брэо самолета что это
Авионика
Содержание
История
Термин «авионика» появился в начале 1970, когда произошло появление интегральных микроэлектронных технологий и создание на их основе компактных бортовых высокопроизводительных компьютеров, а также принципиально новых автоматизированных систем контроля и управления.
Первоначально основным потребителем авиационной электроники были военные. Боевые самолеты превратились в летающие платформы для датчиков и электронных комплексов. Сейчас авионика составляет большую часть затрат при производстве ЛА. К примеру для истребителей F-15E и F-14 доля затрат на авионику составляет 80 % от общей стоимости самолета. В настоящее время электронные системы широко применяются и в гражданской авиации, например, системы управления полетом и пилотажно-навигационные комплексы. Тем не менее, термин «авионика» нигде не применяется в отечественной нормативно-эксплуатационной документации на воздушные суда.
Состав авионики
Системы, обеспечивающие управление самолетом
Системы, обеспечивающие управление системами вооружения
Интерфейсы
Стандарты коммуникации
Конструктивы
Шины расширения
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Авионика» в других словарях:
авионика — сущ., кол во синонимов: 1 • орнитофауна (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
авионика — и, ж. avionique f. 1860. Рей 1998. Авиоэлектроника. Шесть семь авиационных фирм будут выпускать самолеты, а остальные, более менее мелкие авионику, запчасти и т. п. Радиопередача 6. 9. 1997 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
авионика — ж. Бортовое электронное оборудование авиалайнеров. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
авионика — ави оника, и … Русский орфографический словарь
«АВИОНИКА» — ОАО Моск. научно производств. комплекс. Образ. в 1942 г. Занимается конструированием, произ вом и испытанием в наземных и лётных условиях бортовых систем автоматич. упр. полётом ЛА, электродистанц. систем упр., а также их техн. обслуживанием. В… … Военный энциклопедический словарь
Авионика–МАИ–890 — Авиатика МАИ 890 лёгкий самолёт. Биплан разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Первый вылет самолета состоялся в 1989 году. В том же году начались поставки серийных самолётов заказчикам. Может оборудоваться… … Википедия
МНПК «Авионика» — Московский научно производственный комплекс «Авионика» с 1942 ОАО http://www.avionika.orc.ru/ Москва, образование и наука, организация … Словарь сокращений и аббревиатур
интегрированная авионика связи, навигации и опознавания — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated communication, navigation and identification avionicsICNIA … Справочник технического переводчика
интегрированное управление/авионика для завоевания превосходства в воздухе — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN integrated controls/avionics for air superiorityICAAS … Справочник технического переводчика
Московский институт электромеханики и автоматики — Тип Открытое акционерное общество … Википедия
АВИО́НИКА
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИО́НИКА (от авиация и электроника), комплекс электронных бортовых устройств, устанавливаемый на летательном аппарате (ЛА) – самолёте, вертолёте и др., формирующий для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом и обеспечения его безопасности. Термин «А.» появился в начале 1970-х гг., когда с развитием электронной техники и появлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) и бортовых вычислительных комплексов стало возможным размещать принципиально новые автоматизированные системы на ЛА, обеспечивающие его управление как в военной, так и в гражданской авиации. Это прежде всего системы связи, навигации, индикации, управления полётом, предупреждения столкновений, метеонаблюдения, регистрации параметров полёта, включая средства объективного контроля (бортовой накопитель). Для военных самолётов это также и системы управления вооружением, включающие радиолокационные станции (радары), акустические системы (сонары), электронно-оптические средства обнаружения целей, средства радиоэлектронной борьбы. В комплекс авиационных средств поиска и обнаружения подводных лодок включается гидроакустическая, магнитометрическая и ИК-аппаратура. На авиационных комплексах радиолокационного дозора и наведения устанавливается специальный приёмо-передающий центр для обмена информацией с автоматизированной системой управления вооружённых сил. Воздушные пункты управления (ВзПУ) оснащаются специальными средствами связи и автоматизации процессов управления. Бортовые вычислительные комплексы ВзПУ включают десятки высокопроизводительных БЦВМ, обеспечивающих автоматизированную связь и управление войсками всех видов вооружённых сил.
Что такое авионика — история создания и состав
Современная авиация растет и расширяется стремительными темпами. Сегодня лайнеры, поднимающиеся в небо, мощны, красивы и выносливы. Управление ими, естественно, тоже претерпело серьезные изменения. Сегодня появляются новые термины, которые для обывателя не совсем понятны. Так, например, что такое автопилот, все знают, но не имеют представления, что это такое – авионика.
История создания
Термин «авионика», как отмечают специалисты, заимствован из английского языка. Сегодня он крайне популярен у тех, кто занят в сфере авиации. Сегодня авионика – это все электронные системы, которые есть на борту самолета. Причем имеются в виду, как самые сложные их варианты, так и простейшие.
Слово происходит от сочетания двух терминов – авиация и электроника. Также ее иногда называют БРЭО, т.е. бортовое радиоэлектронное оборудование. По сути своей под этим термином скрывается комплекс всех систем электронного характера – это системы коммуникации, навигации, отображения разными устройствами и управления ими.
Как говорят специалисты по электронике, называть БРЭО авионикой неправильно. Ведь БРЭО – это оборудование, которое излучает радиоволны, а авиационные приборы этого не делают. Правильным считается следующее деление:
Сам термин появился в 70-х годах 20 века. Именно в этот период появились интегральные технологии и компактные, но отличающиеся высокой производительностью компьютеры на борту самолетов. Кроме того, были разработаны и внедрены принципиально новые автоматизированные системы контроля. Управлять судами стало проще.
Изначально авионика, как и многое другое, была разработана для военных. И сегодня она продолжает там широко применяться. По некоторым данным, доля затрат на информационную составляющую самолета составляет 20% от стоимости лайнера. Сегодня же авионика перешла и на гражданскую авиацию. При этом стоит понимать, что термин этот негласный – ни в одних документах найти его нельзя.
Состав авионики
Сегодня под понятие авионики на борту самолета попадает целый комплекс систем. В их числе:
Если отдельно выделять военные лайнеры, то авионика в них дополнительно представлена такими системами, как:
Как может применяться — примеры
Как это работает, многим не всегда сразу понятно. Так, например, система связи позволяет искать потенциально уязвимые и незащищенные места в работе лайнера. При обнаружении каких-либо неполадок или неисправностей ими займутся соответствующие специалисты авиапрома – они обнаружат их и устранят.
Система навигации, отвечающая всем современным стандартам, должна помочь пилоту в направлении самолета по заданному маршруту. Также она работает во время выполнения различных маневров, когда лайнер заходит на посадку. Точность расчетов позволяет принимать более адекватные ситуации решения. Кроме того, такой вариант предупреждает, если у пилота глаз замылился, и он что-то делает не так.
Оборудование, предназначенное для регистрации параметров полета – крайне необходимая система на борту современных воздушных лайнеров. Самописцы фиксируют все происходящее в самолете, при необходимости с них можно считать информацию и дать оценку действиям экипажа. Кроме того, такие варианты помогают записывать условия, происходящие на борту, чтобы позже можно было в полной мере их оценить и понять, какие ошибки были допущены. Ярким примером деятельности таких систем на борту самолета являются черные ящики лайнера.
Система метеонаблюдения помогает видеть, как меняется погода за бортом. Ведь за счет высокой скорости ветра и изменения ландшафтов в тех или иных местностях она может меняться крайне быстро. А это оказывает непосредственное влияние на полет. Во-первых, самолет может попасть в сильную зону турбулентности без анализа данных по состоянию и движению воздуха. Во-вторых, грозовые облака, в которые может попасть лайнер, не спрогнозировавший свой курс, могут стать причиной катастрофы. Системы метеонаблюдения дают возможность пилотам своевременно реагировать на изменения условий полета.
Новые технологии в авионике
Все системы и варианты управления не стоят на месте. В том числе и развитие авиационного оборудования. Сегодня инженеры могут работать с микроскопическими и невидимыми глазу частицами, подобными атому. И сегодня на первый план выходит молекулярно-инженерная микротехнология. Но чтобы она стала реальностью и начала работать, надо развивать соответствующие методы.
Развитие микроэлектроники приведет к усложнению схем и уменьшению размеров рисунка. И тут потребуются технологии для создания и обработки рисунков с очень высокой разрешающей способностью. Рисунок будет проявляться под действием света, рентгена, электронных пучков и т.д.
Есть вероятность того, что в ближайшие годы ученые определятся с тем, как работать с интегральными схемами с мельчайшими размерами ряда деталей в них. Их число в одной схеме достигнет по площади несколько квадратных миллиметров, в которых будут заключены десятки миллионов деталей. Планируется изменить и основные материалы – использовать не только кремний, но и иные варианты.
С такими системами самолеты будут работать еще более точно и правильно. У современных же лайнеров появится большее число возможностей.
Авионика
Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.
В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.
В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.
История развития авионики
Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.
Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.
Современный состав авионики самолетов
Оборудование для управления летательным аппаратом:
Оборудование управления вооружением:
Интерфейсы в авионике
Всемирно принятые стандарты коммуникации:
Институт № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность»
Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.
В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.
В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.
История развития авионики
Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.
Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.
Электроника
Радиоэлектронная борьба (РЭБ)
— это совокупность согласованных мероприятий и действий по:
• радиоэлектронному поражению радиоэлектронных объектов противника (функциональное поражение; радиоэлектронное поражение; поражение самонаводящимся на излучение оружием),
• информационному обеспечению (сбор, анализ и обобщение данных о радиоэлектронной обстановке; техническая разведка радиоэлектронных объектов противника; комплексный технический контроль состояния и защиты от технических средств разведки своих объектов),
• радиоэлектронной защите (защита от средств радиоэлектронного поражения; защита от непреднамеренных помех (обеспечение электромагнитной совместимости); защита войск и объектов от технических средств разведки).
С учетом состояния техники РЭБ, выпускаемой для Минобороны РФ, принято говорить об интегрированных системах РЭБ, объединяющих около 50 различных комплексов и средств различного назначения (см. таблицу). При этом главной проблемой является создание единого информационного пространства техники РЭБ.
Наиболее засекреченной во всем арсенале российских средств РЭБ до недавнего времени была станция помех «Красуха-2». Похоже, в настоящее время пальма первенства перешла к станции подавления линий связи «Мурманск-БН», способной заглушать более двух десятков частот на дальности до 5 тыс. километров. Однако достоверных подтверждений, что новейший комплекс имеет такие характеристики, нет. Судя по имеющимся в отрытых источниках фотографиям (несколько четырехосных грузовиков повышенной проходимости с многометровыми вышками), где, помимо основных антенн, видны характерные низкочастотные антенны-растяжки, можно предположить, что данный комплекс способен глушить сигналы в диапазоне от 200 до 500 МГц. Береговой комплекс «Мурманск-БН» даже внешне мало похож на то, что для защиты и противодействия противнику используют сухопутные войска РФ. Некоторые специалисты, комментируя информацию о боевом дежурстве этих комплексов в российской армии, отмечают, что в случае с «Мурманском-БН» речь идет о радиоэлектронном противодействии стратегического назначения. Все дело в том, что главная задача уникальных телескопических антенн и передатчиков комплекса РЭБ — дезорганизация каналов связи и управления на огромных расстояниях.
Основные направления развития РЭБ в РФ следующие:
• создание высокомобильных наземных многофункциональных комплексов РЭБ для зональной и объектовой защиты вооружения и военной техники от систем радиоэлектронной разведки и поражения управляемым оружием;
• создание широкодиапазонных комплексов и средств РЭБ для групповой и индивидуальной защиты образцов ВВТ воздушного, морского и наземного базирования;
• разработка средств радиоэлектронного подавления радиоэлектронных средств (РЭС) со сложными широкополосными сигналами, в том числе с быстро перестраиваемыми (от импульса к импульсу) параметрами;
• разработка средств радиоэлектронного подавления многопозиционных систем радиолокационной разведки, целеуказания и управления оружием;
• повышение точности исполнительной радиотехнической разведки для определения местоположения излучающих объектов.
Основные отечественные производители средств РЭБ (доля на рынке):
• АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»», КРЭТ (60%),
• АО «Концерн «Созвездие»» (20%),
• АО «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт им. академика А.И. Берга», ЦНИРИ (10%),
• АО «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы», НТЦ РЭБ (5%),
• ООО «Специальный технологический центр» (5%).
Эволюция систем РЭБ резко ускорилась. В конце XX века Минобороны требовало срок службы по 15-20 лет. Сегодня жизненный цикл устройств РЭБ сократился до четыре-пяти лет. Электроника развивается слишком быстро. Поэтому ведущие производители переходят к модульным схемам устройств. Основа системы, платформа, может служить и 20 лет, но предусмотрены стандартизированные по креплению и интерфейсу модули, которые позволяют совершенствовать аппаратуру, меняя не весь комплекс, а отдельные блоки. Иными словами: поставил новый «продвинутый» в научном плане блок — получил новые возможности!
Перевооружение войск РЭБ на новые образцы техники идет по результатам военно-научного обоснования состава войск РЭБ и предложений в проект государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. К 2020 году войска РЭБ должны эффективно обеспечивать выполнение следующих задач ВС РФ:
• дезорганизация государственного и военного управления противника (в том числе его промышленной инфраструктуры);
• снижение возможностей глобальной видовой космической разведки противника;
• противодействие системам противоракетной обороны;
• отражение (срыв) воздушно-космического нападения противника;
Основные усилия по развитию системы вооружения войск РЭБ планируется сосредоточить на реализации одного традиционного и пяти инновационных направлений.
Количество выполняемых войсками радиоэлектронной борьбы задач к 2020 году возрастет в 2-2,5 раза
«Мы работаем на опережение»
Как пояснил «Науке» Юрий Иванович Маевский, заместитель генерального директора ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»» по НИОКР техники РЭБ, генеральный конструктор, «мы работаем на опережение. Есть различные методы прогнозирования, и, разрабатывая свои перспективные системы, мы моделируем возможности условного противника 2030 года. Конечно, сохраняется какая-то неопределенность, и мы закладываем в наши комплексы избыток возможностей, способные эту неопределенность парировать».
Основные конкуренты российских предприятий на мировом рынке:
американские (Lockheed Martin Corporation, Northrop Grumman Corporation, The Boeing Company, Raytheon Company, ITT Corporation, BAE Systems), европейские (Thales Group, Elettronica, Indra) и израильские производители (Elta Systems, Rafael).
В США по программе АСТ
компания Northrop Grumman проводит научно-исследовательскую работу по созданию твердотельных широкополосных самолетных активных фазированных антенных решеток (АФАР), способных выполнять задачи радиолокации и РЭБ в сантиметровом диапазоне волн. В рамках создания станции помех нового поколения (NGJ) для самолета—постановщика помех ЕА-18G Grouler по заказу ВМФ США фирма Raytheon проводит разработку твердотельных широкополосных АФАР дециметрового и сантиметрового диапазонов волн.
Основные характеристики главных отечественных устройств РЭБ
Примечание: абсолютно достоверны только названия (столбец 1).
Источник: оценки автора.
Владимир Тесленко, кандидат химических наук
1. Под редакцией Н.А. Колесова, И.Г. Носенкова. Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего// М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2020. 2. Радиоэлектронная борьба: более века на благо Родины// Национальная оборона, октябрь 2016. 3. Состояние и перспективы развития войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации. А.А. Лахин и А.С. Коробейников// Сб. «Радиоэлектронная борьба в Вооруженных Силах Российской Федерации 2016», с. 14. 4. Широкополосные крупноапертурные АФАР — основа создания многофункциональных радиоэлектронных комплексов. Ю.И. Маевский// Сб. «Радиоэлектронная борьба в Вооруженных Силах Российской Федерации 2016», с. 17.
Современный состав авионики самолетов
Оборудование для управления летательным аппаратом:
Оборудование управления вооружением:
§ 77. Монтажник радио- и специального оборудования летательных аппаратов 3-го разряда
Характеристика работ. Монтаж радиожгутов несложных цепей. Выполнение несложных монтажных работ радиооборудования (крепление радиоаппаратуры, установка и снятие подставок, кронштейнов, щитков, амортизационных панелей, антенн, радиостанций и радиовысотомера, разъемных колодок, абонентских аппаратов СПУ и других узлов с подгонкой деталей). Подсоединение штепсельных разъемов к радиоаппаратуре и их контровка, установка перемычек металлизации. Выполнение демонтажных работ несложного связного и навигационного оборудования. Распаковка, расконсервация и внешний осмотр подлежащего монтажу специального оборудования. Выполнение вспомогательных работ при проверке, доводке, монтаже, демонтаже и ремонте радиооборудования (резка проводов, очистка концов кабеля, обжиг и лужение проводов, обшивка, обмотка электрожгутов изоляционным материалом, промывка и пропитка деталей и приборов, установка заглушек на штепсельные разъемы, изготовление и навеска бирок на оборудование, транспортировка и сдача по комплектовочной ведомости радио- и специального оборудования летательных аппаратов).
Должен знать: технологию несложных монтажных и демонтажных работ по радио- и специальному оборудованию летательных аппаратов, назначение и места его установки; наименование и условные обозначения основных радиодеталей; основные сведения о материалах, применяемых в радиооборудовании; марки и сечения проводов; технологию изготовления несложных жгутов для телефонов, ларингофонов с заделкой и пайкой кнопок и наконечников; состав припоев и флюсов; основные понятия о коррозии металлов и меры по ее предупреждению; виды контровок; назначение применяемых электроизмерительных приборов; основы электротехники и радиотехники.
Примеры работ
1. Антенны радиооборудования — установка и крепление.
2. Бандажи ниточные — наложение на жгуты.
3. Кабели переговорных устройств — прокладывание и крепление.
4. Кабели высокочастотные, жгуты — демонтаж.
5. Перемычки металлизации — монтаж, подсоединение и контровка ШРов.
6. Разъемы штепсельные типа ШР, РМ — зачистка забоин.
Разработка радиоэлектронной аппаратуры
Ключевой разработкой и производством радиоэлектронной аппаратуры на предприятиях в Российской Федерации занимаются конструктора и технологии, в их задачи входит разработка надежной конструкции, схемотехнического решения и изготовление радиоэлектронной аппаратуры в соответствие с технологической линейкой производства. При разработке РЭА в РФ, разработчики готовят документацию оформленную в соответствие с нормативными документами регламентированными в ГОСТ, ОСТ в целях унификации и сопровождения изделия. Современные САПР позволяют разрабатывать РЭА в соответствие с ГОСТ и позволяют увеличивать скорость разработки.
При разработке радиоэлектронной аппаратуры учитывается:
Производство радиоэлектронной аппаратуры в общем случае состоит из этапов: [4]