братья во христе что значит
Брат во Христе
Смотреть что такое «Брат во Христе» в других словарях:
БРАТ — БРАТ, а, мн. братья, ьев, муж. 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. Родной б. Двоюродный б. (сын дяди или тётки). Троюродный б. (сын двоюродного дяди или двоюродной тётки). Сводный б. (сын отчима или мачехи от … Толковый словарь Ожегова
брат — а; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь
брат — а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений
Братья во Христе — БРАТ, а, мн. братья, ьев, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Легенды русского рока — пример обложки Сборник коллекция советских и российских рок исполнителей Дата выпу … Википедия
Анастасий, преподобный Печерский — преподобный, иеродиакон печерский. По свидетельству некоторых памятников, современник и брат во Христе св. Тита, печерского пресвитера, чудотворца; следовательно, он жил и скончался в конце ХII в. Мощи его почивают в Антониевых пещерах. Память… … Большая биографическая энциклопедия
Евлогий Кордовский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Евлогий. Евлогий Кордовский Eulogio de Córdoba … Википедия
Братья во Христе
Смотреть что такое «Братья во Христе» в других словарях:
братья и сестры — А. Обычное употребление 1. Дети одних родителей: Быт 4:2,8; Быт 34:13 15 2. Дети одного отца: Быт 20:12; Быт 37:2,4,8 3. Любой родственник члены одного племени: 2Цар 19:11,12 члены Израильского народа: Втор 1:16; Втор 18:15; Ис 66:20; Ос 2:1; Рим … Библия: Тематический словарь
Братья Господни — Рембрандт. «Святое семейство» Деспосини (греч. δεσπόσυνος «те, кто принадлежат Господу») греческий термин для обозначения кровных сродников Иисуса Христа (Мк.3:21 и 3:31). Эбиониты включали в состав ближних Иисуса только его мать Марию, отца… … Википедия
НЕХРИСТИАНСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ — сообщения о жизни, учении и личности Христа Спасителя, исходящие от греко–римских и иудейских писателей 1–2 вв. Постановка проблемы. Рассматривая вопрос о Н.с. о Х., следует учитывать ряд специфич. моментов. 1) С т. зр. греко–римских писателей… … Библиологический словарь
Речные братья — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное опр … Википедия
Экуменизм — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет … Википедия
Христадельфиане — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
брат — а; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь
брат — а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений
БРАТ — БРАТ, а, мн. братья, ьев, муж. 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. Родной б. Двоюродный б. (сын дяди или тётки). Троюродный б. (сын двоюродного дяди или двоюродной тётки). Сводный б. (сын отчима или мачехи от … Толковый словарь Ожегова
сёстры по оружию — кто Только о женщинах. ✦ X и Y сёстры по оружию. Я хочу, чтобы со мной всегда были рядом мои сёстры по оружию, мои лучшие подруги. Я верю им, как самой себе. (Реч.) Вы всегда друг за друга горой стоите. Всегда защищаете и поддерживаете друг друга … Фразеологический словарь русского языка
Действительное причастие
Церковное «братья и сестры» — это просто красивая метафора? Что делает нас одной духовной семьей? Размышляет игумен Савва (Мажуко).
Говорят, что в Румынии во времена Чаушеску строили огромные многоквартирные дома, удобные и современные, но с одним изъяном: в них не было кухонь. Можете себе это представить? Я не могу. Как же без кухни? Холостяк или студент — куда ни шло, но ведь это все строилось для семейных людей.
Как это — семья без кухни? Кухонные разговоры, посиделки до утра, бабушкино героически-вдохновенное служение у плиты, а главное — застолье или просто семейный обед, ужин, да и завтрак тоже. Мне в детстве страшно нравились наши ужины, когда мы, вдоволь наевшись и досыта насмеявшись, вслед за мамой принимались петь наши любимые песни. До чего же было хорошо!
Семье никак нельзя без общей трапезы. Где еще семья себя и обнаруживает, как не в совместном преломлении хлеба? Вспоминается старичок из чудесного фильма «По семейным обстоятельствам». Он вопрошал героиню картины: есть ли у вас дома большой круглый стол? — и сокрушался: как же это плохо, что из нашего быта исчезли эти почтенные хранители семьи!
Церковь — это семья. Семья собирается вокруг трапезы, в ней обнаруживает себя, проявляет свое таинственное бытие и единство. Где она, эта Церковь? Я вижу только группу крайне непохожих людей, разных взглядов, привычек, культурных пристрастий. Не решусь даже утверждать, что нас объединяет вера. Если опросить присутствующих, картина может сложиться неутешительная.
