бренифье что такое чувства
Оскар Бренифье: 10 способов развить мышление
12 ноября на площадке московской школы управления Сколково откроется третий ежегодный бизнес-форум о лидерстве, мотивации и управлении людьми — ReForum «Winning The Hearts» 2015. По просьбе «Сноба» один из спикеров форума — доктор философии, основатель Института практической философии в Париже Оскар Бренифье сформулировал главные правила, как заставить мозг работать
Поделиться:
2. Не думайте, что все возможно. «Все возможно» — угроза критическому мышлению и способ попасть в «кашу» неопределенности. Это свобода, которая на самом деле является ловушкой, где мы не способны отделить зерна от плевел, хорошее от плохого, бесполезное от полезного, возможное от вероятного и необходимого. Критическое мышление — это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, поскольку для адекватной оценки идеи мы должны понимать ее пределы.
3. Признавайте свои границы. Человек не может быть совершенным, вопреки желанию многих. Самоосознанность — это, прежде всего, способность видеть границы собственного разума и тела. Слишком часто мы хотим мгновенно перейти к критическому анализу других, до того как научились анализировать себя. Однако тренировка начинается именно с работы над своими собственными слабостями, поскольку это учит нас спокойно распознавать проблемы. Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь Богов и вселенную». Если мы не хотим видеть себя, остальной мир будет для нас загадкой или же мы будем просто проецировать на него наши собственные желания и страхи.
4. Не бойтесь реакции других людей. Людям не нравится сталкиваться с реальностью и правдой. Не внимайте своим страхам и не бойтесь потревожить собеседника — искусство мышления и искусство вопрошания означают выбор в пользу истины, а не безопасности и комфорта. В диалоге для нас часто бывает важно «остаться друзьями», и мы можем предпочесть поверхностное общение настоящему изучению вопроса. Однако истина сопряжена с болью, и, подобно врачу, осознающему, что его манипуляции с телом пациента могут причинять тому боль, вы должны помнить о последствиях манипулирования разумом. Наблюдайте за тем, что происходит, оценивайте, какой эффект производят ваши вопросы и аргументы. Если вы не будете реагировать эмоционально, вы сможете разглядеть много интересного в человеке, с которым говорите.
5. Будьте терпеливыми и умейте слушать. Терпение — это способность придерживать свои суждения и реакции и наблюдать за тем, что происходит. В повседневной жизни спешка стала нормой, и мы уже не замечаем, что теряем способность замечать. Научитесь быть мудрым воином — действуйте, когда это необходимо и лишь тогда, когда вы достаточно пронаблюдали. Слушать собеседника так же важно, как и говорить самому, если не больше. Это возможность для интерпретации и анализа. Вместо того чтобы реагировать, концентрируйтесь на содержании, которое предлагает вам собеседник.
6. Не позволяйте неясности подменять содержание. Проясняйте слова и действия, как свои, так и вашего собеседника. Сократите количество слов до строгого минимума и требуйте того же от других — это отделит существенное от второстепенного. С помощью простого вопроса: «Мог бы ты ответить одним предложением?» вы отсекаете множество ненужной информации, что позволит увидеть корень проблемы. К тому же это будет отличной тренировкой как для вас, так и для вашего собеседника. Концептуализация — одна из самых сложных задач, поскольку она не позволяет спрятаться за потоком слов. Называйте, вместо того чтобы объяснять, даже когда хотите говорить. Используйте идею Спинозы: ясность — это истина, истина — это ясность.
7. Избегайте ловушки наивности и паранойи. Способность оценивать свои идеи и не бросаться из крайности в крайность — ключевая компетенция. Поиск проблем повсюду ведет к бесполезным подозрениям, в то же время принятие всего делает вас слишком неразборчивыми. Проверяйте уместность ваших суждений, смотрите, насколько они разумны. Задавайте себе вопросы о том, видят ли другие проблему, которую видите вы, насколько проблема серьезна. Здравый смысл в этом случае будет вашим основным инструментом.
8. Отделяйте субъективное от объективного. Решите, основываются ли ваши идеи и действия исключительно на ваших чувствах и восприятии или же у них есть объективное основание. Субъективное — это то, что присуще лишь нашему видению, опыту, ощущениям в то время как объективное — нечто, что можно проверить, измерить, с чем согласно большинство. Учитесь смотреть на вещи с позиции других людей. Это поможет вам заметить возможное расхождение между вашим мнением и реальностью. Для этого задавайте себе и другим вопрос: «Что об этом подумает большинство?» Это не означает, что вы должны делать то, что делают другие, это лишь позволяет вам лучше понять, с какими возражениями может столкнуться ваша идея.
9. Исследуйте слова, проверяя их на логичность, уместность, последовательность. Отделяйте понятия «это не имеет смысла» от «мне это не нравится» или «я не согласен». Путаница между этими суждениями означает неспособность создавать дистанцию между собой и исследуемым предметом. Мы можем быть не согласны с чем-то и в то же время не видеть там проблему, и наоборот, мы можем признавать существование проблемы, но соглашаться с идеей. Оценивайте свои идеи прежде всего с точки зрения логичности и последовательности и только затем переходите к оценке самого содержания и вашего к нему отношения. Многих споров можно избежать, если участники диалога сперва применят к себе эти критерии.
10. Задавайте вопросы себе и другим. Замените утверждения вопросами, чтобы увидеть то, что думают другие и вы сами. Измените вашу оценку на вопрошание — это не просто способ получения информации, но инструмент, побуждающий людей к мышлению. У нас есть целый набор суждений о множестве вещей и желание этими суждениями поделиться. Мы страдаем, когда другие не разделяют этих убеждений, и зачастую отчаянно хотим их убедить в своей правоте. Однако мы забываем, что в этом случае не понимаем ни своего собеседника, ни себя. Если вы хотите мыслить качественно, примените к себе позицию исследователя, который больше всего хочет узнать, что же перед ним находится. Так вы сможете расширить свое мировоззрение.
Подготовила и перевела Виктория Черненко
Оскар Бренифье
Когда ребенок спрашивает нас, что такое Луна, мы актуализируем базовые знания об астрономии, поскольку разночтений быть не может: это все-таки естественный спутник нашей планеты, а не большой желтый блин. Заходит разговор о пчелах — и любой вспомнит, что они живут в ульях, делают мед и больно жалят.
Но познание мира ребенком не ограничивается изучением энциклопедий про космос и животных. А если вас спрашивают, что такое «я»? Или что такое «счастье»? Или чем «злой» поступок отличается от «доброго» не в сказке, а на самом деле?
Однозначных ответов, как и энциклопедий счастья или единственно верных определений «хорошего» и «плохого», не существует, но нельзя же промолчать! В каком-то смысле это основополагающие вопросы для формирования представления о мире. «Это слишком сложно, — может сказать себе взрослый, — есть столько причин, по которым люди счастливы или несчастны! У каждого человека свое мнение на этот счет. Ребенок к этому не готов».
Но ведь сложные вопросы тем более требуют обсуждения! Философия — вовсе не удел высоколобых стариков из античного прошлого. В шесть-семь лет дети окончательно «включаются» в большой мир: ходят в школу, общаются со сверстниками и другими взрослыми. И на вопрос «для чего мы живем?» вряд ли можно ответить «чтобы получать хорошие оценки».
Французский философ и педагог Оскар Бренифье уверен, что на философские вопросы обязательно нужно отвечать, но немного не так, как на обычные. В основе его книг, вошедших в серии «Давай обсудим», «Малыши рассуждают» и другие, лежит диалог с ребенком на самые разные темы. Авторская методика Оскара Бренифье, известная по всему миру, развивает в ребенке способность мыслить критически, самостоятельно формировать мнение, отвергать вредную информацию и делать выводы.
«Почему я есть на свете?» – спрашивает маленький Алекс. Разумеется, ответ «ты просто есть — и все!» не способен его удовлетворить, и он начинает путешествие по дому, добиваясь от цветов и мухи, пылинки и кошелька, игрушечного кораблика и часов ответа на вопрос, зачем они существуют. И оказывается, причин существования может быть целое множество: желание совершить кругосветное путешествие или заработать много денег, развлекаться или быть полезным… но ни одна Алексу не подходит.
К счастью, ответ находится у мамы. Но и долгий диалог с целым миром был для Алекса полезен, ведь он узнал, что о том, что человека не делают человеком богатство или бедность, известность или польза, а также многое-многое другое.
«Это хорошо, а это плохо», — порой говорим мы. Ребенок, как и взрослый, осознает, насколько непросто++++++++++ «навесить ярлык». Оскар Бренифье помогает прояснить много важных моментов: на каждом развороте книги он с разных сторон освещает одну небольшую проблему, рассказывая о многомерном и многогранном человеческом мире. Однако он не предлагает ответ. Прочитав книгу, ребенок сам сформирует мнение и научится воспринимать чужие, отличные от собственной точки зрения.
«Одни думают, что добро свойственно человеку и достаточно следовать своим чувствам, чтобы совершать хорошие поступки.
Другие считают, что для того чтобы поступать хорошо, нужно приложить усилия и забыть о своих желаниях.
А как думаешь ты?»
Вопрос порой не менее, а то и более важен, чем ответ. На вопрос «что такое свобода?» или «зачем мы любим?» можно ответить по-разному, но — парадоксально — каждый ответ будет менее глубок, чем вопрос. Оскар Бренифье учит задавать вопросы и обращать на них внимание, задумываться над ними, не торопиться отвечать. Порой главное — задать себе правильный вопрос, отрешившись от сиюминутных эмоций, и рациональный, понятный ответ придет сам.
Книги серии «Давай обсудим» основаны на реальных вопросах и ответах, которые обсуждались на философских семинарах Оскара Бренифье. Он задавал детям вопросам на ту или иную тему (что такое жизнь, свобода, знание), выслушивал их разнообразные ответы, предлагал свои возражения и замечания. Так получились эти книги. В них с помощью одного главного и нескольких вспомогательных вопросов автор выстраивает беседу с читателем, подводит его к важным выводам, учит мыслить нестандартно. Можно читать их вместе с ребенком, обсуждать и достраивать новые логические цепочки, делать свои выводы.
Сложными могут быть не только абстрактные вопросы, но и вполне конкретные жизненные ситуации. В книге «Что такое чувства?» Оскар Бренифье вместе с читателем рассуждает о таких на самом деле непростых вещах, как борьба за родительскую любовь, семейные ссоры, публичные выступления, общение с друзьями и влюбленность.
Или, например, как понять, что красиво, а что нет? Могут ли не сходиться вкусы, как научиться понимать искусство, свободен ли художник в своем творчестве? У Оскара Бренифье нашлись страницы для всевозможных мнений о том, что такое искусство и для чего оно существует. Можно сказать, что с помощью картин художник выражает свои глубокие мысли о жизни и мире, а можно — что искусство помогает украсить жизнь и отвлечься от забот.
А как думает ваш ребенок?
Статья предоставлена книжным интернет-магазином «Лабиринт.ру».