брдм что это такое
На 23 февраля: стоит ли покупать БРДМ-2 за 850 тысяч рублей
Если жена не знает, что подарить вам на 23 февраля, потому что вертолет на радиоуправлении у вас уже есть – может, купить игрушку побольше? Например, БРДМ-2! Думаете, дорого? Дешевле, чем может показаться: коллеги из Авито Авто подсказывают нам, что бронированную разведывательно-дозорную машину можно приобрести тысяч за 850. А ведь она не только ездит, но и плавает!
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
А переехать он может много через что: ведь несмотря на свою бесхитростную четырехколесную внешность, на самом деле БРДМ-2 восьмиколесный! Ну, во всяком случае, номинально: еще четыре вспомогательных колеса выдвигаются с помощью гидропривода между основными осями. Колесики эти – сравнительно маленькие, на гладких вертолетных шинах. Но зато они тоже ведущие – с цепным приводом через коробку отбора мощности. Такое сочетание полного привода с дополнительными колесами позволяет машине преодолевать рвы шириной более метра и переваливаться через брустверы, не садясь на брюхо. А ведь это далеко не полный список возможностей «Бардака»: машина не только уверенно ездит, но и неплохо плавает со скоростью до 10 км/ч благодаря водомету – а случае его неисправности до берега можно неспешно «догрести» колесами. Добавьте сюда лебедку и систему контроля давления в шинах – и вы получите абсолютно самодостаточное бронированное транспортное средство, которое стояло (или до сих пор стоит) на вооружении более 60 стран.
Если вам любопытно узнать, каково ездить на БРДМ-2, то об этом мы рассказывали в тест-драйве в прошлом году – ну а сейчас попробуем понять, как и зачем такую машину можно купить, и как жить с ней дальше.
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
Вообще покупку БРДМ нельзя отнести к поступкам абсолютно спонтанным: ее нужно не только хотеть, но и хоть немного понимать, что это такое. К примеру, ремонт и обслуживание здесь будут отличаться даже от грузовых – ведь машина военная, и запчасти в магазине не купишь. Ну, по крайней мере, те, что не позаимствованы без изменений от гражданской техники: к примеру, начинка раздатки во многом унифицирована с ГАЗ-66.
А вот мотор здесь – дефорсированная версия агрегата, устанавливавшегося на ГАЗ-13 «Чайка»: для БРДМ степень сжатия уменьшили до 6,7, а мощность – с 195 до 140 л.с. Тем не менее, 350 Нм, развиваемых этим бензиновым V8, получившим отдельное имя ЗМЗ-41, в сочетании с удачно спроектированной трансмиссией вполне хватает для решения поставленных перед машиной задач. Вот только запчасти на него придется, как говорили в Союзе, «доставать», и работает он на АИ-80. Разумеется, для эксплуатации «Бардака» в наши дни его обычно адаптируют под 92-й бензин – и по некоторым данным, можно обойтись корректировкой зажигания без шлифовки головок для увеличения степени сжатия и прочих масштабных переделок. Ну а о неизбежном расходе в 20-30 литров на сотню даже упоминать не будем: во-первых, это и так понятно с учетом массы до 7 тонн и древнего мотора на 5,5 литров, а во-вторых, это не машина на каждый день (если вы ездите на такой на работу – дайте нам знать).
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
Некоторые обладатели БРДМ идут дальше, справедливо замечая, что бензиновый мотор на такой машине – решение не самое оптимальное, и задумываются об установке дизеля. Однако тут потенциальный «свап» омрачается тем, что советская оборонная промышленность продумала схему весьма тонко: мотор ЗМЗ-41 – полностью алюминиевый, а потенциальные дизельные заменители оказываются на пару-тройку сотен килограммов тяжелее, что влияет не только на развесовку, но и на плавучесть. А кому, знаете ли, нужен семитонный броневик, который не умеет плавать…
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
Еще один нюанс, косвенно связанный с плавучестью «Бардака» – это ремонт и обслуживание. Не улавливаете связи? Подскажем: мотор тут расположен в тесном закрытом отсеке, максимально изолированном не только от экипажа, но и от воды. Чтобы снять двигатель, нужно до него добраться, сняв верхнюю защитную бронеплиту и салонную перегородку. А снимать двигатель придется чаще, чем можно предположить – ведь доступ снизу к нему отсутствует. То есть, даже замена «сопливой» прокладки поддона картера превращается в спортивно-развлекательное мероприятие с участием лебедки.
Но это все нюансы эксплуатации – а как же купить военную машину в личное пользование? В частные руки попадают БРДМ, снимаемые с вооружения – зачастую это образцы с небольшим пробегом. Ориентироваться при покупке можно на так называемые классы, от 1 до 5: первый – это экземпляры в идеальном заводском состоянии, а пятый – «дрова». С консервации можно получить машину второго класса с пробегом около тысячи километров – такую, пожалуй, можно считать идеальным вариантом, если вам нужен именно оригинальный армейский бронированный вездеход. Разумеется, перед списанием из Вооруженных сил он проходит демилитаризацию – с него снимают пулеметы, ракетницы, лазерные и фотонные пушки и прочую «навеску».
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
При выборе конкретного экземпляра стоит разобраться с переделками: как мы уже знаем, БРДМ охотно и обширно дорабатывают. Иногда эти доработки могут вас не устроить: здесь, к примеру, можно упомянуть удаление вспомогательных колес, установку тяжелого дизельного мотора, лишающего машину возможности плавать и ставящего под сомнение ресурс раздатки, не рассчитанной на его крутящий момент, а также удаление водомета и вырезание дополнительных люков. В общем, со сценарием будущей эксплуатации нужно определиться до покупки – это облегчит выбор.
ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89
Ну а теперь, пожалуй, можно подвести итог. Если у вас уже есть опыт внедорожной езды, вас не пугают слова «карбюратор» и «лебедка», но обычные «уазики», что называется, уже не вставляют, возможно, именно «Бардак» поможет вам взглянуть на мир по-новому – из бронелюка. Учитывая, что БРДМ покупают именно как игрушку, выбор машин на вторичном рынке широк – есть как «стоковые» вездеходы, так и разнообразные проекты с уклоном в туризм, активный отдых или оффроуд. Так же велик и разброс цен: за доработанный экземпляр «под ключ» просят в среднем от миллиона до двух, а обычный БРДМ-2 «в армейской комплектации» можно купить куда дешевле – тысяч за 850. Так что те, кто силен духом и мощен телом, а также не слишком стеснен в финансах, могут почувствовать себя даже круче, чем Арнольд Шварценеггер, который нынче пересел с нормального Hummer H1 на электрический.
8 колес (4 потайных) и умение плавать: как ездить на БРДМ? (Лучшее за 2020)
Эту бронеамфибию в СССР выпускали давно и недолго – с 1957-го по 1966-й. Но и сегодня чудо-машина служит в армиях некоторых стран.
Советских инженеров принято клеймить за плагиат: бесстыдно сдирали, мол, зарубежные идеи. Однако же в середине 50-х именно в СССР, на Горьковском автозаводе, додумались до специальной модели, которая удивила и заставила нервничать вероятного противника.
Тогда наши военные, сполна оценив в огне Второй мировой и последующих конфликтов пользу мобильных колесных бронетранспортеров, решили добавить защищенным перевозчикам новые умения. Ведь армейские амфибии в Союзе научились делать еще в 30-е годы, опыт в обучении плаванию изначально сухопутной техники был накоплен немалый. Да и ситуация на полях сражений начала меняться куда быстрее – ценность оперативных сведений выросла в разы. Ответом на вызовы времени стала первая в истории бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ): проворная, малозаметная, водоплавающая, соединившая в себе элементы автомобиля, танка и даже авиации.
В конструкторском бюро Владимира Дедкова (руководил проектом Всеволод Рубцов), разумеется, понимали, что чем выше полет фантазии, тем меньше шансов выполнить государственную задачу в срок и убедить высокие чины принять непривычное изделие на вооружение. Поэтому к вопросу подошли с предельной практичностью, упаковав в герметичный кузов-лодку агрегаты хорошо знакомого на тот момент военным БТР-40. Даже в заводской документации БРДМ проходила под индексом ГАЗ-40П. Литера, как легко догадаться, означала «плавающий».
В передней части корпуса разместили привычный силовой агрегат: 3,5-литровую рядную карбюраторную «шестерку» отдачей 90 сил, спаренную через однодисковое сцепление с четырехступенчатой механикой. Далее крутящий момент переваривает раздаточная коробка: по умолчанию тяга идет только на задний мост, однако на бездорожье есть возможность жестко подключить передний и задействовать понижающую передачу. В общем, классический парт-тайм, как на вездеходных грузовиках типа ГАЗ-63 или некоторых современных легковых внедорожниках вроде «УАЗ Патриот» или Suzuki Jimny.
Почему нельзя забывать о войлоке и нарушать лабиринт
Принципиальным отличием БРДМ от БТР-40 (да и другой техники той поры) стали четыре дополнительных ведущих колеса. В обычном положении пневмокатки замаскированы бронированными бортами и едва видны, но когда на пути возникает препятствие вроде окопа, рва или вертикальной стенки, водитель опускает балансиры вниз и включает цепной привод от оригинальной раздатки. Риск зависнуть на перегибах в конфигурации 8х8 и с клиренсом 315 мм очевидно стремительно сокращается.
Как раз гидросистемой подъемно-опускного механизма и миниатюрными (при этом прочными) баллонами с горьковской машиной поделилась авиационная индустрия. Ну а водометный движитель с реверсом и «корабельными» рулями концептуально позаимствовали у удачного плавающего танка ПТ-76, принятого на вооружение в 1951-м. Причем БРДМ на случай аварийной ситуации также сохранил способность догрести до берега зубастыми шинами, пусть и с гораздо меньшей по сравнению с расчетными 9 км/ч скоростью.
Звучит рецепт постройки бронированной амфибии вроде бы незатейливо, и обширная унификация агрегатов в 50-е действительно здорово упростила освоение новой техники в войсках, а в наши дни сняла часть хлопот с реставраторов. Но важных нюансов в конструкции БРДМ все равно хватает. Так, упакованный в железную коробку двигатель снабдили хитрой системой охлаждения: уличный воздух забирается у рубки, протягивается вентилятором вдоль мотора (против хода движения машины!), проходит через радиатор, петляет по полостям бронекорпуса, а затем отводится наружу через верхние решетки. При движении вплавь в дело вступает забортная вода, поступающая через отверстия на носу корпуса в специальные теплообменники.
Стоит неосторожно нарушить лабиринт, прервать циркуляцию, забыть о войлочных уплотнениях – перегрев неизбежен. Вот почему на криво восстановленных БРДМ зачастую можно встретить по три крыльчатки и прочие колхозные «улучшения». Или взять гидросистему дополнительных опорных катков – мелочевку вроде кольцевых уплотнений зачастую не найти в стандартных советских каталогах резинотехнических изделий, приходится искать под заказ, равно как элементы управления трансмиссией и другие оригинальные детали. Иными словами, без пристального изучения конструкторской документации при умелой реставрации не обойтись.
Железный «автобус» и слепота командира
К счастью, Россия еще богата энтузиастами, не считающими зазорным штудирование специальной литературы. Результат грамотного подхода можете наблюдать на фотографиях, а ведь эта нарядная БРДМ досталась руководителю «Военно-технического общества» Алексею Мигалину в плачевном состоянии. По сути, в Нижнем Новгороде в 2016 году удалось приобрести лишь подгнивший корпус с мостами – вероятно, машина закончила службу родине памятником на постаменте. И всего за четыре месяца амфибии вернули точный исторический облик, даже мотор нашли «нулевый» – с консервации. Правда, эту модификацию «шестерки» изначально ставили на БТР-60П (ГАЗ-49), но от родного ГАЗ-40П агрегат отличается разве что мелочами вроде центробежного регулятора оборотов и измененными креплениями к бронекорпусу.