Церковь является в Евхаристии, а Евхаристия — дело семьи. Причастие подобно вспышке света. Что такое Церковь, в чем смысл ее бытия, не абсурд ли и беспроглядная тьма окружает нас? — И тут высекается искра и освящает на мгновение все вокруг. Ты видишь стены, шкафы, какую-то скрытую за твоей слепотой логику и смысл во всем. Церкви нет. Мы не видим ее. И лишь в момент причастия, когда разрозненная масса часто предельно чужих людей подходит к Чаше, вдруг мы все становимся Телом Христовым, мы видим это Тело, ощущаем его, потому что только сейчас, в это мгновение по-настоящему и принадлежим ему.
Но причастие — это не личное дело, не решение моей индивидуальной проблемы или удовлетворение естественной религиозной потребности. Причастие — дело семьи. Новгородская школа иконописи изображала Тайную вечерю с вызывающе огромным столом, который композиционно захватывал или отхватывал большую часть иконного пространства. Большой семейный стол — а если на иконе что-то слишком большое, это неспроста.
Тайная вечеря. 15 в., Новгородская школа. Киев, Музей русского искусства. Источник: nsu.ru
На «Тайной вечери» Леонардо — обычный стол — прямоугольный и непримечательный. Наша икона, которая есть богословие не столько в красках, сколько в композиции, стол выставляет вперед, прямо таки бросает в глаза, выпячивает, почти вываливает из пространства иконы, он будто свисает оттуда — огромный круглый семейный стол.
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. Источник: artgallery2000.com
Если мы братья и сестры во Христе, то мы семья не только по духу, но и по крови. Буквально, в самом наибуквальнейшем смысле слова. Взаимное обращение «брат» или «сестра» среди христиан не есть красивый образ, не просто метафора. Что такое метафора? Допустим, вы любите хорошенькую девушку и совершенно естественно называете ее «мой цветочек». Однако это не означает, что каждое утро вы поливаете ее из лейки, подсыпаете удобрения или, упаси Боже, прореживаете. Это просто красивый образ. Фигура речи.
Когда мы слышим в церкви — «братья и сестры»! — чаще всего для нас это тоже метафора. Ведь кто такой мой родной брат и сестра, отец, мать? Нас объединяет кровное родство, родство по крови, вполне осязаемое и доказуемое. От своих родителей я получаю набор генов, наследую родовые качества и роковые признаки. Это — единство крови. Вполне реальное единство.
Единство и общность христиан вокруг Чаши Евхаристии — это тоже единство по крови, не спиритуальное, не по убежденности и тождеству религиозных воззрений. Мы единокровны и единотелесны Христу, Его Кровь течет в наших жилах, Его Жизнью мы живем, родившись от Нового Адама «водою, кровию и Духом» (1Ин 5:6). Но это также означает, что мой брат во Христе и сестра — единотелесны и единокровны мне во Христе, реально и осязаемо, а не символически, мы — одной крови, а значит, братья и сестры воистину в силу кровного родства — у нас один Родитель, и в жилах наших течет одна кровь — Его кровь.
Мой брат во Христе — мой брат по крови. Пусть он другой расы — китаец, например, или индус — и вырос в другой культуре, и много старше меня, и образованнее, и богаче — «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28) — эта известная фраза ап. Павла родилась из опыта Евхаристии. И в другом послании: «Нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11).
Это откровение, перевернувшее мир. Евхаристия — опыт преодоления многовековой болезни, тысячелетней распри между народами, племенами, семьями и сословиями, дерзновенная попытка собрать всех в одну семью и «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:10). И если мы примем это откровение с последней серьезностью, в каждом брате и сестре будем видеть и переживать своего родненького братишку и сестричку, то дар Евхаристии не будет в нас напрасен.
Однако это еще не влечет за собой взаимной любви. И в обычных семьях единокровные родственники очень часто — чужие люди и даже враждебные. Господь одарил нас возможностью не только «называть, но и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1), не по убеждению или ради идеи только, но единокровно и единотелесно причащаться жизни Христа и жизни своих братьев и сестер, и наши жизни взаимно пронизывают друг друга, и вовсе не в спиритуальном только значении, их жизни — моя жизнь, проникает в меня, и моя жизнь — в них жительствует.
Отсюда и так естественно переживая ближнего как подлинно живого и единокровного брата своего, принимая его по-настоящему живым, настолько же живым, как и ты сам, заботится друг о друге, учиться друг друга любить, «быть братолюбивым друг к другу с нежностью» (Рим 12:10), потому что мы — одной крови, мы — одна семья, а «если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся веры и хуже неверного» (1Тим 5:7). Мы не просто единомышленники, мы — свои, потому что — семья. Потому и строг апостол к тем, кто не заботится о своих, потому и приравнивает такое бессердечное поведение к отречению от веры.
