לירום סנדה ראיון עבודה שאלות מראיונות עבודה לירום סנדה myronivka.com.ua.
Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.
Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.
Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.
Тремоло разработанное механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.
Schaller Tremolo LP
Ноу-хау фирмы немецкой Shaller. Это тремоло напоминает винтажное стратовское, крепится на 2-х опорных болтах от Tune-o-Matic и позволяет понижать и повышать строй, при этом, неплохо сохраняя его. Если у вас есть Les Paul и вам хочется использовать рычаг тремоло, то эта машинка как раз то, что нужно.
ZR (Zero Resistance)
Тремоло, также похожее на Флойд Роуз, главное отличие в том, что присутствует своеобразный блокиратор, благодаря которому бридж фиксируется жестко и не слетает в случае, когда рвется струна. Настраивать такое тремоло тоже очень удобно по сравнению с обычным Флойд Роузом. Серийно устанавливается преимущественно на гитары Ibanez S-series.
Сейчас это в первую очередь тремоло, которое напоминает по конструкции Floyd Rose, также обладает зажимом на грифе. Вообще, существуют также жесткие струнодержатели подобной конструкции (такие были на сигнатурных гитарах Дэйва Мастейна и Марти Фридмана), но это редкое явление. А также раньше были популярны тремоло, которое имело ряд отличий, от современного Kahler’а, ориентированного на подобие Floyd Rose’а. Главная фишка конструкции в отсутствии пружин, тремоло крепится непосредственно на деке гитары.
Является прямым развитием Vintage tremolo. Этот струнодержатель уже позволяет лучше работать рычагом, так как зажимает струны непосредственно на самой машинке. Если при этом гитара оснащена каким-либо специальным порожком (роликовый, латунный, костяной и т.д.), то гитара может вообще практически не расстраиваться от использования тремоло. Соответственно, изначально предназначен для понижения строя, но можно настроить и так, чтобы тянуть вверх, также бывают гитары, у которых профрезеровано для этих целей дерево на корпусе.
Fender Deluxe Locking Tremolo
Изобретение фирмы Fender. Это тремоло похоже на Wilkinson и 2-х болтовый Vintage. В принципе, это и есть самое совершенное тремоло без зажима. Обычно оно встречается на гитарах в сочетании с роликовым порожком, соответственно, отлично держит строй, позволяет здорово «качать», при этом не имея проблем со строем. Собственно, по этой причине его и крестили «Fender Floyd Rose», ибо между ними есть много сходств. Струны также заблокированы на самом бридже. Имеет неплохой вес по сравнению с Wilkinson, вследствие чего, вырастает сустейн.
Владимир Холстинин: Теперь тремоло. Долгое время я играл на двухвинтовом, но вот недавно решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах.
Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.
Представьте себе, что вы прыгаете в длину. При этом опора, от которой вы совершаете толчок неустойчива. Далеко ли вы прыгнете? Струна, совершающая колебания на вершине порожка — тоже прыгун в длину. От того, с какой силой струна прижимает порожек к бриджу, зависит громкость и характер звучания гитары. В статье «Дека и бридж гитары» говорилось, что бридж — рычаг деки. Порожек — рычаг бриджа. Отклеенный бридж сведёт на нет звучание любой гитары. Существенный ущерб звучанию нанесёт и неустойчивый порожек.
Основной тон — сильный прыгун. Как-нибудь, да прыгнет. Вы услышите его, даже если проложите промокашку между струной и порожком. Иначе обстоит дело с обертонами. Чем выше порядок каждого из них, тем меньше слышимость. В статье «Стройность музыкального инструмента» показано, что именно ясное звучание обертонов обеспечивают стройность любого инструмента. Неустойчивость порожка приводит к тому, что часть обертонов становятся неслышимыми. Результат — «грязно», невыразительно звучащая гитара. На барочных щипковых инструментах порожек вообще отсутствовал. Струны просто привязывались к бриджу. Как рычаговая опора, порожек возник лишь к началу 19-го века. Он представлял собой возвышение в древесине бриджа. Позже его заменила полоска из кости или забитая в бридж ладовая проволока. Такая конструкция бридж-порожек является наилучшей и на сей день. Но кроме стройного звучания нам хочется ещё и удобства. Поэтому и возник паз, куда можно вставлять порожки разной высоты. Порожек стал больше, но его традиционно продолжали делать из кости. Как-то так никто и не заметил, что звучание гитары от этого ухудшилось. И по сей день ошибочно полагают, что наилучший материал для порожка — кость. Не все так полагают. Приглашаю вас заглянуть на эту всемирно известную страницу: https://graphtech.com/
Виды тремоло бриджей для электрогитары: от винтажа до современности
Тремоло бриджи (струнодержатели) имеют сложную конструкцию, в которую входит подвижная часть, с креплением для струн. Сделано это для того чтобы, изменять высоту взятых нот во время игры, при помощи специального рычага.
Изначально такие бриджи были разработаны для имитации популярных в 50-е lap steel guitar (гавайских гитар), а в частности эффекта вибрато, однако со временем общая концепция претерпела ряд значительных изменений.
В этой статье мы рассмотрим основные виды тремоло бриджей для электро гитары, начиная от архаичного Bigsby и классического Vintage Tremolo, заканчивая модерновым 10-тиструнным Kahler.
Система Bigsby для электрогитары
Bigsby — одно из первых в мире тремоло, является прародителем всех ныне существующих тремоло систем. Было разработано механиком проектировщиком мотоциклов Полом Бигсби, для кантри музыканта Мерлона Тревиса, недовольного качеством вибрато на своем инструменте.
Тремоло применяется в основном на полуакустических гитарах, в следствии того, что верхняя часть деки на подобных инструментах довольна хрупкая и использование машинки напрямую прикрученной к ней болтами, может привести к повреждению древесины, которая напрямую влияет на звук (об этом в статье о типах древесины для гитар).
В Bigsby же, машинка как бы висит, а струны соприкасаются лишь с нижним порожком, что сводит нагрузки на корпус гитары практически к нулю. Тремоло необычайно управляемо, послушно реагирует на минимальные усилия на рычаг, как на повышение так и на понижение строя.
Так же с помощью Bigsby можно относительно легко (без фрезеровки) модифицировать практически любую электро гитару, существует множество моделей этого тремоло, разработанных под различные виды гитар, как полуакустические так и цельно корпусные.
Инструменты на которых применяется:
В основном — это гитары фирмы Gretsch, однако зачастую можно увидеть и на инструментах фирм Gibson и Fender.
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Bigsby B3 — подходит практически для всех типов гитар, при этом не требуется сверлить посадочные отверстия в корпусе. Стоит около 8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Система Vintage tremolo для электрогитары
Разработанное специально для Fender Stratocaster, Vintage tremolo на данный момент является наиболее распространены гитарным бриджем, в особенности в бюджетном сегменте.
Данное тремоло крепится на шести опорных винтах. Станина в которую продеваются струны проходит сквозь корпус, натяжение струн уравновешивается с помощью пружин крепящихся на скобу (прикрученную напрямую к корпусу) с обратной стороны деки.
Рычаг вкручивается внутрь станины по резьбе. Vintage tremolo предназначено для неглубокого, деликатного изменения строя и способно понижать его в пределах одного-двух тонов, а при активной работе неизбежно расстраивается.
Инструменты на которых применяется:
Fender Stratocaster и различные его клоны
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Gotoh 101T — классическое 6-ти болтовое тремоло изготовленное из высококачественных материалов в Японии, имеет крайне доступную цену около 2,5-3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Jaguar/Jazzmaster и его тремоло
Ещё один вариант нестареющей классики от Fender, были разработаны в эпоху Surf Rock, в следствии чего не приспособлена для сильных и глубоких движений рычагом, однако при умеренном использовании отлично выполняет свои функции, отличаясь сбалансированным и плавным ходом, а так же железным строем.
Плюс ко всему благодаря функции запирания (фиксации) — trem-loc, можно легко превратить тремоло в фиксированный.
Инструменты на которых применяется:
Fender Jaguar/Jazzmaster и их клоны
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Hosco HK41 — бюджетный вариант офсетного тремоло, хорошего качества, по доступной цене — около 3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Wilkinson как эволюция Vintage tremolo
Этот тип бриджа является прямой эволюцией Vintage tremolo. Благодаря тому, что струны зажимаются непосредственно на самом бридже, данное тремоло дает возможность намного активнее работать рычагом в сравнении с классическим 6-ти винтовым.
Если же гитара оборудован локовыми колками и роликовым порожком, растройка инструмента сводится к нулю. Не смотря на то что тремоло разработано на понижение строя при правильной настройки можно добиться и небольшого натяжения вверх.
Так же большим плюсом является безрезьбовое крепление рычага и как следствие полное отсутствие люфта.
Инструменты на которых применяется:
В основном данное тремоло применяется, на современных прогрессивных инструментах таких как Reverend
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Wilkinson by Gotoh VS-100, имеет существенное преимущество в сравнении с другими клонами: опоры тремоло имеют потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт, производится в Японии, стоит около 7-8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Floyd Rose — одна из самых популярных систем
Floyd Rose тремоло бридж названный так в честь собственного изобретателя Флойда Роуза, разработавшего его в 1977 году для собственных нужд, однако после получения патента в 1979 году, начавшего серийный выпуск совместно с компанией Kramer. Популярность к данной тремоло системе пришла в начале 80-х, благодаря такому музыканту как Эдди Ван Хален.
В систему, помимо плавающего бриджа зажимающего струны, так же входит топ-лок — механизм, зажимающий струны на грифе у верхнего порожка. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий бридж позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот как в низ так и вверх.
В тоже время когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно в следствии чего гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для точной и более тонкой настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке.
Не смотря на то что тремоло отлично держит строй у него есть и значительные минусы, к примеру заменить порванную струну бывает целым приключением, так как после обрыва плывет строй и для замены необходим целый набор ключей.
Так же тремоло очень чувствительно как к окружающей температуре так и к перемещение гитары в пространстве, излишний нажим при глушении струн ладонью может вызвать проблемы со строем.
Инструменты на которых применяется:
В основном — это суперстраты из 80-х и различные их производные, от таких компаний как Kramer, Jackson, Fernandes, B.C.Rich и т.п.
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Высококачественная копия тремоло Floyd Rose произведенная в Японии, ничуть не уступающая качеством оригиналу, благодаря тому что сустейн блок имеет длину 36 мм, подходит для большинства инсталляций.
Так же существенный плюсы — это: опоры имеющие потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт (в отличии от опор OFR и Schaller), а также форма станины, а именно свободная фиксация одного из её краёв, делает это тремоло более простым в отстройке, в отличии от станин имеющих 2 симметричных ножа.
Так и цена значительно ниже OFR 8-9 тысяч против 12-14 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Kahler — современное небюджетное решение
Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.
Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.
Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.
В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.
Инструменты на которых применяется:
В 80-е и 90-е — это в основном суперстраты от американских мелкосерийных (на тот момент) компаний, таких как Carvin и B.C.Rich, на данный момент в связи с конструктивными особенностями полюбились компаниям изготавливающим модерновые гитары с 7-10 струнами и мульти мензурой, к примеру Agile.
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
2350 FF, безусловно 10-тиструнный тремоло бридж для мультимензурных инструментов является самым интересным предложением от Kahler, однако цена в 699$ не способствует экспериментам.
Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева
Данное тремоло разработано для установки на штатное место Tune-O-Matic без фрезеровки корпуса. Тремоло имеет достаточно глубокий, но плавный ход рычага и работает как на повышение, так и на понижение строя. Из-за того, что тремло по сути «висит в воздухе» настроить его довольно сложно и трудоемко, однако при грамотной настройке строй при активной работе рычагом держится хорошо.
Инструменты на которых применяется:
Любые инструменты с Tune-O-Matic
Достоинства:
Недостатки:
Наиболее интересная модель на рынке:
Она одна Schaller Tremolo LP, стоит порядка 10-11 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого года.
Итоги
Какое тремоло выбрать, по большей части дело вкуса и поставленных задач, однако всегда можно пойти на компромисс от общих тенденций, не стоит зацикливаться на каком то одном варианте, пробуйте новое, экспериментируйте и в конечном итоге вы найдете «то самое» свое тремоло.
Большинство бриджей современных гитар является местом закрепления для натянутых струн и точкой опоры для их упругого колебания. Разница этих двух понятий вытекает из рычагового устройства бриджа как элемента передачи колебаний от струн к деке. На схеме показана фаза колебания: в момент, когда опора оказывает давление на древесину деки,
место закрепления действует на отрыв, в следующей фазе колебания — наоборот. Это и приводит к разнофазным колебаниям деки, описанным в предыдущей статье. КПД такого рычага зависит от устойчивости опоры (порожка) и оптимального угла перегиба струны от опоры к точке её закрепления в бридже. Чем больше давление струны на порожек и чем он устойчивее, тем меньше расход кинетической энергии струны на трение качения, тем эффективнее рычаг разнофазного колебания.
Упругость деки у края резонаторного отверстия в точке А обсуждалась в предыдущей статье. Являясь слабым местом верхней деки, упругость «А» не может быть ниже определённого критического значения. Чтобы добиться громкости и выразительности звучания, нужно, чтобы упругость «В» была как можно ниже. Различные модификации W и X-пружин и есть поиск оптимального соотношения упругостей и масс «А» — «В».
Деформации дек точке В
Чрезмерно малые толщины дек и пружин в точке В приводят к деформациям, противоположным точке А. С течением времени возникает купол или, как говорят, «грыжа» деки. Никакая склейка не удержит край бриджа на деке, так как сила действия на отрыв при критической деформации слишком велика. Как показывает практика, деки с системой W-пружин устойчивы к деформациям в зоне точки В. Отрыв бриджа классической гитары, как правило, является результатом его небрежной приклейки.
Этого нельзя сказать про гитары с деками Х-пружин. Большая сила натяжения струн и небрежная приклейка являются факторами провоцирующими, но не основными. Сквозное, через деку, закрепление струн позволяет с наибольшей эффективностью трансформировать колебание струны в упругие колебания А — В.
Однако ряд из шести отверстий для закрепления приводит к значительному снижению упругости деки как раз там, где берёт своё начало инерционное качение. Чтобы компенсировать этот конструктивный недостаток, с изнаночной стороны деки под бриджем наклеен так называемый подбриджевый плейт. Бридж, дека и продбриджевый плейт в промышленных условиях просверливаются станочным способом. Все шесть отверстий за одну операцию. Это часто приводит к выщепливанию древесины
плейта и снижению его упругости. Коварство этого промышленного дефекта состоит в том, что он проявляется лишь через через год-два эксплуатации и полному ремонту без вскрытия задней деки не подлежит. Покупая себе гитару, не поленитесь извлечь фиксаторы струн и исследовать целостность подбриджевого плейта наощупь.
Чтобы увеличить рычаговое приложение бриджа к деке, подбриджевый плейт клеится с напуском в сторону В от края бриджа. Чем больше расстояние C — D, обозначенное на схеме, тем больше КПД инерционного колебания от «А» к «В», но тем больше упругость деки по краю бриджа. Край бриджа, обращённый к точке В и упругость деки близ него — важнейший темброобразующий фактор в звучании гитары. Чем больше толщина подбриджевого плейта и величина напуска C — D, тем суше и невыразительней звучит инструмент.
Покрытая избыточным слоем лака с пружинами деки, древесина и профиль которых далеки от желаемого, «промышленная» гитара может звучать удовлетворительно лишь в случае избыточно тонкого подбриджевого плейта. Поэтому производители заняты непрестанными экспериментами с толщиной плейта (как правило, это ламинат) и расстоянием C — D. Оптимальные величины не являются секретом и известны: плейт (из древесины) от 3,8 до 4,5 мм, напуск C —D 4-5 мм. За мою 28 летнюю практику лишь одна гитара Мартин попала ко мне на ремонт с едва наметившейся отклейкой бриджа. Чтобы гитара звучала хорошо и при этом была надёжной конструкцией, следует изготовить её, взяв за образец гитару Мартин. Не уменьшая толщину плейта и не увеличивая напуск C — D.