бтр в армии что это
В чём разница между БТР и БМП?
В чём разница между БТР и БМП?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Бронетранспортёры и боевые машины пехоты — два класса техники, максимально близких друг к другу. Оба выполняют, по сути, одну задачу — возят пехоту. Так в чём между ними разница и есть ли она вообще?
На первый взгляд, ответить на этот вопрос очень просто. Бронетранспортёр — это в первую очередь «маршрутка» для своих пехотинцев, в бой с ними эта машина ходить не должна. БМП же, наоборот, воюет вместе с пехотой, потому у него и вооружение лучше, и ходовая часть чаще гусеничная, ибо нужна лучшая проходимость. Но верные ли это критерии и достаточно ли их?
Например, датская модернизация М113А2 с 25-мм пушкой, это ещё просто БТР с автопушкой или уже БМП на базе М113?
Если начать изучать вопрос, сразу станет понятно, что ничего тут простого нет. БТР с момента своего появления ещё на полях Первой мировой должны были ходить и ходили в атаку — и почти всегда проектировались в том числе с расчётом на сопровождение пехоты на поле боя. А современные бронетранспортёры часто вооружены и защищены ничем не хуже своих коллег БМП.
Существует, конечно, радикальное предложение: считать все машины с пушечным и ракетным вооружением БМП, а в БТР оставить только машины с пулемётным вооружением. Вот только тогда в БМП попадут БТР-82 и БТР-90, хотя они вроде считаются чистокровными бронетранспортёрами.
БТР-82А: с одной стороны, явно БТР, а с другой, вооружение — на уровне некоторых БМП
Другой вариант — обратить внимание на ходовую. Если есть колёса — значит, зовём это БТР. Но и этот подход совсем не работает, ведь в реальности колёсные БМП вполне существуют, и в БТР их никак не запишешь. Более того, сложись история чуть-чуть по-другому, и колёсной могла бы быть и БМП-1.
Объект 1200 — БМП-1 могла быть и такой
И кроме того, бойницы, например, есть на БТР-80, — так что, он тогда БМП?
Более того, в извечную проблему определения что есть БТР, а что БМП, недавно добавился и третий участник. Это МРАПы. Чем считать их? Они просто бронированные грузовики с защитой от мин или на самом деле уже БТРы? Ведь они как раз транспортируют пехоту и не ходят в атаку — как раз так больше всего любят классифицировать БТР.
Можно сказать: «МРАП не вооружён, в этом и отличие». Но серийные МРАП всё чаще и чаще получают пулемётное вооружение. И нельзя отрицать возможность, что при развитии таких машин мы скоро можем начать их путать не только с БТР, но и с БМП.
МРАП «Тайфун-К» с пулемётным модулем. Чем не БТР?
Что по итогу? Никакой чёткой границы или единого критерия, позволяющего отличить БМП от БТР (да и БТР от МРАП), нет. Почти всегда это на совести военных. Захотят и классифицируют как в голову взбредёт — или как будет требовать необходимость.
Наверное, идеальным решением было бы придумать какое-то общее название для всего набора бронированной техники, которая возит пехоту. Но такого названия пока нет.
Колёсное превосходство: чем уникальна российская бронетехника на платформе «Бумеранг»
«В настоящее время дорабатываются опытные образцы для предъявления их на государственные испытания, которые планируется начать в марте — апреле 2022 года», — сказал Чикин в ходе визита замминистра обороны РФ Алексея Криворучко на АМЗ.
Расположенный в Нижегородской области завод входит в контур ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК), который разрабатывает машины на УБП.
«Бумеранг» — восьмиколёсное шасси, на которое монтируются бронетранспортёр К-16 и бронемашина пехоты К-17. Эта техника в скором времени должна поступить на вооружение российской армии. Также Москва готова поставлять её своим партнёрам по линии военно-технического сотрудничества.
БТР и БМП на шасси «Бумеранг» во многом унифицированы, но отличаются по номенклатуре вооружения и ряду тактико-технических характеристик.
«Прорыв инженерной мысли»
К-16 предназначен для транспортировки, преодоления водных преград и поддержки огнём мотострелковых подразделений. В качестве основного вооружения машина использует пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм.
Бронетранспортёр вмещает до 11 человек личного состава, посадка и высадка военнослужащих осуществляются через верхние люки, кормовую дверь или рампу. К преимуществам К-16 относят независимую подвеску, экономичный дизельный двигатель мощностью 750 л. с. и автоматическую трансмиссию.
