булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.

Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

Теплоход «Булгария». 8 августа 2010 года

Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал крик капитана»

Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.

Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.

В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались страшные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.

Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский

Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что происходило с пассажирами в это время?

На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в страшном сне не могло привидеться»

Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Источник

Катастрофе «Булгарии» 10 лет: причины, выводы, последствия

Трагедия напрямую затронула тысячи людей в Татарстане, а косвенно — еще сотни тысяч человек. В те дни никто не мог остаться равнодушным, а многие до сих пор не простили экипажу и руководству компаний, с которыми был связан теплоход, гибель родных и близких. Выжившие же в катастрофе не могут забыть те страшные минуты. Подробнее — в материале Inkazan.

Теплоход «Булгария» построили еще в 1955 году в чехословацком городе Комарно, сейчас он расположен в Словакии. С того момента корабль назывался «Украина», а свое новое наименование получил в феврале 2010 года.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому объединенному речному пароходству (ВОРП), а порт прописки был в Нижнем Новгороде (ранее — Горький).

После этого бывшая «Украина» перешла под управления Камскому речному пароходству. В 1986 году теплоход был плавучей гостиницей для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. С 2000 по 2010 годы арендатором судна были организации «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур».

Суда подобного типа могли вмещать 233 человека, а «Булгария» после модернизации имела 140 пассажирских мест. На судне были 1-, 2-, 3-, 4-местные каюты с частичными удобствами, каюты повышенной комфортности и каюта класса «люкс». Также на судне были два ресторана, бар, салон-караоке, душевые комнаты, солярий, сауна, игровой салон для детей.

В 2010 году переименованный теплоход арендовало ООО «Бриз», генеральным директором которого был Валерий Незнакин. Компания, в свою очередь, летом 2011 года передала судно в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», его директором была Светлана Инякина. При этом фирма не входила в Единый реестр туроператоров и не имела права организовывать туры.

Билеты на злополучный рейс продавала компания «ИнтурВолга». В момент трагедии теплоход возвращался из Болгара в Казань. Всего на борту был 201 человек, при этом еще до начала тура очевидцы говорили о перегрузке и крене на правый борт. Также у судна не работал один из двигателей. В тот день над Волгой была плохая погода — ураганный ветер и сильный дождь.

За три недели до катастрофы министерство транспорта признало «Булгарию» технически годной к эксплуатации. А за пять дней до потопления теплоход «кружил» около казанского речного порта около 40 минут, не причаливая. При этом людям сказали, что «что-то сломалось». В последний раз судно ремонтировали в 2007 году, а новые работы должны были пройти в 2011 году.

В субботу, 9 июля, «Булгария» отправилась из Казани в Болгар, а на следующий день – обратно. Примерно в 11:15 по московскому времени теплоход отчалил от пристани и направился по маршруту.

Примерно через час произошла сама катастрофа: судно во время маневрирования накренилось на проблемный правый бок, где также были открыты иллюминаторы. Десятки тонн воды хлынули внутрь, из-за чего «Булгария» затонула буквально за несколько минут.

Перед потоплением всех несовершеннолетних пассажиров собрали в детской комнате, а многие туристы были в каютах. Как рассказывал радист Ринат Габидинов, люди разбивали окна и выпрыгивали из них. Выжили только те, кто успел выбраться в то время, пока тонул теплоход.

Первые сообщения от МЧС о катастрофе появились в 14:00. Тогда была информация, что на судне находилось 22 человека. Через полтора часа стало известно, что количество пассажиров превышало 170 человек. Сообщалось, что судно «Арабелла» спасло от 55 до 78 пассажиров, данные о спасенных и погибших обновлялись несколько дней.

На место направили по два вертолета и спасательных катера для поиски остальных пассажиров «Булгарии». Многие выжившие рассказали, что мимо них проплыли сухогруз «Арбат» и баржа с толкачом «Дунайский‑66». Предположительно, люди пробыли в воде несколько часов, прежде чем их подняли на борт судна «Арабелла».

«Когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей», — рассказывал Габидинов в интервью «Лента.ру».

