брутто и нетто что это в туризме
Брутто и нетто что это в туризме
Экономические науки / 6. Маркетинг и менеджмент
Кисловодский филиал ГОУ ВПО города Москвы «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы», Россия
К вопросу о классификации цен в туризме
В настоящее время огромную роль для предприятий в индустрии туризма установление цены, которая согласовала бы интересы как продвца, так и покупателя турпродукта.
Как известно, цена представляет собой денежное выражение рыночной стоимости турпродукта. При этом существует огромное множество видов цен, что предполагает их классификацию. Так, существуют следующие группы видов цен: нетто- и брутто-цены; пакетная цена и тарифы туроператора; групповая, индивидуальная и дифференцированная цена; дискриминационная цена.
Нетто-цена является выражением денежной суммы, которая подлежит обязательной оплате российским туроператором иностранной принимающей турфирме или турагентом туроператору. В брутто-цену включается также и комиссионное вознаграждение турфирме, которое удерживается при расчетах. Так, например, если цена реализации турпутевки конечному потребителю составляет 20 000 руб., из которых 2000 остаются турагенту за посреднические услуги, а остальные перечисляются туроператору, то 20 000 – это брутто-цена, а 18 000 – это нетто-цена.
Пакетная (комплексная) цена устанавливается на полностью укомплектованный турпакет, например в санаторий «Солнечный» в г. Кисловодске, который включает услуги по транспортировке, размещению, питанию, развлечению и т.д. Тарифы туроператоров устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туристских услуг, включая прибыль туроператоров и комиссию агентам. Например, цена за железнодорожный или авиабилет.
Групповая цена устанавливается на туристское обслуживание нескольких человек (например, 200 000 руб. на группу 10 человек; 380 000 руб. на группу 20 человек; 540 000 руб. на группу 30 человек), индивидуальная цена устанавливается в отношении каждого конкретного туриста (20 000 руб. на одного человека за весь пакет). Цена пакета на одного туриста считается наиболее предпочтительной для российских направляющих туристов за рубеж фирм, так как она позволяет легче скалькулировать сумму, причитающуюся предприятию, и произвести с ней расчеты по фактическому числу участников турпоездки. Цена на группу представляет больший интерес для иностранной принимающей турфирмы, так как она намерена получить указанную сумму вне зависимости от окончательного числа участников. Неким компромиссом в соглашении между российским туроператором и иностранной принимающей фирмой являются дифференцированные цены, которые устанавливаются в зависимости от окончательного числа участников тура, например:
20 000 руб. на одного человека при группе до 10 человек;
19 000 руб. на одного человека при группе 11 – 20 человек;
18 000 руб. на одного человека при группе 21 и более человек.
Риск аннуляции мест в тургруппе в этом случае уменьшается. Однако, предугадать окончательное число фактических участников поездки достаточно трудно, поэтому возникают трудности с калькуляцией тура. Туроператоры в этих случаях чаще всего используют более высокие цены пакета услуг, чтобы иметь резерв на случай аннуляции.
Дискриминационная цена предполагает, что устанавливается разная цена на туристский продукт независимо от различий в издержках только для определенного контингента граждан: например, детям от 6 до 12 лет или от 0 до 6 лет, пенсионерам, студентам, группам от 10 человек и т.д.
Нетто-цены в он-лайн режиме
Работа по ценам нетто — еще одна маркетинговая возможность для отеля, которую можно реализовать с помощью глобальных систем бронирования (GDS).
Цена нетто — это цена за товар после вычета всех надбавок, скидок и комиссионных. В случае с гостиницами, нетто-цена за номер, это цена, не включающая никаких надбавок и комиссионного вознаграждения для туристических компаний. Обычно нетто-цена составляет: цена «от стойки» или «best available rate» минус 25%.
Работа по нетто-ценам — наиболее удобный для турфирм механизм взаимодействия с отелем. Во-первых, в случае net rates, агентство имеет возможность самостоятельно регулировать размер своего комиссионного вознаграждения. Во-вторых, оно получает конкурентное преимущество за счет того, что, снизив собственные комиссионные, агентство может предоставить скидку конечному клиенту. В-третьих, нетто-цена — всегда предоплатная, и именно агентство принимает оплату от клиента, а потом переводит деньги в отель, вычитая из суммы платежа свои комиссионные. Все эти факторы стимулируют туристические компании работать с теми гостиницами, которые предоставляют им нетто-цены.
Существует несколько механизмов работы отелей с турфирмами по net rates.
