бунин чем жарче день тем сладостней в бору
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Иван Бунин — Детство: Стих
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Анализ стихотворения «Детство» Бунина
Детство — лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.
Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.
Жанр, тема и идея
По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина — показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.
Основной мотив и образы
Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:
Композиция
«Детство» состоит из трёх четверостиший:
Ритмический строй
Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.
Художественные средства
Для реализации поэтической идеи автор использует множество фонетических, лексических и синтаксических средств:
Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.
Стихотворение и анализ «Детство»
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет…
Краткое содержание
В. Маковский. Полуденное солнце. 1881
В этом небольшом стихотворении Бунин вспоминает о своих детских годах, о том счастливом времени, когда ему было всего десять лет. В то безмятежное время он обожал совершать долгие прогулки по лесному бору, вдыхать смолистый воздух вековых сосен. Став взрослым мужчиной, он до сих пор вспоминает этот свежий аромат, чувствует тёплый песок под ногами, ощущает знойное лето и жаркий воздух. Поэт, будучи ребёнком, наслаждался этими прогулками, и теперь мечтал бы туда вернуться. Детские воспоминания являются самыми светлыми для него.
История создания
Данное произведение автор создал в 1895 г., в возрасте двадцати пяти лет. Для Бунина это время ознаменовано началом активной литературной деятельности, первичных публикациями, участием в гуманитарном обществе «Среда». Быть может, в этот период, едва отступив от юных лет, но, ещё не вступив в зрелую пору, поэт ощутил потребность вернуться с помощью воспоминаний в свои детские годы, чтобы подзарядиться силами для будущей взрослой жизни.
Детские годы автора прошли в родовом имении Елецкого уезда. Его окружали любовь и забота родителей. Бунин смог получить отличное образование. Он по многу часов гулял по живописным окрестностям наедине с книгой, либо в обществе замечательного воспитателя, оказавшего огромное влияние на уровень раннего развития талантливого ребёнка. В произведении автору удалось мастерски передать собственные впечатления детских лет от лесной прогулки, когда весь окружающий мир вызывал у любознательного мальчугана искреннее любопытство.
Жанр, направление, размер
Перед нами лирическое стихотворение с чертами пейзажной зарисовки. Бунин предаётся воспоминаниям о прогулке по ослепительно яркому, ароматному, солнечному лесу. Автор создаёт преисполненную жизненной энергией картину окружающего мира и, одновременно с этим, щедро делится с нами своими детскими эмоциями.
Бунинская поэзия отличается предельной реалистичностью и точностью в описании всех деталей. В данном произведении автору удалось не изменить присущей ему точности в описании окружающего мира и личных переживаний, но, вместе с тем, окрасить стихотворные строки в насыщенную цветовую палитру детского мировосприятия.
Поэтический размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Это придаёт произведению лёгкость звучания и оптимизм.
Композиция
Произведение состоит из трёх четверостиший, в каждом из которых последовательно раскрывается описываемая поэтом картина:
Первое четверостишие — в нём автор задаёт тему всему тексту, постепенно погружаясь в свои детские воспоминания. Важно заметить, что в начале повествования, для передачи своих ощущений, он использует лексическую конструкцию прошедшего времени: «…и весело мне было поутру бродить…».
Второе и третье четверостишия — автор мгновенно, посредством памяти, перемещается в летний лес времён своего детства, начиная использовать лексические конструкции настоящего времени: «чувствую», «кажется». Он словно бы заново переживает радость десятилетнего мальчика от встречи с высоким сосновым деревом, которое гораздо старше самого героя. Поэт вспоминает картинки из детства, стремится передать читателям тактильные ощущения от прикосновения к горячей сосновой коре, передать пьянящие ароматы летнего леса.
Образы и символы
В стихотворении для передачи основной идеи заложенной автором, ключевое место отведено двум образам:
образ лирического героя — романтический герой во многом является автобиографичным. Герой, являясь взрослым человеком, с лёгкостью переключается на уровень восприятия мира десятилетнего мальчика. Он вновь ощущает, как от облака лесных ароматов и полуденного зноя, ребёнка переполняют радость, счастье и бесконечная любовь к окружающему миру;
образ старой сосны — полноправным героем повествования можно назвать старую сосну. Это высокое дерево с мощным стволом и морщинистой корой, которое на многие десятилетия старше мальчика, успело повидать всякое. В памяти героя навсегда запечатлелся образ старого дерева, ставший для него символом не только леса, но и всего окружающего мира природы, с которым лишь только знакомится ребёнок, и которому признаётся в любви уже взрослый автор.
Темы и настроение
В произведении Бунин поднимает две важных темы:
Тема детства — детские годы являются самыми беззаботными и светлыми в жизни человека. Именно в детстве закладывается «фундамент» для будущей взрослой жизни, происходит формирование базовых качеств личности. Поэтому в детстве необходимо окружить ребёнка аурой любви, позволить ему исследовать окружающий мир. Лирический герой запоминает буквально всё, что его окружает, в том числе тактильные ощущения и запахи. Всё в природе для него пока что ново: он лишь учиться открывать природную красоту и себя.
Тема любви к природе — любовь к окружающему миру природы крайне важна для всестороннего развития личности ребёнка. Изучая мир вокруг себя, дитя получает множество практических знаний, а также начинает разбираться в жизни и в самом себе. Произведение насквозь проникнуто настроением света и солнца жаркого летнего дня. Так ощущает мир десятилетний мальчуган, скрывающийся от полуденного зноя в чаще леса, в тени у подножия огромного соснового дерева.
Основная идея
Основная мысль произведения заключена в следующем утверждении: способность гармонично воспринимать окружающий мир закладывается в раннем детстве. Автор изобразил счастье жаркого летнего дня с позиции его восприятия ребёнком. Для десятилетнего мальчугана вся окружающая природа воспринимается чудом: он только учится понимать окружающий мир.
Средства выразительности
В данном стихотворении Бунин использует следующие средства выразительности:
Стихотворение Ивана Бунина «Детство»: анализ и история создания
«Чем жарче день, тем сладостней в бору. «
Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
История создания
Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.
Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.
Анализ произведения
Выразительные средства
Бунин чем жарче день тем сладостней в бору
Всех, кто утром выйдет на простор,
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Меж высоких и прямых стволов
Сто ворот зовут под хвойный кров.
Показать полностью.
Полумрак и зной стоят в бору.
Смолы проступают сквозь кору.
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь.
В чаще муравейники не спят —
Шевелятся, зыблются, кипят.
Да мелькают белки в вышине,
Словно стрелки, от сосны к сосне.
Этот лес полвека мне знаком.
Был ребенком, стал я стариком.
И теперь брожу, как по следам,
По своим мальчишеским годам.
Но, как прежде, для меня свои —
Иглы, шишки, белки, муравьи.
И меня, как в детстве, до сих пор
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Показать полностью.
Над освежёнными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи, Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
…И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
Показать полностью.
В глухом бору, среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.
Узорами ложились тени
На тёплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет.
Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут;
На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет,
Показать полностью.
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Всё цветёт и поёт, молодые надежды тая.
О весенние зори и тёплые майские росы!
О далёкая юность моя!
Синяя с зубцами полоса –
Принадлежность северной России…
Здравствуйте, сосновые леса,
Солнечные, чистые, сухие.
Показать полностью.
Все мне душу радует и взгляд,
Знаю обо всем не понаслышке.
Парные иголки вниз летят,
Сохнут растопыренные шишки.
Здесь готов бродить я дотемна
Теплыми безоблачными днями.
Здесь тропинка переплетена
Твердыми и цепкими корнями.
Ничего домой не принесу,
Исходив пригорки и низинки,
Потому что нынче я в лесу
Без ружья и даже без корзинки.
Ельник в паутине и в пыли,
Где смола к твоим ладоням липнет,
Где не долетают до земли
Самые чудовищные ливни.
Но кругом господствует сосна –
Стройностью берет и высотою,
Поднялась над прочими она,
Все же отличаясь простотою…
Среди всех знакомых мне чудес,
Стеснена деревьями немного,
В дальний край проходит через лес
Новая железная дорога.
И в краю великой тишины
Где-то рельсы дрогнули на стыке.
Мир наполнен запахом сосны,
Солнцем и кипеньем земляники.