буква g в масонской символике что означает
12 основных символов масонства, которые стали символом тайного течения
Объясняем значение 12 тайных масонских символов
Считается, что масоны (они же вольные каменщики или, в том числе, иллюминаты — «просвещенные») — один из самых могущественных видов закрытых обществ, в которые якобы входят чуть ли не все правители всех стран в мире.
Для любителей теории заговоров и тайных сообществ — благодатная почва для изучения, хотя бы с исторической точки зрения (хотя лично мне всегда было интересно, что же это за тайная организация, о которой столько написано и столько известно?), но сегодня речь не об этом.
Сейчас мы желаем поговорить про самые известные широкому кругу тайные знаки масонов. Всего 12 штук самых распространенных и самых, похоже на то, важных. Кратко опишем, что они означают, что о них известно и для чего они вообще были придуманы (по крайней мере, как про это пишут в Сети).
1. Символ циркуля и угольника
Символы циркуля и угольника, пожалуй, одни из первых символов, которые приходят на ум, когда речь заходит о масонстве; также эта символика широко используется в масонских ритуалах.
В центре двух предметов нередко запечатана буква «G». Это первая буква из слова «Geometry» (геометрия), а также первая буква в слове «God» (Бог). Собственно, буква и символизирует веру в Бога и эту науку. Считается, что она помогает участникам разгадать тайны природы и чудеса, которые нас окружают. А не верующим в Господа просто не место в масонской ложе.
Известно, что угольник — это символ земли и царства материала. А циркуль — символ определяющего и ограничивающего принципа, а также бесконечных границ.
2. Символ фартука из шкуры ягненка
Еще один загадочный символ масонства — фартук из шкуры молодого ягненка. Он олицетворяет чистоту помыслов и невинность поведения (к ягнятам чистота и невинность, вроде как, не относится).
Этот фартук был настолько важным атрибутом, что, подаренный кандидату в каменщики, он оставался с ним навсегда и хоронили масонов с этими фартуками.
3. Белые перчатки
Кандидатам в каменщики вручаются белые перчатки и, как мы уже выяснили, фартуки, символизирующие благородное дело рук каменщиков. Чистый сердцем, с чистыми руками. Такова расшифровка. И помыслы, и дела просветленного должны быть чисты!
4. Храм Соломона
Храм Соломона, символизирующий знания и развитие, также является признаком единства союза масонов. Он рассматривается как путь к священной цели, к божественному. Многие считают, что масонство напрямую связано с этим храмом, храмом царя Соломона.
5. Ветвь акации с вечнозелеными листами
фото: unsplash.com / Vlad Coroeanu
Масоны считают акацию олицетворением бессмертия души. Вечнозеленая акация является для них священным растением, которое подчеркивает, что человек должен стремиться к духовному, а не к материальному. Также является символом степени мастера.
6. Кедр у масонов
Кедр — одно из самых долговечных и сильных деревьев — символ вечности. Это часто подчеркивается в масонских дискурсах.
7. Свет
Символизируя истину и знание (просвещение), свет также выделяет недавно прибывших кандидатов в масоны. Кандидат в масоны, прошедший процесс инициации, считается просветленным. Логично, и не поспоришь.
8. Символ сияющей (пылающей, пламенеющей) звезды
Пламенеющую звезду можно назвать символом божественного существа и, опять же, символом света, то есть просветления. Считается, что в английских ложах звезда символизирует Солнце, благословляющее все человечество и дарящее свет и жизнь всему сущему.
Знак нередко выставляют у входа в палаты собрания.
9. Уровень
Еще один профессиональный инструмент каменщиков. А означает он то, что все люди равны перед Богом. Масоны подчеркивают, что они должны жить наравне с другими людьми на протяжении всей жизни.
10. Труд
Один из важнейших символов преданности братству и его деяний. Только честным трудом человек может доказать то, что он заинтересован в развитии себя и общества вокруг. Этот символ применим ко всем и крайне практически полезен.
Каждый член ордена имеет свои обязанности. Правила масонов обязательны к соблюдению. Только праведным трудом, верят масоны, высшим благородством можно добиться процветания общества.
