буду твоей голове что значит
7 признаков, что ты успешен, даже если не осознаёшь этого
У каждого человека есть своё понимание успеха, которое со временем и тенденциями может меняться. Многие словари определяют успех как богатство, высокую должность, материальные блага. На самом деле сейчас эти факторы немного устарели, и есть нечто более важное, чем просто огромный чемодан с зелёными. Настоящий успех находится в голове у каждого человека, в его силе, которую никто не способен отнять.
В 2000 году американские психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что студенты с более высокими показателями всегда себя недооценивают, в то время как отстающие, наоборот, переоценивают. Несмотря на то, что исследование состоялось двадцать лет назад, эти данные всё ещё остаются актуальными. Если хотя бы один из нижеперечисленных пунктов находит у тебя отклик, то пора задуматься о том, не занижаешь ли ты свой успех.
1. Ты сосредоточен на настоящем
Ученые из Университета Страйера выяснили, что 90 % американцев считают основным показателем счастья именно успех, а не власть, имущество и деньги. Одной из главных составляющих успеха является способность фокусироваться на настоящем.
В список вещей, которые дают возможность жить моментом, главным образом входят помогающие практики, например йога и осознанное питание. Но одних только занятий недостаточно. Чтобы не упустить каждый момент жизни, не проморгать что-то важное и особенное, нужно быть в моменте. Не стараться совмещать одновременно готовку, просмотр фильма и отжимания, а прожить каждое из этих занятий. Если же ты поступаешь именно так, то мир ответит твоей внимательности, и ты станешь замечать то, что раньше уходило от взора.
2. Ты обрёл свой голос и уверенно используешь его
Нет, речь сейчас не совсем про Русалочку. Твой голос — это твоё мнение, твоя сила, то, что даёт стоять твёрдо на ногах. Когда ты чувствуешь себя уверенным и готов раскрыть свои мысли более авторитетному человеку, а не только равному тебе, то успех будет за тобой. С помощью голоса — как в прямом, так и в переносном смысле — можно решить многие проблемы, до того как они превратятся в ком нерешаемых катастроф.
Если ты всё ещё не нашёл себя, то можешь попробовать несколько следующих упражнений. Почаще старайся говорить в том окружении, которое тебе кажется наиболее комфортным. Повышая уровень своего разговорного мастерства, ты обретёшь уверенность. А после — старайся делиться мыслями уже в незнакомой обстановке. Также ты можешь подумать о том, чем чаще всего ты делишься с собеседником, и определить, каких результатов ты ждёшь от беседы. Проработка этих моментов поможет понять твои сильные и слабые стороны, которые проявляются во время разговора.
3. Ты меняешь то, что можешь изменить
Между пессимизмом и практичностью есть большая разница. В то время как некоторые осуждают невоспитанных детей, другие закладывают в своих те моральные качества и ценности, которые позволят им стать достойными людьми. В то время как некоторые осуждают власть, другие стараются помогать своим близким. Различие налицо, не правда ли?
У тебя появляется способность двигаться вперёд, когда ты осознаёшь, что в твоих силах и как ты можешь изменить своё нынешнее положение. Одним из самых явных индикаторов успеха является ответственность за вещи, которые тебе не нравятся, но которые ты стремишься изменить.
4. Ты не боишься мечтать
Успешные люди позволяют себе помечтать столько, сколько им необходимо. Если ты создаёшь проекции своего будущего, даже если они слишком уж амбициозны, но в то же время движешься в их направлении, то будь уверен в том, что ты успешен. В этом случае главным отличием тебя от других людей станет способность желать большего и делать шаги на пути к своей мечте.
Мечтать совершенно не плохо — вопрос в том, что последует за этими мечтаниями. Если в тебе достаточно сил и уверенности на то, чтобы воплотить задуманное в реальность, то чем более невыполнимым оно будет казаться, тем успешнее ты станешь, когда сделаешь это.
5. Ты понимаешь, что мир не крутится вокруг тебя
Тот, кто считает себя успешным и кричит об этом на каждом углу, зачастую на самом деле является жутким нарциссом и самовлюблённым эгоистом. Быть в центре внимания — одно дело, а вот быть уверенным, что Земля не сделает ни одного оборота без твоего веления, — другое.
Успех понимает под собой способность к эмпатии и осознание того, что чувства и мысли других людей так же важны, как и наши собственные. На этом строится и командная работа: если сотрудники компании N не хотят сосредоточиться на общем благе и думают только о себе, то компания N никогда не сможет процветать в полную силу. Поэтому если ты не считаешь себя центром Вселенной, то поздравляем: как минимум здесь ты уже добился успеха.
