бункеровка судов это что такое
Как заправляют пароходы
Суда — самые «прожорливые» и в то же время неприхотливые потребители топлива: для их заправки используют и дизель, и мазут, и смеси различных фракций углеводородов. Однако «всеядность» судовых двигателей сегодня все сильнее ограничивают экологические нормы. А жесткие требования безопасности при бункеровке — заправке судов топливом — позволяют минимизировать загрязнение морских вод нефтепродуктами
В конце XIX — начале XX веков в качестве топлива на судах в основном использовался уголь. Его грузили в специальные отсеки — угольные ямы, или, иначе, бункеры (от англ. coal bunker). Отсюда и появился термин «бункеровка». Загрузка угля была довольно сложной операцией, требовавшей много времени и рабочей силы: его переносили на борт вручную, в мешках.
Преимущества жидкого топлива, которое пришло на смену углю, — не только удобство транспортировки и хранения, но и более высокая теплотворность. Это позволило уменьшить размеры силовой установки при увеличении продолжительности рейсов без дозаправки. Использование жидкого нефтяного топлива также дало возможность увеличить скорость судов, а кроме того, снизило количество копоти в выхлопных газах. В начале XX века это было вопросом не столько экологии, сколько военной тактики: чем меньше черного дыма выходило из труб, тем ближе можно было подойти к противнику, оставаясь незамеченным.
Топливо будущего
Один из новых видов судового топлива, только набирающий популярность, — сжиженный природный газ (СПГ). СПГ производят, охлаждая природный газ до –160 °C. При сжижении объем газа уменьшается в 600 раз, что делает его удобным и безопасным для транспортировки.
Сейчас на СПГ работают лишь 80 из более чем 115 тыс. судов во всем мире. Основная часть газотопливных судов эксплуатируется в Норвегии, где уже более 10 лет работает NOx-фонд, стимулирующий судовладельцев к переходу на СПГ. В 2017–2018 годах с верфей будут сданы заказчикам еще около 200 новых газотопливных или двухтопливных (дизель и СПГ) судов. По оценкам специалистов, к 2020 году количество судов, потребляющих СПГ, превысит 500 единиц, а к 2030-му на новый вид топлива будет приходиться не менее 10% объема мировой бункеровки. Одно из главных преимуществ природного газа — его выдающиеся экологические показатели. Использование СПГ в качестве судового топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота и выполнить экологические ограничения Международной морской организации (IMO), которые становятся все более жесткими.
«Газпромнефть Марин Бункер» также ведет работу по развитию морской инфраструктуры для бункеровок сжиженным природным газом: реализуется пилотный проект по созданию малотоннажного судна-бункеровщика СПГ для работы в российских портах Северо-Западного региона.
Сегодня на судах в качестве топлива используют светлые и темные нефтепродукты. К светлым относятся разные виды дизельного топлива, в частности судовое маловязкое топливо (СМТ). Судовой дизель отличается от автомобильного более низким цетановым числом*, более высоким содержанием серы и большей вязкостью. На Крайнем Севере также используется арктический дизель, предназначенный для работы при температуре до –50°C.
Темные нефтепродукты — это, в первую очередь, мазут, а также близкие к нему по вязкости, но отличающиеся более низким содержанием серы виды горючего — например, получаемый из газового конденсата так называемый компонент судового топлива (КСТ).
На все случаи жизни
Выбирая то, каким топливом заправить свое судно, судовладелец руководствуется несколько иными критериями, нежели автолюбитель. Более того, часто заливает не одно, а сразу несколько видов. Конечно, характеристики двигателя имеют значение, однако силовые установки судов, как правило, приспособлены для использования разного горючего. Куда более важный критерий — в какие воды направляется судно. Так, например, в зонах особого контроля за выбросами серы (SECA) в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) с 1 января 2015 года действуют жесткие ограничения: содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1 %. К этим зонам сегодня относятся Балтийское и Северное моря, а также Атлантическое и Тихоокеанское побережья США и Канады. Это значит, что использовать обычный мазут в этих регионах нельзя. Допустимо лишь более дорогое и экологичное топливо — СМТ или КСТ. Однако после выхода в открытый океан судно переходит на мазут — все-таки он заметно дешевле, а расход топлива на судне исчисляется десятками тонн в сутки.
Тяжелые мазуты хорошо выполняет свою функцию после выхода судна из порта, когда оно движется полным ходом. Если же возникает потребность в совершении маневров и, соответственно, быстрой смене режимов работы главного двигателя, его переводят на более легкое топливо, причем делают это заранее, чтобы промыть топливную систему от тяжелого и вязкого мазута.
Плавучая заправка
Еще одно отличие морской бункеровки от автомобильной заправки состоит в том, что не судно идет на заправочную станцию, а она сама подходит к судну. Заправка в данном случае — это судно-бункеровщик, небольшой танкер, который везет с собой запас топлива.
Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки
Бункеровкой судна принято называть его дозаправку не только топливом, но и моторными маслами. При этом основную часть работы в этом мероприятии составляют именно подготовительные работы. От качества их проведения зависит успешность всей процедуры.
Общие понятия о бункеровке
Способов осуществления такой операции, как заправка топливом, насчитывается несколько. Различные типы судов могут выбрать наиболее приемлемую для себя методику. Вполне возможно ее проведение:
Транспорт, который занимается доставкой горюче-смазочных материалов на судно, принято именовать бункеровщиком. По сути, он представляет собой танкер, предназначенный для бункеровки. То судно, куда непосредственно производится доставка горюче-смазочных материалов, именуют бункеруемым.
Технология производства процесса бункеровки
Для осуществления пополнения запасов горюче-смазочных материалов возможно прибегнуть к применению различных способов. Одним из них является проведение заправки с причала. При этом способе топливо поставляют с берега с помощью автоцистерны, трубопровода. Также возможно проведение данных действий у причала с танкера при условии отшвартования к причалу.
Второй способ — бункеровка судна на якоре. При этом способе они оба должны быть установлены на якорь.
Еще одним способом может быть заправка на ходу или в дрейфующем состоянии. Эту методику наиболее часто используют рыболовные типы судов, находящиеся на промысле.
Осуществление малого типа бункеровки
Бункеровка судна топливом производится не обязательно танкером. Для заправки элементов, принадлежащих к маломерному флоту, может применяться ПЗС (плавучая заправочная станция). При этом она может поставлять не только бензин, но и дизельное топливо для яхт и теплоходов небольших размеров.
Осуществление процесса бункеровки судна
Прежде всего топливо, поставляемое в процессе пополнения запасов ГСМ, будь то бензин или дизельное топливо, должно соответствовать определенным требованиям и быть пригодным для использования в двигателях определенного типа. Бункеровка должна осуществляться только после того, как будут проверены квитанции и ответственный персонал убедится в том, что все нормативы заявленной вязкости и плотности соблюдены. В противном случае могут возникнуть неполадки с оборудованием, и оно может выйти из строя, а в этом никто не заинтересован.
Как показывает практика, большинство потребителей сосредоточены никак уж не на качестве и соответствии всех необходимых требований топлива заявленным, а в первую очередь на цене. Первоочередной характеристикой поставляемого топлива является его теплота сгорания. Многие на это не обращают внимания, однако если она не соответствует заявленной норме, потребитель вправе потребовать компенсацию. В квитанциях на доставку некоторые поставщики, отмеченные как недобросовестные, могут завышать плотность топлива. В связи с этим покупатель оплачивает недопоставленный товар.
Бункеровка судна может быть осложнена или отложена на неопределенный период, если в топливе будет превышен уровень воды. Это не только снижает заявленное качество поставляемого товара, но и может привести к проблемам с работой оборудования. Если поставщик не в состоянии обеспечить поставку товара с соответствующими требованиями, то с большей вероятностью он должен согласиться на снижение цены товара.
Только при правильном подходе к рассмотрению всех условий и правильном заключении договора возможна быстрая и качественная бункеровка судна. Всем ответственным лицам следует очень внимательно следить за тем, чтобы топливо поставлялось надлежащего качества и соответствовало заявленным требованиям. В противном случае будут неизбежны технические неполадки вплоть до того, что судно не сможет выходить в море.
Требования, касающиеся бункеровки суден
Производить пополнение запасов судна горюче-смазочными материалами разрешается только закрытым способом. При этом допускается применение присоединительных устройств. Осуществляют данную операцию специальные суда-бункеровщики. Завод-изготовитель при выпуске двигателя рекомендует использовать тот или иной тип топлива. Этих рекомендаций непременно следует придерживаться при проведении всех соответствующих действий.
Хранение топлива и смазочных материалов производят только в специальных цистернах, которые отвечают определенным нормативам и требованиям.
Техника безопасности, которую необходимо соблюдать при бункеровке судов
Существуют определенные требования, предъявляемые для заправки судов, соблюдать которые обязуют определенные правила и нормативы. Так, прежде чем начать проводить данные действия и поставлять топливо, об этой операции проводят оповещение. Оглашается о том, с какого борта будут проводить данное действие, а также о соблюдении необходимых правил, касающихся пожарной безопасности при выполнении этих действий.
Бункеровка в ночное время суток
Если операции по бункеровке производятся в темное время суток, то место их проведения должно быть максимально освещено. Также предварительно стоит проинструктировать всех лиц, которые будут принимать участие в проведении данных действий.
Прежде чем производить заправку, нужно проверить то количество топлива в емкостях, которое уже имеется. Также уточняется, какое количество топлива необходимо поставить. После всех этих мероприятий согласовывается момент последовательности заполнения емкостей, а также исправность переливных приспособлений и сигнальных устройств.
В тех местах, где соединяются шланги, а также под арматурой принято устанавливать поддоны на тот случай, если вдруг возникнет утечка. Все палубные шпигаты заглушаются, поскольку именно через них может возникнуть попадание горюче-смазочных материалов в воду.
В том месте, где непосредственно принимается топливо, подготавливается и используется ветошь, которая сорбирует материалы.
При получении каждой партии топлива от нее отбирается проба. Она хранится на судне до того момента, пока поставленная партия не закончится.
Связь с вахтенным начальником бункеровочной станции поддерживается при помощи специализированной переносной радиостанции.
Рабочее давление, которое используется при бункеровке, должно быть согласовано ответственным лицом с вахтенным начальником бункеровочной станции.
Международные требования к производству бункеровки
В нынешнее время очень важно соблюдение всех правил проведения бункеровки суден, поскольку в силу вступили нормативные акты, касающиеся загрязнения водных просторов. Согласно им не допускается попадание в воду излишнего количества нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов.
Ответственность за их несоблюдение предусмотрена на международном уровне, поэтому нарушать установленные нормативы категорически не рекомендуется. Последствия могут быть очень даже неблагоприятными. Правила бункеровки судов обязуют не только соблюдать общепринятые правила безопасности, но и выполнять международные правила охраны окружающей среды.
Бункеровка судов — все способы
Бункеровкой называют заправку больших судов: танкеров, лайнеров, и контейнеровозов топливом и моторным маслом.
Применяют бункеровку для того, чтобы обеспечить движение морских судов и иные потребности. Сразу стоит заметить, что процедура выгрузки нефти (на полном ходу и на причале) называют не бункерной, а грузовой процедурой.
Процесс бункеровки судов топливом
Процесс бункеровки осуществляется на реках, в озерах, в морях и океанах. Бункеровку можно проводить различными способами. Зачастую дозаправка совершается на ходу, причем для неё используют также рыболовные судна (на них устанавливают узкоспециализированное оборудование).
При проведении бункеровки на причале её совершают при помощи специального трубопровода или авто-цистерн.
Иногда бункеровка производится, когда суда стоят на якорях, в таких случаях в качестве основы считают специальное судно.
Процедура бункеровки имеет свои специфические аспекты, потому и производить бункеровку должны только квалифицированные компании, применяющие специализированное оборудование для дозаправки.
Хранение и подачу топлива могут производить плавучие заправочные станции (ПЗС). На бункер (специальное судно) устанавливают оборудование с цистерной.
У технологии проведения бункеровки есть свои нюансы. Обязательно должны учитываться марка и тип топлива, чтобы задать требуемую температуру. Топливо должно иметь температуру на десять градусов меньшую, чем температура воспламенения. Чтобы соблюдать эти правила, оборудование оснащают дополнительными инструментами, позволяющими контролировать температуру передаваемого при бункеровке топлива.
Способы бункеровки топлива
Выполняется двумя способами:
Выполняется только с бункеровщика на судно, стоящее на рейде.
При этом бункеровщик или бункеруемое судно ставят на якорь.
Чаще всего применяется на рыболовных судах.
Основные этапы — это хранение и выдача топлива судам маломерного флота. Является самым экологичным и безопасным видом бункеровки водно-моторных судов.
Проведение бункеровочных операции на борту судна
Содержание
Каждая бункеровка представляет собой в весьма сложную и ответственную операцию ввиду необходимости проведения не только широкого комплекса подготовительных организационно-технических мероприятий, но и решения сопутствующих задач, выплывающих из общих правил, однако имеющих в каждом порту свои нюансы.
Только тщательный, заблаговременно продуманный план проведения всех процедур, связанных с приёмом нефтепродуктов, а также надлежащая подготовка персонала гарантируют безопасную и успешную бункеровку. Немаловажно учитывать и тот факт, что с каждым годом ужесточаются требования к любым операциям с нефтепродуктами, а заодно и правильным их документированием.
На судах часто возникают проблемы, обусловленные ухудшением качества топлива. Судовладельцы и поставщики топлива не могут разрешить проблемы, связанные с поставленным бункером, без привлечения третьей независимой стороны. Поэтому необходимо, чтобы судовые специалисты четко представляли все технические и юридические аспекты процесса приемки топливо.
Приведенные рекомендации ставят своей задачей оказание помощи судовым механикам в решении повседневных вопросов, связанных с приёмом нефтепродуктов на борт судна.
Подготовка и проведение бункеровочных операций
Подготовка судна к приему топлива (бункеровке) является важнейшей частью организации правильной эксплуатации судна с точки зрения предотвращения загрязнения окружающей среды (моря) нефтепродуктами. Особенно актуально это стало с введением в действие Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (ISM CODE).
Таким образом при подготовке и проведении бункеровки судна вахтенная служба судна и ответственные лица должны выполнить следующие мероприятия:
Поскольку на всех судах применяется МКУБ (ISM CODE), выполнить требования чек-листа по бункеровочным операциям (BUNKER OPERATION CHECK LIST).
При подготовке судна к бункеровочным операциям старший механик должен убедиться в том, что:
Извещение о готовности для поставки бункера.
Наш бункеровщик подошел к Вашему судну в _______местного времени сегодня и имеет м/тонн IFO (сСт) и м/тонн MDO/GO, заказанного для Вашего судна.
Топливо будет закачиваться в Ваши танки со средней производительностью ________т/час. Поэтому необходимо держать клапаны открытыми и также замерять уровень, если Вы желаете проверить скорость приема топлива.
Перед приемом топлива Вы подготовьте все необходимое для предотвращения загрязнения моря нефтью, а также установите на палубе огнетушитель в месте соединения шлангов.
Пожалуйста, назначьте авторитетного представителя проверить открытые танки бункеровщика, которые были до этого опечатаны таможней для контроля за количеством выдаваемого топлива, и для проверки соединения шлангов — точки, которые опасны в отношении пропусков, т.к. общая ответственность за бункеровку топливом лежит на вашем судне.
ПРОБЫ будут взяты в соответствии существующим требованиям в период бункеровки и будут предоставлены вам. Сохранность проб гарантирована в разумный период. Пожалуйста, учтите, что мы не преследуем какую-либо цель / в любом случае/, а наша компания имеет отношение только к набору проб и их пломбировке.
После окончания бункеровки мы приглашаем вашего представителя для проведения окончательных замеров топлива на нашем бункеровщике и для подписи сертификата.
Пожалуйста отметьте, что:.
В «Бункеровочной расписке» не допускается «отказной штамп» любого типа или формы, также какие-либо изменения ши отказы, поставленные позже.
Мы желаем нам и вашему экипажу приятного и безопасного плавания и хоро¬шей встречи с нами в будущем.
При подготовке к бункеровочным операциям лицо, непосредственно отвечаю¬щее за их проведение, обязано:
До начала проведения бункеровочных операций механик, ответственный за бункеровку должен провести инструктаж с выделенными в его распоряжение лицами и проверить их знания по:
Результаты инструктажа и проверки заносятся в машинный журнал (Журнал Инструктажа персонала перед бункеровкой) и отмечают в соответствующих чек-листах.
До начала приема бункера механик, ответственный за бункеровку, обязан обеспечить герметизацию, а при необходимости и цементирование всех шпигатов верхней палубы. При этом качество герметизации шпигатов должна исключать даже незначительные просачивания нефтепродуктов за борт.
Герметичность закрытия шпигатов проверяется старшим помощником капитана и старшим механиком, о чем производится соответствующая запись в судовом журнале.
Также необходимо проверить танки бункеровщика индикатором на предмет отсутствия воды.
Проведение бункеровочных операций
При выборе интенсивности подачи топлива следует учитывать вязкость и температуру принимаемого топлива, количество одновременно открытых для приёма танков, температуру наружного воздуха и забортной воды. Рекомендуемая максимально-допустимая интенсивность подачи топлива должна составлять: 250 м.куб/ час для тяжелого топлива; 100 м.куб/час для лёгкого топлива.
В процессе приема топлива необходимо постоянно контролировать давление топлива в шланге, уровни в заполняемых танках, отсутствие перелива. Закрывать клапаны в заполненном танке можно только после открытия приемных клапанов в другие танки. При заполнении танка «подуровень» интенсивность заполнения необходимо снизить открытием приёмных клапанов в другие танки. Закрытие приёмного клапана последнего танка производится только после прекращения подачи бункера с бункеровочной станции (бункеровщика).
Через 15-20 минут после заполнения танка и закрытия приёмных клапанов необходимо проверить в нем уровень. Изменение уровня указывает на ненадёжность закрытия клапанов.
При заполнении междудонных танков рекомендуется спускать в них топливо самотёком из других танков хранения бункера, расположенных выше их по уровню. Окончательное заполнение танков необходимо проводить в несколько приёмов.
Клапаны с дистанционным приводом рекомендуется открывать вручную. Это предотвратит их самопроизвольное закрытие даже при обесточивании судна.
В начале приёма бункера, ответственный за бункеровку механик, должен доложить вахтенному помощнику капитана и сделать запись в машинном вахтенном журнале.
Если судно имеет дифферент или крен, то, во избежание образования в танках воздушных пробок, запрещается заполнять танки «доверху».
В процессе всей бункеровки необходимо проводить контроль за посадкой и остойчивостью судна.
Производить контрольный отбор топлива из системного трубопровода. При этом (во время контрольного отбора топлива) следить, чтобы топливо подавалось без воздушных пузырей (иначе счётчик даёт завышенные показания).
Завершение бункеровочных операций
Отбор и целостность образцов.
В течении всей бункеровки должен осуществляться непрерывный отбор проб получаемого топлива из приемного коллектора судна.
Основной образец должен отбираться одним из следующих методов:
Оборудование для отбора образцов должно использоваться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Должно быть предусмотрено средство опечатывания оборудования для отбора образцов в течение всего периода подачи топлива. Емкость для основного образца должна присоединяться к оборудованию для отбора образцов и опечатываться, с тем, чтобы предотвратить неправильное обращение с образцом.
Емкость для сохраняемого образца должна быть чистой и сухой. Количество сохраняемого образца должно быть достаточным для проведения требуемых испытаний, однако должно составлять не менее 400 мл. Емкость должна быть заполнена на 90%±5% вместимости и опечатана.
Сразу после сбора сохраняемого образца представитель поставщика в присутствии представителя судна должен установить пломбу, защищенную от неправильного обращения, с особым средством обозначения. К емкости для сохраняемого образца должен быть прикреплен ярлык, содержащий следующую информацию:
После окончания бункеровочных операций сообщить вахтенному помощнику Капитана следующую информацию:
Капитан судна должен разработать и поддерживать систему контроля за хранением сохраняемых образцов.
Особые случаи нарушения нормальной процедуры приемки бункера
При выполнении замеров и расчетов количества топлива механики должны обращать внимание на следующие приемы, используемые бункеровщиками, которые хотят обмануть получателей бункерного топлива:
Надо помнить, что во многих портах можно получить копию таблиц объемов танков, заверенную печатью Морской администрации порта.
В результате этого вспененное топливо будет иметь более высокие значения уровня в судовых танках и будет давать более высокие значения объема на счетчике.
Действия при переливе нефтепродуктов
В случае перелива ответственный за бункеровку механик обязан:
Основные требования к судну и судовым системам приема топлива в соответствие с Кодом Федеральных Правил (CFR) США.
В данном случае Кодекс Федеральных Правил (CFR) рассматривается в связи с тем, что его требования представляются наиболее полными и высокими в мировой практике судоходства.
Основные требования этого кода следующие:
Организация проверки качества получаемого топлива.
По заказу судна эти службы через своих агентов во всех портах бункеровки организуют отбор проб получаемого топлива, анализ его показателей в береговых лабораториях, и выдают судну и судовладельцу результаты анализа с необходимыми комментариями, которые позволяют принять правильное решение о его использовании и оптимальном режиме топливоподготовки.
При несоответствии качества полученного бункера паспортным показателям, выполненные этими службами анализы рассматриваются как арбитражные и являются основанием для удовлетворения претензий судна к поставщику бункера.
Кроме того эти службы направляют судовладельцам, пользующимся их услугами, регулярную информацию о качестве бункера во всех портах бункеровки, а также результаты статистической обработки проведенных анализов.
Сведения об основных эксплуатационных характеристиках топлива, предлагаемого на мировом бункерном рынке, дают возможность судовладельцам иметь представление о качестве судового топлива в различных регионах бункеровки и принимать оптимальные решения с учетом требований судовых энергетических установок.