бронепоезд номер 2 за родину
Наш бронепоезд
Средства собрали среди новороссийских трудящихся. Работу выполняли железнодорожники вагоноремонтного завода под руководством начальника паровозного депо Новороссийск Ненашева.
Работники вагоноремонтного завода укрепили платформы крепкой бронёй, и они стали бронеплощадками. На них стояли морские 76-миллиметровые орудия на универсальных станках, которые позволяли вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
Рядовой состав бронепоезда собрали в Новороссийске, руководящий – в Туапсе. Экипаж включал 30 артиллеристов, 12 миномётчиков, 5 разведчиков, 12 военных стрелкового отделения, 20 железнодорожников, а также врача. В интендантской службе трудились 7 человек. Командовали бронепоездом – 8.
В ноябре 1941-го начальником боевого формирования «За Родину!» стал старший лейтенант Михаил Чечельницкий, а 3 января 1942-го он был передан Азовской военной флотилии и получил № 10. В боевые действия бронепоезд включился в тот важный момент, когда фашистские войска перешли в наступление на южном направлении. Личному составу выпала ответственная задача – прикрывать переправу через Дон в районе Ростова.
В начале июля зенитчики сбили первый самолёт врага, потом ещё один и ещё.
Бронепоезд стоял на открытой позиции и начал огонь по «юнкерсам». Строй самолётов рассыпался, но два, отделившись, пошли в атаку на бронепоезд. Бомбы летели густо, но большого ущерба они не причинили – состав всё время маневрировал. Легко был ранен осколком лишь командир отделения Мелихов. Один «юнкерс» сбили. В бою отличились комендоры орудий Исаюк, Пипченко, а также Закутский, Матиенко, Краснокутский, Горбатков и Самойленко.
Действия личного состава были высоко оценены нашим командованием. А в 1994 году на здании вокзала в Азове появилась мемориальная доска – напоминание о ратных подвигах экипажа бронепоезда «За Родину!»
Одноимённые бронепоезда в обороне Ленинграда. Ч. 2. История бронепоезда «ЗА РОДИНУ» КБФ.
Видимые на фотографии выше четыре двухосных броневагона (это не «платформы») и бронепаровоз летом 1941 г. прибыли в составе единого бронепоезда из Латвийской ССР на кронштадтский форт «Красная Горка».
До этого они служили в латвийской армии порядка 20 лет, но рассказывать о периоде их жизни до 1939 г. непросто. Все необходимые документы сосредоточены в фонде № 4583 Госархива Латвии (фонд Полка вооружённых поездов), а доступные мемуары командира полка Jānis Lavenieks («Latviešu Brunoto Vilcienu Pulks», New-York, 1971 г.) оставляют ряд вопросов при попытке привязать вагоны к одному из четырёх имевшихся у Латвии железнодорожных титанов. Не проясняют всей картины и имеющиеся фотографии (https://vk.com/album-67960505_204106752).
Судя по мемуарам Jānis Lavenieks — все четыре бронепоезда Латвии были построены во время шедшей в стране Гражданской войны, в 1919-м году. Учитывая это, и прослеживая взаимосвязь описываемых в статье событий, я с достаточной уверенностью считаю, что БРОНЕВАГОНЫ БП «За Родину» были построены тогда же.
Два из них хорошо определяются на фотографии 1930-х гг., где запечатлён бронепоезд № 2 латвийской армии.
Обратить внимание нужно на пару низких артиллерийских броневагонов (с орудийными площадками, и «спонсонами» в районе установки пушек).
Надо лишь заметить, что с земли эти вагоны БП № 2 походили на вагоны первого советско-латвийского бронепоезда 1919 года постройки (БП № 1), включая едва заметные «спонсоны» в районе орудий. Но было меж ними и веское конструктивное различие, видимое сверху:
1/3 артиллерийских вагонов БП № 2 (схема справа) отводилась под орудийную площадку, а 2/3 под крытый отсек с пулемётами и снарядным погребом. Пулемётных гнёзд было 4 на вагон.
В свою очередь артиллерийские вагоны БП № 1 (схема слева, а также фото ниже) имели по краям две орудийные площадки, между которыми располагался значительно меньший отсек. Пулемётных гнёзд было 2 на вагон.
ПАРОВОЗ БП «За Родину» являлся товарным по назначению, и относился к серии «ОВ». Имел регистрационный (не заводской) № 478, был построен (исходя из номера) примерно в 1904 гг., и выглядел изначально так:
Вид будки машиниста паровоза серии «ОВ» изнутри:
Нужно отметить: среди прочих у армии Латвии имелось два паровоза «ОВ», бронированных по одному проекту (скорее всего, были мобилизованы ещё в годы Гражданской войны, а бронированы не позднее середины 1930-х гг.). В 1930-1940-х гг. они являлись локомотивами бронепоездов № 1 и № 2, а летом 1941 г. вошли в состав бронепоездов КБФ «За Родину» и «Балтиец».
Первые доступные фотографии тех бронепаровозов относятся к середине 1930-х гг. и представлены далее.
Интересна конструкция броневого корпуса этих паровозов (её можно рассмотреть ниже, а также на крупном фото: https://dom.lndb.lv/data/obj/file/27418119.jpeg). Котлы с боков и спереди защищались трапециевидным кожухом из металлических листов, которые наглухо крепились к специальному каркасу посредством заклёпок. Низ кожуха, защищавший колёсные пары, состоял из отдельных сегментов, посредством петель откидывавшихся наверх при необходимости техобслуживания.
Будки машинистов и контрбудки на прицепных топливных тендерах также были бронированы. Дополнительно на крышах контрбудок устанавливался цилиндр башни наблюдательного пункта (на 3-м фото на нём сидит военнослужащий).
Зазор между будкой машиниста и контрбудкой тендера сверху внахлёст перекрывался листами металла, а с боков закрывался бронедверьми, навешенными на тендер. Они помогали защищать локомотивную бригаду не только от осколков и пуль, но и от непогоды.
В 1920-1926 гг. вышеназванные вагоны и бронепоезда служили в «Bruņoto Vilcienu Divizionu» («Дивизии вооруж. поездов»), а с 1926 по 1939 гг. в «Bruņoto Vilcienu Pulks» («Полку вооруж. поездов»).
И дивизия и полк в своё время были очень известны в Латвии, вызывая особую гордость за армию. О бронепоездах периодически писали в газетах, освещали годовщины Полка (9 июня), публиковали исторические статьи и воспоминания командиров.
В середине 1939 г. решением Военного Министерства Латвии «Bruņoto Vilcienu Pulks» был упразднён.
Путём анализа описи вооружения указанных бронепоездов, а также документов 1940 г. и фотографий 1941 г. я пришёл к выводу, что в 1939 г. как минимум два артиллерийских вагона БП КБФ «За Родину» входили в состав «бронепоездной батареи № 9» (подсвечены красным). И, скорее всего, она была преемницей бронепоезда № 2.
По документам, в 1939 — 1941 гг. каждая из этих платформ была вооружена одной английской 18-фунтовой пушкой Vickers обр. 1904 г. (Ordnance QF 18 pounder) калибра 83,8-мм., на стационарном лафете. Пример такого применения специально показан ниже, т.к. на фото орудие в основном встречается на колёсном полевом лафете.
5 июля 1940 г., на фоне вхождения прибалтийских республик в состав СССР, приказом НКВМФ № 00168 Главной базой КБФ на смену Кронштадту был определён эстонский Таллин. Другой крупной советской военно-морской базой стала ещё 21 октября 1939 г. Лиепайская, в Латвии.
Однако, de-facto бронепоезда не расформировали, а после недолгого ремонта включили в состав созданного 10-го Отд. ж/д арт. дивизиона Береговой Обороны Лиепайской ВМБ, сменив их латвийскую нумерацию с БП № 8 на № 1 КБФ, и с БП № 9 на № 2 КБФ.
На тот момент для Балтийского флота это были первые с 1915 г. бронепоезда в своём составе (в 1930-х имелись только ж/д батареи).
Иные бронепоезда в составе КБФ действовали:
— в 1915-1917 гг. на фронтах Первой Мировой войны один бронепоезд Отдельной морской бригады особого назначения под командованием ген.-майора Мазурова;
— в июле-августе 1941 г. два узкоколейных бронепоезда, построенных для обороны Таллина.
