братья люмьер что изобрели в 1895 году
Братья Люмьер — создатели первой империи кино
Братья Люмьер озарили путь для всех последующих режиссеров, операторов, актеров и изобретателей.
В творческом тандеме Люмьеров обязанности были распределены: младший брат, Луи, отвечал за техническую часть, старший же, Огюст, занимался преимущественно организаторской работой. Но был и еще один Люмьер, сыгравший важную роль в создании кинематографа — их отец Антуан. Ему принадлежала фабрика, с 1883 года выпускавшая желатиновые фотопластинки — эту технологию, кстати, разработал Луи.
Мир братьев вращался вокруг фотографии: они не только помогали отцу в фабричных делах, но и любили экспериментировать со съемкой. Особенно Люмьеров привлекали снимки в движении.
Конечно, создание Томасом Эдисоном кинетоскопа, заставившего изображения двигаться, не оставило их равнодушным. Используя отдельные идеи американского изобретателя, французы создали собственную технологию — синематограф. Аппарат Люмьеров оказался куда более полноценным и доработанным — хотя бы из-за того, что он, в противовес кинетоскопу, был рассчитал на коллективный просмотр. Аппаратом же Эдисона можно было пользоваться только в одиночку.
Синематограф братья запатентовали в 1895-м. В декабре того же года Люмьеры организовали первый коммерческий показ фильмов, снятых ими к тому моменту. Он состоялся в Grand Café на бульваре Капуцинок в Париже. Публике были представлены как документальные, так и игровые короткометражные фильмы. К первым можно отнести, например, самую раннюю работу братьев — «Выход рабочих с фабрики», ко вторым — комедию «Политый поливальщик».
Первые работы Люмьеров по праву можно назвать семейными. В фильмах снимались и они сами, и их дети, и их родители. На платформе во время съемок картины «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» побывали едва ли не все родственники Люмьеров. Вот что рассказывал о кинопроцессе Луи Люмьер в конце 1940-х годов: «На перроне подпрыгивает маленькая девочка, за одну руку ее держит мама, за другую — бонна. Это моя старшая дочь, мадам Трарье, теперь уже четырежды бабушка. Там же с ними моя мать, госпожа Антуан Люмьер — ее легко узнать по шотландской шали».
Изобретение Люмьеров было оценено моментально. Едва ли не в каждом европейском городе находились желающие организовать сеанс синематографа. Братьям пришлось организовать что-то вроде франшизы: заказчики брали напрокат аппараты, а представители компании Люмьеров в пункте назначения помогали им работать с этими чудесами техники. 60% выручки при этом оседало в карманах братьев. Кстати, первый в Российской империи киносеанс тоже был проведен силами представителей Люмьеров — произошло это в 1896 году. Спустя десять дней после сеанса они же проводили съемку коронации Николая II.
Успех Люмьеров оказался ярким, но недолгим. Уже в 1902 году сеансы синематографа прекратились, аппарат уступил место новым, более совершенным устройствам. Братья, однако, успели хорошо заработать на своем изобретении, навсегда вошли в историю кино, а затем продолжили производство пленки — к слову, крайне прибыльное.
Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань?
На днях исполнилось 152 года с момента рождения одного из братьев Люмьер — Луи Жана Люмьера. Братья Люмьер известны как изобретатели кинематографа и родоначальники французской кинорежиссуры, но на этом список их достижений не заканчивается. Сначала они сделали технологию черно-белой фотографии доступной для любителей, в то время как ее могли себе позволить только профессионалы, а затем повторили успех и с цветной фотографией.
Опыты в области создания движущихся изображений проводились и до первого платного киносеанса, состоявшегося в 1895 году. Однако Люмьеры первыми построили аппарат, позволяющий не только запечатлевать на пленку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Аппарат Люмьеров был легким и удобным, поэтому запатентованное в феврале 1895 году название «кинематограф» открыло целую эру кино в искусстве.
Основы массового кинематографа
Кинетограф — аппарат для записи движущегося изображения на кинопленку
До Люмьера движущиеся картинки показывал фенакистископ Жозефа Плато (1829), зоотроп Уильяма Джорджа Горнера (1833) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879). Быстрее всех в работе продвинулся Томас Эдисон, представивший в 1889–1891 годах кинетограф и кинетоскоп — аппараты для записи и воспроизведения подвижных изображений. Но эта техника обладала большим недостатком — на кинетоскопе только один человек мог смотреть фильм через окуляр, в то время как Луи Жан Люмьер создал аппарат, показывающий фильмы на большом экране.
Изобретательские навыки Луи развивал, обучаясь в промышленной школе, одновременно помогая отцу на фабрике фотоматериалов. В 1895 году Луи изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Затем он запатентовал устройство и назвал его «кинематограф». Прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Кадровая частота съемки и показа составляла 15 кадров в секунду. При этой частоте продолжительность фильма, помещающегося на стандартную бобину 35-миллиметровой пленки, составляла 40–50 секунд.
Братья Люмьеры — Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан начали работать вместе. Пока Луи занимался технической стороной кинематографа и изобретательством, Огюст выполнял функции организатора и менеджера. И уже 28 декабря 1895 года они смогли организовать в подвале «Гран-кафе» первый публичный платный сеанс на бульваре Капуцинок в Париже. Братья показали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие.
Фильмотека была составлена таким образом, чтобы показать все возможности своего «кинематографа»: домашняя съемка, художественная съемка и репортажная. А некоторые фильмы задумывались как проморолики новой технологии. «Выход рабочих» демонстрировал солидность фабрики Люмьеров, а «Делегаты покидают зал» был отснят накануне показа, и зрители могли узнать себя на экране — так Люмьеры показывали скорость кинопроцесса. Особым достоинством «кинематографа» является съемка не в павильоне, а на улице при дневном свете. Фильм удавалось очень быстро приготовить к просмотру и показать не одному зрителю, а целой аудитории. Технология братьев Люмьер позволила впервые в истории фиксировать на пленке жизнь во всех ее проявлениях.
За вход братья Люмьер брали по одному франку. Выручка от этого сеанса составила 35 франков. Знаменитая лента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», вопреки распространенному мнению, не была представлена на сеансе. Ее показ состоялся в январе того же года.
Весной 1896 года братья Люмьер показали свой фильм на Парижской выставке и были признаны изобретателями кинематографа. После этого они отправились в мировое турне, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей, способствуя распространению кинематографа по всей Европе.
Вместе с появлением массового кинематографа появился и новый киноязык. Братья Люмьер сняли с плавно движущейся платформы (гондолы) фильм о Венеции. Сейчас такой прием называют «тревелингом». Они сняли первую кинохронику («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», 1895) и первое игровое кино («Политый поливальщик», 1895).
Скорость вращения ручки камеры влияла на эффект комизма или драматизма; появились различные способы монтажа, а для того чтобы развеселить публику, ролики показывали задом наперед. Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приемы, и техника их съемки не сильно отличалась от современного телевидения.
С 1898 года Луи занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки, затем продал патенты и продолжил свои опыты в области объемного и цветного кино.
«Автохром» Луи Люмьера
В 1903 году Луи продолжил свои открытия в другой области — фотографии. Ему удалось запатентовать способ получения цветной фотографии — «Автохром», который использовался вплоть до 1935 года. Автохром — первая массовая технология производства цветной фотографии. Автохром состоял из стеклянной пластины, на которую наносился слой лака. Этот слой лака покрывался слоем крахмала, состоящего из микроскопических гранул, окрашенных в красный, зеленый и синий цвета, пространство между гранулами заделывалось черной сажей. Гранулы работали в качестве цветных светофильтров. Затем цветной слой покрывался защитным слоем и черно-белой эмульсией.
Один из первых автохромных снимков
В Автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных гранул при просмотре на свету превращал черно-белое изображение в цветное. В 1907 году Луи оптимизирует процесс и запустит промышленное производство таких пластин. Каждый день стали выпускать порядка 6000 пластин, позволяя даже любителям делать цветные фотографии простым способом. Компания Луи была одной из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов ХХ века.
С точки зрения восприятия, изображения, полученные при помощи технологии Автохром, выглядят как синтез фотографии и живописи, за счет видимых зернышек крахмала. Приближение к живописи заметно из-за статичности картинки, по причине того, что пластина недостаточно чувствительна.
Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота
Один из самых знаменитых кадров в кинематографе
Показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» стал самым феерическим в истории карьеры братьев Люмьер. Он состоялся в январе 1896 года и произвел фурор: зрители в панике разбегались в стороны от движущегося на них с экрана поезда. «Ожившее» изображение поезда застало врасплох психологически неподготовленных зрителей.
Сюжет был обыденным: на экране появлялась остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и вдоль вагонов прогуливались пассажиры. Эффект «реальности» движущегося поезда достигался за счет движения в перспективе, который братья Люмьер показали впервые в истории на плоском экране. Поезд в натуральную величину появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая ощущение пространства. Одним из важнейших выразительных средств этого фильма стал непрерывный переход от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере.
В этом фильме были впервые показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. Пассажиры, которых попросили приехать на поезде, были друзьями и родственниками братьев Люмьер. Из-за этого фильм ошибочно называют первым в мире постановочным фильмом. Но его опередил «Политый поливальщик», премьера которого состоялась на 9 дней раньше.
В наше время фильм «Прибытие поезда» вошел в список «Самых страшных сцен кинематографа» по версии сайта Filmsite.org.
Кино и виртуальность
Просматривая кино, мы воспринимаем события на экране предельно реально, но всегда осознаем, что являемся участниками восприятия произведения искусства, а не реального события. Эта грань тем отчетливее проявлялась, чем стремительнее развивалось и распространялось кино. Сейчас сложно себе представить, чтобы движущийся поезд на экране заставил бы нас разбегаться в страхе в стороны, но поезд Люмьеров заставил публику испытать именно это. Тогда поезд воспринимался реально, а не «виртуально». Кино не было массово распространено и у публики не сформировалось устойчивое восприятие фильма, как другой реальности.
Тем, чем был поезд Люмьеров для французской публики девятнадцатого века, для нас является виртуальная реальность. Она создает специфическую среду при помощи компьютерной графики и позволяет участнику быть погруженным в эту среду и действовать в ней.
В отличие от кино, виртуальный мир нацелен не на изображение жизни, а на ее свободное моделирование. Это можно представить в виде серии жизней человека, активно использующего все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители. Он может использовать «переселение душ» и перевоплощаться в кого угодно. Но для такого перевоплощения, как ни странно, очень важно осознание участником своего собственного «Я», чтобы оставалась некая дистанция между «Я» реальным и «Я» виртуальным. Тогда человек получает необходимый ему эстетический опыт от виртуальной реальности.
Заключение
Наверное, каждый, временами, хотел оказаться в атмосфере того или иного фильма, стать не только наблюдателем происходящего, но и активным участником. Создать для себя подходящего персонажа, который, возможно, не был бы похож на реального «Я».
Кино позволило нам создавать и наблюдать другую реальность в режиме настоящего времени, погружаясь в ее восприятие. Виртуальность открыла перед нами совсем другую перспективу — перспективу реализаций наших мечтаний о перевоплощениях и желании оказаться «в другом месте и в другой час». С развитием технологий степень нашего погружения в эту реальность будет неизменно расти.
К точке пересечения кинематографа и виртуальности мы пришли своим путем. В честь 18-летия компании мы запускаем в московском офисе Gear VR-кинотеатр. Виртуальная реальность создана на основе технологии Samsung Gear VR, которая позволяет смотреть видео в формате 3D 360 градусов.
15, 16 и 17 октября Gear VR-кинотеатр будет открыт для всех желающих по предварительной записи. Записывайтесь на сеанс по ссылкам: суббота (день 18-летия Mail.Ru Group), воскресенье, понедельник.
Пока это лишь некоммерческий эксперимент, рассчитанный на короткие пользовательские сессии. Транслировать в кинотеатре мы будем ролик по собственному сценарию. О чем он? Сюрприз! Приготовьтесь к путешествию в город будущего.
Братья Люмьер
Биография
Братья Люмьер – легендарные «отцы» французской киноиндустрии, открывшие человечеству дорогу в мир кино. Они сняли первые киноролики и спроецировали их на экран. Французская синематека хранит около 1800 лент, отснятых знаменитыми братьями.
Детство и юность
Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер родились в Безансоне (Франция). Отец Чарльз-Антуан Люмьер был профессиональным художником, а также интересовался фотографией. В 1870 году семья переехала в Лион, где Огюст и Луи окончили техническую школу La Martiniere. После переезда из Безансона мать Жанна Хосефина Костиль Люмьер родила еще одного сына Эдуарда и троих дочерей.
Братья Люмьер
Чарльз-Антуан открыл небольшой завод по производству фотоматериалов. Несмотря на то, что Луи с одной из сестер трудились на фабрике с раннего утра до позднего вечера, отцу семейства Люмьер грозило банкротство. С помощью Огюста, который вернулся с военной службы, удалось наладить производство и в 1884 году нанять дюжину рабочих. В 1892 году отец ушел на заслуженный отдых, и весь завод остался в распоряжении братьев Люмьер.
Кинематограф
В 1892 году Луи и Огюст Люмьеры взялись за разработку аппарата, который мог бы воссоздавать движущиеся картины. Они запатентовали несколько важных процессов, в том числе и пленочную перфорацию, используемую для транспортировки и выдерживания пленки, хотя первоначально этот процесс реализовал французский изобретатель Эмиль Рейно. В том же году появилось устройство, запатентованное под названием «Cinématographe Léon Bouly». Идея создания «кинематографа» принадлежит Леону Були.
Киноаппарат братьев Люмьер
Усовершенствовать аппарат Були помешало отсутствие средств, поэтому права на устройство изобретатель продал братьям Люмьер. Собственную версию они запатентовали в 1895 году. Первый фильм был снят и презентован в том же году.
Дебютный частный показ состоялся в 1895 году, 22 марта. В «Обществе развития национальной индустрии» в городе Париже на мероприятии собрались 200 человек. Основной темой крупной конференции была цветная фотография, однако внимание зрителей было приковано к подвижному черно-белому изображению.
Первый фильм в истории «Выход рабочих с фабрики»Знаменитое документальное немое кино «Выход рабочих с фабрики» вошло в историю как первый фильм, показанный зрителям на большом экране. Дебют состоялся 22 марта 1895 года во время конференции в честь развития фотопромышленности во Франции.
Кстати, именно «Выходу рабочих с фабрики» выпала честь открыть первый платный киносеанс, который прошел в Париже 28 декабря 1895 года на знаменитом бульваре Капуцинок в подвальном помещении «Гран-кафе». Небольшой ролик не имеет замысловатого сюжета: на кадрах изображены рабочие, выходящие из здания. Последующие работы братьев Люмьер представляли собой небольшие сцены из реальной жизни.
Фильм братьев Люмьер «Вольтижировка»Фильм «Вольтижировка» повествует об уроке верховой езды для молодого кавалериста, который пытается забраться на лошадь.
Самой знаменитой картиной Луи и Огюста Люмьеров принято считать «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Несмотря на простой сюжет, фильм крайне популярен. Это связано с историей о реакции зрителей во время сеанса. В одном ролике впервые появились общий, средний и крупный планы при неподвижной камере.
Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»Впечатляющие размеры экрана и движущийся «в зал» поезд напугали посетителей сеанса. Картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» является одной из первых постановочных. В съемках участвовали родные и знакомые братьев Люмьер. Фильм показали в 1896 году.
Постановка использовалась еще в 1895 году в немой картине «Политый поливальщик». Согласно задумке поливающий растения садовник не замечает мальчика-хулигана, который наступил на шланг. Вода прекратила поступать, и садовник смотрит в наконечник шланга. Мальчик убирает с него ногу, и вода с напором бьет садовнику в лицо. Рассерженный, он бросается за убегающим хулиганом.
Фильм братьев Люмьер «Политый поливальщик»На роли в кинокомедии выбрали садовника Франсуа Клер, который работал в поместье Люмьеров, и сына одного из слуг. Мальчика звали Бенуа Дюваль. Сюжет киноленты стал основой еще для нескольких работ. Например, намного позже замысел «Политого поливальщика» использовался во фрагменте ленты «Человек с бульвара Капуцинов».
Седьмым фильмом на платном киносеансе в «Гран-кафе» стала немая короткометражка «Завтрак младенца» с участием Огюста, его супруги и дочери. В кадре пара кормит малышку с ложки. Этот фильм появился в 1895 году. Дочь Люмьера появилась и в картине «Вылавливание красных рыбок».
