брейн штормы что это
Брейнсторм как метод групповой дискуссии
Brainstorm – это метод групповой дискуссии. Если перевести данный термин на русский язык, то он будет значить «мозговой штурм». Основная задача – нахождение новых идей, вариантов действий для того, чтобы разрешить бизнес-проблему, которую озвучивает ведущий в начале штурма. Появился этот термин в 1942 году, его описал в своей книге Алекс Осборн.
В целом брейнсторминг предстает в форме сбора разнообразных вариантов решения определенной бизнес-проблемы, которые предлагают участники дискуссии во время осмысления темы с последующим анализом перспективы их применения в производственном процессе. При этом не разрешено критиковать ни одну из предложенных идей.
Как происходит брейнсторм?
Brain storming подразумевает несколько основных этапов:
Психология этого метода не настолько проста. На данный момент большинство одаренных и поистине достигших успеха в деловой сфере людей остались недовольны данным методом и отрицают его эффективность.
Представленная система имеет одну большую проблему – получение множества идей от разных участников в одно время не дает никакой гарантии, что каждое решение будет уникальным. По типу семян, которые сеют в большом объеме, но в результате прорастут не все, так и идеи, только пара-тройка из них дадут благоприятный исход. Если дать двум различным группам в разных комнатах одинаковую тему для обсуждения, то есть большая вероятность, что перечень предложенных идей получится практически идентичным.
Причина подобной ситуации в том, что уникальные решения не возникают внезапно в результате вызванных чувств и реакции человека, а создаются на протяжении определенного временного отрезка, формируясь из небольших, но регулярных открытий и предположений этап за этапом.
В действительности же брейнстормить — это неэффективно. Чтобы сформировать инновационный продукт, требуется задействовать нестандартное мышление. Разработка уникальной идеи — это еще не проявление креативности, а только выражение вдохновения. Креативность основывается на способности формулировать совершенно нестандартные способы решения в реализации идеи, их реальное использование во время разработки какого-либо продукта. Приобрести такое качество поможет курс Викиум «Творческое мышление«.
Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм
Об экспертах:
Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.
Чаще всего мозговой штурм используют:
Как появилась методика и зачем она нужна
Александра Михайлова:
Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.
У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.
Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.
Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.
Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.
Никита Непряхин:
Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.
Как организовать эффективный брейншторм
Александра Михайлова:
На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.
Модератор следит, чтобы:
Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.
У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.
Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.
Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.
Никита Непряхин:
Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.
Брейнсторм как метод групповой дискуссии
Брейнсторм – метод групповой дискуссии. Слово происходит от английского Brainstorm, что в переводе на русский означает «Мозговой штурм». Цель метода – поиск новых идей, предложений для решения бизнес-проблем, озвученных ведущим в начале коллективной дискуссии. Впервые метод был сформулирован как термин и описан в книге Алекса Осборна «Как придумать» в 1942 году. В конце двадцатого века открытый рекламщиком Осборном метод групповой дискуссии был популяризован и стал применяться повсеместно. Большие компании взяли его за основу для работы с подчиненными.
В целом брейнсторм можно представить как сбор различных вариантов решений бизнес-проблем, предложенных в процессе их осмысления участниками дискуссии с дальнейшим анализом возможности и перспективы их внедрения в производственный процесс. В ходе дискуссии не допускается критика никакой из предложенных идей.
Техника брейнсторма
Техника брейнсторма состоит из следующих организационных этапов:
1. Постановка задачи или вопросов, которые необходимо решить.
2. Формирование группы экспертов в составе трех или четырех человек, которые способны предложить лучшие идеи.
3. Интеллектуальная разминка, создающая свободную атмосферу и активизирующая мыслительная процессы. Отвечая на вопросы ведущего, не связанные с темой предстоящей дискуссии, участники освобождаются от страха, внутренней скованности, преодолевают барьеры в общении с ведущим и другими участниками, налаживая тем самым коммуникативные навыки.
4. Формирование идей или «мозговой штурм». Участники предлагают идеи. Для того чтобы избежать оценки идей на данном этапе, в том числе критической, ведущий строит работу группы таким образом, что любые негативные комментарии членов группы запрещены к высказыванию, а привнесение в дискуссию любой новой идеи сопровождается поощрением со стороны ведущего. Для того чтобы блокировать все негативные реакции, дискуссия ведется в максимально быстром темпе. Для высказывания каждому участнику дается несколько секунд.
5. Отбор самых лучших идей по заранее установленным критериям. Заранее сформированная экспертная группа или ведущий проводят оглашение всех полученных от участников дискуссии предложений. Идеи не персонализируются, но оцениваются. Если предложенные идеи не соответствуют установленным критериям, дискуссия может быть продолжена, начиная с предыдущего этапа «формирования идей».
6. Обобщение (резюмирование) результатов дискуссии.
Между тем существует и противоположное мнение. В последнее время многие талантливые и по-настоящему добившиеся успехов в бизнесе люди критикуют данный метод и не считают его эффективным для поиска прогрессивных идей. Так, гениальный инженер, а также один из основателей корпорации Apple Стив Возняк утверждает, что работать необходимо в одиночку, что наилучший продукт может создать только тот, кто работает один без помощников и вне команды. Писатель Кэвин Эштон поделился в социальной сети рассказом о том, как данный метод, который принято считать одним из лучших в современном мире, на самом деле не работает.
Основной проблемой брейнсторма является то, что получение большого количества идей от нескольких людей одновременно не дает никаких гарантий, что идеи будут уникальными. Как семена, которые засеиваются в большом количестве, прорастают далеко не все, так и в случае с идеями, только несколько из них, возможно, одна или две принесут положительный результат. Если предложить двум разным группам людей, сидящих в разных аудиториях, для обсуждения одну и ту же проблему, высока вероятность того, что список предложенных решений данной проблемы получится примерно одинаковым.
Причина кроется в том, что оригинальные идеи не рождаются внезапно из спровоцированных эмоций и реакций людей, а формируются в течение определенного периода времени из небольших, но постоянных открытий, шаг за шагом, этап за этапом. Данный факт был впервые подтвержден результатами экспериментов У. Огбурна и Д. Томаса, сделавших настоящее открытие, когда у группы людей возникло 148 идей одновременно. В продолжение эксперимента список одинаковых идей только увеличивался.
Как оказалось, так сильно полюбившийся аудитории метод групповой дискуссии – брейнсторм на самом деле не работает. Для создания инновационного продукта необходима креативность. Рождение идеи – это еще не креативность, это лишь вдохновение. Креативность же заключается в способности находить принципиально новые пути решения в воплощении идей в реальность, их реальное применение в процессе создания каких-либо вещей.
Как организовать брейншторм?
Сейчас как никогда актуальны новые идеи и новые форматы. Какие-то из них, возможно, родятся в менделеевском стиле – придут из тягучего сна, но по большей части на магию рассчитывать на приходится: нужно сесть, набросать, докрутить, придумать. Поговорили с людьми, для которых генерация идей – это часть профессии, и делимся с тобой лайфхаками для мозгового штурма, из которого может вырасти что-то великое.
контент-продюсерка Skyeng, создательница и организаторка проекта «Креатон», кураторка в школах ИКРА и Mads
менеджер спецпроектов краундфандинг-площадки «Улей»
молодежная работница, тренерка программ неформального образования
соосновательница Центра «Живая библиотека»
тренерка неформального образования, менеджерка программ Офиса европейской экспертизы и коммуникаций
дизайнерка, авторка и ведущая тренингов по креативности и генерации идей, психологиня
Когда может выручить брейншторм?
Если ты в ступоре и готового решения проблемы не видишь.
Если нужно быстро и эффективно изобрести что-то неочевидное.
Если требуются внешние импульсы, чтобы мозг «разродился».
«Брейншторм нужен для того, чтобы выйти за рамки шор, которые появляются из-за работы в ежедневном рутинном формате. Рутина – убийца смелости делать что-то не по шаблонам, а брейншторм можно считать иммунитетом к повседневной текучке для достижения финального вау-результата».
Как подготовиться к брейншторму?
Сформулировать цель. На один брейншторм – одна цель.
Если цель масштабная, разбить ее на маленькие конкретные задачи.
Убедиться в том, что все участники мозгового штурма понимают контекст проблемы, с которой будут разбираться.
Настроиться на творческую работу.
«Цель должна быть четкой, честной и не содержать каких-то готовых решений. Например, цель “увеличить вдвое количество волонтеров в НГО” – это ок, а “проследить за тем, чтобы сотрудники ЖЭСа переложили плитку во дворе” – нет: здесь сразу навязывается готовое решение».
«Здорово, если формулировка будет в форме вопроса. Вопрос драйвит мозг в разы больше, чем утверждение. Например: “Как с помощью заметного PR-проекта убедить всех зарабатывающих беларусов жертвовать 7% дохода благотворительным фондам?”».
«Если приходят люди из некоммерческих организаций с вопросом “Как привлечь людей в организацию?”, мы меняем вопрос на “Как привлечь организацию к людям?”. Это простой прием, который позволяет сменить фокус».
«Чтобы творчески углубиться в тему и найти с ней эмоциональную связь, можно использовать метод “В мире образов”. На экране появляются картинки, которые меняются. (Картинок должно быть много, и они должны быть очень разными.) Каждую картинку сопровождает текст или музыка. Можно попросить людей в группе записать свои мысли. После этого – переходить к работе с идеями».
Где и когда лучше брейнштормить?
Если ты можешь думать только о еде, то ты думаешь только о еде. Какие идеи, если где-то пекут сочную пиццу?
Если ты можешь думать только об отдыхе, то. Ну ты понял(-а).
Выбирай помещение, где нет людей, которые будут смотреть на твою команду как на рейтинговое зрелище: «шоу» мешает и команде, и незнакомцам(-кам), которые зашли в кафе на латте.
Если хотите накидывать идеи в собственном офисе, нужно модифицировать пространство: новая среда – новые мысли.
В условиях, когда собираться в одном пространстве не желательно или не получается, осваиваем Zoom или по-олдскульному коннектимся в Skype. Если вы никогда не брейнштормили в онлайне, это подействует как модификация пространства – на пользу.
Как распределять роли в рабочей группе?
Сознательно и заранее выбирают модератора – того или ту, кто проследит, чтобы все работало.
Заранее можно выбрать и «секретаря», который будет записывать идеи.
Свободно разбирают следующие роли: креатора (генератор идей), концептуализатора (самый крутой в анализе и обобщении), реализатора (лучше всех знает, «как там все работает»), критика (скептик без розового тумана в голове), «дурака» («нет, ты поясни, я не понимаю»).
Хорошо бы пригласить людей из других сфер, чтобы найти свежие мысли. При этом важно, чтобы они были в контексте проблемы.
«Бывает искушение поставить на роль модератора действующего лидера – директора, управляющего и т.п., но это редко хорошая идея. Такая ситуация провоцирует статусное доминирование: лидер группы давит авторитетом, это мешает процессу и делает его бессмысленным. Побочные эффекты: блокировка продуктивности – “ну что я буду говорить, он(-а) же сам(-а) все лучше знает”, паразитирование на групповой ответственности – “ай, это им надо, не мне”, самоподавление инициативы – “моя идея все равно никому не понравится, зачем тогда и говорить”».
«Модератору важно не вовлекаться в группу в качестве генератора идей, а быть нейтральным и рулить процессом. Все остальные – это одновременно создатели собственных идей и развиватели идей других участников».
Каких правил придерживаться?
Не критиковать идеи во время генерации.
Позволять себе говорить все, что приходит в голову.
Относиться к остальным идеям как к сырью для своих, а не в стиле «у-у-у, злостные конкуренты».
Помнить о взаимовыгоде.
Не перебивать.
Записывать каждую идею.
Держать предварительно сформулированные правила перед глазами.
«Делиться идеями – процесс интимный: ты достаешь наружу что-то из себя и должен это красиво оформить словами. Поэтому даже что-то незначительное может ранить и закрыть человека. От этого пострадает общий результат».
Когда приступать к генерации идей?
Проблема: сформулирована и озвучена.
Вводные данные для команды: есть.
Цель или ради чего все собрались: заявлено.
Смелость нести чушь: найдена.
«Нельзя с порога сказать: “Все мы знаем, зачем мы здесь собрались! Поехали, слушаю ваши идеи”. Тогда получается, что идеи не генерируют, а “вспоминают”. Надо сначала дать людям возможность выложить все, что у них варится в голове по теме. Этот сосуд нужно опустошить до начала процесса – займет около 20 минут. Когда “чаша идей” пуста, можно начинать брейншторм».
«Брейншторм – это про новые идеи, которые могут показаться смешными и глупыми, а людям некомфортно чувствовать себя смешными и глупыми. Поэтому перед самим процессом у меня идут упражнения из импровизационного театра, которые помогают узнать друг друга и начать друг другу доверять».
«Чтобы раскрепостить людей, может подойти разминка “Скрепка”: группа получает инструкцию – придумать сто и больше способов использования канцелярской скрепки, причем идеи не должны повторяться и их нужно озвучивать быстро. Люди становятся в круг и озвучивают идеи по очереди. Критиковать нельзя. Можно использовать небольшой мячик в качестве “микрофона”: у кого мячик, та или тот говорит, мячик нужно передавать по кругу».
Какими техниками пользоваться?
Универсального рецепта по техникам нет, но можно подсмотреть, кто чем пользуется.
И помни: чем глупее идеи – тем лучше. Они позволяют выйти из решений, к которым твоя команда привыкла, и дотянуться до чего-то нового.
«Больше всего люблю морфологическую матрицу: я чаще всего работаю с визуалами, а она помогает сразу думать образами. Люблю метод фокальных объектов. И дизайн-мышление, которое у меня хорошо срабатывает для “помогательных” задач – вроде “помочь туристам найти в Минске места с историями”».
«Брейнрайтинг – не говорим, а пишем идеи, сбрасываем все на стол, случайно достаем по одной и докручиваем их на ходу. Брейнпейнтинг – не говорим, а рисуем, дальше та же схема. Pop up agency – методика, где все сначала генерят идеи индивидуально, затем выписывают их на бумагу (две минуты), а потом передают свою идею соседу, который ее дописывает (две минуты) и передает далее. Делается до тех пор, пока идея не вернется к создателю – докрученная всякими странностями».
«Можно придумывать вопросы, которые помогут посмотреть на ситуацию с разных сторон. А если у нас будет неограниченное количество денег? А если – всего один доллар? Что, если это будет происходить в пустыне? И так далее».
«Мы с коллежанками из “Фиальты” написали мануал на эту тему».
Когда набрасывание идей можно сворачивать?
Если ты думаешь: «Вот оно!», то не останавливайся и продолжай. «Та самая» идея является на ⅔ пути, но, чтобы понять, что она действительно «та самая», нужно дойти до конца.
Хороший брейншторм длится от 40 минут до 1,5 часов: если больше – мозг не будет работать; если меньше – не успеете разогнаться.
Как отобрать толковые идеи?
Проследи, соответствует ли идея задачам и цели. Если у команды нашлось что-то крутое, но цели оно не соответствует, то да, вы изобрели что-то, но не то.
Подумай о воплощении: сможет ли команда реализовать идею своими ресурсами?
Озадачься экономической составляющей: потраченные ресурсы должны соответствовать результату – если у тебя шатается стол, можно приколотить бумажку под одну ножку вместо того, чтобы вызвать плотника и тот подпилил три остальные.
«На разбор каждой идеи стоит тратить от двух до пяти минут. Ставь перед командой вопрос “Что можно улучшить, чтобы эта идея работала?”. Если получается спасти идею – она остается, если нет – вылетает. На случай, если после этой процедуры идей все равно много, а надо выбрать одну, помогают сформулированные в команде критерии отбора. Например: “Идея нравится всей команде? Ее легко объяснить? Она оригинальная и актуальная? Понятна в реализации? Если бы ее придумал кто-то другой, тебе было бы завидно?“».
«Итогом мозгового штурма должно быть ранжирование всех идей по приоритетности и возможности реализации. Идея сама по себе может быть гениальной, но нереализуемой на практике в силу определенных причин. Или обратная ситуация: реализуемо, но необходимого отклика не даст и достичь KPI не позволит».
«Чтобы выбрать, чем будешь пользоваться, а что останется в формате идей, можно организовать голосовалку: например, нужно выбрать пять идей и у каждого есть десять голосов. Перед голосованием лучше оценить идеи на реалистичность и актуальность по шкале: сколько идея требует финансовых ресурсов, сколько – человеческих, сколько занимает времени и есть ли у вас эти ресурсы».