були на лодке для чего
Что такое були на лодке?
Владельцы легких лодок под вёслами знают, что такие судна отличаются повышенной валкостью. Водомоторники со стажем или начинающие гребцы, когда пересаживаются на такие лодки, чувствуют дискомфорт из-за их небольшой начальной остойчивости. Даже если вы всегда использовали такую лодку, то, возможно, тоже хотите поработать над начальной остойчивостью таких суден, к примеру, чтобы рыбачить спиннингом стоя или вылавливать рыбу за бортом руками. Помогают в этом були. Что такое були на лодке? Расскажем в статье.
Что такие були на лодке?
Були — это бортовые крылья. Нет, ваша лодка не будет порхать как чайка над водными просторами. Она станет устойчивее при движении на вёслах, с мотором, но об этом чуть ниже.
Були у лодки на фото:
Как видно, это герметичные наделки на лодочные борта. Некоторые называют були спонсонами. В зависимости от типов лодок, на которые планируется сделать були, их формы и материалы различаются. Например, алюминиевые крылья можно крепить к металлическим, деревянным, пластиковым лодкам болтами или заклёпками, некоторые модели можно приварить.
Для чего нужны були?
Как мы упомянули, були помогают лодке быть устойчивее при движении и без него. В принципе, это главное и, можно сказать, единственное предназначение булей.
Вот несколько мнений о булях:
Польза или вред булей во многом зависит от ситуации. Всё же при крене судна були входят в воду и стремятся не допустить его опрокидывание, но получается это не всегда. Ещё такие боковые крылья увеличивают объём плавучести.
В любом случае, не стоит ждать от булей чуда. Обойтись можно и без них, если у вас хорошая лодка с другими полезными принадлежностями. Приобрести такую вы всегда можете в нашем магазине.
Душевной вам рыбалки!
Вопрос — ответ
Вопрос: Что такое були на обычной лодке?
Имя: Никита
Ответ: Так называют бортовые крылья, то есть дополнения по бокам судна. Эти герметичные накладки также именуют спонсонами. Делают судно более устойчивым.
Вопрос: Как своими руками сделать були на лодку?
Имя: Ярослав
Ответ: Для этого нужно удобным способом сделать подходящие накладки и прикрепить их к бортам. Некоторые изделия привариваются.
Були на лодке для чего
Как правильно расположить пенопласт.
Пенопласт или герметичные отсеки должны быть расположены в лодке так, чтобы в случае аварии она сохраняла устойчивое положение на ровный киль.
Прежде всего, необходимо компенсировать вес тяжелого подвесного мотора; для этого около половины всего пенопласта 1 (рис. 97) закрепляют в кормовой трети длины корпуса.
Четверть запаса плавучести 3 можно расположить в носу — обязательно под палубой, а оставшуюся часть 2 — в пределах кокпита, по бортам и также желательно у самой палубы.
Нельзя основной запас плавучести располагать на днище под пайолами: при этом центр тяжести залитой лодки окажется расположенным слишком высоко, лодка может перевернуться вверх дном.
Если все же приходится часть пенопласта 5 размещать на днище, пространство 4 в средней части вдоль ДП надо оставить пустым: при заливании лодки оно будет служить своеобразной балластной цистерной, помогающей сохранить прямое положение судна.
Мотолодка «Казанка», выпускавшаяся несколько лет назад, небезопасна для эксплуатации с 20- или 25-сильным мотором: при крутом повороте или при ходе на попутной волне она может опрокинуться.
Приделав на кормовой половине лодки к верхней части бортов клиновидные герметичные наделки — були, увеличивающие ширину корпуса, можно значительно повысить безопасность плавания (рис. 98а) и (рис. 98б).
В случае критического крена наделки входят в воду и препятствуют опрокидыванию; если лодку зальет волной, их емкость служит дополнительным запасом плавучести (можно использовать их полезный объем, например, для хранения бензина).