6. Ты принимаешь неудачи
Хотя и существует мнение, что никогда не ошибёшься, если не попробуешь, но успех — это принятие факта своих промахов. Каждая неудача — это всего лишь новый барьер, который нужно преодолеть, чтобы двигаться дальше. Они учат нас тому, чего не расскажет идеальная жизнь. Они выкладывают дорожку к нашему собственному успеху.
Самый главный провал в работе с неудачами — это считать их концом света. Появляющиеся трудности должны вызывать азарт и желание поискать решение в том месте, которое ты всё это время обходил стороной.
7. Ты остаёшься позитивным
Не стоит путать халатность и ребячество с позитивными взглядами на жизнь. Если у тебя есть надежда и вера в будущее, то считай, что некоторые компоненты счастья уже имеются. Чем чаще ты высказываешь свою благодарность окружающим и самому себе, тем проще видятся неудачи.
Если же в твоей голове засела мысль о том, что всё плохо и идёт не так, как нужно, в скором времени ты станешь жестким и обиженным на весь мир. С таким настроем, какими бы высокими ни были твои достижения, провалов будет ещё больше. Настоящий успех означает способность видеть хорошую сторону и верить в то, что любое испытание только делает тебя сильнее.
Ты делаешь это неправильно: барьеры в твоей голове
Многие люди неправильно мыслят, я не говорю сейчас о банальной логике, рациональном зерне и умении перемножать в голове большие числа. Я говорю о некоторых ограничениях, мысленных барьерах и прочих мыслях, навязанных нам окружающим миром и определенными паттернами поведения.
Хуже всего, что мы можем придумать, это пытаться разорваться между тем, что нам хочется и кажется и тем, что нам навязывает общество. Все кругом придерживаются одной точки зрения, а тебе кажется, что все совершенно иначе. Кто-то начинает обсуждать эту тему, а ты пытаешься совместить ее со своими личными изысканиями и мыслями на этот счет. Ты понимаешь, что другие люди не правы, но при этом их много. И тут тебе в голову закрадывается мысль, что, возможно, ты чего-то не знаешь и можешь быть также не прав. В голове твоей начинается настоящая война, которая бушует и создает огромное количество мыслей, барьеров и взаимоисключающих параметров. Иногда кажется, что голова взорвется не сегодня, но точно завтра. Как бы нам не хотелось, как не говорили бы нам модные поводыри толпы в лице писателей и разных известных деятелей, человек, если он не страдает аутизмом и прочими серьезными заболеваниями, зависит от общества. Даже самого убежденного индивидуалиста и интроверта можно заставить сменить свою точку зрения или испытать дичайший стресс от когнитивного диссонанса новых знаний. Вместо того, чтобы переосмыслить новую информацию и пропустить ее через себя, мы испытываем лень, оставляем эту затею, а беспокойные мысли роем носятся у нас в голове, вызывая стресс.
Жизнь полна стрессов. Для многих из нас стрессом являются препятствия и мнения других людей, которые мы должны постоянно преодолевать и переосмысливать. Мы одержимы мирской жизнью, беспокоимся о каждом тяжелом положении дел. Мы становимся раздраженными и начинаем делать самое вредно, что можно придумать — усугубляться в детали. Возможно, в этом виновата плохая тенденция жить жизнь так, точно выходишь на гладиаторскую арену и должен выжить? Ведь, что мешает просто жить, наслаждаться процессом и воспринимать все, как положительный опыт? Именно это, как мне кажется, правильный способ прожить жизнь.
Сегодня я попробую описать некоторые мысленные психологические барьеры, ограничения и дурацкие принципы, которые есть у нас в голове и которые сильно мешают нам жить.
1. Ты не можешь посмеяться над собой
«Все глупости делаются с серьезными лицом!» — говаривал один известный книжный барон из хорошего советского фильма. И он был безумно прав. Быть в состоянии смеяться над собой является одним из первых шагов к освобождению себя от плохих мыслей и ограничений. Если ты живешь жизнь и боишься быть тем, кто ты есть, боишься признать, что у тебя есть странности, особенности, недостатки и отчужденность от остального мира, ты никогда не добьешься хотя бы подобия счастья. Зачем стыдиться тех вещей, которые делают тебя отличными от других. Я, конечно, не буду говорить про уникальность снежинок, но если у тебя есть реально отрицательные недостатки, их нужно просто менять, есть у тебя есть особенности, то банально не нужно их стесняться. Особенностями я считаю то, что описано вот в этой статье, например, а не жир на животе.
2. Раздражаться, когда «все идет не так»
Давай я тебя откровенно спрошу, что значит «все идет так»? Чувак, никогда не бывает так, чтобы все шло, как тебе хочется. Если бы все шло, как хотелось бы мне, весь мир бы был в моей собственности, а человечество весело бы строило роботов, светлое будущее и ракету на Альфа Центавра. На свете слишком много того, что нельзя контролировать. Впрочем, это означает, что не стоит пытаться. Очень даже стоит. Не стоит заламывать руки и говорить «шеф, все пропало!». К черту панику, товарищ, выкинь эту фразу и подобное поведение из своей головы.
3. Перетирать обиды
К сожалению, такими недостатками отличаются не только женщины. Мужики, несмотря на тяжесть яиц, упрямо перетирают старые обиды, обмусловают темы в духе «кто что сказал». Как бы мне не хотелось назвать все это «бабским мышлением», но я не буду, нет все-таки такого понятия, как «бабское мышление». Есть понятие «заниматься фигней», вот перетирать старые обиды — это действительно заниматься фигней. Стоит для начала, конечно, понять, почему ты вообще склонен обижаться. Если интересно, взгляни на одну статейку.
4. Ты не можешь приспособиться к переменам
Если ты не можешь адаптироваться к изменениям, ты не живешь правильно. Все постоянно меняется, попытка остаться на одном месте может привести к тому, что вся твоя жизнь превратится в болото или ты в один «прекрасный момент» свалишься с земного шара, и он по тебе проедется. Если люди не меняются полностью — меняется их образ жизни. Если не меняются люди — меняется ситуация вокруг. Все постоянно находится в изменении, все меняется и течет. Если ты будешь пытаться стоять на одном месте и держаться за старое, не научишься адаптироваться, ты будешь, как дети из «South park», которые пытались удержаться за старые мемы. Самые замечательные старики — это те, которые поняли, что нет смысла плеваться в сторону изменяющегося мира — мир всегда меняется, и к этому стоит относиться философски. Так что не пытайся сопротивляться, развивайся, будь в курсе изменений и пытайся стать более гибким человеком. Это не значит, что ты должен будешь стать лицемером. Это означает, что ты можешь нормально взаимодействовать с окружающим миром, не считая его чем-то чужеродным.
5. Ты не можешь признать, что у тебя есть недостатки
В перерывах между походами в зал, года три так назад, я искренне верил, что все еще остаюсь в нормальной форме. Я верил, что у меня есть спортивный стаж, а следовательно — хороший метаболизм и мышечный корсет. Только вот эти ништяки от плохого питания и образа жизни быстро утратили свою актуальность. Мышцы стали мягкими, и у меня появился живот. Но я все равно закрывал глаза на этот факт, пока, наконец, не вынужден был признать, что бросать тренироваться не стоило и самое время начать снова, чтобы не превратиться в толстого аморфного парня, который когда-то качался.
Если ты толстый, ленивый, имеешь склонности м*дака, не хочешь ничем интересоваться и ведешь себя, как амеба, стоит это признать, а не думать, что все это части твоей ярчайшей личности. Это недостатки и то, что они твои совершенно не делает их лучше. Время вкалывать, прекрасная снежинка!
9 цитат Пауло Коэльо, которые изменят ваш образ жизни
Цитаты Пауло Коэльо
Если применить цитаты Пауло Коэльо, они навсегда изменят вашу жизнь.
Пауло Коэльо-бразильский писатель и лирик, широко известный своей книгой-бестселлером » Алхимик».
Однажды сказал, что на его взгляд произведения находит отклик у очень многих людей не из-за ответов, которые он дает, а из-за вопросов, которые он задает.
«Ты тонешь не потому, что падаешь в реку, а потому, что остаешься в ней.”
Слишком часто мы позволяем себе погрузиться в страдание, в то время как в наших силах выбраться.
Несмотря на то, у всех есть плохие дни, сложные ситуациями, у каждого есть выбор как справиться с трудностями.
Мы можем обвинять других, вести себя как жертва или даже позволить мелким ситуациям испортить целый день. Но мы также можем сделать обратное, взяв на себя ответственность, за случившееся неприятности и приняв жизнь такой, какая она есть.
В следующий раз, когда вы окажетесь в трудной ситуации, сделайте паузу. Потратьте несколько минут и запишите, как вы можете справиться. Что вы можете сделать прямо сейчас?
Иногда определение своих ресурсов и возможностей помогает по другому взглянуть на проблему и дают уверенность, что ее можно решить.
Всегда можете утонуть в жалости к себе, вести себя как жертва. Но в большинстве случаев вы также можете принять меры. Ваш выбор.
Может быть вам поможет если вы поделитесь с другом, родственником или консультация у специалиста.
Цитаты Пауло Коэльо
Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось. Это одна из самых известных цитат из бестселлера Коэльо » Алхимик».
Хотя Коэльо почти не использует такие термины, как Закон Притяжения и манифестации, многие из его основных цитат вращаются вокруг этих принципов.
Поскольку все на нашей планете состоит из атомов, все связано друг с другом, то что бы вы ни делали, все имеет связь с остальным миром.
Вот почему, если у вас есть сильное желание и вы вкладываете в него все свое сердце, вся вселенная, как говорит Коэльо, будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.
