брат 2 что случилось с братом данилы
«Брату 2» — 20 лет. Михаил Козырев — о тьме внутри Балабанова, Бодрове и о том, почему не гордится своим участием в фильме
Сергей Минаев: Двадцать лет «Брату 2». На одном из многочисленных круглых столов, на которых фильм обсуждали, Сапрыкин сказал: «Конечно, Балабанов снимал комикс». Он говорил о том, что «Брат 2» — это, безусловно, ирония. Где-то издевка, где-то гипербола. В 2015-м Прилепин написал на эту тему: «Я что-то не слышу закадрового смеха». Он имел в виду, что все снято всерьез. Ты можешь сказать, что на самом деле снимал Балабанов?
Михаил Козырев: Думаю, установка была на комикс. Блокбастер. «Можем? Можем. Давай сделаем!» У Балабанова был такой принцип: одно кино он снимал коммерческое, второе — авторское. И коммерческим зарабатывал денег на авторское.
Сергей: Первый «Брат» — авторское кино. У фильма был не очень широкий прокат, насколько я помню. И не было резонанса, сравнимого с «Братом 2».
Михаил: Премьера второй части прошла в «Пушкинском». Знаешь, на каком моменте разразился самый дикий хохот? На фразе «Вы еще, козлы, мне за Севастополь ответите!». Овации! После премьеры мы пошли, кажется, в «Бункер», который был за углом от «Пушкинского». Балабанов и Сельянов (Сергей Сельянов, продюсер фильма. — Esquire) стояли офигевшие. «Ты посмотри! Что я тебе говорил?» — «Да я представить не мог, что они так заржут на этой фразе!» Они, конечно, получили удовольствие, как любой человек, когда видит, что в точку попал. Это приятно. Но они не ожидали такой реакции — реакции, которая и показала, как народ отнесется к фильму.
Сергей: Как ты думаешь, что в этот момент чувствовал Сергей Бодров? Они ведь не просто блокбастер сняли, а народное кино. Разница огромная. «За Севастополь ответите!», «Вот уроды!» — в этом каждый зритель узнавал себя.
Михаил: Это вопрос, ответ на который я сам пытался найти у Сережи. Бодров мне всегда отвечал, что надо проводить границу между актером и героем. Между режиссером и персонажем. Нельзя ставить знак равенства.
Михаил: Помню, к этому моменту я уже отказался участвовать в происходящем. Мне стало не по себе от Франкенштейна, которого мы создали.
Сергей: Почему? Тебе стыдно, что ты в этом участвовал? Неловко? Грустно? Скажи сам, подбери это слово.
Михаил: Сложно подобрать-то. Не стыдно — потому что это хорошая работа. Наверное, я не горжусь тем фактом, что в моей биографии есть этот проект. Мне кажется, этот фильм умножил зло в этом мире. И последствия оказались куда более тяжелыми и разрушительными, чем я мог представить.
Сергей: Еще раз процитирую Сапрыкина: «Этим фильмом страна прощалась со своими комплексами». Как мне кажется, это был фильм не про комплексы и не про прощание, а про ДНК. Ты говоришь, «Брат 2» приумножил зло — я тебя уверяю, Россия оказалась в Крыму, в Восточной Украине не потому, что вышел «Брат 2». А потому что эта ДНК в стране заложена. Доренко говорил, что стране нужно бросить свое тело либо на БАМ, либо на войну, люди не хотят быть бюргерами, средним классом, им это не интересно. Ты никогда не думал об этом?
Михаил: Весь мой эмоциональный раздрай по поводу последствий этой картины заключается вот в чем: я абсолютно убежден, что у тех людей, которые поехали на Донбасс, перед глазами и в видеоплеере был Данила Багров. Я не мог представить, что этот фильм станет методичкой для поколений. А он стал! Мы-то знаем, что никаких врагов у нас нет. А после фильма люди поверили, что есть. Я, кстати, знаю из первых уст, что это был любимый фильм моего бывшего начальника, Бориса Абрамовича Березовского. И я уверен, это любимый фильм Путина, который он посмотрел не раз и который заложил в основу своей национальной программы.
Сергей: Я хорошо помню, что к 1999 году ситуация всем уже осточертела. Страна тяжело выходит из кризиса, что с нами будет — не понятно. Помнишь вциомовский опрос — какой персонаж должен руководить страной? Все хотели Штирлица. Безусловно, Багров стал героем, но страна не выбирает искусственных героев. Багров был органичен. Плоть от плоти.
Михаил: Я надеялся, что 1990-е могли не только перестроить социум и экономический уклад страны, но еще и убедить людей в неправильности парадигмы «весь мир против нас». Но этих десяти лет оказалось катастрофически мало. По мне, так страдающий алкоголизмом Борис Николаевич принципиально лучше вечного кагэбэшника Владимира Владимировича.
Сергей: Подавляющее большинство в стране считает иначе.
Михаил: Я понимаю. Как говорит Борис Борисович (Гребенщиков. — Esquire), «трудно быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране». Это неритмичная страна.
Сергей: Спустя годы ты обсуждал это с Балабановым или с Бодровым? «Видишь, что мы сделали? Понимаешь, что это агитационный фильм?»
Михаил: Эту тему я больше ни разу не поднимал ни с Бодровым, ни с Балабановым. Общался только с Сельяновым, но он говорил то же, что и всегда: «Миш, ну что ты хочешь, это Балабанов, он так чувствовал».
Сергей: А Сельянов как чувствовал?
Михаил: Сельянов, по его словам, никогда не обсуждал с Балабановым идеологические или политические вопросы в процессе работы. «Ты отвечаешь за одно, я — за другое» — и все. Думаю, в первую очередь Балабанов действительно так чувствовал, и, как оказалось, чувствовал точнее и тоньше всех. Другой вопрос, что наверняка он чувствовал и что-то еще, как в своих более тонких и сложных картинах. Но в «Брате 2″ ему нужно было именно такое мироощущение, которое он передал талантливо, при этом умножив зло в этом мире. Знаешь, я не могу этому найти подтверждения, но мне кажется, в глубине души Балабанов был человеком темным. На стороне тьмы.
Сергей: Что ты имеешь в виду? Если бы Балабанов был жив, он сейчас поддерживал бы Путина?
Михаил: Нет, конечно. Леше своих демонов хватало. Я говорю на самом примитивном уровне: внутри каждого свет борется с тьмой. И тьма — это зло.
Сергей: То есть Балабанов — злой?
Михаил: У меня такое ощущение. Думаю, в нем всю жизнь шла борьба между злом и добром. Это, конечно, плод моей фантазии, но мне кажется, зло постепенно брало верх над добром. Как будто эта тьма его медленно, но неуклонно пожирала… И картины становились все мрачнее и печальнее. И цепь всяких произошедших с ним и вокруг него трагических событий на него, безусловно, повлияла…
Сергей: Получается, зло Балабанова утянуло всех туда, в царство Аида.
Михаил: Для меня всегда на одной чаше весов было это ощущение мрака, на другой — конечно, калибр его таланта. То, что он снимал, он всегда снимал одухотворенно. На упреки к репликам его героев он отвечал: «Что плохого с этой фразой, ты что, не слышал, как на улице говорят?» Его аргумент всегда был таким: это язык улицы. Поскреби, и это внутри каждого из нас.
Сергей: Ты помнишь, что «Брата 2″ снимали в тот момент, когда в Москве взрывались дома? Именно тот сентябрь 1999-го?
Михаил: Речь о том, что это был период войны с терроризмом. Расцвет национализма по отношению в первую очередь к чеченцам.
Сергей: Известная фраза из первого «Брата», которую мы с тобой не можем произнести — но ты понимаешь какая, — была аутентична тому времени, потому что от беспредела все устали. Американцев врагами тогда никто не считал. И по фильму они не были врагами. Я сегодня прочел статью какого-то литовца, который написал, что американцы в фильме специально показаны тупыми, их можно использовать как идиотов. Нет. Тогда я смотрел на Америку, в которой на тот момент ни разу не был, как на новый мир.
Михаил: Мне кажется, здесь важен вот какой акцент. И первый, и второй фильмы — прежде всего антибуржуазные. Балабанов абсолютно левый художник. Его всегда выбешивали гламур, богатство, олигархия, мещанство. Как ни смешно использовать этот совковый штамп, этот фильм против мира чистогана. Поклонение золотому тельцу, мир прибыли, барышей — это все зло.
Михаил: А самый замечательный пацан — это водитель-дальнобойщик.
Сергей: А самый гондон знаешь кто? Тот, кто Багрову машину сломанную продал.
Михаил: Еврей, да. Который говорит: «Мы, гусские…»
Сергей: »…не обманываем дгуг дгуга».
Михаил: Все складывается в одну картину. Водитель-дальнобойщик — герой, обманщик — еврей. Честно скажу, меня в тот момент это не смущало, это же по замыслу должен был быть комикс. Но всю жизнь меня коробит от этого тезиса: «В чем сила, брат? Сила в правде, у кого правда, тот и сильней». А что за правда-то? Правда не может быть одна. Бодров ведь ни словом не оговаривается о том, что такое правда, в чем она. Правда в том, что деньги — зло? В том, что надо любить ближнего? Что жизнь человека важнее всего? Нигде расшифровки такой нет.
Сергей: Возможно, он в какой-то момент так и думал. Я процитировал его слова на концерте в «Олимпийском». Ему же не писали сценарий, правда? На том же концерте Сухоруков со сцены кричал: «Пока мы вместе, мы непобедимы!»
Михаил: Я хочу еще раз акцентировать твое внимание на контексте, в котором это все звучало. Тогда невозможно было представить, что все вернется на круги своя. Что газеты станут такими же, как были в Советском Союзе. Что опять заговорят про американских империалистов и израильскую военщину, что мы начнем вторгаться в другие страны, пестовать эту хтонь в себе и играть на самых простых, примитивных, патриотических чувствах.
Сергей: Я о чем тебе говорю: Сухоруков и Бодров, когда выходили на сцену, когда говорили про псов-рыцарей, конечно, не имели в виду, что надо немедленно в Киев вводить танки. Они говорили, может, сами того не осознавая: «Конечно, мы хотим быть империей. Конечно, нас унизили в 1991 году. Да мы их сейчас!» Я то же самое чувствовал, скажу честно.
Михаил: Я никогда этого не чувствовал. Короче, на мой взгляд, по прошествии 20 лет сложно вообще понять контекст того времени. Представить, насколько все перевернулось и изменилось за эти годы. Мое критическое восприятие всего этого, то, что я себя грызу постоянно, не могу найти ответа и переживаю, — это во многом связано с тем, что я прожил эти 20 лет и вижу, что нам не дано было предугадать, как все отзовется. Но то, как оно отозвалось, — это пи***.
Актёрские байки: «Квартет И»
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы о спорте?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «Квартетом И» по одному кадру!
ТЕСТ: Проверьте, насколько хорошо вы помните фильм «Жестокий романс»!
Журнал
12 интересных фактов о фильме «Брат-2»
По сценарию Данила Багров с друзьями должны были прийти на программу «Взгляд» и общаться с ведущим Александром Любимовым. Но в последний момент Любимов отказался сниматься и предоставлять студию для съёмок. К этому времени «московский» период был почти весь снят, и расстроенный режиссёр хотел вообще отказаться от продолжения работы, но в результате они с продюсером прошлись по коридорам «Останкино» и смогли договориться с Иваном Демидовым. Эпизод сняли в студии программы «В мире людей». Стоявшего за пультом режиссёра сыграла жена Сергея Бодрова.
В фильме должен был участвовать Юрий Шевчук, но прочитав сценарий он отказался и назвал кино «чудовищным», по сравнению с которым «Рэмбо» — верх гуманизма. Вместо него за создание саундтрека взялся Михаил Козырев, а от «ДДТ» остались только афиши в рок-клубе. Одновременно с премьерой был выпущен диск с саундтреком, успех которого был настолько велик, что почти сразу выпустили вторую часть с музыкой, не вошедшей в первый сборник.
Алексей Балабанов всегда стремился снимать все настоящее — от квартиры певицы Ирины Салтыковой до тюрьмы, где оказался Данила. Тюрьму снимали в дореволюционном здании бывшей гауптвахты Московского гарнизона, где когда-то побывали Троцкий, Берия и… рядовой Сергей Сельянов — продюсер фильма. Специально для съёмок в тюрьме привезли человека «с опытом», которому режиссёр сказал вести себя как обычно. Гримёр фильма потом вспоминала, как тщательно прорисовывала ему выцветшие от времени татуировки…
Дом банкира Белкина снимали в музее-заповеднике «Горки Ленинские». Миллионера играл Сергей Маковецкий, которому очень нравилась обстановка — антиквариат, ретроавтомобили, костюмы, шикарное кресло, в котором он сидел даже в перерывах… Съёмочная группа шутила, что актёр специально забывает слова, чтобы подольше побыть в роскоши. На что Маковецкий отвечал, что у него всего пять дней, чтобы побыть олигархом. Кстати, машина олигарха Белкина — коллекционный «Штейр 220» — когда-то принадлежал референту Геббельса.
Американская часть группы относилась к русским киношникам с опаской. По американским законам в кино запрещено снимать настоящих полицейских, настоящую полицейскую форму и настоящие американские деньги — для этого делаются специальные муляжи долларов с надписью «For Motion Picture Only». Но отчаянные русские привезли с собой чемодан распечатанных на ксероксе копий без предупреждающей надписи, договорились с полицейскими-мексиканцами об их появлении в фильме и требовали отвезти из в «чёрный» квартал, где благополучные американцы старались не оказываться…
Для съёмок был нужен трак — гигантский грузовик, символ Америки. Оказалось, что стоит он около 150 тысяч долларов, а для управления нужно получить несколько специальных лицензий. От эпизода решили отказаться, но однажды на дорогу выехало то, что было нужно — красный трейлер, груженный кукурузой! Водителя остановили, узнали, что у него есть свободных четыре часа и он согласен дать машину на это время. За руль сел актёр Рэй Толер, а водитель со словами: «Я так сына учил водить, ему 10 лет. Нет проблем!» — включил автопилот и перебрался на заднее сидение…
В фильме есть эпизод, когда сидящий в машине Данила стреляет из самопала. Режиссёру нужен был именно самопал, чтобы была аналогия с первым «Братом» и обрезом, который Данила собрал буквально на коленке. Продвинутые американские пиротехники не могли понять, что именно нужно, что за «пыж», куда и зачем крепить спички… И тогда оператор Сергей Астахов за час cделал самопал из деревяшки, железной трубки, скрепок и спичечной серы. Пиротехник позавидовал такому умению, но наотрез оказался гарантировать безопасность актёров при съёмках эпизода.