Детали булей вырезаются из 1,5-миллиметрового листа мягкого (поддающегося холодной гибке) алюминиево-ма-гниевого сплава АМг. Если нет возможности выполнить конструкцию сварной, придется кницы 3, 4 и донышко 2 приклепать.
Бортовые листы наделок снизу приклепывают к штатному отбойному угольнику на бортах (в их верхнюю кромку завальцована проволока диаметром 5 мм), спереди — непосредственно к обшивке.
Все соединения выполняют при помощи алюминиевых заклепок диаметром 4 мм с прокладочной лентой и шпаклевкой на герметике. Этой же шпаклевкой заделывают все неровности перед грунтовкой и окончательной покраской.
Если вы не надеетесь на качество клепки, заполните були перед установкой на лодку пенопластом.
Согласно Правилам Морского Регистра СССР любое спасательное средство для взрослого человека должно поддерживать на плаву в пресной воде в течение 24 ч стальной груз весом 7,5 кгс; для детей — весом 5,5 кгс.
Для выполнения этого условия необходимо около 8 дм 3 пенопласта. Достаточной плавучестью будет обладать, например, плита из пенопласта размером 400x400x50 мм.
При изготовлении спасательного жилета следует учесть, что он должен поддерживать тело человека в наклонном положении, чтобы лицо находилось над водой. Для этого основную часть объема пенопласта надо разместить на груди, а меньшую — на спине около шеи.
Практичные и простые в изготовлении спасательные средства из пенопласта показаны на рис. 99. Три из них — «хомут», «подкова» и мягкий нагрудник — надеваются на шею; на пенопластовую плиту в чехле ложатся грудью и просовывают руки в лямки.
Любое спасательное средство должно иметь яркую окраску, лучше всего оранжевую. Пенопласт можно применять только такой, который имеет закрытые поры и не впитывает воду (например, марок ПСБ, ПХВ, ПС-4).
Мягкий нагрудник называется «мягким» потому, что он набивается пенопластовой (или иной) крошкой либо волокнами капки.
Бортовые наделки — були для лодки «Казанка»
Информация о выпуске «Южанки» — новой модификации популярной лодки «Казанка», вызвала большой интерес. Многие владельцы «казанок» с мощными моторами хотели бы самостоятельно сделать бортовые наделки — були, благодаря которым значительно повышается остойчивость лодки. Выполняя просьбы читателей сборника, помещаем заводские рабочие чертежи таких булей, которые могут быть сделаны и в домашних условиях.
Каждый буль представляет собой полую водонепроницаемую конструкцию, приклепываемую к борту лодки. Заготовки буля: фасонный лист с габаритами 1,5X650Х2750 мм; донышко 1,5X270X380, две бракеты толщиной 1,5 мм. На заводе все детали делают из алюминиево-магниевого сплава АМг5, более пластичного и лучше свариваемого, чем дуралюмин. Заготовку буля гнут пооперационно по шаблонам на кромкогибочном станке; фланцы для крепления к бортам отгибают вручную.
На эскизах показаны бракеты н донышки, которые крепятся к булям с помощью аргоно-дуговой сварки. Можно также выполнить соединения на дюралевых угольниках или же предусмотреть на деталях фланцы для заклепок. Если применяется дуралюмин, то листы перед гибкой надо отпустить в печи при температуре 200°.
Готовые узлы булей с прикрепленными бракетами и донышком установите на борта лодки, временно прихватив их на двух-трех болтах М4 к обшивке.
Ось буля должна отстоять по высоте от скулы лодки на 160 мм на транце и на 180 мм в носу. Затем высверливаются все отверстия для заклепок, буль снимается, зачищаются заусенцы,. прокладывается тиоколовая лента, буль вновь становится на место, обжимается и закрепляется заклепками с шагом 40 мм, расположенными двухрядным шахматным швом.
«Казанка» становится комфортабельной и безопасной
Что такое були на лодке?
Владельцы легких лодок под вёслами знают, что такие судна отличаются повышенной валкостью. Водомоторники со стажем или начинающие гребцы, когда пересаживаются на такие лодки, чувствуют дискомфорт из-за их небольшой начальной остойчивости. Даже если вы всегда использовали такую лодку, то, возможно, тоже хотите поработать над начальной остойчивостью таких суден, к примеру, чтобы рыбачить спиннингом стоя или вылавливать рыбу за бортом руками. Помогают в этом були. Что такое були на лодке? Расскажем в статье.
Что такие були на лодке?
Були — это бортовые крылья. Нет, ваша лодка не будет порхать как чайка над водными просторами. Она станет устойчивее при движении на вёслах, с мотором, но об этом чуть ниже.
Були у лодки на фото:
Как видно, это герметичные наделки на лодочные борта. Некоторые называют були спонсонами. В зависимости от типов лодок, на которые планируется сделать були, их формы и материалы различаются. Например, алюминиевые крылья можно крепить к металлическим, деревянным, пластиковым лодкам болтами или заклёпками, некоторые модели можно приварить.
«Казанка» становится комфортабельной и безопасной
Недостатки серийной мотолодки «Казанка», в течение почти четверти века выпускающейся массовыми сериями, общеизвестны. Низкая остойчивость, большие ударные перегрузки при ходе даже на небольшой волне, приводящие к разрушению заклепочных соединений, сильное забрызгивание кокпита, недостаточный запас аварийной плавучести — вот основные претензии, которые предъявляли к этой лодке потребители.
С применением на лодке 20—25-сильных подвесных моторов эти недостатки усугубились.
Безопасность плавания при установке 25-сильного мотора удалось повысить путем установки герметичных бортовых наделок-булей в кормовой части лодки (см. рис. 64), значительно увеличивающих как статическую, так и динамическую остойчивость лодок.
Установка булей дала и побочный эффект: суммарный их объем полностью обеспечил необходимую плавучесть кормы в случае опрокидывания или заливания лодки волной. Лодка с булями способна держаться на ровный киль и даже поддерживать на плаву двух-трех человек. Освободившееся место внутри лодки после снятия герметичных воздушных ящиков, ранее обеспечивающих непотопляемость, смогло быть использовано для размещения дополнительных топливных бензобаков.
Появившись сначала на «Казанках» в качестве «рационализации» любителей, були затем были применены на выпускаемых промышленностью модификациях лодок «Южанка», «Казанкс.-МД», а также поставлялись в торговую сеть отдельно от лодок.
С той же целью, что и були, применяют герметичные наделки, представленные на рис. 135. Их закрепляют в верхней части бортов, что способствует увеличению высоты бортов. Эги наделки менее эффективны, чем були, но и они при входе мотолодки в волну на предельных углах крепа хорошо отражаю! брызги. Боковые съемные стекла из плекси — глася длиной i м создают дополнительную защиту от ветрл и брызг.
Рис. 135. Герметичные наделки нл верхней части борта и боковые съемные стекла из плексигласа на мотолодке «Казанка». Для того чтобы сохранялась возможность грести веслами, достаточно кормовую стойку боковых стекол установить в 100 мм перед уключинами. Существуют конструкции легких полурубок, полностью закрывающих кокпит лодки спереди и с бортов и имеющих съемную крышу i-s Рис. 136. Легкая рубка на «Казанке». Водоотталкивающей ткани или пластика (рис. 136). Стойки такол рубки могут быть изготовлены из двухмиллиметрового дюралюминия и угольников, верхнюю раму лучше всего сделать из трубы 22×2 мм, стекла — из оргстекла толщиной 5—6 мм. В матерчатой крыше рубки делают карманы, в которые вставляют деревянные или текстолитовые продольные планки, предотвращающие прогибание крыши. В кромки тента для плотного обтягивания его по периметру рубки вшивают резиновый шнур. В случае кесбходимости, например при шлюзовании, тент может быть снят и рубка практически не затрудняет действий экипажа.
Забрызгиванию. Скорость и комфортабельность хода можнэ повысить лишь за счет установки подводных крыльев, один из вариан юв которых, осуществленный А. С. Чугуновым, показан на рис. 137, 138. Конструкция носового крыла из нержавеющей стали выпол 1ена откидыва- 138. Носовое (а) и кормовое (б) подводные крылья в сборе. — наконечник; Ющейся. Для обеспечения необходимой жесткости крыло имезт две основные и две дополнительные стойки, профиль крыла — симметричный сегмент. Основные стойки — составные, нижняя часть обтекаем It о поперечного сечения изготовлена из листовой стали толщиной 6 мм, верхняя — из трубы. В верхние концы стоек вмонтированы шарнирные подшипники Ш17, позволяющие компенсировать погрешности, допущенные при изготовлении и монтаже стоек крыла и верхних опор. Кормовое крыло имеет тот же профиль и также изготовлено из нержавеющей стали. Две боковые стойки вырезаны из листа толщиной 6 мм. К стойкам прикреплены гидроцилиндры, плунжеры которых являются направляющими для подъема кормового крыла. Цилиндры крепятся на шарнирах к транцу мотолодки, а концы плунжеров — к крылу. Стойки крыла скрепляются доской, на которую навешивается мотор. Гидроцилиндры одностороннего действия служат для подъема кормового крыла вместе с мотором в верхнее положение, например, при подходе лодки к берегу. Давление в гидросистеме создается с помощью ручного насоса. Для опускания крыльев в рабочее положение масло из гидроцилиндра перепускается через клапан в бачок системы (он имеет емкость около 1 л). В нижнем положении крыло стопорится с помощью пружинных фиксаторов, входящих в отверстия стоек. Фиксаторы правой и левой стоек крыла соединены между собой тросиком. Подъем носового крыла осуществляется вручную. Общая масса крыльевого устройства составляет 34 кг. Если смириться с необходимостью поднимать 65 кг вручную (кормовое крыло вместе с мотором «Вихрь»), то можно обойтись и без гидроцилиндров, как это сделано на мотолодке «Прогресс» (см. с. 182). Скорость мотолодки с мотором «Вихрь», имеющим штатный гребной винт с шагом 300 мм, при выходе на крылья составила 50 км/ч с двумя людьми на борту и 47 км/ч — с четырьмя. Лодка устойчиво идет на крыле при волнении высотой до 0,3 м. Но особенно заметный эффект дает использование подводных крыльев на лодках с моторами мощностью 10—12 л. с. С нагрузкой в четыре человека лодка выходит на крыло, причем скорость ее составляет около 40 км/ч (с одним водителем — 52 км/ч). Для чего нужны були?Как мы упомянули, були помогают лодке быть устойчивее при движении и без него. В принципе, это главное и, можно сказать, единственное предназначение булей. Вот несколько мнений о булях: Польза или вред булей во многом зависит от ситуации. Всё же при крене судна були входят в воду и стремятся не допустить его опрокидывание, но получается это не всегда. Ещё такие боковые крылья увеличивают объём плавучести. В любом случае, не стоит ждать от булей чуда. Обойтись можно и без них, если у вас хорошая лодка с другими полезными принадлежностями. Приобрести такую вы всегда можете в нашем магазине. Душевной вам рыбалки! Вопрос — ответВопрос: Что такое були на обычной лодке? Имя: Никита Ответ: Так называют бортовые крылья, то есть дополнения по бокам судна. Эти герметичные накладки также именуют спонсонами. Делают судно более устойчивым. Вопрос: Как своими руками сделать були на лодку? Имя: Ярослав Ответ: Для этого нужно удобным способом сделать подходящие накладки и прикрепить их к бортам. Некоторые изделия привариваются. Самодельный прицеп для спуска моторной лодки казанка южанка на воду своими рукамиРешил я сварить своими руками тележку для лодки да такую чтоб мог справиться один человек да еще с минимальными затратами. Так как друган пустил восьмерку в расход я решил у него спросить заднюю балку для прицепа под лодку. Что было в наличии?! Да в общем то ничего кроме того что почти у каждого найдется в гараже. Так как балка находилась неподалеку потащился я туда с резаком.
Вот в таком состоянии она была когда я пришел. Осмотр где и как срезать. Оказалось все просто. Еще бы резаком не просто. Но что из этого получилось смотрите фото моей самодельной тележки для лодки. В запасе были трубы кажется диаметром 80мм. Когда то были батарея для отопления, но я не углядел и их разорвало в мороз. Изначально хотелось купить небольшую лебедку, но посоветовавшись со знакомыми понял что она за деньги не нужна когда можно сделать самому. Сейчас я ее испытал и при должном усилии может порвать трос который я туда накрутил. Смотрим фото лебедки для поднятия лодки.
Для того чтоб не царапать дно лодки мы использовали трубу полипропиленовую из которой делают отопление. Кажется 25мм точно не помню. Остались после сварки отопления для дома. Была кусками гладкая арматура и мы на нее насаживали полипропилен, но перед тем как насадить разрезали вдоль. Ну что еще придумаешь использовали все что находилось под рукой. Прицеп почти доделан остались полевые испытания. Приделал задние небольшие колеса и поставил на подножке. Теперь все свободно и легко. И так что получилось. Приварил подножку с колесиком. Работа топорная, но главное все что нужно это спустить лодку на воду. Прицеп для лодки фото задней части тележки. Все работы кажется закончены. Закрепил складные сиденья в лодке. Где нужно промазал герметиком. Остались полевые испытания.
Закончил все работы, но все же я не уверен что это все так как в полевых испытаниях вылезут все недочеты.
В итоге прошло уже с того времени примерно года два. На деле она показала себя довольно удобно. Из минусов отмечу то что если бы я нашел вместо полипропилена ролики, то все было бы ок. Цепляю за уазик который переваривал и тащу до берега. Летом спускаю прямо в воду тележку так как не очень жалко. Подъем производит один человек. На лебедку лучше брать тросик из нержавейки диаметром 4 или 5 миллиметров. Цепляю обычным карабином за нос после чего кручу лебедку до конца и фиксирую цепью другим карабином за нос лодки. Фото еще добавлю весной.
И вот еще несколько фотографий. Можно позаимствовать какие нибудь узлы.
Как сделать були на лодку своими рукамиОдноместную секционную лодку «Малютка» (описание лодки «Малютка» см. здесь) я решил превратить в двухместную и одновременно приспособить ее для установки мотора «Салют». Полезный объем и грузоподъемность лодки увеличены за счет дополнительной секции, устанавливаемой между средней и кормовой, а для повышения остойчивости применены съемные пенопластовые були на двух кормовых секциях. Для подвесного мотора сделан кронштейн, закрепляемый к транцу на болтах. Оборудование дополнили два пенопластовых сиденья, удобных для гребли. Для выбора оптимальной дифферентовки установлены две дополнительные подуключины. Лодки «Казанка»Содержание статьи: За весь период выпуска лодок на Казанском авиазаводе имени Горбунова, модели «Казанка» с 1955 по 1977 годы было произведено свыше 200 тысяч единиц. Всего выпускалось 6 вариантов плавательного средства серии «Казанка». Маломерный флот предназначался для охоты и рыбалки, в качестве туристического и прогулочного плавательного средства. Лодка использовалось на спокойных небольших реках при умеренном волнении. При перегрузке или сильном волнении воды, лодка теряет устойчивость и склонна к перевороту, о чем свидетельствует большое число трагедий связанных с лодками «Казанка». Самые последние модели лодка «Казанка М» и лодка «Южанка» были усовершенствованы. В целях увеличения показателей остойчивости (способность плавучего средства оставаться на плаву под воздействием внешних факторов), запаса плавучести и непотопляемости были установлены бортовые наделки (були). Конструкция лодки «Казанка»Конструкция лодки «Казанка» изготавливалась из дюралюминиевых листов толщиной 1 мм, днище обшито листами толщиной 1.8 мм. клёпочным методом. Для герметизации швов, в места соединения листов были проложены уплотнители тиоколовой (ткань, прорезиненная специальным клеем) лентой. Основной отличительной положительной особенностью от других моторных лодок является небольшой вес лодки «Казанка», масса с оборудованием и снаряжением не превышает 138 килограмм. В комплектацию судна входило: Технические характеристики лодок «Казанка»Технические характеристики лодок «Казанка» таковы, что при вместительности до 4 человек с мотором небольшой мощности способно быстро перемещаться по водной поверхности со скоростью 25 км/ч. Имея отличные технические и ходовые характеристики, маломерные суда «Казанка», составили конкуренцию всем известным маломерным судам. Различные модификации самой популярной бюджетной моторки «Казанка» отличаются друг от друга техническими характеристиками. Плоскодонная моторная лодка «Казанка» была известна в народе под названием «Метла». Лодка «Казанка»Лодка «Казанка» технические характеристики (самой распространённой на всём постсоветском пространстве лодки с подвесным мотором): Лодка «Казанка М»Второе поколение лодки «Казанка М» несколько отличается от первых моделей лёгких лодок. Для увеличения остойчивости (сохранение плавучести при воздействии внешних неблагоприятных факторов) судна, к бортам в кормовой части были добавлены герметичные були (дополнительные бортовые конструкции). Размер лодки «Казанка М», грузоподъёмность и пассажировместимость остались практически без изменения, но улучшились ходовые качества и увеличился вес конструкции. Лодка «Казанка М» технические характеристики: Лодка «Южанка»На базе лёгкой лодки «Казанка» в конструкторском бюро Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве была выпущена новая усовершенствованная модель маломерной лодки «Южанка». Лодка «Южанка» отличается от исходной модели «Казанка» конструктивными новшествами: Лодка «Казанка 2»Лодка «Казанка 2» было спущено на воду через 3 года с моменты выхода первой модели. Плавсредство претерпело несколько изменений, с учётом всех недоработок первых моделей, новая модификация имела отличительные технические характеристики: Лодка «Казанка 5»Лодка «Казанка 5» с обновлённым дизайном и некоторыми конструкторскими доработками с улучшенными техническими характеристиками, стала самым востребованным плавучим средством среди рыболовов и туристов. Описание: Лодка «Казанка 5М»Лодка «Казанка 5М» не существенно отличается от всех предыдущим модификаций. Массовый выпуск этих лодок начался в 1978 году и прекратился в конце 80-х годов. Лодка имела выносной транец для двух подвесных моторов. Грузоподъёмность лодки и размеры остались прежними, но вследствие конструкторских изменений, значительно увеличились эксплуатационные характеристики: Тюнинг для лодок «Казанка»Владельцы тюнингуют лодки «Казанка» исходя из своих предпочтений к комфорту и назначения плавсредства: Тенты для лодок «Казанка»Первоначально тенты для лодок «Казанка» не были предусмотрены. В настоящее время появилась возможность приобретения различных защитных тентов для всех модификаций мотолодок «Казанка». Материалом может служить брезент, палаточная ткань или полиэстер с акрилом. В базовой комплектации тента для маломерного флота предусмотрены: Достоинства и недостатки лодок «Казанка»Лёгкие и подвижные лодки серии «Казанка» имели несколько существенных недостатков: Неоспоримыми достоинствами лодок «Казанка» являются: Все модификации лодок «Казанка» отличаются универсальностью и максимальной простой в управлении в сочетании с отличными антикоррозийными качествами и долговечностью.
|