БРДМ получилась довольно компактной: 5,7 метра в длину, 2,2 – в ширину, да и по высоте сопоставима с рослым мужчиной. Для разведки очевидный плюс: спрятаться легче, врагу подбить сложнее. Но вот скромных размеров рубка поначалу смущает – для гномов что ли ее выкраивали? Тем удивительнее другое: внутри амфибия по армейским меркам оказалась вполне просторной. На корме разместили удобную лесенку с поручнями, в кабину не протискиваешься, а гордо запрыгиваешь через двустворчатый люк (альтернатива – столь же внушительные «калитки» в крыше).
По идее, в боевом отсеке размещались два-три члена экипажа, но по факту сюда бы влезло отделение бойцов в полной выкладке. Не иначе, сказался газовский опыт в компоновке бронетранспортера. Теперь ясно, почему на базе БРДМ создали немало интересных модификаций вроде самоходной пусковой установки противотанковых ракет «Малютка», «Фаланга» или «Шмель» – внутренние объемы рубки позволяли разместить от шести до 14 громоздких боеприпасов плюс ручной гранатомет.
Разумеется, личный комфорт в БРДМ – понятие относительное. Хаотичными, на первый взгляд, выпуклостями и ящиками внутрь корпуса выдаются колесные арки (а их, напомню, восемь), труба водомета, кожухи ведущих мостов и прочих агрегатов трансмиссии. Ровного пола и стен как таковых нет, потолок низкий – все время через что-то перешагиваешь и от чего-то уворачиваешься. Привычка вырабатывается быстро, поскольку рассеянность приводит к обидным синякам и царапинам: кругом броня и железо, мягкие лишь накладки на миниатюрных складных стульчиках.
Топливо хранится в двух черных баках на корме, практический средний расход – порядка 30 л/100 км.
Когда скорость добываешь силой
Механик-водитель – вот кому в БРДМ тяжелее всех, причем в разных аспектах. С левого кресла такой же скверный обзор, как с места командира. Для движения по прямой визуальной информации худо-бедно хватает, хотя длинный нос понтонного корпуса а-ля Буратино не добавляет удобства, а вот успешно маневрировать получится лишь при должном опыте и развитом чувстве габаритов. На съемку мы отправились по улицам загородного поселка, так я поначалу с непривычки реально опасался завалить соседский забор при тесном повороте на 90 градусов. Ползти назад приходится вообще наугад, особенно если задраены створки десантного люка.
Кресло закреплено намертво, руль тоже не регулируется, но хотя бы педальный узел просторный – ноги в валенках или сапогах поместятся.
Следующий пикантный момент – комплекс непростых упражнений с бортовым оборудованием тяжело выполнять физически. Мехвод совершенно лишен помощи: усилителей руля, тормозов на БРДМ не ставили, 5,6-тонный бронированный аппарат укрощаешь силой собственных рук и ног. Даже для смены передач нужна сноровка: мало кто сегодня владеет приемом двойного выжима сцепления, а иначе плавно врубить следующую ступень не выйдет. Синхронизаторов в четырехступенчатой коробке нет, так что на каждую ошибку агрегат отзывается резким лязгом. Хорошо хоть нижневальная «шестерка» радует эластичностью и не заставляет бодрить себя частыми переключениями. Тем не менее, разгон все равно получается натужным, как бы через силу. А вот с места БРДМ трогается довольно бодро: подгазовывать не приходится, точку включения сцепления поймать легко.
Надо быть железным человеком, чтобы выдержать такое давление обстановки. А ведь БРДМ добавляет спецэффектов. Если двигатель в БТР-40 хотя бы на холостых тихо шепчет, как и положено полностью уравновешенной от природы рядной «шестерке», то герметичный корпус амфибии распространяет гул и вибрации покруче музыкального усилителя. Запустил мотор – разговаривать можно только по переговорному устройству либо срываясь на крик. Чем быстрее едешь, тем сильнее гул давит на уши.
И трясет изрядно. Подвески рессорные с парой рычажных амортизаторов на каждое колесо, конечно, не пробить – с энергоемкостью полный порядок, однако болтает экипаж во все стороны знатно. Кругом же, напомню, голое железо, стукаться о которое больно. Нужна скорость (максималка по шоссе – порядка 80 км/ч) – cтискивай зубы и держись крепче. Иными словами, сладить с БРДМ повезет только крепким телом да духом. И примитивная «печка», которой не было на БТР-40, слабое утешение – за рулем амфибии и без того семь потов сходит.
Судьба ветерана: от Африки до Вьетнама
Полвека назад тоже было ясно, что дебютная машина такого рода – некий пробный шар, попытка нащупать верные инженерные решения для разведывательной и связной техники высокой проходимости. Поэтому вскоре в СССР создали БРДМ-2 (после чего в обиходе родоначальника семейства стали называть БРДМ-1) – модель схожего назначения, однако совершенно иной компоновки. Впрочем, история «бардака», как ласково прозвали солдаты амфибию, на смене поколений не закончилась. В советских войсках ее использовали вплоть до 70-80-х годов: к примеру, по маркировке бронекорпуса удалось установить, что машина Алексея Мигалина прошла средний ремонт в 1980-м.
Ряд стран третьего мира (на экспорт отправили около 1500 штук) не спешит отказываться от винтажных бронированных амфибий и сегодня. Так, известно о службе отдельных экземпляров БРДМ-1 во Вьетнаме, Афганистане, некоторых государствах Африки вроде Замбии или Конго. В России же первая БРДМ, выпущенная тиражом порядка 10 000 единиц (к слову, БТР-40 сделали меньше), уже превратилась в коллекционную ценность, которую редко увидишь в комплектном состоянии даже в музеях. Мне повезло прикоснуться к наследию, но есть такой шанс и у вас – приходите в июле на старт бронепробега «Дорога мужества», БРДМ с бортовым номером 243 примет в нем участие.
Больше об автомобилях в погонах:
БЛАГОДАРИМ «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» И ЛИЧНО АЛЕКСЕЯ МИГАЛИНА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ НА ТЕСТ МАШИНУ.
Стальные разведчики
В начале 1960-х годов в Советском Союзе были начаты работы по созданию нового «стального» разведчика для замены уже устаревающей к этому времени бронированной разведывательной машины БРДМ, состоявшей на вооружении разведывательных подразделений Советской армии. В 1962 году КБ Горьковского автозавода под руководством главного конструктора В. А. Дедкова начал проектирование машины нового поколения — БРДМ-2. А уже 22 мая того же года бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была принята на вооружение приказом министра обороны СССР. Впервые БРДМ-2 публично продемонстрировали на параде в Москве на Красной площади в 1966 году. БРДМ-2 серийно производилась на Горьковском автомобильном заводе с 1965 по 1989 год.
Новая машина воплотила в себе лучшие качества своей предшественницы, обладая при этом значительно большей огневой мощью, лучшими ходовыми качествами и более высоким уровнем защиты экипажа. При создании БРДМ-2, по сравнению с БРДМ, в ней изменили компоновку, ввели башню, установили усиленное вооружение, усовершенствовали конструкцию агрегатов силовой передачи, ходовую часть, электрооборудование, средства связи и вспомогательные системы.
БРДМ-2 была выполнена по компоновочной схеме с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отличие от БРДМ, в передней части корпуса размещалось отделение управления, в средней — боевое отделение, а в кормовой — силовое. Такая компоновочная схема, по сравнению с компоновкой БРДМ, позволила улучшить обзор местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму. Над боевым отделением в центре корпуса была смонтирована на погоне сварная вращающаяся пулеметная башня, унифицированная с башней бронетранспортера БТР-60 ПБ.
Полностью закрытый герметичный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из катаных стальных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 10 миллиметров, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 миллиметров. Броня защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Вооружение машины включало башенную пулеметную установку БПУ-1 кругового вращения с достаточно мощным вооружением — 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ с боекомплектом 500 патронов и спаренным с ним 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова ПКТ (боекомплект 2000 патронов). Крупнокалиберный пулемет КПВТ и пулемет ПКТ, смонтированные во вращающейся бронированной конической башне, крепились в жесткой сварной люльке. На люльке были закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники.
Силовую установку, состоящую из 8-цилиндрового карбюраторного V-образного двигателя ГАЗ-41 жидкостного охлаждения, мощностью 140 л.с. при 3200 об/мин, перенесли в корму, что позволило улучшить внутреннюю компоновку машины.
Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, где на каждый мост были установлены телескопические гидроамортизаторы, вместо рычажно-поршневых, и состояла из переднего и заднего мостов, подвески, четырех основных колес и устройства четырех дополнительных колес, опускающихся для преодоления окопов и траншей шириной до 1,2 метра. Дополнительные пневматические колеса были выполнены ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Управление передними колесами осуществлялось с помощью рулевого механизма, оборудованного гидроусилителем. На машине имелась система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Тормоза — колодочные, герметизированные, с гидравлическим приводом и пневмоусилителями. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно. Таким образом, обеспечивалась весьма высокая проходимость машины.
Повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться в тылу врага такой машине приходится не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину. Все четыре основных колеса БРДМ-2 — ведущие. На крутых подъемах или иных труднопроходимых участках местности водитель переходил на низшую передачу и включал передний мост. Если и этого было мало, можно было уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Это можно было сделать как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах — 2,7 кгс/кв.см. При встрече заболоченного участка водитель включал пониженную передачу и уменьшал давление в шинах. При этом они как бы расплющивались, а площадь опоры резко увеличивалась. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно могла продолжить движение. В других условиях приходилось увеличивать давление в шинах — например, при движении по песку, когда требовалось держаться следа идущей впереди машины. Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 метра на БРДМ-2 можно было ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливали снег до мерзлого грунта и хорошо сцеплялись с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижалось.
Движение БРДМ-2 на воде осуществлялось с помощью водометного движителя (установленного в корме) с гидравлическими приводами управления заслонкой и волноотражательным щитком. Водяные рули машины были сблокированы с рулевым механизмом. Четырехлопастный винт засасывал воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывал ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система. Максимальная скорость на плаву составляла 10 км/час.
Машину оборудовали лебедкой, смонтированной в передней части корпуса.
БРДМ-2 получила современное радиооборудование, в состав которого входила: УКВ радиостанция Р-123 с дальностью устойчивой радиосвязи в микротелефонном режиме до 20 километров. При этом обеспечивалось беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивало оперативность работы. В условиях дефицита времени для разведчиков это имело немаловажное значение. Кроме того, БРДМ-2 была оснащена дополнительным оборудованием, включающим в себя: навигационную аппаратуру ТНА-2 с датчиками курса и пути, пульт управления и координатно-счетный решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Эти приборы автоматически определяли координаты машины и указывали курсовой (дирекционный) угол ее движения. Машина также была оснащена рентгенометром ДП-ЗБ; войсковым прибором химической разведки ВПХР; нагнетателем для создания внутри машины избыточного давления; средствами пожаротушения; системой обдува ветровых стекол; обогревателем; буксирными приспособлениями; водооткачивающим устройством, работающим от водомета (с двумя клапанами для слива воды из корпуса), и спасательными жилетами СТЖ-58.
БРДМ-2 находилась на вооружении разведывательных и штабных подразделений Советской армии, а также в войсках связи и химических войсках. Они широко использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках КГБ и морской пехоте ВМФ. Самоходные ПТРК всех типов состояли на вооружении противотанковых подразделений мотострелковых и танковых полков.
Боевое крещение БРДМ-2 получили на Ближнем Востоке во время арабо-израильской войны в 1973 году, а затем использовались во Вьетнаме, в многочисленных военных конфликтах в Африке и в ирано-иракской войне. В частях и подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане БРДМ-2 использовались в основном для несения патрульной службы и охранения.
На базе бронированных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2 было создано и запущено в серийное производство большое число боевых машин различного типа с противотанковым и зенитным вооружением.
В настоящее время бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 Д, предназначенная для ведения тактической разведки, боевого и сторожевого охранения, борьбы с разведывательно-диверсионными группами, состоит на вооружении Российской армии и всех армий стран СНГ.
БРДМ-2 и машины на ее базе, включая ПТРК и ЗРК, активно экспортировались и в разные годы состояли или состоят на вооружении армий более чем пятидесяти других стран мира.
Последние поставки БРДМ-2 за границу были осуществлены в 1995 году, когда 45 машин этого типа Российская Федерация бесплатно передала для вооружения полицейских формирований вновь созданной Палестинской автономии.
К концу ХХ столетия, поскольку возможности дальнейшего совершенствования БРДМ-2 практически уже исчерпаны, в конструкторском бюро ОАО «ГАЗ» было разработано новое семейство высокомобильных колесных машин многоцелевого назначения (бронетранспортеров), получившее общее название — «Водник». Они предназначены для использования в качестве армейских, штабных и вспомогательных автомобилей в бронированном и небронированном вариантах. В зависимости от модификации они способны быстро перемещаться как по дорогам, так и по непроходимой местности на расстояния до 1000 километров без дополнительной заправки горючим. Эти машины развивают скорость 112–140 км/ч и способны перевозить в полностью закрытом корпусе десантников в количестве 10 человек (мотострелковое отделение) или же оснащаться вооружением от ручного стрелкового до 120-мм миномета.
Таким образом, «Водник» может применяться как легкий бронетранспортер, командно-штабная машина, транспортный автомобиль для перевозки пехоты и грузов и, кроме того, как платформа для 120-мм миномета.
Для замены БРДМ-2 на базе вездехода «Водник» создали разведывательно-дозорную машину XXI века, отличающаяся легкостью, высокими ходовыми качествами и широкой гаммой модульного вооружения, позволяющего привлекать машину для решения различных боевых задач. На военной выставке в Омске в 1995 году впервые было продемонстрировано несколько типов автомобилей «Водник», в том числе и бронированная разведывательно-дозорная машина, оснащенная вращающейся башней с 14,5-мм пулеметом КПВТ.
К настоящему времени производятся две машины семейства «Водник»: ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371. В соответствии с выбранной компоновочной схемой каждая из машин имеет три отделения: отделение управления (с расположением двух мест на ГАЗ-3937 и трех мест на ГАЗ-39371), боевое отделение, моторно-трансмиссионное отделение.
Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.
Главной особенностью «Водника» является модульная конструкция его сварного корпуса. Корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. Передний модуль включает в себя моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль представляет собой полезный объем машины, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа вооружения, специального оборудования и мобильных установок. Основное преимущество машины заключается в том, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможны быстрая замена различных модулей даже в полевых условиях.
Всего у «Водника» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».
Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты.
Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Ходовая часть «Водников» всех модификаций унифицирована и выполнена по колесной формуле 4 x4. Она состоит из четырех колес с независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Управляемыми являются только передние колеса. Для регулирования давления в шинах имеется централизованная система. Превосходные динамические качества «Водника» обеспечиваются за счет его высокой энерговооруженности. При общей массе 6,6–7,5 т он оборудован дизельным двигателем мощностью 160 л. с. и пятиступенчатой коробкой передач.
При движении по шоссе обеспечивается максимальная скорость движения 112 км/час. Без предварительной подготовки машина форсирует брод глубиной до 1,2 метра. Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/час превышает 1000 километров.
В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
Бронирование — противопульное. На машине установлены устройства защиты боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ и пороховых газов при эксплуатации на зараженной местности.
Как и БТР-80 А, разведывательно-дозорная машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2 А72 и спаренного с нею 7,62-мм пулемета ПКТ. Угол горизонтального обстрела этого комплекса составляет 360 градусов, по вертикали обеспечиваются углы от –5 до +70 градусов, что позволяет вести стрельбу не только по наземным, но и по малоскоростным воздушным целям.
Боекомплект как для пушки, так и для пулемета снаряжен в патронные ленты и размещается каждый в своем магазине, которые расположенны в башне. При этом питание пушки — двухленточное: одна лента снаряжена выстрелами с осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами, а другая — с бронебойно-трассирующими снарядами. Переключение питания с одной ленты на другую производится мгновенно, позволяя таким образом оперативно поражать как живую силу, так и бронированные цели и огневые точки противника. Боекомплект пушки состоит из 300 выстрелов, боекомплект пулемета — 2000 патронов.
Установка на бронетранспортере мощной 30-мм пушки резко повысила огневую мощь и, по существу, превратила его в колесную боевую машину пехоты. В дополнение к основному вооружению БРДМ-3 оснастили также дымовыми гранатометами для постановки дымовых завес.
Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, лазерным прибором разведки, аппаратурой химической разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4–6.
Кроме того, БРДМ-3 оборудована средствами связи, автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, водооткачивающими средствами и лебедкой для самовытаскивания. По составу оборудования, скоростным характеристикам и проходимости на пересеченной местности БРДМ-3 не отличается от базовой модели бронетранспортера БТР-80.
На БРДМ-3 установлен дизельный двигатель с турбонаддувом Камаз-7403 максимальной мощностью 260 л. с. В одном блоке с двигателем объединены агрегаты механической трансмиссии, что позволяет оперативно выполнять замену силовой установки в полевых условиях.
Ходовая часть БРДМ-3, аналогичная БТР-80, с колесной формулой 8 x8. При этом управляемыми являются обе передние пары колес. Подвеска индивидуальная торсионная. На колесах установлены износостойкие шины КИ-80 или КИ-126, позволяющие продолжать движение при их простреле. Имеется система регулирования давления воздуха в шинах.
БРДМ-3 обладает проходимостью, сопоставимой с проходимостью гусеничной машины. Она преодолевает подъем крутизной до 30 градусов, вертикальную стенку высотой до полуметра и ров шириной 2 метра, может двигаться с углом бокового крена 25 градусов. Водные преграды машина преодолевает вплавь со скоростью 9–10 км/час. Движение на плаву обеспечивается водометным движителем. При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 90 км/час.
В начале XXI столетия в России была создана принципиально новая гусеничная бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-3, предназначенная для ведения глубокой разведки в тылу противника. Она несет универсальный комплекс вооружения, состоящий из 30-мм автоматической пушки 2 А42, спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ; 30-мм автоматического гранатомета АКС-17; двух пусковых установок зенитных ракет «Игла»; пусковой установки ПТУР «Атака». Это вооружение наряду с мощной противоосколочной броней позволяет надежно защитить экипаж в возможных огневых контактах с противником. Машина получила приницпиально новые средства разведки, в том числе оптико-электронную станцию разведки; лазерный дальномер; средства радио- и радиотехнической разведки; беспилотный летательный аппарат и беспилотную наземную машину разведки.
Брдм БМ 2 Т «СТАЛКЕР»
Конструкция БРДМ БМ 2 Т обеспечивает малую заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах.