бухгалтер операционист что делает
Обязанности бухгалтера-оператора в торговле
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Обязанности бухгалтера-оператора в торговле
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Ведение бухучета часто связано с необходимостью проводить множество однотипных повторяющихся операций. Например, крупные торговые компании производят в день сотни и даже тысячи отгрузок. И на каждую операцию нужно оформить документы, а затем отразить ее в учете. Подобными задачами занимается бухгалтер-оператор. Рассмотрим функции этого специалиста и порядок составления его должностной инструкции.
Чем занимается бухгалтер-оператор и где востребован?
Нужно отметить, что в официальных документах, посвященных организации труда (например, классификатор, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37), должность «бухгалтер-оператор» отсутствует. Не найдете вы ее и в профстандарте «Бухгалтер», который был актуализирован в 2019 году.
Однако несмотря на отсутствие формальной регламентации, на практике бухгалтеры-операторы весьма востребованы. Они нужны везде, где необходимо проводить тысячи и десятки тысяч однообразных операций в месяц.
В начале статьи мы приводили пример с отгрузками в торговой организации, но операторы нужны и в производственных предприятиях. Оприходование материалов, списание их на производство, передача готовой продукции на склад — всеми этими задачами занимается бухгалтер-оператор.
Чтобы потребовалось выделить отдельного сотрудника (или сотрудников), специализирующихся по вводу данных, компания должна быть достаточно крупной. Например, если речь идет о торговой фирме, структура должна быть разветвленной и включать в себя десятки точек реализации.
Требования к бухгалтеру-оператору
Закон не устанавливает специальных требований к квалификации рядовых сотрудников бухгалтерии. Но на практике предприятия часто используют регламент, содержащийся в профстандарте «Бухгалтер».
Для рядовой позиции этот стандарт допускает наличие только среднего специального образования. Обязательных требований к стажу при этом не установлено.
Однако работодатели часто все-таки требуют наличие хотя бы минимального стажа (1-2 года). Причем желательно, чтобы опыт работы был связан с тем участком, на который планируют принять сотрудника: отгрузка, оприходование или списание материалов и т.п. Ведь учет в каждой области имеет свою специфику, а возможность для обучения новичка есть далеко не всегда.
Что же касается личных качеств бухгалтера-оператора, то здесь особую важность имеют внимательность и усидчивость. Иначе специалисту будет непросто ежедневно обрабатывать десятки и сотни однотипных документов и при этом не допускать ошибок.
Права и обязанности бухгалтера-оператора
Бухгалтер, как и любой сотрудник, пользуется теми правами, которые предоставляет работникам ТК РФ: своевременная выплата зарплаты, организация рабочего места, режим труда и отдыха и т.п.
Но т.к. должностная инструкция ориентирована на регламентацию обязанностей, то общие права в нее обычно не включают.
Соответствующий раздел инструкции, как правило, содержит только те права, которые непосредственно помогают специалисту в работе:
Иногда бухгалтеру, оформляющему первичку, может быть предоставлено право подписи отдельных видов документов.
В обязанности бухгалтера-оператора входит:
Ответственность специалиста
Любой сотрудник организации за допущенные нарушения в своей деятельности несет ответственность на двух «уровнях»: перед самой компанией и перед государством.
Ответственность перед организацией делится на две части: дисциплинарная и материальная. В дисциплинарном порядке, в зависимости от степени нарушения, к сотруднику могут быть применены санкции от замечания до увольнения.
Материальная ответственность применяется, если действия сотрудника нанесли ущерб компании. Например, из-за неверно оформленных документов налоговики взыскали с организации штраф. В общем случае рядовой бухгалтер обязан компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не превышающей его месячного дохода.
Что же касается ответственности перед государством, т.е. административной и уголовной, то обычно к рядовым сотрудникам она не применяется. Если в деятельности компании выявлены признаки налоговых правонарушений или преступлений, то чаще всего наказывают директора, в некоторых случаях — еще и главбуха.
Однако возможны и другие ситуации, не связанные с исчислением налогов. Например, в компании выявлены факты хищений, а бухгалтер-оператор был соучастником. В этом случае, кстати, применяется и полная материальная ответственность за нанесенный ущерб (п. 5 ст. 243 ТК РФ).
Каждое предприятие разрабатывает должностную инструкцию самостоятельно, но обычно этот документ включает в себя:
Как избежать проблем при формировании «первички»
От правильного заполнения первичных документов зависит очень многое. Ведь первичка — это основа бухучета организации. Ошибки при формировании исходных данных могут принести в дальнейшем немало проблем.
Поэтому важно четко регламентировать работу сотрудника, который ведет этот участок. А в случае, если допущены нарушения, необходимо оперативно выявить их причину, установить виновных лиц и наметить пути устранения недостатков.
Сделать все это поможет качественно составленная должностная инструкция бухгалтера-оператора. Данный документ будет полезен не только при спорах внутри компании, но, при необходимости, может являться доказательством в суде.
Вывод
Бухгалтер-оператор, оформляя первичные документы, создает основу бухучета компании.
Чтобы все исходные данные заполнялись своевременно и без ошибок, функции оператора нужно подробно регламентировать. Сделать это поможет должностная инструкция, отражающая все особенности работы на данном участке.
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант
Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.
Значение бухгалтерии
Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.
В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:
Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.
Основные обязанности бухгалтера
Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.
Приведем примерный перечень его задач:
При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.
Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.
Должностная инструкция бухгалтера
Должностная инструкция бухгалтера – документ, который определяет перечень обязанностей, прав и ответственность специалистов бухгалтерских отделов.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Образец должностной инструкции бухгалтера
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция бухгалтера
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности бухгалтера: должностные функции и задачи, условия работы, права, полномочия, ответственность.
1.2. Прием на работу и увольнение бухгалтера происходит через выпуск руководством организации соответствующего приказа либо распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.
1.3. Непосредственный начальник бухгалтера – главный бухгалтер организации.
1.4. В период отсутствия бухгалтера на рабочем месте его функции переходят на лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками и компетенцией и назначенное в установленном внутренними правилами порядке.
1.5. Требования, предъявляемые к бухгалтеру: образование не ниже среднего специального, со стажем работы не менее двух лет, либо высшее профессиональное со стажем работы от полугода.
1.6. Бухгалтер должен быть ознакомлен с:
1.7. Бухгалтер должен владеть:
ІІ. Должностные обязанности бухгалтера
2.1. В круг должностных задач и функций бухгалтера входит:
ІІІ. Права
3.1. Бухгалтер организации обладает следующими полномочиями и правами:
IV. Ответственность
Дисциплинарная ответственность грозит бухгалтеру на следующие действия:
4.1.Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.
4.2. Злостное, регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности и пр.регулирующих нормативных актов.
4.3. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.
4.4. Причинение (умышленное или неумышленное) материального ущерба компании.
4.5. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.
4.6. Все вышеописанные пункты строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.
V. Условия работы
5.1. Бухгалтер обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, подробно регламентирующим условия его работы.
5.2. При необходимости бухгалтер может быть отправлен в служебные поездки.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по экономическим вопросам
ООО «Поставки оптом»
Стерхов /Стерхов Р.А./
«12» августа 2014 г.
С инструкцией ознакомлен:
Симонов Андрей Александрович
Бухгалтер ООО «Поставки оптом»
Паспорт 2435 № 453627
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Симонов
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция
Данный документ имеет большое значение, как для руководства предприятия, так и для самих бухгалтеров. Первым он позволяет грамотно координировать и управлять работой подчиненных, вторым – четко понимать рабочий функционал и ответственность. Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций, требующих разрешения в суде, должностная инструкция может служить доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя. Чем тщательнее и точнее будут прописаны требования к работнику, а также его права, ответственность и прочие пункты должностной инструкции, тем лучше.
Основные правила должностной инструкции бухгалтера
Унифицированной формы данного документа нет, поэтому предприятия могут разрабатывать должностную инструкцию бухгалтера самостоятельно. В силу отсутствия утвержденного образца, на разных предприятиях сотрудники, занятые на одних и тех же должностях, могут исполнять несколько различные обязанности, хотя основные функции все же стандартны и похожи.
Документ делится на четыре основных части:
но, по желанию, руководство предприятия может добавлять и другие разделы.
Составляется должностная инструкция в одном экземпляре, а если бухгалтеров в организации несколько, то затем распечатываются ее копии, в количестве, равном числу бухгалтеров. Каждый бухгалтер, чьи функции соответствуют прописанным в документе должностным обязанностям, должен поставить под ним свою подпись. Точно также каждый документ должен заверить сотрудник, который несет ответственность за соблюдением правил и функционала, прописанных в должностной инструкции и руководитель организации.
Составление должностной инструкции бухгалтера
Правая верхняя часть документа отведена для утверждения руководителем предприятия. Здесь следует вписать его должность, наименование организации, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой. Затем по центру строки пишется название документа.
Основная часть инструкции
В первом разделе под названием «Общие положения» надо вписать к какой категории работников относится кладовщик (специалист, рабочий, технический персонал и т.д.), затем указывается, на основании какого распоряжения назначается бухгалтер, кому он подчиняется и кто его замещает, в случае необходимости (здесь не нужно писать конкретные фамилии, достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников).
Следующим шагом в документ вносятся квалификационные требования, которым должен соответствовать бухгалтер (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также стаж и опыт работы, при наличии которого сотрудник может быть допущен к исполнению рабочих функций.
Далее в этом же разделе нужно перечислить все нормативные акты, правила, распоряжения, с которыми бухгалтер обязан быть знаком: стандарты и формы документов, принятых в организации, правила ведения счетов и корреспонденции, организацию бухгалтерского документооборота, правила по технике безопасности, охране труда и внутреннему распорядку и т.д.
Второй раздел
Второй раздел «Должностные обязанности бухгалтера» касается непосредственно функций, которые возлагаются на бухгалтера. Они могут быть различны на разных предприятиях, но описывать их нужно всегда максимально подробно. Если бухгалтеров на предприятии несколько и у них разных функционал, надо тщательно следить за тем, чтобы в должностных обязанностях он не дублировался.
Третий раздел
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется бухгалтер с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на взаимодействие с руководством организации и другими работниками, а также представителями иных структур при возникновении такой потребности. Права должны быть расписаны так же, как и обязанности – точно и четко.
Четвёртый раздел
В разделе «Ответственность» устанавливаются конкретные нарушения бухгалтера, за которые предусмотрены внутренние санкции и взыскания. В одном из пунктов нужно обязательно указать, что применяемые меры воздействия соответствуют рамкам закона и Трудового кодекса РФ.
Пятый раздел
В последний раздел должностной инструкции вписываются «Условия работы» — в частности, чем они определяются (например, внутренним трудовым распорядком), а также какие-то особенности, если они есть.
В завершение документ должен быть согласован с сотрудником, который несет ответственность за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции бухгалтера (это может быть непосредственный руководитель, начальник кадровой службы и т.п.). Здесь нужно вписать его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись и обязательно ее расшифровать.
Ниже необходимо указать данные о бухгалтере:
Печать на должностной инструкции ставить не надо.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Должностная инструкция оператора 1С
Должностная инструкция оператора 1С – это документ, который регламентирует все стороны деятельности лица, занимающего эту должность, во время рабочего времени.
Часть обязанностей оператора перечисляются в трудовом договоре, но инструкция помогает полностью разобраться в том, чего именно ожидают от работника.
Образец должностной инструкции оператора 1С
Общие положения
Должностные обязанности
Действия, если работа идет на торговой точке или магазине
Действия по приходованию товара
Работа с отчетами
Права оператора
Работнику предоставляется право:
Ответственность
На сотрудника на описываемой должности возлагается ответственность за следующие действия:
Все проступки наказываются в соответствии с законами страны, также учитываются условия, прописанные в трудовом соглашении.
Пояснения к документу
Законом не предусмотрена строгая форма инструкции, но обычно она состоит из нескольких пунктов, которые могут включать в себя большее или меньшее количество подпунктов.
Первая часть об основных положениях
Первая часть документа – общие положения – определяет базовый объем работы оператора, а также основные условия приема на эту должность. Условия излагаются в виде перечисления основных требований по уровню знаний и профессиональных навыков оператора. Также указываются необходимые дипломы, сертификаты. На большинство позиций в этом направлении требуется опыт. Если предприятие готово взять молодого специалиста, это указывается отдельно с уточнением времени стажировки.
В этом же разделе указывается порядок приема на работу и увольнения, определяется непосредственный руководитель оператора.
Вторая часть о должностных обязанностях
Это основной раздел инструкции, в котором полностью подробно расписывается деятельность оператора 1С.
Это раздел важен, потому что сотрудник имеет право уклоняться от выполнения действий, не предусмотренных инструкцией. Поэтому составлять документ и перечислять функционал оператора нужно как можно более детально, чтобы в дальнейшем не возникало споров и конфликтов.
Раздел о правах сотрудника
В этом разделе предусматриваются права оператора, которые он может реализовывать с целью повышения эффективности своей работы и деятельности компании в целом.
Раздел об ответственности сотрудника
В этой части инструкции определяются те действия, за которые оператор несет ответственность. Нарушения, невыполнение своих обязанностей, повлекшие за собой материальные потери, наказуемы, однако исключительно в рамках законодательства.
Все части документа могут изменяться и иметь состав пунктов, соответствующий спецификации предприятия или организации.
