бриф для фотографа что это
Для зарегистрированных пользователей
Модели | Фотографы | Стилисты | Модельеры | Модельные агентства | Fashion Kids |
Лучший помощник фотографа: Бриф
Бриф. Просто о сложном:
Википедия гласит: Бриф (от англ. brief — инструкция, сводка) — краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта.
Звучит сложновато, но на деле же это всего лишь документ, с помощью которого, заказчик упорядочивает брожение гениальных идей в голове фотографа и задает ему точный курс творческого поиска.
Ниже прилагается краткий универсальный бриф, который использую лично я:
1) Заказчик. Фамилия, имя, контактная информация.
2) Сроки начала и окончания проекта.
3) Род работы (рекламная листовка, каталог, лукбук, персональная работа, семейный альбом и т.п)
4) Подробные сведения о проекте, с указанием количественных и качественных характеристик финального изображения.
5) Требуемый стиль итогового продукта (классика, авангард и пр.)
6) Требования к цветовому решению (контрастные сочетания или мягкие, пастельные тона)
7) Образцы понравившихся и схожих по стилистике фотографий/рисунков/дизайна.
8) Другие пожелания заказчика, перечень образов или идей.
Вот такая вот простенькая анкета сэкономит вам и заказчику тонну времени! Можете взять к себе и использовать на здоровье. Не забудьте адаптировать ее под свой род деятельности! 🙂
Как забрифовать фотографа и иллюстратора для корпоративного издания
Идеальное техническое задание для творческого специалиста — с точки зрения заказчика и исполнителя
Фотографии и иллюстрации помогают раскрыть тему материала, добавляют слой повествования и вовлекают читателя, заставляя его прочитать до конца. Статьи с релевантными изображениями могут получать до 94% больше просмотров, чем без них. Для того, чтобы изображения решали конкретные маркетинговые задачи, важно правильно сформулировать требования к результату. Это особенно важно в том случае, когда исполнители работают внештатно и не погружены в бизнес-процессы компании.
Хороший бриф — это не только список технических требований, но гораздо больше — он определяет правила взаимодействия между двумя сторонами. Мы попросили поделиться опытом фотографов и иллюстраторов, которые работают по обе стороны брифа: в качестве компании-заказчика и в качестве творческих специалистов.
Работать с фотографиями и иллюстрациями в Setka Editor стало еще удобнее. Потестируйте встроенный редактор изображений бесплатно.
Как составить бриф для фотографа
Бриф может быть ограничен описанием героев и места, ссылками на аналогичные кейсы и техническими параметрами макета.
Семён Кац
фотограф, сотрудничает с изданиями Forbes, РБК, Inc. Russia, Медуза
В идеале бриф составляют фоторедактор вместе с арт-директором издания или блога. Исходя из плана материалов они принимают решение о стиле и возможных сюжетах для каждой съемки. Если заказчику не принципиальны какие-то стилистические ходы или его в целом устраивает портфолио фотографа — бриф может быть ограничен описанием героев и места, ссылками на аналогичные кейсы и техническими параметрами макета. Это дает большую свободу действовать по ситуации и хорошо влияет на результат.
Локация
Хорошо, когда заказчик заранее знакомится с локацией: просит героев прислать пару фотографий площадки (офиса, кафе) и дальше формулирует задачу, учитывая открывшиеся особенности (отсутствие окон, низкий потолок, тесные комнаты или, наоборот, очень красивый интерьер, который обязательно нужно показать). Второй вариант, когда он самостоятельно находит подходящее место для съемки: студию, коворкинг, культурное пространство и т. п.
Герои
Заказчику также стоит изучить героев — их подвижность, открытость. Не стоит по-умолчанию ожидать голливудской улыбки и раскованности от финансового аналитика (если в брифе есть пункт: «давайте сделаем серию портретов с разными эмоциями»). Лучше посмотреть видео каких-то публичных выступлений этих людей и принять во внимание их особенности.
Мне как автору важно, чтобы все пункты брифа имели четкое определение — «обязательно», «желательно» или «по-возможности», потому что от этого зависит то как я буду распоряжаться временем на съемке. Например, съемка Германа Грефа для Forbes длилась 2 минуты 40 секунд и я точно понимал, что именно нужно снимать и в каком порядке.
Пример брифа
— Снимаем серию портретов героя: обязательно — постановочно на ровном фоне (есть стена в переговорной) и, по-возможности, репортажно за работой в кабинете;
— Обязательно уделяем внимание деталям и наградам на стеллажах (есть на фото, которое прислали из офиса), очень важно снять статуэтку Грэмми;
— На всех портретах взгляд не в кадр, для заходной картинки нужен горизонтальный портрет среднего плана, чтобы герой был в правой части кадра (прилагаем ссылку на предыдущий материал из этой рубрики);
— Остальные фотографии могут быть в разной ориентации — макет будет состоять из больших горизонтальных кадров и коллажей, в кадре не должно быть читающегося брендинга.
Я редко даю фотографам строгие указания по сюжетам и темам, потому что это ограничивает их творческую свободу и мешает находить интересные планы во время съемки.
Дарья Малышева
Продюссер Inc. Russia, фотограф
Для начала нужно рассказать фотографу о готовящемся материале (в идеале — дать почитать черновик), рассказать о герое съемки и дать ссылки на его страницы в соцсетях. Если у заказчика уже были съемки в требуемом стиле или формате, лучше показать 2-3 хороших примера фотографу.
Я редко даю фотографам строгие указания по сюжетам и темам, потому что это ограничивает их творческую свободу и мешает находить интересные планы во время съемки. Обычно бывает достаточно общего описания того, что я хочу получить в итоге: например, «атмосферные непостановочные фотографии» или «строгие портреты на однотонном фоне». Также можно указать общее настроение съемки. Оно послужит хорошим ориентиром, не загоняя фотографа в четкие рамки.
Ответственность заказчика и фотографа
Заказчик должен выбрать фотографа, который подходит под конкретную задачу. Правильный выбор фотографа — это 80% успеха. Не все фотографы снимают всё, и это нормально. У них есть свои сильные и слабые стороны, индивидуальный стиль. Не стоит отправлять фотографа, который в основном работает в студии, на локацию, а портретного фотографа — снимать репортаж.
Выбрав правильного фотографа, важно максимально точно описать задачи в брифе, обсудить возникшие вопросы, предоставить актуальные референсы. Они должны соответствовать условиям съемки. Важно обсудить что именно вам в них нравится: композиция, свет, настроение. Референсы дают направление, помогают фотографу сориентироваться в ваших вкусах.
Важно адекватно соотносить желаемый результат с реальностью. Каким бы талантливым не был фотограф, он не сотворит чудо там, где оно невозможно.
Если все эти условия соблюдены, фотограф несет полную ответственность за результат. Конечно же, за исключением форс-мажора. Форс-мажором может оказаться и герой съемки, который не готов или не любит сниматься и дает фотографу на съемку пять минут между встречами. В таком случае, заказчику необходимо заранее оценить риски и присутствовать на съемке для работы с героем.
пунктов
хорошего брифа
для фотографа
1. Технические требования
— Формат: горизонтальные или вертикальные фотографии. Если речь о печатном издании, указать особенности верстки. Например: одно горизонтальное фото на разворот, с корешком посередине. Важны физические размеры страниц, особенно обложки — она часто не совпадает с пропорциями обычного кадра 2×3, и нужно иметь это ввиду при съемке.
— Количество: сколько фотографий-превью нужно на отбор и сколько обработанных фотографий и в каком формате понадобится в итоге. Обычно на отбор требуется 30-50 фотографий и 10-15 из них нужно обработать.
— Размер итоговых изображений — указывается в пикселях по большей стороне. Относительный размер: большие на всю ширину, маленькие рядом с текстом, коллажи из нескольких фото и т. п.
2. Описание темы и сюжетов
Рекомендации, пожелания или требования по стилю съемки и необходимым сюжетам. Черновик материала.
3. Референсы
Примеры, соответствующие условиям съемки, и комментарии к ним.
4. Контакты
Адрес, время, контакты журналиста или продюсера со стороны заказчика, контакты героев, ссылки на их соцсети.
5. Дедлайн
Для превью и для готовых фотографий после утверждения отбора.
Увлекайте читателей с помощью иллюстраций и фотографий
Как составить бриф для иллюстратора
Важно уловить настроение текста, подобрать слово-метафору, которое описывает содержимое.
Алёна Белякова
арт-директор «Батенька, да вы трансформер», иллюстратор
Зачастую я работаю со знакомыми художниками, мы быстро находим общий язык, и мне фактически не нужен бриф. Когда дело доходит до коммерческих проектов, мне важно проговорить все на референсах. Их может быть несколько — по настроению, цвету, композиции, проработке каких-то элементов. Но, признаться, у меня не было случаев, когда картинка категорически не подходила. Думаю, это в основном моя ответственность как заказчика.
Текст и референсы
Иногда я заказываю иллюстрации по плану материала или даже синопсису, если могу заранее понять, какое у текста настроение и каков его объем (то есть, сколько понадобится картинок), и если могу выделить основные смысловые зацепки. Но, вообще, можно отдавать художнику даже самый сырой текст с тем условием, что фактура уже на месте, и ничего по смыслу не исчезнет.
Важно уловить настроение текста, подобрать слово-метафору, которое описывает содержимое. Договориться, есть ли четкие пожелания по тому, что должно быть изображено, или оставить эти решения художнику. Желательно прислать референс именно из портфолио иллюстратора, чтобы он понимал, какой свой инструментарий стоит использовать. Иногда важно подсветить конкретные моменты в тексте, и мы их проговариваем, особенно если речь идет о коммерческих проектах.
Правки
Правки как в иллюстрациях, так и в дизайне должны быть неконкретными: не «покрась в красный» — а «этот кусочек картинки хочется сделать заметнее». Тогда художник сам решит, как это сделать своими средствами. Важно формулировать не инструкции к действию, а нащупывать проблему, предлагать разные варианты решения, но ни в коем случае не лезть в картинку самостоятельно.
Иллюстрация: Александр Драгин
Дизайнер должен представлять себе конечный продукт — где и каким образом будет работать иллюстрация.
Александр Драгин
иллюстратор Bang! Bang! Studio, арт-директор «Везёт»
Для того, чтобы оценить задачу, иллюстратору важно получить не сухое ТЗ с указанием размера картинки, а идеи, цели размещения и контекст использования. Так он поймет, ждут ли от него исполнения по заранее придуманной композиции, или заказчику важно лишь наличие конкретных деталей, и иллюстратор сможет проявить себя.
Начальный этап работы
Изучая портфолио иллюстратора, заказчик решает, подходит ли его стиль для задачи и совпадает ли чувство мира художника с ценностями компании, сайта или журнала. Заказчику следует выбрать несколько референсов из портфолио, они помогут точно обозначить его ожидания. Следующим этапом может быть композиционный скетч с расположением всех элементов.
Иллюстратору важно узнать клиента: будет хорошим знаком, если он попросит брендбук и ссылки на социальные сети, чтобы изучить, как клиент общается с аудиторией. Много вопросов — это очень хорошо, так как с момента получения первого письма иллюстратор и клиент работают как партнеры ради общего классного результата, а обратная связь поможет избежать правок и сделать картинку еще звонче.
Детали
Дизайнер должен представлять себе конечный продукт — где и каким образом будет работать иллюстрация. Понимание пропорции изображения поможет сразу прикинуть композицию, а также лучше понять суть задачи и отказаться от каких-то решений еще на этапе разработки.
Если дизайнер делает иллюстрацию к лонгриду или статье, у него обязательно должен быть финальный текст. Будет неловко, если он выберет для сюжета иллюстрации ту часть, которую редактор удалит перед выпуском.
Правки
Важно договориться на берегу обо всех этапах и объемах работ. Но даже если что-то идет не по плану, стоит помнить, что исполнитель и заказчик находятся в равных условиях. Если компания меняет изначальные договоренности (объем или сроки), иллюстратор вправе изменить свои (сроки или бюджет).
Заказчик заранее должен решить, кто из команды будет согласовывать результат. Стоит показать все промежуточные этапы заинтересованным коллегам, чтобы итоговая иллюстрация не стала для них сюрпризом. Если правок не избежать, нужно объяснить иллюстратору максимально подробно, почему с этими изменениями работа станет лучше, или попросить совета, как поправить часть, вызывающую вопросы. Так человек поймет, что он полноправный участник процесса и от него зависит результат.
Четкий бриф на аутсорс
Если клиент придет в агентство с брифом из двух слов — «нужна реклама» — и уйдет ждать результат, он его не дождется. Креативщики не умеют читать мысли — им нужны четкие вводные.
Ровно так же происходит, когда агентство нанимает аутсорс-креативщика. Тогда оно само становится «клиентом», а фрилансер выполняет его задачу. И чтобы готовая работа была четкой, полной и без лишних нервов, нужен бриф.
Мы разобрались, как составить бриф для аутсорс-фотографа и иллюстратора так, чтобы все остались довольны.
Опоры брифа
Обычно рекламные агентства приглашают фрилансеров для задач, которые не возникают ежедневно — например, для фотосессий и иллюстраций.
Фрилансера и постоянного сотрудника брифуют по-разному. Свои ребята, скорее всего, уже знакомы с брендом и проектом — им в большинстве случаев достаточно объяснить задачу на словах и скинуть пару референсов. А вот фрилансеру составляют бриф со всеми нюансами.
Чаще всего брифует арт-директор — человек, ответственный за визуальную часть проекта. Подходы у артдиров разные: одни в брифе детально рассказывают о бренде и задаче, другие — ограничиваются коротким описанием задачи. Но важно помнить, что у каждой рекламной кампании есть бэкграунд, конкретная задача, бюджет и целевая аудитория. Все эти элементы нужно учитывать в брифе.
Каким бы ни был подход к наполнению брифа, главное — не считать фрилансеров «руками, которые воплощают твою идею». Они — художники, с собственным видением и стилем. Не нужно бояться, что фотограф или иллюстратор испортит идею — наоборот, он может посмотреть на нее под другим углом и сделать только лучше.
Еще на этапе брифинга нужно договориться об условиях сотрудничества. Например, обсудить объем работы, количество кругов правок и дедлайны.
Бриф для фотографа
Аутсорс-фотограф делает для агентства предметные и бэкстейдж-съемки, фотосессии с людьми и даже животными. Все зависит от проекта.
Например, клиент хочет сделать ребрендинг этикетки шоколада. Для этого ему нужны фото растопленного шоколада или красивых колотых кусочков. Арт-директор разрабатывает эскиз упаковки, утверждает его у клиента, а потом составляет техническое задание, или ТЗ, для фотографа.
Другой пример — фотосессия героев ролика прямо на съемочной площадке. Если, кроме видео, клиенту нужны фото персонажей, агентство вместе с продакшеном приглашают на площадку фотографа. Он делает фото между дублями. Это экономит время и актеров, и стилистов, и гримеров. Правда, у такой съемки есть и «темная сторона»: время на фотосессию сильно ограничено, актеры устали, а у продюсеров в приоритете ролик.
Фотографы редко умеют снимать все — поэтому их нужно выбирать под конкретную задачу. Скорее всего, портретист вряд ли сделает классные кадры еды, а фуд-фотограф не сможет сделать красивую портретную съемку. Специализацию еще никто не отменял.
Искать аутсорс-фотографов часто помогают продакшены. В этом случае в бриф включают задачи не только фотографа, но и других специалистов, которые участвуют в съемке: стилистов, гримеров и художников-постановщиков. Но бывает, что агентства работают с фрилансерами без посредников.
СОДЕРЖАНИЕ БРИФА
# 1. О проекте
# 2. Задача
# 3. Технические требования
# 4. Креативные требования
# 5. Постпродакшн
# 6. Сроки и бюджет
С этим пунктом все понятно, но его обычно заполняет не арт-директор, а менеджер.
Бриф для иллюстратора
Аутсорс-иллюстратор может с нуля разрабатывать дизайн упаковки или персонажа для бренда — это более творческая работа. А может прорисовывать технические иллюстрации — детальные сториборды — для клиента. Без них ему сложно представить, что будет происходить в кадре и как он будет выглядеть.
Если ролик анимированный, иллюстратор прорисовывает все кадры для видео. А бывает, что сам процесс создания иллюстрации — основа идеи кампании.
ТЗ для иллюстратора во многом зависит от задачи. Фрилансеров, которые рисуют кадры для сториборда, часто брифуют на словах. В этом случае художник получает только арт-директорский сториборд: описание кадров и приблизительную картинку, остальное объясняется на словах.
Художники, которые рисуют материалы для рекламных кампаний, получают более детальный бриф на иллюстрации.
СОДЕРЖАНИЕ БРИФА
# 1. Информация о проекте
# 2. Задача
# 3. Технические требования
# 4. Креативные требования
— референсы по стилистике, на которые может ориентироваться художник
# 5. Сроки и бюджет
+ количество кругов правок, которые входят в этот бюджет
Бриф на бриф
При написании брифа полезно держать в голове несколько моментов:
Не усложнять. Очень длинный бриф утомит даже самого терпеливого фрилансера. Важно описать все просто и понятно, но при этом проверить, чтобы в задаче были все важные детали.
Показывать на примерах. Если в работе есть визуальные решения, которые сложно объяснить словами, нужно подобрать референсы. Много референсов.
Проговорить. Кроме брифа, артдиру важно описать фрилансерам задачу своими словами. Как он ее чувствует и в чем сомневается. Возможно, вместе получится найти еще более крутое решение.
Как составить ТЗ (техническое задание) фотографу
Сделайте мне красиво — неточная постановка задачи, куда лучше — техническое задание, правда его место в коммерческой, рекламной фотографии (в арт-фотографии главенствуют референсы, умные карты, мудборды и подмалевки).
Текст ниже — памятка заказчика, которому необходимо составить техническое задание для фотографа и не пропустить основные требования. Пишу сжато и по делу. Будут вопросы — спрашивайте.
ТЗ, как основа диалога с фотографом
Черновая версия технического задания пишется самим клиентом. Заранее, в идеале — еще до поиска фотографа.
Я лично удивлен, что кто-то думает иначе.
Заказчик должен самостоятельно обозначить свои требования к итоговой фотографии:
Ответили на вопросы и записали свои мысли? Хорошо. Приступайте к поиску фотографа. Но именно сейчас, а не шагом раньше. Сами подумайте, если вы не знаете что вам нужно, то как можно выбирать автора для реализации неизвестного? Абсурд!
Пишем техническое задание
Изучили все (или не все) предложения на рынке, ознакомились с портфолио, нашли автора, чей стиль интересен и подходит под ваши требования? Отлично! Самое время организовать встречу и, вместе с фотографом, написать ТЗ.
Техническое задание на фотосъемку включает в себя:
Примечания к техническому заданию:
Постскриптум
При составлении технического задания необходимо слушать фотографа. Прислушиваться к аргументированным указаниям на нелепые и абсурдные моменты, т. к. автор компетентен в своей профессии, имеет опыт и лучше заказчика понимает происходящее.
Если вы не можете всецело довериться фотографу — обратитесь к другому, это нормально.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Рекомендую к прочтению:
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Что такое бриф и как его правильно составить
Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.
Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.
Зачем нужен бриф
Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.
Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.
Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.
В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.
В каких сферах используется бриф
Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:
Виды брифа
Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.
Чем бриф отличается от ТЗ
Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.
Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.
В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.
Как правильно составить бриф
Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.
Структура брифа
Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.
Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.
Примеры брифов
Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.
Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.
Заключение
В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.