Значит ли это, что к тем, кто не семья, мы не можем или не должны относиться сердечно и братски? В опыте Евхаристии христианину открывается истина единства всего рода человеческого, единство, превосходящее время и пространство, так что все человечество представляет собой единый организм, одно тело, как огромное дерево, в каждом листочке которого отражается жизнь целого.
Болезнь греха, вселенской распри, онтологического раздора лишило нас чувствительности друг к другу, и каждая ветвь этого огромного дерева, если не каждый листок утратили восприимчивость к единству, атрофировалась сама способность воспринимать и переживать жизнь всего этого единого и живого организма.
Литургия на какое-то мгновение дает пережить опыт единения, в некой таинственной вспышке света дает увидеть «все дерево». И только воистину святые люди и настоящие молитвенники возвращают себе эту чувствительность навсегда, не только переживая боли и страдания всего мира, но и радуясь его жизни, пропуская через себя, свое сердце кровь всего человечества, и своей святой жизнью оживляя это древнее, но все еще плодоносное дерево единой человеческой семьи.
«… Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…». (Матфея 25 глава).
В 25-ой главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Господь Иисус будет судить людей во Втором Пришествии. Быть может не все помнят, о чем там идет речь, поэтому, для удобства читающих, приведу полностью цитату из Евангелия.
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?».
Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матфея 25:31-46).
Вряд ли найдется человек, прочитавший данный рассказ Иисуса, и не задавший вопрос о Его меньших братьях. Кто это? Можно ли нам сегодня увидеть и узнать братьев Христа?
На основании прочитанного текста попробуем представить себе конец этого мира. …Совершенно внезапно и неожиданно грядет Второе Пришествие, или – «кончина века», о которой говорится в Библии. Иисус Христос видимым образом, как Сын Человеческий, то есть как бы в человеческом облике появляется над Землей, в поле зрения всех людей, и садится на Свой Царский престол славы. С Ним в сопровождении святые Ангелы. Вся земная система вещей, с ее научно-техническими достижениями, с военной мощью – в один миг перестает функционировать, превращается в бесполезный мусор.
Народы Земли сверхъестественным образом «собираются перед Ним». Ни у кого нет вопросов относительно того, что происходит. Все прекрасно видят с Кем они разговаривают, и понимают, что пришел час Божьего Суда.
Господь разделяет людей на две части. Затем, как мы читаем в Евангелии, Он и произносит Свой суд. Тех, которые по правую сторону от Него Он благословляет как праведников, даруя им жизнь в Своем Царстве. Стоящих по левую сторону Он проклинает, обрекая на вечную гибель. Такие две группы людей, приведенных на Божий Суд, показаны в этом рассказе. Подробнее о том, как «за мелочь», за кусок хлеба, или кружку воды Господь помилует грешника, рассказывается в статье «ОЧЕРК О ВЕЛИКОЙ ДОБРОТЕ БОГА». http://adadurov.blogspot.ru/2017/05/19-22.html
Третью, присутствующую там группу людей Господь называет Своими братьями. Они не судятся. С ними не производится никакого разбирательства. Они, априори признаны праведными. Во Втором Пришествии они сразу, без всякого суда получают Его Царство. Это – братья Христа. Кто они?
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ХРИСТА.
О том, кто такие братья, а также и сестры, Христа, сказал Он Сам с предельной ясностью. Читаем в том же Евангелии от Матфея: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: Кто матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». (Матфея 12:46-50).
Братья Христа, это – верующие во Христа, исполняющие заповеди Божьи. За свою веру во Христа, и за верность Божьим заповедям они будут названы братьями Христа.
Брат Христа не будет судим во Втором Пришествии. Он сразу войдет в Божье Царство. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Иоан.5:24).
Сделать что-то доброе «одному из сих меньших», значит – сделать какое-либо добро верующему во Христа человеку, Божьему человеку, праведнику. Кто в чем-то послужит нуждающемуся праведнику, тот послужит Самому Христу. Так смысл слов Христа.
Версия о том, что Его братьями являются все люди, потому что Христос умер за всех, такая версия не выдерживает анализа. Люди, показанные на суде по Его левую сторону, осужденные, могли бы, например, сделать нечто доброе кому-то из таких же, как они. Однако им такое деяние ничего бы не принесло. Сытый волк иногда кормит голодного собрата-волка, но все равно остается волком. Добро нужно было сделать именно братьям Иисуса.
Еще встречаются толкования, что «братьями Христа» названы духовные руководители каких-то религий, церковно-религиозная элита, руководящие органы религий, и тому подобное. Дескать, если ты слушаешься своего религиозного начальника, духовного руководителя, тогда ты делаешь доброе дело «брату Христа». Это есть обыкновенная ложь. Иисус прямо сказал, кто является Его братом: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».
Бог призывает всех. Милость Его превыше небес. Но далеко не все отвечают Богу добром. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны». (Иоан. 3:19-21).
Когда человек слышит Учение Христа, тогда он получает от Бога приглашение стать Его сыном, и войти в число братьев Христа. И теперь уже от него зависит, сделается он братом Христа, или будет выброшен во тьму внешнюю, как злой раб.
В Священном Писании даже, так сказать, расписан механизм усыновления человека Богом. Читаем из Нагорной проповеди:
«…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).
В этих словах Иисуса прямо показано как сделаться братом или сестрой Христа. Люди, которые выполнят Его слова, эти люди станут сынами Отца Небесного: да будете сынами Отца вашего Небесного… Поскольку выполняющие слова Христа будут наречены сынами Отца Небесного, то и сделаются они братьями Христа. В Евангелии от Иоанна говорится: «… тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». (Иоан. 1:12).
У Бога детей много. Число их как звезд на небе. (Откровение 7:9-10). Но между детьми обязательно имеются первенцы, первородные. Первенцы Божьи – это Церковь Христа. Из верующих во Христа, из общего количества праведников Бог избирает людей для Церкви Христа. Остальные верующие, не вошедшие в Церковь, образным языком показаны в Евангелии Девами, подругами Невесты, приглашенными на «брачный пир». (Матфея 25:1-12). К сожалению, как там говорится, половина из подруг Невесты Христа оказалась несостоятельной. Об этом полезно посмотреть статью: «ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ. СУД БОЖИЙ НАД ВЕРУЮЩИМИ?» http://adadurov.blogspot.ru/2015/06/blog-post.html
Тот, кто избран в Церковь, узнает о своем избрании в конце пути. Рабы, получившие от Господина таланты, должны были употребить их с пользой для Господина. И потом, в зависимости от исполнения ими воли Господина, они обрели свою дальнейшую судьбу. (Матфея 25:13-30).
О том, как из числа братьев и сестер Христа Бог изберет Ему Церковь, показано в статье «НЕБЕСНАЯ ВОЙНА МИХАИЛА АРХАНГЕЛА». http://adadurov.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html
Поистине, Божья милость и любовь к людям не поддается нашему пониманию. Грешника, достойного смерти по справедливости, но поверившего в Иисуса Христа, милосердный Бог не только прощает во всех грехах, но и возносит на такую высоту, что называет его Своим сыном и братом Иисуса Христа.
Людей, которые поверили Ему и выполняют Его слова, Господь Иисус называет не рабами Своими, а братьями, сестрами, даже матерью! К тем, которые поверили Ему, и которые живут по Его заповедям, у Иисуса такое чувство, какое бывает у человека к брату, сестре, матери. «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».
А в других текстах Евангелий Господь, людей, которые исполняют Его заповеди, называет Своими друзьями. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Иоан. 15:14,15).
Впрочем, в наших Новозаветных Писаниях имеются стихи, в которых ученики Христа названы рабами Христа. (Например, Римлянам 1:1). Однако узкое понимание таких текстов приведет нас к путанице. Как могут ученики Христа называться Его рабами, если Он сам сказал: «Я уже не называю вас рабами»? Очевидно, что термин «раб Христов» означает не статус верующего, а его функцию, дело, которое он выполняет по воле Господа. В современных переводах Библии вместо «раб» стоит слово «служитель», то есть, исполняющий заповеди Христа. Господь людей, которые служат Ему, считает Своими братьями и друзьями.
Желаете стать братом и другом Иисуса Христа? Пожалуйста! Возможность имеется. Верьте Богу, живите по Его Учению, соблюдайте заповеданное Им. Христос призывает верующих Ему творить добро всем, всем без исключения. Братья Христа никого не проклинают, но всех благословляют. Братья Христа постоянно всем делают добро, в том числе и тем, которые по левую сторону Христа, «козлищам». «…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).
Церковь: братья и сестры
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Слова и их смыслы в Толковом словаре Юрия Пущаева
В одном из выпусков Толкового словаря мы писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена». Это слово – τὰ ἔθνη (ethnē) – множественное число от τό ἔθνος (ethnos) – «народ», «племя», «общество», «группа» (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»).
А язычникам как совокупности разных непросвещенных народов и религиозных групп противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог – то есть, Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви – ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».
Вообще слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Оно также значит собрание, общее или народное, место для собраний. Например, экклесией в Древних Афинах называли Народное собрание, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства. В Новом Завете этим словом назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван, собрание «призванных». Первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Так апостол Павел в самом начале Послания к римлянам и Первого послания к коринфянам называет себя «призванным апостолом».
Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Ведь принадлежность к Церкви не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28-29).
Вступившие в Церковь становятся членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога полностью поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства.
Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2, 44-46).
Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.
Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.
На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина