бросаешь спорт с чего вдруг
Тачки 3 (Cars 3)
— Бросаешь спорт? С чего вдруг?
— Помню, спросил однажды у тренера: «В какой момент надо оканчивать?». Знаешь, что он сказал – новички подскажут.
Другие цитаты
Всё лишено смысла, кроме разве что бледного плеча, на которое можно положить голову и закрыть глаза, грызя орехи кешью, и лучше всего – в ванне, наполненной горячей водой.
Чем больше надеешься, тем больше разочарование.
Я говорил себе, что еще успеется, но вдруг оказалось, что успеть уже нельзя.
. как часто в жизни кто-то из нас может испытать счастье, но не мгновенное, а длительное, которое было бы явным, как убеждение в чём-то или вера во что-то?
Как легко говорить некоторые вещи и как трудно их делать.
Я верю, что придет время, когда люди смогут по-настоящему понять друг друга.
Один ученый сказал:
— Есть четыре категории людей, которым благоразумно служить:
людям, от которых можно получить вознаграждение;
людям, от которых можно получить знания;
людям, от которых можно получить благословение и которые помолятся за тебя;
людям, которые в состоянии причинить тебе ущерб.
Когда теряешь дорогого тебе человека, утешением в этой трагедии способна послужить лишь зыбкая, но столь необходимая надежда на то, что, может быть, — всё к лучшему.
Вот первая причина: нет веры – есть плечо…
Зачем тебе мужчина, который не причем?
Вот новая причина: есть палец – нет кольца…
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.
Правила бросания любых занятий. Если ребенок говорит «Не хочу!»
Как правильно бросать спорт, музыку и все что угодно
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Если ребенок вдруг решает бросить спорт, музыку или любые другие внешкольные занятия – это всего лишь значит, что у него упала мотивация. Хотя родители порой переживают подобные скачки мотивации как «ужас-ужас». «Правила бросания всего», которые вы найдете ниже, наверняка примирят обе стороны и дадут толчок к новому развитию. Но сначала история о том, что в бросании можно найти много плюсов (а не только минусы).
А если никакой вид спорта так и не «зашел»: история Вити
Мальчик Витя двенадцати лет прошел типичный путь Незнайки: пробовал все возможные виды спорта и ни в одном из них не задерживался дольше чем на полгода. Не получил медалей, разрядов и поясов, не переступил через себя ни в чем: как только приходила пора совершить значительные усилия, бросал занятия. Теперь Вите ужасно хочется получить признание, но как, если формального успеха он так и не добился?
Что произошло? Молодой человек перепробовал много видов спорта, но ни в одном он не увидел смысла. Между тем если он постоянно пробовал, значит, он постоянно тренировал свое тело, пусть и не систематически. Он пробовал разные виды спорта и в каждом из них кое-что усвоил. Все это — огромный наработанный ресурс, пусть и не воплощенный в грамотах и медалях.
Что можно сделать? Попробовать себя в танцах: спортивная подготовка тут окажется очень кстати. Превратиться в блогера-дегустатора: писать и рассказывать другим о разных видах спорта и о том, что удалось понять, занимаясь ими. Собрать собственную коллекцию спортивных занятий: специально отыскивать и пробовать экзотические, необычные виды спорта, беря от них только то, что нужно для коллекции.
В результате там, где были провалы (я так и не смог добиться, я не преуспел), теперь оказались возможности (я еще не попробовал конкур, я не прыгал с тарзанки, на лыжах катался, а на сноуборде еще нет). Нет возможности расти вглубь — значит, растем вширь и получаем от этого удовольствие.
В общем, если ребенок вдруг захандрил, решил бросить, утратил интерес и погрузился в царство скуки — для вас это неплохой вызов. Если принять его, вы сможете вдохнуть новые цели и перспективы в надоевшее, привычное, ставшее рутинным занятие. А это немало!
Правила бросания и продолжения любых занятий
— А что можно сделать, чтобы ребенок не выдавал мне вот эти «надоело, больше не пойду» постоянно? Я же не каждую неделю готова проделывать сложные упражнения с поисками новых смыслов?
Никто не может гарантировать, что вы один раз проделаете упражнение по поиску новых смыслов и больше уже не вернетесь к этой проблеме. Дети растут быстро, часто передумывают, переосмысляют… Но идея ограничить процесс поиска себя мне очень нравится.
Предлагаю четкий алгоритм действий.
Шаг 1. Собираем информацию.
Крошка сын к отцу пришел и сказал: все, нет сил, бросаю … (сюда впишите все, от курсов кройки и шитья до школы вообще). Вы проделываете необходимые упражнения, чтобы не дать волю эмоциям, и начинаете подробное интервью: когда появилось такое желание, с чего оно началось, были ли какие-то важные события, после которых занятие перестало радовать… Собрав полный анамнез, переходим к созданию аварийного плана.
Шаг 2. Взвешиваем риски.
Вместе с ребенком перечислите все возможные удовольствия, которые приносит вам это занятие сейчас и которые может принести потом, в обозримом будущем. Олимпийское золото и большую сцену лучше не обещать, а вот реальные и доступные бонусы лучше перечислить все. Дальше задаем ребенку вопрос: разве все эти бонусы не стоят того, чтобы дать занятию второй шанс и договориться «допилить» еще, скажем, пару месяцев? Или до конца учебного года? Или до следующей аттестации?
Шаг 3. Составляем договор.
Обязательно устанавливаем временную границу: вот столько тренировок, вот столько недель, вот столько месяцев ребенок обещает не бросать. Прописываем условия: например, взрослый обязуется никогда не опаздывать после окончания тренировок, всегда забирать ребенка вовремя, давать с собой печенье — в общем, условия на ваш вкус.
Ребенок, в свою очередь, дает честное слово до указанного момента не начинать разговор на тему «бросаю» (кроме экстренных, из ряда вон выходящих случаев, вроде буллинга или недопустимого поведения педагога).
Договор распечатываем или пишем от руки (все, что осталось в голове, моментально забывается и теряет магические способности), подписываем (со всей ответственностью), прячем в ящик с документами и вешаем на стену календарь, где отмечаем наш дедлайн.
Шаг 4. Визуализируем все ожидаемые бонусы.
Берете лист ватмана и рисуете подробный маршрут достижений — с сегодняшнего дня и до дедлайна. Это могут быть любые выступления, комплименты, самые разные способы применения полученных навыков, концерты, соревнования, бытовые умения — в общем, все, что можно извлечь для себя из предстоящего этапа завершения.
Оформляйте все возможные достижения как пустые зоны, в которые можно с наслаждением ставить жирные яркие галочки, приклеивать фотографии, добавлять трофеи. Можно сделать больше шагов, чем вы наметили целей: есть же такие эффекты, о которых вы сейчас даже не подозреваете. Располагая трекер на листе, лучше всего выбрать восходящий вектор: вперед и вверх. В конце трекера обозначьте дату окончания вашего семейного договора.
Теперь как только ребенку удается хоть чего-то добиться, получить положительные эмоции на тренировке, достичь одной из поставленных целей — он рисует галочку на трекере.
Каждый раз, когда ребенок сгибается под гнетом неудач, его обуревает скука, лень, желание все бросить — апеллируйте к вашему договору: там стоит подпись ребенка, к тому же рядом на стене висит целый коллаж потенциальных приятностей. Такое уже не бросишь под влиянием минуты!
Шаг 5. Час икс.
В назначенный день и час достаньте из ящика ваш договор, положите перед собой трекер достижений и задайте ребенку ключевой вопрос: бросаем или нет? И дальше — ребенок волен выбирать. Он может захотеть попробовать еще немного, или с радостью отказаться от занятия, или предложить вам какой-то третий, совершенно неожиданный вариант. Так или иначе, это будет качественно осмысленный уход из спорта, отказ от кружка или секции, переход на семейное обучение и т.д.
— А если он все равно говорит, что хочет бросить, а я все равно хочу, чтобы он продолжал?
Этот момент — час икс не столько для ребенка, сколько для вас. Сейчас вы проверяете на прочность свое доверие ребенку, свое отношение к нему как к автономной личности. Если ребенок говорит, что, несмотря на все успехи и радости, он хочет покончить с тем или иным занятием, ваша задача — принять это решение. Помните, что под договором с ребенком стоит и ваша подпись.
Все, что было запаковано и убрано на антресоли, всегда можно снова достать и распаковать. Ребенок может снова начать рисовать, петь, заниматься математикой, встать на горные лыжи — спустя год, пять, десять, даже тридцать. А вот если вы надавите, примените силу, обесцените волю ребенка — у него появится гораздо меньше поводов возвращаться к этому занятию.
Что нужно запомнить о скачках мотивации
Они естественны. По мере того как дети растут, у них меняются источники мотивации, искать и перепроверять их так же естественно, как каждый год покупать ребенку обувь на размер больше.
Эти скачки — не проблемы, а помощники, путеводные маяки, по которым мы выстраиваем свою индивидуальную траекторию. Если ребенок сигналит о том, что какое-то занятие больше не приносит радости, — это добрый знак.
Сами по себе скачки мотивации не способны лишить нас каких-либо возможностей, достижений и успехов. Потеря мотивации — это не то, что закрывает нам дорогу в большой спорт или мир симфонической музыки; все пути остаются открыты, мы можем пройти по ним спустя год, два, десять — стоит только заново увидеть в этом смысл. В семь лет человек занимается плаванием, чтобы получить медаль, в двенадцать — чтобы нарастить красивые мышцы плеч и спины, в тридцать пять — чтобы поддерживать свое здоровье, а может быть, чтобы приобщить своих детей к водному спорту. Никакая сила не способна закрыть перед ним эту дверь.
Когда теряются старые смыслы, появляется шанс у новых. Этой возможностью стоит воспользоваться!
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.
В апреле 2021 г. я столкнулась с тем, что не могла тренироваться так, как раньше. Сезон только начался. Пробежав всего один старт, я вернулась на стадион и не смогла выполнить скоростную «работу». Одну, вторую, третью. Не бежали ноги, не бежала голова. Бег – источник силы, вдруг стал причиной хандры.
Меня угнетали не кроссы и интервалы как таковые, а невозможность их качественно отработать. Всякий раз, выходя на трек, я чувствовала пустые ноги. Пыталась давать себе команды, но связь между головой и телом была утеряна. Все вокруг затягивало серой пеленой, и я просто добегала тренировку «как получится». Позже эта странная немощь освободила меня от страха несоответствия своим собственным стандартам. Я ехала на стадион, предчувствуя, что предстоящая тренировка «не зайдет» и просила от себя одного: просто придерживаться плана.
Я задумалась над тем, что со мной происходит. Модный термин «выгорание», растиражированный тренерами по личностному росту, мне никогда не нравился. Я считала, что за этим стоит стремление оправдать банальную лень и нежелание прикладывать усилия. Депрессия – куда более презентабельный диагноз, но его еще нужно заслужить. Нежелание гладить рубашку утром, ехать в офис, общаться с людьми и невозможность выбежать километр из четырех минут – пожалуй, маловато будет.
Выгорание…Задаю я поисковый запрос. Что ты вообще такое?
Выгорание имеет «отраслевую» специфику. В спорте оно определяется в виде трехкомпонентной конструкции:
— истощение (эмоциональное и/или физическое),
— уменьшение чувства достижения (снижение стремления достигать высоких результатов),
— обесценивание достижений (снижение значимости уже достигнутых результатов).
Выделяют следующие симптомы выгорания:
Многие склонны не придавать значения описанным симптомам, считая, что апатия и отсутствие энтузиазма у спортсмена свидетельствуют только о недостатках характера, лени, отсутствии бойцовских качеств. Снижение эффективности деятельности и спортивных результатов связывают, как правило, с недостаточным восстановлением и/или ошибками в тренировочном плане.
В то время как перетренированность и недовосстановление – всего лишь звенья одной цепи. Согласно когнитивно-аффективной модели Роджера Смита, к выгоранию приводит совокупность внешних условий, а также мотивационных и личностных характеристик спортсмена (локус контроля[2], самооценка, уровень притязаний и их соответствие уровню самооценки, мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач[3]). Снижение эффективности деятельности начинается тогда, когда спортсмен начинает чувствовать несоразмерность затраченных усилий и «стоимости» спортивной деятельности.
Иными словами, главными причинами «выгорания» спортсменов будут являться не тренировки как таковые, а чрезмерное удлинение тренировочной и соревновательной деятельности, ее однообразие вкупе с постоянным стремлением к победе, к личным рекордам[4]. Установка бегать каждый старт с новым «личником» нередко сопряжена с постоянной неудовлетворенностью собой и тревогой по поводу своей физической формы. Все это в фоновом режиме, наравне с физическими нагрузками, оказывает давление, которое со временем может перерасти в хронический стресс, результатом которого и станет выгорание.
Выгорание проходит через несколько фаз:
2. Агрессия. Спортсмен начинает злиться на себя, на тренера, условия тренировки, становится вспыльчивым, начинает конфликтовать. За счет эмоционального выплеска может повышаться тонус и субъективно тренироваться становится легче.
3. Компромисс. Усталость и раздражение накапливаются. Мы начинаем уговаривать себя: «Еще два старта осталось, а потом отдых». Такие уговоры немного помогают, однако появляются досада и злость, плаксивость (чаще у девочек). Перерывы между интервалами, паузы в тренировках становятся все чаще и продолжительнее, включается «режим сохранения энергии». Спортсмен начинает избегать контактов с другими людьми.
4. Апатия. Психический тонус резко падает, и спортсмен будет ждать любого повода, чтобы прекратить работу: дискомфорт в одежде или забытая бутылка с водой будут достаточными причинами закончить тренировку.
5. Полный отказ от тренировок и занятий спортом.
Если первые три фазы являются обратимыми, то при достижении последних двух чрезвычайно сложно найти стимул, способный продлить спортивную карьеру.
Будучи очень близким по своим симптомам к депрессии, эмоциональное выгорание («паралич повседневных дел») не классифицируется как медицинское состояние, однако как самостоятельное расстройство было включено ВОЗ в Международную классификацию болезней[5]. «Синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» поместили в раздел «Проблем, связанных с занятостью или отсутствием занятости». В то же время многие называют выгорание формой депрессии. И депрессия, и выгорание сопровождаются чувством бессилия, неэффективности, когда кажется, что ни в чем не получается добиться результата, несмотря на прикладываемые усилия. Разница заключается в том, что выгорание рассматривают исключительно в привязке к профессиональной деятельности, в то время как депрессия — понятие, затрагивающее все аспекты жизни человека. Однако продолжающийся стресс и выгорание, которое начинает влиять и на другие сферы жизни, могут привести к психологическим заболеваниям, в т.ч., к депрессии.
Как узнать, есть ли у вас выгорание?
15 утверждений объединены в 3 шкалы, отражающие ответные реакции спортсменов на длительные эмоциональные и физические перегрузки. В каждой шкале содержится 5 утверждений, которые предлагается оценить с помощью следующих вариантов ответа: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Нужно выбрать один из вариантов ответа по каждому суждению. Каждому ответу присваивается определенный балл. Методика позволяет выявить 3 показателя психического выгорания: уменьшение чувства достижения, эмоциональное/ физическое истощение, обесценивание достижений.
Полученные баллы суммируются по 3 показателям опросника:
1. Уменьшение чувства достижения – вопросы 1, 5, 7, 13, 14.
2. Эмоциональное / физическое истощение – вопросы 2, 4, 8, 10, 12.
3. Обесценивание (девальвация) достижений – вопросы 3, 6, 9, 11, 15.
Затем подсчитывается суммарный балл по всем шкалам опросника.
Мой уровень выраженности каждого показателя выгорания по итогам прохождения теста получился «высоким», а общая оценка, которую я получила, составила 58 баллов.
Затянувшаяся депрессия может привести к выгоранию, но и выгорание само может стать причиной депрессии. В конечном итоге спортсмен столкнется с полной неспособностью осуществления тренировочной деятельности.
Пропуск нескольких тренировок (отдых) бессилен в решении глобальной проблемы. Даже после двухнедельного отпуска, вернувшись на стадион, можно вновь обнаружить те же самые симптомы. В то же время гораздо хуже, когда спортсмен, злясь на себя за слабоволие, начинает удваивать усилия, загоняя себя еще глубже в яму.
Выявив у себя долгоиграющую апатию, явное снижение продуктивности и упадок жизненной энергии, самое главное – прекратить совершать бессмысленные движения. Попытки удовлетворить тренировочные и соревновательные потребности в данной ситуации будут неэффективными и даже вредными.
Говоря о спортсменах-любителях, главной опасностью выгорания является не риск завершения «карьеры» в определенном виде спорта: если деятельность не является профессиональной, то последствия такого решения не будут столь драматическими, как в случае с профессиональными спортсменами. В конце концов, у нас есть масса других вариантов спортивных занятий, которыми заново можно увлечься. Самая страшная угроза состоит в том, что деструктивное состояние потери смыслов и невозможность деятельности легко может стать постоянным спутником человека во всех других сферах жизни.
Сейчас самое время остановиться. Прислушаться к себе. Куда уходит энергия? На чем сейчас стоит фокус? Может быть, подготовка к марафону конкурирует со сложным проектом на работе или в жизни происходит что-то, что требует всего вас целиком – прежде всего, эмоционально, поэтому в действительности вы присутствуете где-то в другом месте, но не стадионе. Наши ресурсы ограничены, поэтому распределяться они будут сообразно приоритетам, которых не может быть слишком много.
Что произошло? В какой момент все сломалось? Возможно, месяц назад вы пережили сильное эмоциональное потрясение или стресс, и сейчас справляетесь с его последствиями, сами того не осознавая. А может быть, прошедший сезон забрал слишком много сил и, несмотря на то, что внешне вы в порядке – на самом деле, это не так.
Это не совсем про выгорание в том смысле, в каком его понимают психологи. Возможно, состояние, которое я пытаюсь сейчас изжить, ближе к депрессии. Однако мне кажется справедливым говорить о том, что ощущение бессилия и потеря чувства значимости происходящего не в последнюю очередь обусловлены тем, что где-то есть дыра, через которую утекает или уже вытекло слишком много энергии. Внутри остается пустота. Заткнуть эту дыру и снова наполниться – вот, что нужно сделать в первую очередь.
(2) Восстановление ресурсов. И здесь нет никакого противоречия с первым пунктом. Отдых должен быть в приоритете. Согласно последним научным данным, 42% времени нужно тратить на отдых[8]. Именно столько времени требуют для восстановления ваши тело и мозг. Это примерно десять часов в сутки, включая время на сон. Сюда же может входить общение с близкими, чтение, прогулка, что-то еще, что доставляет вам удовольствие. Памятуя о том, что одной из причин спортивного выгорания является переутомление, правильный отдых и восстановление являются одним из самых главных компонентов лечения. Возьмите тайм-аут, как бы страшно ни было за потерянную форму. Здесь без иллюзий. Форма неизбежно уйдет, однако это тот самый шаг назад, который позволит сделать два шага вперед. Простой в активных тренировках, тем не менее, не означает, что можно бросить следить за собой. Неправильное питание, увеличение или чрезмерное снижение массы тела отрицательно повлияют на уровень самооценки и будут способствовать развитию выгорания. Чтобы вернуть себе здоровый дух, нужно здоровое тело.
(3) Пересмотр целей. Думать о том, тем ли вы вообще занимаетесь и стоит ли количество затрачиваемой энергии выхлопа, который приносит деятельность, которую вы назвали главной в своей жизни, в состоянии выгорания не стоит. Эта самая деятельность и вы в ней выглядите сейчас не самым презентабельным образом – все вызывает негатив и «синдром отмены», когда хочется все бросить, забыть и никогда не возвращаться. Определить роль бега (любой другой активности) в вашей жизни и четко определить, сколько энергии вы готовы тратить на него, – безусловно важно. Игра в профессиональных спортсменов в условиях, когда вся прочая жизнь прозябает в руинах, будет приводить к новым психологическим (и не только) проблемам. Однако сейчас я предлагаю подумать о том, что выгорание может быть спровоцировано стремлением к одной большой цели, такой как «самыйважныйвжизни» марафон или полная дистанция Ironman – что-то, что давит своей важностью, ответственностью и исключительностью. Мы долго и упорно движемся к этой цели, желая показать лучший результат, на который способны, тренируемся изо всех сил, во всем себе отказываем и в какой-то момент перегораем. Помочь может снижение градуса. Забудьте об этой цели, обесценьте ее. Осознайте, что этот марафон – всего лишь один из многих, которые еще будут у вас. Поймите, что вы уже находитесь в пути и движетесь в правильном направлении – вперед. Большие цели – всего лишь ориентиры. Дайте себе выпустить пар, прервите монотонию процесса. Пробегите следующий старт без каких-либо ожиданий и целей на результат, просто выйдите и покажите свой максимум. Сбегайте несколько соревнований в удовольствие: вспомните, что начали заниматься спортом, потому что он доставлял вам радость (очень полезно профилактически под конец соревновательного сезона включать в план хотя бы несколько таких соревнований).
(4) Общение и социальная поддержка. Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, больше подвержены синдрому выгорания, нежели те, кто занимается командными, в которых есть разделение ответственности за удачу или неудачу. Отсутствие такой формы социальной поддержки, в частности, у бегунов, способствует развитию психической напряженности и тревоги. Несмотря на то, что, находясь в депрессивном (выгоревшем) состоянии, поддерживать контакты с людьми становится очень сложно, замыкаться в себе все же нельзя. Избегать эмоционально затратных и ненужных контактов будет правильным с точки зрения восстановления ресурсов, однако пробежаться по душам с близким другом, а еще лучше – поговорить с тем, кто с бегом никак не связан, может оказаться очень полезным.
(5) Навыки саморегуляции. Научитесь варьировать уровень стресса – расслабляться и мобилизовываться тогда, когда это необходимо. Всякую спортивную деятельность сопровождает стресс: совсем избегать его не нужно, т.к. определенный уровень стресса необходим для того, чтобы спортсмен мог достигнуть успеха. Как определить какой уровень стресса будет являться приемлемым именно для вас? Все упирается в особенности нервной системы. Спортсмены со слабой нервной системой тревожны, им свойственно детально планировать деятельность и контролировать режим дня, они отличаются заниженным уровнем притязаний. Им часто требуется помощь тренера, команды. В условиях соревнований им нужно успокоиться, понизить уровень стресса, самим себе внушить уверенность. Для спортсменов сильного типа нервной системы, малотревожных, эмоционально устойчивых, импульсивных, характерны постоянно высокий уровень целей. Такие спортсмены добиваются высоких результатов при наличии очень большого (порой максимального) уровня стресса. Они быстро принимают решения, отличаются самостоятельностью и не испытывают постоянной потребности в помощи тренера. В условиях соревнований наибольший эффект им дают приемы мобилизации и стимуляции.
(6) Работа с эмоциями. Контролируя предсоревновательное чувство тревожности и напряжения, мало кто обращает внимание на свои эмоции после старта. Между тем, очень важно вовремя прорабатывать то, как спортсмен переживает неудачу или же удачу (да, победа тоже может быть эмоционально опустошающей). Высокий уровень личностной тревожности и большое расхождение между самооценкой и достигнутым результатом могут вызывать развитие психического выгорания. Перестаньте требовать от себя постоянного совершенства и разрешите себе быть как сильным, так и слабым.
Бегайте с удовольствием и будьте здоровы!
Cпециально для канала «Бегать просто»: https://t.me/runforhealth
Личный блог автора: https://t.me/psyrunning
[1] Maslach C. Burnout: A social psychological analysis // The Burnout syndrome / ed. J.W. Jones. London, 1982. P. 30-53.
[2] Свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам.
[3] Ориентация на успех (задачи воспринимаются как стимул к движению вперед, к развитию, появление препятствий встречается с оптимизмом и энергией)/боязнь неудач (концентрация на возможных сложностях, стремление минимизировать потери в ситуации достижения целей).
[5] Новая редакция вступит в силу с 01.01.2022 г.