братья что изобрели киноаппарат
Впереди «паровоза» братьев Люмьер: кто создал первый киноаппарат?
В 1895 году произошло событие, положившее начало существованию кинематографа. Французские изобретатели братья Луи Жан и Огюст Люмьер представили свое детище – киноаппарат, и с его помощью сняли 50-секундные фильмы «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и «Выход рабочих с фабрики Люмьер в Монплезире». Однако жителям Российской империи это изобретение показалось знакомым: двумя годами ранее одесский механик Иосиф Андреевич Тимченко уже показывал на родине «ожившие фотографии».
Всадник, опередивший поезд
Иосиф Тимченко родился в 1852 году в Харьковской губернии. Его родителями были крепостные крестьяне. Таланты будущего изобретателя проявились рано: будучи учеником церковно-приходской школы он самостоятельно спроектировал мельницу и помог односельчанам построить ее. Повзрослев, Тимченко уехал из родного села в Одессу и работал при мастерской механика и оптика Александра Эдельберга, а также трудился на заводе Российского общества пароходства и торговли. В 1880 году Иосиф Тимченко выиграл конкурс на замещение должности механика в Новороссийском университете и получил возможность наблюдать за открытиями своих великих современников – И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, А.О. Ковалевского.
В 1893 году Тимченко вместе с профессором Московского университета физиком Николаем Любимовым разработал так называемую «улитку» – скачковый механизм, позволявший резко менять кадры в стробоскопе. Прототип киноаппарата, созданный Тимченко и Любимовым, значительно повышал качество «живых картинок». Ученые доказали, что именно такой механизм нужен для того, чтобы получить эффект движения на экране. Первые в мире короткие фильмы Иосифа Тимченко под названием «Копьеметатель» и «Скачущий всадник» были сняты на одесском ипподроме. Премьера состоялась 7 ноября 1893 года в гостинице «Франция» (что символично, учитывая, что именно французы запатентуют похожее изобретение раньше Тимченко). В газете «Одесский листок» напечатали интригующее объявление: «Открывается выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины».
Демонстрация мини-фильмов в холле гостиницы продолжалась полтора месяца. Многие ходили посмотреть на диковинное устройство едва ли не каждый день. Окрыленный успехом, Иосиф Тимченко повез чудо-машину в Москву на Съезд русских естествоиспытателей и врачей. Важно зафиксировать, что произошло это 9 января 1894 года – то есть на год раньше открытия братьев Люмьер. Кроме того, аппарат Тимченко-Любимова в научном сообществе увидели на три месяца раньше, чем в США открылся салон кинетоскопов Томаса Эдисона. Увы, отечественные светила науки не смогли по достоинству оценить изобретение. В протоколе заседания секции физики киноаппарат лишь назвали «остроумным» и поблагодарили Иосифа Тимченко за работу. Ему не предложили ни запатентовать изобретение, ни наладить производство. Поговаривали, что Тимченко в отчаянье даже обращался к влиятельному предпринимателю Савве Мамонтову, но получил отказ. Киноаппарат уже не вернулся на малую родину изобретателя и превратился в экспонат Политехнического музея в Москве, да так и затерялся среди других занятных вещиц.
Не кинематографом единым…
И все же киноаппарат был не единственным изобретением неутомимого Иосифа Тимченко. Во время работы на судоремонтном заводе механик создал электрические судовые часы. По легенде, он передал их в Петербург в качестве подарка не то императору Александру II, не то губернатору, однако часы затерялись в пути и не достигли высочайших особ. Среди других изобретений, осуществленных гениальным механиком: приспособление для слежения телескопа за орбитами планет (его Тимченко создал для Одесской обсерватории), микрохирургические инструменты для глазных операций, пишущий ртутный барометр, аппаратура для грязелечебниц.
Одаренного ученого осыпали наградами на всероссийских и международных выставках в Москве, Париже, Одессе, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Тимченко взял на свое имя ссуду в пятнадцать тысяч рублей, чтобы построить здание университетских мастерских для коллег. Сейчас на этом здании в Одессе можно увидеть мемориальную табличку, рассказывающую, что здесь жил и трудился местный Кулибин. На втором этаже дома жила семья Иосифа Тимченко: жена и дочь. Ученый неслучайно был в общей сложности удостоен восьми золотых и серебряных медалей крупных научных выставок. Современники вспоминали, что даже довольно трудные задачи с техникой он мог решить своим оригинальным, но понятным способом. Если другие ученые давали Иосифу Тимченко заказы и инструкции к их выполнению, то зачастую он даже не смотрел в рекомендации – у изобретателя всегда был заготовлен свой план реализации самых амбициозных замыслов.
Харьковчанин Тимченко изобрел киноаппарат раньше братьев Люмьер!
Сегодня имя этого ученого известно только узкому кругу специалистов- А ведь Иосиф Тимченко, сын крепостного крестьянина, был автором множества изобретений в области механики, метеорологии, микрохирургии, киносъемки…
Этому можно не верить, но существует доказательство того, что за два года до событий в подвале парижского «Гран-кафе» Тимченко продемонстрировал свое изобретение сначала в Одессе, а потом и в Москве. Это был первый в мире прототип киноаппарата и первые съемки движущихся людей.
Родился будущий ученый в 1852 году в селе Окоп Харьковской губернии, в Малороссии, в бедной крестьянской семье. Юный гений почти не имел никаких шансов «выбиться в люди», но после того как ученик третьего класса церковно-приходской школы самостоятельно спроектировал и помог деревенским умельцам обустроить сельскую мельницу, его зауважали и определили дальнейшую судьбу.
Видя, как он управляется в работе с техникой, родители направили его с рекомендательным письмом в механическую мастерскую Харьковского университета. Он быстро овладел необходимыми навыками, но очень скоро воодушевился идеями Миклухо-Маклая и в 1874-м вместе с друзьями направился в Одессу, собираясь оттуда уплыть в Океанию. Но планы провалились, друзья уехали домой, а Тимченко с женой остались в Одессе, где он пошел работать в Российское общество пароходства и торговли. С 1880 года Тимченко работал механиком физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Здесь он сконструировал устройство для проверки манометров, изобрел первые в мире электронные часы, изобрел ртутный барометр. Длительное время работал над созданием автоматической телефонной станции (АТС), изобрел прибор, который помогал исследовать климат Земли и астрономические явления, разработал и внедрил в производство инструменты для глазных хирургических операций, спроектировал приспособления для Куяльницкого грязелечебного учреждения, создал модель артезианского колодца с ветряным двигателем.
Кино будет, но не у нас!
Но самое главное открытие было еще впереди – это киноаппарат. С другом по мастерской Михаилом Фрейденбергом они работали над этим открытием несколько лет. И вот в Одессе в ноябре 1893 года в гостинице «Франция» на углу улицы Дерибассовской и Колодезного переулка произошла публичная демонстрация двух коротеньких фильмов: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Через год Тимченко продемонстрировал работу своего аппарата на 9-м съезде природоведов и врачей, вскоре авторская комиссия одобрила это изобретение.
Братья Люмьеры ничего не знали о киноаппарате Тимченко, они создали свое кинопроекционное устройство по другому принципу действия, совершенно самостоятельно и независимо. Но почти на два года позже, чем украинский изобретатель. Не секрет, что владельцы известной фирмы фототоваров «Люмьер» имели свои филиалы во всех ведущих странах мира, и братья сразу позаботились о продвижении своего творения на рынок. А вот Тимченко не только не имел денег на рекламу своего изобретения – ему толком и поесть было не на что.
После своего открытия он поехал в Москву искать спонсора для дальнейшего усовершенствования своего аппарата. Но там ему дважды отказали. Изобретатель был вынужден постоянно искать разные частные заказы, чтобы заработать денег для семьи и поддержания нормальных условий в университетской мастерской. В стенах университета нашлись откровенные недруги и завистники, которые подвергали откровенной травле ученого и его единомышленников. Так или иначе, но время было упущено, и предприимчивые парижане успели быстро наладить серийный выпуск своих аппаратов и захватить рынок. Это привело к тому, что история мирового кинематографа началась не в России, а во Франции.
Иосиф Тимченко умер в Одессе в 1924 году в возрасте 72 лет и был похоронен на Втором Христианском кладбище.