После ремонта боевую часть каждого бронепоезда составляли 2 артиллерийских и 2 пулемётных броневагона, а также 1 бронеплощадка (некогда полученная Латвией от Эстонии):
1 января 1941 гг. базой бронепоездов № 1 и № 2 КБФ в документах указывалась крепость Усть-Двинск (Даугавпилс). Весной 1941 г. их перевели из центра Лативии на её западное побережье, в депо ст. Вентспилс.
В конце мая — начале июня на фоне обострения обстановки у западной границы СССР началось доукомплектование экипажей поездов, развернулись учения.
25 мая 1941 г. произошла авария — во время учебного выхода бронепоезд № 2 сорвался с путей и упал под откос (причины аварии в литературе и статьях не описаны). Железнодорожного крана нужной мощности долгое время не находилось, поэтому поднять многотонного гиганта удалось лишь к 20 июня 1941 г. По прибытии же в вентспилсское депо выяснилось, что у эстонской бронеплощадки заклинило башни и перекосило корпус; её пришлось отцепить.
20 июня 1941 г. в документах базой бронепоездов указывался г. Рига; но, судя по воспоминаниям членов экипажа — он продолжал оставаться в Вентспилсе.
Начало Великой Отечественной войны. Бои в Латвии и прорыв к Ленинграду.
22 июня 1941 г. штатный командир бронепоезда КБФ № 2 находился в госпитале. В силу этого приказом командира Виндавского укреплённого сектора БО Либавской ВМБ (такой сектор возник в 1941 г.) полковника К.К.Герасимова на его место был временно назначен Начальник Штаба 10-го ОЖАД, Белоусов Семён Гаврилович 1908 г.р. (в его послужной карте это не отражено, но факт подтверждён воспоминаниями многих членов экипажа).
Старший машинист поезда вспоминал: «…командир Белоусов был примером мужества, незнания страха в бою. Он в самой сложной обстановке никогда не терялся, спокойно отдавая приказы подчинённым. ».
23 июня согласно полученного приказа БП № 2 прикрывал своими зенитными орудиями вентспилсский аэродром (на него в тот момент базировался 40-й скоростной бомбардировочный авиаполк, числом в 54 бомбардировщика «СБ»).
Боевые действия бронепоезда № 1 в этот день неизвестны, но 26 июня он будет направлен в мастерские депо Шкиротава (8 км. от центра Риги); по некоторым данным его вагоны были оставлены на попутной ст. Елгава.
В то же время германская 291-я пехотная дивизия штурмовала подступы к г. Лиепая, угрожая захватом находившейся там военно-морской базе. На стороне немцев также действовал один бронепоезд E.Pz.Zug 6.
24 июня Штаб КБФ экстренно направил БП № 2 на помощь Лиепайской ВМБ. От Вентспилса туда по берегу 100 км., но проехать поезду предстояло все 300 — железная дорога шла большим «крюком» через ст. Елгава (вдоль берега ж/д только начинала строиться).
Часть рижских курсантов выехала к Лиепае на автомашинах 24 июня. Другая часть (ок. 300 чел.) 25 июня выдвинулась на местном поезде. В Елгаве на БП № 2 с него перешла 7-я рота училища, и ещё несколько взводов. Следом за ними из Риги шёл эшелон с боеприпасами.
Исходя из немецких документов — в Дурбе советская группа прорыва была предана машинистом некоего «локомотива». Он перебержал к немцам, сообщив при этом о бронепоезде, числе курсантов, эшелоне с боеприпасами, и том, что ожидается прибытие ещё 400 человек.
Вместе с тем, заведующий машинно-конно-прокатным пунктом Теодор Спрогис, узнав о подрыве путей, предупредил об этом подошедшие советские поезда. И тем самым спас их от крушения. Бронепоезд № 2 остановился, не доходя до места разрыва. Вечером, когда красноармейцы вынужденно отошли, Теодор был схвачен и зверски убит.
Тем временем, вечером 26 июня командиры Лиепайской ВМБ и оборонявшей её 67-й СД издали совместный приказ об отходе вдоль побережья на север, в Вентспилс. К вечеру 27 июня согласно нового приказания курсанты, 28-й МСП и БП № 2 также повернули назад.
27-28 июня морской бронепоезд вернулся в Ригу, где, переправившись по Железнодорожному мосту на правый берег Западной Двины, встал у Рижского вокзала. При этом его машинисты Шаповалов, Исаев и Попов под бомбёжкой перевели на другой берег несколько эшелонов, стоявших без паровозных бригад перед ж/д мостом.
Ранним утром 29 июня бронепоезд вместе с частями 8-й Армии, латвийской Рабочей гвардией, и 22-й МСД опервойск НКВД под ураганным огнём отражал первую попытку немцев прорваться через автомобильно-пешеходный Земгальский мост на правый берег Западной Двины, в центр Риги.
Прямой наводкой орудий стоявшего на насыпи перед ж/д мостом бронепоезда № 2 тогда была подбита головная из пяти бронемашин передового отряда противника. Немцы в том бою повернули назад, в целом потеряв три машины.
Из воспоминаний участника обороны Риги в 1941 году: «Когда танки противника переправились через мост, то скоро первый из них был подбит из орудия бронепоезда. Второй попытался на большой скорости пробиться к центральному вокзалу по ул. 13-го Января, но его подбила артиллерия. Третий пошел вдоль набережной, пытаясь подавить огонь артиллерии. Ценой своей жизни его остановил юный доброволец гранатой».
Вскоре после этого прорыва Земгальский и Понтонный мосты Риги были взорваны советскими сапёрами, а опоры Железнодорожного расстреляны 14-м Гв. артполком 14-й ТД.
В течение 29 июня бронепоезд оставался в пылающей Риге, помогая сдерживать попытки противника переправиться на правый берег Западной Двины через провисший при попытке обрушения Железнодорожный мост (его окончательно обрушат путём взрыва в 2:00 30 июня). Дополнительной проблемой для советских защитников города стали стрелявшие из окон домов и ожидавшие немцев местные националисты, а также диверсанты.
Положение неподготовленного к обороне города ухудшалось с каждым часом. Немцы вели непрекращающийся артобстрел, наносили авиаудары по Риге, параллельно накапливаясь на левом берегу Западной Двины и готовясь к серьёзному штурму; отдельные их части в других местах начали переправляться через реку на понтонах.
30 июня решением Командующего СЗФ начался отвод войск из города, завершившийся 1 июля. С ними уходил на северо-восток и бронепоезд № 2. Июль 41-го в его жизни малоизвестен. Последнее, что сохранили документы: по состоянию на 1-2 июля он был придан 22-й МСД ОВ НКВД, и находился на ст. Сигулдэ, где вёл бои.
Разрозненные воспоминания также сообщают, что радиосвязь с поездом в июле часто прерывалась, дважды его считали в штабе КБФ погибшим. Но БП № 2 был жив, и с потерями в личном составе, вместе с фронтом потихоньку двигался по единственной доступной нитке железной дороги в сторону побережья Финского залива через эстонские Валгу, Тарту, Раквере и Тапу. В Раквере были похоронены 4-х члена экипажа, убитые во время артобстрела. Несколько раз поезд выслеживала авиация противника, прицельно бомбя. Один раз он попал в довольно плотное окружение, но смог вырваться. Не раз поезд участвовал в разведках, поддерживал войсковые операции, помогал эвакуировать ж/д составы из тупиковых веток.
4 августа бронепоезд приыбл в районе эстонского города Кунда, где (по указанию штаба 8-й Армии) прошёл небольшой ремонт. 5 августа «бронепоезд № 2» был зачислен в состав Кундо-Локсовского сектора Береговой обороны КБФ (приказ коменданта указ. сектора за № 07); вечером того же дня получил приказ от командующего 8-й Армией (с 14 июля 1941 г. КБФ был оперативно подчинён главкому войск Северо-Западного направления К.Е.Ворошилову) совершить выезд в Нарву для пополнения запасов угля и смазочных материалов. Возвращения назад однако не состоялось: за время его отсутствия противник слишком близко подобрался к побережью Финского залива, и в связи с угрозой окружения была объявлена эвакуация Кундо-Локсовского сектора.
В Нарве бронепоезд участвовал в битве за мосты, а 12 августа, когда оперативная обстановка там стала критической — перешёл через реки Нарва и Луга на ст. Веймарн. 13 августа свернул на север в сторону Финского залива и через ст. Котлы пришёл в Мукково, где дислоцировалось Управление Лужского укреплённого сектора Береговой обороны Кронштадтской ВМБ, а также передовая база ж/д артиллерии КВМБ. Здесь по распоряжению коменданта сектора с бронепоезда сняли 7 из 16 ед. станковых пулемётов, передав их пехотным частям.
В Веймарне под шквальным артогнём рвавшихся через Сабский плацдарм немцев БП № 2 встретился с паровозом от своего товарища по Латвии — БП № 1. Тот чудом вырвался из разбомблённой Риги, и уже как две недели стоял во главе построенного БП «Балтиец» КБФ, прикрывавшего ж/д батареи КБФ на Лужском рубеже (там действовали 180-мм. № 12 и 18, а также 356-мм. № 11).
Из Мукково БП № 2 перешёл на ст. Лебяжье (ф. «Красная Горка»), в распоряжение коменданта Ижорского укрепл. сектора Береговой обороны Кронштадтской ВМБ. По отдельным данным, на тот момент из всей команды бронепоезда в живых оставались 9 человек: командир капитан Белоусов, машинист С.Г.Исаев, артиллеристы П.Н.Токарь, М.С.Лукин, П.В.Шаповалов, В.Золотарёв, и еще трое, чьи фамилии неизвестны.
9 июля 1941 г. Кронштадтский укрепл. сектор БО КВМБ был преобразован в Лужский, Ижорский и Кронштадтский (только форты Кронштадта) укрепл. сектора (прик. Ком. КВМБ № 0020).
Но моряки с железнодорожного титана верили в возможность его восстановления. Многие были членами ВКП(б) и обратились в политотдел ИжУС, а также к командиру сектора Г.Т.Григорьеву, пообещав своими силами и при помощи артиллерийских мастерских КБФ в кратчайшие сроки привести бронепоезд в порядок. Попросили лишь дать новое вооружение. Ключевой стала поддержка их просьбы начальником Артиллерии ИжУС Емельяном Андреевичем Проскуриным, начальником артиллерийском мастерской ИжУС Александром Марковичем Жигало, и начальником оружейной мастерской Кроншт.УС Петром Ивановичем Нерозиным.
Наградные листы Е.А.Проскурина и П.И.Нерозина представлены ниже:
Мемориальная доска бронепоезу № 2 «За Родину», г. Луганск
Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество
Гранитная мемориальная доска с гравировкой в память о бронепоезде №2 «За Родину!» установлена на фасаде одминистративного здания (проходная №1, отдел кадров, профком) ПАО «Лугансктепловоз».
Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают на фронт особый бронепоезд 2 «За Родину». 23 октября 1941 г. Фото.
17.07.1942. Советский бронепоезд №2 «За Родину!», разбитый немецкой авиацией в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт. Передняя бронеплощадка имеет три башни — от танка КВ-2, от танка Т-34 (но перевооруженная 45-мм пушкой) и башня с 76-мм полевой пушкой образца 1902 г.
Источник 1, источник 2.
Модель бронепоезда стоит в музее ПАО «Лугансктепловоз».
Бронепоезд номер 2 за родину
—>Как бронепоезд «За Родину!» воевал на луганских железных дорогах. |
СЕКСОПАТОЛОГОАНАТОМ
История бронепоездов оказалась тесно связанной с Россией и Украиной. Недаром большинство зарубежных справочников и энциклопедий в статьях «Armoured Train», «Panzer Zug», «Les Trains Blindes», «Pociag Panzerny» отсылают читателя к гражданской войне в Украине, ставшей ареной самого массового в истории человечества применения бронепоездов.
Новое — это хорошо забытое старое
На протяжении нескольких недель на всей территории страны велось активное строительство железнодорожных мастерских, полотен и бронепоездов. Но эти бронепоезда не могли исправить положения на фронте.
Развал советской обороны после форсирования немецкими войсками Днепра, отступление, по сути, превратившееся в бегство, создали реальную угрозу оккупации Донбасса. Поэтому в многочисленных железнодорожных депо, мастерских и заводах восточной Украины развернулось массовое строительство бронепоездов. К началу сентября 1941 года было построено 20 бронепоездов, принявших участие в боях на Южном фронте. В ожесточенных боях осени 41-го года многие из них были уничтожены наступавшими немецкими войсками. Но свято место пусто не бывает, и на смену потерянным бронепоездам приходили новые, поскольку производство их уже развернулось по всей стране.
Большое количество новых бронепоездов строилось по индивидуальным проектам, из того, что было под рукой. Стали широко применяться элементы поврежденной бронетехники: танковые башни с во-
оружением, корпуса, приборы наблюдения, артиллерийское и пулеметное вооружение.
Помимо совершенствования конструкции бронепоездов, шел процесс оптимизации системы руководства и обеспечения их действий. Сразу после начала войны, летом 1941 года, в Главном автобронетанковом управлении РККА был создан специальный отдел бронепоездов.
Бронепоезда никогда не играли решающей роли на полях сражений двадцатого века и не получили большого распространения в арсеналах ведущих стран мира. Они стали ответом на вызов нового этапа развития военного искусства на рубеже веков. Танки еще оставались призрачной мечтой, бронеавтомобили — слишком примитивными, и только железные дороги давали возможность разместить на мобильной базе броню и сильное вооружение.
История с советскими бронепоездами стала зримым подтверждением старой поговорки о том, что новое — это хорошо забытое старое.
Одновременно с коломенцами брянские профинтерновцы (завод «Красный Профинтерн») приступили к строительству «Особого бронепоезда № 2». Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда.
В первой половине августа на заводе «Красный Профинтерн» погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Луганск. Когда эшелон прибыл на завод, сразу закипела работа по достройке бронепоезда.
На заводе имени Октябрьской революции во главе с парторгом М.Н.Хахаревым велась вся работа, связанная со строительством бронепоезда. Работа шла беспрерывно, в три смены. На каждом участке изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября приступили к формированию команды бронепоезда и десантной роты.
График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым.
Они сваривали стыки башни бронепоезда.
По инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.
И разведчик, и налетчик
Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Организация бронепоезда состояла из семи групп. Бронепоезд №2 «За Родину» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.
Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцево… В середине октября 1941 года командир и комиссар бронепоезда А.Л.Бондаренко и А.Н.Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта.
Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немецко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.
С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва.
Бронепоезд под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск – Шахты, громил вражеские десанты.
Под Александровкой только за один день 28 ноября 1941 г. по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов.
Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой.
Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку. Большую часть окруженных удалось тогда вывести.
Охота на бронтозавра
Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануиловка среди белого дня на него напали 9 юнкерсов.
Зенитчики, однако, успели сбить два «юнкерса». Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов.
Ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя.
В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Л.Бондаренко и его заместитель А.П.Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И.М.Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоездом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.
В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения.
Конец огненного рейда
13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды в Зимогорье, в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.
15 июля 1942 г. бронепоезд «За Родину!» на разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита огнем «стальной крепости». Немцы совершили второй налет.
Советский бронепоезд «За Родину!», разбитый немецкой авиацией
в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.
Бронепоезд «За Родину!» был выведен из строя, а полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды.
Немецкие солдаты рассматривают советский бронепоезд «За Родину!», разбитый
немецкой авиацией в районе Ворошиловграда (ныне город Луганск). Южный фронт.
Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.
. Век бронепоездов оказался недолгим. Родившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, бронепоезда успели поучаствовать в двух мировых и многих локальных войнах. Но в середине века они ушли со сцены, не выдержав конкуренции со стороны танков.
Если, Вы на меня обиделись, то сначала прочтите ЗДЕСЬ!
Перезалить не просите! Места на винте НЕТ!
ВСЕ ПОСТЫ НА ФОРУМЕ ЗА ДЕНЬ!
Понравилось?! А кнопку нажать!?