Защищённость экипажа и десанта, по данным «Рособоронэкспорта», обеспечивается за счёт бронированного корпуса V-образной формы, фильтровентиляционной установки и автоматизированной противопожарной системы.
«Бумеранг» обладает многоуровневой защитой от кинетических боеприпасов и взрывных устройств, которая может изменяться в зависимости от угрозы и потребности заказчика», — говорится на сайте компании.
В феврале в интервью агентству «Интерфакс» генеральный директор ВПК Александр Красовицкий заявил, что К-16 по праву относится к новому поколению бронетехники.
«В данном классе это принципиально новая машина с высоким уровнем защиты. Кроме того, в конструкции использованы все современные достижения науки и техники — в эту машину, можно сказать, заложен прорыв инженерной мысли. При необходимости можно управлять машиной дистанционно, то есть информационно-управляющая система шасси поддерживает все функции роботизированного движения», — пояснил Красовицкий.
По его словам, для К-16 были разработаны новая система управления и трансмиссия. Кроме того, были установлены новые испытательные стенды и модернизирован весь производственный цикл.
В конце ноября на странице Военно-промышленной компании в Instagram было опубликовано заявление Красовицкого о том, что самые сложные детали для машин на шасси «Бумеранг» изготавливаются на 3D-принтере. Это позволяет значительно сократить расходы на изготовление опытных образцов техники.
В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов рассказал, что машины на платформе «Бумеранг» заменят в войсках БТР-80 и БТР-82А, которые сейчас стоят на вооружении российской армии. По его словам, обе машины имеют «советскую родословную» и нуждаются в постепенной замене.
«БТР-82А — достойная и весьма современная машина, но она создана на базе советской «восьмидесятки» (БТР-80. — RT). Между тем на современном театре боевых действий ужесточаются требования — прежде всего к уровню защиты экипажа и десанта», — пояснил Хлопотов.
По словам эксперта, К-16 соответствует всем необходимым для своего класса стандартам защищённости. В конструкцию брони машины интегрированы элементы керамики и другие новейшие материалы, подчеркнул Хлопотов.
«В различных диапазонах»
Более вооружённым по сравнению с К-16 вариантом бронетехники на базе «Бумеранга» является К-17. Новейшая БМП оснащена модулем «Бумеранг-БМ» с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и пусковыми установками противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д», которые установлены по бортам необитаемой башни.
По данным «Рособоронэкспорта», К-17 может применяться для транспортировки мотострелковых войск, спецназа и морской пехоты. Арсенал БМП позволяет оказывать огневую поддержку военнослужащим, уничтожая живую силу, легкобронированную и тяжёлую технику противника, а также низколетящие цели.
На сайте ВПК сообщается, что комплекс противотанкового вооружения может поражать объекты на дальности до 10 км. «Корнет-Д» способен бороться не только с наземными силами неприятеля, но и вести огонь по низколетящим самолётам, вертолётам и БПЛА.
При этом, по данным ВПК, К-17 обладает достойным уровнем защиты. На БМП установлены «средства снижения заметности машины, пассивная бронезащита, а также комплексы активной защиты и постановки помех».
Важным элементом электронной начинки К-17 являются бортовая информационно-управляющая система (БИУС), построенная по блочно-модульному принципу, и цифровые средства связи с возможностью обмена данными в режиме реального времени.
Кроме этого, в БМП располагается программно-технический комплекс, обеспечивающий интеграцию машины в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) и «работу в едином информационном пространстве боевого управления».
К числу достоинств своего детища специалисты ВПК относят высокие показатели подвижности К-17. Помимо БИУС, они обеспечиваются новой мощной и экономичной силовой установкой с автоматической коробкой передач, оригинальной трансмиссией, независимой торсионной подвеской колёс и водомётными движителями с механическим приводом.
В качестве двигателя на К-17 используется турбодизель ЯМЗ-780, максимальная мощность которого 750 л. с. Также в состав силовой установки входит система охлаждения и предпускового подогрева.
«Большой ресурс»
По информации «Рособоронэкспорта», машины, смонтированные на унифицированном шасси «Бумеранг», полностью отвечают современным и перспективным требованиям ведения боевых действий.
В ВПК подчёркивают, что «Бумеранг» получил не имеющую в России аналогов компоновочную схему. Она обеспечивает эргономичное расположение десанта, оптимальное размещение оборудования и применение «дифференцированной модульной защиты».
«Модульность конструкции машины даёт возможность изменять состав конкретной машины семейства за счёт установки различных комплексов вооружения, систем активной и пассивной защиты в зависимости от назначения образца и требований заказчика», — говорится в материалах Военно-промышленной компании.
В свою очередь, Алексей Хлопотов говорит, что одним из ключевых инновационных решений, реализованных в БТР и БМП, стало необитаемое боевое отделение. Такие машины, как полагает аналитик, подойдут прежде всего мотострелковым войскам.
«В платформу «Бумеранг» заложены очень высокие показатели подвижности и проходимости, хотя К-16 и К-17 существенно тяжелее своих предшественников из-за большего объёма брони. При этом по ходовым качествам и плавучести перспективные БТР и БМП однозначно превосходят западные колёсные машины», — подчеркнул Хлопотов.
«Бумеранг» должен стать основной платформой российских мотострелковых подразделений. Машина плавающая, поэтому она обеспечивает эффективное преодоление водных преград, а колёсная база даёт больший ресурс по сравнению с гусеничной техникой и высокие темпы марша», — пояснил Мураховский.
Также он считает, что в перспективе на шасси «Бумеранг» могут монтироваться новые типы машин для российской армии.
«Сейчас на государственные испытания пойдут БМП и БТР, но понятно, что на базе этой колёсной платформы могут быть созданы командно-штабные машины, машины инженерных войск, химических войск, войск связи», — резюмировал Мураховский.
Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть вторая
Здравствуйте, товарищи-милитаристы! Сегодня, продолжая цикл статей, я вам расскажу о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в РККА.
В конце 1930 года светлые умы из Опытно-конструкторского бюро Управления механизации и моторизации РККА обратили внимание на хорошо зарекомендовавший себя трактор «Коммунар» производства ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода). Инженеры решили создать десантный танк на базе трактора. За основу была взята модель Г-75, оснащенная бензиновым двигателем мощностью 75 л.с.
Весной 1931 года опытный образец десантного танка Д-14 был готов. Летом 1931 года машина проходила испытания. Корпус бронемашины изготавливался из листов стали толщиной 6-11 мм, скреплялся заклепками. В передней части корпуса располагался двигатель — бензиновый 4-тактный жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков в 284 литра обеспечивала запас хода машины в 150 км.
Десантное отделение занимало всю среднюю и кормовую часть машины. Десант составлял 15 человек. Посадка и десантирование осуществлялись через бортовые двери (по три с каждого борта). Экипаж — 2 человека: водитель и командир машины. Вооружение — два ДТ-29. Очень забавным является тот факт, что разработчики машины предполагали, что пулеметы могли устанавливаться в одной из 4 шаровых установок, расположенных по одной в лобовом, кормовом и бортовых броневых листах десантного отделения и отделения управления.
Машина не прошла заводские испытания и не была принята на вооружение. Дальнейшие разработки бронетранспортера были прекращены.
13 февраля 1931 года на вооружение РККА был принят танк Т-26. Современная машина началась производиться на ленинградском заводе «Большевик», производство планировали наладить и на строящихся Челябинском и Сталинградском тракторных заводах. Танк, в котором нуждалась армия, производился в двухбашенных вариантах: пулеметный и пушечно-пулеметный. Позже, в связи с ростом количества танков в армиях европейских стран, появится на свет «истребитель танков» — однобашенный Т-26, вооруженный 45-мм пушкой. Предполагалось производить танк и в качестве транспортера пехоты. Так, в 1932-1933 слушатели военной академии бронетанковых войск показали проект бронетранспортера на основе Т-26. Машина получила отличную от танка компоновку: двигатель был перенесен из задней части корпуса — в среднюю, высвободив, таким образом, достаточно места для десантного отсека; моторно-трансмиссионное отделение располагалась в передней части машины.
ТР-1 был обшит сталью толщиной 6—10 мм, т.е. имел противопульную броню. Двигатель бронемашины — 6-цилиндровый четырехтактный американский «Геркулес» мощностью 90 л/с. Вооружение: 2 пулемета ДТ-29 в передней и задней стенках десантного отделения с боекомплектом 4977 патронов (79 дисков по 63 патрона!). Бронекороб, обшитый 6-мм броней и являющий собой десантный отсек, имел широкую дверь в задней части корпуса машины. Экипаж — 1 человек (механик-водитель) и 14 десантников (!).
Десантники сидели плечами к плечам, упираясь коленями в сидящих напротив. Также в бронекоробе имелись бойницы, но вести огонь из них представлялось возможным лишь при 5 десантниках в ДО. Машина, прибывшая на полигон в августе 1933 года и проходившая испытания в 1934 году, не была принята на вооружение по следующим причинам: тесное десантное отделение, недостаточная проходимость (вес загруженной машины возрос до 9,5 тонны), быстрый перегрев двигателя, негерметичный корпус (при прохождении даже небольшого водного препятствия десантное отделение заливало водой). Тем не менее, опыт в создании машина пригодился для развития следующего гусеничного БТР РККА — ТР-4.
Созданный также на основе танка Т-26, ТР-4 имел несколько иную компоновку, чем его предок — ТР-1. Машина была разработана в 1933 году заводом спецмаштреста им. С.М. Кирова. Изготовлена в количестве трех образцов. Десантное отделение, представляющее собой также бронекороб, было перенесено в среднюю часть корпуса. Посадка и десантирование пехоты производились через две бортовые двери.
Десант размещался на пяти откидных сиденьях, установленных вдоль карданного вала, соединявшего двигатель и трансмиссию (два справа и три слева). Две скамьи располагались вдоль боковых стенок кабины и имели откидные подножки для упора ног. В десантной рубке также размещалось и вооружение машины — 2 ДТ-29 в шаровых установках с боезапасом в 4980 патронов. Стоит добавить, что десантное отделение было вентилируемым (вентилятор размещался в задней части корпуса). Экипаж — 1 человек, десант — 12-14 человек. Моторное отделение с двигателем «Геркулес» размещалось в задней части корпуса и отделялось от десантного перегородкой. Доступ к двигателю можно было получить через два специальных люка.
Броневая защита осталась на уровне ТР-1 — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6-10 мм. Соединение броневых листов осуществлялось с помощью сварки. Запас хода машины порядка 120 км. Несмотря на то, что машина практически избавилась от «детских» болезней своего предшественника, ее не приняли на вооружение.
Дальнейшая разработка БТР на базе Т-26 не велась.
Экипаж, состоящий из командира и водителя, мог попасть и выйти из машины через боковые двери кабины управления. Корпус машины изготавливался из катаной броневой стали толщиной 6 мм (т.е. бронирование противопульное), имеющей рациональные углы наклона. Вооружение отсутствовало, впрочем, как и амбразуры для ведения огня десантниками. Машина, прошедшая заводской пробег в 330 км, модернизировалась и позже была отправлена на государственные испытания. Испытания машина не прошла ввиду низких тактико-технических характеристик. На вооружение не принята.
К началу Великой Отечественной войны Вермахт и армии его союзников, участвующие в нападении на СССР, уже располагали бронированными транспортерами. Sdkfz 251/250, более известный как «Ханомаг», не были редкостью в группах армий, наступающих по всему Восточному фронту.
Имелись ли подобные машины у оборонявшихся и отступающих советских войск? Нет, к сожалению, наши войска не располагали подобными машинами. Советское военное руководство, озабоченное огромными потерями техники, всеми силами стремилось восполнить их. Несмотря на то, что практически все усилия были брошены на выпуск «основных», уже традиционных, видов техники, таких как танки и САУ, но разработки бронетранспортеров не прекращались.
14 марта 1942 года на вооружение РККА был принят бронеавтомобиль БА-64. Вскоре горьковские инженеры, впечатленные опытом применения немецких БТР решили создать на базе своего детища бронетранспортер. Опытный макет был готов к 22 октября 1942 года.
Машина сохранили формы корпуса исходного образца, однако пулеметная турель была убрана, освободив таким образом место для десантников. Однако «удаление» пулеметной турели не означало, что разработчики собирались оставить машину безоружной. Установка ДТ-29 представлялась возможной. Но вскоре работы по переделки БА-64 в БТР были прерваны вплоть до марта 1943 года, когда был собран второй образец, известный нам как БА-64Е с десантов в 4 человека.
В том же месяце был создан образец БТР с возможностью размещения до 6-ти человек десанта. 3 апреля 1943 года был разработан еще один вариант бронетранспортёра, но уже на базе БА-64Б.
Борта этого варианта были подняты выше, и в них были сделаны по две бойницы с каждого борта. Вооружение отсутствовало. К концу года инженеры ГАЗ построил три БА-64Е, которые были направлены на фронтовые испытания. В обоих случаях машине была дана негативная оценка: тесно, неудобно, малоэффективно.
По результатам войсковых испытаний в сентябре 1944 года ГАЗ изготовил еще три образца БА-64Е. Каждый бронетранспортер был рассчитан на 4-х человек десанта и имел дополнительные бойницы спереди и сзади. Бронирование и подвижность машины остались на уровне БА-64.
28 сентября 1944 года эти машины были показаны маршалу танковых войск Я.Н. Федоренко. Он предложил провести некоторые изменения. Учтя рекомендации маршала, ГАЗ построил еще три бронетранспортера с разными вариантами реализации предложенных изменений. Несмотря на одобрительные отзывы маршала Федоренко при следующем показе и испытаниях, эти модификации так и не пошли в серию, в основном из-за того, что война уже заканчивалась и машина не успеет попасть на фронт.
В условиях катастрофической нехватки бронетраспортеров в РККА (несмотря на ленд-лизовские поставки американских M3 Half-track и Scout-car, английских Universal Carrier) к концу 1942 года на заводе имени Сталина была создана такая машина. В качестве базы, донора, был взят полугусеничный ЗиС-42М, производство которого было налажено на одноименном заводе.
К началу 1943 года была изготовлена машина с деревянным корпусом, которую вскоре представили военным. Проект БТР был утвержден Главным Автобронетанковым Управлением. Предполагался выпуск опытной партии из 5 машин к лету 1943 года, но проект был свернут в связи с малопригодностью и сложностью в эксплуатации гусеничного движителя.
Разработка еще одного советского бронетранспортёра велась полным ходом в КБ автозавода имени И.В. Сталина под руководством В.А. Грачева в начале 1944 года. И в этот раз завод-разработчик нового БТР прибегнул к старому принципу: «создавай на новое на базе имеющегося». Так, машина была создана на базе провалившего испытания артиллерийского тягача АТ-3. В свою очередь, АТ-3 был этаким «симбиозом» грузовика ЗиС-5 и танковой базы СУ-76М.
Компоновка машины была классической для того времени: переднее отделение — МТО, среднее — отделение управления, кормовое — десантное. Двигателем сего чуда являлся движок от того же ЗиС-5 — карбюраторный шестицилиндровый 3иС-16 мощностью 85 л.с. Доступ к двигателю можно было получить использую откидные боковые люки, закрывающие двигатель. Максимальная скорость машины составляла порядка 40 км/ч, объем бака в 150 литров обеспечивал БТР теоретический запас хода порядка 150 км. Корпус сварной, изготавливался из катаной стали толщиной 6-16 мм.
Десантное отделение открытого типа, т.е. крыши так таковой не имелось, поэтому в некоторых случаях можно было закрепить тент. Вооружение — 12.7 ДШК на открытой турели в средней части машины. Все бойцы также имели возможность вести огонь из амбразур. Экипаж составлял 12 человек: 10 десантников, водитель и командир машины. Для выхода/ входа в машину десантники могли использовать кормовую дверь или же воспользоваться дверями по бокам, предназначенные для командира и водителя. Также разработчиками предполагалась возможность использования БТР в качестве транспортера боеприпасов (горючего и т.д.).
В том же сорок четвертом бронетранспортер отправили на испытания на Научно-исследовательский испытательный танковый полигон, где машина их не прошла, несмотря на многообещающие показатели давления на грунт (порядка 0,3 кг/см2), которые сулили машине невероятную проходимость при «незначительном» весе (7100 кг). Все тот же смешанный тип движителя военным, мягко говоря, «не нравился» в связи сложностью в эксплуатации и низкой надежности. Нельзя забывать про скорый перегрев двигателя присущий всем испытанным машинам тех лет. Машина не была принята на вооружение.
Хотелось бы написать нечто свое и попробовать немного «попорицать» военных, по той причине, что никак не содействовали принятию на вооружение такого необходимого типа вооружения как БТР, ведь армия испытывала крайнюю нужду. Но я этого делать не буду, пусть этим занимаются другие. Также хотелось бы написать о таких проектах, как попытка создания БТР на базе надежной рабочей лошадки РККА — СУ-76М. Но достоверных подтверждений сим проектам я не нашел (за исключением «творчества» любителей альтернативной истории). Но мы ведь не такие, верно? Мы не любим альтернативную историю, мы любим только факты, поэтому вы видите, что есть.
Дорогие читатели! Нашли ошибку, неточность или упущение? Напишите автору! Заранее спасибо!