бухучет необходим для чего
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Бухгалтерский учёт
Внесем ясность в вопросы формирования и функционирования бухучета в предпринимательстве.
Определение бухучёта
Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.
ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ! Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.
Бухучет берет в сферу своего внимания такие предпринимательские факторы:
Законодательное регламентирование
Бухучет является обязательным с точки зрения отечественной законодательной базы. Основные положения, касающиеся его ведения, изложены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступившем в силу 01 января 2013 года, и Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».
Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Кто может вести бухучет
Для ведения данного вида учета на предприятиях предусматривается должность главного бухгалтера. Но, если размеры организации не позволяют иметь эту штатную единицу, эти обязанности могут быть исполнены:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.
Если бухучет не ведется
Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:
Цели бухучета
Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:
Что конкретно делается в процессе бухгалтерского учета
Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:
Принципы ведения бухучета
Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.
Элементы бухучета
Бухгалтерский учет состоит из применения совокупности специальных экономических приемов отражения фактического наличия и динамики имущественных и финансовых средств организации. К ним относятся:
Кому и зачем нужен бухгалтерский учёт
Первый выпуск бухгалтерского ликбеза. Спойлер: бухучёт вовсе не для налоговой!
Большинство бухгалтеров в общении похожи на врачей. Ты говоришь врачу, что у тебя сопли и болит голова, а в ответ слышишь, что клиническая картина напоминает банальный полиноз, но возможно, это аутоимунное системное заболевание, хотя не исключена и инфлюэнца. И вот, когда ты уже готов к самому худшему, и спрашиваешь: «Доктор, а я жить-то буду?», эскулап отвечает: «Конечно, но вам бы аспиринчику курс пропить и чаю с малиной».
Бухгалтерская терминология новичка приводит в священный трепет: все эти дебеты, кредиты, сальдо, сторно способны свести с ума. А уж любимый бухгалтерский парадокс: «Прибыль есть, а денег нет» заставляет думать о том, что в бухгалтерии обосновались марсиане, контакт с которыми нужно отлаживать каким-то особенным образом.
Я расскажу о том, как читать бухгалтерскую отчётность, что показывают и как формируются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств. Разберемся с бухгалтерской терминологией и выясним, что «дебет слева – кредит справа» не только анекдот, но и весьма удобный метод для понимания сути бизнес-процессов. А потом углубимся в детали ведения бухучёта.
Сегодня начнем с определения пользователей бухгалтерской информации. Придётся развенчать популярный миф о том, что бухгалтерский учет ведется для налоговой инспекции. Поехали!
Бухучёт для налоговой? Как бы не так!
Перечислю основные налоги, которые платит компания (спецрежимники и индивидуальные предприниматели – не в счет):
Посмотрим как используется бухучёт для расчета каждого из них.
Чтобы исчислить НДС, необходимы специальные налоговые документы – счета-фактуры, книги покупок и книги продаж. Они ведутся независимо от бухгалтерского учёта. Бухучёт нужен только для подтверждения вычета «входящего» НДС. При этом принятие приобретённых ценностей к бухгалтерскому учёту – необходимое, но далеко не достаточное условие для получения вычета. И налоговую интересует только сам факт принятия ценностей к учету, суммы налога берутся из книги покупок.
Налог на прибыль организаций исчисляется на основании налогового учёта, который специально ведется для определения суммы налогооблагаемой прибыли. Его правила сильно отличаются от бухгалтерских. Это связано с тем, что при ведении налогового учёта во главу угла ставятся интересы государства – наполнение бюджета. А при ведении бухгалтерского – интересы собственников, менеджмента и рынка.
Не слишком квалифицированные бухгалтеры смешивают налоговый учёт с бухгалтерским. Они начинают вести налоговый учёт, руководствуясь требованиями Налогового кодекса. Но используют при этом инструменты бухгалтерского учёта. Получается обычно не очень хорошо, ибо помесь двух красивых животных иногда бывает красивой. Например, зубробизон. А помесь красивого и некрасивого животного почему-то всегда получается уродливой.
Вот и от скрещивания благородного жеребца (бухгалтерского учёта), имеющего массу возможных предназначений, с заточенной на выполнение сугубо трудовой функции ослицей (налоговым учётом) получается лошак.
Сумма транспортного налога зависит от мощности двигателей транспортных средств компании. В бухучёте мощность двигателя не фигурирует, а налоговая сама узнает эти данные от доблестных гаишников и накажет организацию, если они не подтвердятся.
Земельный налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих организации. Кадастровая стоимость в бухучёте не отражается – земельные участки учитываются по стоимости приобретения. Налоговой при необходимости вас сдадут ребята из Росреестра.
И лишь при расчете налога на имущество организаций используется бухучёт. Для некоторых объектов имущества Налоговый кодекс требует рассчитывать их стоимость на основании бухгалтерских регистров. Эта стоимость служит базой для расчета суммы налога. Но и здесь за последние годы государство старается отойти от использования бухгалтерских оценок: для большинства объектов недвижимости налог уже считается, исходя из кадастровой стоимости.
Еще компании уплачивают страховые взносы на обязательное страхование работников, которые формально не являются налогом. Но с точки зрения собственника бизнеса представляет собой такой же отъем денег государством. С 2017 года исчисление и уплата этих взносов даже переданы под контроль Федеральной налоговой службы. И здесь та же картина: данные бухучёта не используются для расчета страховых платежей. Налоговую интересует расчёт страховых взносов, составляемый по утвержденной форме. Конечно, бухгалтерские данные используются при проверке правильности исчисления страховых взносов, но зарплата – это не тот показатель, который можно как-то по-разному учитывать. Другое дело, что некоторые работодатели грешат сокрытием от государства всей суммы зарплаты. Но в этом случае ее не показывают и в бухгалтерском учёте.
Таким образом, последняя тоненькая ниточка, на которой пока еще держится миф о том, что бухучет ведется для налоговой – налог на имущество организаций. И эта ниточка уже довольно ветхая.
Если бухучёт не для налоговой, то для кого?
Главный потребитель бухгалтерских данных – это собственники и менеджмент компании. Конечно, содержимое конечного продукта бухгалтерского учёта – финансовой отчётности интересно государству, инвесторам, кредиторам и другим внешним стейкхолдерам. Но вот более детализированная информация, формирующаяся в бухгалтерии, нужна именно этим ребятам.
При этом правильно настроенный бухгалтерский учёт способен поставлять данные, необходимые для разных уровней управления компанией: от очень подробной – для линейных руководителей до максимально обобщенной – для топ-менеджеров и владельцев бизнеса. И такая информация охватывает все сферы деятельности компании, связанные с деньгами. Ловите примеры.
Начальник отдела снабжения планирует закупки на ближайший месяц. Аналитика по счету учета материалов даст ему подробнейшую раскладку состояния склада по каждой позиции, что позволит определить потребности в пополнении запасов.
Финансовому директору для планирования бюджетов подразделений такие подробности знать ни к чему – для него, в первую очередь, важно понимать текущую обеспеченность организации деньгами и источники их поступления в ближайшее время. В помощь ему бухучёт предоставляет данные об остатках на расчетных, валютных и специальных счетах, в кассе, стоимости ценных бумаг и величине краткосрочной дебиторской задолженности.
Генеральный директор и собственники организации нуждаются в наиболее обобщенной информации для принятия стратегических решений – и здесь бухучёт приходит на помощь. Например, решая вопрос о сохранении продукта в продуктовой линейке или прекращении его производства, в числе прочего необходимо знать его себестоимость, выручку от его продаж и прибыли или убытки, связанным с этим продуктом. Такие данные за последние месяцы (а если нужно – и годы) можно увидеть на счёте продаж.
Но все это работает только если руководители могут правильно сформулировать свои информационные потребности, а бухгалтер достаточно компетентен. Правильно настроенный бухгалтерский учёт – первый друг руководителя и поставщик данных, необходимых для принятия решений. И вестись он должен так, чтобы, в первую очередь, снабжать полезной информацией именно руководство, а не государство. Зарплату бухгалтеру ведь платят из кармана собственника, а не из госбюджета.
Виды учетов
Все учтено
Учет товаров появился еще в те давние времена, когда торговля только-только начиналась. Необходимо было знать, сколько товара в наличии, кому и сколько продали, от кого и сколько получили, прибыльной ли была сделка и как спланировать дальнейшую торговлю.
По мере развития торговли совершеннее и многообразнее становился и учет, появлялись специальные формуляры, книги, а затем и программы, но сущность и важность учета остались прежними.
На данный момент в организациях существует три вида учета:
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее образования до момента ликвидации. Он служит для демонстрации деятельности фирмы: его представляют в налоговые органы, ОАО публикуют его выдержки в средствах массовой информации для привлечения инвесторов.
Бухгалтерский учет содержит информацию о том, какие ресурсы, в каком количестве и в каком месте имеет или имело предприятие в определенный момент времени, какой товар находится на складе или в пути, сколько денежных средств в кассе и на расчетном счете, имеются ли дебиторские или кредиторские задолженности, займы и кредиты. И что самое важное, в бухгалтерском учете видны результаты финансово-хозяйственной деятельности организации — показатель эффективности работы предприятия.
Бухгалтерский учет в России пишется по стандартам ПБУ (правила бухгалтерского учета), но для выхода на мировой рынок инвестиций отчетность необходимо составить по правилам IAS (International Accounting Standards — международные стандарты бухгалтерского учета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles — общепринятые принципы учета, действующие в США).
Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но его нормативными источниками являются Налоговый кодекс, законы и инструкции Госналогслужбы и других органов, а основная цель — обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговый учет обеспечивает руководителя фирмы и налоговые органы информацией об объектах налогообложения, о целесообразности хозяйственных операций и использования ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами, а также позволяет рассчитать налоги для своевременной уплаты в бюджет.
В связи с высокими требованиями налоговых органов к оформлению отчетности и необязательностью бухгалтерского учета для ИП налоговый учет в России все чаще выделяется как основной.
Управленческий учет — это совершенно другой, для многих новый вид учета. Если для бухгалтерского и налогового достаточно общих цифр и стандартных форм написания, то для управленческого необходим персональный подход в каждом отдельном случае.
Основная цель управленческого учета — увеличение прибыли предприятия путем грамотного информирования руководителя о текущей ситуации. Так как специфика каждого отдельного бизнеса требует различных подходов к финансовой информации, то и отчеты должны быть разными. Некоторым предпринимателям важно знать результаты деятельности совокупности их предприятий, другим необходимы данные о себестоимости по каждому виду продукции, затраты на транспортировку той или иной партии груза.
Иными словами, управленческий учет может решать те задачи, на которые не способны бухгалтерский и налоговый:
Место управленческого учета в финансовой системе предприятия особенное, его внедрение требует других подходов и других специалистов, нежели те, которые ведут бухгалтерский и налоговый учет, но именно управленческий учет помогает принимать верные, взвешенные решения, избегая выводов, сделанных интуитивно.
Все три вида учета помогают контролировать процесс производства и продажи товаров и услуг, предоставлять необходимые финансовые данные инвесторам и государственным службам, принимать грамотные управленческие решения.
Более того, учет позволяет минимизировать человеческий фактор как в оценке деятельности, так и в самой деятельности, ведь люди могут забыть о той или иной закупке, оговориться или опечататься. Хорошо, когда кладовщик знает, что, где и сколько у него хранится, но он может заболеть или уволиться, и тогда руководитель останется без этих сведений, если они не были занесены в базу данных учетной системы.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ведение бухгалтерского учета с нуля
Обязанность бизнеса в ведении бухгалтерского и налогового учета закреплена на законодательном уровне и регулируется ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и НК РФ. Вне зависимости от сферы деятельности, формы собственности и выбранного режима налогообложения все компании должны выполнять данную обязанность. Послабления действуют только в отношении компаний, которые выбрали УСН. Для них бухучет ведется в упрощенном варианте, а для ИП и вовсе нет необходимости вести его.
Как организовать ведение учета в бухгалтерии
Бухучет должен вестись непрерывно и с установленной периодичностью необходимо формировать отчетность. Начинать ведение учета стоит раньше, чем начнутся первые сделки и продажи. После регистрации компании и получения правоустанавливающей документации можно составлять локальные нормативные акты, которые будут регулировать учет.
Для этого необходимо:
Создание учетной политики
Учетной политикой является внутриорганизационный документ, который регламентирует принципы ведения бухгалтерского и налогового учета. УП должна быть составлена и утверждена в течение 90 дней с даты госрегистрации компании. В ней прописываются все особенности бухучета в вашем бизнесе.
Как правило, УП создается и применяется последовательно из года в год и не изменяется. Корректировки могут вноситься в связи с открытием нового направления в деятельности компании или при изменении законодательных норм.
Стоит отметить, что часто УП необходима при прохождении инспекционных проверок.
В учетной политике прописываются:
Политика должна быть утверждена руководителем соответствующим приказом.
Первичная документация и рабочий план счетов
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны быть отражены в первичных документах. Их форма унифицирована, однако, компании могут разрабатывать их по-своему усмотрению. Самое важное, что они должны быть внесены в УП.
Также в УП утверждается план счетов и регистры бухучета. Формы планов счетов утверждены Минфином, поэтому компании могут выбрать для себя подходящие и применять их.
Кто будет вести бухгалтерский учет с нуля
Законом не запрещено заниматься бухгалтерией самостоятельно, но на практике это влечет за собой большие риски. Так как необходимо обладать большим объемом знаний и практических навыков, новичок в этом направлении может допустить ошибки, которые повлекут за собой штрафы от государственных органов.
Поэтому чаще компании выбирают иные методы. Это могут быть:
Передать бухгалтерские функции можно как комплексно, так и частично (ведение учета, расчет заработной платы сотрудников и другие). Некоторые компании оставляют за собой рутинные задачи, а обязанности главного бухгалтера при этом выполняют аутсорсеры. То же самое можно сделать и наоборот.
Услуга постановки бухгалтерского учета
Аутсорсинговые компании предлагают также услугу постановки бухгалтерского учета. Такой способ помогает выстроить качественный и эффективный учет. При этом:
Данным методом пользуются компании, которые заинтересованы в качественном создании системы вне зависимости от того, кто будет в дальнейшем заниматься бухгалтерией.
Подводя итоги, стоит отметить, что при необходимости всегда можно обратиться к профессионалам, которые помогут создать основу для ведения учета. Компания «РосКо» готова оказать услуги по постановке бухгалтерского учета, разработке учетной политики и иным услугам, которые позволят создать эффективную и надежную платформу для отражения хозяйственных операций в вашей компании.