Гостиница может заключить с туристическим агентством прямой договор, по которому предоставит агентству нетто-цену. Туристическая компания будет принимать у клиентов оплату за проживание и переправлять её в отель за вычетом собственных комиссионных. Эта схема работы, возможно, наиболее простая, но технологически она не очень удобна. Отелю приходится заключать столько договоров, скольким компаниям он предоставляет net rates. Бронирования в гостиницу приходят по факсу или телефону, и менеджерам приходится вносить их в PMS и вручную закрывать номера.
Ещё один вариант работы по нетто-ценам предоставляет глобальная система бронирования Amadeus. В ней отель может создавать отдельный вход и специальный тариф для конкретной турфирмы. Агентство, воспользовавшись своим паролем, будет бронировать номер в отеле по тарифу net и продавать его клиенту уже по другой цене, в которую войдёт агентская комиссия. Работа по нетто-ценам через Amadeus удобна, поскольку бронирования автоматически уходят в отель, и у агентства нет необходимости связываться с отелем по телефону, факсу или электронной почте. Но и в этом случае гостинице и агентству необходимо заключать прямой договор.
Существует ещё один механизм работы по нетто ценам — через компанию-посредника. В этом случае именно посредник берёт на себя все формальные вопросы и заключает отдельные договоры с турфирмами и гостиницами. Посредник выступает в роли связующего звена между гостиницами и агентствами, он предоставляет отелю возможность, заключив всего один договор, работать сразу с группой туристический компаний. Конечно, в данном случае между гостиницей и турагентством встаёт ещё одна компания, которая тоже работает за комиссионное вознаграждение, но обычно комиссионные посредника составляют 3-5% в зависимости от договора, отеля и размера нетто-цены. Именно по такой схеме сейчас работает компания «Нота Бена». Она разработала он-лайн платформу, к которой, с одной стороны подключаются отели и предоставляют свои net rates, а с другой — туристические агентства и авиакомпании. Нетто-цены загружаются в систему, а агентства входят в неё и бронируют необходимые номера. Достоинство этой платформы в том, что отель получает сразу же несколько крупных партнёров в лице турфирм-участников программы.
Преимущество работы по нетто ценам в онлайн-системах заключается в том, что гостиница не обязана постоянно предоставлять турфирмам блоки мест. Отель может выставлять нетто цены только на те периоды, когда загрузка невелика или в традиционно низкий сезон. К тому же, работа по net rates помогает отелю устанавливать долгосрочные отношения со многими крупными туристическими агентствами. (Наталия Захарова, специально для RATA—news H&R)
Формирование цены туристического продукта
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.05.2015 2015-05-14
Статья просмотрена: 2924 раза
Библиографическое описание:
Егорова, М. С. Формирование цены туристического продукта / М. С. Егорова, Я. А. Цубрович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 639-642. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18778/ (дата обращения: 27.11.2021).
Формирование цены турпродукта включает ряд этапов и операций.
1. Определение условий обслуживания, перечня услуг по размещению туристов, их питанию, перевозке, трансферту, экскурсионной программе, встречам-проводам. Размещение туристов. Устанавливается количество дней пребывания и количество ночевок в отеле или гостинице, расположение гостиницы относительно города и туристских объектов, выбирается класс отеля (2, 3, 4, 5, звезд). Наиболее демократичные цены в гостиницах с 2 и 3 звездами, гостиницы с сервисом высокого уровня имеют 4 и 5 звезд, соответственно цена проживания в таких гостиницах значительно выше. Существует система доплаты за особые условия проживания: номер с видом на море, балкон, удобный этаж и т. д.
Питание. Выбирается один из вариантов питания: трехразовое питание или полный пансион (в полный пансион входят завтрак, обед и ужин); двухразовое питание — полупансион (в полупансион обязательно входит завтрак, а обед или ужин выбирается по желанию); только завтрак.
Трансферт. Осуществляется перевозка туристов из аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно на заранее заказанном транспорте, доставка багажа отдыхающих.
Экскурсионная программа включает в себя посещение интересных туристских объектов таких как памятники архитектуры, памятники культуры, музеи, природные памятники, различные заводы и предприятия, представляющие интерес для туристов, а также обзорные экскурсии мест посещения (города, острова и т.д).
Перевозка из пункта отправки до первого пункта обслуживания. Стоимость перевозки обычно составляет значительную часть стоимости тура. В цене семидневных туров в европейские страны авиатарифа составляет около 50 %, а продажной цене туров в Америку или Азию — около 2/3. разница между индивидуальными и групповыми авиатарифами может составлять от 20 до 40 %. Цена перевозок зависит от результатов поиска фирмой — туроператором наиболее выгодных условий и тарифов перевозки [4].
2. Выбор способа предложения цены
Потребителю туруслуг предлагают два способа оплаты турпакета:
— туроператор предъявляет стоимость турпакета с расценками на каждую услугу;
— туроператор предъявляет комплексную (паушальную) цену, покрывающую стоимость всех согласованных и включенных в пакет услуг. В данном случае цена на отдельные услуги турпакета не указывается. Продавец объединяет несколько турпродуктов и предлагает их по суммарно уменьшенной цене, в основе которой — расценки на входящие в турпакет услуги.
3. Согласование цен турпакетов и скидок
Между туроператором и фирмой (отель, ресторан, экскурсионное бюро), предоставляющей услуги, обычно устанавливаются на выбор один из трех основных вариантов цен и скидок:
Вариант 1. Цена турпакета указывается на каждого туриста в отдельности. Такой вариант согласования цен наиболее удобнее для определения суммы, причитающейся фирме представляющей услуги, и расчетов с ней;
Вариант 2. Цена турпакета указывается на группу. Такой вариант предпочтителен для принимающей фирмы, т. к. указанная сумма не зависит от окончательного количества туристов в группе. Напротив, для туроператора сокращение числа туристов приведет к материальным потерям;
Вариант 3. Цена турпакета является дифференцированной, все зависит от количества туристов в группе. Например, для групп в 15–20, 21–25 и 26–30 человек соответственно устанавливаются три варианта цены — чем больше человек в туристской группе, тем меньше будет стоимость турпакета. Такой вариант является компромиссом между интересами туроператора и принимающей фирмы. Но остается противоречие между желанием использовать более низкие цены и риском недобрать необходимое количество туристов. В этом случае оставляется резерв на недобор путем увеличения продажной цены пакета услуг [1].
Размер скидок зависит от следующих факторов:
— для оптовой сделки (полная группа) обычно предоставляется скидка в зависимости от общей суммы сделки до 10 %, по продолжительности сроков и всего тура — до 5 %, по продолжительности проживания туристов в отеле — до 10 %;
— скидка на цены вне сезона (разница с сезонными ценами примерно составляет 20–25 %);
— активное участие туроператора в рекламе и издании рекламных проспектов принимающей стороны.
В итоге цена на групповой турпакет услуг становится ниже рыночной для разовых сделок в среднем на 10–20 %. Скидки на услуги размещения для постоянно сотрудничающих с отелем фирм обычно составляют 2–10 %, для турагенств — 10 %, для туроператоров — 20 % и более. Итоговые цены устанавливаются так, чтобы, попав к розничному клиенту через всех посредников, цена осталась на уровне объявленной отелем.
4. Согласование размера и вида комиссионного вознаграждения
Виды комиссионного вознаграждения в туризме:
— комиссия для туроператоров, которые формируют готовые пакеты туруслуг и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
— розничная комиссия выплачивается турагентам, которые участвуют в перепродаже туристской программы туроператора или сами бронируют номера в отелях;
— комиссия для всех других организаций, которые являются посредником между турагентом, туристом (клиентом) и отелем.
В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:
— цена «брутто» — цена без вычета комиссии;
— цена «нетто» — цена «брутто» с вычетом розничной комиссии;
— цена «нетто-нетто» — цена «нетто за вычетом «оптовой» комиссии;
— цена «нетто-нетто» цена «нетто-нетто» за вычетом «прочей» комиссии.
Например, гостиница предлагает свой продукт (услуги транспортного обслуживания, встреча в аэропорте, проводы, проживание и др.). Турагент покупает данный гостиничный продукт по цене «нетто». Данный продукт не имеет фирменной отметки. Турагент обязуется продать гостиничный продукт под своим именем и попутно осуществляет контроль бронирования мест. Турагент покупает у гостиницы определенное количество мест и при подписании договора оплачивает 10 % стоимости. По договору турагент обязуется реализовать определенный процент (квоту) от такого количества гостиничных номеров. За непроданные места турагент обязан заплатить гостинице определенный процент [3].
В случае если, турагент продает больше взятой им квоты мест, то он вправе рассчитывать на скидку при бронировании мест. Турагент сам выпускает каталог турпоездок, устанавливает цену на турпоездки с учетом платежеспособности контингента туристов, своих доходов и расходов.
5. Учет в продажной цене условий расчетов с фирмами — партнерами
Учет формы платежа. Для расчетов с иностранными фирмами чаще всего используются банковские переводы, межбанковские взаимозачеты («система Свифт»). Обязательно оговаривается с фирмой — партнером, на чей счет относятся операционные расходы. В практике деятельности российских фирм эти расходы относятся, как правило, на их счет и составляют 30 долларов США за один перевод иностранной валюты. Для выполнения таких переводов туроператор имеет валютный счет в российском банке, который в свою очередь имеет корреспондентские связи с иностранными банками. Для исполнения банковского перевода за границу нужно иметь письменный контракт с иностранной фирмой и счета фирмы на обслуживание каждой группы.
При учете сроков платежа, в международном туристском бизнесе в большинстве случаев применяется предварительная оплата, т. е. деньги обязательно переводятся до прибытия туристов в первый пункт турпоездки. Заблаговременно оговаривается дата платежа: или это день поручительства туроператора банку о переводе денег, или день, когда принимающая фирма получает от своего банка извещение о поступлении денег. Нарушение сроков платежа влечет за собой штрафные санкции со стороны принимающей стороны.
Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура. Аннуляцией является отказ от пользования забронированных услуг туроператором или отказ от предоставления этих услуг принимающей фирмой. Полной аннуляцией является отказ от всей поездки, частичная — от части услуг или забронированных мест. Принимающая фирма вправе взыскать с туроператора компенсацию расходов, понесенных в связи с аннуляцией забронированного турпакета. Материальная ответственность за аннуляцию групповых туров вступает в силу чаще всего за 21 день в сезонный период и 14 дней в несезонный период (до прибытия группы в первый пункт обслуживания). Это означает, что в случает отказа туроператора от забронированного турпакета более чем за 21 день в сезонный период, штрафные санкции не выставляются. Материальная ответственность за аннуляцию индивидуального тура обычно наступает за 72 часа до прибытия в первый пункт обслуживания. Размер штрафных санкций равен цене одного дня комплексного обслуживания туриста и в зависимости от сроков аннуляции может составлять стоимость от одного до трех дней обслуживания. В случае аннуляции по вине туриста штраф будет удержан с оплаченной стоимости купленного тура, т. е. при возврате цены тура будет удержан установленный договором процент [2].
Отказ от предоставления туристских услуг принимающей стороной возникает по причинам допущения ошибок работников фирмы, бронирования гостиничных мест правительственными органами на ту же дату, проведения государственных мероприятий, более выгодного предложения другого партнера. Ответственность за аннуляцию тура в таком случае определяется по взаимному соглашению.
В случае несоблюдения условий предоставления услуг принимающая сторона обязана возместить туристу понесенный ущерб. Понесенный туристом вред, а именно невыполнение некоторых услуг или ухудшения качества данных услуг указанных в договоре (меньшая звездность гостиницы, некачественная пища или перебои с едой, несоблюдение техники безопасности в гостинице, авария автотранспорта, потеря багажа), компенсируется туристу в денежной форме по приезду в страну отправления. Недоговорной вред, т. е. причинение туристу ущерба по вине третьей стороны (кража багажа или денег, автомобильная авария на улицах принимающего города, отравление едой в ресторане не при гостинице) оценивается в соответствии с законодательством страны, посещаемой туристами. «Форс-мажор», т. е. действия непреодолимой силы (стихийные бедствия, социальные конфликты, военные конфликты и т. д.) обычно не предполагают ответственности фирм-партнеров друг перед другом и пред туристами, что всегда прописано в договоре предоставления туристских услуг. Убытки принимаются туристом, туроператором и турагентом на свой счет и возмещению не подлежат.
6. Определение стоимости туристской путевки
Цена турпакета на одного туриста, т. е. стоимость туристской путевки, определяется по формуле (1):
Турпродукт в основном является пакетом услуг для группы людей. В группу входят туристы и лица, сопровождающие эту группу в определенной поездке (гид-переводчик, экскурсовод, аниматор). В турпакет некоторые виды услуг (экскурсии, фотоуслуги, спа-процедуры) обычно не входят в стоимость турпакета. Такие услуги турист покупает на месте, руководствуясь своими вкусами и желаниями в определенное время. При туре групповом его стоимость на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека. Стоимость всего турпакета на одного человека всегда зависит от вида тура, индивидуального или группового. Стоимость индивидуального тура при всех равных условиях всегда будет выше, чем цена группового тура из расчета на одного человека. Цена тура на одного человека зависит от количества дней пребывания в принимающей стране. Чем продолжительнее тур, тем дороже он будет стоить.
1. Бургонова Г. Н., Коморджанова Н. А. Гостиничный и туристский бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. — Финансы и статистика, 1999–256с.
2. Вавилов Е. В. Основы международного туризма. — М.: Гардарики, 2005–147с.
3. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. — М.:ЮНИТИ, 1998–176с.
4. Пузакова Е. П., Честникова В. А. Международный туристский бизнес — М.: «Экспертное бюро — М», 1997–324с.
Виды цен в туризме
Цена – экономическое понятие, которое означает «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара.
«Честная» или приемлемая цена – не конкретная величина, а область терпимости, то есть готовность потребителя заплатить по цене.
Стандартная– цена, относимая к совокупности сравнимых взаимозаменяемых продуктов.
Нетто- и брутто-цены. Нетто-цена – денежная сумма, которая подлежит обязательной оплате туроператором иностранной принимающей турфирме или турагентом туроператору. В брутто-цену также включается и комиссионное вознаграждение турфирме, которое при расчетах удерживается.
Пакетная цена и тарифы туроператора. Пакетная \комплексная\ цена устанавливается на полностью укомплектованный турпакет. Тарифы туроператоров устанавливаются на конкретные услуги поставщиков туруслуг, включая прибыль ТО и комиссию ТА.
Групповая и индивидуальная цена. Групповая цена устанавливается на туристическое обслуживание нескольких человек /группы/, индивидуальная – в отношении каждого конкретного туриста.
Дискриминационная цена – установление различной цены на туруслуги независимо от различий в издержках для определенного контингента граждан /дети до 6 лет, дети от 6 до 12 лет, студенты, пенсионеры, группы от 10 человек и пр./
Сущность цены проявляется в следующих функциях:
Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.
Содержание стимулирующей функции цены выражается в следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества продукции, освоение новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышенную рентабельность новых изделий по сравнению с ранее выпускаемыми.
Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необходимую информацию как для покупателя товара, так и для продавца его.
На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
на цену турпродукта влияет целый ряд факторов: внешних, внутренних и технологических.
Внешние факторы:
· государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности, в том числе налоговое регулирование;
· соотношение спроса и предложения, конъюнктура туристского рынка;
· потребители туристского продукта;
· ценовая политика поставщиков туристских услуг;
· уровень и динамика цен конкурентов;
Внутренние факторы:
· качественные характеристики услуг, соотношение цены и качества;
· издержки предприятия и планируемая прибыль;
· ценовая политика туристского предприятия;
· степень эксклюзивности туристского продукта на рынке.
Технологические факторы:
· технология работы с поставщиками услуг по данному турпродукту: квота или по запросу;
· вид турпакета: заказной или инклюзив тур;
· класс обслуживания: эконом, стандарт, эксклюзив, VIP и т.д.
· форма обслуживания: групповое или индивидуальное;
· тип заказчика: турагентство, корпоративный клиент или индивидуальный клиент.
Нетто-тариф.
Вознаграждение агента — сумма в валюте взаиморасчетов, которую получает туристический агент после завершения созданного им заказа.
Комиссия KiwiTaxi — сумма в валюте предоплаты/постоплаты, которую получает KiwiTaxi после завершения заказа.
Управлять этой настройкой можно в личном кабинете турагента.
Для большинства турагентов продажа трансферов не приносит значимого дохода. Для них важнее предоставить клиенту качественный сервис, в том числе индивидуальный трансфер взамен группового. Поэтому они стремятся сделать цену на индивидуальный трансфер как можно более доступной.
Мы предлагаем партнерам KiwiTaxi максимально снизить стоимость трансфера за счет нашей скидки. Выбирайте то, что наиболее выгодно именно для вас:
Рассказываем подробнее о нашем предложении на примере:
Сейчас у вас настроен тариф Брутто: в личном кабинете указана полная стоимость трансфера с учетом комиссии агента. Вы полностью оплачиваете трансфер, после чего на ваш баланс начисляется вознаграждение за заказ. Сумма этих вознаграждений постепенно копится.
При переходе на тариф Нетто стоимость трансфера снижается — из нее сразу же вычитается размер вознаграждения агента. Например, трансфер стоит 1335 рублей, но при бронировании вы платите 1203 рубля. При этом комиссия за заказ уже не копится на балансе.
Размер комиссии и сумму к оплате можно скрыть/отобразить при помощи комбинации клавиш Shift + R.
Преимущества Нетто-тарифа: