Пропала бухгалтер ТСЖ с документами и кучей информации по жильцам. Что делать?
Сбежала бухгалтер ТСЖ, ничего не передала, просто пропала. Новый председатель голову ломает, как ее найти и привлечь к ответственности. Или хотя бы документы забрать.
«Такая ситуация: ТСЖ. Бухгалтер уволилась, документацию не сдала. просто пропала. У неё остались все начисления по квартирам, счётчики, личная информация. Прошло уже три недели. Куда писать или звонить, чтобы ее нашли? Первый раз столкнулась с такой безответственностью. Может, кто знает как бывшего бухгалтера призвать к ответственности».
Дальше в комментариях автор уточняет:
«Ей 74 года, сначала брала трубки и обещала сдать. Теперь не отвечает на звонки и живёт в другом месте».
В комментариях советуют:
«Договор был? Ответственность бухгалтера предусмотрена? И увы-просто так-беспричинно бухгалтеры не пропадают. ».
На это автор пишет, что скорее всего нет. Также пишет, что ходили к участковому, тот советует в прокуратуру писать.
Еще кто-то делится похожим случаем:
«Слушайте, ну один в один наша ситуация с кооперативом коттедж ей. Председатель сбежал в Сочи, ГБ сбежала в Москву в какую-то крупную аудиторскую компанию. Учёта вообще нет, говорит вела в тетрадочке. Кто и что вносил ничего неизвестно».
И еще один случай, но тут немного другое:
«У нас есть дом, где бух вообще не знает, как пользоваться какими-то программами. Кое как на время карантина освоили сдачу показаний счетчиков по электронной почте (до этого жильцы вписывали в тетрадь у консьержа, а сейчас консьержа нет, что логично). Как, куда и что они там сдают, никому не известно. А капремонт не в ТСЖ уходит, эти платежки отдельная организация предоставляет, им можно оплачивать онлайн».
Вот что советуют в ситуации автора:
«Если по жесткому, то через полицию с актом об отсутсвии документов. А так восстановить все можно — вопрос времени. У меня так бывший бух пропал по 466 квартирам, год на восстановление долгов ушло».
Другая председатель ТСЖ тоже советует:
«Придётся ехать по всем казёным домам (ИФНС, ПФР и т.д) и получить отчётность хотя бы за 2019-2020».
И еще советует подавать в суд на истребование документов:
«Подайте иск в суд на истребование документов, там ничего сложного. За каждый документ запросить сумму за каждый день удержания. Как повестка в суд придёт, глядишь и бухгалтер ваш найдётся».
И еще совет напоследок:
«Сейчас все жилищные организации должны начисления по квартплате выгружать в ГИС ЖКХ. Если это делалось, то оттуда можно взять. В крайнем случае у жильцов пособирать копии последних квитанций. Там задолженность указывается».
Вообще, возраст сбежавшего бухгалтера 74 года, солидный. Может, случилось чего?
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение наонлайн-курсе повышения квалификациидля получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что делать, если бухгалтер сбежал и украл документы?
Ситуация, когда бухгалтер исчез, не попрощавшись, то есть попросту сбежал, да ещё и прихватил с собой (украл) важные документы не так уж невероятна, как кажется на первый взгляд. Что необходимо предпринять работодателю, в одночасье утратившему и «ценного» специалиста и бухгалтерскую документацию?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос и рассказать о том, как избежать подобных проблем с бухгалтером, приведём несколько наиболее типичных примеров из жизни. Возможно, вы оказались именно в таких неприятных обстоятельствах.
Особую категорию составляют бухгалтеры, работающие на дому, поскольку страховкой сохранности находящихся в их распоряжении документов служит только честное слово такого специалиста и его человеческая порядочность.
Что мы рекомендуем делать?
Первоочередные меры приняты. Как быть дальше?
Вне зависимости от того уволился или сбежал ваш бухгалтер, деятельность компании не остановилась, а, следовательно, необходимо вести учет и представлять отчетность. Иными словами, вам нужно найти человека, которому вы доверите ведение бухгалтерии.
Заметим, что и в обычных обстоятельствах найти хорошего нового бухгалтера непросто, а когда речь идет об организации, утратившей важные бухгалтерские документы, желающих приступить к такой работе будет немного. Что делать?
Наиболее целесообразный выход – обращение в специализированную компанию, предоставляющую бухгалтерские услуги на основе договора.
Мы имеем достаточный опыт решения проблем подобного рода. Обратившись к нам, вы можете быть уверены в оперативном принятии всех необходимых мер. Специалисты «СМАРТ+»:
Консультации и согласование всех вопросов, связанных с заключением договора:
(495) 545-47-46
«
Ноябрь 2021
»
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Отчетность в Пенсионный фонд РФ
Представление расчета за 9 месяцев 2013 г. Форма расчета РВ-3 ПФР утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 03.11.2011 N 1322н.
Плательщики страховых взносов по дополнительному социальному обеспечению членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Отчетность в ФСС
Представление заявления и сведений для установления скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г.
Страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Учет организаций и физических лиц
Сообщение сведений об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ (в т.ч. сведений об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенных из указанного реестра, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов за октябрь 2013 г.
Адвокатские палаты субъектов РФ.
Вид отчетности или платежа
Плательщики
Акцизы
Представляют за ноябрь 2013 г.:
Форма извещения об уплате авансового платежа акциза утверждена Приказом ФНС России от 14.06.2012 N ММВ-7-3/405@.
Обходимся без штатного бухгалтера: 10 советов директору
Если вы следите за деловыми новостями, то наверняка видели страшные истории — бухгалтер сбежал с миллионами, 10 лет переводил себе зарплату в сотни тысяч, не платил налоги или сдавал отчетность далекую от реальности. После такого пропадает желание брать на работу специалиста даже с дипломом и опытом. Можно ли самостоятельно организовать работу и обойтись без наемного бухгалтера? Ответим на этот вопрос 10 простыми советами.
Совет № 1. Разберитесь как делать первичку без бухгалтера
Обычно на первом этапе (презентации, заключение договора) с клиентом работает менеджер или директор, а выставлением документов занимается бухгалтер. Он же следит прошла ли оплата, сообщает о поступлении платежа и тогда товар можно отгружать.
Подготовку документов по сделке можно значительно упростить:
Здесь сразу несколько преимуществ — экономия времени, клиент не успевает «остыть», исключены ошибки и неточности в расчетах.
2. При интеграции с банком или 1С информация об оплате автоматически отразится в карточке и вы или ваш менеджер сразу получите извещение. Все — товар можно отгружать.
3. Кладовщик, если он у вас есть и имеет доступ к CRM, тоже увидит изменения и соберет заказ.
Формируйте самостоятельно акт, накладную ТОРГ-12, УПД в удобном формате, в т.ч. с факсимиле и отправляйте клиенту. Данные в формах будут заполнены автоматически, что исключает спонтанные ошибки (отвлекся, опечатался, выбрал не ту позицию в справочнике и т.д.).
Для удобства вы можете вывести на дэшборд CRM информацию, которая должна быть под рукой — аналитику по выставленным счетам, сделкам, звонкам и встречам, сведения о контактах и другие полезные данные.
Что мы видим — цепочка продажи успешно сработала, а бухгалтерия в ней даже не участвовала. Мы уже начали отвечать на вопрос, заданный в самом начале статьи?
Совет № 2. Поверьте в пользу автоматизации
Большую часть работы сотрудников можно автоматизировать. Доверьте рутинные задачи специальным программам и сервисам. Уже сейчас банки предлагают возможность формировать отчетность на основе выписок. Такой вариант хорошо подходит индивидуальным предпринимателям на УСН. Достаточно сделать простейшие настройки и банк не просто сформирует отчетность, но еще и отправит ее за вас, а также напомнит о предстоящих платежах по налогам.
В отличие от штатного бухгалтера ответственность такой службы либо застрахована, либо за нее отвечает сам банк и гарантирует качество услуги. Он заинтересован в сохранении клиентов, поэтому будут стараться, чтобы сервис вам действительно понравился.
Вы не только сможете в режиме реального времени следить за движениями по счетам, но также:
Используйте ЭДО — электронный документооборот. Во-первых, никаких бумажных документов, во-вторых, автоматическая загрузка в 1С, в третьих, любая сделка проходит буквально в несколько кликов, не нужно ждать, когда контрагент пришлет к вам курьера или письмо.
Но одной автоматизации не достаточно, чтобы компания работала как часы.
Совет № 3. Настройте общение с клиентами
Если собираетесь отправить информацию по электронной почте:
Вам, как руководителю, не придется больше просить бухгалтера составить аналитику — сколько, каких услуг и товаров было продано, на какую сумму, все это будет наглядно представлено в CRM.
Совет № 4. Организуйте расчеты с сотрудниками
Расчет зарплаты — это один самых сложных участков бухгалтерии. Изучить его досконально неспециалисту будет очень трудно. Эту задачу, как и кадровый учет, можно отдать на аутсорсинг.
Это вариант хорошо работает, если ваши сотрудники трудятся на окладе.
Если же их заработок состоит из постоянной — оклада и переменной — премий, бонусов и т.п. частей, то вам нужно знать:
В результате у вас будут данные, из которых нетрудно посчитать поощрения самым активным сотрудникам и легко вычислить неэффективных.
Совет № 5. Изучите основы законодательства
Отладили внутренние и внешние процессы? Отлично, пора заняться более высокими материями, а именно — изучить законы.
Мы не предлагаем вам штудировать Налоговый или Трудовой кодекс, перечитывать судебную практику и все письма Минфина. Но знать основы полезно.
Вот вам краткий ликбез:
Система налогообложения
Особенности
Налоги и ставки
Как можно слететь с режима
ОСНО или общая система налогообложения
Назначается налогоплательщику — ИП или организации “по умолчанию”, обычно ее не выгодно использовать, т.к. на ОСНО самая высокая налоговая нагрузка.
Налог на прибыль — 20%, НДС — 20%, налог на имущество, земельный и транспортный налог — если есть соответствующие объекты.
Обычно слетают как раз с чего-то другого на ОСНО и порой неожиданно.
УСН или упрощенная система налогообложения
Один из спецрежимов. Очень популярен у малого и среднего бизнеса. Есть две разновидности УСН — с объектом налогообложения “доходы” и “доходы минус расходы”.
На режиме “доходы” от 0% до 6%, на режиме “доходы минус расходы” от 0% до 15%. Ставка зависит от регионального законодательства и еще статуса вашего бизнеса. Например, для ИП, который впервые зарегистрировался, есть налоговые каникулы.
Внимание! Ставки повышаются при достижении определенных лимитов выручки или сотрудников до 8% и 20% соответственно. Налог на УСН “доходы” можно уменьшить налог на взносы, уплаченные за работников (и те, что ИП платит за себя). На УСН не нужно платить налог на имущество (за исключением некоторых отдельных случаев). Иногда придется платить НДС, например, если выставить счет-фактуру с НДС клиенту. От земельного и транспортного налога (если есть соответствующие объекты) УСН не освобождает.
Если превысить порог выручки (206,4 млн рублей в 2021 году) или количество сотрудников (130 человек). После утраты права на УСН налогоплательщик должен применять ОСНО.
Тоже спецрежим, подходит сельхозпроизводителям, фермерским хозяйствам и т.п. предприятиям.
От 0% до 6%, как и на УСН все зависит от регионального законодательства. Режим освобождает от уплаты имущественного налога, но не от НДС. Хотя от последнего можно освободиться, если соблюсти условия п. 1 ст. 145 НК РФ.
Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70%, если она меньше — применять ЕСХН нельзя. Есть и особенности в зависимости от вида деятельность. Например, в рыбоводстве численность работников должна быть меньше 300 человек.
Применяется только ИП. Предприниматель может купить патент на срок от 1 до 12 месяцев, нет отчетности — достаточно только оплатить налог.
от 0% до 6%, опять же зависит от региона, с 2021 года можно уменьшить налог на страховые взносы.
Если количество сотрудников ИП не превышает 15 человек. Есть и другие нюансы. К пример, ИП занимается розничной торговлей, но в ассортименте товаров есть те, что подлежат маркировке. Продажа таких товаров не подпадает под патент.
Совет № 6. Учтите особенности своего бизнеса
Мы выше уже рассказали в табличке, что размер налога определяется регионом, где вы ведете деятельность, возможно будет выгоднее зарегистрироваться в регионе, где ставки ниже, а условия для вашего бизнеса интереснее.
Узнать о льготах можно, не прибегая к консультации с бухгалтером. Достаточно зайти на сайт налоговой, выбрать вверху страницы нужный регион и перейти в раздел с интересующим вас налогом.
Вот тут вы найдете все действующие налоги РФ
Если открыть страницу, например с патентной системой, то, пролистав информацию до конца, вы найдете ссылки на региональное законодательство и сможете узнать для какой деятельность есть льготы, пониженные ставки и на каких условиях они действуют.
Совет № 7. Освойте отчетность
Даже если вы автоматизировали весь учет и справляетесь с расчетом зарплаты, то остается еще проблема отчетности. Ее поможет решить онлайн-бухгалтерия (о ней мы рассказывали в начале). Можно передать эту часть работы на аутсорсинг.
Современный аутсорсинг — это не просто тот же бухгалтер, только работающий в штате другой компании, а сервис с целым набором услуг. К примеру:
Т.е. это такая группа поддержки на все случаи жизни. Автоматически формировать отчетность тоже можно. С помощью 1С Бухгалтерии, специальных бесплатных программ от ФНС (пример — Налогоплательщик ЮЛ ) или онлайн-сервисов.
Совет № 8. Переходите в онлайн и облако
Руководитель, который хочет уследить за всеми процессами в организации, должен иметь под рукой приложения, способные ему в этом помочь.
Какие приложения вам пригодятся:
Если вы передали часть функций бухгалтерии на аутсорсинг, то для его контроля тоже можно использовать приложения и чаты — пишите своему личному менеджеру, задавайте вопросы, отправляйте фото и сканы документов и т.д.
Совет № 9. Копируйте и архивируйте
И самое главное — храниться ваш архив должен или в облаке или на внешнем носителе, в месте, отличном от нахождения основного оборудования. Бывает, что базу бухгалтерии сохранили на флэшке и оставили в кабинете, а там случился пожар и сгорел не только системный блок, но и флэшка с архивом. Epic fail!
Что не стоит копировать — это ключи электронных подписей (сейчас, кстати, ФНС начала выдачу бесплатных ЭЦП для ИП и руководителей организаций). Их вообще не рекомендуется передавать третьим лицам, точнее операторы запрещают это делать, но на практике директор отдает ключ бухгалтеру и потом не контролирует — а что с его помощью делает сотрудник.
С ключом квалифицированной электронной подписи можно многое — совершить сделку с недвижимостью, внести изменения в ЕГРЮЛ (поменять директора, юридический адрес и т.д.), подписать электронные документы с контрагентами, зарегистрироваться на электронных торговых площадках и участвовать в торгах, оформить кредит и многое другое.
И все это лучше делать самостоятельно. Сотрудникам можно поручать только подготовительную часть — сформировать пакет документов, например.
Совет № 10. Предусмотрите план на случай форс-мажора
Даже, если вы видите себя суперменом, способным решать все задачи своей компании самостоятельно, то может случиться так, что вы захотите уйти в отпуск или заболеете. Или произойдет какой-то внешний коллапс (сейчас на фоне очередных ограничений из-за коронавируса правила и законы меняются буквально на ходу, вот как с QR-кодами для посещения кафе и ресторанов в Москве). И это мы не говорим о самых настоящих форс-мажорах — ЧП, стихийных бедствиях, забастовках и т.п.
Готовить сани, как известно, нужно летом. Поэтому продумайте, как действовать, если вдруг невозможно будет работать по заранее определенным схемам или у вас не будет доступа к нужным программам и данным.
С CRM вы можете настроить автоматические алгоритмы для выполнения стандартных задач. В S2 вы без участия программистов настроите бизнес-процессы в удобном конструкторе. Создайте сценарий и система самостоятельно подгрузит заявки, поставит задачи, выставит счета, отправит sms и электронные письма и т.д.
Благодаря системе напоминаний, вы не забудете о важной сделке или окончании действия договора с клиентом, даже если вас отвлекут какие-то срочные дела.
Человеческий фактор в малом и среднем бизнесе играет решающую роль. Одной из распространенных стрессовых ситуаций для руководителей в малом бизнесе являются случаи исчезновения бухгалтера, нанятого в штат или в качестве аутсорсингового специалиста. Рассмотрим подробнее, что делать в таком случае и как сберечь свои нервы, время и сохранить в безопасности бизнес.
Как и почему это происходит
Радикально противоположная ситуация может сложиться, если сотрудник исчезает сознательно. В этом случае и обнаружить сбежавшего бухгалтера, и тем более выяснить причины пропажи достаточно проблематично, а последствия, порой катастрофические, выявляются лишь спустя какое-то время после подробного анализа документации компании.
Например, представьте себе ситуацию, при которой компания нанимает нового сотрудника для ведения бухгалтерского учета на постоянной или временной основе. Приятная внешность, отличное резюме, рекомендации с предыдущих мест работы – все в наличии и не вызывает сомнений. Однако после полного ознакомления сотрудника с финансовой подноготной компании и получения им доступа ко всем денежным операциям, неожиданно для руководства бухгалтер перестает появляться на рабочем месте, отвечать на звонки и письма, а из налоговой приходит солидный штраф. При этом возможна также кража важных для компании документов, восстановление которых дело не одного дня. С таким «коварством» может столкнуться любая организация, даже если ее руководство следит за каждым шагом своих сотрудников.
Стоит добавить, что к случаям «исчезновения» бухгалтера можно также отнести и его внезапное увольнение по собственному желанию, которое может стать не меньшей неожиданностью для руководства.
Как действовать, если исчезновение бухгалтера – свершившийся факт
Для начала следует произвести проверку наличия денег в кассе и на расчетных счетах, а также бухгалтерской документации. В случае своевременного выявления пропажи, руководство компании вправе подать заявление в правоохранительные органы и получить справку, подтверждающую его прием. Данный документ впоследствии может оказаться очень полезным для разрешения конфликтов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами из-за возможных задержек со сдачей отчетности.
Далее необходимо получить доступ к базам 1С и к системам сдачи электронной отчетности, которыми пользовался исчезнувший бухгалтер. Если сотрудник официально уволился или, например, неожиданно попал в больницу, то доступ возможно получить непосредственно у него. Однако, если сотрудник перестал выходить на связь, есть лишь два варианта развития событий: либо обратиться к IT-специалистам, которые могут произвести выгрузку данных, либо восстанавливать бухгалтерию с нуля.
Последний шаг – сверка взаиморасчетов с контрагентами. Данная процедура включает проверку учетных данных счетов «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками» и «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для выявления кредиторской задолжности. Чем раньше руководство компании будет осведомлено о долгах перед сторонними организациями, тем меньше риск потерять хорошего поставщика или партнера по вине сбежавшего бухгалтера.
Как быть дальше или доверяй, но проверяй
Принимая на работу нового сотрудника, стоит внимательно прочесть его резюме и обратить внимание, как часто этот человек менял работу. Если в анкете названия компаний сменяют друг друга с периодичностью раз в полгода – это определенно повод задуматься. Но и поддаваться излишней подозрительности не стоит: вполне возможно, у соискателя были уважительные причины для увольнений с прошлых мест, достаточно просто узнать их у самого кандидата и у HR компании, в которой он прежде работал. Кроме того, предприятие в любой момент может воспользоваться бухгалтерским аутсорсингом, российский сектор которого в данный момент ширится за счет появления новых и укрепления старых компаний. Взаимодействие с этими фирмами закрепляется договором, с указанием всех последствий его нарушения.
Работа с бухгалтерской компанией по договору может значительно снизить риски пропажи бухгалтера и уменьшить человеческий фактор при работе с бухгалтерией. Если же вы все-таки решили работать с частным лицом (в штате вашей компании или на аутсорсинге), мы советуем контролировать всю сдачу отчетности, производить регулярные сверки с налоговой инспекцией и, как минимум, делать резервные копии всех баз 1С, которые могут очень понадобиться в случае непредвиденной ситуации. Ситуации, когда у вас нет доступа к собственной базе 1С, в случае работы с частным лицом просто не должно быть.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение наонлайн-курсе повышения квалификациидля получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Если вы подошли к тому периоду жизни, когда бухгалтер становится ее неотъемлемой частью, вас можно поздравить: вы растете и развиваетесь. Теперь представьте себе ситуацию. Фирма наняла бухгалтера на частичную занятость: приятная внешность, отличное резюме, хорошие рекомендации, и берет недорого. Разве что место работы меняла раз в полгода, ну с кем не бывает.
Бухгалтер запрашивает первичку, качает головой, но успокаивает: все поправим. Через 10 месяцев она перестает отвечать на звонки и письма, обрывает все контакты, а после этого приходит штраф из налоговой тысяч на 17. Фирма осталась без первички, без бухучета, заплатила штраф и наняла штатного бухгалтера на полный рабочий день. Директор, понятное дело, уже настороже и больше не доверяет бухгалтерам как виду.
Как обезопасить себя от недобросовестных бухгалтеров?
Хорошо, если вы взяли на себя труд разобраться в вопросах бухгалтерии и налогов сами, когда начинали бизнес, — вам будет легче. Если вы этого не сделали, то лучше потратить немного времени с тем же бухгалтером на налоговый ликбез. Кстати, специалист, который сможет вам разъяснить по-простому, по-человечески основы отношений вашего бизнеса с государством, — это уже хороший бухгалтер.
Итак, несколько несложных советов, которые помогут вам иметь дружественно-доверительные отношения с вашим специалистом по проводочкам.
Будьте внимательны с бухгалтерами на дому
На старте бизнеса часто оказывается, что вам выгоднее работать с бухгалтером, который приезжает к вам раз-два в неделю или в месяц, забирает документы, увозит их и привозит вам отчетность. Или сам сдает отчетность по доверенности в налоговую и Фонды.
Не поленитесь заключить с таким бухгалтером договор. Возьмите с него все возможные контакты, даже близких родственников, а в случае чего не стесняйтесь позвонить им. Вдруг внезапно пропавший бухгалтер угодил в больницу? Тогда наезжать надо не с упреками, а с фруктами и цветами.
Если договора нет, то будет полезно брать расписки в получении документов. И, на всякий случай, право подписи платежных и налоговых документов оставляйте за собой.
Смотрите банковскую выписку
Если есть возможность и необходимость, то попросите бухгалтера каждый день расшифровывать вам каждую запись по выписке. Кратенько, чтобы было понятно. Если увидите что-то странное, попросите подтверждающие документы. Особенный интерес могут представить суммы, снимаемые на выплату зарплаты, командировочные или хозяйственные нужды.
Хорошо бы для себя завести табличку в Excel: остаток на начало дня — приход за день — расход за день — остаток на конец дня. Остаток на конец дня должен завтра совпасть с остатком в выписке на начало дня.
Не выпускайте из виду наличку
Часто (я лично с этим сталкивалась несколько раз) бухгалтеры опускают оформление кассовых документов — приходных и расходных кассовых ордеров. А ведь за несоблюдение кассовой дисциплины налоговая может оштрафовать фирму на 40 000. ИП немного легче — иногда проще заплатить штраф в 5 000, чем копаться в бумажках.
Поэтому раз в месяц было бы неплохо попросить у бухгалтера показать вам кассовую книгу, журнал приходно-расходных кассовых документов и все расходники (причем за расходами нужен особый контроль) за месяц. Копий чеков здесь недостаточно. Если бухгалтер не сможет этого сделать — тут что-то не так.
Обращайте внимание на даты в документах. Нужно, чтобы они соответствовали периоду, который вы проверяете. Дальше смотрите, кому выдавались деньги, с какой целью, как прописаны суммы — разборчиво или нет. Сверьте остатки на начало и конец дня, приходы и расходы за день по журналу приходно-расходных кассовых документов и кассовой книге. Они должны совпадать.
Точечно проверяйте остатки на складе
Возможно, у вас пока еще не очень большой бизнес, поэтому проверить остатки можно только по головам и приходно-расходным складским документам — накладным или актам на поступление от поставщика или на отгрузку покупателю. Будет полезно запросить отчет о складских остатках, и, если нужно, ведомость движения товаров. Также нужно определиться с периодом проверки и с тем, что будете проверять, если ваш ассортимент состоит не из 1-5 товаров.
Выбирайте либо наиболее ходовые товары, либо дефицитные (на них есть спрос на рынке), либо просто ценное сырье и материалы. Проверьте, чтобы, например, единицы измерения и количество товара в приходных документах были адекватны тем, что в расходных. И совпадали с теми, что указаны в отчете об остатках и в ведомостях движений товаров.
Это может звучать немного сурово, но надо понимать, что хотя бы раз в месяц такую операцию нужно проводить. Если конечно вы не сам себе кладовщик и продавец, а все товары лежат у вас за занавеской в соседней комнате.
Шпионские игры для тех, кому не хватает драйва
Контроль движения денег и товаров — это классические способы мониторинга деятельности бухгалтера (да и любого человека, которому вы доверяете заботу об артериях вашего бизнеса).
Есть и более экзотические «бондовские» способы: контроль за компьютером бухгалтера с помощью специальных программ, установка тайных видеокамер и микрофонов в кабинете бухгалтера, слежка. Можно помечать тайком документы (важные договоры, акты, счета), которые вы подписываете, чтобы исключить вероятность подделки подписи.
Шпионские игры — это не шутка. Небольшие компании, которые не всегда ведут бухгалтерию «по белому», страдают от действий неопытных или недобросовестных бухгалтеров даже больше, чем бухгалтерии крупных предприятий. Все потому, что обычно в таких фирмах многое строится на доверии, надежде на человеческую порядочность и здравый смысл.
Бухгалтер таки вас покинул: что делать?
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
И напоследок
Помните, что эти советы в большей степени пригодятся в начале вашего знакомства. Если бухгалтер окажется порядочным и компетентным специалистом, то у вас не возникнет желания загибать уголочки на документах или копаться в каждом платеже по выписке. Мира и гармонии вам и вашим бухгалтерам!
Статья актуальна на 04.02.2020
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур