в чем смысл святой воды
Как добывают святую воду?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Что такое святая вода?
Изначально — обычная пригодная для питья вода из любого источника (водопровод, родник, озеро и так далее), которая во время специального богослужения (молебна) приобретает особую благодать по вере использующих ее людей. Есть два вида освящения воды: великое и малое.
02
Что такое великое освящение воды?
Специальный чин освящения воды. Совершается два раза в году — в Крещенский сочельник (18 января) и на само Крещение (19 января). Эта вода считается особой святыней и называется Крещенской. Иногда люди делят эту воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую», но это — суеверие. Никакой разницы между ними нет — это одна и та же Крещенская вода.
Что такое малое освящение воды?
Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.
Что такое Агиасма?
По-гречески ἁγίασμα — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая агиасма — Крещенская вода, малая — вся остальная святая вода.
Когда еще освящается вода?
Во время таинства Крещения. После этого в нее трижды погружается крещаемый со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святаго Духа. Аминь». Эту воду не пьют, ее не используют для освящения чего-либо или просто кропления людей. Чин освящения воды в таинстве Крещения говорит исключительно о том, что она освящается только для крещения людей. После совершения таинства эта вода выливается в особое «непопираемое» место (участок земли, где не ходят люди и животные).
Для чего используют святую воду?
Крещенскую воду верующие принимают понемногу как великую святыню. Святую воду, освященную малым чином на обычном водосвятном молебне, используют при освящении храмов, икон, церковной утвари, домов и любых бытовых предметов. Как и Крещенскую воду, ее можно пить.
Как пить святую воду?
Крещенскую воду обычно принимают натощак, но во время болезни можно пить в течение дня. Вот что написано об этом в Типиконе (церковный устав) в день праздника Крещения Господня: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». В церковной традиции это было воспринято как разрешение пить крещенскую воду независимо от еды в день праздника и в сочельник (18 января). В остальное время сохраняется традиция пить крещенскую воду только натощак. Воду от малого освящения пьют в течение дня (по желанию).
Святая вода из храма и вода из источника
— одно и то же?
Нет. Есть много природных источников, которые церковь признает святыми. Воду из них можно пить и даже окунаться в нее (часто в таких местах строят специальные купальни). Воду из такого источника — в отличие от воды, освященной в храме, — нельзя использовать для освящения домов или чего-либо еще.
Святая вода — целебная?
«Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес», — протоиерей Андрей Ефанов.
Можно ли «разбавить» святую воду?
Иногда разбавляют Крещенскую воду, но не принято разбавлять святую воду с обычного молебна. Приходить на освящение воды с гигантскими канистрами не стоит. Но даже если у вас есть большие запасы святой воды, все равно старайтесь не пропускать богослужения.
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Что такое святая вода, как ее правильно использовать и можно ли на ней готовить?
19 января, в христианский праздник Крещения Господня, многие отправятся в церковь за святой водой. О том, зачем освящают воду и как ее правильно использовать дома, нам рассказал священник Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Орле, руководитель молодежного отдела Орловской митрополии.
Как освящают воду
Различается освящение по целям — мы при каждом освящении молимся о том, для чего будем использовать воду. Например, при совершении крещения ребенка или взрослого, во время освящения воды мы молимся об этом человеке. Во время великого освящения, в праздник Богоявления Господня, и во время малого освящения святой воды в течение года, мы молимся о людях, которые будут ее употреблять (пить, использовать для освящения жилищ или каких-то предметов).
Зачем освящают воду
Символически освящение воды обозначает, что Господь собой освящает этот мир. Там, где присутствует Бог, есть чистота, любовь и его дары для человека. Народные поверья, пропитанные магическим взглядом на мир, конечно, не имеют никакого отношения к тому, как церковь относится к святой воде: как к любой другой святыне, к вещественному проявлению милости Божией по отношению к человеку.
Стоит предостерегать себя от магизма: ничего не происходит просто автоматически, просто по факту того, что мы приложились к какой-то святыне. В нашей жизни и в нашей вере главное — это нравственные усилия, подвиг любви, подвиг веры, подвиг внимания к окружающим нас людям, а церковные таинства и молитва лишь укрепляют нас в этом. Здесь соединяются акт веры, акт молитвы и одновременное употребление какой-то святыни, молитва перед иконой, то, как мы прикладываемся к кресту и т.д. Все это, в конечном счете, то видимое, что призвано укреплять невидимое в нас. Для этого нужна святыня.