По сюжету Данилу должен был сбить автомобиль с обеспеченной американкой за рулём. Но оказалось, что остановить автомобиль в точно определённом для съёмок месте невозможно. Тогда оператор придумал ход — автомобиль стоял на месте, а его движение имитировала ездящая камера. В момент столкновения Бодров «напрыгивал» на капот, а сзади люди приподнимали автомобиль, чтобы капот проседал вниз как будто при резком торможении…
Сэкономить деньги во время работы в Америке съёмочной группе помог Александр Дьяченко, игравший братьев Громовых. Он жил в Штатах, играл в театре, работал фотомоделью, играл в хоккей и был спортивным менеджером российских хоккеистов… Например, благодаря ему сцену на хоккейной площадке сняли бесплатно, а в эпизодах снялись звёзды спорта — Алексей Морозов, Яромир Ягр и Дарюс Каспарайтис. После съёмок в «Брате-2» Александра Дьяченко начали приглашать российские режиссёры и он стал популярным актёром.
Вопреки всем предупреждениям, в «чёрном» квартале съёмочную группу встретили очень хорошо, с радостью участвовали в массовке, учили режиссера местным ругательствам, и — что самое удивительное — среди них нашелся один поклонник первого «Брата» и Сергея Бодрова! Он видел фильм на кинофестивале, а потом приобрел кассету на английском языке. Он снялся в сцене уличной драки и так старался хорошо сыграть, что в актёрском порыве сломал Бодрову два ребра.
Автором стихотворения «Родина» указан детский писатель Владимир Орлов. Оно было опубликовано в 1999 году в учебнике по интегрированному курсу русского языка для 1 класса, однако чуть позже появились доказательства, что ещё в 1987 году оно появлялось в журнале «Колобок». Принадлежало оно юкагирскому писателю Николаю Курилову ( Микалай Курилэу ) и чуть отличалось от варианта Орлова. О том, что его стихотворение использовалось в фильме, Курилов узнал от журналистов — фильм он не смотрел, так как далёк от этого жанра. От борьбы за авторские права писатель отказался, порадовавшись, что стихотворение понравилось людям.
«Брат 2», что стало с актерами культового фильма (15 фото)
В далеком 2000 году режиссер Алексей Балабанов снял продолжение своей картины «Брат». Продолжение ленты под названием «Брат 2» по праву стало самым известным фильмом режиссера. Давайте посмотрим на то, как спустя 15 лет после премьеры картины изменились актеры и как сложилась их дальнейшая карьера.
Виктор Сухоруков (Виктор Багров)
Сергей Маковецкий (Валентин Белкин)
Маковецкий и до совместной работы с Балабановым считался признанным в России актером. В «Брате-2» он очень точно передал образ типичного банкира тех лет, одновременного «очеловечив» его. Балабанов вспоминал, что Маковецкий играл без лишних подсказок и рекомендаций со стороны режиссера.
За 15 лет после премьеры «Брата-2» Сергей Маковецкий исполнил более полусотни ролей в кино и театре. Он снялся еще в двух картинах Алексея Балабанова – «Жмурках» и «Мне не больно», при этом продолжая умело жонглировать образами. Получил несколько государственных и кинематографических наград.
Ирина Салтыкова (играет саму себя)
Кирилл Пирогов (Илья Сетевой)
Александр Дьяченко (хоккеист Громов/охранник Громов)
Актерская карьера Дьяченко началась с фильма “Брат-2”. Сейчас в большом кино практически не снимается, предпочитая второстепенные роли в телевизионных сериалах. Участвовал в первом сезоне шоу “Ледниковый период” на Первом канале. В 2014 году снялся в телесериале “Мажор” в роли олигарха Соколовского. В конце 2014 года израильские СМИ сообщали, что у Дьяченко обнаружилась внебрачная дочь в Израиле. 20-летняя Эвелина очень похожа на предположительного отца, живет Тель-Авиве и служит в израильской армии. Кроме этого актер поет в собственной англоязычной группе Antigo и все еще пытается покорить западный мир.
Дарья Юргенс (путана Даша)
Александр Наумов (Хакин)
Александр Робак (читает стихотворение в самом начале фильма)
Константин Желдин (таксист в Москве)
Лиза Джеффри (телеведущая)
По воспоминаниям Балабанова, актриса оказалась очень застенчивой и очень долго смеялась над “амурным” эпизодом с Сергеем Бодровым, пораженная темпераментом и простотой русских. После съемок в фильме Балабанова завершила свою скромную актерскую карьеру, записала один джазовый альбом («Evolution Of A Woman») и перебралась из Иллинойса во Флориду. В настоящий момент работает диктором и продюсером на христианском радио Moody Bible Radio.
Олег Комаров (охранник в гимназии)
Гэри Хьюстон (источник всех бед украинских хоккеистов)
Спустя 15 лет продолжает сниматься в американских и канадских сериалах, исполнил более 50 ролей, но большой популярности у себя на родине не получил.
Кристиан Столте (чикагский полицейский)
Александр Карамнов (телохранитель Борис)
Ирина Рахманова (русалка из бани)
Эпизодическая роль с репликой “Мальчики, мы пива хотим!”. Спустя 15 лет после съемок в “Брате-2” продолжает довольно успешную карьеру в отечественном кинематографе. Снялась в ролях второго плана в нескольких российских блокбастерах (“9 рота”, “Батальонъ”, “Питер FM”). 17 сентября в российский прокат вышел драматический триллер “Клетка”, где Дарья прекрасно сыграла в компании с Дмитрием Нагиевым, Даниилом Спиваковским и Михаилом Горевым.
Алексей Гришин (стюард в самолете)
После эпизодической роли ошарашенного стюарда в самолете снялся более чем в 60 фильмах и сериалах. Работал в театре Олега Табакова.
Сергей Бодров мл. (Данила Багров)
17 лет спустя. Как ушёл от нас Сергей Бодров-младший
Сход ледника
Осенью 2002 года Бодров-младший снимал в Северной Осетии фильм «Связной» по собственному сценарию. 20 сентября режиссёр и члены съёмочной группы выехали в горы рядом с Владикавказом для проведения натурной съёмки. Из-за проблем с транспортом выезд пришлось задержать на несколько часов. Многие фанаты Бодрова считают, что, если бы не эта трагическая случайность, Сергей мог бы спастись — но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Около семи часов вечера Сергей завершил съёмку из-за плохого освещения. Собрав аппаратуру, команда поехала обратно в город и в Кармадонском ущелье попала под сход ледника Колка.
Кармадонское ущелье. Кадр из видео RT, Youtube
По официальной версии, один из висячих ледников сорвался и упал на ледник Колка, спровоцировав сход многотонной массы грязи, камней и снега. Обрушение висячего ледника можно было наблюдать со спутника, и количество жертв могло бы быть меньше, если бы кто-то следил за ситуацией в ущелье и заранее предупредил людей, оказавшихся в зоне риска. Однако последний сход ледника Колка произошёл в 1902 году, так что учёные-гляциологи ограничивались лишь периодическим мониторингом его движения.
Поиск
Под лавиной, которая накрыла Кармадонское ущелье 60-метровым слоем льда и камней, оказалось более ста человек, однако официально погибшими считаются лишь те 19, чьи тела (или фрагменты тел) удалось найти. Ещё 106 человек (включая 42 членов команды Бодрова) числятся пропавшими без вести. Попавшие под лавину люди могут прожить только несколько часов, но участники поисково-спасательной операции отказывались прекращать поиски больше года: в людях жила отчаянная надежда на то, что кто-то из жертв схода ледника мог укрыться в тоннелях под толщей снега. Один такой тоннель был раскопан в начале 2003 года, однако он оказался заполнен водой.
Каждый год в «жёлтой прессе» появляются сообщения о том, что тело Бодрова наконец было обнаружено, но, скорее всего, останки народного любимца никогда не получится найти.
Для некоторых отсутствие тела является поводом плодить конспирологические теории о том, что Сергей Бодров-младший жив. В каком-то смысле так оно и есть: Сергей Сергеевич продолжает жить в памяти и сердцах поклонников, пока мы продолжаем пересматривать его фильмы.