будет ли продолжаться передача третьякова что делать
OpenTown Открытый город
Юбилейную программу Виталия Третьякова о Ленине сняли
Не знаю, то ли плакать, то ли возмущаться, то ли смеяться. Сил не хватает уже ни на что.
На моей памяти, кстати, это первый прецедент, когда передачи Третьякова снимают с эфира.
0 комментариев *
Непонятна молчаливая соглашательская позиция КПРФ, делающей вид что эта мировая дата её не касается. Слишком велик был Ленин, если почти через век после своей смерти наводит страх и ужас на своих врагов.
С чего вы это взяли, что КПРФ делает вид? Расскажите, что КПРФ должна делать и не делает, а заодно сообщите на основании чего вы сделали такой вывод.
Владимир, я достаточно скептически отношусь к своим способностям в написании статей. Попадётся достойный материал про Ленина, размещу. На текущий момент действительно ничего не видел.
Почему то Ленин этой власти поперёк горла. С чего бы это?
См. на https://youtu.be/5crR331xrww Торжественное собрание, посвящённое 150-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина
Виктор, я не имел ввиду Вас совершенно, ибо к сторонникам КПРФ Вы явно не относитесь. Есть у нас сторонники партии крикунов, продекларировавших себя последователями КПСС. Но дальше деклараций дело не виде. То ли трусость, то ли лень мешает.
Но Ленин для меня именно вождь Революции и создатель СССР. Так что всё же поищу достойный праздничный материал. Вроде с накопившейся текучкой разобрался, теперь можно поискать целенаправленно.
Удачного поиска в Вашем благородном деле.
См. на сайтах sovross.ru и gazeta-pravda.ru массу отличных материалов о Ленине и юбилее.
Кто не хочет видеть и вякает о том, чего не видел, тот или тролль или провокатор на содержании власти.
Виталий Третьяков: «Что делать?» Лев Троцкий: гений или демон Русской революции?
\
Эфир: 08.11.2015. Выпуск 414.
75 лет назад, в августе 1940 года, в Мексике агентом НКВД Рамоном Меркадером был убит Лев Троцкий.
До сих пор это одна из самых загадочных политических фигур ХХ века. И с не менее загадочным отношением к ней общественного мнения и в России, и в мире.
Все имеют более или менее ясное мнение о фигурах Сталина и Ленина, неважно – положительное или отрицательное. А вот о Троцком такого сказать нельзя.
Кто он, обладатель высших должностей в первые годы послеоктябрьской России, – соратник или всего лишь попутчик Ленина? Если Сталин это плохо, то тогда антисталинисты должны считать Троцкого, соперника и врага Сталина, активно разоблачавшего сталинизм после изгнания из СССР, положительной исторической фигурой.
А что предлагал Троцкий России вместо Сталина и сталинизма? Какой бы была наша страна, если бы в политической борьбе того времени победил он, его сторонники и его идеи?
Что такое троцкизм (в том числе и современный)? Это конструктивное революционное учение? Идеология терроризма? Или что-то ещё?
Наконец, как всё-таки оценивать роль Троцкого в истории России ХХ века – положительно, отрицательно? А если не так и не так, то как?
На эти вопросы ответят участники очередной передачи «Что делать?»
Автор и ведущий: Виталий Третьяков
1. Барсенков Александр Сергеевич, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
2. Пивоваров Юрий Сергеевич, академик РАН
3. Жуков Юрий Николаевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН
4. Бузгалин Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
5. Гусев Алексей Викторович, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Источник
«Я цепенел от удовольствия, когда придумывал этот проект» «Дом-2» смотрела и ненавидела вся Россия. Как проект о любви стал фрик-шоу и что творилось за кадром?
2020 год преподнес россиянам подарок, о котором, казалось, нельзя было и мечтать. ТНТ заявил, что больше не будет показывать «Дом-2». Самое продолжительное и скандальное реалити-шоу на отечественном телевидении может прекратить существование. За 16 лет телепроект, превратившийся в имя нарицательное, пережил несколько волн деградации. Как ему удавалось держаться на плаву, кто его смотрел, как его пытались запретить и что оставалось за кадром, — вспоминает «Лента.ру».
