бросать жребий что означает
бросать жребий
Смотреть что такое «бросать жребий» в других словарях:
ЖРЕБИЙ — Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236. Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98,… … Большой словарь русских поговорок
БРОСАТЬ — БРОСАТЬ, росаю, бросаешь, несовер. (к бросить). 1. кого что. Выпустив из руки сильным размахом, заставлять лететь и падать вдалеке. Бросать камни. || Направлять, пускать. Солнце бросает лучи. 2. чем. Нацеливаясь чем нибудь, пускать, заставлять… … Толковый словарь Ушакова
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова
бросать — глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я бросаю, ты бросаешь, он/она/оно бросает, мы бросаем, вы бросаете, они бросают, бросай, бросайте, бросал, бросала, бросало, бросали, бросающий, бросаемый, бросавший, бросая; св. бросить; сущ … Толковый словарь Дмитриева
Бросать (кидать) жереб (жереба) — Дон., Курск. То же, что бросать жребий (ЖРЕБИЙ). СДГ 1, 141; БотСан, 96 … Большой словарь русских поговорок
жребий — я; м. 1) Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть жре/бий. Достаться по жребию. 2) трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий … Словарь многих выражений
бросать — быстрые взгляды • действие бросать взгляд • действие бросать вызов • действие бросать работу • действие, прерывание бросать свет • действие бросить беглый взгляд • действие бросить быстрый взгляд • действие бросить взгляд • действие бросить вызов … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, я, муж. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.:… … Толковый словарь Ожегова
жребий — я; м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть ж. Достаться по жребию. 2. Трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий ж.… … Энциклопедический словарь
Кидать жребий
Смотреть что такое «Кидать жребий» в других словарях:
Бросать (метать, кидать) жребий — Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236 … Большой словарь русских поговорок
КИДАТЬ — КИДАТЬ, кидаю, кидаешь, несовер. (к кинуть), кого что (разг.). То же, что бросать во всех знач., кроме 6. Кидать дрова в погреб. Кидать стрелы. Мальчишка кидал камнями в ворон. Пойманный воришка кидал кругом беспокойные взгляды. Кидать полки в… … Толковый словарь Ушакова
ЖРЕБИЙ — Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236. Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98,… … Большой словарь русских поговорок
кидать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я кидаю, ты кидаешь, он/она/оно кидает, мы кидаем, вы кидаете, они кидают, кидай, кидайте, кидал, кидала, кидало, кидали, кидающий, кидаемый, кидавший, кидая; св. кинуть 1. Если вы кидаете что либ … Толковый словарь Дмитриева
жребий метать(кидать) — Ср. Наконец идут к шапке, к жеребью, а вынув жеребьи. смотря по доле (земли), которая (кому) сталась, отправляются на поля. Даль. Картины русского быта. 14. Ср. Благословенные жрецами Теперь из урны роковой Пред неподвижными гостями Выходят… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Жребий метать, кидать — Жребій метать, кидать. Ср. Наконецъ идутъ къ шапкѣ, къ жеребью, а вынувъ жеребьи. смотря по долѣ (земли), которая (кому) сталась, отправляются на поля. Даль. Картины русскаго быта. 14. Ср. Благословенные жрецами Теперь изъ урны роковой Предъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
кидать — а/ю, а/ешь; нсв. см. тж. кидаться, кинуть, кидание 1) а) что кого (чем) взмахом заставлять лететь, падать что л. находящееся в руке (в руках); бросать 1) Кида/ть каме … Словарь многих выражений
Кидать/ кинуть жереби — Яросл. То же, что бросать жребий (ЖРЕБИЙ). ЯОС 5, 29 … Большой словарь русских поговорок
жребий — я; м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую л. обязанность или право на что л. Тянуть ж. Достаться по жребию. 2. Трад. поэт. Судьба, участь. Жалкий ж.… … Энциклопедический словарь
Бросать жребий что означает
Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).
Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21–26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это – лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.
Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям – «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии, гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1).
Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону.
В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.
По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз – 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов – Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита – Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов – московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев – Новгородский митрополит Афоний – велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.
По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605–1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю» (1 Цар. 9: 15–16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.
Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».
Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.
При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).
Перейти Рубикон: значение фразеологизма. Как Цезарь перешел Рубикон
Перейти Рубикон – это значит сделать решительный шаг, принять важное и бесповоротное решение. Рубиконом в переносном смысле называют переломный момент.
Юлий Цезарь переходит Рубикон. Иллюстрация Танкреди Скарпелли. Fototeca Gilardi / Getty Images
«Жребий брошен». Как Юлий Цезарь перешел Рубикон
В ту пору Гай Юлий Цезарь был одним из римских проконсулов – полководцев – и возвращался с победой из Галлии. Закон разрешал проконсулу руководить армией лишь вне Италии. Но друзья предупредили Цезаря, что в Риме созрел заговор против него.
Зная это, Цезарь подошел к Рубикону – небольшой речке на севере Апеннин. По Рубикону проходила граница между Цизальпинской Галлией и Италией. Дальше Цезарь мог либо отправиться в Рим без армии, рискуя своей головой, либо двинуться вместе с легионами – и тем самым объявить войну сенаторам.
По рассказам Плутарха и Светония, военачальник сначала колебался, но потом произнес фразу из комедии Менандра: «Жребий брошен!» (Alea iacta est).
Риск оказался оправдан. Цезарь без боя вошел в Рим, а позднее победил армию Помпея. В результате Цезарь получил единоличную власть, став основателем Римской империи.
Цезарь. Картина Адольфа Ивона, 1875 год
Спустя несколько лет, при Октавиане Августе, Рубикон перестал быть пограничной рекой – в империи поменялись административные границы. В последующие столетия речки в этой местности многократно меняли русла, мелели, менялись из-за строительства плотин и водоотводов.
Лишь в XX веке ученые сошлись во мнении, что древний Рубикон – это река Фьюмичино, протекающая через город Савиньяно-ди-Романья (он стал называться Савиньяно-суль-Рубиконе).
Рубикон даже в античные времена был неширок и мелок, так что переход через него был символическим жестом. Сегодня эта речка примечательна лишь тем, что вошла в поговорку.
Бюст Юлия Цезаря на реке Рубикон. Фото: Wikimedia / Stefano Bolognini
«Перейти Рубикон». Примеры из русской литературы
Рубикон был перейден, и, что я ни делал, чтобы воздержать дружбу Головина, а главное, его посещения, – все было тщетно.
А.И. Герцен. «Былое и думы»
Вся жизнь – женщина! У Цезаря – Рубикон, у меня – женщина… Пустой бабник! Не жалко было бы, если бы не боролся, а то ведь борюсь!
А.П. Чехов. «Безотцовщина»
Рубикон человеческий она уже перешла и принадлежала бесповоротно трущобе…
В.А. Гиляровский. Час «На дне»
Уж я вам сказал: «Рубикон перешли», возврата назад не может быть, кхе, да, да…
И.Е. Репин. «Далекое близкое»
А в дни моей встречи с Бальмонтом он переходил Рубикон, отделяющий импровизатора в нем от поэта…
Андрей Белый. «Начало века»
Что значит
Что означает слово
Что означает выражение «жребий брошен»?
Эта довольно пафосная фраза часто встречается в фильмах или книгах. Ее произносит герой,когда принимает решение от которого будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Выражение «жребий брошен» означает, что теперь после принятия решения уже нет дороги назад, что на карту поставлено буквально все.
История возникновения выражения «жребий брошен»
Давным давно существовала Римская империя.У каждой империи должен быть свой император и одним из таких тиранов был Юлий Цезарь.
А появилась эта фраза так.
Римская республика 49 год до нашей эры,прекрасно цветущее государство.Оно занимает площадь большей части Европы и Азии.Внешних врагов у нее не существует,лишь орды кочевников, иногда совершают набеги на границе.
Это было время сильных политиков и отважных воинов.Поскольку умные люди не хотели погибать, большинство из них шли в политики. Лишь немногие совмещали в себе отличных воинов и хитрых политиканов. Юлий Цезарь как раз и совмещал в себе эти два призвания.
В то время он уже высоко поднялся по служебной лестнице и занимал должность консула,что соответствует наместнику.Он жил и работал в Галлии,которая была частью Рима.Сейчас эта область находиться во Франции.
Этот человек был честолюбив и его не устраивала должность консула,он грезил об императорском кресле.
Сенат почуяв в нем сильного политика активно плел против него интриги.
Наконец поняв,что так дальше продолжаться не может,он решается на вооруженный мятеж.
Граница между Италией и Галией проходила точно по маленькой речушке под названием Рубикон.
Когда Юлий Цезарь пересек илистое русло,он и произнес эту легендарную фразу «жребий брошен».
Дело в том,что по законам Рима нельзя было пересекать Рубикон с вооруженным войском.Нужно было перед этим расформировать его.
Под командованием Юлия Цезаря было всего 5 тысяч воинов, было просто непонятно, на что он рассчитывал, ведь на стороне Рима были его могучие легионы.
Началась гражданская война, которая унесла многие жизни и наконец после четырех лет противостояния Юлий Цезарь стал императором Рима.
Цезарь пересекает Рубикон видео