«Экипаж „Арабеллы“ организовал работу так, чтобы мы не создавали лишней паники. Все сохраняли адекватность, никто не истерил. Экипаж делал все быстро, слажено, без паники», — рассказывала Inkazan член тур-бригады «Арабеллы» Илона Бикметова.

Примерно в 21:00 воскресенья в речной порт Казани доставили всех выживших в трагедии: некоторых госпитализировали с различными травмами, некоторых отпустили на амбулаторное лечение. К этому времени на место уже прибыли родственники пассажиров, с ними работали сотрудники МЧС и министерства здравоохранения Татарстана.

В это время на месте крушения вовсю шла спасательно-поисковая операция. К 4:00 понедельника, 11 июля, нашли тела пятерых погибших, среди которых — один ребенок. На место прибыл и глава РТ Рустам Минниханов, прервав свой отпуск, а также тогдашний премьер-министр республики Ильдар Халиков.

В пресс-службе ГУ МЧС России по Татарстану сообщили, что трагедия стала испытанием и для тех, кто проводил поисково-спасательную операцию. Она продлилась 16 дней. «Все эти дни водолазы работали в сложнейших условиях, особенно в первые двое суток, когда волна поднималась на полтора метра», — говорится в сообщении.

В результате водолазы нашли 114 тел погибших за несколько дней, еще несколько человек были указаны как пропавшие без вести. Когда теплоход подняли со дна, сотрудники МЧС еще раз осмотрели судно и нашли тела еще восьми погибших. Позже стало известно, что среди тех, кто не выбрался с теплохода, были и беременные женщины.

«Только представьте себе, кто-то остался без родителей, в том числе и малолетние дети, кто-то целиком потерял всю семью. На глазах людей, державшихся на плаву, уходили под воду их родные и близкие. Все, что силы МЧС могли сделать, было выполнено», — отметили в пресс-службе ведомства.

Уже на следующий день следователи предположили, что «Булгария» вышла на рейс в неисправном состоянии. У судна не работал левый двигатель и б ыл правый крен. Последнее могло означать наличие неосвобожденных канализационных емкостей, топлива только в правом баке и так далее.

Сотрудники Приволжского следственного управления на транспорте СКР допросили выживших пассажиров и членов экипажа корабля, у компаний «АгроРечТур», «СК «Камское речное пароходство» и «Бриз» провели выемку документацию.

Тогда же стало известно, что туристический круиз, во время которого и затонула «Булгария», был незаконным. Так, у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. В результате против Инякиной возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Дела также возбудили против старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова, инспектора Ространснадзора Владислава Семенова, начальника отдела ведомства Ирека Тимергазеева и эксперта Речного регистра, который выдал теплоходу разрешение на эксплуатацию в 2011 году.

Инякиной дали 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Однако позже ей сократили срок до 9,5 лет, потом засчитали каждый день в СИЗО как за 1,5 дня в тюрьме. В результате она вышла из колонии уже в августе 2018 года.

Подсудимая во время заседаний говорила о том, что капитан «Булгарии» Александр Островский мог спасти людей и судно, посадив судно на мель. По разным данным, до нее не хватило 40-50 метров. Инякина при этом говорила, что маневр Островского с левым поворотом пришелся на сильный ветер с этого же левого борта, из-за чего усилился крен теплохода на правый бок.

Уголовное преследование Островского и старшего механика Владимира Подъячева прекратили в связи с их смертью. Капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина оштрафовали на 130 тысяч рублей за неоказание помощи пострадавшим в результате крушения, а капитана толкача «Дунайский 66» Александра Егорова — на 190 тысяч рублей.

Хаметова осудили на 6 лет и 2 месяца в колонии общего режима за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Ивашова приговорили к 5,5 годам тюрьмы за неправомерную выдачу разрешительных документов компании «АргоРечТур» и злоупотребление полномочиями из корыстных целей.

Семенова и Тимергазеева признали виновными в злоупотреблении полномочиями из личной заинтересованности при выдаче положительного заключения компании Инякиной к перевозке пассажиров, при этом оснований для этого не было. Первого подсудимого приговорили к 5 годам колонии общего режима, а второго — к 6 годам тюрьмы.

Помимо этого, суд удовлетворил гражданский иск потерпевших на общую сумму 50 миллионов рублей. При этом, как пишет «Реальное время», осужденные выплатили только 353 тысячи рублей. Так, с Инякиной взыскали 154 тысячи рублей зарплаты в период отбывания наказания, с Семенова — 147 тысяч рублей и еще 52 тысячи — с Тимергазеева.

Источник

Теплоход «Булгария»: характеристики и история судна

булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Смотреть картинку булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Картинка про булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем. Фото булгария теплоход катастрофа что стало с кораблем

«Булгария» — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров, максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра «О» (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы.
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название «Украина», в феврале 2010 года был переименован в «Булгарию» в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»).
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ «Украину» («Булгария») в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году «Камское речное пароходство» по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор.

Источник

«Капитан не спасался»: 10 лет назад потерпел крушение теплоход «Булгария»

«Имел моральное право покинуть судно»

Радист Ринат Габидинов пошёл на «Булгарию» после долгого перерыва — когда-то мужчина был моряком в Дальневосточном пароходстве. После крушения он снова перешёл работать на сушу — специалистом по обслуживанию радио- и телеаппаратуры.

«Я был радистом, когда на судах ещё была морзянка. А в этот рейс пошёл вспомнить былое, — вспоминает Ринат. — Вспомнил… По полной программе. На «Булгарии» от шока я быстро отошёл — надо было выполнять свои обязанности. А вот потом в себя приходил несколько лет».

Каюта радиста, вспоминает Ринат, находилась на верхней палубе, рядом с рулевой рубкой и каютой капитана. Именно эта часть корпуса, по его словам, некоторое время была над водой, когда вода хлынула в каюты. В момент крушения Габидинов оказался один на шлюпочной палубе.

«В каюте я собирал осколки стеклянной полки, которая упала и разбилась. Я ещё удивился — откуда такой крен у парохода, когда услышал крик капитана «Всем перейти на левый борт!» — говорит радист. — Капитан не спасался. Он вышел из рулевой рубки на мостик левого борта, посмотрел вниз и снова зашёл в рулевую рубку. Больше я его не видел. Тогда я уже имел моральное право покинуть судно без приказа капитана. До сих пор приходится оправдываться перед теми, кто заявляет, что экипаж спасал свои шкуры».

Сигналов бедствия, со слов мужчины, никто не рассылал — времена морзянки давно прошли, а на «Булгарии» он только обслуживал аппаратуру. Капитан, который был на вахте, тоже не смог ничего передать — судовое питание отключилось, а аварийного на старом теплоходе не было. И так как никто не получил сигналов бедствия от тонущего теплохода, проходящие суда могли только заметить людей на плотах.

Габидинов вспоминает, что сразу после крушения «Булгарии» спасшиеся забрались на алюминиевые спасательные плоты. Приблизительно через 40 минут мимо них прошли, не останавливаясь, два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский-66». Всех подобрал круизный теплоход «Арабелла», который шёл третьим и на котором нашлось место для пострадавших.

«После того как мимо нас прошли два теплохода, мы поплыли к судовому ходу, чтобы останавливать проходящие суда. Первым делом, как я поднялся на борт, — попросил телефон, чтобы позвонить родным», — пояснил Габидинов.

«На глубине 12 метров лежал грязно-белый теплоход»

По воспоминаниям сотрудников МЧС, на тот момент это была самая масштабная операция по поиску тел под водой.

Вызванные на место водолазы впервые столкнулись с таким количеством жертв и таким высоким процентом среди них женщин и детей.

«Над местом, где лежала «Булгария», торчала спасательная шлюпка. Когда судно тонуло, какая-то длина троса от шлюпки размоталась, и частично из воды осталась торчать корма этой шлюпки. Место крушения судна само собой обозначилось», — вспоминает Вадим Гатилов, начальник водолазного поисково-спасательного подразделения отряда «Центроспас» МЧС России.

Место, где затонул теплоход, было в 2,5 километрах от берега. Район работ загородили большими насыпными баржами — они стояли вокруг на якорях, прикрывая спасателей от волн — навигация по Куйбышевскому водохранилищу не прекращалась.

«Подо мной на глубине примерно 12 метров лежал на боку грязно-белый теплоход с круглыми окошками-иллюминаторами. При первом погружении надпись читалась. И местами иллюминатор закрывало изнутри человеческое тело», — рассказал о первом погружении начальник «Центроспаса».

Со слов Гатилова, под собственным весом теплоход постепенно погружался в ил, и видимость в мутной волжской воде не превышала двух метров. Работу водолазов осложняло ещё и то, что пришлось работать в тесных и захламлённых помещениях. Для этого из ходовой рубки затонувшей «Булгарии» подняли и высушили план судна.

«Всё, что могло плавать, — всё сместилось со своих мест, всё, что было из ткани, размокло и разбухло. Был риск просто застрять, а всплыть некуда, — добавил водолаз. — Как правило, ни одна из операций подобного масштаба не обходится без гибели водолазов. Среди нас чудом никто не погиб».

Алексей Дурас на момент крушения теплохода работал в Северо-Западном поисково-спасательном отряде МЧС России. Ему принадлежит самое долгое погружение на «Булгарию» — водолаз провёл в воде шесть часов, поднимая на поверхность тела погибших пассажиров.

В первый спуск Дурас нашёл семь тел и провёл в воде более трёх часов, а во время второго погружения, когда пришлось поднимать девять тел, пришлось задержаться на шесть часов — именно Алексей Дурас обнаружил помещение, где во время крушения началась давка из-за спасательных жилетов.

«Это было помещение от главного бокового входа в корму, примерно так. И вот я нахожу эту комнатушку, а дверь находилась у меня над головой, судно-то лежало на боку. Оттуда на поверхность мы по цепочке передали девятерых, кажется, — вспоминает водолаз. — В основном женщин и детей».

Признаны виновными

По факту крушения было возбуждены уголовные дела. Основными фигурантами стали пять человек: директор ООО «Агроречтур» Светлана Инякина, старший эксперт филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, выживший старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов, Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов — начальник и главный госинспектор казанского отделения Ространснадзора.

По воспоминаниям адвокатов, в уголовном деле, возбуждённом после крушения, было более 140 томов, не считая вещественных доказательств, экспертиз и других документов. В деле также использовались Правила Российского речного регистра.

Директора агентства «АгроРечТур» (фирмы, взявшей в аренду «Булгарию») Светлану Инякину до сих пор называют главной обвиняемой по делу о кораблекрушении.Её признали виновной по статьям «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Нарушение правил охраны труда». По версии следствия и гособвинения, именно Инякина настаивала на выходе в рейс неисправного теплохода, чтобы рассчитаться с долгами, и добилась разрешения на эксплуатацию «Булгарии».

В июле 2014 года Московский районный суд города Казани приговорил женщину к 11 годам колонии, этот срок смягчили до 9,5 года. В общей сложности Инякина провела в СИЗО и в колонии семь лет и вышла на свободу благодаря амнистии к 70-летию Победы в сентябре 2018 года. За год до этого была ликвидирована и фирма «АгроРечТур», генеральным директором и учредителем которой была Инякина.

По неофициальным данным, сначала Светлана вернулась в Казань, а спустя время, устав от общественного внимания, могла уйти в монастырь.

Благодаря амнистии в честь 70-летия Победы досрочно вышел из колонии и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. После крушения «Булгарии» бывший старший помощник капитана теплохода проходил лечение в психиатрической клинике — по данным из открытых источников, в кораблекрушении погибла его гражданская жена.

Несмотря на первоначальный статус потерпевшего, впоследствии его признали виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила. Суд приговорил Хаметова к 6,5 года колонии, он вышел на свободу спустя 4 года и 7 месяцев.

Согласно данным с его страницы в социальных сетях, он вернулся в Казань, где и живёт с супругой Татьяной и двумя детьми — сыном и дочерью.

На момент крушения теплохода Яков Ивашов был старшим экспертом камского филиала Российского речного регистра, выдавшего фирме «Аргоречтур» свидетельство о годности «Булгарии».

По статье «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» Яков Ивашов был в итоге оправдан, но был признан виновным по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и приговорён к пяти годам колонии. Благодаря амнистии Ивашова условно-досрочно освободили в зале Мотовилихинского суда Перми.

«Заключение комиссии Ространснадзора выявило причастность первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова (выступавшего в суде в качестве свидетеля. — RT), в отношении которого органом предварительного расследования процессуальное решение почему-то принято не было. На момент крушения в машинном отделении, где был Пузанков, были открыты иллюминаторы, несмотря на требование об их задраивании, — пояснил RT адвокат Роберт Халиуллин. — Этот же механик без команды капитана заглушил двигатель судна, и из-за этого до отмели теплоходу не хватило всего 13,2 секунды хода».

Адвокат также предположил, что, если бы теплоход успел сесть на мель, большинство пассажиров могли выжить за счёт того, что большая часть корпуса «Булгарии» осталась бы над водой.

Руководитель казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев, по версии следствия, подписал акт предлицензионной проверки, где говорилось о том, что у «Булгарии» есть все необходимые документы для работы, благодаря чему удалось получить лицензию и пустить судно в рейс. Его и его подчинённого — главного госинспектора того же отдела Владислава Семёнова — осудили за злоупотребление должностными полномочиями. Тимергазеева суд приговорил к шести годам колонии, а Семёнова — к пяти. На сегодняшний день оба вышли на свободу.

Юрия Тучина — капитана сухогруза «Арбат», первого судна, которое прошло по Волге мимо выживших с «Булгарии», — обвинили по ст. 270 УК РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие». Суд присудил Тучину штраф в 130 тыс. рублей. По данным источника, после дела «Булгарии» и выплаты штрафа Тучин ушёл из речного флота. Бывший капитан вышел на пенсию и живёт со своей семьёй в Астраханской области.

Александр Егоров — капитан буксира «Дунайский-66», который прошёл мимо людей с «Булгарии» перед теплоходом «Арабелла» и тоже не подобрал с воды выживших, получил 190 тыс. рублей штрафа.

«До сих пор говорят слова благодарности»

Роман Лизалин — капитан теплохода «Арабелла», который в итоге поднял на борт всех спасшихся пассажиров и членов экипажа после кораблекрушения.

В беседе с корреспондентом RT Роман признался, что даже спустя десять лет его узнают выжившие и благодарят за своё спасение.

«А мне, если честно, до сих пор неловко принимать слова благодарности, — признался Роман Лизалин. — Потому что до сих пор в памяти глаза одной женщины — матери, протягивавшей мне со спасательной шлюпки своего ребёнка. Такое не забывается».

После спасения людей с затонувшей «Булгарии» капитан «Арабеллы» был награждён орденом Мужества, перешёл работать в Общероссийский народный фронт, а затем возглавил предприятие по ремонту и строительству гражданских судов. Стараниями Лизалина на сегодняшний день идёт строительство нового учебного корпуса казанского филиала Волжского государственного университета речного транспорта. Также, по его словам, удалось построить несколько новых пассажирских судов и впервые за много лет возродить судоходство на реке Казанка.

Крушение «Булгарии» — не первая трагедия, которую пришлось пережить Роману. 12 июля 2001 года он получил сильные ожоги 36% тела после взрыва в машинном отделении теплохода «Константин Циолковский». Несмотря на травмы, операции и долгую реабилитацию, он продолжил работать на теплоходах.

«С экипажем «Циолковского» я периодически пересекаюсь по работе, ведь речной флот — это как маленькая деревня, где все друг друга знают, — пояснил Лизалин. — Больше того — тот теплоход, кажется, до сих пор на ходу, только называется уже «Две столицы»».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *