славилась своими седельщиками, Мухоршибирский район – искусным литьем.
Видео с праздника День Единства Народов Казахстана, 1 мая 2010 года:
Генетические исследования бурят, тувинцев, алтайцев и тунгусоязычных народов Дальнего Востока
23 марта 2021, 19:47 5158 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
фрагмент экспозиции Российского этнографического музея по культуре коренного населения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока
Бескрайние просторы Сибири, охватывающие 67% территории России, — родина 34 народов.
Южная Сибирь — место обитания скотоводов и земледельцев: бурят, тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, тофалар.
На юге Дальнего Востока (Приморье, Приамурье, остров Сахалин) по большим рекам расселены рыболовы — нивхи, нанайцы, ульчи, орочи, ороки, негидальцы и охотники — удэгейцы.
В бассейне среднего течения р. Лена, низовья рек Алдан, Вилюй, Олекма, Анабара, Яна, Индигирка, Колыма — живут якуты.
На Крайнем Северо-Востоке (Чукотке и Камчатке) обитают охотники на морских животных — азиатские эскимосы, алеуты и приморские чукчи, оленеводы тундры — чукчи и коряки, рыболовы — ительмены.
В Западной Сибири живут рыболовы — ханты и манси, охотники — селькупы, и оленеводы — ненцы.
Буряты
Бурятка (фото: Угансух Бямба)
Буряты – крупное этническое образование, сложение которого происходило на территории Прибайкалья при участии тюркских, монгольских, тунгусских, самодийских и енисейских групп населения.
Этническая история региона с древности имеет поликультурные корни. Период развития культуры плиточных могил в данном регионе маркируется наслоением культуры керексуров.
В средневековье Прибайкалье становится своеобразным этногенетическим узлом, где ранние стадии этнического развития прошли якуты и эвенки. Другие древние насельники этой территории – самодийские, енисейские племена, интегрируясь в новые общности, неоднократно меняли язык, переходя на тюркские и монгольские наречия.
Из Енисейско-Ангарского региона сдвинулись в юго-западном направлении ойраты, прежде составлявшие единую ойратско-бурятскую общность.
Все эти древние народы оставили свой след в этническом составе современных бурят, сохранившийся в диалектах, материальной и духовной культуре.
Для геномного анализа были получены образцы венозной крови от 16 представителей этнических групп бурят. Адресная выборка респондентов подразумевала владение информацией о родословной, о местах расселения предков.
Из племенных объединений бурят в исследование были вовлечены представители таких крупных племен, как булагаты, эхириты, хори, хонгодоры. Из состава булагатов были вовлечены представители малых племен, таких как ашибагат, готол, бубай, харанут, из состава эхиритов – шоно, hэнгэлдэр, hойбо, из состава хори – хубдууд, галзууд, бодонгууд, сагаан. Кроме того, были привлечены представители таких племен, как шарнууд, тэртэ, зунгар, хурумши, замууд, цонгол.
Результаты исследования
Анализ социальной и этнической структуры и разнообразия митохондриальных генофондов 16 анализов позволил установить, что высокое разнообразие племенных групп среди современной популяции бурят обусловлено генетической структурой.
По отцовским линиям ДНК буряты представляют популяцию центральноазиатского происхождения, преимущественно монгольского (С2, С2е1). Отмечается также наличие гена R1b.
Изучение генетической структуры материнских линий (Мт-ДНК) показало, что в этой этнической группе высокое генетическое разнообразие обусловлено наличием предположительно тюркского (древнеуйгурского) (45,2±19 %) и тунгусо-маньчжурского компонента (30,2± 18,9 %), а монгольский компонент составил 24,6 %. Например, проведенная этимологизация этнонимов группы булагатских племен «обогони-олон» указала на их связь с древнеуйгурским этническим пластом в истории Центральной Азии.
Необходимо отметить, что по выборке этнических бурят общей численностью 297 образцов крови, в генофонде бурят выявлено 11 гаплогрупп (С3*, С3с, С3d, E, N1b, N1c1, O3a*, O3a3c*, O3a3c1, R1a1a и R2a). Наибольшей частотой во всех территориальных группах выборок характеризуются гаплогруппы N1c1 и C3d. Только эти гаплогруппы представлены во всех восьми географических группах популяций. Их суммарная доля колеблется от 55% в Кяхтинском р-не до 90% в Еравнинском и Кижингинском. Исключение составляет популяция селенгинских бурят из Джидинского р-на, где самыми частыми гаплогруппами оказались C3* и R2a.
Филогенетический анализ в пределах основных гаплогрупп N1с1 и С3d выявил сильный эффект основателя.
Самой частой гаплогруппой в суммарной выборке бурят является N1с1, составляющая в общем генофонде 48% (из 297 образцов). Она преобладает в этнотерриториальных группах агинских и хоринских бурят, относящихся к хоринским диалектам. Гаплотипы N1c1 разделены при этом на два неравных кластера. Для большинства образцов характерен аллель 14 по локусу DYS393, они формируют основной кластер гаплотипов (N1c1!A). Для меньшего кластера в локусе DYS393 присутствует аллель 13 (N1c1!B). Можно заключить, что генетический компонент, маркируемый этой гаплогруппой, внутри бурятского этноса отражает сильный эффект основателя и быстрый рост численности бурятских племен, аналогично ситуации, обнаруженной ранее у якутов. Модальный гаплотип для N1c1!A (14!11!13!12!11!16!23!10!14!14!11!8!11!12!8!10!10) является наиболее частым у бурят и монголов (наименование гаплогруппы на 2014 год).
Гаплогруппа N3a5a (маркером которой является мутация F4205) – субветвь гаплогруппы N3. Дублирующие SNP-мутации: Y16223/Z35302, Y16219/Z35296. Её основной ареал – юг Забайкалья и Восточная Монголия.
С наибольшей частотой гаплогруппа N3a5a (наименование гаплогруппы на 2019 г.) встречается у бурят и монголов.
Ниже представлена карта распределения субветви N3a5a-F4205 в Северной Евразии. Частота её в популяциях соответствует цветовой шкале вверху: более высокие частоты обозначены фиолетовым цветом, более низкие – зелёным.
Филогеногеография гаплогруппы N хорошо структурирована, подклан N3b-B187 характерен для Южной Сибири и Монголии, встречается у казахов, алтайцев, тувинцев. N3a5а явно ограничен Восточной Евразией: N3a5а-F4205 выделяется вокруг озера Байкал среди монголоязычных бурят и монголов. Группа N2a1-B478 охватывает Западную и Южную части Сибири, полуострова Таймыр и Волго-Уральский край с частотами от 10% до 30% и не распространяется на восточную Сибирь [Ilumae, 2016].
Однако проблемы дифференциации и принадлежности предков бурят к той или иной языковой группе всё ещё остаются нерешёнными. Так, к примеру, в состав бурят могли войти как тюрки, так и отюрченные, монгольские по своему происхождению группы населения, а в числе тунгусоманьчжуров могли оказаться и восточные монголы, кидане и другие жители Дунбэя.
Геномный анализ выявил наиболее характерные гаплогруппы митохондриальной ДНК (G, D, R, H, M, C) и Y-хромосомы (С, R), позволил сделать оценки времени их появления в генофонде изученных представителей этноса.
Результаты свидетельствуют о высоком генетическом разнообразии этнических групп бурят, относящихся не только к крупным племенным объединениям, но и к малым племенам, указанным выше, обусловленном разнообразием материнского генетического субстрата.
Наличие в некоторой популяции бурят гаплогрупп M указывает на первичный регион происхождения – Китай, Восточную и Юго-Восточную Азию.
Результаты филогенетического анализа показали генетическое сходство некоторых представителей этнических групп бурят (бубай, шоно, готол) с баргутами, северными китайцами, корейцами.
Источник: «Этногенез бурят в ракурсе новых генетических исследований (предварительные результаты)», авторы: Б. В. Базаров, И. К. Дамбуева, Б. З. Нанзатов, Вестник БНЦ СО РАН, Номер: 3 (19), 2015, Страницы: 11-18.
Тувинцы
Тувинка (фото Сергея Никифорова)
Изучен генофонд 3-х тувинских родов кол, оюн и хертек по широкой панели SNP-маркеров Y-хромосомы. На основе частот гаплогрупп проведен многомерный статистический анализ, построены карты генетических расстояний, отразившие положение трех тувинских родов в географическом пространстве Сибири и Центральной Азии.
Результаты исследования
Гаплогруппы Q-М242 и N1а2-L666, так же, как и у рода кол, доминируют в генофонде рода хертек, но с равной частотой, составляя каждая около трети генофонда.
Таким образом, в генетических портретах родов кол и хертек основную роль играет «североевразийский» компонент, представленный гаплогруппами Q-M242, N1a2-L666 и N3a5-F4205, а основные черты генетического портрета рода оюн создают «пан-евразийские» гаплогруппы.
В результате анализа гаплогрупп Y-хромосомы цаатанов и тоджинцев выявлены 3 гаплогруппы у цаатанов и 7 гаплогрупп у тоджинцев. У цаатанов практически две мужские линии ведут свой род, только гаплогруппы N3a5-F4205 (12 чел.) и Q1a1b-M25 (10 чел.) составляют разнообразие, скорее всего тут сыграл роль эффект основателя. Лишь один человек отличается и имеет гаплогруппу С2b1b1-М77, распространённую в Западной Монголии. По словам администрации села, высокий процент инбридинга наблюдается среди цаатанов около 50 лет, с тех пор как прекратились брачные связи с тоджинцами. У тоджинцев самой распространённой гаплогруппой является Q1a1b-M25 (23 чел.), остальные гаплогруппы представлены следующим образом: N3a5-F4205 (7 чел.), N3b-B187 (1 чел.), N2a1-B478 (6 чел.), R1a-Page07 (5 чел.), С2b1b1-М77 (2 чел.), СЗ-М217 (2 чел.).
Представленное разнообразие в целом не выбивается из общего тувинского и самые встречаемые гаплогруппы в популяциях Тывы N1b, N1c, Q1a [Харьков и др., 2013].
Буряты Иркутской области и Бурятии фактически столь же генетически далеки от тувинцев, как и монголы (d = 1.01). Большее сходство с тувинцами забайкальских бурят (d = 0.98) по сравнению с географически соседними бурятами Иркутской области (d = 3.37) и Республики Бурятия (d = 1.88) связано с очень высокой частотой в южном Забайкалье «восточно-монгольской гаплогруппы» N3a5 (82 %), составляющей у тувинских родов около 15 % [Л.Д. Дамба, Е.В. Балановская, М.К. Жабагин и др., 2018].
Источник: «Генофонд трех восточных родов тувинцев по данным полиморфизма Y-хромосомы», авторы: Дамба Л.Д., Балановская Е.В., Агджоян А.Т., Короткова Н.А., Олькова М.В., Утриван С.А., Пылёв В.Ю., Айыжы Е.В., Доржу Ч.М., Монгуш Б.Б., Лавряшина М.Б., Кошель С.М., Балановский О.П. Вестник МГУ, Серия 23: Антропология, номер 1, 2019, Страницы: 74-85.
Алтайцы
Проведено исследование состава и частот гаплогрупп Y-хромосомы у северных и южных алтайцев. В генофонде алтайцев выявлено 18 гаплогрупп: C3хM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3.
Структурированность генофонда алтайцев определяется наличием в его составе европеоидного и монголоидного компонентов, а также древнего генетического субстрата, маркируемых соответствующими западно- и восточноевразийскими гаплогруппами.
Наиболее распространенной гаплогруппой в обеих этнических группах является R1a1, которая охватывает около 53% у южных и 38% у северных алтайцев. Эта гаплогруппа, видимо, связана с расселением на восток ранних индоевропейцев и маркирует европеоидный компонент в генофондах южносибирских популяций.
Вторая по частоте гаплогруппа Q* представляет собой, как и гаплогруппа K*, палеоазиатский маркер, связанный, по-видимому, с кетским и самодийским вкладом в генофонд алтайцев.
Наличие линий N2 и N3a, вероятно, объясняется вкладом ассимилированных древними тюрками финно-угорских племен.
Присутствие гаплогрупп С3xM77, C3c, N* и O3 отражает генетический вклад центральноазиатских монголоидных групп, маркируя, возможно, наиболее поздние миграции монгольских переселенцев с территории современной Тувы и Монголии.
Результаты проведенного факторного, дисперсионного, кластерного, филогенетического анализа свидетельствуют о значимой генетической дифференциации северных и южных алтайцев. Показаны различия северных и южных алтайцев не только по составу гаплогрупп, но и по их внутренней гаплотипической структуре.
Источник: «Различия структуры генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы», авторы: В.Н. Харьков, В.А. Степанов, О.Ф. Медведева, М.Г. Спиридонова, М.И. Воевода, А.Г. Ромащенко, В.Н. Тадинова, В.П. Пузырёв. Журнал Генетика, номер 5, 2007, страницы 675-687.
Нанайский род самар
Девушка нанайка из рода Самар
Показано современное расселение нанайского рода Самар (горинская группа нанайцев, Хабаровский край). Изучен генофонд популяции по SNP-маркерам Y-хромосомы.
Его основу составляет североевразийская гаплогруппа N1c1-M178 (более 83 %), представлены также еще четыре: C*-М130, I*-M170, J2ala-M47, O2-P31. Мажорная гаплогруппа N1c1-M178 маркирует преимущественное тунгусское происхождение рода, тогда как полное секвенирование Y-хромосомы образца с минорной гаплогруппой C3*-M130 выявило и связи с коренными популяциями Амура.
Рассчитанные генетические расстояния и график многомерного шкалирования демонстрируют значительную генетическую близость нанайского рода Самар с якутами, хакасами и отдельными группами бурят. Это позволяет сделать вывод об их общем происхождении. Нанайцы других регионов находятся на значительном генетическом расстоянии от горинских самагиров.
Внизу положение нанайских популяций в генетическом пространстве народов Сибири и Дальнего Востока (генетическое расстояние).
Источник: «Нанайский род самар: структура генофонда по данным маркеров Y-хромосомы», авторы: Ю.В. Богунов, О.В. Мальцева, А.А. Богунова, Е.В. Балановская. Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии, том 43, номер 2, 2015.
Эвены, эвенки, нанайцы
Большинство Киле относятся к географическим группам озёрных и верховых нанайцев и редки среди низовых и горинских нанайцев.
Для сравнения привлечены генофонды популяций Дальнего Востока и Центральной Азии, изученные по той же панели из 60 SNP-маркеров Y-хромосомы, что и нанайцы.
При анализе методами многомерной статистики и картографии панель маркеров сокращена до 30 для возможности сравнения с менее изученными популяциями.
Результаты исследования
При подразделении гаплогруппы С на ветви, выявлено, что три четверти Киле относятся к ветви C-M48, этим Киле резко отличаются от генофонда основного массива нанайцев, у которых эта гаплогруппа редка. График многомерного шкалирования и карта генетических расстояний от Киле подтверждают этот вывод: Киле генетически очень близки к эвенам и эвенкам, относительно близки к ульчам, негидальцам, нивхам и корякам и далеки от всех четырех географических групп нанайцев.
Нанайский халат кондонских мастериц, Хабаровский край
Дальнейшее подразделение гаплогруппы С-М48 на информативные для населения Дальнего Востока субветви выявило резкие отличие Киле от эвенков, но впечатляющее сходство с эвенами.
Резкие отличия Киле от общего генетического портрета нанайцев согласуются с данными лингвистики и этнографии. Но резкое отличие Киле от эвенков и огромное сходство с эвенами противоречит данным гуманитарных наук. Выдвинута гипотеза, что Киле являются потомками не эвенков, а древней протопопуляции, существовавшей до разделения эвенов, Киле и эвенков, причем только нанайцы Киле и эвены сохранили в своем генофонде субветвь гаплогруппы С-Z40445(xB470, F13686).
Источник: «Генетические переплетения тунгусоязычных народов Дальнего Востока: эвены, эвенки, нанайцы», авторы: Балановская Е.В., Агджоян А.Т., Богунов Ю.В., Богунова А.А., Каменщикова Е.Н., Кагазежева Ж.А., Чернышенко Д.Н., Пылёв В.Ю., Жабагин М.К., Балановский О.П. Вестник МГУ, серия 23: Антропология, номер 2, 2020.
Ульчи
Изучены демографические параметры и изменчивость Y-хромосомы в популяции ульчей – коренного народа Хабаровского края. Демографический портрет составлен по данным похозяйственных книг (7521 запись, из них об ульчи – 1562).
Структура генофонда охарактеризована по 45 SNP-маркерам Y-хромосомы, проанализировано 52 образца ДНК.
Общая численность ульчей в период между переписями 1926–2002 гг. демонстрировала стабильный рост (723–2913 чел.) и несколько снизилась к 2010 г. (2765 чел.). Исследование выявило дисбаланс в соотношении полов (СП = 1 : 1.7) и возрастную структуру, близкую к стационарному типу и обеспечивающую простой тип воспроизводства ульчей.
Анализ структуры браков продемонстрировал высокие темпы ассимиляции ульчей русскоязычным населением, доминирующим во всех местах их компактного расселения.
Анализ по SNP-маркерам Y-хромосом (обнаружено 23 гаплогруппы) выявил выраженное сходство ульчей с популяциями Приамурья и Охотского побережья и относительную близость к центральноазиатским популяциям, задаваемую гаплогруппой С.
Генотипирование пяти новых SNP-маркеров внутри гаплогруппы С и 17 STR-маркеров обеспечило корректный филогенетический анализ гаплогруппы С у ульчей и соседних народов. Он не подтвердил наличие мощного дрейфа генов у ульчей, который ожидался при низкой численности – возможно, ранее ульчи представляли собой подразделенную популяцию, что и позволило сохранить генетическое разнообразие. Однако этот анализ обнаружил следы интенсивного взаимодействия ульчей с народами Дальнего Востока и Центральной Азии за последние одну–три тысячи лет. Поэтому результаты недавнего исследования о сходстве древних геномов Приморья с ульчами указывают не на уникальность ульчей, а на то, что этот древний генофонд сохранился в обширном круге популяций Дальнего Востока, переплетенных потоками генов как друг с другом, так и с популяциями Центральной Азии.
Источник: «Демографический и генетический портреты ульчей», авторы: Е.В. Балановская, Ю.В. Богунов, Е.Н. Каменщикова, О.А. Балаганская, А.Т. Агджоян, А.А. Богунова, Р.А. Схаляхо, И.Э. Альборова, М.К. Жабагин, С.М. Кошель, Д.М. Дараган, Е.Б. Борисова, А.А. Галахова, О.В. Мальцева, Х.Х. Мустафин, Н.К. Янковский, О.П. Балановский, Журнал: Генетика, Январь 2018 г.
Этногеномика коренных народов Республики Саха (Якутия)
1. Основную долю в популяциях Якутии по Y-хромосоме составляют восточноевразийские гаплогруппы N, С и гаплогруппа R1, характерная для популяций Европы, Южной Сибири и Средней Азии. Суммарное содержание гаплогрупп J, I, F, ЕЗЬ, О, Q, G в пуле Y-хромосом составляет 5%.
2. На основании анализа полиморфизма ГВС1 и 40 диагностических участков кодирующей области мтДНК получена детальная характеристика структуры митохондриального генофонда популяций Якутии (якутов, эвенков, эвенов, юкагиров и долган). Подавляющее большинство линий мтДНК (91%) в популяциях Якутии относятся к восточноевразийским кластерам, 9% принадлежат к гаплогруппам, имеющим широкое распространение в Европе и на Ближнем Востоке. Характерной особенностью митохондриального генофонда популяций Якутии является выраженное преобладание гаплогрупп С и D, типичных для популяций Сибири;
3. По составу линий мтДНК и Y-хромосомы установлено тесное генетическое родство между центральными и вилюйскими якутами, большая генетическая близость популяций якутов к эвенкам, отдаленность якутов от юкагиров;
4. Особенности генетических портретов популяций Якутии по линиям Y хромосомы более ярко выражены, чем по мтДНК. Эти различия определяются в основном эффектом основателя в популяциях якутов и эффектом патрилокальности. Выявлен низкий уровень генетических различий между популяциями Якутии в сравнении с другими регионами Сибири по данным полиморфизма мтДНК. Степень генетической подразделенности между популяциями Якутии по разнообразию гаплогрупп Y хромосомы ниже, чем в Западной Сибири и сопоставима с такими регионами, как Дальний Восток, Южная Сибирь, Чукотка и Камчатка.
5. Филогеография мажорных гаплогрупп мтДНК и Y хромосомы свидетельствует о заселении территории Якутии из регионов Южной Сибири, Монголии и Северного Китая. По спектру линий мтДНК популяции Якутии наиболее близки к популяциям Южной Сибири, дистанцированы от палеоазиатских популяций Чукотки и Камчатки. По вариабельности частот гаплогрупп Y-хромосомы популяции Якутии группируются вместе с популяциями Южной Сибири, Чукотки и Камчатки, дистанцированы от популяций Западной Сибири.
6. В 2018 году исследования коренных народов Сибири (якутов, эвенов, эвенков, долган и юкагир) по данным трёх систем маркеров показало, что Саха (Якутия) была заселена в результате повторяющихся экспансий из Южной Сибири, хотя имел место и небольшой поток генов из района нижнего Амура и/или Камчатки. Наличие небольшого западно-евразийского компонента свидетельствует в пользу как недавнего и продолжающегося смешивания с представителями Восточной Европы, так и древнего потока генов из Западной Евразии. [«Геномика этнических групп России», Эльза Хуснутдинова, ФГБУН Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия].
Источник: «Этногеномика коренных народов Республики Саха (Якутия)», автор диссертации: доктор биологических наук Федорова Сардана Аркадьевна, 2008.