Хотя, наверное, не зря есть поговорка (не масонская): «От трудов праведных не построишь палат каменных». Рациональное зерно есть и здесь, но каждый решит самостоятельно, какой дорогой идти.
11. Ограненный камень (ашлар)
Ашлар — символический камень творения. Представлял собой обтесанный прямоугольник. Закладывался при основании домов и храмов. Символизировал приоритет космоса над хаосом.
Интересно, что символ имеет мусульманские корни, по чьим представлениям он моделирует мироздание.
У масонов ашлар — это человек, обретший знания, в противоположность профану — необработанному камню.
12. Символ Всевидящего Ока (Око Провидения)
Символ известный, завораживающий и даже страшный. Этому символу сотни лет (его используют минимум с 16-го века), он присутствует даже на долларах США в виде глаза, заключенного в пирамиду. В 18 веке символ пришел на доллар с большой печати США — официальной печати, которой страна подтверждала документы.
Пирамида или треугольник как символ троицы и глаз — всевидящий взор Бога. Символ показывает, что Бог наблюдает и знает все. Кстати, в масонстве Бога называют Великим Архитектором Вселенной.
Масонство
Как-то один из братьев, вернувшись из поездки по Европе, спросил меня: «Почему там между скрещенными Циркулем и Наугольником не помещается буква «G»?» Я тут же вспомнил о вопросе, который возник у меня самого, когда я увидел эмблему из трех элементов: «Зачем между двумя частями классической и всемирной эмблемы масонства помещена буква «G»?»
В поисках ответа на этот вопрос я проконсультировался с несколькими отлично информированными братьями, однако все они давали мне в точности тот же ответ, что и Койл в своей «Масонской энциклопедии».
Вот что пишет Койл: «Некоторые удивятся, узнав, что буква «G» появилась в центре скрещенных Циркуля и Наугольника только в 1850 г., причем, только на масонских знаках и подвесках, и это было решением ювелира-изготовителя, а совершенно не какого-то масонского административного органа». И далее, на той же странице: «Стоит только немного подумать, и станет ясно, что «G» между Циркулем и Наугольником совершенно неуместна… Последние – это т.н. Великие Светочи, а «G» – нет». Позднейшие исследования показали, что Койл был не совсем прав, и третий элемент появился в масонской эмблеме несколькими годами раньше.
В разъяснении причин этого и состоит цель данного исследования.
Скрещенные Циркуль и Наугольник
Неплохо было бы начать с того, чтобы выяснить, как вообще «скрестились» Циркуль и Наугольник и как они стали всемирно признанной эмблемой Королевского Искусства. Самая ранняя из известных масонских монет была отчеканена в 1733 г. На ней четко видны Наугольник и Циркуль, однако они не перекрещены, а расположены рядом. Во всех масонских документах 1700-х годов появляются изображения или Циркуля или Наугольника, а если они изображаются вместе, то не скрещенными и даже не расположенными рядом. Койл утверждает, что Циркуль и Наугольник в их современном переплетении впервые появились на печати ложи Абердина в 1762 г. Однако еще до 1762 г. на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании появилось прекрасное изображение находящихся один над другим Циркуля и Наугольника. Патент датирован 15 июля 1761 г. и подписан Лоуренсом Дермоттом («Франкмасонство в Пенсильвании: 1727-1907», т. 1, С. 120-121). Само изображение находится на С. 672 «Истории Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», изданной братом Х. Л. Стиллсоном в Бостоне в 1910 г. Тщательные исследования открыли также более ранние изображения скрещенных Циркуля и Наугольника. Например, оно было обнаружено на бланке оповещения о собрании ложи, использовавшемся в континентальной Европе в 1760 г.
