брашпиль что это такое
Брашпиль. Судовой брашпиль. Шпиль судовой.
Брашпиль — палубный механизм лебёдочного типа представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот. Используется для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.
Кроме якорей и якорных цепей в якорное устройство судна входят шпили, брашпили, якорные клюзы, цепные стопора, кнехты и приспособления для крепления якорной цепи.
Поднять якорь с грунта или, как говорят, выбрать якорь, можно либо вручную (так поступали, например, на малых судах в доисторическую эпоху), либо с помощью шпилей (на римских судах из озера Неми уже был найден прототип шпиля, который состоял нз платформы, вращавшейся на шарах).
Шпиль — один из важнейших механизмов, служащий не только для подъема якоря (в этом случае его называют якорным шпилем), но и для подъема реев, спуска и подъема шлюпок и т. д. На старинных судах обычно применяли два шпиля: большой и малый.
Шпиль состоял из шпилевой колонны или столба, верхняя часть которого имела восьмигранное поперечное сечение и называлась шпинделем или веретеном. На боковых гранях веретена устанавливали несколько ребер — вельпсов. Над ними находилась голова шпиля —дромгед, по окружности которого были распределены квадратные отверстия — шпиль-гаты — для установки вымбовокрычагов. С помощью последних на шпиль передавали вращающие усилия. Среднюю часть шпиля, вокруг которой обма тывали якорный канат, называли барабаном, или баллером. Чтобы воспрепятствовать вращению шпиля в противоположную сторону, в основании барабана — палгеде — делали квадратные отверстия, в которые входили палы — деревянные штыри, установленные на палубе вокруг шпиля.
Большие шпили имели по два барабана, один из которых находился на первой (нижней) палубе, а другой — на второй. Их
Рис. 461. Старинные шпили: а — малый английский; Ь — большой английский; с — небольшой средневековый.
1 — шпилевая колонна нлн столб; 2 — вельпсы; 3 — шпиндель или веретено; За — баллер или барабан; 4 — дромгед; 5 — шпиль-гаты; 6 — квадратные гнезда в палгеде для застопориваиня шпиля палами; 7 — палы; 8 — палгун; 9 — вельпсовые перемычки; 10 — цапфа; 11 —• вымбовка; 12 — выемки между вельпсами для увеличения трения троса.
применяли главным образом для подъема якорей, при этом одновременно работали люди, находившиеся на двух палубах. Колонну малого шпиля устанавливали на второй или третьей палубе, а его барабан выводили на бак (рис. 461, с).
Шпили современных парусных судов не имеют существенных отличий от шпилей старинных судов. Они состоят из оси — шпинделя, на который надет барабан. На поверхности барабана находится несколько изогнутых деревянных или металлических ребер— вельпсов, обеспечивающих более плотное прилегание троса к барабану при его вращении.
После введения цепей палгед шпиля изменили. В основание баллера поставили цепной барабан — звездочку, позволявшую удерживать цепь. В этой звездочке (называется по фамилии изо-
бретателя «барботин-кольцо») вначале делали гнезда, имевши форму звеньев якорь-цепи, а позднее — крестообразные выемки. Чтобы было легче снимать якорную цепь со звездочки, на фунда-менте шпиля устанавливают цепеотбойник (рис. 462). На современных судах шпили приводятся во вращение паровым или электрическими приводами (рис. 463).
Брашпили появились в XVII в. на торговых судах. Это горизонтальные шпили, состоящие из двух барабанов, ось которых — веретено — поддерживалась двумя боковыми битенгами. Веретено выходило через битенги наружу, на его поверхности имелся
Рис. 463. Современный электрический шпиль.
ряд квадратных отверстий — шпиль-гатов —для установки вымбовок. Посредине брашпиля находилась колонка, на которой стояли палы, скользившие по зубчатым колесам веретена (рис. 464).
Более поздние брашпили приводились во вращение балансиром — коромыслом, подымавшим и опускавшим тяги. Последние, в свою очередь, поднимали и опускали обоймы, обхватывавшие веретено брашпиля. В результате этого палы обойм — собачки действовали на зубчатые колеса, которые вращались вместе с барабаном. С боков брашпиль имел два дополнительных барабана •— турачки, которые применялись при швартовных операциях (рис. 465).
В 1896 г. англичане изготовили железный брашпиль, по устройству аналогичный деревянному, который работал тоже при помощи балансира.
Паровые брашпили (появились на паровых судах) приводились в движение двумя паровыми цилиндрами, шатуны которых вращали центральные зубчатые колеса. В случае необходимости работу брашпиля можно было обеспечить балансиром, приводимым в движение вручную (рис. 466).
На современных парусных судах брашпиль работает от электромотора (рис. 467). Правда, на малых судах и сейчас используют брашпили с ручным приводом и редуктором (рис. 468).
Заметим, что якоря на парусных и торговых судах выбиракгк и отдают в наши дни с помощью брашпилей, на военных — с помощью шпилей.
Якорные клюзы — это цилиндрические отверстия в носовой части судна, через которые проходят якорные канаты или цепи. Раструбы клюзов на старинных судах были свинцовыми, а на современных они железные; клюзы выполняют роль прокладки, между якорем и бортом (рис. 469). Для герметичного закрытия:
Рис. 466. Паровой брашпиль со вспомогательным ручным приводом.
1 — звездочки; 2 — турачки; 3 — паровой цилиндр; 4 — палубные клюзы; 5 — стопор; 6 — цспеотбойник; 7 — коромысло; 8 — муфты; 9 — рукоятки коромысла.
КЛЮЗОВ сверху во время плавания применяли деревянные пробки, называвшиеся клюз-саками, или парусиновые мешки, набитые ворсом.
Стопор якорь-цепи — это устройство, находящееся на палубе между якорным клюзом и битенгом и служащее для снятия усилий со шпиля или брашпиля при выбранном якоре (рис. 470).
Битенги устанавливали между стопором цепи и якорным шпилем; их назначение — удерживать цепь, когда якорь лежит на грунте. На старинных судах тоже имелись битенги, на которые крепили якорный канат; сам канат хранили в специально отведенном месте или канатном ящике (см. рис. 141). В качестве дополнительных стопоров применяли короткие отрезки цепи или троса — цепные или тросовые стопоры, коренные концы которых крепили на обухах, вбитых в палубу.
Зажимной подпалубный стопор (палубная машинка). Цепь проходила через шпиль или брашпиль и палубный клюз в цепной
ящик. На современных судах предусмотрено предохранительное устройство, находящееся подле палубного клюза и представляющее еще одно зажимное приспособление для якорь-цепи. Его назначение — предотвратить самопроизвольную отдачу цепи (рнс. 471).
БРАШПИЛЬ
Найдено 3 изображения:
брашпиль м. Лебедка в носовой части судна для подъема якоря и для швартовки.
Брашпиль — горизонтальный ворот, употребляемый на малых военных и на купеческих судах для подъема из воды якоря, а иногда для тяги концов и швартовов. Прежде Б. делались деревянными, теперь же изготовляются металлические и на паровых судах приводятся в действие паром. Брашпильная машинка — паровая машина, большею частью малых размеров, для приведения Б. в действие.
(Windlass) — якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические.
У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами, снабженными собачками (палами). Б. получает вращение при упоре собачек в зубчатые колеса. Обычно Б. имеет два цепных барабана, которые можно сообщать и разобщать с главным валом Б. посредством муфты трения или кулачного сцепления.
БРАШПИЛЬ, горизонт. ворот, употребляемый на судах для подъема якоря. Б. с ручным или машинным приводом. (См. рис.). На воен. судах обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана с углублениями по форме звеньев якорн. каната (для пр. и л. каната). Барабаны соединяются с осью помощью муфт трения; регулируя нажатие их маховиками, можно разобщать (для отдачи якоря) или сообщать (для выбирания его) муфту любого каната с Б. На оси Б. устанавливается сильн. зажим. тормаз, помощью к-раго якорн. канат м. б. застопорен. Пробовали устанавливать на в. судах электр. Б., но без успеха, т. к. характер работы Б. не подходит к работе электромотора, ибо нагрузка сильно меняется в различн. моменты подъема якоря и м. перегорать предохранители.
БРА́ШПИЛЬ, я, ч., спец.
Палубний механізм лебідкового типу, встановлений на носі корабля для підіймання якоря і натягування тросів при швартуванні судна.
Брашпиль давно потребував ремонту, а механік не звертав на це ніякої уваги (О. Донченко).
Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. Брашпиль может иметь одну или две турачки, а также быть без турачек.
Брашпиль
Примечания
Подъёмно-транспортные машины | |||||
---|---|---|---|---|---|
Грузоподъёмные |
| ||||
Транспортирующие | Багажная карусель • Канатная дорога • Конвейер • Нория • Патерностер • Траволатор • Элеватор • Эскалатор | ||||
Подвесного однорельсового транспорта | Подвесной электротягач • Электро- и автотележки | ||||
Напольного транспорта | Погрузчик • Транспортировщик паллет • Тягач • Штабелёр • Электрокар | ||||
Погрузочно-разгрузочные | Автомобилеразгрузчик • Вагоноопрокидыватель • Инерционный разгружатель • Ковшовый погрузчик • Пневморазгрузчик • Разгрузочно-штабелёвочная машина • Разгрузочная машина скребкового типа | ||||
Другие | Механизированная система парковки автомобилей: Автомобильный накопитель элеваторного типа • Навесное оборудование для погрузчиков • Многоярусный автоматический паркинг |
Полезное
Смотреть что такое «Брашпиль» в других словарях:
БРАШПИЛЬ — (гол.). Горизонтальный ворот на судах для вытаскивания якоря и поднятия тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАШПИЛЬ Горизонтальный ворот на судах для поднятия тяжестей. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
БРАШПИЛЬ — (Windlass) якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические. Брашпиль. У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами … Морской словарь
брашпиль — лебедка Словарь русских синонимов. брашпиль сущ., кол во синонимов: 4 • абня (4) • лебедка … Словарь синонимов
Брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. Брашпиль может иметь одну или две турачки, а также быть без турачек. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БРАШПИЛЬ — (нидерл. braadspil) судовая лебедка с 2 барабанами на горизонтальном валу для подъема якоря или для швартовки … Большой Энциклопедический словарь
БРАШПИЛЬ — БРАШПИЛЬ, брашпиля, муж. (голланд. broads pit) (мор.). Горизонтальный ворот на носу корабля для поднятия якоря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БРАШПИЛЬ — муж., мор. лежачий ворот, лебедка рычажная, баран, навой, лежачий вал, поворачиваемый рычагами, для подъема тяжестей, якоря. Брашпильный, брашпилевый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN windlass DE Ankerwinde FR guindeau … Справочник технического переводчика
Брашпиль — БРАШПИЛЬ, горизонт. воротъ, употребляемый на судахъ для подъема якоря. Б. съ ручнымъ или машиннымъ приводомъ. (См. рис.). На воен. судахъ обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана съ углубленіями по формѣ звеньевъ якорн. каната (для пр. и л.… … Военная энциклопедия
БРАШПИЛЬ — (от голл. braadspil) лебёдка с горизонтальным валом и двумя барабанами для подъёма судового якоря, а также для швартовки судна. Б. бывают ручные (небольших размеров), с паровым, электрич. или гидравлич. приводом. См. рис. Брашпиль … Большой энциклопедический политехнический словарь
БРАШПИЛЬ
Смотреть что такое «БРАШПИЛЬ» в других словарях:
БРАШПИЛЬ — (гол.). Горизонтальный ворот на судах для вытаскивания якоря и поднятия тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАШПИЛЬ Горизонтальный ворот на судах для поднятия тяжестей. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
БРАШПИЛЬ — (Windlass) якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические. Брашпиль. У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами … Морской словарь
брашпиль — лебедка Словарь русских синонимов. брашпиль сущ., кол во синонимов: 4 • абня (4) • лебедка … Словарь синонимов
Брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. Брашпиль может иметь одну или две турачки, а также быть без турачек. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БРАШПИЛЬ — (нидерл. braadspil) судовая лебедка с 2 барабанами на горизонтальном валу для подъема якоря или для швартовки … Большой Энциклопедический словарь
БРАШПИЛЬ — муж., мор. лежачий ворот, лебедка рычажная, баран, навой, лежачий вал, поворачиваемый рычагами, для подъема тяжестей, якоря. Брашпильный, брашпилевый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN windlass DE Ankerwinde FR guindeau … Справочник технического переводчика
Брашпиль — БРАШПИЛЬ, горизонт. воротъ, употребляемый на судахъ для подъема якоря. Б. съ ручнымъ или машиннымъ приводомъ. (См. рис.). На воен. судахъ обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана съ углубленіями по формѣ звеньевъ якорн. каната (для пр. и л.… … Военная энциклопедия
Брашпиль — Главный брашпиль французского спасательного судна Abeille Bourbon … Википедия
БРАШПИЛЬ — (от голл. braadspil) лебёдка с горизонтальным валом и двумя барабанами для подъёма судового якоря, а также для швартовки судна. Б. бывают ручные (небольших размеров), с паровым, электрич. или гидравлич. приводом. См. рис. Брашпиль … Большой энциклопедический политехнический словарь
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.