братский молебен что это такое
Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского
Архимандрит Виталий († 2014) был помощником эконома шестнадцать лет. Он ходил на все молебны Преподобному. Но, учитывая нагрузку по послушаниям, отец Виталий попросил у архимандрита Кирилла (Павлова) послабления. Старец благословил его ходить только по понедельникам, средам и пятницам.
В первое же утро, когда батюшка по благословению своего духовника решил не пойти на братский молебен, ему явился Преподобный и строго укорил. Это произвело на отца Виталия такое впечатление, что он стремительно поднялся и поспешил в Троицкий собор.
С тех пор он ни разу на протяжении десятилетий не пропустил ни одного братского молебна. Даже когда случился инсульт, отец Виталий, частично парализованный, все равно ковылял в пять с небольшим утра в Троицкий собор.
Архимандрит Виталий был великим подвижником, каких сейчас трудно сыскать. Отличался кротостью и смирением, боялся даже малейшей просьбой досадить ближним. Как вспоминают духовные чада, он имел такую же сильную любовь к Богу и людям, как и духовник обители архимандрит Кирилл.
Про него говорили: «Где отец Виталий, там Пасха». Его звали «благодатным батюшкой». Он многого не рассказывал о себе, но близкие чада знают, что преподобный Сергий являлся ему восемь раз.
Отец Виталий имел дар молитвы, и некоторых чад своей молитвой он поднял со смертного одра.
Еще об отце Виталии известно, что на протяжении многих лет он ежедневно произносил проповедь.
Кроме того, по своей искренней любви к братии, он по личной инициативе постоянно ездил в Малинники за святой водой, которую привозил в больших емкостях, и эта вода находилась в братском Варваринском корпусе для каждого желающего. Дело отца Виталия продолжили младшие братия.
Источник в Малинниках, известный еще как водопад Гремячий, бьет прямо из горы. Это тот самый чудесный источник, который забил в утешение преподобному Сергию, когда он покинул свою обитель из-за претензий старшего брата Стефана на игуменство в Троицком монастыре и остановился отдохнуть на пути в Киржач.
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50‑й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
…Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.
Как правильно заказать молебен в церкви и каких Святых о чем принято просить
Здравствуйте! Все знают, что надо заказывать обедню, писать записки об упокоении, а как правильно заказать молебен в церкви, знают не все. Сегодня вы узнаете, что такое молебен и каким Святым его заказывать.
Что такое молебен и как его заказать
Молебен – это особый вид утреннего богослужения, когда просят Господа, Богородицу и Святых о послании милости или благодарят за получение жизненных благ. Его заказывают в церкви или монастыре.
Какие молебны заказывают
В каких случаях можно обращаться к прошению?
В любых, начиная о здравии и до послания хорошей невесты или жениха. Службу может заказать любой человек, любого пола, любого возраста. Но прежде, чем идти заказывать службу, раскайтесь в своих грехах, искренне попросите прощения.
Можно ли заказать некрещеному?
Нет, человек должен быть крещенным христианином. Человек, не признающий христианские заповеди, не может просить Святых и Господа о помощи. Обращение может быть к Богородице, ко Господу, Иисусу Христу и всем Святым, но только крещенному человеку.
Как написать записку?
При написании записки необходимо отметить: молебен простой или с водосвятием. Писать надо разборчиво, лучше печатными буквами в родительном падеже. Имена писать по-церковному, например, Сергия, Алексия, не Оксаны, а Ксении. Записку подают рано утром или вечером, но до проведения Литургии.
Постарайтесь позаботиться заранее, чтобы священник смог разобрать имена. В одной записке можно записать не более 10 человек. Если у вас большее количество имен, то напишите еще одну записку. Сначала надо писать мужские имена, далее женские имена, а имена детей до 7 лет пишутся в конце.
Благодарственный молебен
Благодарственный подают не только когда получили конкретную помощь. Подавать нужно в том случае, когда все в жизни складывается благополучно: есть дом, пища, хорошая работа, все в порядке со здоровьем.
К Господу, Богородице, Святым часто пишут просительные записки, когда нужна конкретная помощь или человек хочет получить облегчение в несчастьях, болезнях, разрешить социальные или бытовые проблемы.
Внимание! Сначала покайтесь, а потом пишите просительный молебен!
К каким Святым обращаться
Каким святым заказывают прошение?
Очень часто заказывают службу о работе Господу, Николаю Чудотворцу, Ангелу Хранителю, Архангелу Михаилу, Матроне Московской, Алексею человеку Божиему.
Спиридону Тримифунтскому также можно заказывать требу в трудном финансовом положении и чтобы найти достойную работу. Можно подать записочку сразу нескольким святым.
Молитва о помощи, когда вы ищите хорошую работу, исходящая из уст священника, обладает великой силой, способна помочь изменить ситуацию в вашу пользу.
Не забывайте потом заказать благодарственный молебен Господу и всем Святым, к кому обращались с просьбой.
Прошение о личном счастье
Многие девушки никак не могут выйти замуж, не зная к какому святому обращаться. О замужестве можно заказать службу Богородице — главной Ходотаице пред Спасителем, Николаю Чудотворцу.
Любимой иконой православных женщин является образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет». Перед иконой «Неувядаемый цвет» девушки, женщины просят о личном счастье и любви.
Святым Петру и Февронии подают прошение в любых семейных невзгодах. Святые обязательно помогут. Их жизнь — образец настоящей семьи, где муж и жена любят и уважают друг друга.
О любви заказывают службу Ксении Петербуржской. Об устройстве счастливого брака также заказывают молебен Ксении Петербуржской. На прошения, как женщин так и мужчин, откликается Параскева Пятница.
О примирении враждующих заказывайте службу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице пред Ее образом «Умягчение Злых Сердец» или «Семистрельная», а также страстотерпцам Борису и Глебу.
О детях
Каждая семья желает иметь детей, но не всегда эта благодать ее посещает.
О даровании детей можно писать прошение
После рождения дитя нужно подать на благодарственный молебен и просить Ангела Хранителя защищать ребеночка от бед, вести его по жизни правыми путями. Ангел Хранитель дается Богом сразу при рождении, поэтому возносить молитву надо сразу при рождении, благодарить Господа о даровании ребеночка.
Многие женщины, особенно перед первыми родами испытывают большой страх. Закажите службу о родах Божией Матери «Помощница в родах», «Иверская», «Владимирская». Молебен ко Господу «Слава Богу за все». Можно подать сразу несколько записочек и молиться самой дома.
Перед операцией, о ее благополучном исходе помогут молитвы к святителю Луке, целителю Пантелеимону, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, пред иконами «Целительница», «Казанская», «Покров».
Молитесь в храме и во время идущей операции, Господь не оставит вас без Своей помощи.
Молебны можно заказывать как в храмах, так и онлайн. Онлайн заказывают на одно имя, 200 храмов принимают заказы на проведение службы.
Читайте также
Какому святому молиться в тех или иных жизненных ситуациях
Все больше людей ходят в храмы, покупают иконы, а вот какому святому молиться знают…
Отличие молебна за здравие и за упокой
Записки с просьбой провести службу о здравии, подаются тогда, когда человек нуждается в помощи в борьбе с недугом, душевной травмой или он хочет покаяться в грехах.
Такая же служба о здравии заказывается, когда требуется добиться успеха в работе, учебе, когда отправляемся в командировку или дальнее путешествие, причем стоит просить службу на весь срок путешествия.
Читайте также
Почему, зачем, каким иконам и как ставить свечи за здравие в церкви
Многие люди хотели бы сходить в церковь, поставить свечку, да не знают, как правильно это сделать,…
О путешествующих можно написать записочку Богородице, Николаю Чудотворцу и Ангелу Хранителю. Подавая записку Святым, сами молитесь о скором возвращении путешествующего. Не обязательно читать готовый текс, молитесь своими словами, но искренне, от души.
Другие молебны о здравии можно заказывать на 1 день, 40 дней, полгода, 1 год.
Молебен за упокой – это просьба молиться о даровании покоя душе умершего. За упокой надо молиться больше и чаще, чтобы в мире ином душа обрела покой.
Читайте также
Какие, где и как ставить свечи за упокой: ответы на вопросы верующих
Посетив храм, не каждый человек знает, где ставить свечи, особенно, как ставить свечи за упокой, у какой…
Если у вас нет возможности заказать в церкви, но у вас возникла потребность в помощи или просто желаете вознести Богу благодарность, то читайте молитву «Отче наш»:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь
Ответы на вопросы
Где заказывать требу? В любой церкви, любом монастыре и онлайн.
Сколько заказывать? Можно заказать в нескольких храмах, но тот, кто заказал требу должен сам присутствовать на службе.
Сколько стоит треба? Во многих церквях нет определенной суммы. Каждый христианин сам вносит пожертвование на нужды церкви.
Как часто можно заказывать молебен? Сколько ваша душа пожелает. Ограничений нет.
О том, как ставить свечи, заказывать молебны и требы в православном храме, рассказывает Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии.
Молебен с водосвятием
Заказывая службу с водосвятие с именами ваших близких, вы должны присутствовать на богослужении, а по окончании набрать воды домой.
Чаще всего заказывают по случаю:
Можно заказать Святому, имя которого вы носите в день именин. Если не смогли в этот день, то в другой, то надо узнать, какой Святой будет помогать в вашей требе.
Во время службы проводят малое освящение воды. Эту воду можно взять домой, пить ее натощак, можно окропить квартиру, дом, приусадебный участок.
Если было освящено много воды, то другие верующие тоже могут взять ее домой. Во многих храмах стоят емкости с освященной водой, которую можно взять домой.
Уважаемые друзья, вы много узнали, как правильно заказать молебен. Мы постарались ответить на многие вопросы. Теперь вы сможете заказать в храме очень важную службу на все ваши житейские потребности и получить помощь от Господа и Святых.
Духовный оруженосец
Несколько этюдов о приснопамятном архимандрите Кирилле (Павлове; † 20.02.2017)
Мои воспоминания о российском батюшке относятся к тому времени, когда он был духовником в Троице-Сергиевой Лавре (70-80-ые годы прошлого столетия). Я часто приезжал в обитель, посещал утренние и вечерние богослужения, молился у мощей преподобного Сергия Радонежского, беседовал с монахами. Господь сподобил меня несколько раз встретиться с о. Кириллом; об этих встречах я и хочу рассказать.
Пасхальные «Птахи»
Светися, светися, Новый Иерусалиме,
Слава бо Господня на тебе возсия.
Ликуй ныне и веселися, Сионе.
Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,
О Востании Рождества Твоего.
Плотию уснув, яко мертв,
Тридневен воскресл еси,
Адама воздвигл от тли,
мне казалось, что пели не люди, а Ангелы.
Потом о. Кирилл вышел на амвон и прочитал такие слова:
«Аще кто благочестив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся в радость Господа своего. Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от Гроба возсия. »
Очень вкусная рыба
Как-то во дворе академии я встретил знакомого семинариста, который стоял в окружении нескольких собратьев по учебе.
-А чем он будет угощать?
Я, конечно, согласился.
Через несколько минут мы вошли в братский корпус, поднялись на второй этаж; мой знакомый семинарист (его звали Вадим) осторожно постучал в дверь и произнес:
-Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
Вадим открыл дверь, и мы вошли в батюшкину келию. Отец Кирилл поднялся со стула:
Мы один за другим подошли к нему под благословение.
Келия была довольно просторная; в ней было разлито тонкое, трудно выразимое человеческими словами благоухание, от которого моей душе стало очень тепло; я переводил глаза от одной иконы к другой (их было много), а потом остановился на лице батюшки: оно было приветливое и очень располагало к себе. Хозяин келии был в простом будничном подряснике, подпоясанном скромным пояском.
Мы встали со своих мест, батюшка прочитал молитву «Отче наш» и сказал:
-Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда ныне и присно и во веки веков.
Наконец мы поняли, что пора и честь знать, дружно поднялись, поблагодарили отца Кирилла за чудесное угощение. На прощание он благословил каждого из нас, и мы гуськом, один за другим, покинули гостеприимную келию.
Братский молебен
Находясь в Лавре, я всегда старался попасть на братский молебен, который начинался, если не ошибаюсь, в половине шестого утра. Он отличался редкой духовной красотой, и я решил записать его на магнитофон. Это мое желание диктовалось еще и тем, что на каждом молебне в обязательном порядке присутствовал о. Кирилл.
Я весь превратился в слух, молясь вместе с насельниками обители; все постороннее, мирское отодвинулось в сторону, как бы перестало существовать, осталось только чувство сопричастности с Богом и Его великим угодником.
Яко истинный воин Христа Бо-ога,
На страсти вельми подвизался еси
В жизни вре-еме-енней,
В пе-ениих, бдениих же и пощениих
Образ быв твои-им учеником;
Темже и вселися в тя Пресвяты-ы-ый Дух,
Егоже действием светло укра-ашен еси;
Но яко имея дерзновение ко Святей Тро-о-оице,
Помина-ай стадо, еже собрал еси му-удре,
И не забуди, якоже обеща-а-ался еси,
Посеща-ая ча-ад твоих,
Сергие преподобне о-отче наш.
Этот тропарь был мне хорошо знаком, и я тихонечко подпевал братии. Они, конечно, этого не заметили, но преподобный Сергий все, конечно, замечал, и для меня этого было вполне достаточно.
Монахи сняли свои клобуки и слегка наклонили головы, потому что отец наместник начал чтение положенного отрывка из Евангелия, а когда закончил, возникло еще одно чудное песнопение:
Христовою любовию уязвився, преподо-обне,
И Тому невозвратным желанием последова-ав,
Всякое наслаждение плотское возненави-идел еси
И, яко солнце, Отечеству твоему возсия-ял еси,
Тем и Христос даром чудес обогати-и тя.
Поминай нас, чтущих пресветлую память тво-ою,
Да зовем ти: радуйся, Сергие богому-удре.
И вслед за этим опять загремел дружный, громкий, ликующий хор монахов:
преподобне отче на-аш Сергие,
и чтим свя-атую па-а-амять твою,
и собе-есе-е-едни-и-иче А-а-а-анге-ело-ов!
«Где лучше всего ублажать преподобного Сергия, как не в этом месте, где почивают его святые нетленные мощи, и где он присутствует духом своим. И как хорошо, что я молюсь здесь не один, а вместе с этими смиренными монахами, которые, мне кажется, больше похожи на Ангелов, чем на простых смертных».
В это время отец наместник повернулся лицом к присутствующим и сказал:
-Простите меня, братие, если я согрешил словом, делом или помышлением и всеми моими чувствы.
И сделал легкий поклон.
Его голос звучал ясно и звучно.
Затем отец наместник приложился к мощам преподобного Сергия (крышка над его главой была открыта), а следом за ним и все остальные монахи. Ну а после них и мне посчастливилось приложиться к великой святыне.
Братия один за другим покидали собор. Отец Кирил вышел одним из последних. Я последовал за ним и, пока мы шли по двору Лавры в сторону братского корпуса, изложил свою одну духовную проблему. Батюшка в кратких словах посоветовал, как мне поступить. Я поблагодарил его, и мы расстались.
Батюшкино благославение
Однажды, побывав на источнике преподобного Сергия в Малинниках, я на обратном пути заехал в Лавру. Мне хотелось увидеть о. Кирилла. Но где его найдешь? С этим вопросом я обратился к знакомому монаху.
-Народу, наверно, много к нему.
-Мне нужно посоветоваться по одному вопросу, не поможешь попасть к батюшке.
-Да нет, минуты на две-три.
Через проходную мы прошли во внутренний дворик. Около дверей, ведущей в батюшкину комнату, стояла довольно большая толпа христиан. Мы подошли к другой двери; мой спутник постучал и, услышав ответ, вошел в комнату; он пробыл там не больше минуты.
Через несколько минут дверь приоткрылась, и о. Кирилл пригласил меня войти к нему. Комната была небольшая, в ней не было ничего лишнего: небольшой столик, стул, несколько икон.
-Никола угодник твой покровитель?
-Ты молишься ему о поездке?
-Даст Бог, все устроится. Ты уже начал собираться в дорогу?
-А пора. всякие мелочи надо предусмотреть. А самое главное, исповедаться как следует. Ты когда последний раз исповедовался?
-Значит, пора еще раз.
Батюшка благословил меня, и я отправился домой. Теперь я нисколько не сомневался, что поеду к Святителю Николаю. Так оно и произошло. Через некоторое время с группой паломников я прибыл в город Бари и поклонился своему небесному помощнику и покровителю.