букинг что это в музыке
Oxxxymiron объяснил, чем букинг-агентство лучше лейбла
«Дискуссия о лейблах и не-лейблах так разрослась, что не хочется отделываться парой твитов», — пишет Вконтакте Oxxxymiron. И детально объясняет, кому и почему букинг-агентство полезнее, чем большой лейбл.
Вчера вы читали мнения Влади и Бледного, а чуть раньше — колонку главного редактора The Flow на эту же тему.
«Концертное агентство» и «лейбл» — это не абстрактные ярлыки, которые можно произвольно тасовать в зависимости от того, что звучит круче. Разница между ними — финансовая. Лейбл существует на деньги, получаемые со всех плодов деятельности артиста: от продажи дисков, рингтонов и айтюнз до мерча, рекламы на ютубе, спонсорских контрактов и концертов/корпоративов. Вся эта деятельность попадает под контракты разной степени бесчеловечности, в зависимости от политики лейбла, и сопровождается рядом ограничений и обязанностей, опять же разной степени лютости. Взамен артист получает полный список профессиональных услуг лейбла, призванных сделать из него цельный продукт, удобоваримый для максимального количества человек. Менее приятное название для крупного лейбла — «продюсерская компания».
Концертное же агентство существует исключительно на деньги с концертов артиста. Артист при этом может быть параллельно подписан на лейбле, а может и не быть. Да и лейблы сплошь и рядом включают в себя функции букинг-агентства. Вариантов великое множество. Я опишу тот, который считаю наиболее приемлемым и по которому работаю сам — и как артист, и как человек, помогающий продвигать других артистов.
Концертное агентство Booking Machine не претендует ни на какие плоды деятельности артиста, кроме концертов — и именно поэтому мы не лейбл (а вовсе не потому, что не быть лейблом — круто). Почему не претендует? Мы живем во времена, когда бюджетные домашние студии дают отличные результаты, мерчандайз можно сделать практически где угодно, айтюнз и диски приносят заметную прибыль лишь в индустриальных количествах, а искусством пиара сплошь и рядом владеет сам артист (как человек, наиболее тонко чувствующий, какой вид рекламы может помочь или же навредить его уникальному продукту). В такие времена брать с артиста деньги за все вышеперечисленные услуги не только идеологически неправильно, но и недальновидно с точки зрения выгоды. Львиная доля заработка артиста приходится на концертную деятельность — так не лучше ли полноценно зарабатывать на ней, чем делить прибыль с каждой заработанной копейки в рамках людоедского 360-градусного договора?
Ведь в том случае, когда артист делится с агентством исключительно прибылью с концертов, их цели начинают полностью совпадать: чем больше людей придут на концерт, тем больше оба заработают. Именно так и работает Booking Machine: лейбловая работа и раскрутка артиста, вне всякого сомнения, ведется, за нее просто не берутся деньги. Ведь раскручивая по своим каналам артиста, который кажется ему крутым и перспективным, агентство и так вкладывается в успех будущих концертов, с которых сторицей возвращаются вложенные силы, время и деньги.
В свою очередь, артист видит, насколько прозрачна схема работы и насколько велика его личная свобода (как творческая, так и финансовая). Он начинает ощущать идеологическую причастность к агентству, а не просто всесторонюю финансовую зависимость, когда надо делиться абсолютно всем с бесстрастной коммерческой структурой, да еще и зачастую слушаться продюсера. Общие цели и идеология обеспечивают взаимную лояльность артиста и агентства. В итоге все в выигрыше. Думаю, послужной список BM говорит сам за себя.
Сразу стоит оговориться, что этот подход вряд ли подойдет для массовых артистов. Чтобы раскрутить исполнителя до уровня повальной народной любви, требуются ресурсы, намного превосходящие возможности концертного агентства — агрессивный навязчивый маркетинг, сомнительный с правовой и этической стороны копирайт-энфорсмент, пошаговое «ведение» и менторство артиста, связи на ТВ, радио и в рекламной индустрии, серьезные бюджеты на музыку и клипы. Такому артисту действительно понадобится разветвленная структура, которая обеспечит ему выход на массовый рынок (в перспективе) в обмен на определенное ограничение творческой и финансовой свободы (уже сегодня). Такие артисты есть, и среди них, безусловно, есть талантливые люди, готовые при этом идти на серьезные уступки ради масштаба раскрутки и размера гонорара. Есть и такие, которым даже идти на уступки не надо — они или уже по природе своего творчества максимально «близки к народу», или тонко чувствуют коньюнктуру. Всем им действительно подойдет крупный лейбл, продюсерский центр.
Но не стоит забывать, что именно в хип-хопе отношение к такому пути в среднем крайне негативное — вспомним хотя бы, с какой сценки начинался когда-то клип «Мы берем это на улицах». Также не стоит забывать, что подавляющее большинство хоть чем-то интересных рэп-артистов крайне трепетно относятся к своему творчеству и имиджу, на которых только и держится хрупкая любовь их фан-базы. Не стоит, в конце концов, забывать, что далеко не всякий рэп можно раскрутить до массового уровня: артист может быть по-человечески неприспособлен к жизни супер-звезды, скован, непрактичен, чересчур идеалистичен, слишком бескомпромиссен, нестандартен или сложен в творчестве — но при этом это может быть сильный и перспективный артист с верной и постоянно растущей фан-базой, готовой платить за билеты.
Что делать такому артисту? Вариант «сотрудничать с маленьким инди-лейблом» я исключаю, так как в русском рэпе на сегодняшний день существует лишь два варианта — либо крупный лейбл, либо тусовка, лишь называющая себя лейблом, и уж точно неспособная наладить бесперебойный букинг нормальных концертов в нормальных условиях.
Можно работать в паре с начинающим менеджером/концертным директором, но в таком случае рост артиста будет сильно сдерживаться недостаточно обширной и обкатанной базой контактов по клубам, промоутерам и билетными операторам. Положившись на опыт последних лет, я могу с уверенностью сказать, что единственный правильный путь для такого артиста, если он хочет зарабатывать на любимом деле — это сотрудничество с профессиональным концертным агентством, совпадающим с ним по идеологии и способным обеспечить ему должный уровень свободы и финансового комфорта.
Далеко не все хотят или могут стать молодым Геймом — ничуть не меньше артистов предпочли бы повторить долгие, нестандартные карьеры Раггед Мэна или Run the Jewels и при этом успешно турить всю жизнь. И при всем своем блестящем и манящем великолепии, крупные российские лейблы на сегодняшний день не могут предложить таким артистам ровным счетом ничего».
Четыре вопроса о букинге – заказе артистов на праздник
1. Что такое букинг в шоу-бизнесе
Букинг – наикратчайший путь Заказчика к Артисту
Букинг – это востребованная миром развлечений и сферой шоу бизнеса услуга букинг-агента (частного лица) или букинг-агентства (юридического лица) для финансово-делового взаимодействия Артиста с Заказчиком. Букер (агент/агентство) на основе договорных отношений с Артистом выступает в роли официального представителя его интересов перед Заказчиком при вступлении в финансово-правовые отношения. При этом букер – официальный гарант сделки Артиста и Заказчика, который несет финансово-правовую ответственность перед обеими сторонами.
2. Зачем нужно букинг-агентство
Букинг-агентство – нейтрализует риски Артиста и Заказчика
Букинг-агентство отстаивает интересы Артиста перед Заказчиком на качественную организацию концертного выступления. Одновременно, букинг-агентство учитывает интерес Заказчика получить в срок и качественно услугу в виде концерта конкретного Артиста на праздничном мероприятии Заказчика. Букинг-агентство – контролирует исполнение обеими сторонами оговоренные условия контракта.
3. В чем отличие букинг-агентства от концертного агентства
Букинг-агентство – прямой контакт Заказчика с Артистом
Букинг-агентство сотрудничает с Артистами напрямую на основе эксклюзивных договоренностей по представлению их интересов перед Заказчиками. Цена Артиста в букинг-агентстве – цена Артиста без переплат.
Концертное агентство выступает посредником между Артистом и Заказчиком и ориентируется на извлечение прибыли от гастрольного тура Артиста в конкретном регионе.
4. Преимущества букинг-агентства BnMusic
Агентство BnMusic – опыт, цена без переплат плюс эксклюзив
Каталог зарубежных артистов BnMusic формируется на основе “эксклюзивных контрактов”. BnMusic – низкие расценки артистов на основе эксклюзивности, бонусы для постоянных клиентов и лояльность к торгу. BnMusic – сеть представительств в Европе (Лондон), России (Москва, Подольск, Челябинск), Беларуси (Минск), Украине (Киев), Казахстане (Алматы).
что такое букинг
Букинг — система взаимоотношений между артистом, клиентом и букинг-агентством, сформировавшим каталог артистов.
Роль букинг-агентства в этой системе заключается в координировании сторон, между которыми возникли такие хозяйственно-деловые взаимоотношения, и последующем агентировании (ангажементе) артиста на требуемую заказчиком дату. При этом букинг-агентство не занимается координацией и администрированием самого мероприятия.
Сотрудников букинг-агентств называют букерами или букинг-менеджерами.
С технологией букинг работают event-агентства, букинг-агентства, каталоги артистов, букеры.
Чаще всего букинг технологии используются для организации сетов ди-джеев (dj) и танцоров go-go, а также фриков в ночных клубах.
Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса, а, прежде всего, потребность шоу-бизнеса, артистов, и промоутеров. Букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков — организаторов развлекательных мероприятий. Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов.
Отечественный букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга можно по-праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
Что такое букинг и как работают букинг-агенты?
О том, что такое «букинг» и для чего нужны букинг-агентства я впервые написал в 2005 году. Статья была специально заказана журналом «Клубное пространство» (ныне не существует). С тех пор букинг изменился. Можно сказать, что рынок шоу повзрослел и стал более опытным. Часть артистов ушли с рынка в период кризиса 2009-2012 годов, другие же, наоборот, подтвердили свой уровень, пройдя через ряд испытаний спросом.
Единицы букинг-агентов стали по сути постоянными директорами своих подопечных, а большую часть заменили электронные каталоги «Каталог артистов Дмитрия Старосты», «База артистов» и другие. Благодаря развитию интернета и необходимости экономить на агентской комиссии, заказчики взяли функцию по общению с артистами на себя, со всеми вытекающими из этого рисками. В любом случае статья о букинге будет полезна всем, кто ищет артистов для своих мероприятий. Статья поможет сориентироваться и не попадаться на ненужных посредников и научиться договариваться с артистами напрямую.
Дмитрий Староста, 28 марта 2016 года.
В последнее время в обиход артистов и организаторов различных развлекательных мероприятий вошло малознакомое для многих слово — «букинг». Речь идет о системе взаимоотношений артистов и промоутеров развлекательных мероприятий, вечеринок и концертов. От слова «букинг» имеется несколько производных. Например, выражение «букировать артиста» означает не что иное, как заключить с букинговым агентством договор о выступлении конкретного артиста на конкретном мероприятии. Если договор между организатором (заказчиком выступления) и букинговым агентством заключен, то можно сказать, что артист забукирован на конкретную дату, место и время выступления, оговоренные в договоре.
Букером называют частное или юридическое лицо (букинговое агентство), которое сформировало свою базу данных артистов и имеет с ними устойчивые деловые связи. Букеры бывают разные. Букер может быть частным лицом. В этом случае его обычно называют менеджером по артистам, менеджером по танцорам, агентом по артистам и даже помощником арт-директора по организации шоу-программ. Букинговые функции могут выполнять и различные промоутерские организации, фирмы, занимающиеся проведением корпоративных и иных развлекательных мероприятий, event-агентства, концертные агентства, — то есть компании, по роду деятельности которых приходится часто сотрудничать с шоу-коллективами и артистами, и которые, естественно, находятся с ними в тесных рабочих взаимоотношениях. Однако многие компании, работающие в сфере event-менеджмента, сами часто являются клиентами букинговых агентств.
Букеры, как правило, имеют свою специализацию. Некоторые букинговые агентства, работают с музыкальными коллективами, музыкальными группами и певцами. Другие занимаются танцевальными коллективами, перфомансами, танцорами — артистами, творчество которых рассчитано именно на визуальное восприятие. Примером такого агентства является наше агентство «Starosta Go-Go» специализирующееся именно на артистах клубного шоу-бизнеса — танцовщицах гоу-гоу, стриптизе, фрик-перфомансах, танцевальных шоу и прокате костюмов для тематических вечеринок. Есть ди-джейские букинговые агентства. Они занимаются организацией выступлений и гастролей ди-джеев. Некоторые продюсерские центры имеют букинг-агентства, интегрированные в свою структуру, или сотрудников — букеров — занимающихся организацией гастролей продюсируемых артистов. «Корпорация UPLIFTO» — известный в среде клубного шоу-бизнеса продюсерский центр работает в сфере электронной музыки и ди-джеинга. В его структуре есть подразделение «UPLIFTO-booking».
Некоторые букеры специализируются на том, что организуют выступления артистов в регионе своего базирования (импорт) или наоборот — продвигают артистов своего региона в другие (экспорт). Импорт и экспорт артистов имеют свои особенности и цели. Иногда они работают только в одном из этих направлений.
Поскольку букеры работают с творческими людьми, индустриальная экономическая терминология не всегда уместна по отношению к ним. В сфере эстрадного шоу-бизнеса термин «букинг» практически не используется. Организацией гастрольных туров известных групп и артистов занимаются специальные концертные агентства.
Различие между букинговыми и концертными агентствами заключается в особенностях организации гастрольных туров. Букинговые агентства работают с артистами более известными в среде клубного шоу-бизнеса. Здесь организация гастролей артиста или коллектива носит, как правило, разовый характер. Концертные же агентства обычно заинтересованы в гастрольных турах, состоящих из серии выступлений в целом ряде регионов, стран или даже континентов, на территории которых конкретный артист имеет определенный уровень популярности. Примером такого концертного агентства (по американской терминологии — промоутерская фирма) является компания «Clear Channel» — организатор концертных туров известных американских «звёзд».
А вот ещё по теме букинга от Дениса Чевычелова (MyDJ.ru).
Букеры — как частные лица, так и агентства, — тесно связаны с артистической творческой средой. Уместно будет даже сказать, что частные букеры — это, как правило, выходцы из той же творческой среды, они досконально знают особенности работы артистов и на себе испытали все трудности сценической и гастрольной жизни. Букинговые агентства также открываются людьми и организациями тесно связанными с творческой жизнью артистов. Агентство «Starosta Go-Go», например, создавалось как Интернет-страничка двух танцоров go-go. Постепенно обрастая «друзьями», сегодня творческая база выросла настолько, что «Starosta Go-Go» превратилось в активно действующее букинговое агентство.
Любой артист знает, насколько трудно работать без собственного менеджера, занимающегося организацией выступлений, ведущего переговоры с заказчиками и осуществляющего PR-поддержку. Артист практически все время отдает творчеству и сил на артистический менеджмент не остается. Известные артисты — «звезды» — имеют возможность нанимать персональных менеджеров, а иногда даже создавать целые компании, продюсерские центры, отвечающие за ведение дел, не связанных с творчеством. Клубный шоу-бизнес еще не имеет тех оборотов и доходов, которые дают эстрада, и потому изобретает свои правила и традиции, облегчающие его существование.
Одним из таких изобретений и является «букинг». Букер является менеджером сразу нескольких артистов, а иногда и достаточно большого количества артистов. Букер, выступая от имени клубных артистов, обеспечивает им юридическую и экономическую защиту, создает общее информационное поле, где освещает события, происходящие в творческой жизни артистов.
Взаимоотношения между букером и артистом могут быть представительскими и эксклюзивными. Если в договоре между артистом и букером есть пункт о том, что артист не имеет права работать с другими букинговыми агентствами и заказчиками выступлений напрямую, тогда эти взаимоотношения называются эксклюзивными. Как правило, эксклюзивными отношениями с артистами обладают букинговые агентства, входящие в состав продюсерских центров, которые создают этих артистов и их имидж.
Букеры получают процент от гонорара артиста за выступление, организованного при участии букера. Этот процент может колебаться в значительных пределах. Некоторые агентства свои доходы скрывают, имея «откат» с гонорара артиста (заказчик, выплачивая гонорар артисту, не знает, как он распределяется между артистом и самим букером). Если между букером и артистом нет эксклюзивных отношений и конкретного артиста можно забукировать через разные букинговые агентства, то заказчик имеет право знать, сколько он платит собственно за выступление артиста, и сколько стоят услуги букера. Таким образом, заказчик выступления может выбирать подрядчика (букинговое агентство), у которого наиболее оптимальное сочетание цены и качества предоставляемых услуг.
Для артистов букер выполняет несколько важных функций: создает и представляет демонстрационные материалы артистов заказчикам, освещает события и новости, происходящих в жизни артистов, гарантирует проведение выступлений и выплату гонорара. При срыве выступления букер гарантирует выплату артисту неустойки. Букер также гарантирует качественную организацию гастрольных поездок, соответствующих статусу данного артиста. Букер ведёт переговоры с заказчиками выступлений, учитывая при этом интересы и артиста, и букингового агентства. Не секрет, что часто недобросовестные заказчики не выплачивают гонорар артисту или не выполняют заранее оговоренных условий организации выступления (райдер). Иногда артисты возвращаются с гастролей за свой счёт, вместо гонорара получая только убытки. В подобных случаях артисты не имеют возможности отстаивать свои права, поскольку юридически не оформляют свои отношения с заказчиком. Огромный риск в работе клубных артистов — следствие непрофессионального подхода к ведению клубного бизнеса.
Букер фактически является посредником между артистом и заказчиком. Мнение о том, что посредники только увеличивают стоимость конечного продукта, не всегда справедливо. Есть сферы бизнеса, где продавец и потребитель не имеют возможности эффективно работать без посреднических услуг. К этой сфере относится и шоу-бизнес.
Однако букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков — организаторов развлекательных мероприятий.
«ТНТ. Инструкции по применению» разжевали тему букинг-менеджера.
Успех организаций, которые занимаются организацией мероприятий и event-менеджментом, в первую очередь зависит от высокого уровня организации мероприятий и неординарности идей, концепций. Основным содержанием развлекательных программ, естественно, являются артисты разного уровня и разных жанров. В большинстве случаев, фирмы не знают обо всех новинках в творческой среде артистов, заостряя своё внимание, прежде всего, на вопросах технического обеспечения мероприятия, обслуживания, безопасности и других.
Неординарность идей и концепций привносят именно артисты. Многие event-агентства имеют постоянных клиентов и не могут от праздника к празднику приглашать одних и тех же артистов. В этом случае на помощь и приходит букер, который представляет заказчику всё разнообразие артистов, обеспечивая от мероприятия к мероприятию их ротацию.
Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов. Букер предоставляет имеющиеся рекламные материалы и пресс-релизы для подготовки рекламной кампании мероприятия. Регулярно обеспечивая артистов работой, букер имеет возможность приглашать их по более низким ценам, чем заказчик, обратившийся к артисту впервые. Кроме того, букер несет финансовую ответственность за срыв мероприятия по собственной вине или вине артиста и в подобном случае возвращает заказчику не только предоплату, но и возмещает стоимость авиабилетов, рекламные расходы и иные затраты.
Недобросовестное поведение заказчиков по отношению к артистам — это лишь одна из проблем. Артисты, в свою очередь, обладая творческим складом ума, а порой и «звёздной» болезнью, очень часто не воспринимают деловую этику, считают выполнение своих обязательств как нечто необязательное. Например, опоздание на собственное выступление некоторые расценивают как норму. Работая с артистами не один раз, букер знает особенности личного характера артистов и особенности организации их выступлений и может решать проблемы с артистом гораздо быстрее, чем заказчик.
Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса. Он родился в среде клубного шоу-бизнеса как потребность и артистов, и промоутеров. Кто-то возможно ещё не считает это явление чем-то серьезным и необходимым в нашей стране. Но всё же в настоящее время букинг для многих работников клубной индустрии и event-менеджмента стал привычным явлением. Российский букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга — можно по праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
Дмитрий Староста для журнала «Клубное пространство», 2005 год.
Оксимирон займется менеджментом артистов: что это значит
На прошлой неделе стало известно, что один из наиболее востребованных рэперов (да и просто музыкантов) страны Оксимирон теперь займется менеджментом артистов. Андрей Никитин выясняет, зачем это понадобилось делать.
Оксимирон заявил, что займется менеджментом артистов
На прошлой неделе Оксимирон стал исполнительным директором (CEO) Booking Machine — концертного агентства, которое теперь переформатируется в компанию более широкого спектра, «совмещающую в себе успешное концертное агентство, менеджмент избранных артистов и вдумчивый маркетинг».
Booking Machine на протяжении нескольких лет занималось организацией концертов Оксимирона. Как следует из заявления прежнего главы агентства Ильи Мамая, именно благодаря участию Мирона Федорова в работе компании, его видению и идеям, Booking Machine проделало путь «от небольшого концертного агентства до ощутимой силы в музыкальной индустрии».
Сообщается, что Илья Мамай продолжит заниматься концертами, а Мирон Федоров возьмет на себя стратегические вопросы и менеджмент артистов.
Чем известно агентство Booking Machine
Букинг-агентство Booking Machine появилось в 2009 году и изначально специализировалось на современном металле. Благодаря ему в России впервые выступили Алекс Клэр, Amenra, Dub FX (по словам Оксимирона, это Илья Мамай наткнулся в ютьюбе на записи его уличных выступлений — в результате Dub FX в России быстро превратился в музыканта, выступающего в залах на несколько тысяч зрителей).
Когда вернувшийся в Россию Оксимирон обосновался в Петербурге, Илья Мамай стал его концертным директором. Интересно, что с самого начала Booking Machine не продавало его концерты за гонорар. Оно само формировало туры (такая схема потенциально более выгодна, но подходит только очень уверенным в своем успехе артистам), в которые музыкант и его команда отправлялись на микроавтобусе. По словам Мамая, в 2016 году они самостоятельно провели уже более 300 концертов сотрудничающих с ними артистов.
С приходом Оксимирона среди клиентов Booking Machine появились и другие рэперы из России. Наиболее успешный кейс — сотрудничество с петербургским дуэтом в составе Гарри Топора и Тони Раута, который за несколько лет работы с Booking Machine проехал семь гастрольных туров.
Кроме прочего, агентство Booking Machine было организатором концертных версий баттла Versus.
Что будет происходить с Booking Machine дальше
Илья Мамай анонсировал подписание нескольких «новых знаковых имен, одинаково близких и по творчеству, и по духу». Одновременно агентство завершило работу со всеми своими предыдущими клиентами из рэпа — это были вышеупомянутые Гарри Топор и Тони Раут, а также Луперкаль и dom!No. Почти сразу был назван первый артист обновленного Booking Machine: им стал многообещающий рэпер/вокалист из Уфы Томас Мраз (настоящее имя — Алмас Гатауллин. — Прим. ред.). «У нас грандиозные планы», — коротко прокомментировано это событие в соцсетях Оксимирона.
Если вы слышите имя Томаса Мраза впервые, то это серьезное упущение. В январе на «Афише Daily» состоялась премьера его EP «Do Not Shake the Spear», а предыдущий микстейп «May 13» занял неожиданно высокое второе место в итоговом списке «Афиши Daily» за 2016 год — оба релиза более чем достойны внимательного ознакомления. Томас получил известность как участник уфимского рэп-объединения Dopeclub, которое, в свою очередь, было частью интернет-движения Yungrussia. В числе его наиболее заметных участников — Фараон и Boulevard Depo.
В числе других клиентов Booking Machine — молодые метал-группы из России Shokran и Wildways. «Самые популярные команды из молодых в отечественной тяжелой музыке, если за предыдущее поколение брать «мой 2007-й», — характеризует их Оксимирон. — Обе у нас на менеджменте и быстро набирают обороты, в том числе на Западе. Wildways при этом подписаны на известный американский лейбл Artery Records».
Каким был самый крупный прокол Оксимирона, связанный с Booking Machine
Полтора года назад «Афиша» удивлялась тому, что карьера Оксимирона после возвращения в Россию выглядит как путь от одного успеха к другому. За прошедшее время в этом смысле ничего не изменилось. За исключением, пожалуй, единственного публичного прокола — неудачного сотрудничества с белорусским дуэтом «ЛСП».
На подписании «ЛСП» на Booking Machine настоял Мирон — Илья Мамай работать с этим проектом не хотел. «Не думаю, что «ЛСП» и Booking Machine заработают на этом сотрудничестве миллионы, — рассуждал Мирон в январе 2015-го. — Да и … с ним — мне просто очень нравится то, что они делают, и хочется, чтобы это услышало больше людей». И продолжал: «По хорошему, более близкого мне по ощущению коллектива в русскоязычной музыке попросту нет».
Летом 2015-го «ЛСП» не стали продлевать контракт с Booking Machine. О том, что прощание не было добрым, стало известно не сразу. В открытую фазу конфликт перешел весной 2016-го: тогда Оксимирон решил, что «ЛСП» насмехается над ним в совместном треке с его коллегой и штатным саундпродюсером Порчи, поэтому дописал туда резкий куплет, обвиняющий «ЛСП» в неблагодарности.
Если объяснять ситуацию максимально просто, то во время работы с Booking Machine группа «ЛСП» сидела дома — спроса на концерты не было. Зато сразу по окончании контракта они выпустили альбом, нашли нового концертного директора (по совместительству работавшего с Фараоном) — и отправились в тур. Вот этот материал поймал их в момент, когда группа впервые почувствовала себя финансово сносно.
На примере «ЛСП» удобно объяснять, каким образом Booking Machine занималось продвижением своих клиентов два года назад. Оксимирон, располагая большой лояльной фан-базой, знакомил ее с творчеством «ЛСП», анонсировал их выступления и защищал перед критиками. Он дважды записывал совместные треки с «ЛСП». На второй, называвшийся «Безумие (Remix)», был снят клип, ставший жанровым хитом. То, что «ЛСП» не превратились в туровую группу за год сотрудничества с Booking Machine, не обязательно недоработка Мирона Федорова. А вот в том, что все-таки поехали через полтора, есть и его заслуга.
Раньше Оксимирон был критиком лейблов. Сейчас он начал его строить?
Помимо того, что Мирон — последовательный критик копирайта, он еще и противник лейблов. Например, он очень аккуратно избегал это термина, когда сообщал о формировании творческого объединения Kultizdat, участниками которого кроме него являются Порчи, Ка-тет, Loqiemean и «Пионерлагерь пыльная радуга».
В пространном эссе двухлетней давности (прочтите его целиком, это крайне занимательный документ) Оксимирон убеждал слушателей, что единственная честная форма сотрудничества — это букинг. Что артист в состоянии сам записывать свой продукт, пиарить, продавать мерчандайз — и брать за это деньги, а тем более сажать на контракты «разной степени бесчеловечности», недальновидно: «Артист видит свою полную свободу, ценит ее, а значит, работа строится более доверительная».
Однако при всей прозрачности и доверительности отношений «ЛСП» сбежали с Booking Machine при первой возможности. Тогда как на лейбле Black Star, менеджеры которого открыто говорят: «С нашего контракта не соскочишь», артисты если и жалуются на что-то, то потом возвращаются в чувство и работают дальше.
Значит ли, что одного букинга для Booking Machine становится мало и агентство ждет превращение в лейбл? Оксимирон уверяет, что нет.
Он объясняет это так: «Нас не интересуют отчисления от продаж альбомов или, скажем, от рекламы, в которой снимается артист. Мы не влияем на контент артиста. Мы структура нового типа, для которой пока нет устойчивого названия: организация концертов под ключ, плюс свой менеджмент, плюс своя реклама. При этом на Западе таких структур возникло немало — взять хотя бы гиганта Live Nation».
«А все потому, что мы хотим работать с артистами долго и счастливо, — продолжает он. — Понятно, что я еще только учусь и набиваю шишки. Что мое видение еще будет меняться вместе с изменчивой индустрией и, возможно, во многом пока идеалистично. Но я уверен, что в целом этот вектор правильный. Сознание определяет бытие; как вы яхту назовете, так она и поплывет; и так далее. Подчеркивая, что мы не лейбл, я который год осознанно провожу черту между старым порядком и тем, который я хочу видеть в будущем — и как артист, и как тот, кто хочет помогать другим артистам. Кроме чисто рациональных соображений у этого есть некое ритуальное измерение, скажем так, в духе мантр и заклинаний».