Вселенная начнет помогать вам достичь того, чего вы хотите, только если вы знаете, чего хотите, и хотите этого очень сильно.
Возьмите ручку и бумагу и запишите, как вы хотите, чтобы ваша жизнь выглядела через один, пять или десять лет. Или создайте красивую доску с изображениями, которые представляют вашу идеальную жизнь. Pinterest-отличный инструмент для этого.
Визуализация — это первый важный шаг, чтобы привлечь всего, что вы хотите.
Вы должны рисковать. Мы полностью поймем чудо жизни только тогда, когда позволим случиться неожиданному.
Эта цитата из книги “ На берегу Рио — Пьедра села я и заплакала “ является одной из основных и повторяется во многих текстах.
Книги Пауло Коэльо повествуют о смелых людях, которые сделали шаг навстречу к своей мечте. На своем пути они сталкиваются с ситуациями, меняющими их жизнь, преподают уроки о том, как жить, любить и быть.
Существует тонкая грань между принятием глупых решений и обдуманным риском, который большинство людей, к сожалению, не понимают.
Возможно не стоит предавать своего бизнес партнера ради осуществления своей мечты.
Если вы всегда стараетесь все контролировать, вы не позволяете чудесам происходить.
Всякий раз, когда мне нужно решить, перестраховаться или рискнуть, я напоминаю себе цитату Джеффа Безоса:
«Я знал, что если потерплю неудачу, то не пожалею об этом, но я знал, что единственное, о чем я мог бы пожалеть, — это не пытаться.”
В следующий раз, когда вы будете беспокоиться, стоит ли делать смелый шаг или нет, спросите себя, не пожалеете ли вы о том, что несделали его. Что, если вы никогда не узнаете , может ли этосработать?
«Мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Но каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо“
У вас есть все необходимое, чтобы сделать каждый день прекрасным!
Слишком часто мы ожидаем чудес, чтобы ценить свою жизнь. Однако мы забываем, что пробуждение утром-это само по себе благо.
Каждый день, который вы переживаете на этой планете, — это подарок. То, что вы живы, само по себе чудо, потому что шансы родиться равны одному из 400 триллионов.
Даже если ваши дни могут показаться одинаковыми, каждое мгновение может принести чудеса. Все, что нужно сделать, — это быть в настоящем и держать внимание на хорошем.
Чтобы лучше осознавать все чудеса, которые вы случаются каждый божий день, носите с собой небольшую записную книжку, куда бы вы ни пошли.
Сделав это в течение некоторого времени, вы не только поймете, сколько приятных моментов случается каждый день, но и станете больше замечать хорошие моменты вашей повседневной жизни.
«Каждый знает о том, как должны жить другие, но никто не имеет представления о том, как правильно прожить свою собственную жизнь»
Нет ничего проще, чем судить других. Популярность социальных сетей, к сожалению, упрощает распространение критики. Критикующие даже не пытаются понять , почему человек делает то, что он делает.
Однако, осуждение других это попытка убежать от своей реальности.
В критике, осуждении нет личностного роста, радости. Только в любви есть энергия роста.
Вместо того чтобы критиковать, спросите себя, чему вы можете научиться у этого человека, чтобы самому жить более счастливой и полноценной жизнью .
Независимо от того, насколько сильно вы не согласны с человеком, вы всегда можете найти по крайней мере одну положительную черту. Иногда вам, возможно, придется копнуть немного глубже, чтобы найти этот скрытый драгоценный камень, но это всегда будет стоить того, чтобы выбрать любовь вместо ненависти.
«Когда мы любим, мы всегда стремимся стать лучше, чем мы есть. Когда мы стремимся стать лучше, чем мы есть, все вокруг нас тоже становится лучше”
Цитаты Пауло Коэльо
Коэльо описывает вдохновение как энергию любви. Он часто говорит о любви как о решении большинства наших проблем.
— Достаточно ли ты любил?
Если вы ответите «да», то попадете на небеса.
Этот вопрос не относится к романтической любви. Он скорее спрашивает, достаточно ли вы раскрыли свое сердце, чтобы полностью охватить каждое мгновение и каждую песчинку, как это описывает Коэльо в «Алхимике».
Какой бы ни была ваша нынешняя борьба, любовь может быть решением или, по крайней мере, первым шагом.
Когда вы любите жизнь, людей вокруг вас и дар, который вы получили в этой жизни, вы всегда будете привлекать изобилие и любовь.
Если вы будете выполнять это упражнение каждый божий день, то вскоре поймете, что вас окружает больше благословений, чем вы думали.
«Там где твое сердце, там ты найдешь и свое сокровище. Ты никогда не сможешь вырваться из своего сердца. Так что лучше послушать, что оно говорит».