Должностные обязанности бухгалтера-кассира
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Должностные обязанности бухгалтера-кассира
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Многое из того, чем сейчас занимается почти каждый бухгалтер-кассир, уже давно и безнадежно устарело. Одним лишь обновлением должностной инструкции (далее – ДИ) эту проблему не исправить. Нужны инновационные решения.
Что должен знать бухгалтер-кассир?
Работать бухгалтером-кассиром не сможет даже очень опытный кассир-администратор без профильного высшего образования и опыта работы в бухгалтерии, даже если он отлично знает, как:
Помимо этих и других знаний, используемых обычным кассиром, бухгалтер-кассир обязан знать:
Знания должны быть закреплены практикой – работой в бухгалтерии длительностью не менее:
Впрочем, если компания не применяет профессиональные стандарты, то требования могут быть смягчены. Однако именно мы не рекомендуем этого делать, так как штрафы за нарушения могут быть огромными.
Функции и обязанности бухгалтера-кассира на предприятии
Функционал бухгалтера-кассира раскрывает его задачи в общем виде и необходим для дальнейшей разработки и конкретизации должностных обязанностей.
Например, в трудовом договоре с бухгалтером-кассиром его функционал может быть отражен так: «Работник принят для выполнения трудовых обязанностей в должности старшего бухгалтера-кассира».
Этого достаточно, если учесть, что трудовая функция (ст. 15, 57 ТК РФ) определена, как работа по соответствующей специальности (должности) согласно штатному расписанию.
Если за бухгалтером закреплен конкретный участок работы, то в договор вносят более конкретную формулировку, например: «Работнику поручена работа с банк-клиентом».
Собственно, бухгалтером-кассиром в случае работы только с безналом должность именуют обычно только в торговле – сфере деятельности, где потребность в бухгалтерах-кассирах априори высока.
В трудовом договоре можно прописать не только функционал, но и должностные обязанности по конкретной должности, но разумнее всего:
Внесение изменений в ДИ, как правило, не влечет необходимости изменять обязательные условия трудового договора.
Когда необходим пересмотр должностных обязанностей
В изменении должностных обязанностей все чаще возникает необходимость из-за внедрения инновационных технологий. Например, именно инновации позволили нашей компании брать участок «Касса» дополнительно на аутсорсинг у наших клиентов – крупных розничных торговых сетей. В обязанности наших специалистов, по сути заменивших собой бухгалтеров-кассиров клиента, входит:
Такие не совсем типичные должностные обязанности появились благодаря тому, что наши IT-специалисты внедрили автомодули:
Кроме того, мы создали электронный архив для сохранения кассовых документов в заданном каталоге.
Права бухгалтера по кассовым операциям
Участок «Касса» – это не только наличная выручка, но и многое другое, в частности:
В зависимости от деятельности компании перечень прав бухгалтера по кассовым операциям может быть различен, но он всегда сопряжен с возложенными обязанностям.
Например, если бухгалтер-кассир ведет расчеты с подотчетными лицами (выступает как совмещающий должность), то он вправе направлять работникам в письменном виде требования:
Если компания не перешла на полностью безналичный оборот или выручку не всегда снимают инкассаторы, то право бухгалтера – потребовать у руководства оборудовать помещение кассы в соответствии с требованиями законодательства о работе с наличностью. Впрочем, бухгалтеры-кассиры предпочитают реализовывать свои права исключительно через главного бухгалтера.
Ответственность бухгалтера по кассе
Если участок «Касса» предусматривает работу с наличностью, то с бухгалтером заключают договор о полной материальной ответственности. Также он несет ответственность за выдачу денег без соответствующих доверенностей на представителей:
Однако если выручку забирают в банк инкассаторы, а все остальные операции переведены исключительно в безналичную форму, то круг ответственности может быть иным. Например, наши сотрудники несут ответственность за то, чтобы все кассовые документы были:
И самое главное – электронные технологии практически исключают любой сговор на участке «Касса» и любые «схемы» с неучтенной выручкой.
Должностная инструкция бухгалтера-кассира – образец
Моменты, которые необходимо отразить в ДИ бухгалтера-кассира, зависят от того, применяет или нет ваша компания профессиональные стандарты.
Представленный ниже образец ДИ сформирован:
Таким образом, вне зависимости от того, по какому принципу вы сформируете ДИ, даже ее скрупулезное применение бухгалтером-кассиром не позволит уменьшить:
Таким образом, имеет смысл пересмотреть приоритеты и здраво оценить, так ли необходимо тратить время на составление идеальных должностных инструкций, пытаясь предусмотреть все на свете. Возможно, будет гораздо проще сразу передать кассовые операции на аутсорсинг.