бриар для трубок что это
История появления трубок из бриара
Как часто мы встречаем в описаниях курительных трубок фразу «курительная трубка из бриара», как часто мы сталкиваемся с рекомендациями приобретать курительные трубки именно из бриара в контексте того, что такие трубки есть настоящие. Они красивы, долговечны и имеют вкус – этих качеств лишены трубки из других материалов. Но, глядя на действительно старые гравюры и картины, содержащие сюжеты курения табака из трубок, мы видим все, что угодно, но не трубки из бриара. Глина, фарфор, металл и даже морская пенка, но нет даже намека на трубки из дерева. Когда же появились бриаровые трубки? Как? И можно ли выяснить, кто был первым в деле их рождения?
Дирк Хальс (1591 – 1656), Pipe Smoker Sun После экспансии табака на Европу, люди курили много и повсеместно. Курили табак как «напрямую», так и при помощи различных приспособлений. Одним из таких приспособлений стала курительная трубка. Для изготовления трубок люди использовали глину, фарфор, металл. Позднее стали использовать минерал сепиолит, который также известен под названием «морская пенка». Трубки из последнего довольно быстро обрели широкую популярность, но все же эти материалы имели немалый ворох недостатков. Трубки были хрупкими, грелись, ломались, ржавели. Понимание того, что для изготовления курительных трубок отлично должна подойти древесина, пришло сравнительно быстро. Первые трубки из вишни и ивы даже снискали некоторую популярность среди курильщиков, но все же такое курение было далеко от идеала, и потому весь мир замер и стал ждать, когда какой-нибудь чудак наконец представит миру свойства бриара.
Вы не поверите, но открытие бриара, как материала для изготовления курительных трубок, тесно связано с культом Наполеона Бонапарта, который возник во Франции вскоре после его смерти. Одним из тех, кто прославлял дела и имя покойного императора, был скромный француз, который занимался, помимо поклонения лику императора, изготовлением курительных трубок. В один из дней этот француз решил совершить паломничество на средиземноморский остров Корсику, к местам, где родился Наполеон.
Помимо того, что герой нашей легенды был трубочным мастером, он являлся, как и многие из нас, страстным трубокуром. В свою поездку он взял с собой любимую пенковую трубку, но подобные путешествия в те дни не отличались особой комфортабельностью, и в один из переездов любимая трубка нашего героя была сломана. Не будем описывать те чувства, которые окутали бедного французского паломника, ибо многим из нас они знакомы и вряд ли кто-нибудь захочет вызвать их в памяти. Но тучи постепенно стали рассеиваться, когда наш герой узнал о мастере, славившимся своей искусной резьбой по дереву, чья мастерская была в той же небольшой корсиканской деревушке, где постигла нашего паломника тяжелая утрата. Узнав об этой мастерской, француз тут же помчался к резчику и попросил вырезать ему курительную трубку из того дерева, которое мастер посчитает наиболее подходящим для этого.
Сидящая на 3/4 женщина с длинной глиняной трубкой. Британский музей, гравюра ок. 1630 г. Вскоре резчик представил своему заказчику курительную трубку из твердой, плотной древесины цвета сверкающего на солнце золота. Француз был настолько поражен курительными качествами своей новой трубки, что на некоторое время даже позабыл об истинной цели своего визита на Корсику. Он поспешил вернуться во Францию, прихватив с собой несколько образцов древесины, из которой была вырезана его новая трубка. Конечно же, вы уже догадались, что это были шары корнекапа вереска, которые во Франции стали называть «бруар». Позднее это слово стало приобретать английские оттенки произношения и написания и стало звучать как «брюер», затем «брайер» и позже приобрело ту форму, которую мы используем и сейчас – бриар (изначально bruyere, а после bruyer, brier и briar).
Вдохновленный своим открытием наш трубочный мастер привез образцы бриара в Сен-Клод – небольшой французский городок, расположенный в удаленной долине гор Юра, имевший славу центра резьбы по дереву. Ремесло зародилось в этих местах еще в Средневековье, когда монахи расположенного в горах аббатства, будучи отрезанными обильными снегопадами от внешнего мира, коротали зимние вечера, занимаясь резьбой по дереву. Монах вырезали четки, распятия, а также различную бытовую утварь из самшита, в изобилии произрастающего в тех краях. Работы монахов стали пользоваться популярностью и, видя это, местные крестьяне стали перенимать опыт резьбы по дереву. В очень короткий промежуток времени это ремесло стало главным занятием жителей. Ремесленники не ограничивались только лишь самшитом и в работе использовались различные сорта древесины, растущей в окрестностях. Не стал исключением и бриар, хотя отношение к нему сложилось недоверчивое, так как поначалу он доставил ремесленникам немало проблем – древесина должна был подвергнуться сложному и длительному процессу сезонирования, прежде чем могла отправиться в работу. К тому же, в природе не встречаются два одинаковых корнекапа, каждому из них требовалось отдельное внимание, каждый нес в себе свои проблемы. Пусть для курительных трубок здесь бриар еще не использовали, но за все время работы с ним местные мастера научились «видеть» бриар, распиливать его, работать с ним. Здесь же, в Сен-Клоде, наш мастер-паломник закупал дерево для своих трубок.
Курительные трубки из бриара
Жак-Луи Давид. Наполеон при переходе через Сен-Бернар, 1800-1801 г. Несмотря на все трудности работы с бриаром, после визита нашего героя жители и ремесленники взглянули на него под другим углом, и ремесло в Сен-Клоде получило новое направление. Вскоре изготовление курительных трубок вытеснило все виды работ с деревом в Сен-Клоде. А через сто лет после открытия бриара, как материала для изготовления курительных трубок, пятитысячное население Сен-Клода производило порядка
30 000 000 трубок в год!
Среди тех, кто в числе первых взглянул на бриар под другим углом, был, казалось бы, ничем не выделявшийся ремесленник по имени Франсуа Комой. Изготовление курительных трубок было делом его семьи, и к моменту открытия бриара Франсуа уже имел достаточно богатый опыт в этой области. Освоив все тонкости работы с бриаром, Франсуа взял в одну руку сына, в другую – небольшой чемоданчик с инструментами и бриаром, и неспешным шагом отправился в Лондон, для того чтобы сделать первую трубку со штампом «London Made». Но это уже совсем другая история…
Настаивать на правдивости этой истории я не стану и, наверное, вы будете правы, сказав, что это историю стоило начать со слов: «Хотите – верьте, хотите – нет…», но её мне рассказал друг моего деда, чей прадед был лично знаком с тем французским мастером, с которым он познакомился во время поездки на остров Святой Елены, хотя и подзабыл его имя. Говорит, он даже видел осколки той самой сломанной пенковой трубки, с которой все и началось…
Что же собой представляет бриар?
Одно из старейших растений Эрики древовидной. Ботанический музей Villa Taranto (Verbania), Lake Maggiore, Италия.
Что такое бриар? Бриар – это часть растения, которое ботаники называют Erica Arborea из семейства вересковых. Встречаются также названия «Вереск древовидный» и «Белый вереск». В отличие от большинства вересковых, наша Эрика – это карликовое дерево, которое порой достигает высоты в 5 и даже 7 метров, хотя обычная его высота составляет от 1 до 4 метров. Основной ореол произрастания – Южная Африка и район Средиземноморья. До не такого уж и давнего времени основные поставки бриара были из Алжира, где белый вереск рос в скалистых пустошах. На сегодняшний день основными поставщиками бриара являются Италия, Корсика, Испания, Греция и Малая Азия. В отличие от растений, растущих в благоприятных условиях, древовидный вереск должен бороться за свое существования, произрастая в каменистых почвах на возвышенности, в условиях, скупых на осадки. Это и придает древесине те свойства, за которые она так ценится курильщиками трубок. В регионах произрастания древовидной Эрики зимы обычно мягкие с редкими дождями, а лето – жаркое и засушливое. В попытке выжить в таких условиях волокна становятся жесткими, а сама древесина плотнее. Между корнями и ветвистой кроной растение имеет нарост, который выступает своеобразным рюкзаком. В этом рюкзаке дерево хранит те питательные вещества, которые расходует в засушливые периоды. Это самая жесткая часть растения – бриаровый корнекап. Эта часть растения и выделяет его среди себе подобных. По крайней мере, для курильщиков трубки. Корнекап является посредником между стволом и корнями, «прячась» у самой поверхности земли.
Хрупкое на вид растение (а по одной из версий, название «Эрика» растение получило из-за своей ломкости и хрупкости веток), совершенно не создает впечатление того, что его древесина обладает повышенной плотностью и жаростойкими качествами. Кустистые тонкие ветви и редкие листья находятся в прямой зависимости с размером капа, и если бы растение росло в более благоприятных условиях, то наверняка имело более широкие и обильные листья, но кап по размерам был бы совсем незначительным.
Но хороший бриаровый кап не так-то просто найти. Древовидный вереск растет крайне медленно и нарост между корнями и стволом может достичь приемлемых размеров в лучшем случае к шестидесяти годам. Возраст бриара, обычно используемого для производства курительных трубок, лежит в промежутке от 60 до 100 лет. Лучшие и крупнейшие бриаровые капы из найденных были возрастом порядка 250 лет. Идея целенаправленно выращивать древовидный вереск может и выглядит с какой-то стороны привлекательной, но слишком медленный рост растения показывает несостоятельность этой идеи при взгляде со всех остальных сторон. По этой причине до сих пор люди пользуются именно природными запасами бриара, а не выращивают его самостоятельно, хотя в некоторых местах и предпринимаются подобные попытки. Крупные места зарослей столетней Эрики были найдены не так давно в Греции, где «охотники за бриаром» стараются подходить к добыче системно: не выкапывая все подряд, а давая более молодым деревцам подрасти еще несколько лет.
Нет никаких сомнений в том, что использование бриара в качестве материала для изготовления курительных трубок стало переворотным моментом в развитии этой отрасли. В какой-то момент, курение трубки столкнулось с жесткой конкуренцией со стороны сигар и появившихся сигарет. Популярность трубки таяла буквально на глазах, но открытие бриара придало производству трубок второе дыхание. Возможность покупать красивые, удобные, прочные и сравнительно недорогие изделия вывело курение трубки на новый уровень. Когда-то пенковые трубки были предметами роскоши, но экспансия бриара сделала их доступными для людей с абсолютно разным уровнем дохода. Некогда очень популярные глиняные трубки теперь, покрывшись изрядным слоем пыли, покоятся в тени славы бриара.
И пусть попытки поиска нового слова в области изготовления курительных трубок, нового материала до сих пор не прекращаются, ни один из экспериментов не может похвастаться результатом, хоть сколько-нибудь походящим на бриар. Никакой из материалов не может на сегодняшний день соперничать с бриаром ни по красоте, ни по прочности, ни по какой-либо из многочисленных положительных черт бриара. При практически полном отсутствии отрицательных.
Трубки из бриара. Мифический вкус бренда
Фото: Neil Archer | http://www.apassionforpipes.com/ Фред Ханна – доктор философии, профессор Школы Прикладной Психологии. Советник по образованию Университета Северного Колорадо. Также является членом Ассоциации Факультетов Университета Джона Хопкинса, в котором проработал на должности профессора 11 лет. В дополнение к многолетней практике, он провел множество семинаров, пользовавшихся неизменным успехом, в различных организациях по всей Америке по вопросам психического здоровья. Его научные труды и методы обучения очень ценятся коллегами. Научные интересы Фреда Ханны лежали в области моделей человеческого поведения и его изменений, где он достиг немалых успехов. Фред также разработал и опубликовал множество инновационных методов, направленных на позитивные изменения поведения у людей, страдающих зависимостью, суицидальными наклонностями и у трудных подростков. Является автором множества статей и книг, в том числе и известной книги «The Perfect Smoke», посвященной нашему общему увлечению – курению трубки. Также Фред является постоянным автором статей для «Pipe Collector» и «Pipes & Tobaccos Magazine». Доктор Ханна является автором, а также принимал участие при создании множества популярных табачных смесей, выпущенных под марками McClelland, Cornell & Diehl, G. L. Pease.
Мифы и легенды трубочного производства
Термин «Вкус бренда» в сообществе курильщиков трубки стал почти физическим, ощутимым понятием. Это понятие выросло стеной, о которую постоянно ломаются множество копий, брошенных людьми, находящихся по обе стороны этой стены. Так может ли бренд обеспечить какие-либо уникальные характеристики своим трубкам? Имеют ли курительные трубки Dunhill, Charatan или Chonowitsch тот уникальный вкус, который выделяет их из ряда трубок других производителей и мастеров? Обеспечивают ли трубки дорогих брендов, как, например Castello, тот высокий качественный уровень, который недостижим для «народных» марок, таких как, Chacom или Stanwell? Многие курильщики трубок и коллекционеры абсолютно уверены, что ответами на эти вопросы будут однозначные «Да!». Есть люди, которые соглашаются с этими утверждениями лишь частично. Мы говорим о мифе «Вкус бренда» и суть этой статьи сводится к тому, чтобы показать, что этот миф – иллюзия и я постараюсь представить в этой статье природу этого явления.
В одной из своих предыдущих статей для «Pipe Collector» я постарался привести общности и различия между дегустацией вин и дегустациями табака, и какие полезные уроки можно извлечь для себя из этого. Основной целью той статьи было показать, насколько субъективными и неоднозначными являются дегустации трубочного табака в сравнении с дегустациями тех же вин. Развенчание мифа о «Вкусе бренда» – это прямое следствие той статьи, основанное на тех знаниях, которые мы извлекли из уроков сравнения дегустаций вин и трубочного табака. Этот миф мучал меня с 1975 года и я регулярно возвращался к размышлениям на эту тему. Перед настоящей статьей я поставил задачу помочь читателю выйти за рамки привычных категорий мышления, стереть границы, разделяющие бренды и имена, дать понимание того, что есть бриар как таковой, вне контекста клейма. Возможно, для этого придется в некотором роде изменить любимому бренду или мастеру, но все же давайте попробуем сделать это вместе, хотя бы на один короткий момент.
Что касается моей квалификации, а также ее достаточности для освещения темы статьи, то скажу, что я имею за плечами многолетний опыт винных и табачных дегустаций. Также, я имею немалый опыт научной работы в направлении феноменологии, как части своей профессиональной деятельности. Равно как и в ряде других областей, занимающихся поведенческими исследованиями и изучением влияния полученного опыта на отношение человека к тем или иным вещам, а также изучением природы «предвзятого мнения». В этой статье мы рассмотрим феномен бриаровой курительной трубки и то, как она влияет на курения табака. Но, не смотря на все выше сказанное, эта статья не является истиной, выбитой в камне. Это просто рассуждения на тему природы нашего хобби. Статья делится на три части: анализ мифа «Вкус бренда», рассуждения о том, что делает вкус табачного дыма великолепным, и разговоры на тему восприятия, воображения и элитарности.
Вкус бренда
Многие полагают, что трубки некоторых брендов обладают уникальными, присущими только им, характеристиками. И в каждой категории курительных трубок есть свои чемпионы. Например, большинство курильщиков и коллекционеров ультра-дорогих трубок Chonowitsch утверждают, что эти трубки курятся лучше, чем какие-то ни было. Еще одним примером служит Dunhill – многие полагают, что эти трубки также обладают уникальными характеристиками. Рич Эссерман (Rich Esserman, известный коллекционер) не раз говорил о том, что по его мнению, трубки Dunhill из его коллекции лучше подходят для курения ориентальных смесей без латакии. Тогда как трубки Castello смягчают аромат насыщенных латакиевых смесей. Рич так же говорил, что «бренд имеет непосредственное влияние на вкус табака». Таким образом, феномен трубок Dunhill является отличным опытным образцом для нашего анализа, на примере которого я постараюсь показать, из чего состоит налет таинственности вокруг Dunhill и других трубочных брендов. Хотя и постараюсь сделать это со всей деликатностью.
Dunhill известен своей уникальной технологией выварки бриара в масле, что и считается источником характерного вкуса этих курительных трубок. На первый взгляд, это звучит довольно логично, однако даже поверхностный анализ вызывает сомнения в стройности этой теории. Каждая ли трубка, выпущенная под брендом Dunhill, обладает узнаваемыми характеристиками вкуса? Я не смог найти подтверждение этому куря трубки Dunhill. Но тут возникает еще один немаловажный фактор – когда именно была выпущена конкретная трубка. Билл Тэйлор (Bill Taylor, основатель Ashton) как-то рассказывал, что за те двадцать лет, что он проработал на фабрике Dunhill, он ни разу не видел, что трубки вываривались в масле. Дэвид Филд (David Field) говорил, что на фабрике трубки в масле прекратили вываривать в 1968 году и выпущенные впоследствии трубки отличались от тех, что были выпущены ранее. Получается так, что к концу 60-х трубки Dunhill уже не вываривались в масле (или вываривались не все), к тому же бриар поступал на фабрику из различных мест от разных поставщиков.
Я знаком со многими коллекционерами курительных трубок Dunhill, они не раз говорили мне, что их трубки курятся превосходно. Но многие из них говорили, что не все трубки такие, что встречаются и «не очень». К тому же, через мои руки прошло несколько трубок Dunhill и действительно, некоторые из них курились превосходно, остальные же не представляли из себя ничего особенного. В некоторых отлично раскрывались латакиевые смеси, некоторые практически ничего не давали вкусу куримого в них табака. Тот же Рич Эссерман писал в Pipe Collector о том, что не держит в своей коллекции трубок Dunhill те трубки, которые курятся не очень хорошо. Стало быть, не все трубки Dunhill обладают уникальными характеристиками вкуса и аромата? Или все, но по какой-то причине курятся превосходно только отдельные экземпляры? Или вкус и аромат трубки не входят в ряд уникальных характеристик, которые ставят в заслугу бренду? Тогда, что в них входит? Смогут ли в слепой дегустации поклонники марки Dunhill выделить среди трубок различных брендов, хорошо курящийся Dunhill? Смогут ли при тех же условиях выделить не очень хорошо курящиеся трубки Dunhill? Я провел много слепых дегустаций вин, и мой опыт заставляет меня сильно сомневаться в положительном исходе подобного эксперимента. У меня когда-то был гладкий дублин Dunhill 1914 года с трубкой – он курился действительно превосходно. Всего у меня было три таких, одинаковых трубки, которые я приобрел у одного человека году в 1978, но превосходно курилась только одна из них. При это она курилась также хорошо, как курились мои лучшие Charatan и Castello. Два же других дублина по причинам, которые мы обсудим позже, курились вполне неплохо, но не превосходно. Прим это все три трубки отлично подходили для английских смесей, но я склонен полагать, что это происходило потому, что ничего кроме них я в то время попросту не курил. Sobranie № 759 и Bengal Slices – это все, что занимало меня тогда. Но давайте попробуем вновь сформулировать свой вопрос: существует ли незыблемый фундамент, на котором можно построить цепь доказательств, определяющих уникальные характеристики трубок Dunhill, и способных объяснить их природу? Я этого фундамента не вижу. И хотя я выбрал Dunhill в качестве примера, существование каких-то уникальных характеристик можно оспорить применительно к любому бренду, из какой страны бы он ни был. Когда дело доходит до узнаваемого «вкуса бренда» по отношению к хорошо обкуренным трубкам, качественно сделанных из хороших кусков бриара, то мы, все же, опираемся не нечто более осязаемое, чем просто миф. Качество бриара куда больше влияет на вкус, нежели бренд.
Давайте теперь рассмотрим курительные трубки Castello. Как и в случае с Dunhill, многие коллекционеры приходят в восторг от превосходных курительных качеств этих трубок. У меня были несколько трубок Castello высших грейдов – это были очень хорошие трубки. Как и мои трубки Dunhill, они курились очень хорошо. Курились они лучше, чем все остальные трубки и трубки других брендов? Конечно, нет. Как-то ко мне попала превосходная и очень красивая трубка Castello Collection Greatline 4K, сейчас стоимость таких трубок сильно возросла. Но курилась эта трубка просто ужасно, не зависимо от того, что я пытался в ней курить – английские насыщенные смеси или вирджиниевые флейки. Трубка давала грубый кислый дым и вкус не менялся, что бы я ни предпринимал. Другие трубки Castello, что я курил, курились как мечта, третьи – просто хорошо. Так же, как и люди, эти трубки обладали собственным вкусом, уникальным характером. При этом они имели множество общих черт, характерных для хороших трубок. Из многих трубок Castello отлично идут английские табачные смеси, но не меньше существует их трубок, из которых отлично будет куриться вирджиния. Но это определяется браром, а не брендом. Но курительные трубки Castello, как семейство, не обладают какими-то, присущими только им, уникальными характеристиками. У меня были также курительные трубки Don Carlos, Caminetto и Charatan, но по вкусу они не имели отличий от Castello. Быть может, как и в случае с масляной обработкой, дополнительные сушка и сезонирование бриара, которые применяются при производстве трубок Castello, также утрачивают свое влияние на вкус через несколько курения таких трубок. В какой-то момент, нагар на стенках табачной камеры начинает играть одну из ведущих ролей в формировании вкуса трубки и делает он это в паре с самим бриаром, а не с клеймом на трубке.
В противоположность мнению о том, что бриар может сглаживать, скрадывать вкус, высказанному Ричем Эссерманом по отношению к трубкам Castello, высказал свое мнение Нил Макгрегор (Neil MacGregor), владелец магазинов Port Royal Pipe and Tobacco в Толедо и Колумбии штата Огайо. Являясь опытным курильщиком трубок высшего грейда, которые он курит на протяжении свыше 30 лет, Нил рассказывал мне о трубках Castello Sea Rock, как о трубках исключительного качества. Он говорил, что эти трубки усиливают вкус куримых в них табачных смесей и даже улучшают вкус ароматизированного табака. Они придают табаку такой богатый и насыщенный вкус, который не дает ни одна из трубок других марок. Он настолько любил свою трубку Castello Sea Rock, что не расставался с ней ни на миг, даже после того, как сломал чубук три раза. В итоге трубка была утеряна и Нил признавался, что очень скучает по ней. Но если это фирменный вкус бренда, то почему бы просто не купить такую же трубку и не наслаждаться ей дальше? Наверное, просто потому, что вкус – это работа бриара, а не бренда…
А как на счет трубок из Дании от таких известных мастеров, как Jess Chonowitsch, Lars Ivarsson и двух резчиков – Ульфа и Пера – из S. Bang? Если мы отвлечемся от великолепных форм, превосходного качественного исполнения и невероятных цен, то мы останемся ровно с тем, о чем говорили выше. Я, по крайней мере. Дважды общался с коллекционером трубок датских мастеров первого эшелона. В его коллекции есть трубки Bo Nordh, Chonowitsch, Lars Ivarsson, S. Bang, Poul Rasmussen и Poul Ilsted. Также он владеет десятком трубок Sixten Ivarsson и, конечно же, множеством трубок других мастеров. Когда я попросил его рассказать откровенно, положа руку на сердце, о курительных особенностях этих трубок по отношению к другим трубкам, он улыбнулс и ответил: «Они курятся также, как им мои трубки Ben Wade». Что касается меня, то мне очень нравятся формы трубок Poul Ilsted, нравятся трубки Dunhill, Charatan и Castello – они курятся превосходно, но не лучше остальных. И каждая трубка курится по-своему. Я когда-то курил трубку Chonowitsch, предложенную мне моим хорошим другом Тони Содерманом (Tony Soderman) – это была великолепная трубка превосходного исполнения. Она курилась отлично, так же отлично, как и старые трубки Comoy’s или Barling’s. Также превосходно, как должны куриться хорошие трубки из хорошего бриара.
Показательными также являются мои переговоры с продавцами из Uptown’s. Я не буду сейчас называть имен, но каждый из них в свое время был связан с продажами трубок ультравысокого качества. Во время наших бесед каждый из них говорил, что курил трубки практически всех датских топ-мастеров, за исключением разве что трубок Bo Nordh. Когда я спросил, можно ли выделить трубки этих мастеров, или хотя бы кого-то одного из них, на фоне других трубок по их уникальным курительным характеристикам, каждый из них ответил, что хотя качество этих трубок действительно находится на высочайшем уровне, вкусовые качества этих трубок вряд ли можно выделить по отношению к трубкам менее дорогим, но хорошо сделанным. Можно ли считать это уроком?
Когда-то в моей коллекции был недорогая трубка секонда Peterson из тех, что обычно советуют новичкам, но курилась она на уровне куда более дорогих собратьев. Был у меня и недорого Stanwell, который я купил новым много лет назад. Эта трубка видимо не знала, что она принадлежит к «низшей касте» и потому курилась на уровне лучших экземпляров Charatan, Dunhills или Castellos, из тех, что когда-либо у меня были, не смотря на три шпаклевки. У меня есть старые трубки Comoy и Sasieni, которые по качеству курения могут поставить в неловкое положение многие из трубок Dunhill. Мне нравятся трубки Charatan с прямым пламенем, но я не питаю иллюзий по поводу всех их трубок. Некоторые из трубок Charatan, которые я имел, мне совершенно не нравились на вкус. И это никак не зависело ни от эры, ни от декады, когда они были выпущены. Другие же курились просто отлично, а через мои руки в то или иное время прошло не меньше двух сотен их курительных трубок. И все, что я могу сказать, – все они были разные. И все мои Castello тоже были разными. Каждая трубка, независимо от бренда, имеет характеристики, присущие только ей одной. И если даже «вкус бренда» и может формироваться на каком-то начальном этапе создания трубки, то по мере того, как трубка обкуривается и вводится в эксплуатацию, она начинает жить своей, не похожей ни на чью другую, жизнью. Один из моих друзей, владелец большой коллекции курительных трубок Charatan грейдов Supreme и Selected, сказал мне как-то почти шепотом о том, что его скромный Comoy Tradition – пот с квадратным чубуком – курится ни чуть не хуже трубок Charatan высших грейдов. Еще один из моих друзей, управляющий трубочного магазина, говорил мне о том, что одна из его старых трубок Custombilt Rhodesian, курится не хуже лучших его трубок Ashton, Upshall, Ser Jacopo или Dunhill. Некоторые коллекционеры с интересом смотрят в сторону французских курительных трубок, однако Боб Пейдж (Bob Paige), автор целого ряда великолепных статей о курительных трубках и курении во Франции, сказал мне, что его недорогой Genod, как и другие его недорогие французские трубки, по курительным характеристикам отнюдь не уступают трубкам Dunhill из его коллекции. Мы не должны забывать о том, что мы курим не номенклатуру, а табак из бриаровых трубок. Важно только, чтоб производитель использовал качественный бриар и хорошо исполнял свою часть работы.
Если отвлечься от мифа о «вкусе бренда», выйти за рамки номенклатур, стран и мастеров, если закрыть глаза на формы, грейды и цены, то мы увидим, что в сухом остатке останется только бриар. И именно он обеспечивает магию курения. В одном из выпусков Pipe Collector, Рич Эссерман, человек, к которому я отношусь с большим уважением, написал о своем «эксперименте», который подтвердил влияние бренда на вкус трубки. Он курил табак «Garfinkel’s №15» из трубок размера «Magnum»: Dunhill, S. Bang и Amorelli. Выводом из этого «эксперимента» стало утверждение о том, что «вкус табака при курении из этих трубок был разным». Конечно, вкус будет разным. Я также повторил этот эксперимент на разных трубках и, конечно же, этот вывод подтвердился. Но подобный эксперимент никак не может ни подтвердить, ни опровергнуть миф о «вкусе бренда», потому что одна трубка – это лишь представитель марки, но не бренд в целом. Каждая трубка курится отлично от других, будь то трубки того же или совершенно другого бренда. Использование одной трубки как представителя бренда – не лучший ход для исследователя, и при всем моем уважении к Ричу, я не думаю, что он сам отнесся к этому эксперименту и к его результатам серьезно. Если подходить к этому основательно, то нужно использовать в эксперименте, как минимум, по пять трубок каждого бренда, полностью обкуренных и рабочих. Брендов должно быть больше и они должны быть классово разные: Dunhill, S. Bang, Don Carlos, Stanwell, Castello, Preben Holm, Charatan, или-что-там-у-вас-есть. И курить их нужно вслепую. Результаты такого эксперимента были бы достойны всякого уважения. Если вы решите провести такой эксперимент, вы наверняка практически сразу ответите, что вслепую очень сложно определить бренд.
Подобные эксперименты должны проводиться только вслепую и тестер не должен иметь представление ни об участвующих в эксперименте брендах, ни даже о формах трубок. Даже загубники на мундштуках трубок имеет смысл скрыть резиновыми насадками, чтоб по ним не было возможности определить бренд куримой трубки. Но слепые дегустации не проводятся в сообществе трубокуров, и если кто-то решит их проводить на регулярной основе, то свод правил еще предстоит разработать. Я принимал участие в более, чем 50 слепых дегустациях превосходных французских и калифорнийских вин, и часто я сталкивался с тем, как образованные и опытные дегустаторы говорили о том, что способны узнать, из каких виноградников эти вина, вплоть до шато. Это звучало убедительно. Но снова и снова эти «эксперты» ошибались, когда в руки им попадало просто вино – без этикетки, без бутылки, без номенклатуры, без чего-либо, что способно было влиять на мышление. Лишь изредка они угадывали. Но, как я писал в предыдущей статье, посвященной вкусу табака, дегустация вин менее неоднозначна, чем дегустация табака из курительной трубки. В последнем случае в оценочную цепочку, как необходимое звено, вписывается сама трубка, имеющая бренд, и влияющая на наше восприятие. Уже только это, само по себе, настраивает наши эмоции, наши рецепторы на «нужный лад», хотя мы сами в этот момент можем пребывать в полной уверенности в том, что объективны и беспристрастны. Но миф о «вкусе бренда» сильно меняет наше представление и тем больше, чем больше денег мы вкладываем в этот бренд. И в этом случае наше «расследование» дает тот ответ на вопрос, который не все хотели бы знать.
Почему трубки из одних кусков бриара курятся лучше, чем из других?
Это извечный вопрос, стоящий перед курильщиками и коллекционерами. Я ставлю этот вопрос не в попытке найти на него единственно верный ответ, но для поисков новых путей, которые смогут привести к этому ответу. В качестве начальных условий предположим, что трубки, о которых мы будет говорить, правильно просверлены, имеют ладную инженерию и сделаны из выдержанного бриара. Хотя нередко говорят о том, что на качество курения влияет и регион произрастания бриара.
Давайте ненадолго остановимся на вопросе региона. Многие коллекционеры имеют в своих коллекциях и курят трубки, изготовленные из бриара, произраставшего в Алжире, Греции, Корсике, Сардинии, Лигурии, Тоскане, Калабрии и в ряде других, менее известных регионов. Может ли регион произрастания бриара оставить свой отпечаток на вкусе? Иснова в качестве примера мы обратимся к Dunhill – много десятилетий назад компания Dunhill предоставляла информацию о том, из какого региона поставляется бриар, используемы ими при производстве курительных трубок. Насколько я помню, трубки «Shell» изготавливались из алжирского бриара, «Tanshell» – из бриара из Сардинии, «Root» – из калабрийского. Но я не знаю ни одного коллекционера, который смог бы выделить вкус «Root», на фоне «Shell» или наоборот. И это, в общем-то, похоже на правду, однако тот факт, что бриар из разных регионов отличается по своих физическим свойствам, никто не отменял. Например, бриар из Алжира – самый мягкий, калабрийский – (вроде) самый жесткий. Но оказывает ли это на курительные характеристики трубок? За многие годы гипотеза о том, что география бриара может влиять на вкус, не нашла подтверждения. Том Элтанг сказал однажды: «Регион не так важен, вы можете получить как превосходный бриар, так и откровенно плохие куски из любого средиземноморского региона». Наверное, пришло время пойти по другому пути в поисках ответ на свой вопрос.
Виноделы из Франции пошли на немалые расходы, наняв ученых для анализа почв и поиска лучших решений для произрастания конкретных сортов. Пино Нуар, наверное, является лучшим примером – это единственный сорт, из которого приготавливаются сказочные, и самые дорогие в мире, красные вина Бургундии. Научный анализ почв Бургундии выявил лучшее место для произрастания этого сорта. Необходимое количество солнечного света, расположение на склоне – это все немаловажные условия для выращивания винограда. Но состав почв – решающий фактор.
Возможно ли, что состав почв также может влиять на «вкусовые» качества бриара? Вполне возможно, что вкусовые качества будущих трубок зависят и от состава почв, в которых рос вереск, от количества солнца, которые получил куст, от количества выпавших осадков в тех местах, где он рос. Если это так, то анализируя эти факторы, можно получить бриар с лучшими качествами, учитывая возраст бриара, размеры корнекапа и прочих известные факторы. Вполне возможно, что искусственный прикорм растущего корня может повлиять на вкус будущих трубок так же, как это влияет на вкус виноградной лозы, из которых делают вина. Вот только вопрос о том, какой состав почв придает бриару лучший вкус, остается открытым.
Существует большое количество типов почв: глинистые, песчаные, известняковые. Каждый тип может передавать свои неповторимые характеристики корнекапу, но об этом, к сожалению, мы мало что знаем на сегодняшний день. Может кто-то из пильщиков или производителей знают об этом, но если знают, то молчат. Но исследования в этом направлении наверняка дали бы значительные результаты, которые могли повлиять на всю индустрию. В любом случае, состав почв и климатические условия произрастания вереска кажутся более влиятельными факторами на вкус будущих трубок, нежели регион, способ распила и, тем более, бренд трубки. Так же, как и в Бергундии Пино Нуар может расти только в одном месте, не смотря на то, что виноград может расти везде, так и в Греции, например, спектр составов почв довольно широк и бриар может расти во многих местах, но идеальный бриар может давать только одно небольшое место. Это наглядно показывает то, что простого деления на регионы произрастания бриара недостаточно для определения действительно важных свойств корня. Ирония здесь заключается в том, что состав почв, количество солнца и осадков влияют на вкус курительной трубки куда больше, чем клейма Castello Collection Greatline Fiammata, Dunhill DRH или же Charatan Crown Achievemen. Простенький Stanwell, вырезанный из куска корня, выросшего в условиях, близких к идеальным, может курить куда лучше, чем Dunhill, «выросший» в не самых лучших условиях. Тогда возникает вопрос: а что если производитель начнет использовать бриар, выращенный исключительно в одинаковых условиях? Тогда утверждения о «вкусе бренда» могут получить под собой основания. Но даже тогда вкус трубок останется вкусом бриара, но не бренда. Так или иначе, мы не знаем какие условия и как могут обеспечить идеальный вкус бриара, удовлетворяющий если не всех, то большинство курильщиков трубки. И только серьезные научные исследования помогут нам ответить на этот вопрос.
Убеждения, восприятия и элитарность
Альберт Эйнштейн однажды заметил: «То, что мы получаем на практике, предопределено теорией». Буквально его слова можно перевести как: мы получаем то, что хотим получить. Даже если искренне верим, что мы абсолютно нейтральны, беспристрастны и объективны. В области когнитивной психологии проведено немало исследования, демонстрирующих тот факт, что наше восприятие тех или иных событий изменяется под давлением наших убеждений и предубеждений. Множество курильщиков, будучи очарованными превосходными курительными качествами своих трубок, проецируют свое очарование на бренд и становятся невольными разносчиками мифа о «вкусе бренда». Большинство из них никогда даже и не пытали поставить под сомнения этот «факт». Если быть откровенным до конца, то я и сам находился долгое время в плену этого мифа и ничуть не осуждаю людей, которые не желают расставаться с этим мифом. Но немало людей ставят под сомнение этот миф и стремятся заглянуть за искусственно возведенные пределы. Памятуя о словах Эйнштейна, то вкладывая серьезные суммы в курительные трубки, мы ждем от них чего-то особенного, становясь тем самым носителями мифа о «вкусе бренда». Наши впечатления об этих трубках уже изменены действием этого мифа, насколько бы объективными мы себя не считали. Если рассматривать курительные трубки через призму их брендов, то вскоре пришлось бы рассуждать категориями брендов при оценке курительных качеств трубки. А это значит, что отличное курение должно обеспечиваться номенклатурой трубки, грейном, грейдом, качеством бласта, формой трубки и общим дизайном. Но это все – лишь ассоциации с конкретным брендом или мастером-резчиком. И хотя номенклатура не влияет непосредственно на качество курения, в нашем сознании выстраивается устойчивая связь между ней вкусом трубки. Противоположностью этому может служить пример курильщика, который ищет в трубке именно превосходное курение. Клейма на трубках для такого человека не важны, форма трубки становится вторичной. В коллекциях таких людей обычно много трубок совершенно разных классов, которые объединяет только качество их курения.
Я хочу закончить это длинное эссе на одной ноте. Я посещал немало форумов, где участники рассказывали о своих любимых трубках, полагая при этом курение трубок Dunhill, Chonowitsch или каких-либо других, чем-то недосягаемым, лежащим вне их финансовой досягаемости. Появление такого отношения печально само по себе и демонстрирует то, как миф о «вкусе бренда» наносит ущерб нашему общему увлечению. Это может привести к проявлению элитарности, если мы не будем осторожны в своих высказываниях. Другими словами, миф о вкусе бренда может привести к тому, что сложится единое мнение о том, что качественное курение доступно только узкому кругу богатых коллекционеров. Это чушь, вздор и, я уверен, никто из нас не хочет, чтобы события развивались по такому сценарию. Любой, кто обладает опытом достаточным для того, чтобы выбрать хорошую трубку из хорошего куска бриара, может с большой долей вероятности получить трубку с превосходными курительными характеристиками, пусть и с «незначимым» клеймом и неинтересной с коллекционной точки зрения. Трубки – не автомобили. Chevy – это совсем не Mercedes, но недорогой Stanwell может куриться как топовый Chonowitsch, хотя последний во многом превосходит первый по красоте линий, рисунку бриара и по мастерству исполнения. Вкус трубки – это вкус бриара, а не бренда. И не должно оставаться места элитарности в сообществе курильщиков трубки.