бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Какова разница между бухгалтерской и налоговой прибылью

Прибыль – один из важнейших финансовых показателей любой фирмы, цель ее работы. Расчету прибыли уделяется самое серьезное внимание, и простейший алгоритм ее исчисления знает каждый бухгалтер: доходы сравниваются с расходами. Различаются ли между собой в таком случае бухгалтерская и налоговая прибыль и в чем состоят эти различия? Давайте разберемся.

Прибыль – всегда прибыль

Итак, доходные и расходные операции в совокупности дают базу для исчисления прибыли либо, если в бизнесе возникли проблемы, — убытка. Объект учета в НУ и в БУ, как видим, один и тот же, результат расчетов есть финансовый результат работы фирмы за период.

В конечном итоге налоговый учет использует бухгалтерские документы и учетные регистры для правильного определения налоговой базы, аналитики компании используют те же данные для финансового анализа успешности бизнеса за отчетный период, построения на основе прибыли иных расчетов, определения более сложных показателей.

Базовая формула расчета при этом остается неизменной: Прибыль = выручка – расходы.

Из сказанного можно заключить, что:

Обратите внимание! Оба вида прибыли рассчитываются без учета так называемых альтернативных издержек, иначе говоря, упущенной выгоды (прибыли) от альтернативного использования финансовых вложений. Данный показатель не отражается в первичных документах БУ, следовательно, и в расчет реальной прибыли не может быть включен.

Откуда разница?

Различия при расчетах возникают из законодательных и нормативных документов, регулирующих налоговый и бухгалтерский учет:

Вопрос: Налоговая первоначальная стоимость актива не совпадает с бухгалтерской. Разницы — постоянные или временные?
Посмотреть ответ

Учетные разницы исчисляются и отражаются в регистрах согласно ПБУ 18/02, о котором дальше мы и поговорим.

ПБУ 18/02

Этот документ регламентирует порядок учета возникающих разниц по налогу на прибыль, исчисленному с точки зрения бухгалтерского учета и по налогу на прибыль согласно НК РФ, следовательно, касается и самой прибыли.

Расхождения между БУ и НУ (разницы) могут быть постоянными и временными:

Приведем несколько примеров разниц, с которыми сталкивается большинство бухгалтеров: ПНР — командировочные расходы, в сумме, превышающей лимит по НК РФ; ОНА – из-за разницы методов амортизация БУ в текущем периоде выше, чем НУ; ОНО – если напротив амортизация БУ в настоящем меньше, и т.д.

Применение ПБУ 18/02 требует от бухгалтера внимательного подхода к учету бухгалтерской и налоговой прибыли, образующихся разниц показателей и сумм налога, связанных с ними.

Источник

Расчет разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Налоговая прибыль и бухгалтерская прибыль

Процедура учета доходных и расходных операций позволяет сформировать параметры прибыли, которые имеют разное значение в указанных системах учета. Несмотря на один и тот же объект учета, величины различных видов прибыли могут существенно отличаться в зависимости от следующих факторов:

Прибыль в сфере налогообложения представляет параметр, который учитывается при расчете налоговых платежей. Формирование такого параметра осуществляется по нормам, указанным в гл. 25 НК РФ, которая предусматривает нюансы признания отдельных видов операций для определения налоговой базы.

Подробнее о содержании налоговой прибыли читайте в материалах нашей рубрики «Налог на прибыль организаций по НК РФ».

В бухучете прибыль определяется путем вычета всех документально произведенных расходов из суммарного дохода предприятия за год.

В ходе осуществления текущего учета неизбежно выявляется разница между двумя показателями прибыли по итогам конкретного отчетного периода.

Разница между бухгалтерской и налоговой прибылью

Порядок расчета разницы при сопоставлении различных параметров прибыли регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций», утвержденным приказом Минфина РФ от 11.11.2002 № 11н.

Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Итоговая разность между величинами прибыли включает в себя постоянные и временные разницы. Выявление этих параметров происходит в процессе ведения текущего финансового учета на предприятии. Основанием для распределения и обособленного отражения разностной величины являются первичные документы учета.

Узнайте подробнее о формах документов бухучета в статье на нашем сайте «Первичные документы бухгалтерского учета».

Перечень доходных и расходных обязательств, составляющих параметры постоянной разницы, определен в п. 4 ПБУ 18/02. К их числу относятся:

Примерный перечень условий для возникновения разницы постоянного характера, а также базовые принципы включения в них постоянных обязательств налогового характера также регламентированы п. 4 ПБУ 18/02.