Цитаты Пауло Коэльо
Часто мы замалчиваем свои самые сокровенные желания, потому что следуем правилам, которым нас научили наши семьи или общество.Если ваше сердце зовет вас, но вы следуете ожиданиям других, то вы никогда не будете счастливы
Вы будете жить так как хотите если не будете бояться следовать зову своего сердца. Иногда следование зову сердца может привести вас к необычным результатам, но вы всегда найдете больше удовлетворения в следовании своим желаниям, чем в подчинении правилам других.
Запись мыслей поможет вам структурировать все ваши желания, выяснить, какие следующие шаги следует предпринять.
«Когда кто-то уходит, это потому, что кто-то еще вот-вот придет”.
Мне нравится это выражение, я применяю его не только в ситуациях с людьми, но и на чем угодно в жизни, говоря: Когда закрывается одна дверь, открывается другая.
Если вы хотите привлечь что то новое, замечательное вам сначала нужно освободить для них место.
Отпускать всегда тяжело, но необходимо освободить место для того, чтобы появилось что-то еще лучшее.
Читайте также: Цитаты Эриха Ремарка- слова на века…
«Именно возможность осуществить мечту делает жизнь интересной”
Жизнь не была бы такой захватывающей, если бы нам не приходилось ждать, пока наши мечты сбудутся.
Какой смысл получать все, что вы хотите, в ту же минуту, когда вы этого хотите? Если бы это было так, то ничего бы не хотелось.
Или как говорит Боб Проктор:
— Девяносто пять человек из ста довольствуются тем, что получают, мечтая о большем на всем пути от колыбели до гроба, никогда не понимая, что на самом деле они могли бы иметь все, что хотели
Первый шаг к тому, чтобы жить захватывающей, интересной жизнью, — это действительно мечтать о ней. Затем вам нужно представить себя уже живущим этой жизнью.
Способность мечтать — это один из источников энергии в жизни. Это то, что заставляет вас вставать с постели по утрам и что заставляет вас продолжать идти, даже когда возникают трудности.
Заключительные Мысли
По своей сути цитаты Пауло Коэльо столь же просты, сколь и глубоки.
В то время как многие гуру советуют вам прислушиваться к своему сердцу и следовать своей страсти, Коэльо является одним из немногих авторов нашего времени, которым удалось поместить эти бесценные уроки в истории, затрагивающие наши души.
К этому времени Коэльо опубликовал более 20 книг и вдохновил миллионы людей.
Тем не менее, если все вышеперечисленные уроки не убедили вас разрешить себе мечтать и выбрать любовь вместо страданий, по крайней мере, убедитесь , что вы танцуете.
Потому что, как утверждает Коэльо:
— Когда вы танцуете, вы можете наслаждаться роскошью быть самим собой.
Если вы еще не читали книгу Пауло Коэльо «Алхимик» и другие книги, купить их можно здесь >>> Купить Алхимик
Иконы От «Земфиры» до «Жить в моей голове»: что писала «Афиша» об альбомах Земфиры
26 августа отмечает день рождения певица, чей первый альбом вышел в том же году, что и первый номер «Афиши».
«Земфира» (1999)
Юрий Яроцкий: «Земфира родом из Уфы. Ей двадцать два года. За спиной — музыкальное училище, опыт игры в местных клубах и безуспешные попытки пристроить собственную музыку. В прошлом году девушке повезло – она сумела передать свою кассету в окружение «Мумий Тролля», как раз занимавшееся поиском новых талантов. Илье Лагутенко и его бессменному компаньону Лене Бурлакову музыка понравилась настолько, что было решено сделать из Земфиры новую звезду. Предыдущие попытки найти и взять под свое крыло кого-то, имеющего шансы повторить успех «Мумий Тролля», оказались безуспешными — раскрутка «Туманного стона» и «Deadушек» должного эффекта не принесла. С Земфирой все получилось. Для начала она была привезена в Москву вместе со своей уфимской группой, потом с записанным материалом отправлена в Лондон, где сводила песни в компании своих продюсеров и местного звукоинженера на той же студии, где доводились до ума диски «Мумий Тролля».
Все, кто слышал диск, говорили, что каждая песня — суперхит. Вообще-то такого не бывает, и тем более поразительно, что это оказалось чистой правдой. Случилось то, чего никто не ожидал, — появилась девушка с гитарой, собственноручно написанными песнями, притом очень хорошими.
Что-то новое, чего так давно не хватало. Не хватало, чтобы было просто и со вкусом. В ней нет ничего звездного — такую девушку можно встретить во дворе и не обратить внимания. Песни абсолютно лишены каких бы то ни было претензий, кроме претензий на то, чтобы быть хитом. Самый популярный — «СПИД» — далеко не лучшая песня на этом диске и даже не показательная, просто самая эпатажная. Остальное чем-то похоже на советскую эстраду 60-х (по музыке — так даже очень сильно, но при этом никакого чувства ностальгии). «Ромашки», «Почему», «Алло», «Синоптики» — простые названия, непростые тексты. С одной стороны — «Я задыхаюсь от нежности, от твоей-моей свежести», с другой — «Але, я девочка-скандал, девочка-воздух, мое Kenzo сандал, наш с тобой birthday». Все отлично уживается вместе — нежность, агрессивность, эпатаж, слэнг. У Земфиры есть все это — плюс предельная искренность и бесконечный драйв. Расклад давно не был столь очевидным. Появилась настоящая поп-героиня. Устоять не сможет никто. Без шуток — диск года».
«Прости меня, моя любовь» (2000)
Единственный альбом Земфиры, на который рецензия «Афиши» отсутствует. Тем не менее, перед выходом «Прости меня, моя любовь» журнал поставил певицу на обложку и назвал «самой большой звездой 2000 года», а главный редактор Илья Осколков-Ценципер взял у нее интервью.
В нем, в частности, Земфира говорит: «Первая пластинка мне напоминает кесарево сечение. Меня выудили рыбаки из Уфы и сказали: вот тебе студия, сиди — пиши. Записали две версии песни и орем вверх: «Боссы, какой вариант лучше?» Нам говорят: «Первый». О’кей, играем первый. Сейчас ситуация другая: на любой ноте ко мне оборачивается восемь голов: «Земфир, так?»
«14 недель тишины» (2002)
Юрий Сапрыкин: «Мне очень нравится новая пластинка Земфиры. Так, конечно, нельзя — это запрещенный прием; невозможно в первой же строчке открытым текстом выкладывать то, ради чего все это пишется. Но пластинка мне ужасно нравится, и ничего с этим не поделать. Земфире пластинка, судя по всему, тоже нравится; в одном из интервью она сказала, что, дескать, новый ее альбом полон достоинства, и я подозреваю, что именно в связи с этим пунктом пластинка так нравится мне. Нетрудно также понять, почему Земфира так нравится стране: на первых двух альбомах она не постеснялась открытых и сильных эмоций, она провоцировала той же силы эмоции в слушающих ее людях и той же силы эмоции получала в свой адрес. А вот теперь — внимание! — людям, ее слушающим, придется привыкнуть, что Земфира не сводится к восторгам и истерикам и может прекрасно обходиться без сильных эмоций, и воспринимать ее в связи с этим надо теперь, наверное, каким-то другим органом чувств.
Альбом «14 недель тишины» — в отсутствие сильных эмоций — держится на двух вещах: во-первых, на феерического качества звуке (половина альбома записывалась гитаристом и барабанщиком «Мумий Тролля» при участии лондонского продюсера Самсонова, половина — обновленной группой Земфиры и без Самсонова, но в итоге все склеилось в одну очень индивидуальную и совершенно блестящую звуковую картинку), а во-вторых. Вот тут важно подобрать точное слово. Скажем так: альбом этот держится на чувстве собственного достоинства. Это пластинка, записанная умной и сильной женщиной, и это слышно даже в том, как звучит ее голос. Голос стал чище и уверенней, и кажется, что самим фактом своего звучания он сообщает тебе ту же уверенность и — как и было сказано выше — достоинство. Я совершенно не понимаю, насколько стране все это окажется интересно, но даже если нет, все равно этот альбом уже является фактом искусства, фактом вполне состоявшимся. Скажем так: песни про ромашки и трещинки, безусловно, стали знаком времени, этот же альбом уже в момент выхода находится как бы вне времени. Классика — иначе не скажешь».
«Вендетта» (2005)
Впрочем, даже и в дециметре от нее мне вновь пришел на ум спасительный Мандельштам с его понятиями «жизняночка и умиранка» — но как такое произнесешь? Мне подумалось, что ее новые песни — это хрупкие исповеди перемытых косточек; то, что давно, казалось, известно, вдруг подставляет новую, нецелованную грань. Нет, так тоже нельзя сказать. Я слышу, как под пальцами участника записи Игоря Вдовина сминается-хрустит электронная пастила в прекрасной вещи «Вернись, мой друг», хочу сообщить нечто льстивое на этот счет, но Земфира решительно выдыхает: «От Вдовина в этой песне одни барабаны остались». (Вообще, в новом альбоме жестких рок-н-ролльных риффов куда больше, чем электронных происков.) Меня почему-то смущает берцовый слэп-бас (как у раннего «Морального кодекса», ей-богу) в совершенно чудесной песне «Все такие разные» (просто новая «Девочка созрела»), мне претит росчерк гитары там же, я приоткрываю рот — но Земфира предупреждает: «Не думай о звуке». Я задумываюсь о вальяжно-тревожном соло в другой композиции — Земфира замечает: «Здесь соло должен был играть Брайан Мэй, но как-то не сложилось. А мы, башкиры, гордые, я два раза просить не буду». А потом я вдруг слышу, как она поет на пластинке: «Хороший парень, тебе бы понравился», — и тут уже пускаюсь во все тяжкие, восклицаю, что это лучшая строчка на альбоме, а может, и вообще ее лучшая строчка. Земфира — та, что сидит рядом, — смешливо морщится, привычно поднимая ворот черного свитера до ушей и выше. Земфира — та, что ударяет мне в голову с двух сторон, — поет без слов свой самый прекрасный вокализ.
Тогда я ей ничего путного не сказал: все путался в Мандельштаме, роптал на температуру, петлял. Да и сейчас я, признаться, думаю лишь об одном: с какой же ледокольной грацией эта молодая женщина рассекает музыкальное пространство. Стоит ей запеть — и самая мысль о неточных аранжировках удаляется, как не разжалованная даже, а пойманная на воровстве прислуга. Ее песни практически невозможно испортить — настолько внятен и содержательно совершенен их посыл. Название альбома показательно — Земфира действительно не схватывает на лету, как Лагутенко, не раскидывает мозгами, как Летов; она именно что добывает, простецки и споро преодолевая сопротивление материала, — и наградой ей служит нефть, бьющая из каждой песни и попахивающая вечностью».
«Спасибо» (2007)
Александр Горбачев: «Один внимательный коллега как-то подметил: год, когда Земфира выпускает диск, неизменно оказывается плодотворным для русской музыки в целом. Пластинка номер пять — еще один аргумент в пользу этого тезиса: уже были «Аукцыон», «Гражданская оборона» и «Мумий Тролль», еще будут Дельфин и Tequilajazzz (и это только из главных героев), но даже на этом фоне ажиотаж, сопутствующий выходу «Спасибо», — из ряда вон. Решение продавать альбом через «Евросеть» вызывает ожесточенные споры: чего в этом больше — прогрессивного отношения к индустрии или банального корыстолюбия. Страна обсуждает ее неестественную худобу. Национальные таблоиды аршинными буквами печатают слухи о смертельной болезни певицы (сказывается декларируемая борьба с желтой прессой — действие равно противодействию). Клип «Мы разбиваемся» обвиняют в плагиате у Rammstein. И так далее. В этой связи в названии нового альбома нетрудно усмотреть горькую иронию — но это, похоже, незапланированный эффект.
Первое ощущение — рок изобилия, королевский выход, полный фейерверк; как и положено подлинной приме, Земфира не отказывает себе ни в каких прихотях. В отличие от «Вендетты» с ее тонкокожей электроникой, на «Спасибо» все сыграно живьем, богато, с каким-то праздничным напором. Пианист перебирает клавиши с проворством тапера в эмигрантском кабаре и выдает раскидистые соло на электрооргане, трещат кастаньеты, поминая то ли «Болеро», то ли группу «Агата Кристи», от души заливается аккордеон, Оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки профессионально давит слезу — чувствуется, что Земфира сама получает от песен дикое удовольствие и старательно наводит красоту.
«Спасибо» — это, конечно, шик, на нем очень много музыки, больше чем на всех остальных альбомах Земфиры. Тут-то и скрывается подвох: вся акустическая роскошь «Спасибо» придумана по ничтожному, в сущности, поводу; грубо говоря, здесь практически нет собственно песен (за исключением вышеупомянутой «В метро» и, пожалуй, «Когда снег начнется»). На круглом столе после прослушивания альбома (см. материал в предыдущем номере «Афиши») высказывались мнения, что, мол, этот альбом переломный, массам не понять цветущей сложности «Спасибо». Не знаю — по-моему, «Ариведерчи», с которой все началось, была не то чтобы сильно проще; мне кажется, что дело в другом. Песни Земфиры ведь всегда апеллировали в большей степени к инстинктам, чем собственно к эстетическому чувству. Они не предполагали рефлексии, в них не было ни грана кичливости, они говорили прямо и открыто; хоп — и ты уже поймался на волшебный крючок. Все держалось на словечках, фразочках, на феноменальном чувстве бытового, казалось бы, грубого и черствого языка — и потому, видимо, и попало точнее всего в коллективное здешнее бессознательное. «Мне ужасно нравится, как ты выглядишь в этой нелепой шапочке», — что может быть нелепее и в то же время вернее? Так вот. На «Спасибо» все сделано от большого ума — с чувством, с наворотами, — но подобных зацепок тут нет ни одной, и в итоге от альбома остается пустой звук. Рассуждать о том, как это ложится на нынешнюю действительность, язык не поворачивается — да никак не ложится, даже эпикурейская «Амба» «Мумий Тролля» и то сообщает о ней больше. Прежде поэзия выходила у Земфиры как бы сама по себе, теперь здесь есть претензия (неслучайно же замахнулись на Цветаеву), оттого и слух цепляется за малейшие помарки и пошлости. «Господа, маски сброшены» — кто эти господа? «Бери «Шанель», пошли домой» — к чему этот непотребный рефрен? Что означает всюду проговариваемый тезис, что, мол, название пластинки и есть главный ее месседж?
Нет ответа. Это альбом, адресованный всем и не адресованный толком никому; мысли ни о чем, песни в пустоту, и все это грациозное великолепие за одну песню «Самолет» я бы отдал не задумываясь.
«Жить в твоей голове» (2013)
Александр Горбачев: «Строго говоря, Земфира могла бы себе позволить вовсе не выпускать альбомы. Ну а что, тоже ведь вариант передовой сверхсовременной стратегии, к которой располагают и отсутствующая в стране индустрия, и экстраординарный статус певицы. Давать концерты в свое удовольствие, петь новые вещи по чайной ложке — как показал опыт, этого вполне достаточно; за последние шесть лет о Земфире, мягко скажем, никто не забыл. В этом смысле важно понимать, что «Жить в твоей голове» — это не дежурная вещь; не пластинка, оговоренная по контракту; в теории ее вообще могло бы не быть. Больше всего альбом похож на разговор, который назрел до той степени, когда не высказаться уже нельзя.
За последние шесть лет о Земфире никто не забыл; более того, этот альбом уже пару лет как превратился в миф — не такой, конечно, колоритный, как «m b v», но тоже ничего себе. Летом 2011-го он грозил появиться осенью. Летом 2012-го — тоже осенью. Говорили, что с Земфирой играет барабанщик Padla Bear Outfit. Говорили, что с Земфирой играет барабанщик NRKTK. Еще тоже много чего говорили — бог знает, что из этого правда и остались ли какие-то следы всех этих опытов в «Жить в твоей голове». Во всяком случае, доподлинно известно, что Земфира и правда успела посотрудничасть с Муджусом, — и эти опыты оставили след в «Кофевино». Еще были эпохальный концерт в «Олимпийском», окончательно подтвердивший правомерность любых эпитетов; две с половиной перемены состава; неожиданные премьеры; неизбежная желтая пресса; неоднозначные интервью; коммуникационная аскеза. Давление на «Жить в твоей голове», в общем, заведомо было преизрядное — в этом смысле логично и показательно, с каким поспешным цинизмом этой пластинке сейчас раздаются увесистые оценки. Впрочем, Земфира из-под давления вынырнула — выкрутив ручки влево.
«Спасибо» был альбомом-фейерверком, альбомом-спектаклем, который соответственно и работал лучше всего на сцене. «Жить в твоей голове» с самого заголовка, с самой обложки свидетельствует о своей интровертности: это очень тихий, закрытый альбом, хроники внутренней империи; в этом смысле Земфира вполне встраивается в общий международный ряд «новых интимных». При всем том здесь много музыки, сыгранной лаконично, точно и емко. Ударные отбивают пощечины; построковая возвышенность оформляет коду; лазурная бритпоповая гитарная романтика подсвечивает исповедальную печаль; неровный размер транслирует экзистенциальные кочки. Кроме прочего, «Жить в своей голове» предельно функционален: я готов биться об заклад, что «Чайка» в ближайшее время оккупирует вершины соответствующих радийных хит-парадов и что под титульную вещь красивые девушки будут проливать слезы в финале концертов. Ну и самое, может быть, важное — или, во всяком случае, то, что быстрее всего бросается в глаза: «Жить в твоей голове» — это, конечно, еще и энциклопедия чужой музыки. В перкуссионом шелесте «Реки» легко распознать Radiohead; в том, как тут выстроено тесное и одновременно просторное пространство звука, — The xx; кое-где тут можно усмотреть Coldplay; кто-то угадывает Bon Iver — ну и далее по списку. Но, во-первых, это, по-моему, лучше, чем группа Queen. А во-вторых… Никто и никогда этого не признает, но в своем роде «Жить в твоей голове» — это мастер-класс для новой русской музыки: она ведь тоже чуть менее, чем полностью, построена на переработке и переживании находок других. Земфира показывает, как можно любить чужое — и делать свое; как воплощать собственные мелодии (ничем не хуже том-йорковских), слова и чувства, воспользовавшись иностранным синтаксисом и пунктуацией. В конце концов, новый язык российской гитарной музыки в конце 90-х, одним из главных носителей коего и была Земфира, строился точно так же; в этом плане ничего не изменилось.
«Ты царь. Живи один» — сколь ни нелепо цитировать Пушкина, именно эти четыре слова, взятые во всей полноте смыслов, кажется, точнее всего воплощают торжество и трагедию этого альбома».