Как правильно использовать святую воду
Как хранить святую воду
Готовить на святой воде нельзя. К освященной воде нельзя относиться неблагоговейно, как к той воде, которую мы используем для приготовления супов, кофе и т.д.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Святая вода: чудеса, исцеления, советы священников
Оглавление
Рациональному уму всегда хочется понять, почему же всё-таки святая вода способствует выздоровлению больных? Что в ней за сила? На помощь этому уму приходят некоторые “исследования”, которые изучают непонятно кем освященную воду (а может и “заряженную”). Также, чтобы изучить воду, берутся образцы H2O и говорят ей плохие и хорошие слова, затем замораживают. “Заговорённая” хорошими словами вода даёт снежинки красивые, плохими (несложно догадаться) — уродливые. Некое гадание на снежинках выходит. Снежинки красивые у всех религий мира, примечательно: христианскую снежинку автор исследования ассоциирует с… рождественскими ёлками. Автор — японец, ему в общем-то простительно. Только странно видеть присутствие фотографий этих снежинок на некоторых православных сайтах в статьях о целебной силе святой воды.
Чтобы по поводу влияния слов на структуру воды не разглагольствовать впустую, приведём комментарий преподавателя физики фармацевтической академии, кандидата математических наук:
“Вода тут ни при чём. Мог быть и какой-нибудь другой предмет (пища, например). На физическом и химическом уровне предметы не восприимчивы к словам. Можно было бы рассматривать такую гипотезу, если бы речь шла о высокоорганизованных биологических объектах. А в воде что — H2O да и только. Если бы молекулярный состав изменился — это была бы уже не вода. На фотографиях — снежинки, у них миллион различных форм, можно фантазировать и сопоставлять с чем угодно. А вот ругаться и злиться действительно для здоровья вредно”.
Не является ли изучение святой воды попыткой проверить Бога? Есть большие сомнения в том, стоит ли это делать. Изучение святой воды, словно попытка в космосе увидеть Творца.
Думается, узнавать свойства святой воды стоит не с помощью подобного рода исследований. Православные святые, не прибегая к аппаратным методам изучения свойств воды, своей жизнью показали нам благодатную помощь Бога через благоговейное вкушение святыни с верой и твёрдой надеждой на помощь.
^ Святая вода и бесы
Профессор Николай Васильевич Краинский — врач и скептик, а впоследствии — верующий человек, был вынужден засвидетельствовать: “Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в середине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды”.
“Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест.”
“Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принес водички от святых мощей. “Нашему Янакису, — сказал я, — я дам попить водичку повкусней, чем другим”. Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: “Эта вода меня жжет, что в ней?” — “Ничего в ней нет”, — ответил я. “Что ты со мной делаешь? Она меня жжет!” — кричал несчастный малыш. “Она не тебя жжет, — сказал я, — она жжет кое-кого другого”. Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело.”
“По данным благодати Божией о. Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых. Они ужасно мучились, одержимые как бы лишались разума, приходили в исступление. Неистовствовали, кричали, вопили, иногда повергались к ногам священника. Он молился, окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных”.
Из жития Священноисповедника Георгия Коссова
“Лукавые демоны очень боятся святой воды. А вы умышленно почаще окропляйтесь святой водой сами и окропляйте свои дома, огороды”.
Архимандрит Герман (Чесноков)
^ О благоговении к агиасме
Однажды проездом по монастырским делам заехал послушник Сергей к старице Сепфоре в Киреевск, припозднился и остался ночевать. Наутро после молитвенного правила матушка его к столу приглашает:
— Теперь мы с тобой святыньку примем. У меня тут просфорочки из Почаевской лавры, водичка из Дивеева.
Старица сидела в своем святом уголке под иконами, а Сергей налил водичку и о чем-то задумавшись, возьми да и перекрести чашу с крещенской водой! А матушка Сепфора — хотя она тогда уже полностью слепая была, да к тому ж спиной к нему сидела — вдруг резко повернулась:
— Ты зачем крещенскую воду крестишь?
— Матушка, прости, не подумал!
А она так строго говорит:
— Это же агиасма, великая святыня! Ее не надо крестить. Она такую благодать имеет! Ты себя крести.
Из книги воспоминаний о Клыковской старице “Птичка Небесная”
^ Современные свидетельства
“Сын заболел, и в поликлинике ему сделали рентген. Диагноз поставили такой: гайморит справа и фронтит слева. Сразу к педиатру мы не попали, так как был вечер пятницы. Лекарств никаких не давала, а капала святыми водой и маслом.
В понедельник попали к врачу, которая выписала антибиотики и дала направление к лору на вторник.
Я решила не покупать дорогие лекарства, подумала, что лор вдруг выпишет другие, а эти будут валяться зря, да и состояние сына улучшилось. Так мы и обошлись без лекарств.
Во вторник лор посмотрела и сказала, что все сухо. Она была удивлена, глядя на наш диагноз и спросила: «Чем вы лечились?».
Я сказала: «Парацетамолом (может, я давала ему одну таблетку)».
Врач ответила: «Это несерьезно».
Такова сила молитвы и святой воды!
“Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине” — говорил пациентам врач и святитель Лука Крымский.
Чудо чудное и диво дивное! Богу нашему слава во веки веков!”
В. Синенкова
“Мой муж не хотел второго ребенка, старшему было еще всего ничего, а я чувствовала, что уже пора. Я молилась, а свекровь привезла святой воды из Зачатьевского монастыря в Москве. Пила воду и молилась. Удивительным образом муж переменил свое мнение, и совсем скоро у нас появился второй малыш. Слава Богу!”
р. Б. Екатерина
«Два года назад на Крещение мы собирались на святой источник 12 ключей, – рассказала в газете «Слобода» прихожанка веневского храма Воскресения Христова Ф.Б. – Когда шла в церковь, почувствовала, что начинается почечная колика. Подумала еще: вот некстати, как скрутит сейчас! И все-таки на источник поехала. Хотя я и не люблю холодную воду, тогда окунулась в источник. Обратно ехала, колики как не бывало! Прошли мои больные бронхи, которые мучили меня с молодости. Наутро муж рассказывал: «Я несколько раз вставал и подходил к твоей постели, проверить, жива ли ты. Ты так тихо дышала, как в молодости!»
Раба Божия Г.П. служит в храме бухгалтером. Она поведала такую историю:
— В 1998 году мне поставили страшный диагноз – «рак». Сделали операцию, химиотерапию. Но никаких благоприятных прогнозов. А моему сыну тогда было 13 лет. Я должна была поставить его на ноги. Пришла я к иконе Казанской Божией Матери, встала на колени. И вдруг икона замироточила! Я поехала на святой источник «12 ключей», окунулась в ледяную воду, несмотря на то, что шов от операции тогда еще не зажил. И все! С тех пор ничто меня не беспокоит. Врачи обследовали, все в порядке.
Одна из прихожанок сельского прихода рассказывает: «На Крещение я всегда набираю бутылку воды. Она стоит у меня в серванте как лекарство скорой помощи. У меня в сердце искусственный клапан. В моем случае без таблеток не обойтись. Но перед тем, как принять таблетки, я обязательно пью крещенскую воду. А еще принимаю ее как успокоительное. Крещенская вода помогает справиться со стрессами и волнениями, придает силы, возвращает уверенность в себе».
Иеромонах Серафим (Параманов) “Закон Любви. Как жить по-православному”
“У нас заболела дочь, в четверг вечером поднялась температура выше 38,6. Дали жаропонижающее, но оно не слишком сильно помогало. Вызвали врача, он поставил подозрение на ОРВИ, прописал жаропонижающее, полоскания и иммуномодулирующее. В пятницу к обеду было уже 39,6. Снова вызвали врача, но он только позвонил по телефону и отказался приходить. Температура практически не падала, у ребенка началась рвота. К вечеру была температура 39,8, за день ребенка вырвало 8 раз. Рвота была уже желчью. Давали пить ромашки и кипяченую воду, ничего не задерживалось — рвота или были позывы на рвоту, но уже нечем. После жаропонижающих свечей температура в лучшем случае опускались до 38,8. Обтирание не помогало.
К ночи, когда температура снова поднялась до 39,6 поставили свечку (с учетом дозировки и временного интервала) и обтерли ребенка водкой. Ребенок уснул. Я ничего кроме «Отче наш» не знаю. Решил найти молитвы и помолиться и нашел эту статью, которая мне очень помогла. Я стал читать, то что знал — «Отче наш», крестить ребенка и каждый раз когда он хотела пить, давал ей несколько глотков святой воды, и к 3 часам ночи у ребенка температура понизилась до 38, и только после этого я пошел спать. Утром жена сказала, что ребенок просыпался около 5 утра и она давала ей воды которая была в кружке. Супруга очень устала за день с ребенком, дремала и не знала, что я молился и поил ребенка святой водой.
Утром в субботу у ребенка было 37,6, но мы все равно вызвали врача. Днем, к приходу врача было уже 37,2, врач ничего не прописал нового, только питье и полоскания и немного бульона и сухарей. Весь день я давал ребенку святой воды, при этом читал молитву и крестил ребенка. Я сходил в церковь и поблагодарил Господа за услышанные молитвы и заказал молитву за здравие дочери. К вечеру у нас уже было 36,3. В воскресенье худющий ребенок начал бегать и вечером уже спокойно покушала фаршированного перца. Сегодня, в понедельник, уже ходили гулять, глаза светятся, как будто и не болела, хотя все равно продолжаем полоскать горло и пить иммуномодулирующее. Дочери 3,5 года. Когда болеют дети, сердце очень сжимается. Желаю всем здоровья и веры!”
р.Б. Сергий
^ Из проповедей схиархимандрита Кирилла (Павлова)
Митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год… ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. Перед отправлением в дорогу святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно. Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждою на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела.
В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.
В семи верстах от города Калуги, в селе Тинькове, в доме боярина Хитрова проживали две девушки-служанки. Однажды случилось им подняться на чердак, где лежали разные старые вещи. Одна из этих девиц, по имени Евдокия, легкомысленная и дерзкая, много смеялась и говорила непристойные слова; другая, напротив, унимала и удерживала свою подругу от бесчинства. И вот, разбирая вещи, эта благочестивая девушка нашла свиток сурового полотна. Развернув его, она увидела живописное изображение Женщины в темном, как бы монашеском одеянии, с благоговейным и умиленным лицом читающей книгу. Указывая на Игуменью (так назвала девушка Женщину, изображенную на полотне), она стала с еще большей силой сдерживать Евдокию от дерзких слов, однако та не только не унялась, но и плюнула на изображение со словами: «Вот как я боюсь твоей Игуменьи!» В то же мгновение она внезапно, как бы чем-то пораженная, упала без чувств; руки и ноги ее скорчились, все тело ее пришло в совершенное расслабление; лишилась она и зрения, и языка.
Испуганная подруга поспешила известить о сем своего господина. Евдокию нашли чуть дышащую, с пеной на губах, перенесли в комнату и положили под святые иконы в ожидании ее смерти. Однако случилось чудо. В наступившую ночь ее родителям явилась во сне Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в лице изображенной на полотне Женщины оскорбила не инокиню, но Меня, потому что изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите о сем священникам и вместе с ними, помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную святой водой, и она получит исцеление». Наутро, как только совершено было молебствие, больная действительно исцелилась и с тех пор исправила свою жизнь.
^ Из рассказов о схиигумене Савве (Остапенко)
“Я знала отца Савву, когда он был еще Николаем Михайловичем, задолго до поступления его в монастырь. Он посещал многие храмы, но чаще всего бывал в храме села Леонова, там он читал и пел.
Одна раба Божия очень сильно заболела, у нее была страшная рвота. Однажды она собралась к врачу, но знакомые привели ее в храм. Там после литургии служили водосвятный молебен, на котором пел Николай Михайлович. После молебна он дал ей стакан святой воды, но она не стала пить. Тогда Николай Михайлович ей сказал:
— Что ты боишься, пей — рвоты не будет.
Сам выпил один глоток и опять подал ей. Она выпила. После этого она дома долго спала и встала совершенно здоровой”.
^ Из жития Пафнутия Боровского
“У некоего князя отрок был одержим болезнью и приближался к смерти. Мать же того отрока со слезами послала к святому отцу просить его молитв ко Господу и Его Пречистой Матери и святой воды, чтобы окропить дитя, чтобы не умерло. Чадолюбивый Пафнутий, помолившись Богу и Пресвятой Богородице и, освятив воду, послал скорбящей матери.
К тому же наказал присланным, чтобы после окропления святой водой, если отрок захочет поесть, дать ему свежей рыбы, хорошо отваренной, поскольку есть обычай для больных, получивших отраду от болезни, вкусить пищи. Те же, удивившись, пролили слезы о словах отца, получив надежду, что застанут отрока еще живым. Скоро посланный вернулся со святою водою, отрок же болел и уже приближался к смерти. Как только покропили его святой водой, тут же, как будто руками вынута была болезнь, и отрок встал весело и радостно, попросив еды. И дали ему, как повелел преподобный”.
^ Архимандрит Илия (Рейзмир)
Нашу духовную жажду мы можем утолять и вкушением воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое совершается и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу Небесному, чтобы Он освятил естество наитием Святого Духа. Вода действительно освятится благодатью. И кто будет пить с верой освященную воду, тот, утоляя свою телесную жажду, невидимо будет напоять вместе с тем и свою душу благодатью Святого Духа.
^ Иеромонах Серафим (Параманов)
В обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать также на примере жития канонизированного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского. В 1528 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить всё святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освещает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Преподобный Кукша советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келью (комнату). Утром, выходя из кельи, он всегда окроплял себя святой водой.
Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающемуся ее.
^ Священник Константин Пархоменко
Святая вода подразумевает покой и мир в душе. И честность и чистоту намерений. Если мы наберем хоть стакан святой воды, мы сможем ею разбавить и тридцать литров. И вся вода станет святой и полезной для нашей души. Лишь бы брали эту воду и использовали со смирением и благоговением.
А нецерковному человеку, грешнику вода не послужит на пользу, а то и пойдет во осуждение.