букинг моделей что это
что такое букинг
Букинг — система взаимоотношений между артистом, клиентом и букинг-агентством, сформировавшим каталог артистов.
Роль букинг-агентства в этой системе заключается в координировании сторон, между которыми возникли такие хозяйственно-деловые взаимоотношения, и последующем агентировании (ангажементе) артиста на требуемую заказчиком дату. При этом букинг-агентство не занимается координацией и администрированием самого мероприятия.
Сотрудников букинг-агентств называют букерами или букинг-менеджерами.
С технологией букинг работают event-агентства, букинг-агентства, каталоги артистов, букеры.
Чаще всего букинг технологии используются для организации сетов ди-джеев (dj) и танцоров go-go, а также фриков в ночных клубах.
Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса, а, прежде всего, потребность шоу-бизнеса, артистов, и промоутеров. Букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков — организаторов развлекательных мероприятий. Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов.
Отечественный букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга можно по-праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
Бронирование отелей и аренда авто: как устроен бизнес Booking Holdings
Booking — американский поисковик-агрегатор, позволяющий бронировать места в ресторанах, отелях, арендовать авто и т. д. Компания зарабатывает на комиссиях с поставщиков услуг в этих сферах.
Коронавирусный кризис не похоронил бизнес компании, но ситуация все равно очень тяжелая.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Обзор Booking предложила наша читательница Анна Кашкова в комментариях к разбору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Это изначально голландская, а сейчас американская компания, которой принадлежат следующие сервисы:
Согласно годовому отчету, выручка компании разделяется на следующие сегменты:
Инвестиции — это не сложно
К сожалению, мы не знаем, сколько компании приносят разные сервисы и какова их рентабельность. Но примерно 87% выручки связано именно с размещением людей в отелях.
Точно определить, сколько компания зарабатывает за пределами США, довольно сложно. Дело в том, что сайт Booking изначально был голландский и, соответственно, сервера там голландские. В итоге, когда клиент в США заказывает отель в другом городе США, то это считается как международная выручка, потому что операции проходят через голландский сайт Booking.
COVID-19 вредит не только здоровью
Весь бизнес Booking основан на свободном перемещении людей, а с этим в 2020 году были большие проблемы.
Во втором квартале 2020 выручка Booking упала в 6 с лишним раз, а операционная прибыль — в 4 с лишним раза. Booking избежала убытков только благодаря операциям с акциями: продала имеющиеся у нее ценные бумаги и заработала на этом. Но по итогам полугодия из-за колоссальных убытков в первом квартале компания все равно в минусе.
Впрочем, учитывая масштабы погрома в туристической отрасли США, могло быть еще хуже. В целом ситуация в отрасли выглядит безблагодатно. И судя по данным американских аэропортов, в третьем квартале дела в сфере гостеприимства в США были лишь чуть лучше, чем в кошмарном втором квартале 2020.
Утешительные призы
Есть, конечно, и признаки восстановления.
Трафик пассажиров в США сейчас раза в полтора-два выше, чем во втором квартале. В некоторых других странах ситуация тоже стала лучше. Возможно, третий квартал окажется для Booking лучше второго, хотя и значительно хуже, чем третий квартал 2019.
При этом у Booking, согласно последнему отчету, почти 10,4 млрд долларов только в деньгах и эквивалентах. А с долгами все нормально: их на 16,9 млрд долларов, из которых только 3,9 млрд нужно погасить в течение 12 месяцев. Таким образом, у компании неплохой запас денег, что радует само по себе. А еще его можно использовать для ряда точечных инвестиций в сфере внутреннего туризма за пределами США, что может дать бизнесу Booking ускорение.
Наконец, в странах Европы количество бронирований в ресторанах растет заметно быстрее, чем в США, что позволяет нам надеяться и на восстановление туризма в Европе. Хотя свежая порция коронавирусных ограничений в странах Западной Европы может порушить все эти достижения.
В общем, доводы в пользу Booking есть. Но они выглядят очень шаткими и не перевешивают всех рисков.
Резюме
5 ноября у компании выходит отчет за третий квартал. Очень возможно, что он будет лучше, чем отчет за второй. Но, прямо скажем, планка успеха здесь невысока: второй квартал 2020 был так ужасен, что почти что угодно будет лучше него.
Сейчас компания зарабатывает гораздо меньше, чем год назад, а если бы не операции с акциями, то она уже была бы убыточной. При этом акции за минувшие 12 месяцев упали всего лишь на 15%. Значит, сохраняется высокий риск падения этих акций в момент, когда у инвесторов случится очередной приступ паники. Обстановка располагает к этому: сфера гостеприимства сильно просела во всем мире.
Discovered
О финансах и не только…
Букинг
Что такое букинг?
В последнее время в обиходе довольно часто встречается такой термин как «букинг». Давайте разберемся, что означает это слово. Итак, букинг происходит от английского слова booking, что в переводе означает:
Наибольшее распространение термин «букинг» (booking) получил в сфере экономических отношений и шоу-бизнеса.
Букинг в маркетинге
Букинг в торговом маркетинге представляет собой аренду мест в точках продаж на определенный период времени с целью проведения promotion-мероприятий. Букинг является инструментом sales-маркетинга, реализация которого содействует стимулированию продаж товара (товаров) в торговой точке.
Букинг – это элемент маркетинг-менеджмента по заказу, бронированию и аренде места в торговом зале, в торговой точке, шоу-руме дистрибуторской компании под промоакцию торгового маркетинга. Если говорить о промоушн акции в ритейле, то, как правило, место имеет определенные размеры. Наиболее типичный размер места под проведение тестинга, семплинга — 80 х 80 см и включает размещение промо-стойки, промоутера и небольшого количества товара для акции.
Букинг состоит из следующих основных этапов:
Стоит обратить внимание, что сегодня существуют агентства, проводящие букинг в торговых сетях на эксклюзивных правах, поэтому для осуществления букинга необходимо обращаться в такие агенства.
Стоимость букинга определяется стоимостью промочаса и подразумевает, в основном, расценки на право работы одного промоутера за час на арендованной торговой площади с расположенной на ней промостойкой и раздаточными промо-материалами, подарками и т.п.
Букинг в шоу-бизнесе
В сфере шоу-бизнеса букинг представляет собой систему взаимоотношений между артистом, клиентом и букинг-агентством, сформировавшим каталог артистов.
Роль букинг-агентства в этой системе заключается в координировании сторон, между которыми возникли такие хозяйственно-деловые взаимоотношения, и последующем агентировании (ангажементе) артиста на требуемую заказчиком дату. При этом букинг-агентство не занимается координацией и администрированием самого мероприятия.
От слова «букинг» пошли многие производные слова типа букер, букинговать, забукировать или забукать диджея, т.е. заключить договор с диджеем и заказать его выступление в определенном месте на определенную дату. Букером называют частное или юридическое лицо (букинговое агентство), которое сформировало свою базу данных артистов и имеет с ними устойчивые деловые связи.
Букинговые функции могут выполнять и различные промоутерские организации, фирмы, занимающиеся проведением корпоративных и иных развлекательных мероприятий, event-агентства, концертные агентства, — то есть компании, по роду деятельности которых приходится часто сотрудничать с шоу-коллективами и артистами, и которые, естественно, находятся с ними в тесных деловых взаимоотношениях. Однако многие компании, работающие в сфере event-менеджмента, сами часто являются клиентами букинговых агентств.
Чаще всего букинг технологии используются для организации сетов диджеев (DJ) и танцоров go-go, а также эксцентричных личностей в ночных клубах.
Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса, а, прежде всего, потребность шоу-бизнеса, артистов и промоутеров. Букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков — организаторов развлекательных мероприятий. Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов.
Отечественный букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, — это опыт западных стран. Появление букинга можно по праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
Букинг в экономике
Существует такой экономический термин как booking note, который в русском языке имеет различное написание: букинг-нота, букингнота, букинг-нот или букингнот.
Букинг-нота — контракт на морскую перевозку грузов в линейном сообщении, где оговорены условия размещения груза на судне и оплаты провоза. В отличие от фрахтового контракта, в основе которого лежат условия рейсового чартера, в основе букинг-ноты лежат условия линейною коносамента, которым, как договором морской перевозки, и оформляется каждая конкретная перевозка на букинг-нот.
Букинг-нот (booking note) используется для резервирования мест на судах линейного плавания при перевозках мелких партий груза.
Сайт букинг ком
Компания букинг ком (Booking.com™) была основана в 1996 году в Амстердаме и прошла путь от маленького голландского стартапа до одного из лидеров на мировом рынке онлайн-бронирования путешествий. В Booking.com, подразделении группы компаний Priceline Group (NASDAQ: PCLN), работает более 15 000 человек в 204 офисах в 70 странах.
Booking.com™ — система интернет-бронирования отелей, которая предлагает самый большой выбор вариантов проживания: от апартаментов, домов для отпуска и маленьких семейных отелей до роскошных 5-звездочных курортов. Сайт и приложения Booking.com переведены более чем на 40 языков мира.
Компания Booking.com B.V., (зарегистрирована в Амстердаме) владеет, контролирует и управляет веб-сайтом www.booking.com. Во всем мире поддержка Booking.com осуществляется различными местными компаниями. Эти компании ответственны за поддержку на внутреннем рынке в пользу компании Booking.com, а в некоторых случаях также осуществляют поддержку клиентов. Вспомогательные компании не оказывают услугу онлайн-бронирования объектов размещения, не владеют, не контролируют, не осуществляют хостинг, не управляют и не поддерживают веб-сайт Booking.com (или любой другой веб-сайт). Компания Booking.com B.V. зарегистрирована только в Амстердаме, а не в месте нахождения офисов какой-либо вспомогательной компании в любой точке мира. Вспомогательные компании не наделены правом выступать в роли агента Booking.com, оказывая какие-либо услуги и осуществляя какие-либо процессы.
На сайте букинг ком представлены более 1,5 млн. вариантов размещения по 121 тыс. направлениям в 228 странах и территориях по всему миру. Ежедневно через сайт бронируется более 1,5 млн. номеро/ночей.
На сайт неоднократно подавались жалобы в различных странах. Так, во Франции сайт обвиняют в ценовом давлении на отели и нарушении антимонопольного законодательства. По сообщению The Daily Telegraph, компания вынуждает гостиничных операторов продвигать наиболее выгодные для туристов предложения. Похожие обвинения были выдвинуты в Германии, Швейцарии, США и Англии.
Что такое букинг и как работают букинг-агенты?
О том, что такое «букинг» и для чего нужны букинг-агентства я впервые написал в 2005 году. Статья была специально заказана журналом «Клубное пространство» (ныне не существует). С тех пор букинг изменился. Можно сказать, что рынок шоу повзрослел и стал более опытным. Часть артистов ушли с рынка в период кризиса 2009-2012 годов, другие же, наоборот, подтвердили свой уровень, пройдя через ряд испытаний спросом.
Единицы букинг-агентов стали по сути постоянными директорами своих подопечных, а большую часть заменили электронные каталоги «Каталог артистов Дмитрия Старосты», «База артистов» и другие. Благодаря развитию интернета и необходимости экономить на агентской комиссии, заказчики взяли функцию по общению с артистами на себя, со всеми вытекающими из этого рисками. В любом случае статья о букинге будет полезна всем, кто ищет артистов для своих мероприятий. Статья поможет сориентироваться и не попадаться на ненужных посредников и научиться договариваться с артистами напрямую.
Дмитрий Староста, 28 марта 2016 года.
В последнее время в обиход артистов и организаторов различных развлекательных мероприятий вошло малознакомое для многих слово — «букинг». Речь идет о системе взаимоотношений артистов и промоутеров развлекательных мероприятий, вечеринок и концертов. От слова «букинг» имеется несколько производных. Например, выражение «букировать артиста» означает не что иное, как заключить с букинговым агентством договор о выступлении конкретного артиста на конкретном мероприятии. Если договор между организатором (заказчиком выступления) и букинговым агентством заключен, то можно сказать, что артист забукирован на конкретную дату, место и время выступления, оговоренные в договоре.
Букером называют частное или юридическое лицо (букинговое агентство), которое сформировало свою базу данных артистов и имеет с ними устойчивые деловые связи. Букеры бывают разные. Букер может быть частным лицом. В этом случае его обычно называют менеджером по артистам, менеджером по танцорам, агентом по артистам и даже помощником арт-директора по организации шоу-программ. Букинговые функции могут выполнять и различные промоутерские организации, фирмы, занимающиеся проведением корпоративных и иных развлекательных мероприятий, event-агентства, концертные агентства, — то есть компании, по роду деятельности которых приходится часто сотрудничать с шоу-коллективами и артистами, и которые, естественно, находятся с ними в тесных рабочих взаимоотношениях. Однако многие компании, работающие в сфере event-менеджмента, сами часто являются клиентами букинговых агентств.
Букеры, как правило, имеют свою специализацию. Некоторые букинговые агентства, работают с музыкальными коллективами, музыкальными группами и певцами. Другие занимаются танцевальными коллективами, перфомансами, танцорами — артистами, творчество которых рассчитано именно на визуальное восприятие. Примером такого агентства является наше агентство «Starosta Go-Go» специализирующееся именно на артистах клубного шоу-бизнеса — танцовщицах гоу-гоу, стриптизе, фрик-перфомансах, танцевальных шоу и прокате костюмов для тематических вечеринок. Есть ди-джейские букинговые агентства. Они занимаются организацией выступлений и гастролей ди-джеев. Некоторые продюсерские центры имеют букинг-агентства, интегрированные в свою структуру, или сотрудников — букеров — занимающихся организацией гастролей продюсируемых артистов. «Корпорация UPLIFTO» — известный в среде клубного шоу-бизнеса продюсерский центр работает в сфере электронной музыки и ди-джеинга. В его структуре есть подразделение «UPLIFTO-booking».
Некоторые букеры специализируются на том, что организуют выступления артистов в регионе своего базирования (импорт) или наоборот — продвигают артистов своего региона в другие (экспорт). Импорт и экспорт артистов имеют свои особенности и цели. Иногда они работают только в одном из этих направлений.
Поскольку букеры работают с творческими людьми, индустриальная экономическая терминология не всегда уместна по отношению к ним. В сфере эстрадного шоу-бизнеса термин «букинг» практически не используется. Организацией гастрольных туров известных групп и артистов занимаются специальные концертные агентства.
Различие между букинговыми и концертными агентствами заключается в особенностях организации гастрольных туров. Букинговые агентства работают с артистами более известными в среде клубного шоу-бизнеса. Здесь организация гастролей артиста или коллектива носит, как правило, разовый характер. Концертные же агентства обычно заинтересованы в гастрольных турах, состоящих из серии выступлений в целом ряде регионов, стран или даже континентов, на территории которых конкретный артист имеет определенный уровень популярности. Примером такого концертного агентства (по американской терминологии — промоутерская фирма) является компания «Clear Channel» — организатор концертных туров известных американских «звёзд».
А вот ещё по теме букинга от Дениса Чевычелова (MyDJ.ru).
Букеры — как частные лица, так и агентства, — тесно связаны с артистической творческой средой. Уместно будет даже сказать, что частные букеры — это, как правило, выходцы из той же творческой среды, они досконально знают особенности работы артистов и на себе испытали все трудности сценической и гастрольной жизни. Букинговые агентства также открываются людьми и организациями тесно связанными с творческой жизнью артистов. Агентство «Starosta Go-Go», например, создавалось как Интернет-страничка двух танцоров go-go. Постепенно обрастая «друзьями», сегодня творческая база выросла настолько, что «Starosta Go-Go» превратилось в активно действующее букинговое агентство.
Любой артист знает, насколько трудно работать без собственного менеджера, занимающегося организацией выступлений, ведущего переговоры с заказчиками и осуществляющего PR-поддержку. Артист практически все время отдает творчеству и сил на артистический менеджмент не остается. Известные артисты — «звезды» — имеют возможность нанимать персональных менеджеров, а иногда даже создавать целые компании, продюсерские центры, отвечающие за ведение дел, не связанных с творчеством. Клубный шоу-бизнес еще не имеет тех оборотов и доходов, которые дают эстрада, и потому изобретает свои правила и традиции, облегчающие его существование.
Одним из таких изобретений и является «букинг». Букер является менеджером сразу нескольких артистов, а иногда и достаточно большого количества артистов. Букер, выступая от имени клубных артистов, обеспечивает им юридическую и экономическую защиту, создает общее информационное поле, где освещает события, происходящие в творческой жизни артистов.
Взаимоотношения между букером и артистом могут быть представительскими и эксклюзивными. Если в договоре между артистом и букером есть пункт о том, что артист не имеет права работать с другими букинговыми агентствами и заказчиками выступлений напрямую, тогда эти взаимоотношения называются эксклюзивными. Как правило, эксклюзивными отношениями с артистами обладают букинговые агентства, входящие в состав продюсерских центров, которые создают этих артистов и их имидж.
Букеры получают процент от гонорара артиста за выступление, организованного при участии букера. Этот процент может колебаться в значительных пределах. Некоторые агентства свои доходы скрывают, имея «откат» с гонорара артиста (заказчик, выплачивая гонорар артисту, не знает, как он распределяется между артистом и самим букером). Если между букером и артистом нет эксклюзивных отношений и конкретного артиста можно забукировать через разные букинговые агентства, то заказчик имеет право знать, сколько он платит собственно за выступление артиста, и сколько стоят услуги букера. Таким образом, заказчик выступления может выбирать подрядчика (букинговое агентство), у которого наиболее оптимальное сочетание цены и качества предоставляемых услуг.
Для артистов букер выполняет несколько важных функций: создает и представляет демонстрационные материалы артистов заказчикам, освещает события и новости, происходящих в жизни артистов, гарантирует проведение выступлений и выплату гонорара. При срыве выступления букер гарантирует выплату артисту неустойки. Букер также гарантирует качественную организацию гастрольных поездок, соответствующих статусу данного артиста. Букер ведёт переговоры с заказчиками выступлений, учитывая при этом интересы и артиста, и букингового агентства. Не секрет, что часто недобросовестные заказчики не выплачивают гонорар артисту или не выполняют заранее оговоренных условий организации выступления (райдер). Иногда артисты возвращаются с гастролей за свой счёт, вместо гонорара получая только убытки. В подобных случаях артисты не имеют возможности отстаивать свои права, поскольку юридически не оформляют свои отношения с заказчиком. Огромный риск в работе клубных артистов — следствие непрофессионального подхода к ведению клубного бизнеса.
Букер фактически является посредником между артистом и заказчиком. Мнение о том, что посредники только увеличивают стоимость конечного продукта, не всегда справедливо. Есть сферы бизнеса, где продавец и потребитель не имеют возможности эффективно работать без посреднических услуг. К этой сфере относится и шоу-бизнес.
Однако букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков — организаторов развлекательных мероприятий.
«ТНТ. Инструкции по применению» разжевали тему букинг-менеджера.
Успех организаций, которые занимаются организацией мероприятий и event-менеджментом, в первую очередь зависит от высокого уровня организации мероприятий и неординарности идей, концепций. Основным содержанием развлекательных программ, естественно, являются артисты разного уровня и разных жанров. В большинстве случаев, фирмы не знают обо всех новинках в творческой среде артистов, заостряя своё внимание, прежде всего, на вопросах технического обеспечения мероприятия, обслуживания, безопасности и других.
Неординарность идей и концепций привносят именно артисты. Многие event-агентства имеют постоянных клиентов и не могут от праздника к празднику приглашать одних и тех же артистов. В этом случае на помощь и приходит букер, который представляет заказчику всё разнообразие артистов, обеспечивая от мероприятия к мероприятию их ротацию.
Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов. Букер предоставляет имеющиеся рекламные материалы и пресс-релизы для подготовки рекламной кампании мероприятия. Регулярно обеспечивая артистов работой, букер имеет возможность приглашать их по более низким ценам, чем заказчик, обратившийся к артисту впервые. Кроме того, букер несет финансовую ответственность за срыв мероприятия по собственной вине или вине артиста и в подобном случае возвращает заказчику не только предоплату, но и возмещает стоимость авиабилетов, рекламные расходы и иные затраты.
Недобросовестное поведение заказчиков по отношению к артистам — это лишь одна из проблем. Артисты, в свою очередь, обладая творческим складом ума, а порой и «звёздной» болезнью, очень часто не воспринимают деловую этику, считают выполнение своих обязательств как нечто необязательное. Например, опоздание на собственное выступление некоторые расценивают как норму. Работая с артистами не один раз, букер знает особенности личного характера артистов и особенности организации их выступлений и может решать проблемы с артистом гораздо быстрее, чем заказчик.
Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса. Он родился в среде клубного шоу-бизнеса как потребность и артистов, и промоутеров. Кто-то возможно ещё не считает это явление чем-то серьезным и необходимым в нашей стране. Но всё же в настоящее время букинг для многих работников клубной индустрии и event-менеджмента стал привычным явлением. Российский букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга — можно по праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
Дмитрий Староста для журнала «Клубное пространство», 2005 год.