В 1749 г. в очередном «разоблачении» масонства, озаглавленном «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере. На острове Корфу во время раскопок были обнаружены монеты и сосуды восьмого-девятого веков, а среди них – бронзовые Циркуль и Наугольник. Подвеска насквозь проржавела, поэтому, хотя не вызывает сомнения ее масонское происхождение, определить ее точный возраст пока вряд ли представляется возможным. Очень многое зависело от точного определения уровня почвы, на котором подвеска была найдена, однако как раз об этом информации, к сожалению, и не поступало. Эксперты Британского музея датируют ее приблизительно семнадцатым веком. В Куско, древней столице империи инков, конкистадоры воздвигли в 1580 г. церковь «La Compania». Ее реконструировали в 1660 и в 1620 гг. Рядом с церковью во время ее реконструкции находилась мастерская (или «ложа») каменщиков, и именно там недавно в ходе раскопок обнаружили две трехфутовые деревянные потолочные балки. На одной из них четко просматривается резное изображение Циркуля и Наугольника. Возможно, это изображение и служило для украшения помещения ложи. Теперь эти балки находятся во владении Ложи «Кориканча» (Храм Солнца) № 40 на Востоке города Куско, основанной в 1942 г. Великой Ложей Перу. Данная информация подтверждает, что связь между Циркулем и Наугольником насчитывает уже много сотен лет. Сама древность подтверждает ее неразрывность. Остается только добавить, что они в настоящее время выступают в роли Светочей ложи во всех трех градусах современного символического масонства во всем мире. Таким образом, к их древности добавляется еще и всемирность. Так что вполне естественно, что рано или поздно эти две эмблемы слились воедино, составив классическую и общепризнанную эмблему Королевского Искусства.
Появление литеры «G»
С исторической токи зрения, изображения Циркуля и Наугольника появились в архитектуре и масонстве еще в незапамятные времена и используются по сей день. А вот буква «G» появляется в масонском обихоже не раньше восемнадцатого века. Большинство исследователей полагают, что ни в одном из английских и шотландских катехизисов, опубликованных с 1696 по 1730 гг. упоминаний о букве «G» просто нет.
«Вопрос: Что есть центр Ложи?
В наши дни лишь в очень немногих из 2000 лондонских лож можно увидеть изображение литеры «G» на Востоке или свисающей с потолка, в то время как в большинстве лож Шотландии она присутствует, в основном, свисая с потолка в самом центре помещения собраний, над алтарем, хотя иногда бывает и помещена на Восток, над сидением Досточтимого Мастера. Важно отметить, что когда буква «G» впервые появилась в нашем ритуале, она изображалась в росписи пола или на табеле сама по себе, отдельно от циркуля и наугольника. Взять, например, гравюру Джона Скоулса на фронтисписе «Нового масонского руководства» Джеймса Харди, опубликованного в Нью-Йорке в 1818 г., или листовку, выпущенную «Греем и Тоддом» в Филадельфии приблизительно в 1817 г. На обоих изображениях – циркуль и наугольник, по отдельности или переплетенные, но в обоих случаях напрямую никаким образом не связанные с литерой «G».
Несмотря на то, что она встречается во множестве лож по всему миру, буква «G», как это ни странно, является одним из немногих масонских символов, которые никак не могут называться универсальными, вселенскими. В первую очередь, рабочие инструменты, великие и малые светочи, колонны, являющиеся проводниками нашего метода обучения древним истинам, передают одни и те же масонские уроки на всех языках. А литера «G», напротив, передает знания, существенные практически исключительно для англоговорящей части человечества и нескольких других народов, в языках которых (например, немецком) значение этой буквы близко к ее значению в английском. Кроме того, символика буквы «G» не носит общемирового характера в силу того, что встречается практически исключительно во втором градусе.
Геометрия
«Ф.: Чего ради стал ты масоном?
Ф.: Что она означает?
Ф.: Почему именно геометрию?
С.: Потому что в ней корень и фундамент всех наук и искусств».
Уильям Престон в своей «Лекции…» конца XVIII в. тоже подчеркивает то, что «масонство» и «геометрия» были синонимами для тех, кого касались оба этих термина. А в начале XIX в. буква «G» начала символизировать слово «геометрия» уже и в символике первой Великой Ложи Англии. В Пересмотренном английском ритуале наставление второго градуса гласит, что «изучение вольных наук и искусств, которые так оттачивают и совершенствуют разум, в высшей степени рекомендуется всем вам, а особенно изучение геометрии, которая лежит в основе нашего Искусства».
Старец Дней
По мере отмирания оперативного элемента Королевского Искусства буква «G» начала постепенно утрачивать свою соотнесенность с понятием «геометрия». В то же время спекулятивное масонство постепенно пришло к наименованию Бога Великим Геометром Вселенной, в частности, в ритуале второго градуса, что, по мнению многих, послужило причиной изменения смыслового наполнения символа буквы «G» с «геометрия» на «Бог» (God). Однако доказательств именно такого протекания данного процесса также катастрофически не хватает. Что мы точно знаем, это то, что первоначально буква «G» в степени Подмастерья символизировала геометрию, что этот градус подвергся существенному изменению в период между 1730 и 1813 гг, и наконец, что в конечном счете данная буква стала символизировать практически исключительно понятие Бога.
Присоединение буквы «G» к основной эмблеме
В Историческом Обществе Чикаго экспонируется картина, на которой изображен Джордж Вашингтон в масонском запоне с изображением буквы «G» в окружении циркуля и наугольника. Существует и портрет Бенджамина Франклина в запоне с таким же орнаментом. Вашингтон умер в 1799 г,, а Франклин – в 1790 г. Так что вполне вероятно, что запонов с таким рисунком еще не носили, когда эти двое были живы. Так что всегда нужно помнить о власти привычки и современной моды над художниками. Например, Койл на С. 270 своей «Масонской энциклопедии» пишет о недопустимости соединения символики переплетенных циркуля и наугольника и буквы «G». А между тем именно это изображение помещено на той же странице!
Кроме того, основная масонская эмблема из трех элементов чем-то определенно притягивает и располагает к себе, потому что ее изображения, пусть и разнящиеся в деталях, можно встретить практически во всех масонских странах мира. На Кубе – над освещенной земной сферой на крыше Храма Великой Ложи в Гаване. В Мексике – на обложке масонского издания. В Ямайке – на здании масонского Храма над гаванью Монтего. В Колумбии – на обложке масонской брошюры. Даже по другую сторону экватора – на бразильской почтовой марке. По другую сторону Атлантики, в Шотландии, – на запоне Мастера, а также на подвеске Великого Мастера в Ирландии. Испанские масоны также используют ее: например, на печати Ложи «Друзья Природы и Человечества» города Гихона 1830 г., а также на обложке Конституции Великого Востока Испании, изданной в Мадриде в 1934 г. Финская Научная Ложа, являющаяся ложей-сестрой Научной Ложи штата Техас, помещает букву «G» на место соединения лап циркуля. Не имеет смысла перечислять случаи употребления этой буквы в США, потому что здесь она употребляется практически повсеместно. Однако не помешает отметить, что она помещена даже на восстановленный первый памятник масонства в Техасе, на кладбище Мортон в Ричмонде, который изначально был посвящен в 1825 г. Роберту Гиллеспи.
Заключение
В заключение можно сказать, что в 1850 г. буква «G» далеко не в первый раз появилась в центре переплетенных циркуля и наугольника. Существует реальное доказательство того, что в 1796 г. Поль Ривер отлил бронзовую пластину с этим изображением. А относительно второй части утверждения Койла относительно неприемлемости данного сочетания, следует отметить, что оно принимается и почитается практически во всем мире, а потому его следует принять как должное, если не вследствие пуристского подхода, то в силу всеобщего признания.
17. Буква G и свастика[135]
17. Буква G и свастика[135]
В Великой Триаде, говоря о полярной символике и китайском слове «и», обозначающем единство (Полярная звезда именуется Тай-и, т. е. «Великое Единство»), мы уже касались масонской символики буквы G, нормальное положение которой также является «полярным», и проводили сближение с буквой I, которая для «Адептов Любви»[136] была и первым именем Бога. Такое сближение своим обоснованием имело то, что буква G, которая сама по себе не могла бы рассматриваться как подлинный символ, ибо принадлежит к современным языкам, не имеющим ничего ни сакрального, ни традиционного, но которая stands for God, согласно английским ритуалам, да и в самом деле является первой буквой в слове God, в некоторых случаях, однако, рассматривалась как заместительница еврейской буквы iod, символа Принципа или Единства — в силу фонетического сходства между God и iod.[137] Эти краткие заметки оказались отправной точкой исследований, которые привели к новым очень интересным выводам; вот почему мы считаем полезным вернуться к этой теме, чтобы дополнить уже сказанное нами.
Прежде всего, следует отметить, что в старинном катехизисе для подмастерья (в поздней масонской символике — «товарища»)[138] на вопрос: What does that G denote? (Что означает эта буква G?) следовал ответ: Geometry or the Fifth Science (Геометрию или Пятую Науку) (то есть науку, которая занимает пятое место в традиционном перечислении «семи свободных искусств», чье эзотерическое значение в средневековых инициациях мы уже отмечали ранее); но подобное истолкование нисколько не противоречит тезису о том, что эта же буква stands for God (означает Бога), ибо на этой ступени Бог именуется именно «Великим Геометром Вселенной». С другой стороны, и это особенно важно, в самых старых из известных нам масонских манускриптов оперативного масонства «Геометрия» постоянно отождествляется с самим масонством; стало быть, во всем этом заключено нечто такое, чем не следует пренебрегать. Похоже, к тому же, что буква G, как мы сейчас увидим, в качестве начальной в слове Geometry, заняла место своего греческого эквивалента Г, что достаточно объясняет происхождение самого слова «Геометрия» (и здесь-то уж, во всяком случае, мы имели дело не с современным языком). Кроме того, эта буква, Г, и сама по себе, с точки зрения масонской символики, представляет некоторый интерес в силу своей формы эккера (угольника);[139] совершенно очевидно, что это не случай латинской буквы G.[140] А теперь, прежде чем двинуться дальше, можно было бы спросить себя, нет ли здесь противоречия с концепцией замены ею еврейской буквы iod, или, по крайней мере, поскольку последняя также действительно имела место, то не произошла ли такая замена задним числом достаточно поздно. Действительно, так как эта буква, похоже, была атрибутом степени мастера, то так и должно было обстоять дело для тех, кто придерживается расхожего мнения о происхождении последней.
Напротив, для тех, кто, как мы, отказывается — и не по одной причине — рассматривать эту степень как результат «спекулятивной» работы XVIII века и считать ее своего рода «конденсацией» содержания некоторых высших степеней оперативного масонства, заполнившей в определенной мере пробел, связанный с невежеством основателей Великой Ложи Англии относительно последних, дело представляется в ином свете: речь идет, на наш взгляд, о взаимоналожении двух различных, но нисколько не исключающих друг друга смыслов, что вовсе не является чем-то редкостным в символике. Кроме того, и, кажется, никто до сих пор не замечал этого — обе интерпретации, соответственно через греческий и еврейский язык, прекрасно согласуются с собственным характером двух корреспондирующих степеней: «пифагорейским» во втором случае, и «соломоновым» в третьем, и, возможно, это и позволяет понять, о чем реально идет речь.
Сказав это, мы можем вернуться к «геометрическому» истолкованию степени Подмастерья, и в применении к ней сказанное нами еще не самая интересная часть оперативного масонства. В упомянутом нами выше катехизисе можно обнаружить еще и такую загадку: By letters four and science five, this G aright doth stand in a due art and proportion.[141]
Читайте также
Всего одна буква (Для знающих английский язык)
Всего одна буква (Для знающих английский язык) Профессор Миллард Слоувс предлагает вам поистине блестящую головоломку! На рисунке вы видите английское слово SPARKLING, означающее «сверкающий», «искристый» (а также — «шипучий» и «игристый», если речь идет о вине). Попробуйте
Глава X. СВАСТИКА
Глава X. СВАСТИКА Одной из самых примечательных форм того, что мы назвали горизонтальным крестом, — т. е. крестом, начертанным в плоскости, обозначающей определенное состояние существования, — является фигура свастики, по-видимому, непосредственно связанная с
Глава X. Свастика
Глава X. Свастика Одной из самых примечательных форм того, что мы назвали горизонтальным крестом, — т. е. крестом, начертанным в плоскости, обозначающей определенное состояние существования, — является фигура свастики, по-видимому, непосредственно связанная с
ГЛАВА III БУКВА ЗАКОНА И НАТИСК ЖИЗНИ
ГЛАВА III БУКВА ЗАКОНА И НАТИСК ЖИЗНИ Эмпиризм границы показал нам ее становление как зоны боевых действий, как трехмерное пространство борьбы. Однако правовой идеал, буква закона весьма охотно превращают ее в математическую, почти бестелесную черту, по меньшей мере в
III. Буква, бытие и другой[70]
III. Буква, бытие и другой[70] Не является ли, таким образом, то, что мыслит на моем месте, другим «моим я»? И не оборачивается ли открытие Фрейда обоснованием манихейства на уровне экспериментальной психологии?[71]На самом деле двух мнений быть не может: то, во что Фрейд
III. Слово и буква
III. Слово и буква «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Так начинается Евангелие от Иоанна (1, 14). И это Слово стало плотью, а потом умерло в муках и агонии, и Слово стало Буквой.Иначе говоря,
Готы, гунны и свастика
Готы, гунны и свастика Давно замечено, что истинная история творится в тишине, вдали от волнующихся толп. Иногда сугубо научная полемика специалистов оборачивается мировой катастрофой, а романтический и несбыточный проект мечтателя приводит к великому движению целых
Глава XII. ХЕРУВИМСКАЯ БУКВА
Глава XII. ХЕРУВИМСКАЯ БУКВА Символические комплексы, стоящие за той или иной буквой славянской азбуки, подчас бывают довольно сложными, так как в них переплетаются многие фонетические и графические планы, не противоречащие друг другу, но дополняющие языковый символ до
Бытие, буква и другой
Бытие, буква и другой Что же, тот, кто мыслит на моем месте, – другой я? А открытие Фрейда подтверждает на психологическом уровне манихейство[59]?По этому вопросу все ясно: исследования Фрейда привели нас не просто к нескольким новым любопытным случаям раздвоения личности.
Дж. Френч. Буква «G» в масонстве
Как-то один из братьев, вернувшись из поездки по Европе, спросил меня: «Почему там между скрещенными Циркулем и Наугольником не помещается буква «G»?» Я тут же вспомнил о вопросе, который возник у меня самого, когда я увидел эмблему из трех элементов: «Зачем между двумя частями классической и всемирной эмблемы масонства помещена буква «G»?»
В поисках ответа на этот вопрос я проконсультировался с несколькими отлично информированными братьями, однако все они давали мне в точности тот же ответ, что и Койл в своей «Масонской энциклопедии».
Вот что пишет Койл: «Некоторые удивятся, узнав, что буква «G» появилась в центре скрещенных Циркуля и Наугольника только в 1850 г., причем, только на масонских знаках и подвесках, и это было решением ювелира-изготовителя, а совершенно не какого-то масонского административного органа». И далее, на той же странице: «Стоит только немного подумать, и станет ясно, что «G» между Циркулем и Наугольником совершенно неуместна… Последние – это т.н. Великие Светочи, а «G» – нет». Позднейшие исследования показали, что Койл был не совсем прав, и третий элемент появился в масонской эмблеме несколькими годами раньше.
В разъяснении причин этого и состоит цель данного исследования.
Скрещенные Циркуль и Наугольник
Неплохо было бы начать с того, чтобы выяснить, как вообще «скрестились» Циркуль и Наугольник и как они стали всемирно признанной эмблемой Королевского Искусства. Самая ранняя из известных масонских монет была отчеканена в 1733 г. На ней четко видны Наугольник и Циркуль, однако они не перекрещены, а расположены рядом. Во всех масонских документах 1700-х годов появляются изображения или Циркуля или Наугольника, а если они изображаются вместе, то не скрещенными и даже не расположенными рядом. Койл утверждает, что Циркуль и Наугольник в их современном переплетении впервые появились на печати ложи Абердина в 1762 г. Однако еще до 1762 г. на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании появилось прекрасное изображение находящихся один над другим Циркуля и Наугольника. Патент датирован 15 июля 1761 г. и подписан Лоуренсом Дермоттом («Франкмасонство в Пенсильвании: 1727-1907», т. 1, С. 120-121). Само изображение находится на С. 672 «Истории Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», изданной братом Х. Л. Стиллсоном в Бостоне в 1910 г. Тщательные исследования открыли также более ранние изображения скрещенных Циркуля и Наугольника. Например, оно было обнаружено на бланке оповещения о собрании ложи, использовавшемся в континентальной Европе в 1760 г.
В 1749 г. в очередном «разоблачении» масонства, озаглавленном «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере. На острове Корфу во время раскопок были обнаружены монеты и сосуды восьмого-девятого веков, а среди них – бронзовые Циркуль и Наугольник. Подвеска насквозь проржавела, поэтому, хотя не вызывает сомнения ее масонское происхождение, определить ее точный возраст пока вряд ли представляется возможным. Очень многое зависело от точного определения уровня почвы, на котором подвеска была найдена, однако как раз об этом информации, к сожалению, и не поступало. Эксперты Британского музея датируют ее приблизительно семнадцатым веком. В Куско, древней столице империи инков, конкистадоры воздвигли в 1580 г. церковь «La Compania». Ее реконструировали в 1660 и в 1620 гг. Рядом с церковью во время ее реконструкции находилась мастерская (или «ложа») каменщиков, и именно там недавно в ходе раскопок обнаружили две трехфутовые деревянные потолочные балки. На одной из них четко просматривается резное изображение Циркуля и Наугольника. Возможно, это изображение и служило для украшения помещения ложи. Теперь эти балки находятся во владении Ложи «Кориканча» (Храм Солнца) № 40 на Востоке города Куско, основанной в 1942 г. Великой Ложей Перу. Данная информация подтверждает, что связь между Циркулем и Наугольником насчитывает уже много сотен лет. Сама древность подтверждает ее неразрывность. Остается только добавить, что они в настоящее время выступают в роли Светочей ложи во всех трех градусах современного символического масонства во всем мире. Таким образом, к их древности добавляется еще и всемирность. Так что вполне естественно, что рано или поздно эти две эмблемы слились воедино, составив классическую и общепризнанную эмблему Королевского Искусства.
Появление литеры «G»
С исторической токи зрения, изображения Циркуля и Наугольника появились в архитектуре и масонстве еще в незапамятные времена и используются по сей день. А вот буква «G» появляется в масонском обихоже не раньше восемнадцатого века. Большинство исследователей полагают, что ни в одном из английских и шотландских катехизисов, опубликованных с 1696 по 1730 гг. упоминаний о букве «G» просто нет.
«Вопрос: Что есть центр Ложи?
В наши дни лишь в очень немногих из 2000 лондонских лож можно увидеть изображение литеры «G» на Востоке или свисающей с потолка, в то время как в большинстве лож Шотландии она присутствует, в основном, свисая с потолка в самом центре помещения собраний, над алтарем, хотя иногда бывает и помещена на Восток, над сидением Досточтимого Мастера. Важно отметить, что когда буква «G» впервые появилась в нашем ритуале, она изображалась в росписи пола или на табеле сама по себе, отдельно от циркуля и наугольника. Взять, например, гравюру Джона Скоулса на фронтисписе «Нового масонского руководства» Джеймса Харди, опубликованного в Нью-Йорке в 1818 г., или листовку, выпущенную «Греем и Тоддом» в Филадельфии приблизительно в 1817 г. На обоих изображениях – циркуль и наугольник, по отдельности или переплетенные, но в обоих случаях напрямую никаким образом не связанные с литерой «G».
Несмотря на то, что она встречается во множестве лож по всему миру, буква «G», как это ни странно, является одним из немногих масонских символов, которые никак не могут называться универсальными, вселенскими. В первую очередь, рабочие инструменты, великие и малые светочи, колонны, являющиеся проводниками нашего метода обучения древним истинам, передают одни и те же масонские уроки на всех языках. А литера «G», напротив, передает знания, существенные практически исключительно для англоговорящей части человечества и нескольких других народов, в языках которых (например, немецком) значение этой буквы близко к ее значению в английском. Кроме того, символика буквы «G» не носит общемирового характера в силу того, что встречается практически исключительно во втором градусе.
Геометрия
«Ф.: Чего ради стал ты масоном?
Ф.: Что она означает?
Ф.: Почему именно геометрию?
С.: Потому что в ней корень и фундамент всех наук и искусств».
Уильям Престон в своей «Лекции…» конца XVIII в. тоже подчеркивает то, что «масонство» и «геометрия» были синонимами для тех, кого касались оба этих термина. А в начале XIX в. буква «G» начала символизировать слово «геометрия» уже и в символике первой Великой Ложи Англии. В Пересмотренном английском ритуале наставление второго градуса гласит, что «изучение вольных наук и искусств, которые так оттачивают и совершенствуют разум, в высшей степени рекомендуется всем вам, а особенно изучение геометрии, которая лежит в основе нашего Искусства».
Старец Дней
По мере отмирания оперативного элемента Королевского Искусства буква «G» начала постепенно утрачивать свою соотнесенность с понятием «геометрия». В то же время спекулятивное масонство постепенно пришло к наименованию Бога Великим Геометром Вселенной, в частности, в ритуале второго градуса, что, по мнению многих, послужило причиной изменения смыслового наполнения символа буквы «G» с «геометрия» на «Бог» (God). Однако доказательств именно такого протекания данного процесса также катастрофически не хватает. Что мы точно знаем, это то, что первоначально буква «G» в степени Подмастерья символизировала геометрию, что этот градус подвергся существенному изменению в период между 1730 и 1813 гг, и наконец, что в конечном счете данная буква стала символизировать практически исключительно понятие Бога.
Присоединение буквы «G» к основной эмблеме
В Историческом Обществе Чикаго экспонируется картина, на которой изображен Джордж Вашингтон в масонском запоне с изображением буквы «G» в окружении циркуля и наугольника. Существует и портрет Бенджамина Франклина в запоне с таким же орнаментом. Вашингтон умер в 1799 г,, а Франклин – в 1790 г. Так что вполне вероятно, что запонов с таким рисунком еще не носили, когда эти двое были живы. Так что всегда нужно помнить о власти привычки и современной моды над художниками. Например, Койл на С. 270 своей «Масонской энциклопедии» пишет о недопустимости соединения символики переплетенных циркуля и наугольника и буквы «G». А между тем именно это изображение помещено на той же странице!
Кроме того, основная масонская эмблема из трех элементов чем-то определенно притягивает и располагает к себе, потому что ее изображения, пусть и разнящиеся в деталях, можно встретить практически во всех масонских странах мира. На Кубе – над освещенной земной сферой на крыше Храма Великой Ложи в Гаване. В Мексике – на обложке масонского издания. В Ямайке – на здании масонского Храма над гаванью Монтего. В Колумбии – на обложке масонской брошюры. Даже по другую сторону экватора – на бразильской почтовой марке. По другую сторону Атлантики, в Шотландии, – на запоне Мастера, а также на подвеске Великого Мастера в Ирландии. Испанские масоны также используют ее: например, на печати Ложи «Друзья Природы и Человечества» города Гихона 1830 г., а также на обложке Конституции Великого Востока Испании, изданной в Мадриде в 1934 г. Финская Научная Ложа, являющаяся ложей-сестрой Научной Ложи штата Техас, помещает букву «G» на место соединения лап циркуля. Не имеет смысла перечислять случаи употребления этой буквы в США, потому что здесь она употребляется практически повсеместно. Однако не помешает отметить, что она помещена даже на восстановленный первый памятник масонства в Техасе, на кладбище Мортон в Ричмонде, который изначально был посвящен в 1825 г. Роберту Гиллеспи.
Заключение
В заключение можно сказать, что в 1850 г. буква «G» далеко не в первый раз появилась в центре переплетенных циркуля и наугольника. Существует реальное доказательство того, что в 1796 г. Поль Ривер отлил бронзовую пластину с этим изображением. А относительно второй части утверждения Койла относительно неприемлемости данного сочетания, следует отметить, что оно принимается и почитается практически во всем мире, а потому его следует принять как должное, если не вследствие пуристского подхода, то в силу всеобщего признания.