Фильм братьев Люмьер «Завтрак младенца»Длина пленки каждого короткометражного фильма составляла около 17 метров, а время показа ограничивалось 50 секундами: именно столько продолжается любой из первых фильмов.
Легендарное изобретение братья Люмьер в 1896 году демонстрировали в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее. В 1898 году Луи Люмьер продолжил заниматься усовершенствованием и изучением киноаппаратуры. Продолжал опыты в области фотографий и кино в цвете.
Огюст Люмьер
В 1903 году Луи Люмьером был запатентован автохром – способ, с помощью которого получают цветные снимки. В честь Луи Люмьера в 1914 году назван астероид. В честь изобретателя существует премия за лучший документальный фильм.
Помимо изобретения самого «кинематографа» считается, что братьям принадлежит идея регулярного показа фильмов. Фильмография родоначальников кино включает около пятидесяти короткометражных работ совершенно разной тематики. В процессе съемок появлялись новые приемы и способы. Во время сеансов в зале всегда звучала музыка (саксофон или пианино).
Луи Люмьер
Известно, что Луи и Огюст Люмьеры и подумать не могли, какие масштабы примет их «кинематограф». Они считали, что это веселый аттракцион, с помощью которого можно получить прибыль.
В 1919 году Луи Люмьер стал членом Французской академии наук. За все время в работы с кинематографом братья оставили около 1800 работ.
Личная жизнь
Имя жены Огюста Люмьера – Маргарет Винклер. Официально брак зарегистрирован в 1893 году. В браке родились двое детей: дочь Андре и сын Анри.
Памятник братьям Люмьер в Екатеринбурге
Девочка навсегда вошла в историю, так как появилась в кадрах первых фильмов. В 1914 году она скончалась от гриппа. Анри перед началом Второй мировой войны продолжил дело братьев Люмьер. Луи был женат на сестре жены Огюста, Розе.
Смерть братьев Люмьер
В 1948 году, 6 июня, скончался Луи Люмьер, 10 апреля 1954 года – Огюст. В Лионе находится семейное захоронение на кладбище Нью-Гильотье.
О смерти легендарных французских изобретателей зачастую не пишется подробно в источниках. После кончины братья Люмьер оставили огромное наследие.
Могила братьев Люмьер
В 1960 году в честь изобретателей появилась звезда на «Аллее славы» Голливуда. Кроме того, установлены памятники в Лионе и Ла-Сьоте, а также в Екатеринбурге.
Долгое время «Банк Франции» выпускал банкноты с изображением братьев Люмьер, однако в 1995 году из-за громкого исторического скандала 17-миллионный тираж был уничтожен, а производство приостановлено. Это связано с внезапными подробностями о сотрудничестве «отцов» кинематографа с коллаборационистским режимом Виши во время Второй мировой войны.
Первый в истории киносеанс. Как это было
28 декабря стало Международным днём кино. Именно в этот день в 1895-м в Париже в полуподвальном помещении лионского кафе прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер.
В 1895 году после Рождества парижан ждало ещё одно приятное событие — первый в мире кинопоказ. За несколько дней до этого на улицах столицы Франции стали появляться пёстрые афиши. На иллюстрациях был нарисован небольшой зал с креслами, на них сидели взрослые и дети, глядевшие с радостью и удивлением на экран, на котором была изображена комичная чёрно-белая сценка. И, конечно же, этому явлению было дано определение — синематограф братьев Люмьер.
Фото: © Wikipedia / By Marcellin Auzolle (1862-1942)
Уже 28 декабря люди узнали, что же означает это новое для них понятие. В доме № 14 на бульваре Капуцинов в полуподвальном помещении «Гранд-кафе», где обычно играли в бильярд, вечером начали собираться люди. Стоимость входа — 1 франк. В тот вечер братьям Люмьер удалось привлечь внимание только 35 любопытных зрителей. Но уже через неделю количество желающих побывать в синематографе Люмьер возросло в десятки раз, а перед входом в «Гранд-кафе» начали выстраиваться огромные очереди.
Братья Люмьер повесили в помещении белое прямоугольное полотно, а на противоположной стене установили на штативе ящик — аппарат, который они называли «кинематограф». Когда все зрители расположились на своих местах, свет в газовых рожках погас, а полотно, оно же экран, осветилось сиянием. Через несколько мгновений на нём появилось неподвижное изображение фотографии площади Белькур в Лионе. Картинка всё не двигалась, а зрители начинали уже нервничать, что их обманули. Но братья Люмьер стали вращать ручку своего инновационного устройства, и лошадь, запряжённая в повозку, поскакала, вместе с ней задвигались и люди.
Первая программа «Cinématographe». Фото: © institut-lumiere.org
Зрители аплодировали и смеялись. Всего в тот вечер им показали десять документальных фильмов. Но не стоит думать, что это внушительное число картин для первого кинопоказа. Длина роликов варьировалась от 30 до 50 секунд. В программу первого сеанса входили фильмы с достаточно незамысловатыми названиями: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе», «Морское купание».
«Выход рабочих с фабрики Люмьер»
Немой фильм был снят в марте 1895 года у ворот фабрики братьев Люмьер, которая располагалась в Лионе. Картина состоит из одной простой сцены, в которой рабочие, в основном женщины, покидают завод после смены. Существуют три версии фильма. После нескольких показов журналисты давали картине разные описания: например, отличалась одежда рабочих, в одной версии выезжал экипаж, а в другой — пробегала собака.
«Вольтижировка»
Вторая картина показывала обучение новобранца основам конной дисциплине — вольтижировке, когда спортсмены выполняют акробатические упражнения на лошади. Молодой человек несколько раз пытается запрыгнуть на лошадь и выполнить упражнения, но всё это выходит у него очень неловко. В финале ему всё-таки это удаётся.
«Ловля золотых рыбок»
В этом фильме один из братьев Люмьер — Огюст — появляется в кадре вместе со своей маленькой дочерью. Мужчина держит девочку около аквариума, а та пытается поймать плавающих рыбок.
«Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе»
В отличие от первого фильма, где люди скромно проходили мимо, в этой киноленте делегаты Лионского конгресса фотографического общества приветствуют оператора, а кто-то даже пытается его сфотографировать. Сейчас на месте съёмок установлена памятная доска.
«Кузнецы»
Один из кузнецов в фильме бьёт молотом по заготовке, а его коллега вращает ручку насоса. Потом в кадре появляется третий человек, который наливает одному из кузнецов попить.
«Политый поливальщик»
Самый комичный фильм Люмьеров, который фактически положил начало комедийным трюкам. Ничего неподозревающий садовник поливает цветы, к нему подкрадывается подросток, наступает на шланг, и вода перестаёт течь. Удивлённый садовник заглядывает внутрь шланга, и именно в этот момент мальчик убирает ногу, и вода под напором ударяет мужчине в лицо. Садовник в этом фильме — действительно садовник, работающий в поместье семьи Люмьер, а хулигана сыграл сын одного из слуг. Потом этот сюжет неоднократно повторяли и другие кинематографисты.
«Завтрак младенца»
И снова в кадре появляется Огюст Люмьер с дочерью Андре, только в этом фильме к ним присоединилась супруга изобретателя Маргерит. Супруги завтракают и развлекают младенца.
«Прыжок через брезент»
В фильме показана тренировка пожарных, которые учат новичка прыгать с разбега на брезент, который держат на весу другие пожарные.
«Площадь Корделье в Лионе»
Братья Люмьер решили заснять городскую площадь в самый разгар дня, когда по ней проезжают экипажи и спешат люди.
«Морское купание»
Братья Люмьер решили не ограничиваться городскими пейзажами и поехали за город, где сняли прыгающих с мостков в воду людей.
Синематограф братьев Люмьер после первого кинопоказа
Люмьеры не были ослеплены ажиотажем, который вызвал у публики их синематограф. Более того, они не верили в коммерческий успех своего изобретения и не представляли, что оно положит начало целой отрасли, в которой сейчас крутятся миллиарды. Поэтому братья решили зарабатывать, что называется, здесь и сейчас: они отправляли своих представителей в другие страны мира, чтобы те проводили там киносеансы. Их представитель побывал в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее и даже в Петербурге.
4 июля 1896 года великой княгине Марии Павловне и великому князю Кириллу Владимировичу показали синематограф братьев Люмьер, разместив его в одном из зданий на Невском проспекте в Петербурге. Как писала газета «Петербургский листок», они » изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».