«Дом-2» до нашей эры
«Я надеюсь, что с течением времени вас узнаю не только я, но и миллионная армия зрителей, которая будет смотреть проект «Дом-2″». С таким пожеланием в 2004 году перед 15 первыми участниками «Дома-2» выступил Дмитрий Нагиев. Он появился в самом первом эпизоде проекта, и именно он в прямом смысле слова поднял знамя «Дома-2», принеся на проект флаг с логотипом передачи. Нагиев не ошибся. «Дом-2» действительно будут смотреть миллионы, некоторые — семьями, а спустя время у передачи появится армия хейтеров, которые будут только подогревать интерес к проекту.
«Дом-2» замышлялся как продолжение передачи «Дом», в котором семейные пары бились за жилище, которое сами же и строили. После первого сезона у его автора Валерия Комиссарова (создателя «Моей семьи», а на тот момент — депутата Государственной Думы) и генерального продюсера ТНТ Дмитрия Троицкого появилась идея видоизменить проект и приглашать на шоу одиноких молодых людей, которые будут строить не только дом, но и любовь.
«Я цепенел от удовольствия, когда придумывал этот проект», — вспоминал Комиссаров в 2020 году, после перерыва разразившийся сразу несколькими большими интервью. Бывший «взглядовец» лично отбирал претендентов на участие в проекте и определял их роли. Отец «Дома-2» признавался, что его завораживало, как он создавал на экране целые миры. В его новом детище как будто сплелись два других его же проекта — «Дом» и псевдоток-шоу «Окна» с Дмитрием Нагиевым, славившегося подставными драками. Позже драки станут и визитной карточкой «Дома-2».
Первый сезон скандального телепроекта казался естественным и не был похож на постановочный. Участники телестройки не напоминали акул в поисках хайпа, хотя среди них действительно было много людей, которые видели себя в шоу-бизнесе. Уровень провокаций первых выпусков «Дома-2» — это то, что участница Ольга Николаева одевалась, как парень, и просила называть ее Солнцем, а если этого не происходило — устраивала собеседнику прессинг.
«Главный закон нашей площадки — здесь царит любовь, и именно любовь решает, кто победит в нашем проекте, потому что дом достанется только двум одиноким сердцам, которые встретят свою любовь в прямом в эфире», — декларировала принцип «Дома-2» его ведущая Ксения Бородина в первом же выпуске. За 16 лет шоу далеко отошло от этого закона.
Уже первое поколение телестройки быстро смекнуло, что надо «жестить». Для мотивации организаторы шоу ввели систему гонораров. Чем скандальнее участник становился, тем больше он получал. Первый 101 день новичок находился на проекте бесплатно. Если он проявлял себя — с ним заключали договор и «сажали» на оклад. Топовые обитатели «Дома-2» последних лет получали в месяц до 150 тысяч рублей, менее яркие участники — 30-40 тысяч рублей.
На пике популярности Ольга Бузова ежемесячно имела 7 тысяч долларов. Артистичная пергидрольная блондинка вела себя непосредственно, нравилась парням и запомнилась зрителям эмоциональными реакциями, частыми обидами и искренними слезами. Зрители полюбили Бузову — и из статуса участницы она перешла в ведущие, увеличив свой доход до 30 тысяч долларов в месяц. В то же время уже матерой к тому моменту Ксении Собчак за ту же работу платили 100 тысяч долларов.
Серые кардиналы «Дома-2»
Драки и интриги стали приметой реалити-шоу почти сразу. Еще в октябре 2004-го на проект пришла Анастасия Дашко, которая регулярно дралась с девушками, а однажды якобы украла деньги, которые коллектив собирал на подарок одной из участниц. Интерес к уроженке Салехарда подогревали намеками на однополые отношения с другими участницами «Дома-2». Сама Дашко утверждала, что за показную гомосексуальность ей платили организаторы телестройки. Ее история на проекте оборвалась после того, как выяснилось, что Дашко за свой счет оплатила зрительские голоса при голосовании за их пару с Сэмом Селезневым. После выхода с проекта она занялась бизнесом и отбыла полтора года в тюрьме за мошенничество.
Кто же те кукловоды, которые придумывали сценарные ходы? У «Дома-2» нет четкого сценария или прописанной библии персонажей: сюжетные повороты на месте придумывали серые кардиналы шоу — генеральный продюсер Алексей Михайловский (добрый полицейский) и шеф-редактор Александр Расторгуев (злой полицейский). Они обладали абсолютной властью на площадке и могли менять правила проекта, если того требовали рейтинги. Так случилось в 2011 году, когда ведущая Ксения Бородина завела отношения с пришедшим на шоу полицейским Михаилом Терехиным. Согласно правилам «Дома-2», участники не могли заводить отношения с ведущими, но для этой пары сделали исключение.
Будни Михайловского и Расторгуева составляли разговоры с обитателями «периметра». Они периодически вызывали на разговор участников, чтобы определить, кто кому нравится, а у кого с кем конфликт, и выработать для них линию поведения. Эти беседы оставались за кадром, и зрители их никогда не видели.
При этом совершать те или иные поступки обитателей «поляны» не заставляли, утверждают бывшие участники. Новички сами понимают, чего от них ждут, и стараются создавать и раздувать конфликты.
Волшебство «Дома-2»
Однако вовсе не это так раздражало общественников, которые время от времени требовали закрыть «Дом-2». В передаче не раз транслировались интимные сцены. Так страна, например, узнала о Елене Берковой, которая под камерами занималась сексом с Романом Третьяковым. За год до прихода на проект Беркова попробовала себя в качестве порноактрисы. В телешоу утверждалось, что Третьяков не знал о прошлом возлюбленной и не смог простить ей такого сюрприза.
До 2009 года «Дом-2» транслировался днем, а потому депутаты добивались если не закрытия, то переноса передачи на более позднее время. В 2005 году столичные парламентарии потребовали передвинуть «Дом-2» на время, когда его не смогут смотреть дети, а в отношении ведущей Ксении Собчак завести уголовное дело по факту сводничества и сутенерства. Инициатива захлебнулась, а Собчак тогда заявила, что «Дом-2» в большей степени занимается проблемами молодежи, чем депутаты, которые ведут себя как инквизиция. «Адекватным людям совершенно очевидно, что телепроект учит людей любить и дружить», — ответила ведущая.
К сексу на «Доме-2», вообще, относились своеобразно, особенно к участию женщины в этом таинстве, которое на шоу почему-то называли «волшебством». Но на сказку это было едва ли похоже.
По словам многолетнего участника проекта Рустама Солнцева (настоящая фамилия Калганов), политика организаторов шоу привела к тому, что проект превратился в публичный дом. «В последнее время они приглашали на шоу исключительно девушек легкого поведения и эскортниц. Людям это приелось, потому что взрослая аудитория смотреть долго на проституток, творящих беспредел, без омерзения не будет», — считает он.
Некоторые участницы действительно в прошлом занимались вебкамом и эскортом, что авторы шоу использовали в качестве драматургического хода. Например, анкету новой участницы телестройки находили на сайте эскорт-агентства и коллектив устраивал ей порицание. Так было в 2017 году с Марго Овсянниковой и с другими обитательницами «Дома-2».
Некоторым, несмотря на их прошлое, все же удалось закрепиться на проекте и заслужить уважение команды. Так, Ольга Григорьевская из Владивостока, из-за длинных волос получившая прозвище Рапунцель, до прихода на шоу тоже занималась вебкамом. По уже знакомому сценарию участники шоу обнаружили в сети видео, на которых полностью обнаженная девушка позировала для эротического чата. Рапунцель не стала отнекиваться и заверила, что не вступала со своими клиентами в личный контакт и взаимодействовала только виртуально. За годы участия на проекте Григорьевская вышла замуж и родила двоих детей.
Меньщиков в лучшие свои годы мог спокойно потрогать Ольгу Бузову за промежность или взять силой свою вторую половину Александру Харитонову, стянуть с нее бюстгальтер и под крики и рев девушки перевязать ее ремнями. Из-за образа шута и творческого человека Степану все прощалось.
В начале 2020 года Меньщиков вернулся на проект и сразу продемонстрировал, чему научился за годы отсутствия: готов был участвовать в драке из-за грязной посуды, оскорблял участниц с лишним весом, за что был бит, поколотил свою беременную жену Ангелину, последовавшую на «Дом-2» за супругом. Разговор о том, что женщина хочет ягод, обернулся для нее оскорблениями и ударом лицом об пол.
Уроженец Саратова Илья Яббаров тоже в совершенстве освоил мастерство эпатажа. Мужчина с болезненной фиксацией на чужих половых связях почти не говорил в спокойном тоне. Он был вечно чем-то возмущен и поднимал руку на женщин, которых считал недостойными. С 2015 года агрессивный участник то уходил с проекта, то вновь туда возвращается. После того как он не стал человеком года на «Доме-2», он разразился матерной тирадой о зрителях передачи. Яббаров заявил, что «Дом-2» смотрят «только дебилы», которые «сидят в говне» и радуются возможности облить его грязью в сети. Авторы шоу додавили эту тему, после чего Яббарова на время удалили из шоу. Однако в декабре его вновь вернули на проект.
На упреки критиков «Дома-2» ведущая шоу Ксения Бородина отвечает, что всегда выступала за семейные ценности. Учитывая контент передачи, звучит дико, но если разобраться, шоу, которое обвиняют в подрыве семейных основ (и такого понятия, как верность), по факту транслирует традиционную для России модель: мужчина должен быть самцом, а женщина — слабой и податливой, слово мужчины против слова женщины сильнее, решать проблемы силой — нормально, бить женщину — тоже.
Обратная сторона «Дома-2»
Отцы-основатели телестройки рассчитывали, что как и «Дом», шоу продлится один сезон — то есть три месяца. Первоначально новый проект не показывал ошеломительных рейтингов, но затем они начали расти. Это продлилось пару лет, а в 2007 году «Дом-2» достиг своего минимального рейтинга — 8,2 процента. На тот момент из проекта ушли такие культовые для передачи звезды, как Алена Водонаева, Май Абрикосов и другие «старички».
Желая удержать зрителя, продюсеры стали экспериментировать с форматами. Помимо таких привычных локаций, как «дом», «поляна» и «лобное место», в шоу появились «городские квартиры». Заселиться в отдельное жилье в Москве казалось престижным только со стороны. По факту же пары жили в оборудованных под квартиры нежилых помещениях НИИ технического стекла, акциями которого владела семья Комиссарова.
К 2010-2012 годам шоу переживало пик своей популярности и вызывало возмущение общественников. В 2011 году Всероссийский родительский комитет подал иск к ТНТ и потребовал запретить телепередачу, которая «наносит психический вред здоровью несовершеннолетних». Из-за эксплуатации темы секса ее нельзя показывать даже с 23:00 до 04:00, настаивали активисты. В тот момент владелец шоу Валерий Комиссаров был еще депутатом Госдумы и возглавлял комиссию по информационной политике, которая курировала телевидение. При этом, по словам его знакомых, он старался не афишировать связь со скандальным телепроектом. 25 февраля 2011 года Комиссаров досрочно сложил с себя депутатские полномочия и уехал жить в США.
В 2014 году произошло то, что Комиссаров называет ножом в спину — команда «Дома-2» договорилась с ТНТ о том, что проект теперь будет выходить без его участия. Исполнительный директор Алексей Михайловский, которого основатель «Дома-2» называет предателем, уверял, что у такого шага было логичное объяснение. По его словам, Комиссаров давно жил в США, занимался другим бизнесом, не принимал участия в делах компании, тем временем проект распадался: от мебели и техники, которую надо было менять, до звезд шоу, порывавшихся уйти. Михайловский утверждал, что им с Расторгуевым едва удалось удержать Ольгу Бузову. В интервью Собчак продюсер говорил, что ТНТ выделял Комиссарову средства на обновление передачи, но до программы они не доходили. Комиссаров же винит во всем Михайловского, который, по его выражению, все время страдал от синдрома второго человека и подговорил все свое окружение присягнуть другому подрядчику ТНТ — бизнесмену Александру Карманову, одному из крупнейших поставщиков труб для «Транснефти».
Втайне от Комиссарова на деньги Карманова на юге Москвы возводилась новая площадка «Дома-2». В ночь на 23 апреля 2014 года участники телестройки загрузились в автобусы и переехали на новое место — в поселение Сосенское. С этого времени началась другая эпоха «Дома-2».
Новый владелец запустил площадку на Сейшеллах, открыл два сайд-проекта «Дома-2» («Бородина против Бузовой» и «Спаси свою любовь»), под брендом телешоу начали выпускать товары — от тушенки и сгущенки до средств для мытья унитаза. В империю «Дома-2» также входят одноименный сайт и журнал с заявленным тиражом 450 тысяч экземпляров. В 2017 году журнал РБК подсчитал, что оборот корпорации под названием «Дом-2» составляет более 5,7 миллиарда рублей в год. Впрочем, за три года многое поменялось. Рейтинги шоу не росли, а площадка на Сейшелах была закрыта из-за нерентабельности.
Это финал?
За 16 лет продюсеры «Дома-2» перепробовали все для поднятия рейтингов телешоу: вводили в проект фриков вроде Венцеслава Венгржановского и Николая Должанского, селили родителей участников, тестировали героев на детекторе лжи, заключали их в карцер за провинности, устраивали ДНК-тесты на установление отцовства.
Через проект прошли больше двух тысяч участников, однако воспользоваться популярностью смогли совсем немногие. Старые звезды «Дома-2» вроде Степана Меньщикова, Романа Третьякова или Глеба Жемчугова (покинул проект в 2013 году) ведут свадьбы и корпоративы, Алена Водонаева и Рустам Солнцев занялись бьюти-бизнесом, Виктория Боня непродолжительное время работала телеведущей, теперь ее знают как жену состоятельного бизнесмена и амбассадора борьбы с 5G.
Некоторые из участников телестройки попытались стать актерами. Герой первых сезонов «Дома 2» Май Абрикосов в 2009 году снялся в российском детективном мини-сериале «Победный ветер, ясный день», на чем его актерская карьера окончилась. Влад Кадони открыл в себе экстрасенсорные способности и отправился штурмовать «Битву экстрасенсов», а вслед за ним — и его мать Елена Голунова.
Масляков ответил на обвинения в закрытии шоу «Игра». Барин звонил в АП и отказался от переговоров с ТНТ
С днем рождения, убийца «Игры»!
Президент Международного клуба КВН Александр Масляков отпраздновал 80-летний юбилей и в честь праздника дал интервью Андрею Ванденко из агентства ТАСС. Ванденко задал несколько протокольных вопросов и после предварительных ласк спросил про самый резонансный эпизод осени – появление и закрытие шоу «Игра» на телеканале ТНТ.
Масляков сразу закипел, назвал создание конкурента «телевизионным мародерством» и даже упомянул термин «воровство». Интервьюер уточнил у Барина информацию о причастности к досрочному завершению проекта Comedy Club Production. Александр Васильевич признался, что действительно связывался с администрацией президента России.
«Не был я на Старой площади (здание АП). Но пару телефонных разговоров на эту тему состоялось. Сначала я звонил, потом мне. Я не жаловался – призывал разобраться. Ведь эти, с позволения сказать, «игроки» не потрудились даже что-то видоизменить, банально сделали кальку с проекта, который существует 60 лет», – сердился Масляков.
Андрей Ванденко напомнил, что на телевидении давно создают аналоги популярных проектов каналов-конкурентов с незначительными изменениями. Александр согласился, но уточнил, что на ТНТ просто «внаглую скопировали чужую программу». Он посчитал, что авторы «Игры» попытались украсть формат, и из-за этого отказался от любых переговоров с Comedy Club Production.
«Со мной многократно пытались связаться создатели «Игры». Но я видел в телефоне имя звонившего и не брал трубку. Повторяю, нам не о чем было разговаривать. Вместе с коллегами я много лет делаю телепередачу по определенным канонам, но мы никогда никаких идей ни у кого не воровали. Вот принципиальная разница между нами», – заявил Масляков.
Он также отметил, что не пошел бы в жюри командного юмористического соревнования ТНТ даже в качестве патриарха. Барин привел пример «Суперлиги» на СТС и сказал, что канал Вячеслава Муругова сделал формат «по обоюдному согласию». «А с мародерами как договариваться?» – удивился Маслач.
Жаль, что Васильич не упомянул, какие рейтинги у официальной адаптации КВН на СТС и какие – у неофициальной на ТНТ. «Суперлигу» уже перетащили из воскресного предпрайма на понедельничный постпрайм, чтобы спасти очень низкие цифры. «Игра» же была стабильным первым номером среди юмористических программ России и регулярно хлестала Высшую лигу. Возможно, вместо звонков в администрацию Барину стоило посмотреть шоу конкурента и подумать, что же КВН делает не так.
Два Третьякова
Фигура журналиста, телеведущего и завсегдатая политических ток-шоу Виталия Товиевича Третьякова на фоне нашего телеэфира выглядит самобытной и самодостаточной. Между тем читатель и зритель со стажем обязательно отметит те изменения, которые претерпели с течением времени его взгляды и гражданская позиция. Эта эволюция, однако, не свидетельствует о неискренности или раздвоении личности. Это один и тот же человек, переживший две фазы своего существования, настолько разнящиеся, что и впрямь можно говорить о двух Третьяковых.
Новое назначение
Впервые эта фамилия привлекла моё внимание на излёте перестройки, накануне реформ. Однажды я ехал на электричке из Шатуры в Москву. Моей соседкой оказалась знакомая Рита. Я дружил с её семьёй, с теплотой вспоминаю мужа, физика и математика, обликом похожего на Пьера Ришара, с которым мы ходили в городскую баню, а потом по-суворовски поправляли здоровье; помню их огненно-рыжих детей, Аню и Нильса.
Время было такое, что много говорили о политике. После геронтологической череды генсеков все понимали, что в обществе грядут глобальные пертурбации. Перемен страстно желали не только Виктор Цой и школьники-балбесы – таково было общее настроение. Не знали только, какое направление примет вектор горбачёвско-ельцинских реформ – никто, пожалуй, и представить себе не мог, к каким необратимым последствиям приведут демократизация, гласность и либерализация экономики, какая печальная участь уготована нашей большой стране…
Но вернёмся к Рите. Склонившись ко мне, она заговорщицки и доверительно сообщила:
– А ты знаешь, кто будет редактировать «Независимую газету»?
– Виталий Третьяков, – ответила та со значением, словно этим всё сказано.
Я задумался. Имя это, конечно, было знакомо, что называется, на слуху. Мне встречались его статьи на страницах популярной газеты «Московские новости», которую злые языки именовали «масонскими». Он писал довольно дельно, но не более того – в духе модных тогда демократических веяний (слово «либералы» было ещё не в ходу, это позже в ходе одной телепередачи Алла Латынина объявила, что относит себя не к демократам, а к либералам).
Демократов тогда было пруд пруди. Был таковым и Третьяков. Конечно, он не принадлежал к числу оголтелых ревнителей демократии вроде Альбац, Новодворской, Старовойтовой или Юшенкова. Он занимал более трезвую и взвешенную позицию, но в целом все они смотрели, как казалось, в одну сторону – на Запад, с которого неразумным россиянам, «понимашь», надо было безоговорочно брать пример.
Поэтому меня немного удивило, что моя собеседница особое значение придала новому назначению. Но пришлось невольно задуматься: может, я просто чего-то недопонимаю? И в самом деле, тогда нелегко было угадать тот путь, который проделает эта медийная персона в дальнейшем, что лет через десять мы будем иметь дело с совсем другим Третьяковым. Я неопределённо кивнул Рите; электричка уносила нас в будущее. Кстати сказать, вскоре её семья отбыла на землю обетованную – общая судьба многих демократов того времени: они долго учили нас, как обустроить Россию, а потом паковали чемоданы и переселялись в Америку, Германию или Израиль…
На кафедре и на экране
Более десяти лет Третьяков стоял у руля «Независимой» и её многочисленных приложений. Ему удалось превратить её в одно из наиболее ярких периодических изданий. Отличие от других рупоров демократии состояло в том, что на её страницах отводилось место и идеологическим оппонентам – представителям государственно-патриотического крыла журналистики: мне тоже довелось опубликовать там несколько материалов.
Но всё это пока не имеет прямого отношения к телевидению. ТВ-карьера Третьякова началась, по большому счёту, в 2001 году, когда он начал на канале «Культура» вести политологическую программу «Что делать? Философские беседы». Уже через два года передаче была присуждена премия ТЭФИ. С этого времени, пожалуй, и можно говорить о вступлении на публицистическую стезю несколько иного Третьякова.
С первых выпусков программы бросилось в глаза стремление ведущего к объективности. Это сказывалось и в составе приглашённых в студию гостей. Разумеется, определённый перекос в сторону либерально мыслящих персон наблюдается, но это уж неизбывная традиция отечественной журналистики, идущая со времён Новикова. Но ещё в большей степени тяга к справедливости проявлялась в самом стиле ведущего. Он не давил на участников разговора, не стремился во что бы то ни стало утвердить собственную точку зрения, и даже казалось, приходил в студию без готовых рецептов и решений. А сколько у нас модераторов дискуссий, которых хлебом не корми – дай заткнуть рот противникам и несогласным! Создавалось впечатление, что при обсуждении острых насущных проблем он руководствуется желанием совместными усилиями приблизиться если не к истине, то к верному и глубокому пониманию рассматриваемого вопроса.
Сама манера говорения Виталия Третьякова способна внушать доверие. Он всегда рассуждает и высказывается спокойно, обстоятельно, без спешки и форсирования интонаций. Его глуховатый голос, манера артикуляции, когда кажется, что ведущий говорит с некоторым затруднением, как будто в горле его копятся сомнения и внутренние препоны, выдаёт в нём человека думающего, мыслящего, а не явившегося провозглашать и утверждать истину в последней инстанции. Кстати, напомню, что в русском народе издавна коренилось представление, что способность к излишнему красноречию (иначе говоря, к краснобайству) представляет собой качество неблагочестивое, а то и греховное. Да и не только в русском: вспомним, что и пророк Моисей был косноязычен.
Эта своеобразная манера речи тем удивительнее, что Третьяков стал заметной фигурой в области образования. В 2008 году он стал основателем и деканом Высшей школы, иначе – факультета телевидения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Но какую бы высокую должность он ни занимал, находясь в учебном заведении, не обойтись без исполнения лекторских обязанностей.
Когда подумаешь о том, как с такой негромкой, глуховатой, слегка заторможенной речью достучаться до сознания студентов, располагающихся на задних рядах аудитории, возникают невольные вопросы. Доходят ли его речи до слуха современной молодёжи? Конечно, встречаются преподы, которым наплевать, все ли слушают и слышат их слова. Но ведь Третьяков-то не такой! Он – не равнодушный начётчик из общества «Знание». Ему непременно нужно быть услышанным! Так значит, есть в его лекциях такое, что заставляет самых болтливых и недисциплинированных заткнуться и прислушаться к речам мэтра!
То же самое происходит и в ходе телевизионных дебатов. Другие участники дискуссии кричат, кипятятся, брызгают слюной. Но стоит взять слово Третьякову, как все сразу стихают, умолкают и прислушиваются к его тихому слову. Он спокоен? Да! Уверен в своей правоте? Как правило. Умеет оснастить свой дискурс неопровержимыми аргументами? Конечно. Но представляется, дело даже не в этом.
Очевидно, сила слов Третьякова, который давно не доверяет миражам и фетишам либерализма, состоит в его прямой и непреклонной гражданской позиции. В то время как многие его противники лавируют, виляют, извиваются, как вши на гребешке, способны переобуться в прыжке, он стоек и непоколебим. А состоит позиция второго, нынешнего Третьякова в том, что его высказывания направлены на поддержку всего русского, советского и тем более – государственных интересов России. По крайней мере, никаких инициатив, способных этому повредить, он не поддерживает, лично я этого не встречал.
В спорах с товарищами мне иногда приходилось слышать: «Да что этот Третьяков! Поскреби его и найдёшь либерала. » Не знаю, мне так не кажется. Я слышу и вижу только то, что сегодня этот человек искренне переживает за судьбу своего Отечества и думает о его благополучии.