бродский только что ушел
Как он вернулся в Россию
Известно, что Иосиф Бродский, изгнанный из Советского Союза в 1972 году, так и не вернулся больше в СССР, в Россию, в Санкт-Петербург. Почему он не сделал этого? Существует достаточно большое количество версий. Каждая может быть правдой. Известно, к примеру, что по инициативе Анатолия Собчака (отца Ксении Собчак) Бродскому было присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга», первый мэр Питера пригласил его в родной город, и Бродский дал согласие на приезд. Но потом принес извинения и приехать отказался.
А мы смотрим на него, со смешанными чувствами стыда за родину, в очередной раз вышвырнувшую из своего дома еще одного гениального сына, с восхищением его блистательным талантом, с комом в горле, оттого, что он по-прежнему любит свое Отечество, отказавшееся от него.
В канун Нового года Елена Якович принесла в редакцию фильм, который так и называется «Возвращение». Мы смотрели на Бродского, которого нет на этой земле уже пятнадцать лет. Он по-прежнему бродит по своей любимой Венеции, по-прежнему говорит с нами, показывает нам то, что любит сам, по-прежнему читает свои стихи и надеется быть понятым или хотя бы услышанным в «возлюбленном Отечестве».
Эхо его слова
«Российская газета»: Как вы оцениваете итоги юбилейного года? Что для вас было наиболее примечательно?
Анн Шелберг: Для меня год был очень волнующий. А самое примечательное, на мой взгляд, то, что исследование творчества Бродского стало по-настоящему зрелым.
Меня радует и волнует, что этой работой занимаются и сравнительно молодые люди, которые не были друзьями Бродского. Это студенты и другие энтузиасты, чьи взгляды на него формируются уже современной жизнью, всем, что произошло уже после его ухода. Мне чрезвычайно приятно, что в осмыслении его творчества начался этот новый этап. Я говорю не только о научных исследованиях творчества Бродского. Вот в Массачусетсе Кен Уильямс бережно сохраняет дом, где он жил. Энтузиасты собираются там, устраивают поэтические чтения. У них это идет от чистого сердца.
РГ: Что-то новое было обнаружено за год? Может быть, из его ранних произведений.
РГ: Какие издания работ Бродского или произведений о нем вы считаете важнейшими в этом году?
Шелберг: Конечно, ключевыми работами по Бродскому остаются книги Льва Лосева. Та, что выросла из предисловия к книге стихов в «Библиотеке поэта», вышла по-русски, кажется, еще раньше. А в нынешнем году ее издали по-английски.
Сам сборник для «Библиотеки поэта» с комментариями к стихам почти совсем готов. Он выйдет через пару месяцев. И, думаю, бесконечно много даст для изучения Бродского.
Хотя с научной точки зрения это все равно предварительное издание. Потому что текстология с использованием архивов пока в самом начале. Но это будет своего рода «справочное пособие» к текстам по части аллюзий, литературных связей.
В будущем предстоит полное издание с анализом всех вариантов текстов, с полным изучением архивов. Но до этого еще не один год.
РГ: Среди возможных новых изданий ранее упоминались «стихи для детей» и «стихи на случай». Как с ними обстоят дела?
Шелберг: Стихи для детей выходят в новом году. Там, кажется, заканчивается работа над иллюстрациями. С текстами там тоже все будет в порядке, но это и в самом деле книга для детского чтения.
Что касается «Стихов на случай», их мы пока не ждем. По части своих неизданных произведений Бродский просил. Он хотел печатать то, что он для этого подготовил. И мы выполняем его волю. «Неканонические» же тексты будут готовиться для научных изданий.
РГ: А как с биографиями? Особенно такими, которые были бы санкционированы семьей и Вами?
Шелберг: Бродский терпеть не мог писательских биографий. Он считал, что это отвлекает читателей от самой литературы. Лично мне кажется, что книга Лосева была очень достойной, близкой к литературным первоисточникам. И одновременно интеллектуальной, раскрывающей работу ума.
РГ: Судьба архивов определена? Вы в свое время думали, где будет находиться американская часть. И говорили, что надо составить каталоги, наладить обмены, открыть доступ для специалистов из обеих стран. Это делается?
Насколько я знаю, работа по каталогизации текстов завершена. Они доступны исследователям в обоих архивах. Продолжается работа с аудиозаписями и другими нетекстовыми материалами.
Что касается обменов, для поездок в американскую библиотеку имеется программа стипендий по линии самого этого заведения. Кроме того, библиотеки обсуждают между собой возможность совместных выставок.
РГ: Поскольку уж речь зашла о стипендиях, стипендиаты фонда памяти Бродского на новый год определены?
Шелберг: Наш последний литературный лауреат, Мария Степанова, только что вернулась домой. Нового пока не определили.
Шелберг: Не знаю. Вообще-то ведь существует официальная процедура утверждения завещаний.. После этого, мне кажется, они в каком-то смысле доступны. Но я в этом не очень разбираюсь.
РГ: Приходилось слышать, будто завещание Бродского чуть ли не держится в секрете.
Шелберг: Только не мной.
РГ: А у вас оно есть?
Шелберг: Конечно. Я же в нем названа, как душеприказчица. Вообще-то в нем нет ничего необычного.
РГ: То есть ничего удивительного для себя читающая публика там бы не обнаружила?
Юрий Лепский: Бродский только что ушел
Аннотация к книге «Бродский только что ушел»
Автор книги известный журналист Юрий Лепский утверждает, что знакомство с творчеством Иосифа Бродского превратило его жизнь в увлекательное приключение. Этим ощущением он и делится с читателями, приглашая посетить те города и страны, где жил Бродский. Посмотреть на него глазами тех людей, для которых он был не Нобелевским лауреатом, а просто Осей или Иосифом. О Бродском написано очень много: тома исследований и воспоминаний, а вслед за этим возникает опасность превратить человека в мраморный монумент. Книга Юрия Лепского ценна тем, что сохраняет для нас «живого» поэта и человека.
Книгу, которую вы держите в руках, можно не только читать. На её страницах вы найдёте QR-коды. Достаточно установить на смартфон или планшет любой QR-сканнер, отсканировать код, открыть карты и можно отправляться по «бродским» местам вместе с автором и друзьями поэта.
И ещё один сюрприз: в книге используются фрагменты из фильма «Прогулки с Бродским» в виде ссылок на аудиофайлы, так что можно.
Автор книги известный журналист Юрий Лепский утверждает, что знакомство с творчеством Иосифа Бродского превратило его жизнь в увлекательное приключение. Этим ощущением он и делится с читателями, приглашая посетить те города и страны, где жил Бродский. Посмотреть на него глазами тех людей, для которых он был не Нобелевским лауреатом, а просто Осей или Иосифом. О Бродском написано очень много: тома исследований и воспоминаний, а вслед за этим возникает опасность превратить человека в мраморный монумент. Книга Юрия Лепского ценна тем, что сохраняет для нас «живого» поэта и человека.
Книгу, которую вы держите в руках, можно не только читать. На её страницах вы найдёте QR-коды. Достаточно установить на смартфон или планшет любой QR-сканнер, отсканировать код, открыть карты и можно отправляться по «бродским» местам вместе с автором и друзьями поэта.
И ещё один сюрприз: в книге используются фрагменты из фильма «Прогулки с Бродским» в виде ссылок на аудиофайлы, так что можно послушать, как Иосиф Бродский читает свои стихи.
Книга адресована многочисленным поклонникам творчества Иосифа Бродского.
5 стихов, бьющих прямо в сердце
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то ещё другой.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идёт человек,
И снег ему кажется чёрным.
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
Баллада о прокуренном вагоне
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Ну а старуха, что выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
«Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают.
Может, возьмете себе этот гвоздь?»
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.
Пожалуйста,
это письмо
порви.
И меня за него
прости.
А впрочем,
дело совсем не в нем.
Просто, трудно терпеть.
Море гудит за моим окном,
как поезд,
идущий к тебе.
Бродский только что ушел
2 520.00 руб.
Аннотация
Автор книги известный журналист Юрий Лепский утверждает, что знакомство с творчеством Иосифа Бродского превратило его жизнь в увлекательное приключение. Этим ощущением он и делится с читателями, приглашая посетить те города и страны, где жил Бродский. Посмотреть на него глазами тех людей, для которых он был не Нобелевским лауреатом, а просто Осей или Иосифом. О Бродском написано очень много: тома исследований и воспоминаний, а вслед за этим возникает опасность превратить человека в мраморный монумент. Книга Юрия Лепского ценна тем, что сохраняет для нас «живого» поэта и человека.
Книгу, которую вы держите в руках, можно не только читать. На её страницах вы найдёте QR-коды. Достаточно установить на смартфон или планшет любой QR-сканнер, отсканировать код, открыть карты и можно отправляться по «бродским» местам вместе с автором и друзьями поэта.
И ещё один сюрприз: в книге используются фрагменты из фильма «Прогулки с Бродским» в виде ссылок на аудиофайлы, так что можно послушать, как Иосиф Бродский читает свои стихи.
Книга адресована многочисленным поклонникам творчества Иосифа Бродского.
Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): | Москва |
Год публикации: | 2020 |
Тираж: | 1000 |
Страниц: | 232 |
Формат: | 70×100/16 |
Ширина издания: | 170 |
Высота издания: | 240 |
Вес в гр.: | 815 |
Язык публикации: | Русский |
Тип обложки: | Твёрдый переплёт |
Цвета обложки: | Серый |
Иллюстрирована: | Да |
Тип иллюстраций: | Цветные иллюстрации |
Возраст от: | 12 |
Полный список лиц указанных в издании: | Лепский Ю. |
Отзывы
Нет отзывов о товаре
Добавить отзыв
© Дом книги «Молодая Гвардия»
Все права защищены. 2002 — 2021
Каталог
Новости
О МАГАЗИНЕ
Москва, ул. Б. Полянка, 28 (м.Полянка)
Пн-Сб с 9:00 до 21:00
Вс с 9:00 до 20:00
Бродский в Тарусе
Порок, который в этой истории олицетворял Суров, был наказан. От славы и огромных денег тот спился, устраивал дебоши и драки в ресторанах. В конце концов он пришел на избирательный участок пьяным, перечеркнул бюллетень и послал председателя избирательной комиссии. На партбюро его обвинили в плагиате. Суров защищался, но оказалось, что имена действующих лиц одной из его пьес полностью списаны со списка жильцов коммунальной квартиры, вывешенного на дверях жилища литературного негра. Он был лишен авторства, исключен из партии и Союза писателей и впал в ничтожество.
А зимой 1963-го к нему приехал 23-летний Бродский.
В 1963 году Таруса была совсем маленьким городком. Она была крошечной и много позже, когда город облюбовали и основательно заселили писатели и деятели искусства. В 1963-м здесь жил Паустовский, но модным писательским и диссидентским местом она еще не стала. Совсем недавно электричество в Тарусе давали три раза в день.
Бродский приезжает в городок: часть пути ему приходится проделать на автобусе. В Тарусе все занесено снегом, от автобусной станции до стоящего на отшибе бревенчатого дома приходится идти пешком. Жизнь здесь течет по строгому распорядку, к столу спускаются в большой жилой полуподвал, кухню-столовую: продукты на всю зиму были привезены из Москвы. В тарусских магазинах почти ничего нет, мясо можно купить только на рынке. Но в доме есть телефон: Бродский звонит в Ленинград, ему тоже звонят. Речь, как правило, идет не о том, что его могут арестовать.
Застольные тарусские разговоры крутятся вокруг московских литературных и театральных дел. Дед хорошо знал Мейерхольда, дружит с Плучеком, как никто другой умевшим разговаривать с чиновниками из минкульта. На упреки в том, что в Театре Сатиры нет современной драматургии, тот из года в год отвечает, что будет поставлен «Левый марш» Маяковского: тирада произносится с таким яростным драйвом, что начальство теряется и замолкает.
. В тридцатые годы на госгранице задерживают девочку, собиравшую цветы, никто не понимает, откуда она взялась. Неожиданно выясняется, что это матерая рецидивистка, собиравшаяся уйти в Румынию.
Бродский слушает, улыбается, кивает, но ему не до этого.
В Тарусе Бродский подружился с Виктором Голышевым. (Позже его будут называть «патриархом отечественной школы художественного перевода», он получит литературные премии «Иллюминатор», «Малый Букер», «Либерти», «Зоил» и «Мастер».)
Они были близкими людьми (во всяком случае, так считал сам Бродский). Виктору Голышеву Бродский посвятил, возможно, лучшее русское стихотворение о старении «Птица уже не влетает в форточку».
Виктор Голышев: «. Бродский почти по любому вопросу знал, как правильно»
Виктор Голышев: Стихи сочинял. Но сперва обходился без слов и гудел. Я и не знал, кто это такой: оказывается, он довольно известный был уже человек, а я о нем даже не слышал. Мы познакомились за столом у Оттенов: одно и то же поколение, все в жилу, как говорится. А потом он на нашу половину пришел и стал читать «Большую элегию Джону Донну». Вот тут я сказал: «Старик, не очень».
Были ли в нем поэтические странности?
Он и правда знал, как правильно?
А что над ним висела дубинка, не чувствовалось?
На чем вы подружились?
В вашей компании были люди, не любившие Бродского?
Его раздражало советское литературное барство?
Чувствовалось ли, что Бродский самоучка?
В конце жизни он был счастлив?
Бродский часто вспоминал суд и ссылку?
Виктор Голышев: Он не любил, когда его выставляли жертвой. И он морщился, когда говорили, что он получил репутацию как жертва строя, а не как поэт. Советская власть действительно сделала ему рекламу, но он не хотел этого знать.