буруковский о чем поют ракушки
История одной калининградской книги: «О чём поют ракушки» Рудольфа Буруковского
4 июня 1978 газета «Калининградская правда» опубликовала информацию о выходе новой книги, которая исчезла с прилавков магазинов с такой быстротой, что удивила даже «опытных собирателей личных библиотек». Это была первая в СССР научно-популярная книга о моллюсках и их раковинах — работа ученого-зоолога, конхиолога, писателя Рудольфа Николаевича Буруковского «О чём поют ракушки», выпущенная в Калининградском книжном издательстве тиражом 90 000 экземпляров.
Почти детективный сюжет о приключениях спиральных раковин и рассказы о том, зачем улиткам рожки, как у моллюсков осталась одна жабра и как можно обойтись без головы, — к изложению своих научных историй Буруковский подошёл с лёгкостью и юмором. Из главы «Как обойтись без головы»: «Предупреждаю сразу, это не пособие для нерадивых учеников и не инструкция для некоторых администраторов. Тех же, кто надеется найти здесь приключенческую историю, я отсылаю к известному роману Майн Рида. А у нас речь пойдет об устройстве тела двустворчатых моллюсков».
В 2013 году при участии Марины Подольской выходит в свет дополненное большим количеством отличных фотографий переиздание «Ракушек». Причём в обновлённом варианте в книгу включены не только фото ракушек, но и людей, которые так или иначе помогали в работе над новой книгой, фотографии самого Буруковского, фото с различных экспедиций, выставок, берега Куршской косы и Западного побережья Северной Америки, Бали, Непала, Карелии и многих других мест.
Во 2-м издании помимо сочных фотографий добавилось несколько глав во второй части книги, например «Голубая флотилия» (о велеллах, или парусниках, дальних родственниках пресноводных гидр), «Однажды тропической ночью» (о кальмарах), «Загадка шевелюры Будды» (о том, как фрагмент случайной книги вылился в увлекательное исследование о моллюсках на голове Будды), «Раковины Киприды» (об аккуратных ракушках, названных в честь Афродиты), «Ракушки в залах Эрмитажа» (о роскошных предметах, которые изготовлены из ракушек, или украшены ими).
Оба издания никогда не задерживаются подолгу на библиотечных полках — конечно же, у нас есть эти книги! Читатели «Чеховки» и других библиотек нашей системы могут ознакомиться как с книгой, выпущенной более сорока лет назад, так и с её более поздним вариантом.
А вот и газетная вырезка 78-го года с книжным обзором на новинку.
Одноногие пришельцы: отрывок из книги «О чем поют ракушки» о раковинах и моллюсках
Теории и практики
В автобиографической книге Константин Паустовский писал: «…Если ты прижмешь раковину к уху, то услышишь гул. Я не могу тебе объяснить, почему это происходит. И никто тебе этого не объяснит. Это тайна». Сегодня объяснить это очень просто, но это далеко не единственная загадка, связанная с ракушками и моллюсками, которые в них живут. В рамках спецпроекта с премией «Просветитель» T&P публикует отрывок из книги Рудольфа Буруковского и Марины Подольской «О чем поют ракушки» о том, как передвигаются их обитатели и зачем им рога.
Одноногие звери
«О чем поют ракушки»
В повести братьев А. Н. и Б.Н. Стругацких «Стажеры» есть вставная новелла «Одноногий пришелец». Начинается она так: «На острове Хонсю, недалеко от бухты Даноура, в ущелье между Сирамине и Титигатаке, в непроходимом лесу археологи обнаружили систему пещер. В этих пещерах нашли множество первобытной утвари и, что самое интересное, много окаменевших следов первобытных людей. Археологи считали, что в пещерах двести веков назад обитали первояпонцы, потомки коих были впоследствии вырезаны племенами Ямато, ведомыми императором Дзимму-тэнно, божественным внуком небоблистающей Аматерасу».
Я опускаю подробности этой увлекательной истории. Обращаю внимание только на то, что особое изумление у героев новеллы вызвал обнаруженный посредине пещеры след единственного… ботинка, перекрытого к тому же следами первобытных людей, живших две тысячи лет тому назад. Это и породило у героев книги гипотезу об «одноногом пришельце».
Даже если оставить в стороне проблему межзвездных контактов, одноногое существо само по себе удивительно. Правда, как оказалось у Стругацких, это была мистификация-экспромт: в пещере обнаружился-таки след и второй ноги… на потолке!
Калифорнийский брюхоногий моллюск из семейства конусов. © iStock
Между тем, одноногие животные все-таки есть. И за ними не надо летать к звездам. Это — моллюски. Роль ноги у них выполняет вырост брюшной поверхности тела, богатый мускулатурой и снабженный плоской ползательной подошвой. Лучше всех нога развита у брюхоногих моллюсков гастропод. У некоторых видов нога служит скорее присоской. Эти моллюски, Пателлы, Фиссуреллы и масса других, чтобы спокойно обитать в прибойной зоне, присасываются к камням с такой силой, что никакой шторм не может их оторвать. Когда брюхоногий моллюск ползет по твердой поверхности, например, по стеклу аквариума, хорошо видны пробегающие по ноге волнообразные сокращения мышц, передвигающие моллюска. А многие брюхоногие, имеющие на спинной стороне ноги крышечку, еще и закрывают ею вход в раковину, когда при опасности испуганный хозяин втягивает в нее свое тело. У трохусов крышечка напоминает мощный щит. У чилийского моллюска Конхолепас перувианус устье раковины так велико по сравнению с крышечкой, что становится ясно, почему чилийцы назвали его «loco» — сумасшедший. У стромбусов крышечка похожа на коготь, с ее помощью моллюск может прыгать. Да–да! Как это ни странно по отношению к моллюску! Мой друг, известный малаколог Б.И. Сиренко, рассказывал, как в Новой Гвинее под водой наблюдал за группой травоядных моллюсков, — небольшое стадо Стромбусов лентигинозус, покинув свое убежище и прыгая, как лягушки, направлялось на пастбище в заросли морской травы.
Гигантский стромбус. Рисунок 1834 года
У роющих, прыгающих, плавающих в толще воды и сидячих моллюсков нога видоизменилась в зависимости от выполняемой функции и условий жизни. У одних по бокам ее образуются выросты для осязания, у других, как у зарывающихся в песок олив, выросты ноги приобретают крыловидную форму и загибаются наверх, прикрывая раковину. Некоторые из брюхоногих моллюсков могут даже плавать, махая этими своеобразными лопастями. Вот уж действительно, одна нога на все случаи жизни!
Зачем улитке рожки
Улитка, улитка, высунь-ка рога,
Дам тебе хлеба, кусок пирога!
Если будет мало,
Дам кусочек сала!
Оказывается, не только дети играют в эту древнюю игру с улитками. Вот какую историю узнал я от сотрудника Свердловского института экологии растений и животных И.М. Хохуткина. Ему ее поведал старый охотник И.А. Догуев.
Садовая улитка. © iStock
Строго говоря, эти рожки вовсе и не рожки, это органы осязания, а иногда…вкуса. Да, да, и вкуса! Язык, или, вернее, то образование, которое есть в глотке брюхоногих, для этого не годится, потому что оно усажено поперечными рядами зубов, образующих терку — радулу. Число рядов в некоторых случаях достигает 500, а всего в радуле может быть до 750 тысяч зубов. В зависимости от типа питания моллюска количество и форма его зубов разные. У растительноядных моллюсков терка состоит из мелких и мало отличающихся друг от друга зубчиков. У мелководной Тегулы фунебралис радула представляет собой плоскую ленту в ее передней части и гибкий цилиндр с продольной прорезью в задней. В месте перегиба цилиндр разворачивается в ленту на специальном подвижном полукруглом вальце одонтофоре, в переводе с латинского «зубоносе». У хищных моллюсков число зубцов уменьшается, а размеры некоторых из них увеличиваются. Наибольшего развития это достигло у Конусов, у которых радулярные зубцы превратились в гарпунчики.
Проект «О чём поют ракушки?»
Проект
«О чём поют ракушки?»
Тип проекта:
октябрь-май 2016 год
Участники проекта:
воспитатели, родители, дети.
Актуальность проекта
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.
Наш посёлок располагается на берегу бухты Баклан. В настоящее время в соцсетях появились кадры, сделанные на пляже Манчжурка в Хасанском районе Приморья. Сейчас его береговая полоса загромождена водорослями и осколками ракушек. Всё это последствия варварской добычи моллюсков около Манчжурки. С каждым годом объёмы водорослей на муниципальном пляже увеличиваются. Это вызывает тревогу у жителей Славянки.
Чтобы сохранить уникальность побережья бухты Баклан на юге Приморья, необходимо воспитать экологически грамотного хозяина Земли.
Все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей: все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
С целью осознания уникальности природы бухты Баклан и воспитания экологически грамотного поведения у детей и их родителей был разработан образовательный проект «О чём поют ракушки?».
Цель проекта:
Сформировать у ребенка-дошкольника экологическое мышление, способное осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Задачи проекта:
— Познакомить с разнообразием моллюсков бухты Баклан, залива Петра Великого, с их значимостью для всего живого на планете.
— Познакомить со строением и жизнедеятельностью двухстворчатых и брюхоногих моллюсков.
— Развивать умение сравнивать и анализировать.
— Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, обследования природных объектов.
— Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
— Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
— Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому
ВЫБОР ТЕМЫ : «О чём поют ракушки?»
— что знаю о ракушках?
Последовательность работы на данном этапе:
• Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта, создание условий для реализации познавательной деятельности детей.
• Вовлечение детей и родителей в решение проблемы.
• Разработка план движения к цели (поддерживать интерес детей и родителей).
• Обсуждение плана с семьями на родительском собрании.
• Сбор информации, материалов о моллюсках бухты Баклан Хасанского района Приморского края.
II этап – реализация проекта
• Рассказы детей о раковинах по мнемотаблицам.
• Игра “Прятки” (подберем фон для ракушки, где она будет незаметна; на каком фоне она будет необычайно красива).
• Заучивание стихотворений, загадок по теме.
• Игра-воображение “На что похоже?”.
• Игра – исследование с разными ракушками (рассматривание под лупой трещин, узоров, наростов, количеств завитков).
• Опытная деятельность “Определи по весу”.
• Изготовление макета и миниатюр из ракушек.
• Сбор экспонатов ракушек для мини-музея.
• Рассматривание фотографий «Бухта Баклан»
• Открытие мини-музея «Ракушки бухты Баклан залива Петра Великого».
• Открытие мини-музея «Ракушки бухты Баклан залива Петра Великого».
•Продукты детской деятельности: рисунки, поделки, плакаты «Волшебное царство – подводный мир».
•Фотоальбом на материалах выставки: «Превращаем ракушку в разные чудеса».
• Фотовыставка «Наше побережье» и создание фотоальбома «Бухта Баклан, залива Петра Великого.
«Моллюски бухты Баклан залива Петра Великого».
•Творческая выставка родителей и детей: «Превращаем ракушку в разные чудеса».
4 этап: Анализ деятельности
• В процессе реализации проекта дети проявили активный познавательный и творческий интерес.
• Постепенно из познавательного проектпревратился в социально-личностный: дети стремились поделиться полученной информацией дома.
• Реализация проекта вызвала большую активность среди родителей. 105 семей приняли участие в творческой выставке.
Таким образом, последовательное включение в содержание образовательной деятельности исследовательской работы по изучению моллюсков бухты Баклан, залива Петра Великого, позволило подвести детей и их родителей к пониманию того, что явления природы находятся в определенной взаимозависимости, помогло сформировать элементарное представление о ее единстве и целостности.
Арт-терапевтическое занятие Путешествие ракушки Видео Арт-терапевтическое занятие «Путешествие ракушки» Цель: формировать положительный эмоциональный настрой. Способствовать снижению эмоционального.
Физкультурный досуг «Ракушки нашего моря» (подготовительная группа) Цель: 1. Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря, любовь и бережное отношение к природе. 2. Учить применять полученные знания.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «О чём поют нам птицы!» Цель : Уточнить представления детей о зимующих птицах. Задачи: 1. Обобщить знаний детей о зимующих птицах. 2. Формировать навыки сотрудничества,.
Мастер-класс «Новогодняя игрушка из морской ракушки» Наступает Новый год – самый любимый и долгожданный праздник. В ожидании новогоднего праздника мы мастерим с детьми различные новогодние.
Музыкально-дидактическая игра «Что поют за столом?» (фланелеграф) Для изготовления пособия нужна ткань «фланель» и разнообразная самоклеящаяся пленка. Такое пособие удобно хранить в пластиковом конверте,.
Музыкально-дидактическая игра «Какую песню поют в лесу?» Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют.
Проект «Мяч» Проект в ДОУ «Мой весёлый, звонкий мяч!» Воспитатель: Астахова Галина Владимировна МБДОУ № 11 г. Ардон 2015 г. Классификация проекта:.
Проект «Ракушки водоемов» Проект «Ракушки водоемов» Классификация проекта По тематике: информационный. Состав участников: дети средней группы, родители, воспитатели.
Сценарий экологического досуга в подготовительной группе «Пусть птицы весело поют!» МДОУ детский сад компенсирующего вида №3 «Белочка» (для детей с нарушениями речи) СЦЕНАРИЙ экологического досуга в подготовительной.