Разницы временного характера выявляются в результате отнесения доходных и расходных операций к различным периодам отчетности для обоих видов учета и приводят к возникновению отложенного налога на прибыль (п. 9 ПБУ 18/02). Это значение непосредственно влияет на размер налоговых платежей, подлежащих перечислению в текущем и последующих периодах.

В зависимости от влияния на параметры прибыли при исчислении налога разницы временного характера могут быть вычитаемыми или налогооблагаемыми. Исходя из определения такой классификации, вычитаемые показатели ведут к снижению платежей в последующих периодах, тогда как налогооблагаемые ведут к их увеличению.

Учет отложенных налоговых активов и обязательств позволяет соблюсти принципы единства начисления по текущим операциям и сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность.

Пример расчета разницы

Рассмотрим возникновение разницы постоянного характера (ПНР) на примере.

В процессе расчета налоговых платежей представительские расходы сформированы в сумме 50 000 руб.

Затраты на оплату труда за аналогичный временной промежуток — 1 000 000 руб.

Для налогового учета может быть признано только 40 000 руб. (1 000 000 руб. × 4%).

Постоянная разница составит 10 000 руб. (50 000 – 40 000), а ПНР — 2 000 руб. (10 000 руб. × 20%).

Расходы сверх установленного лимита не признаются для налогового учета, поэтому ведут к увеличению налогового платежа. В бухучете происходит отражение расходов и ПНР следующим образом:

Итоги

Разница между двумя видами прибыли является нормальным показателем в текущей деятельности предприятия и отражает реальный учет доходных и расходных обязательств. От соблюдения правил ее определения зависит как текущее состояние отчетности, так и параметры платежей текущего и последующих периодов.

Источник

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Что такое бухгалтерский учет?

Определение бухучета дано в главном бухгалтерском нормативном документе — в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете». Согласно указанной норме бухучет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухучета — формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозсубъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности.

Именно на основании бухотчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа. Удовлетворительные данные бухотчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.

Не менее интересна информация, зафиксированная в бухотчетности, и внутренним пользователям: на ее основании учредители и руководство принимают взвешенные управленческие решения.

А теперь посмотрим, кто должен вести бухучет — об этом расскажет ст. 6 закона 402-ФЗ. В данном случае исключение сделано только для двух категорий субъектов: ИП (а также частных лиц) и иностранных представительств, если они ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательным порядком. Кроме того, предусмотрена возможность ведения бухучета в упрощенном варианте для некоторых субъектов:

Все остальные лица обязаны вести бухучет в общем порядке, руководствуясь специальными правилами, закрепленными в плане счетов и положениях бухгалтерского учета (ПБУ), нормы которых регламентируют те или иные направления бухгалтерской учетной деятельности. По состоянию на 2016 год действует 24 ПБУ.

Чем отличаются положения российского и международного финансового учета — читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

Существует еще одна особенность бухгалтерского учета — практически всегда он ведется только методом начисления (п. 5 ПБУ 1/2008): хозоперации отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства (п. 5 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012), которым разрешено вести бухучет кассовым методом. Однако на практике кассовый метод в бухучете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.

И еще один нюанс. В бухгалтерском учете очень четко просматриваются особенности, определяющие различия в его ведении предприятиями разных отраслей и форм собственности. Так, например, план счетов для коммерческих организаций утвержден приказом Минфина от 31.10.2004 № 94н, а план счетов для бюджетников — приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.

Составить план счетов бюджетного учета вам поможет статья «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2020».

Что такое налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского?

Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к главному налоговому нормативному акту — Налоговому кодексу РФ. Определение налогового учета дано в ст. 313 НК РФ: это система обобщения сведений для исчисления налогов на основании первичной документации в соответствии с правилами, предусмотренными НК РФ.

На основании данных налогового учета составляется налоговая отчетность, основными пользователями которой являются налоговые органы, через них государство осуществляет контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Таким образом, если конечная цель бухучета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.

Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского, в части обязанности его ведения не делает никаких уступок и не освобождает никакие субъекты: вести налоговые регистры обязаны и ИП, и частнопрактикующие лица, и крупные корпорации.

Не делает различий налоговое законодательство ни по отраслевой специфике, ни по организационной: субъекты всех форм собственности и сфер деятельности применяют положения одного и того же НК РФ.

Следующий момент. Если бухучет, как мы выяснили ранее, фактически использует только метод начисления, то в НК РФ для определения доходов и расходов закреплены два учетных метода: и кассовый (ст. 271), и начисления (ст. 272–273). Из-за этого возникают временные или постоянные расходы и доходы

Как учитывать постоянные налоговые расходы и доходы, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Возникновение разницы между налоговым и бухгалтерским учетом

Как видим, различий между рассматриваемыми видами учета немало. Итогом же таких расхождений становится возникновение разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета, проявляющееся прежде всего в расчете основного налога — на прибыль. От того, насколько правильно такая разница будет квалифицирована и учтена, зависит корректность определения налоговой базы.

Чаще всего разницы между бухгалтерским и налоговым учетом возникают у организаций, применяющих ПБУ 18/02. Как учитывать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом по ПБУ 18/02, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Представляем вашему вниманию таблицу, которая поможет понять, по каким активам и объектам возникают наибольшие различия. Сопоставление показателей бухгалтерского (БУ) и налогового учета (НУ) по перечисленным в таблице статьям мы настоятельно рекомендуем вам выполнять перед заполнением декларации по налогу на прибыль.

Вероятность возникновения различий между БУ и НУ

Стоимость внеоборотных активов (кроме ОС и НМА)

Стоимость оборудования к установке

Покупная стоимость материалов

Покупная стоимость товаров

Расходы будущих периодов

Выручка от реализации продукции, товаров

Выручка от реализации основных средств

Стоимость основных средств

Амортизация основных средств

Стоимость нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов

Прямые расходы на производство

Стоимость реализованных покупных товаров

Стоимость реализованного прочего имущества

Стоимость реализованных основных средств

Стоимость реализованных нематериальных активов

Подробнее об указанной разнице читайте в статье «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».

Итоги

Различия бухгалтерского и налогового учета проявляются прежде всего в целях, для которых разработаны эти учетные системы. Результатом таких различий становится возникновение разницы, которую необходимо учитывать при расчете налогов.

Источник

Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Какие отличия налога на прибыль в бухучете и налоговом учете?

Для отражения операций по формированию налога на прибыль (далее — НП) применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». В соответствии с ПБУ хозсубъект должен различать бухгалтерскую прибыль и прибыль для исчисления НП. Прибыль в бухгалтерском учете (далее — БУ) корректируется на возникающие разницы между бухгалтерскими записями и налоговыми расчетами, формируя прибыль в налоговом учете (далее — НУ). Указанные разницы подразделяются на временные и постоянные (п. 3 ПБУ 18/02).

Временные разницы бывают двух видов — вычитаемые и налогооблагаемые (п. 10 ПБУ 18/02). Вычитаемые временные разницы формируют отложенные налоговые обязательства (ОНО). Такие разницы встречаются, если сумма расходов по данным НУ преобладает над суммой расходов в БУ или сумма доходов в БУ превышает сумму доходов в НУ. ОНО является произведением налоговой ставки 20% и величины разницы БУ и НУ, полученный «отложенный налог» уменьшает значение НП в текущем периоде, при этом в последующих периодах увеличивает налог. Причинами образования ОНО могут быть, например, применение неодинаковых методов амортизации (в НУ стоимость основного средства может быть списана быстрее, чем в БУ), применение в НУ амортизационной премии (в НУ амортизационная премия учитывается в расходах, для БУ такого понятия не существует), приобретение спецодежды (в БУ стоимость одежды списывается постепенно, в НУ — сразу). Налогооблагаемые разницы, или отложенный налоговый актив (ОНА), наоборот, встречаются при превышении расходов в БУ над расходами в НУ и превышении доходов в НУ над доходами в БУ. Например, реализация основного средства с убытком (если в БУ признается убыток сразу, а в НУ постепенно), безвозмездное получение основного средства не от учредителя (в НУ доход от полученного основного средства будет учтен сразу во внереализационных доходах, в БУ сумма дохода будет учитываться частями весь период амортизации). Алгоритм определения ОНА аналогичен тому, что применяется при вычислении ОНО, при этом полученное значение, наоборот, увеличивает НП текущего периода, но уменьшает будущий НП.

Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Рассмотрим на примерах возникновение и исчисление ОНА и ОНО.

Сумма издержек, понесенных в связи с амортизацией основных средств по состоянию на 30.06.2021, в БУ составила 1 500 000 руб., в НУ — 1 300 000 руб.

Определим разницу между БУ и НУ:

1 500 000 – 1 300 000= 200 000.

Отметим, что образованная разница обусловлена разными правилами начисления амортизации, предусмотренными учетной политикой (далее — УП) с учетом требований ПБУ 6/01 и гл. 25 НК РФ. Такое расхождение привело к образованию ОНА в размере 20% × 200 000 = 40 000 руб. ОНА будет списываться по мере увеличения суммы амортизации в НУ.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придут новые ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

При вводе в эксплуатацию основного средства организация применила амортизационную премию в соответствии с п. 9 ст. 257 НК РФ в размере 10%. Первоначальная стоимость основного средства — 7 000 000 руб.

Сумма амортизационной премии, которая может быть учтена в расходах для НУ, составила 7 000 000 × 10% = 700 000 руб. В целях исчисления БУ указанный расход не может быть учтен, т. к. ПБУ 6/01 это не предусмотрено. В учете будет образовано ОНО в сумме 20% × 700 000 = 14 000 руб., которое будет погашено после полного списания стоимости указанного основного средства.

Также ПБУ 18/02 выделяет постоянные разницы. Постоянные разницы классифицируются на постоянный налоговый расход (ПНР) и постоянный налоговый доход (ПНД) (п. 4 ПБУ 18/02). ПНР имеет одинаковый принцип возникновения с ОНА, т. к. ПНР увеличивает значение НП отчетного периода. Главным же отличием между двумя разницами является то, что ПНР не будет учтено в дальнейшем при расчете налога. ПНД имеет общие черты с ОНО, уменьшая налог текущего периода, но так же, как и ПНР, потом не списывается. Значение ПНР и ПНД рассчитывается как произведение разницы между БУ и НУ и ставки 20%.

Организация в 202021 г. понесла расходы на рекламу в сумме 850 000 руб. При этом выручка за указанный период составила 50 000 000 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ рекламные расходы в целях НП могут приниматься в значении, не превышающем 1% от выручки.

В расходах организация вправе учесть 1% × 50 000 000 = 500 000 руб.

Разница между БУ и НУ составит 850 000 – 500 000 = 350 000 руб.

ПНР — 350 000 × 20 % = 75 000 руб.

Налоговый орган вернул на расчетный счет организации ранее излишне уплаченный налог на имущество в сумме 300 000 руб.

В БУ указанная сумма будет отражена в доходах, при этом в НУ возврат налогов не признается доходом при определении налогооблагаемой базы при исчислении НП (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, будет сформировано ПНД 300 000 × 20% = 60 000 руб.

Как вести бухгалтерский учет налога на прибыль организаций?

В БУ НП используется счет 68, к которому открывается субсчет «Налог на прибыль» (например, 68.01).

Необходимо выделить следующую последовательность отражения в учете операций по расчету НП:

Условный расход — налог, исчисленный по ставке 20% с бухгалтерской прибыли. Условным доходом является сумма налога в БУ, определенного с убытка, который образуется на основании данных БУ (п. 20 ПБУ 18/02).

Например, в соответствии с БУ сумма прибыли за 1-й кв. 2021 — 1 100 000 руб. Условный расход будет определяться как 20% × 1 100 000 = 220 000 руб.

При этом погашение разниц будет отражено «зеркальными» проводками: Дт 68.01 Кт 09 — погашение ОНА, Дт 77 Кт 68.01 — погашение ОНО.

Отраженные в бухучете условный расход (доход), а также временные и постоянные разницы формируют на счете 68 текущий НП или убыток, значение которых будет отражено в декларации по НП.

Организация отразила следующие доходы и расходы за 2021 год:

Источник

Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Содержание статьи

Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.

Что такое прибыль

Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.

Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.

Чем прибыль отличается от выручки

Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.

Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:

«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»

Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.

Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.

В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.

То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.

Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.

Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:

«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»

Бухгалтерская и экономическая прибыль

Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.

Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.

Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.

Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.

А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.

Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.

Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.

Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:

«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»

Маржинальная прибыль

Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.

В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.

Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.

С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.

Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.

Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.

Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Валовая прибыль

С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:

Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.

Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.

Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.

Операционная прибыль

Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:

Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.

Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.

Кроме этого, используют и другую формулу:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.

Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.

Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:

бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Смотреть картинку бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Картинка про бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница. Фото бухгалтерская и налоговая прибыль в чем разница

Чистая прибыль

Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:

Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).

Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.

Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:

Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.

Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать

Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.

Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:

«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»

Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.

Горизонтальный анализ (по времени)

Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.

При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.

Вертикальный анализ (структурный)

Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.

В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.

Конкурентный анализ

Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.

Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.

Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.

Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:

«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»

На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.

Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться

Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:

«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»

Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:

«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»

Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:

«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»

Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *